Сценарий для школьного театра шварц обыкновенная история. Литературная гостиная, посвященная творчеству шварца

Людмила Рыбакова

«ДВА КЛЕНА» Сценарий театрального представления по одноименной сказке Е. Л. Шварца для детей подготовительной группы

21 октября 2016 года исполняется 120 лет со Дня рождения писателя-сказочника Евгения Львовича Шварца.

Евгений Шварц – один из немногих писателей, чьи сказки сопровождают человека в течение всей его жизни. В детстве нас захватывают волшебные сказки - «Золушка», «Новые приключения кота в сапогах», «Царь Водокрут». В юности, писатель говорит с нами о любви в «Обыкновенном чуде».

В зрелости заставляет думать и понимать о многом в сказках, ставшими притчами - «Тень», «Голый король», «Каин – ХY111», «Дракон».

Каждому возрасту своя сказка!

Пьеса-сказка «ДВА КЛЕНА» была написана Е. Шварцем в 1953 году, но не утратила своей актуальности и в наше время, потому что учит:

Слушаться родителей (непослушание двух братьев привело к беде и принесло горе и маме и детям);

Только любовь и забота мамы способна помочь детям в трудную минуту, и об этом надо помнить всегда;

Быть добрым, сочувствовать, сострадать и помогать слабому, попавшему в беду;

Труд, знание и умение, смекалка, находчивость помогает людям не отчаиваться, а идти к своей цели до конца.

Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться и взрослые и дети. Сделаешь одно доброе дело, и оно вернется к тебе в десяти кратном размере.

Люби природу, бережно относись к ней. («Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь», - просят деревья сыновей, вновь ставшими людьми.

Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию Театральное представление по мотивам одноименной сказки Е. Шварца «ДВА КЛЁНА» (для детей подготовительной группы).

СПЕКТАКЛЬ «ДВА КЛЕНА» (по мотивам одноименной пьесы-сказки Е. Л. Шварца)

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Василиса – работница, её сыновья: Федор, Егорушка, Иванушка; Баба Яга, Медведь, Котофей Иванович, Шарик, Мыши, Избушка

Декорация: Дом Василисы, перед домом скамья. Лес. (Плоскостные деревья). Поляна. Большое бревно (скамейка, задрапированная тканью). Два клена – нарисованы на плоском картоне в форме тампарески. Мельница – картонный макет. Сундук. Мешки.

Увертюра. Мелодия «В гостях у сказки». Открывается занавес.

Сцена 1. Лес.

Медведь, кот, собака сидят на бревне, ведут разговор.

Медведь: Как нас баба Яга к себе в избушку взяла,

В работу определила, не поила и не кормила.

Кот: Ни разу не похвалила,

Только ругала да корила.

Шарик: Лишь себя злодейка любит,

А другого – то погубит

Т. Морозова «Бабка Ёжка» (минусовка). Из леса выходит Баба Яга с метелкой (любуется на себя в зеркало)

Баба Яга: Я бабулечка, Я –Ягулечка!

Полюбуйтесь все…красотулечка!

Хороша я, хороша! раскрасоточка-душа!

(зверям): А вы вон убирайтесь,

На глаза не попадайтесь!

Что в вас проку, одна безделица. (выметает их метлой)

(задумывается) : А прислуживать мне будет

Василиса –рукодельница.

Заманить бы ее побыстрей (думает)

Украду я ее сыновей!

Она искать их отправится,

Да сама ко мне и явится!

(радостная уходит)

Сцена 2 Изба Василисы и ее детей. Перед избой сидит Ваня, он «делает из прутика дудочку».

Русская народная мелодия «Ах вы, сени!» Выходят 2 брата Федор, Егор. Они играют в догонялки и дразнят друг друга.


Егор: Федя-редя, съел медведя!

Федя: Егор- мухомор, проглотил забор!

Егор: А что, пойдем в лес, Федя,

Может увидим медведя!

Федя: А что, пойдем в лес, Егор,

Найдем мухомор! (оба берут корзинки, готовы уйти)

Иван: Мама в лес ходить не велела!

Егор и Федя: А мы уже большие, -

И тебе до этого нет никакого дела!

Иван: У матушки надо спроситься!

Егор и Федя: А мы быстро, и без спроса

Сумеем возвратиться. (уходят)

Сцена 3. Поляна. Федя и Егорушка собирают грибы.

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского. Налетает БЯ и подхватывает их- они держатся за ее метлу и крича «Мама!» улетают с ней. Прилетели.

Баба Яга: Превращу вас в клены – крона высокая,

Не найдет вас мать одинокая!

Сцена 4. Изба Василисы. Из дома выходит Василиса и Иван

Василиса: Ты, Ванюша здесь оставайся,

Да братишек своих дожидайся.

Иван: Ты возьми меня, матушка тоже!

Василиса: Нет, нельзя, это не гоже!

Через лес я пойду, через поле,

Не унять материнское горе! (прощаются)


Сцена 5. В лесу.

Василиса идет и зовет: Федя! Егорушка!

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь.

Василиса: Кто там по лесу ходит,

Между сосен бродит?

Места себе не находит?

Медведь: Это я Медведь Бабы Яги. Ты меня не бойся, не беги.

Обманом меня Баба Яга заманила и держит! (плачет)

Василиса: Не плачь, Мишенька, я тебя медом угощу,

Да только весь дать не могу,

Сыновьям несу! Не видал ли ты детей моих?

(Медведь отрицательно качает головой).

Придется у Бабы Яги расспросить про них!

Где ее избушку мне найти?

Медведь: Яги дома нет. Она в пути.

А избушка сама сюда явится,

Поскольку гуляет где хочет,

Где ей самой нравится!

(Зовет избу): Цыпа-цыпа-цыпа!

Берегись, курьи ножки бегут по дорожке!

Чужого в дом не пускают: затопчут, растолкают

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется избушка, она кудахчет

Василиса: А я лаской их обогрею,

О многом спросить сумею:

Ой вы ноженьки куриные,

Крылышки почти орлиные,

Как пройдетесь по дороженьке,

Затанцуют ваши ноженьки!

Ох, дивится народ, восхищается!

До чего же ваш танец всем нравится!

Танец Избушки Русская народная мелодия «Светит месяц»

Из избы выходит Баба Яга. Звучит «Баба Яга» П. Чайковского

Баба Яга: Ну, здравствуй, Василиса!

Ты, говорят, большая мастерица:

И готовить, и прясть умеешь

И в хозяйстве разумеешь!

Мне послужи-ка,

Воды с болотца принеси-ка!

Василиса: Не слуга я тебе, Ягусечка,

И слугой мне не быть, бабусечка!

Баба Яга: Коли так разговор поведешь,

То сынков своих никогда не найдешь!

Василиса: За детей все отдать я готова!

Верни мне Федю и Егора!

Баба Яга: Возвратить не обещаю,

А послушать разрешаю!

(хлопает 3 раза в ладоши)

2 Клена: Мама, мама, помоги! От Яги убереги!

Мы домой хотим, домой!

Нас возьми скорей с собой!

Василиса (бегает, ищет детей, подбегает к 2 кленам):

Феденька! Егорушка! Отзовитесь!


Баба Яга: Молчать! Запрещаю отвечать!

(Василиса плачет. Баба Яга смеется.)

Баба Яга: Делай, что я прикажу.

У меня лишь 3 заданья,

Что потребует старанья.

Коль тебя я похвалю…(задумывается)

То детишек отпущу!

Что, согласна ты?

Василиса: Согласна!

Баба Яга: Очень рада! Это мне как раз и надо!

Баба Яга: Вот амбарчик.

Перебрать тебе велю,

А к утру и посмотрю!

А еще, чуть не забыла:

Мельницу построй на диво.

Перемелешь все зерно,

Утром посмотрю в окно!

Ну а этом сундуке золото хранится (открывает)

Нету золота, не стало!

Все украли! все пропало!

Медведь: Верно, ты, Яга забыла,

Сама золото зарыла!

Баба Яга: Ой и точно!

Ты сундук отыщи

И ко мне притащи!

До свидания,

Опять полечу я отдыхать!

А уж утром прилечу,

Над тобой похохочу…(улетает)

Василиса: Что же, время дорого, пора за дело приниматься!

Медведь: Нам не справиться вдвоем! Кота и собаку позовем!

Шарик! Котофей Иванович, пожалуйте сюда!

Василиса: (гладит по головке) : Какие вы хорошие Шарик! Котофей Иванович

Медведь: Что Василиса скажет, то и делайте

Василиса: Ты Шарик, золото ищи!

Ты котик, мышек позови: зерно перебрать,

Да и нам некогда скучать:

Мы с Михайло Потапычем пойдем мельницу строить. (уходят)

Котофей Иванович: Мышки, мышки, быстро к нам!

Я задание вам дам!

Вот амбарчик.

Здесь зерно перепуталось давно:

Рожь да пшеница, ячмень да чечевица.

Перебрать я вам велю,

А к утру и посмотрю!

Русская народная мелодия «Гусачок» Танец-импровизация «Мышки перебирают зерно в мешки»

Русская народная мелодия «Полянка». Импровизация «Строим меленку». Василиса и Медведь имитируют постройку мельницы. и выносят из не мешки с мукой.

Русская народная мелодия «А я золото хороню». Импровизация «Шарик в поисках мешка с золотом»

(Шарик бегает и подбегает к большому камню, старается его сдвинуть с места)

Навстречу Шарику выходит Иван.

Иван: Кто ты, песик?

Шарик: Шарик я!

Иван: Не видал ли мою маму?

Может знаешь, где она?

Василисою зовут.

Шарик: Братья с мамой вместе тут!

(Шарик хочет поднять большой камень, под ним сундук с золотом.)

Шарик: Помоги, Ванюша мне, а иначе быть беде.

(Оба поднимают камень и достают оттуда сундук с золотом)

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь и несет мешки с мукой.

Медведь: Мы работали весь день.

Отдохнем, присядем в тень

Василиса: Клены ласково шумят,

Отдохнуть и мне велят (садится под кленами)

(Ваня видит маму и обнимает ее)

Ваня: Мама! Дома я не мог остаться,

Решил в дорогу собираться:

Маму милую нашел…

Василиса: Молодец, что ты пришел!

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского Выходит незаметно Баба Яга. Смотрит кругом и видит, что все сделано

Баба Яга: Всё успела? … все смогла …

Но хвалить не буду я.

Спрячу с златом сундучок,

Не найдешь его, дружок. (убегает с сундуком)

Ваня: Стой, Яга, сундук отдай!

Баба Яга: А, попался! Так и знай!

Никого я не люблю,

Зло и пакость лишь творю!

Василиса: Я исполнила заданья –

Ты исполни обещанье!

Баба Яга: Ха-ха-ха. Еще заданье – дополнительное!

Пока солнышко не село,

Ты его исполнишь смело.

Разыщи своих сынков…

Не найдешь, так будь здоров! (убегает)


Василиса (подходит к 2кленам):

Шелест нежный кленов этих говорит мне:

Это дети заколдованы стоят,

Я нашла своих ребят!

Как же чары злые снять?

Как мне их расколдовать?

Кот, Шарик и Медведь: Цып –цып-цып! Приди, избушка

Принеси живой воды,

Что хранится у Яги.

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется Избушка, отдает ведро с живой водой.

Василиса поливает 2 клена водой, «мальчики оживают» (выходят из тампаресок, обнимают Василису.

Василиса: Вы, сыночки мои,

Голубочки мои,

Как я рада опять

Всех вас вместе обнять!


Иван: Мама, милая, родная,

Самая лучшая и дорогая. (обнимает маму)

Егорушка: Всю любовь и заботу мамы

Сбережем, сохраним навсегда мы! (обнимает маму)

Федя: Мы любовь твою не забудем,

Огорчать нашу маму не будем! (обнимает маму)

Выходят все участники спектакля.


Заключительные слова всех героев сказки:

Пусть в семье будет мир и удача,

Слезы радости, счастья – не прячем!

Всем хотим сказать по секрету,

Что запомним мы сказочку эту!

Чтобы не было горя, печали,

Мама, ты прости, что тебя огорчали!

И не в сказке, а в жизни мы скажем

Навсегда с нами мамочка наша!

Русская народная мелодия. Общая Пляска.

Тематика сказки актуальна и может быть использована на Праздниках: Осени, 8 Марта, День Матери, День Семьи, в работе Театрального кружка.

Спасибо за внимание!

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.

Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера.

Преподаватели - , учитель русского языка и литературы,

Учитель информатики

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество. Литературная гостиная «Жил-был сказочник».

Продолжительность занятия – 90 минут

Образовательное учреждение – Томская область , ЗАТО Северск, Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 000»

В массовой практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме традиционного урока, что снижает эффективность учебного процесса.

В январе 2008 г. исполнится 50 лет со дня смерти. О творчестве Евгения Львовича Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому решила посвятить урок изучению жизни и творчестве этого замечательного драматурга и провести его в нетрадиционной форме, в форме литературной гостиной. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к уроку, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы занятия под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, подготовить к восприятию фрагмента из сказки.

Сценка №1. Отрывок из пьесы «Тень»

Сценка №2. Отрывок из пьесы «Дракон»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы, показать особенности сатирических образов Шварца.

Продолжение рассказа о жизни Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №3. Отрывок из пьесы «Обыкновенное чудо»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы.

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, показать особенности философской лирики.

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Литературная гостиная, посвящённая Е. Шварцу,

«Жил – был сказочник».

Ведущий 1.

…В самые темные годы от сказочника-поэта мы столько вдохнули свободы, столько видали света…

Эти стихи поэтесса Ольга Берггольц посвятила удивительному сказочнику, писателю и драматургу. Пьесы - сказки Шварца: «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - знает каждый; фильмы, поставленные по его сценариям, «Золушка», «Дон Кихот», с детства любимы и вызывают только восторг.

Ведущий 2.

«Н а свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр Николай Павлович Акимов. И это есть обыкновенное чудо.

Ведущий 3.

Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.

Ведущий 4.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября , родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Ведущий 1.

Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.

Ведущий 2.

Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Он как-то сразу стал своим во всех петроградских литературных кружках, из «серапионов» он особенно подружился с Зощенко. Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Чуковский взял его к себе в секретари.

Ведущий 3.

Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.

Ведущий 4.

В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата. Вот как вспоминает свою первую встречу с руководителями отдела Л. Пантелеев (отрывок из кн. «Мы знали Евгения Шварца», стр.42)

Ведущий 1.

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни. Но для того, чтобы соединиться, обоим пришлось сломать то, что у них сложилось до встречи. Евгению Львовичу это было особенно трудно, так как он оставил жену и дочку.

Ведущий 2.

Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Волшебник . В тот день, когда началась эта сказка, в страну, где жили наши герои, приехал учёный. Его зовут Христиан – Теодор. Он добр, легковерен и близорук . Может быть, поэтому он и не заметил, как любит его самоотверженная Аннунциата, и влюбился в неизвестную белокурую красавицу, живущую в доме напротив.

Исполняется вальс.

Хозяйка.

По чисто сказочной случайности красавица эта оказалась принцессой. С этого начинается пьеса, с этого начинаются все злоключения Христиана Теодора.

Отрывок из пьесы «Тень»

Ведущий 3.

В сказке, как будто списанной с действительности 30 – 40-х годов, от ученого отворачиваются друзья, его предает невеста, но не желает унижаться перед своей тенью, и за это его казнят. По счастью, ученого воскресили, и он вместе с преданной Аннунциатой покинул эту страну. Ведь это уже не сказочная страна. Сказка когда-то жила здесь, но её выгнали.

Ведущий 4.

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован и осел в столице Таджикистана. Через некоторое время удалось вызвать и Евгения Львовича. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством . Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Сценка из пьесы «Дракон».

Ведущий 1.

В последнее время Шварца всё чаще называют Ланцелотом. Но ни характером, ни поступками своими Шварц не походил на своего героя. Настоящий Шварц знал и неуверенность в собственных силах и страх. Это сейчас пьеса «Дракон» воспринимается как сатира на Сталина. На самом же деле смеяться над Сталиным Шварц никогда не решился бы. Это обстоятельство, возможно, и позволило ему создать гениальную пьесу не про Сталина, а про человеческую натуру, в которой заложено нечто такое, что делает возможным существование тоталитаризма. В сказке Ланцелот в открытом бою спасает и свою возлюбленную, и весь город. А что мог сделать Евгений Шварц? Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его ближайшие друзья – Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс. Кошмар 30-х годов воспринимался им как нечто мистическое, похожее на козни Дракона. Но он никогда не называл зло добром, не учил ни классовой, ни какой–нибудь другой ненависти. Не случайно вскоре после ареста Заболоцкого ночью и в квартире Шварца раздался страшный звонок в дверь. Некто постарался напомнить драматургу, что может прийти и его черёд.

Ведущий 2.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям. Исполняется «Песня Волшебника».

Сценка из пьесы «Обыкновенное чудо».

Ведущий 3. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно - ведь повествовала она о Любви. Мало того - в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин? Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника.

Волшебник. Стихотворение « Меня Господь благословил идти…»

Ведущий 4.

Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. По-моему, каламбур удался… А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.

Песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» (Выходят все актёры)

Данная презентация является демонстрационным материалом к конференции по творчеству Е.Л.Шварца - русского драматурга 20 века. Она способствует наглядному познакомству учащихся с личностью Е.Шварца, раскрывает своеобразие творчества драматурга и и показывает богатые возможности жанра сказки.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Составила: учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 3 О.В.Маслова
Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь".А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.
Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. Е.Л.Шварц русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Е.Шварца прошло в г.Майкопе. Е.Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К.И.Чуковского, а в 1923–1924 – журналистом различных изданий г.Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград». В 1924 Е.Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Е.Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) - 1924 – 1943 г. В эти годы Е.Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Е.Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Е.Шварца. В 1929 Е.Шварц написал свою первую пьесу "Ундервуд". Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца – подобно Марусе из "Ундервуда" и девочке Птахе, героине пьесы "Клад" (1933). В 1934 режиссер Н.Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса "Похождения Гогенштауфена" – сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина – доброй феей. Пьеса "Тень" (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х.К.Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы "Брат и сестра" (о спасении детей со льдины) и "Наше гостеприимство" (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда "Одна ночь" (1942), в которой также не было элементов сказки. В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой "Дракон" (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием. Ознакомившись с режиссерской экспозицией "Дракона", сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, – оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, – зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца "Голый король" (1934), "Красная Шапочка" (1936), "Снежная королева" (1938), "Золушка" (1946), "Обыкновенное чудо" (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его "Автобиография", написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом.

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896–1958) «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Тень», «Убить дракона» - любимые всеми с детства кинофильмы, снятые по пьесам Евгения Шварца, «главного сказочника» нашей страны. Его сочинения, созданные в самые мрачные годы советской истории, только притворяются сказками. При внешнем неправдоподобии Шварц с поразительной точностью вскрывает суть миропорядка и человеческих отношений. Автор словно смотрит на человека сквозь увеличительное стекло, поражая читателя насыщенностью действия и мысли, сжатостью диалогов и пронзительной точностью оценок – и все это на фоне безобидных сюжетов андерсеновских сказок. Проживут ли лучшие произведения Шварца еще сто лет? Его сказки – не просто политическая сатира на тоталитарный режим. Шварц писал аллегорически, без политических привязок, что и делает его автором на все времена. И.Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В.Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы "Первоклассница", "Золушка", "Дон-Кихот", в которых снимались блистательные актеры Э.Гарин, Я.Жеймо, Ф.Раневская, Н.Черкасов, Ю.Толубеев и др. Пьесы и сказки:"Обыкновенное чудо" "Дракон""Голый король""Тень""Повесть о молодых супругах""Снежная Королева" "Два клёна""Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Сказка о потерянном времени" "Рассеянный волшебник"
Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»
Литературное наследие Е.Л.Шварца. "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах" (1937); "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Сказка о потерянном времени» (1940); «Сказка о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).
Сказки для детей Е.Л. Шварца.«Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» Мальчики и девочки, маленькие лентяи и бездельники, теряли понапрасну время. Злые волшебники, ой, как хотели помолодеть. И вот свершилось злое колдовство – мальчики и девочки стали старичками, а старые волшебники помолодели. Когда дети столкнулись с жизненными вопросами: те, кто стар, уже мудр, чего-то добился в жизни, а они могли так и остаться неучами, растерять всех друзей, все прелести школьной поры и молодой жизни, пришлось бороться за то, чтобы вернуть себе украденные годы.Конец у сказки поучительный и добрый: пришлось детям найти друг друга и успеть к полночи добежать до лесной избушки, перевести стрелки назад. Школьники вернули свою молодость, и получили настоящий урок для дальнейшей жизни.
"Сказка о потерянном времени"(1940). Фильм на все времена.«Ска́зка о поте́рянном вре́мени» - фильм по мотивам сказки Евгения Шварца. Снят в 1964 году. Фильм на все времена. Сценарии, созданные Е.Л.Шварцем. 1930 - Настоящие охотники. 1931 - «Товарный 717». Немой фильм. Соавтор В.Петров. 1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым).1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым).1938 - Доктор Айболит.1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского.1947 - Золушка (сценарий 1945 года).1948 - Первоклассница.1957 - Дон-Кихот.1959 - Марья-искусница.1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с Николаем Эрдманом).1966 - Снежная королева. Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Шварц. Его сказки - добрые и открытые людям, как и сам писатель - знает каждый, фильмы, по его сценариям, с детства любимы и вызывают только восторг. Николай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». И это действительно обыкновенное чудо, совершенное необыкновенным человеком и писателем Евгением Шварцем.
В 40-х годах судьба связала Шварца с театром Комедии. Именно для театра Комедии он пишет свои пьесы, которые с колоссальным успехом ставит Николай Акимов. «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» стали одними из лучших спектаклей театра. Сам Акимов старается всячески способствовать написанию новых произведений. Иногда Николаю Павловичу приходилось запирать Шварца в комнате, чтобы тот, от рождения немного ленивый и неторопливый, а главное, не любивший ничего планировать, садился и писал новые пьесы. «Шварц - явление исключительное и драгоценное, - говорил Акимов. - Это я заключил рано и тогда же понял, что иметь с ним дело трудно из-за его неорганизованности - он не признавал плана и не умел его сочинить. План рождался по мере писания диалога, и тогда же возникали непредусмотренные логикой ходы и даже персонажи».
Е.Л.Шварц и театр. Е.Л.Шварц и театр. "Странности, забавности текста Шварца были плодом его непрерывных устных упражнений с друзьями. Он был лентяем - писал по необходимости. Обожал болтать и пить чай с друзьями. Будучи очень целомудренным человеком, не был ханжой. Все поколения обожали его" - такую характеристику дает великий режиссер Шварцу. Евгения Львовича постоянно просили создавать советские пьесы. Он пытался, но ничего путного не получалось, так как, видно, Шварц не был способен описывать жестокую действительность, она никак не входила в рамки его широкой фантазии, дара все воспринимать сказочно и необыкновенно. Наверное, поэтому Шварц нашел такое соприкосновение с сказками Андерсена. «Тень» открыла собой жанр философской сказки, а спектакль по этой пьесе стал своеобразным символом театра Комедии, как в свое время «Чайка» во МХАТе. Шварц умел увидеть ироничное и забавное в любой ситуации. Это роднило его с Акимовым, обладавшим ясным и острым умом. Именно Акимову принадлежит идея создания самых любимых и знаменитых сказок - «Тень» и «Дракон». С Акимовым Шварца также объединяет общая работа над фильмом «Золушка», инициатором создания и художником которой был сам Николай Павлович. Я «не волшебник, я только учусь», - эти слова Шварца навсегда запечатлелись в нашем уму. На кинопленке запечатлены и другие произведения по сценариям Шварца. Это любимые всеми фильмы «Снежная королева», «Убить дракона», «Тень», «Обыкновенное чудо». Из всего сказанного о Шварце можно заключить следующее: «Великая объединяющая сила сказочного мира не слабеет… Он сам собою, по всем законам, сказочным и жизненным, включился в борьбу… За силы созидающие - против сил разрушительных» - эти слова, когда-то сказанные Шварцем о Г.Х. Андерсене, с полным правом можно отнести и к нему самому. Театральные постановки. Ленинградский ТЮЗ1929 - Ундервуд - режиссёры А. Брянцев и Б.Зон.1933 - Клад- режиссёр Б. Зон.1939 - Снежная королева - режиссёр Б. Зон Кот в сапогах - режиссёр П. Вейсбрём. 1954 - Два клёна - режиссёр П. Вейсбрём.Театр Комедии1940 - Тень - режиссёр Н. Акимов.1941 (12 августа) - Под липами Берлина - режиссёр Н. Акимов.1962 - Дракон - режиссёр Н. Акимов.Центральный детский театр1948 - Снежная королева – режиссеры О. Пыжова, Б. Бибиков.Снежная королева - режиссёр А. Некрасова. Театральные постановки. Московский Театр киноактёра1956 - Обыкновенное чудо - режиссёр Э. Гарин.Московский театр «Современник»1960 - Голый король - режиссёр О. Ефремов.Московский драматический театр имени К. С. Станиславского1960 - Снежная королева - режиссёр Е. Завадский.Московский театр музыки и драмы Стаса НаминаСнежная королева - режиссёр Г. Карпов.«Свободный Театр»2003 - «Голый Король» - по сказкам Ганса-Христиана Андерсена и пьесе Е. Шварца, режиссёр А. Артименьев. Театральные постановки. Театр «МЕЛ»1994 - Снежная королева (спектакль театральной студии).2005 - Снежная королева - режиссёр Е. Махонина.2006 - Сказка о потерянном времени - режиссёр Е. Махонина.2010 - Голый король - режиссёр А. Асташкина (спектакль театральной студии).Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой2006 - Дракон - режиссёр В. Мирзоев.Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова2008 - Тень - режиссёр А. Назаров.2011 - Золушка - режиссёр А. Назаров.Немецкий театр1947 - Тень - режиссёр Густаф Грюндгенс. Экранизации произведений Е. Л. Шварца. 1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро.1959 - Марья-искусница - режиссёр Александр Роу.1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Эраст Гарин и Хеся Локшина.1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария Владимир Лифшиц, режиссёр Александр Птушко.1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский.1971 - Тень - авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова.1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров.1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brьder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена».1988 - Убить дракона - авторы сценария Григорий Горин, Марк Захаров, режиссёр Марк Захаров.1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн.1991 - «Тень, или Может быть, все обойдется». По мотивам пьесы «Тень». автор сценария и режиссёр Михаил Козаков, композитор Владимир Дашкевич. Пьеса Е.Шварца "Дракон" (1942-1944). Это история о странствующем рыцаре Ланцелоте - чудаке без шлема и шпаги - бесстрашном и одержимом идеей совершать подвиги во благо человечества, снова вышедшем на тропу войны с силами зла. Но вся суть в том, что непонятно, кто все же стоит в этот раз у него на пути - трехглавое чудовище, 400 лет терроризирующее город, или же сами люди - жители этой мрачной местности, чьи сердца совсем недавно бились хоть неровно, но трепетно, хоть и сбивчиво, но «человечно», ну а теперь поглощены безразличием и отшлифованы лицемерием Дракона. Вопросы для обсуждения. 1.Перечитайте диалог Эльзы, Шарлеманя и Ланцелота за ужином.- Как ведут себя Шарлемань и Эльза в самые страшные часы своей жизни?- Как понимаете реплику Кота: “Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются”?2. Перечитайте эпизод вызова Ланцелотом Дракона на бой.- Почему Шарлемань вмешивается в диалог Ланцелота и Дракона?- Как речь и поведение характеризуют Шарлеманя?3. Перечитайте диалог Эльзы и Генриха в финале 1-го действия, в начале 2-го действия.- Как ведет себя Эльза в ответ на предложение убить Ланцелота?- Почему она берет отравленный нож с собой?- Какую роль в развитии драматического конфликта и выстраивании характера Эльзы играет эпизод, когда она на глазах ошеломленного чудовища выбрасывает нож в колодец? Вопросы для обсуждения. 3. Сделайте вывод: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона? - Как горожане относятся к власти Дракона? -Как ведут себя горожане накануне боя? Что говорят? Как это их характеризует?- Как встретили горожане победу Ланцелота? Что говорят? Как это их характеризует?- Как горожане относятся к власти Дракона? Что случилось с их душами?-Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона? 4. Как ведут себя Генрих и Бургомистр после победы над Драконом? Как это их характеризует?2. На чем держалась власть Дракона? Почему горожане не сопротивляются абсурду, неправде, несправедливости? Пьеса "Тень" (1940), написанная
Пьеса "Тень" (1940), написанная по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Это история о том, как Тень ушла от Ученого и начала головокружительную карьеру, в конечном счете получив власть. Завладев Принцессой - невестой Ученого - оклеветав его и заставив отвернуться от него друзей, Тень так и не смогла победить чистую и наивную, добрую и честную душу Ученого. Это сказка о том, как доброта и любовь могут победить бездушное и нечеловечное в любом из нас.
Пьеса "Тень" (1938-1940). Вопросы для обсуждения. Кто главный герой пьесы "Тень". Имеет ли значение, что второе действующее лицо названо "тень"? Какими средствами создается характер героя драматического героя? Какой главный? Почему? Имеет ли возможность сам автор дать своему герою характеристику в пьесе. Почему? Почему пьеса так называется? Что вынесено в заглавие идея или тема? Пьеса "Обыкновенное чудо" (1944-1945). Волшебное чудачество таково: превратить медведя в прекрасного юношу, да и посмотреть, чем дело кончится. А что, если его полюбит принцесса? Но где это видано, чтобы единственная наследница престола, дочь взбалмошного короля-отца, всегда окруженная свитой, взращенная в богатстве и атмосфере дворцового лицемерия, влюбилась, да еще и в... медведя?! Ведь если полюбит заколдованного юношу кто-то из племени человеческого, то придется возвратиться ему в царство зверей. Что же может спасти ситуацию? Элементарно! Нужно всего лишь обыкновенное чудо! Афоризмы Евгения Львовича Шварца. Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги.Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди! Мы, настоящие феи, до того впечатлительны, что стареем и молодеем так же легко, как вы, люди, краснеете и бледнеете. Горе старит нас, а радость - молодит. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса. Е.Л.Шварц – великий русский драматург. В последние годы писатель жил в Комарово под Ленинградом. Незадолго до смерти переехал в Ленинград, где и умер 15 января 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище, рядом в 1963 году была похоронена его жена - Е.И. Шварц (1903-1963). Могилу драматурга отыскать непросто, особенно не зная, как выглядит надгробие. В дальнем конце Богословского кладбища, прямо на узенькой Невской дорожке, находятся два одинаковых белых креста - могилы Е.Л. Шварца и его жены.

Еще одна статья, посвященная нетрадиционным урокам литературы в форме литературной гостиной, представляется Вашему вниманию на страницах . Если в предыдущей статье мы обсуждали сценарий литературной гостиной - , то здесь речь пойдет о методической разработке мультимедийного занятия и презентации к нему на тему .

В этом году исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося сказочника, писателя и драматурга Е.Л. Шварца. К сожалению, о творчестве Шварца Евгения Львовича в современной школьной программе упоминается лишь вскользь, когда изучается обзорная тема, посвященная литературному процессу 30-50 гг.

Евгений Львович Шварц
(1896—1958)

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — краткое описание

На вступительном этапе организационного момента, учитель приветствует присутствующих на мероприятии и объявляет тему занятия под музыку из кинофильма «Обыкновенное чудо» .

Теперь можно предоставить слово ведущим, которые расскажут, заранее подготовившись, о жизни Евгения Шварца, поведав самые важные факты из биографии драматурга. После рассказа внимание класса переключаем на вальс, который подготовит пара учащихся, обладающая танцевальными навыками.

Произведя эмоциональное воздействие на учащихся музыкальным номером, переходим к фрагменту из пьесы-сказки «Тень» , созданной Шварцем в преддверие Великой Отечественной войны в 1940 году, и имевшая большой успех.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о сказке «Дракон»

Актуальным на этом этапе урока является продолжение рассказа о жизни Шварца, о его попытке записаться в ряды народного ополчения в начале войны, о жизни в блокадном Ленинграде, эвакуации вместе с Театром комедии Н. Акимова в Таджикистан, где и написал он сказку «Дракон» .

Однако в послевоенные годы эту пьесу играть запретили, усмотрев в ней антисоветскую сатиру. Играть разрешили только в 1962 году, уже после смерти автора. Знакомим ребят с отрывком из пьесы «Дракон» , демонстрируя некоторые особенности сатирических образов Евгения Шварца.

В этой пьесе автор рассказывает об отвратительном Драконе, который принимает различные облики и владычествует над городом более четырехсот лет. Многие считают сейчас, что пьеса «Дракон» — сатира на Сталина. Другие, отмечают, что Шварц никогда не решился бы смеяться над Сталиным и повествует о человеческой натуре, в которой изначально заложена возможность существования тоталитаризма.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о пьесе «Обыкновенное чудо»

Ведущие продолжают рассказ о жизни Шварца, описывая его деятельность в послевоенные годы. Самым примечательным в этот период становится начало его работы над произведением, которое больше всего похоже на судьбу автора. На протяжении целых десяти лет Евгений Шварц работал над «Обыкновенным чудом» , и лишь в 1956 году пьеса была поставлена.

Кадр из фильма-сказки «Сказка о потерянном времени» (1964)

После исполнения «Песни волшебника» и отрывка из пьесы «Обыкновенное чудо» , читается стихотворение Шварца Евгения Львовича «Меня Господь благословил идти...» .

В заключение необходимо перечислить самые значимые произведения из литературного наследия замечательного драматурга и писателя. Это и пьесы, и стихи, и сказки, на одной из которых останавливаем внимание школьников – «Сказка о потерянном времени », поскольку наверняка с ней они все знакомы и сама история весьма поучительна, в принципе, как и большинство произведений Шварца.

Эпилогом занятия выбраны афоризмы, взятые из многочисленных произведений Евгения Львовича, также не потерявшие актуальность в сегодняшний день. В начале статьи Вы можете скачать полный текст сценария литературной гостиной и саму презентацию к ней. Увидеть же презентацию «Литературная гостиная: Творчество Е.Л. Шварца» можно ниже ↓



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка