Биография оскара уайльда кратко на украинском. Биография оскара уайльда

Прославленный поэт, тонко чувствующий драматург, публицист и знаменитый прозаик Оскар Уайльд прожил полную трудностей и личных бед жизнь. Он так и остался непонятым своими современниками, но его произведения прославили автора на века, не позволив его имени кануть в лету.

Детство нетривиального мальчика

Оскар Финнгал Уайльд О’Флаэрти родился в славном городе Дублине в 1854 году. Датой его рождения стало 16 октября. Родители будущего поэта были людьми состоятельными и уважаемыми в ирландском обществе.

Отец Оскара работал врачом, его специализацией была офтальмология и хирургия. Мать мальчика была активной женщиной, отдававшей много времени борьбе за права ирландцев. Еще Джейн Франческа обожала поэзию, и сумела передать данную любовь своему сыну.

Уильям Уайльд был не только глазным хирургом, но и увлекался литературой, писал исторические труды, однажды даже получил рыцарство от королевы за свою работу врача.

В доме семейства Уайльдов всегда было много посетителей и гостей. На вечера, устраиваемые семейной парой, съезжались «сливки» местного общества.

У Оскара был старший брат, а также младшая сестра Изола, которая скончалась от менингита в десять лет. Оскар очень тяжело переживал потерю сестры .

С братом Уильямом, которого назвали в честь отца, Оскар учился на дому. Домашнее образование братьев было превосходным. Мальчиков обучили всем необходимым манерам. Дети много читали, затем выучили французский и немецкий языки благодаря своим гувернанткам, которые были иностранками.

Затем дети были определены в Королевскую школу Портора. Завершив школьное обучение в семнадцатилетнем возрасте, Оскар не мог похвастаться глубокими знаниями в точных науках, но, все же, окончил учреждение с медалью за свои таланты в скорочтении и литературе. Он также получил направление в престижный ирландский Тринити-колледж.

Будучи студентом, Оскар не слишком ладил со своими одногруппниками. Однажды ребята из колледжа решили немного проучить мечтательного и заносчивого Оскара. Они волоком втащили будущего поэта на холм. Оказавшись на вершине, Оскар отряхнулся и громко сказал: «Какой прекрасный вид!».

Студент Уайльд обожал участвовать в различных литературных конкурсах. Во многих из них ему доставались первые места. В колледже юноша увлекся Древней Грецией. Античность, эстетика, древние языки стали для него настоящей страстью.

Уайльд всегда тяготел к самоиронии, был скептиком и приверженцем эллинизма. Спустя три года талантливого парня направили на учебу в Оксфорд. Помимо знаний в Оксфорде Оскар приобрел английский акцент, избавившись от своего ирландского произношения.

Вокруг неординарной личности поэта еще в студенческие годы ходили разные слухи. Сам Оскар не спешил их развеивать, ему нравилось, что его персона обрастает легендами и мифами уже при его жизни.

Во время учебы на мировоззрение молодого человека сильно повлиял один из педагогов. Джон Рескин, видящий красоту мира только в синтезе с добром, оказал большое влияние на взгляды Оскара.

В тот же период молодой поэт отправился в путешествие по Италии и Греции. Страны произвели на Уайльда хорошее впечатление. Вернувшись домой, талантливый юноша воспользовался вдохновением от поездки и создал поэму «Равенна». За это произведение Оскар получил одну из главных премий университета.

Творческое становление поэта

Прожив четверть века, и окончив Оксфорд, Оскар едет в Лондон, чтобы начать там новую жизнь. В столице Британии молодой человек числится законодателем моды, так как его стиль в одежде кажется местным юношам очень привлекательным. К тому же, после знакомства с местной литературной богемой, он становится вхож во многие салоны Лондона.

После приобретения популярности в Англии, Оскар отправляется с туром по Америке. Там он с успехом читает лекции об искусстве, которые находят положительный отклик в сердцах местной публики .

Домой поэт возвращается еще более прославленным, чем раньше. Популярность в столь юном возрасте для Оскара подтверждалась тем, что его шутки и изречения начали разбирать на цитаты.

После Америки поэт оправился во Францию, где познакомился с элитой французской литературы. Во время очередного возвращения в родную Британию Уайльд женится. В этом браке рождаются дети, которые вдохновляют писателя и поэта на создание сказок и детских рассказов. Ради своих детей Уайльд написал такие работы, как:

  • Сборник «Счастливый принц»;
  • Сборник «Гранатовый домик».

Будучи на первых порах примерным семьянином, Оскар Уайльд получил расположение высшего английского света, а также добился невероятной популярности.

В возрасте 33 лет, который, как известно, является переходным в жизни многих людей, Оскар написал одни из главных своих произведений. «Кентервильское приведение» было с восторгом принято публикой. «Преступление лорда Артура» также снискало одобрение высшего света.

Примерно в эти же годы Уайльд приступил к созданию «Портрета Дориана Грея». Эта работа вышла на суд широкой публики в 1890 году. Роман получил неоднозначную общественную оценку.

Кроме нетривиальных произведений в жизни писателя было много моментов, которые подвергались критике и пересудам. Ведь слава идет рука об руку с осуждением, а чужой успех неизменно вызывает зависть.

В 90-х годах Оскар проявил себя, как юморист и комедийный писатель. Он сотворил несколько комедий для театральных подмостков. Пьесы «Идеальный муж», «Женщина, не стоящая внимания» стали пользоваться большим спросом.

Личные перипетии Оскара Уайльда

Сначала в личной жизни Оскара все складывалось гладко. В юности он был завсегдатаем домов терпимости. По слухам именно там он и подхватил одно венерическое заболевание, которое затем долго не мог вылечить.

В его студенческие годы он часто влюблялся в юных красавиц и актрис. Немного остепенить пылкое сердце писателя смогла лишь Констанция Ллойд. Оскар ухаживал за Констанцией три года, пока девушка не согласилась выйти за него замуж.

В первые годы брака у пары родилось двое детей: Сирил и Вивиан .

Через несколько лет между супругами начались разногласия. Они отдалились друг от друга, а затем стали жить отдельно. Согласно непроверенным данным Оскар болел не долеченной венерической болезнью, из-за которой не мог жить совместно с женой и детьми.

Отдельная от семьи жизнь сделала нравы поэта и писателя более свободными. Он стал вступать в отношения не только с женщинами, но и с мужчинами.

Первым его партнером являлся личный секретарь Роберт Росс. Затем в одном из салонов Уайльда познакомили с аристократом Альфредом Дугласом. Сначала между маркизом и поэтом сложилась крепкая дружба на основе интереса к литературе, затем мужчины вступили в близкие отношения друг с другом.

Альфред был моложе Оскара на 16 лет. Он постоянно подбивал писателя на маленькие безумства. Иногда Альфред требовал совместных прогулок на публике, что, конечно же, не могло остаться незамеченным. Еще он постоянно тянул из Оскара деньги. До встречи с маркизом писатель жил довольно скромно, хоть и имел большие гонорары. Уайльд никогда не влезал в крупные долги, не был пьяницей или азартным игроком. Дуглас же привык жить на широкую ногу. Его влиятельный отец до поры до времени терпел выходки сына, но после открытой связи с Оскаром прекратил его финансировать и потребовал порвать с известным любовником.

Влюбленные сопротивлялись давлению общественности и родственников Дугласа. Родственники со своей стороны всячески шантажировали Уайльда, чтобы тот расстался с Альфредом. Гомосексуальные отношения в Англии того времени были запрещены законом и карались каторгой. Альфреда Дугласа также шантажировали другие денди, и Оскару приходилось откупаться от всех недоброжелателей, пока у него была такая возможность.

Итогом отношений Уайльда и Дугласа были бесконечные проблемы, которые затем переросли в судебные процессы. После одного такого суда Оскар был осужден и отправлен в тюрьму.

Предательство, суд, смерть

Маркиз Дуглас обладал нарциссическим складом характера. Он постоянно стремился властвовать над другими, заботился только о своих удовольствиях. Из-за связи с ним Оскар подвергался гонениям со стороны отца Дугласа. Однажды тот передал Уайльду записку, где обвинил поэта в разврате. Оскар сильно разозлился и подал на отца Дугласа в суд.

Благодаря связям и тщательной подготовке маркиз-старший выиграл дело о клевете. Обвинения с него были сняты. В свою очередь, он сам подал в суд на Оскара. Там он сумел доказать, что Уайльд состоял в гомосексуальных связях. Писатель получил максимальный срок, который в то время равнялся двум годам каторги.

Как только поэта посадили, его друг Альфред сразу бросил его и снова принялся жить в собственное удовольствие. Жена также отвернулась от Оскара. Она приезжала к нему только несколько раз, чтобы подписать бумаги, касающиеся детей.

Из-за публичного позора жене Уайльда пришлось сменить фамилию и вместе с детьми покинуть Англию. Женщина переехала жить в Италию, где умерла после неудачного медицинского вмешательства.

В 1897 году Оскар Уайльд вышел на свободу. Он уехал из Британии во Францию, где жил на содержание, которое посылала ему еще живая в то время жена. Оскар вновь совершил прежнюю ошибку, возобновив отношения с Дугласом. Только воссоединение продлилось недолго. Тот бросил писателя снова, когда у него закончились деньги.

Тюремное заключение и тяжелые каторжные работы сломили мужчину, отобрали у него волю к жизни и надежду на лучшее. Несмотря на это, Уайльд находит в себе силы, чтобы написать балладу «Редингская тюрьма». Ее он выпускает под псевдонимом Мельмот, так как собственное имя писателя запятнано позором.

В 1900 году поэт и драматург подхватывает ушную инфекцию. Она перерастает в менингит. В том же году 30 ноября Оскар Уайльд уходит из жизни из-за воспаления мозга.

Захоронение писателя изначально находилось на небольшом парижском кладбище. Затем его останки были перемещены на знаменитое кладбище Пер-Лашез .

Могилу Уайльда украсили скульптурой сфинкса. Позже этот памятник пришлось обнести стеклянным ограждением. Многие женщины верили, что, если поцеловать этого сфинкса, то, непременно, встретишь свою истинную любовь. Весь памятник был вымазан в губной помаде, что портило материал и внешний облик захоронения.

Оскар Уайльд был человеком интересным и немного эксцентричным. За свою короткую жизнь он познал истинные взлеты и падения. Рассмотрим самые интересные факты об этом выдающемся поэте и писателе:

  • Согласно показателям опроса населения Англии Уайльд признан самым остроумным человеком всех времен;
  • Роман, написанный автором о Дориане Грее, экранизировался более 25 раз;
  • Даже находясь в тюрьме, Оскар стремился сделать для людей что-то хорошее. Там он составил акт «о тюрьмах», в котором предлагал улучшить жизнь заключенных. Законодатели Великобритании приняли прошение во внимание;
  • Хорошие манеры были настолько присущи поэту, что он всегда менял костюм на свежий перед обедом;
  • Есть сведения, что в детстве Оскар был вынужден носить девчачьи платья, так как его мама хотела девочку вместо мальчика.

Ирландцы и англичане одинаково сильно гордятся тем, что именно их земля взрастила знаменитого на весь мир автора и поэта. В своем мировоззрении Уайльд опережал собственное время. Родись он сегодня, его судьба могла бы сложиться совсем иначе. Испытания, выпавшие на долю писателя, могли сломить кого угодно, но он нашел в себе силы закончить последнее произведение пусть и под новым именем, так как пользоваться собственным он не мог из-за осуждения общественности. Дети поэта выросли совсем под другой фамилией и почти не виделись с отцом до самой его смерти.

Английский драматург, поэт, прозаик Оскар Уайльд (Oscar Wilde, полное имя — Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд, Oscar Fingal O"Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 года в Дублине (Ирландия) в семье Уильяма и Джейн Франчески Уайльд. Его отец был известным хирургом, специализировавшимся на офтальмологии и отоларингологии. Мать будущего литератора под псевдонимом Эсперанца (Speranza) публиковала революционную поэзию.

В 1871 году Оскар Уайльд получил королевскую стипендию и поступил в Тринити-колледж в Дублине, где на протяжении трех лет был лучшим студентом курса. По окончании учебы он получил золотую медаль Беркли — высшую награду за успехи в изучении древнегреческого языка. После этого Уайльд перешел в колледж Магдалины в Оксфорде, где учился с 1874 по 1878 год.

Публиковаться Оскар Уайльд начал еще во время учебы в Тринити-колледже. В 1878 году его поэма "Равенна" была отмечена призом Ньюдигейта — престижной награды в области поэзии среди студентов Оксфорда.

В 1878 году Уайльд поселился в Лондоне. В 1881 году опубликовал поэтический сборник "Стихотворения". Ранние стихи продемонстрировали его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence — упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния.

В конце 1881 года Уайльд уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях он первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 году в книге "Замыслы" ("Кисть, перо и отрава", "Истина масок", "Упадок искусства лжи", "Критик как художник"). В Америке Уайльд прочитал 140 лекций в течение девяти месяцев.

Вернувшись в Англию, в 1888 году Уайльд выпустил два сборника сказок "Счастливый принц" (1888) и "Гранатовый домик" (1891) и сборник рассказов "Преступление лорда Артура Сэвила" (1891).

В 1890 году в свет вышел единственный роман Уайльда "Портрет Дориана Грея", в котором герой, отвергающий все нравственные ограничения во имя наслаждения и свободы самовыражения (идея, созвучная самому Уайльду), гибнет, оказавшись заложником своего аморализма и эстетства. Критики обвинили роман в безнравственности.

Несравненный дар остроумнейшего человека своего времени Уайльд явил в своих пьесах "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями" (1893), "Идеальный муж" (1895), "Как важно быть серьезным" (1895). Пьесы были сразу же поставлены на театральной сцене за исключением "Саломеи" (1891), написанной Уайльдом для Сары Бернар. Цензура запретила постановку на том основании, что герои пьесы — библейские персонажи. Сценическую историю "Саломея" обрела лишь в начале XX века, с расцветом символизма.

В 1895 году разразился скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю жизнь Оскара Уайльда. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Иск Уайльда признали несостоятельным, а самого писателя арестовали, дважды судили, признали виновным и приговорили к двум годам исправительно-трудовых работ. Уайльда освободили в 1897 году. Некоторое время он жил на вилле Бурже в Берневале, близ Дьепа (Франция), где написал свое последнее произведение, "Балладу Редингской тюрьмы" (1898). В тюрьме он написал прозаическую апологию "Из бездны", опубликованную посмертно в 1905 году.

Оскар Уайльд (биография ниже) - английский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

Краткая биография - Оскар Уайльд

Вариант 1

Оскар родился 16 октября 1854 года в Дублине, его отец был был врачом-офтальмологом, а мать писательницей и журналисткой. Первое образование Оскар Уайльд получил дома. Родители, великолепно образованные, привили ему с детства любовь к книгам и языкам. С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд обучался в Королевской школе Портора (близ Дублина), которую окончил с золотой медалью. Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (колледже Св. Троицы).

В этом учебном заведении Уайльд приобрел не только знания, а еще некоторые убеждения, черты характера, которые он сохранил на всю жизнь. В 1874 году Уайльд, удостоился стипендии на обучение в Оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении. Еще во время студенчества Оскар путешествовал по Европе, а также написал несколько произведений. За поэму «Равенна» получил Ньюдигейтскую премию.

По окончанию университета поселился в Лондоне, ездил по США с лекциями. Первый опубликованный сборник Уайльда «Стихотворения» вышел в 1881 году. Вернувшись в Лондон, Оскар женится на Констанции Ллойд (у них было 2 сына, для которых он сам писал и издавал сказки). Следующий период его жизни был литературно плодотворен.

Он работал журналистом (был редактором журнала «Женский мир»), а также написал множество рассказов в то время. В 1890 году был опубликован популярный роман Уайльда « ». Остроумие писателя прекрасно проявилось в комедиях «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным», «Саломея». После любовной связи с Альфредом Дугласом (он бросил семью из-за этих отношений), маркиз Куинсберри подал на Уайльда в суд.

Оскар был осужден на два года тюрьмы, в которой окончательно сломался морально. Освободившись в 1897 году, поселился во Франции, изменив имя на Себастьяна Мельмота, написал «Балладу Редингской тюрьмы». 30 ноября 1900 года жизнь Уайльда оборвалась в результате болезни (менингита).

Вариант 2

Знаменитый английский писатель Оскар Уайльд родился 15 октября 1856 года в английском городе Дублине. Его мать была прекрасно образованной женщиной. От неё он и унаследовал свой художественный талант писателя. Отец Оскара Уайльда был тоже писатель. Маленький Оскар показал свои способности ещё в школе. Когда же он перешёл в Оксфордский университет, то быстро создал себе славу.

За составленные стихотворения ему дали университетскую премию. Эти стихотворения были так хороши, что в течение месяца издавались и печатались 6 раз. По окончании университета Оскар Уайльд весь отдался литературным занятиям. Его сказки и рассказы доставили ему небывалый успех.

Таким успехом и славой он пользовался в течение почти 18 лет. Пред ним все преклонялись, его все ценили и считали «гордостью» отечества. Когда Оскар Уайльд посетил Америку, все двери лучших домов были для него открыты. Его лекции об искусстве охотно посещались всеми. Оскар Уайльд был на вершине своей славы.

Но вот он снова вернулся в Англию. Теперь уже стали поговаривать, что он ведёт беспутную жизнь. Одному из его врагов, маркизу Квинсбери, удалось обвинить Уайльда в том, что он склонил будто бы его сына с пути нравственности. На судебном разбирательстве Оскар Уайльд не сумел оправдаться. Его арестовали и заключили в тюрьму. Теперь все отвернулись от него, и он остался без друзей и без средств.

После освобождения из тюрьмы, где он просидел два года, его никто не узнавал. Он стал исхудалым, бледным. Теперь соотечественники не признавали ни его самого, ни его произведений.

Оскар Уайльд принуждён был уехать из Англии. Он отправился в Париж, где стал влачить жалкое существование.

В ноябре 1900 года Уайльда не стало: он сломился под тяжестью страданий.

Когда-то знаменитый писатель и художник-поэт, Оскар Уайльд лежал бездыханным в бедной комнате парижской гостиницы. Он умер одиноким и в полной неизвестности.

Так общество казнило своим презрением великого человека.

Вариант 3

Уайльд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс (1854–1900 гг.) Английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879 г.). Сборник «Стихотворения», выпущенный в свет в 1881 г., имел успех. В 1882 г. совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты», выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская».

Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-1897 гг.), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и в посмертно опубликованной исповеди «De Pro­fundis» (1905 г.).

Сказки «Счастливый принц», «Звездный мальчик» и «Стихотворения в » Уайльда лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца XIX века - «Портрет Дориана Грея». Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея», «Флорентийская трагедия» - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным».

Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж», где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов. В критических статьях 80‑х годов (сборник «Замыслы») Уайльд осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы.

Биография Оскара Уайльда по годам

  • 1854 - 16 октября в столице Ирландии - Дублине родился Оскар Уайльд
  • 1864–1871 - учёба в Королевской школе Портора, город Эннискиллен близ Дублина.
  • 1871–1874 - В Тринити-колледже Уайльд изучал античную историю и культуру, где снова с блеском проявлял свои способности в древних языках. Здесь же он впервые слушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором - профессором античной истории Дж. П. Махаффи, утончённым и высокообразованным человеком, - постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения.
  • 1874 - Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в интеллектуальную цитадель Англии - Оксфорд.
  • 1878 - По окончании университета, Оскар Уайльд переселяется в Лондон.
  • 1881 - Опубликован первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems; 1881).
  • 1882 - Уайльд отправился с лекциями в США.
  • 1883 - Написана пьеса «Герцогиня Падуанская»
  • 1884 - Женится на Констанс Ллойд
  • 1885–1886 - У них рождаются двое сыновей Сирил и Вивиан, для которых Уайльд сочиняет сказки.
  • 1887 - Уайльд опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г‑на У. Х.», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
  • 1890 - В свет выходит единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех, - «Портрет Дориана Грея» (The Pic­ture of Dori­an Gray). Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мансли мэгэзин».
  • 1891-1895 - годы головокружительной славы Уайльда. В 1891 году выходит сборник теоретических статей «Замыслы» (Inten­sions), написан трактат «Душа человека при социализме» (The Soul of Man under Social­ism). Написана по-французски одноактная драма на библейский сюжет - «Саломея» (Salome; 1891), напечатана пьеса была в 1893 году.
    В 1892 году написана и поставлена первая комедия - «Веер леди Уиндермир» (Lady Win­der­mere’s Fan). В 1893 году выходит его следующая комедия - «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Impor­tance). В 1895 написаны и поставлены две гениальные пьесы - «Идеальный муж» (An Ide­al Hus­band) и «Как важно быть серьёзным» (The Impor­tance of Being Earnest).
    В 1891 году Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, который был младше Уайльда на 17 лет. Оскар, влюблённый во всё прекрасное, полюбил юношу, а потому перестал часто видеться с женой и детьми. Но Альфред Дуглас, избалованный аристократ, (Бози, как его игриво называли) плохо понимал, кто такой Уайльд. Их отношения связывали деньги и прихоти Дугласа, которые Уайльд покорно исполнял. Уайльд в полном смысле слова содержал Дугласа.
  • 1895 - В 1895 году по обвинению в содомии Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Тюрьма полностью сломала его. Большинство былых друзей от него отвернулись. Но те немногие, кто остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил и которому писал знойные любовные письма ещё будучи на свободе, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнаёт, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды). В тюрьме Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epis­to­la: In Carcere et Vin­culis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Pro­fundis» (лат. «Из глубины»; так начинается 129‑й Псалом в Синодальном переводе Библии).
  • 1897 - Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г., Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebas­t­ian Mel­moth). Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII века Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда, - «Мельмот Скиталец». Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (The Bal­lad of Read­ing Gaol; 1898), подписанную им псевдонимом С.3.3. - таков был тюремный номер Оскара. И это был высший и последний поэтический взлёт жреца эстетизма.
  • 1900 - Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

Полная биография - Оскар Уайльд

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (англ. Oscar Fin­gal O’Fla­her­tie Wills Wilde, 16 октября 1854 - 30 ноября 1900) - ирландский поэт, писатель, эссеист. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» (гомосексуализм) и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией. Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов, а также романом «Портрет Дориана Грея» (1891)

Оскар Уайльд - крупнейшая фигура европейского декаданса. Идеи и настроения своего времени он эпатажно выразил и в своей жизни - в её стиле и её облике. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Всю жизнь противостоял всему миру официального, противостоял общественному мнению и давал ему пощёчину. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало.

Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в Искусстве (это слово он писал с заглавной буквы). Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в столице Ирландии - Дублине, городе, подарившем миру целое созвездие выдающихся писателей (среди них - , Р. Б. Шеридан, О. Голдсмит, Дж. Б. Шоу, Дж. Джойс, У. Б. Йейтс, Б. Стокер). Некоторые русскоязычные источники (например, в своей статье «Оскар Уайльд») утверждают, что родился Оскар в 1856 году. Это неверно и давно опровергнуто. Связано это было с тем, что влюблённый в юность Уайльд часто в беседах сбавлял себе два года (а в своём свидетельстве о браке, например, прямо указал именно 1856 год как дату своего рождения). Известно письмо его матери от 22 ноября 1854 г., в котором она говорит так:

…в эту самую минуту качаю колыбель, в которой лежит мой второй сын - младенец, которому 16 числа исполнился месяц и который уже такой большой, славный и здоровый, словно ему целых три месяца. Мы назовём его Оскар Фингал Уайльд. Не правда ли, в этом есть что-то величественное, туманное и оссианическое? (пер. Л. Мотылёва)

Отцом Уайльда был один из самых выдающихся врачей не только Ирландии, но и всей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог сэр Уильям Роберт Уайльд. Человек исключительной эрудиции, Уильям Уайльд занимался также археологией и ирландским фольклором. Мать Оскара - леди Джейн Франческа Уайльд (урождённая Элджи) - известная ирландская светская дама, весьма экстравагантная женщина, обожавшая театральные эффекты, поэтесса, писавшая зажигательные патриотические стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Sper­an­za - надежда) и убеждённая в том, что рождена для величия.

От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, от матери - мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории. Но не только эти качества унаследовал он от неё. Не меньшее влияние оказала на него и атмосфера литературного салона леди Уайльд, в котором прошли юные годы будущего писателя. Страсть к позе, подчёркнутый аристократизм воспитаны в нём с детства. Прекрасно знавшая древние языки, она открыла перед ним красоту «божественной эллинской речи». Эсхил, Софокл и Еврипид с детства сделались его спутниками…

1864-1871 гг. - учёба в Королевской школе Портора (город Эннискиллен, близ Дублина). Он не был вундеркиндом, однако его самым блестящим талантом было быстрое чтение. Оскар был очень оживлён и разговорчив, и уже тогда славился своим умением юмористически переиначить школьные события. В школе Уайльд даже получил особую премию за знание греческого оригинала Нового Завета. Окончив Портору с золотой медалью, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (колледже Св. Троицы).

В Тринити-колледже (1871-1874) Уайльд изучал античную историю и культуру, где снова с блеском проявлял свои способности в древних языках. Здесь же он впервые слушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором - профессором античной истории Дж. П. Махаффи, утончённым и высокообразованным человеком, - постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, симпатия к прерафаэлитам, лёгкая самоирония, эллинистические пристрастия).

В 1874 Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в интеллектуальную цитадель Англии - Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он выработал кристальный английский акцент: «Мой ирландский акцент был в числе многого, что я позабыл в Оксфорде». Он также приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства. Его имя уже тогда стало озаряться различными занимательными историями, порой карикатурными.

Так, согласно одной из историй, чтобы проучить Уайльда, которого недолюбливали однокурсники и которого терпеть не могли спортсмены, его проволокли вверх по склону высокого холма и только на вершине отпустили. Он встал на ноги, отряхнул с себя пыль и сказал: «Вид с этого холма поистине очаровательный». Но это как раз и было тем, в чём нуждался эстетствующий Уайльд, который позже признавался: «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».

В Оксфорде Уайльд слушал бесподобные и пламенные лекции теоретика искусства Джона Рёскина и ученика последнего - Уолтера Пейтера. Оба властителя дум восхваляли красоту, однако Рёскин видел её только в синтезе с добром, в то время как Пейтер допускал в красоте некую примесь зла. Под обаянием Рёскина Уайльд находился на протяжении всего периода в Оксфорде. Позже он напишет ему в письме: «В Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили Вас таким красноречием, каким не наделили никого другого, и Ваши слова, исполненные пламенной страсти и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать и слепых - прозреть».

Ещё обучаясь в Оксфорде, Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорён этими странами, их культурным наследием и красотой. Эти путешествия оказывают на него самое одухотворённое влияние. В Оксфорде он также получает престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму «Равенна» - денежную премию, которую утвердил в XVIII веке сэр Роджер Ньюдигейт для студентов Оксфордского университета, которые победят на ежегодном конкурсе поэм, не допускающих драматической формы и ограниченных количеством строк - не более 300 (эту премию в своё время получал и Джон Рёскин).

По окончании университета (1878), Оскар Уайльд переселяется в Лондон. В центре столицы он обосновался в съёмной квартире, а по соседству обосновалась леди Джейн Франческа Уайльд, уже более известная к тому времени как Сперанца. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона. Уайльдом стали «угощать» посетителей салонов: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец». Он совершает «самую необходимую» для английского общества революцию - революцию в моде.

Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах. Сегодня это были короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, завтра - расшитый цветами жилет, послезавтра - лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо. Непременным аксессуаром стала гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. В этом не было никакой клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое. А гвоздика и подсолнух, наряду с лилией, считались самыми совершенными цветками у художников-прерафаэлитов.

Его первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems; 1881) написан в духе «братьев прерафаэлитов», и был опубликован незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в США. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны. В самом начале 1882 года Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка, где налетевшим на него репортёрам он по-уайльдовски бросил: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал». Проходя таможенные процедуры на вопрос о том, есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, он, по одной из версий, ответил: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности».

Отныне вся пресса следит за действиями английского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась «Ренессанс английского искусства» (The Eng­lish Renais­sance of Art), он завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл - в Искусстве». И слушатели горячо зааплодировали. На его лекции в Бостоне в зал перед самым выходом Уайльда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского университета) в коротких бриджах с открытыми икрами и смокингах, с подсолнухами в руках - совсем по-уайльдовски. Их целью было обескуражить лектора. Выйдя на сцену, Уайльд незатейливо начал лекцию и, как бы невзначай оглядев фантастические фигуры, с улыбкой воскликнул: «Я впервые прошу Всевышнего избавить меня от последователей!»

Один молодой человек писал матери в это время под впечатлением посещения Уайльдом колледжа, где он учился: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. … Его разговор очень приятный - лёгок, красив, занимателен». Уайльд покорял всех людей своим обаянием и очарованием. В Чикаго на вопрос о том, как ему понравился Сан-Франциско, он ответил: «Это Италия, но без её искусства». Всё это турне по Америке было образцом смелости и изящества, ровно как и неуместности и саморекламы. Своему давнишнему знакомому Джеймсу Макнилу Уистлеру в письме из Оттавы Уайльд шутливо хвастался: «Америку я уже цивилизовал - остались только небеса!»

Проведя год в Америке, Уайльд вернулся в Лондон в отличном расположении духа. И сразу же отправился в Париж. Там он знакомится с ярчайшими силуэтами мировой литературы (Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и проч.) и завоёвывает без особых трудностей их симпатии. Возвращается на родину. Встречает Констанс Ллойд, влюбляется. В 29 лет становится семьянином. У них рождаются двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказки. Чуть позже он записал их на бумаге и издал 2 сборника сказок - «“Счастливый принц” и другие сказки» (The Hap­py Prince and Oth­er Sto­ries; 1888) и «Гранатовый домик» (The House of Pome­gran­ates; 1891).

В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью - совсем по-уайльдовски - отбрасывает от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (так, он работал в журнале «Женский мир»). О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу.

В 1887 он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г‑на У. Х.», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет выходит единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех, - «Портрет Дориана Грея» (The Pic­ture of Dori­an Gray). Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мансли мэгэзин». Но «всеправедная» буржуазная критика обвинила его роман в безнравственности. В ответ на 216 (!) печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали. Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя. В 1891 году роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд дополняет свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму - тому направлению и той религии, которые он и создал.

1891-1895 гг. - годы головокружительной славы Уайльда. В 1891 году выходит сборник теоретических статей «Замыслы» (Inten­sions), где Уайльд излагает читателям свой символ веры - свою эстетическую доктрину. Пафос книги в прославлении Искусства - величайшей святыни, верховного божества, фанатическим жрецом которого был Уайльд. В том же 1891 году он написал трактат «Душа человека при социализме» (The Soul of Man under Social­ism), в котором отвергается брак, семья и частная собственность. Уайльд утверждает, что «человек создан для лучшего назначения, чем копание в грязи». Он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия»…

Отдельно стоит написанная по-французски в это время одноактная драма на библейский сюжет - «Саломея» (Salome; 1891). По заверению Уайльда, она была специально написана для Сары Бернар, «этой змеи древнего Нила». Однако в Лондоне её запретили к постановке цензурой: в Великобритании запрещались театральные представления на библейские сюжеты. Напечатана пьеса была в 1893 году, а в 1894 году вышел и её перевод на английский язык с иллюстрациями Обри Бёрдслея. Впервые пьеса была поставлена в Париже в 1896 году. В основу «Саломеи» положен эпизод гибели библейского пророка Иоанна Крестителя (в пьесе он фигурирует под именем Иоканаан), нашедший отражение в Новом Завете (Матф 14:1–12 и др.), однако версия, предложенная в пьесе Уайльдом, отнюдь не является канонической.

В 1892 году написана и поставлена первая комедия «блистательного Оскара» - «Веер леди Уиндермир» (Lady Win­der­mere’s Fan), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона. Известен очередной эстетский поступок Уайльда, связанный с премьерой комедии. Выйдя на сцену по окончании постановки, Оскар затянулся сигаретой, после чего начал так: «Дамы и господа! Вероятно, не очень вежливо с моей стороны курить, стоя перед вами, но… в такой же степени невежливо беспокоить меня, когда я курю». В 1893 году выходит его следующая комедия - «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Impor­tance), в которой само название строится на парадоксе - до того «апостол Красоты» почувствовал этот приём родным.

Ударным в творческом отношении становится 1895. Уайльдом написаны и поставлены две гениальные пьесы - «Идеальный муж» (An Ide­al Hus­band) и «Как важно быть серьёзным» (The Impor­tance of Being Earnest). В комедиях во всем блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего собеседника: его диалоги великолепны. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей продолжительности пьесы. Он всё умеет подчинить игре, нередко игра ума настолько увлекает Уайльда, что превращается в самоцель, тогда впечатление значительности и яркости создается поистине на пустом месте. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов.

Ещё в 1891 году Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, который был младше Уайльда на 17 лет. Оскар, влюблённый во всё прекрасное, полюбил юношу, а потому перестал часто видеться с женой и детьми. Но Альфред Дуглас, избалованный аристократ, (Бози, как его игриво называли) плохо понимал, кто такой Уайльд. Их отношения связывали деньги и прихоти Дугласа, которые Уайльд покорно исполнял. Уайльд в полном смысле слова содержал Дугласа. Оскар позволил обобрать себя, разлучиться с семьей, лишиться возможности творить. Их отношения, конечно, не мог не видеть Лондон. У Дугласа же были ужасные отношения со своим отцом - маркизом Куинсберри, человеком предельно эксцентричным и узколобым, неотёсанным хамом, потерявшим расположение к нему общества.

Отец с сыном постоянно ссорились, писали друг другу оскорбительные письма. Куинсберри свято верил, что значительное влияние на Альфреда оказывал Уайльд, и стал жаждать сокрушения репутации лондонского денди и литератора, чтобы тем самым восстановить свою давно пошатнувшуюся репутацию. Ещё в далёком 1885 году к британскому уголовному законодательству была принята поправка, запрещающая «непристойные отношения между взрослыми мужчинами», пусть даже по обоюдному согласию. Куинсберри воспользовался этим и подал в суд на Уайльда, собрав свидетелей, готовых уличить писателя в связях с мальчиками.

Друзья срочно советовали Уайльду покинуть страну, потому как в этом деле, было понятно, он уже был обречён. Но Уайльд принимает решение стоять до конца. В зале суда не было свободных мест, народ стекался послушать процесс над талантливым эстетом. Уайльд держался героически, защищал чистоту своих отношений с Дугласом и отрицал их сексуальный характер. Своими ответами на некоторые вопросы он вызывал у публики взрывы смеха, но сам стал понимать, что после недолгого триумфа он может слишком низко упасть.

Например, обвинитель задавал Уайльду вопрос: «Не может ли привязанность и любовь художника к Дориану Грею натолкнуть обыкновенного человека на мысль, что художник испытывает к нему влечение определённого сорта?» А Уайльд отвечал: «Мысли обыкновенных людей мне неизвестны». «Бывало ли так, что вы сами безумно восхищались молодым человеком?» - продолжал обвинитель. Уайльд отвечал: «Безумно - никогда. Я предпочитаю любовь - это более высокое чувство». Или, например, пытаясь доказать намёки на «противоестественный» грех в его работах, обвинитель зачитал пассаж из одного уайльдовского рассказа и поинтересовался: «Это, я полагаю, тоже написали вы?» Уайльд специально дождался гробового молчания и тишайшим голосом ответил: «Нет-нет, мистер Карсон. Эти строки принадлежат ». Карсон побагровел. Он извлёк из своих бумаг ещё один стихотворный фрагмент. «Это, вероятно, тоже Шекспир, мистер Уайльд?» - «В вашем чтении от него мало что осталось, мистер Карсон», - сказал Оскар. Зрители захохотали, и судья пригрозил, что прикажет очистить зал.

На одном из судебных заседаний Уайльдом была произнесена речь, которая вызвала восторг у слушавшей процесс публики. Когда обвинитель попросил разъяснить, что бы означала фраза «любовь, что таит своё имя», высказанная Альфредом Дугласом в его сонете, с огненной силой Уайльд сказал следующее:

«Любовь, что таит своё имя» - это в нашем столетии такая же величественная привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую Платон положил в основу своей философии, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это все та же глубокая духовная страсть, отличающаяся чистотой и совершенством. Ею продиктованы, ею наполнены как великие произведения, подобные сонетам Шекспира и Микеланджело, так и мои два письма, которые были вам прочитаны. В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить свое имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни. Так и должно быть, но мир этого не понимает. Мир издевается над этой привязанностью и порой ставит за нее человека к позорному столбу.

Тем не менее, в 1895 году по обвинению в содомии Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Тюрьма полностью сломала его. Большинство былых друзей от него отвернулись. Но те немногие, кто остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, которого он так пламенно любил и которому писал знойные любовные письма ещё будучи на свободе, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнаёт, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды).

В тюрьме Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epis­to­la: In Carcere et Vin­culis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Pro­fundis» (лат. «Из глубины»; так начинается 129‑й Псалом в Синодальном переводе Библии). В ней мы видим совершенно не того очаровательного Уайльда дориановских времён. В ней он - человек, мучающийся от боли, обвиняющий во всём себя самого и понявший, что «самое страшное не то, что жизнь разбивает сердце… но то, что она обращает сердце в камень».

Исповедь эта - горький отчёт перед самим собой и понимание, что, вероятно, творческое вдохновение навсегда теперь останется в пределах тюремных стен: «Я хочу достигнуть того состояния, когда смогу в полной простоте и без всякой аффектации сказать, что в моей жизни было два великих поворотных пункта: когда мой отец послал меня в Оксфорд и когда общество заточило меня в тюрьму».

Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г., Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebas­t­ian Mel­moth). Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII века Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда, - «Мельмот Скиталец». Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (The Bal­lad of Read­ing Gaol; 1898), подписанную им псевдонимом С.3.3. - таков был тюремный номер Оскара. И это был высший и последний поэтический взлёт жреца эстетизма.

Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

18 интересных фактов из жизни Оскара Уайльда

Некоторые писатели прославились благодаря одному произведению, например, англичанин Оскар Уайльд. Он был чрезвычайно талантливым человеком, из-под пера которого вышло множество увлекательных книг, но всемирную славу ему принёс роман «Портрет Дориана Грея». Впрочем, биография Уайльда всё равно печальна, да и жизнь писателя была тяжёлой. Оборвалась она непростительно рано, пусть он и оставил потомкам своё бесценное творческое наследие.

Факты из биографии Оскара Уайльда

  • Отец будущего писателя был опытным и весьма известным врачом. За свою деятельность он даже получил рыцарское звание. Он также занимался благотворительностью, оказывая свои услуги беднякам бесплатно.
  • Мать Оскара Уайльда была поэтессой, причём она писала в основном стихи, поддерживающие ирландских националистов, сторонников отделения Северной Ирландии от Великобритании.
  • У Оскара Уайльда были старший брат и младшая сестра, но последняя умерла в 10-летнем возрасте. Одно из его стихотворений посвящено ей.
  • В юности одним из его друзей был Джордж Мур, который впоследствии также стал знаменитым писателем.
  • Оскар Уайльд окончил Королевскую школу с золотой медалью за успехи в учёбе.
  • Ещё в юности он овладел несколькими иностранными языками, французским и немецким.
  • После школы Оскар Уайльд учился в знаменитом университете Оксфорда, который также закончил с отличием.
  • В 2007 году телеканал BBC провёл опрос граждан Великобритании с целью выяснить, кого они считают своим самым остроумным соотечественником всех времён. По итогам опроса первое место занял именно Оскар Уайльд.
  • Всю жизнь Уайльд переодевался перед тем, как сесть за стол. Судя по его биографии, из этого правила у него вообще никогда не было исключений.
  • Знаменитый «Портрет Дориана Грея», единственный роман, вышедший из-под пера Оскара Уайльда, был экранизирован более 25 раз. И, судя по всему, это ещё не всё.
  • Ещё во время обучения в Оксфорде он получил престижную Ньюдигейтскую премию за свою поэму.
  • Оскар Уайльд иронично утверждал, что женщины любят мужчин не за достоинства, а за недостатки.
  • Эксцентричность писателя нередко служила причиной насмешек над ним. Когда его вывели в качестве одного из героев карикатурной пьесы, он заметил, что карикатура - всего лишь дань, которую посредственность уплачивает гению.
  • Во время тура по США Оскару Уайльду задали коварный вопрос, какие женщины, на его взгляд, красивее - американки или англичанки. Он заявил, что ответит на этот вопрос, лишь когда будет находиться посреди Атлантики.
  • Ведя беспечный образ жизни, Уайльд регулярно испытывал проблемы с деньгами, так как тратил он больше, чем зарабатывал.
  • После публикации «Потрета Дориана Грея» слава Оскара Уайльда гремела по Европе и США. В это время он много ездил по разным странам, читая лекции для своих поклонников.
  • По обвинению в мужеложстве Оскар Уайльд был арестован и отправлен на почти 2 года за решётку. Все отвернулись от него - общество, друзья, даже семья. После освобождения он, будучи в депрессии, перебрался в Париж, где вскоре и скончался от менингита.
  • Скончался он под именем Себастьяна Мельмота, взяв его незадолго до смерти.

Он стал самым остроумным человеком Великобритании за всю ее историю, опередив таких конкурентов, как Уинстон Черчилль и Уильям Шекспир. Его жизнь строилась по принципу полоска белая, полоска черная. Хотя он никогда не признавал белых и черных тонов, любил яркие оттенки, нестандартные мысли и нетривиальные идеи. Он был баловнем судьбы, имя Оскара Уайльда долгое время было синонимом – успеха и удачи, но в одночасье превратился в изгоя, которому пришлось сменить страну, имя и фамилию.

Оскар Уайльд, как писатель, прежде всего, ассоциируется с «Портретом Дориана Грея», но это произведение далеко не единственное в его творчестве. Он писал много и разнообразно, в литературном багаже есть даже сказки, которые актуальны и по сей день.

Детство и Юность

Оскар Уайльд появился на свет 16 октября 1854 года в Дублине. Его полное имя звучит как Оскар Фингал О Флаэрти Уиллс Уайльд. Родители будущего писателя были люди весьма состоятельные и успешные. Отец Уильям Уайльд известный врач офтальмолог и отоларинголог, за свои профессиональные успехи был посвящён в рыцари. Мать Джейн Франческа Уайльд писала стихи и публиковалась под именем Speranza. Дома она постоянно организовывала светские салоны, где собирались самые известные ирландские литераторы того времени.

Детей в семье Уайльдов было трое: старший Уильям, средний Оскар и младшая дочка Изола. Девочка, к сожалению, умрёт в десятилетнем возрасте от менингита. До девяти лет братья учились дома, получая хорошее образование. Мать привила сыновьям любовь к литературе, а немецкий и французский гувернеры познакомили с иностранными языками. После девяти лет дети занимались в Королевской школе Портора, которая находилась в пригороде Дублина.

В школе об Оскаре говорили как об ученике очень одаренном. Его особенной страстью было чтение, особенно нравилась древнегреческая литература. Уайльд даже получает специальную премию за знание в совершенстве греческого текста Нового Завета. Школу ученик оканчивает с золотой медалью и получает стипендию на дальнейшее обучение в дублинском колледже Тринити.

В Колледже студент Уайльд учится с 1871 по 1874 годы. Он слушает курсы по культуре, античной истории, позже к перечисленному добавляется эстетика. В 1874-м Оскар снова получает стипендию и отправляется уже в Оксфорд. Там он посещает лекции известного писателя, теоретика искусства Джона Рёскина. В университете Уайльд пишет первое свое произведение «Равенна», за которое удостаивается престижной Ньюдигейтской премии. Обучение в Оксфорде студент завершает в 1878 году.

«Как денди лондонский одет»

После университета Уайльд перебирается в Лондон. Где благодаря своему остроумию и экстравагантности становится желанным гостем всех светских салонов. Писателю уже чужды условности, стереотипы, рамки. Он слывет первым лондонским модником, настоящим лондонским денди. Его можно увидеть в ярких перчатках и вышитом цветами жилете, в широких укороченных штанах, с выглядывающими из-под них шелковыми чулками. Неизменным аксессуаром всегда является гвоздика в петлице, при этом Уайльд каждый раз перекрашивает её в зеленый цвет.

Яркий и импозантный Оскар и в литературной среде набирает вес. В 1880 году он пишет пьесу «Вера, или Нигилисты», год спустя выходит поэтический сборник «Стихотворения». В 1882 г. уже известный автор отправляется в Америку, где год читает лекции по литературе и искусству. Уайльд посещает Бостон, Чикаго, Сан-Франциско, публика от него в восторге. „У него превосходная дикция, и его способности к изложению своих мыслей достойны высших похвал. Слова, предложения которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают яркими самоцветами красоты!“

В 1887 -м писатель публикует рассказы «Кентервильское приведение», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер». В 1890 выходит знаменитый роман «Портрет Домиана Грея», имевший ошеломительный успех. В 1892 из-под пера автора появляется комедия «Веер леди Уиндермер», год спустя Оскар пишет еще одну комедию «Женщина, не стоящая внимания», а также работает над драмой на французском языке «Саломея».

В 1885 биография писателя пополняется двумя пьесами: «Как важно быть серьезным» и «Идеальный муж». Оскар Уайльд купается в лучах славы, о нем говорят как о выдающемся писателе, обладающим совершенным стилем.

Сказочник Оскар Уайльд

Помимо безусловного драматургического таланта писатель обладал и безусловным талантом сказочника. В 1888 году он издает первый сборник для детей « », в 1891-м свет увидел « ». Волшебный мир Уайльда пропитан светом и добром. Страницы с легкостью переносят туда, где существуют великолепные дворцы, непроходимые леса, где живут необычные существа и ежедневно происходят чудеса.

В сказках Уайльд большое внимание уделяет деталям. Например, одежда героев описывается так внимательно и подробно, что некоторые читатели сказки в шутку называли пособием для портных. Есть в произведениях и иносказательный момент, так что они будут интересны не только детям, но и взрослым.

Черная полоса

В 1885 году белая полоса, в жизни Уайльда, к сожалению, заканчивается. К тому времени у Оскара есть жена и двое малолетних сыновей. Уайльда судят, приговаривают к двум годам каторжных работ. Срок писатель отбывает в тюрьме, предназначенной для особо опасных преступников. От него отворачиваются практически все друзья, о нём забывают как о писателе, жена меняет фамилию сыновьям.

Английская литература

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Биография

УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также - Уайлд (1854−1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя - Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению - ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать - светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения - экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни - Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда - Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence - упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии - Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам - эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 у.е.хал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда - его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу - при всей полярности их творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов - все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О. Уайльд, наряду с Б. Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании - правда, безуспешно - стал Б.Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда - С. 3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд (16.10.1854 г. - 30.11.1900 г.), родился в 1854 в семье известного в мире врача-офтальмолога. Молодой Оскар с детства был окружен атмосферой поэзии, что, что естественным образом, сказалось на его жизни и творчеством восприятии.

Школьное обучение до девяти лет Уайльд получал на дому. А в 1864 поступил в Королевскую школу Портора, расположенную в графстве Фермана в г. Эннискиллен. Порторскую школу писатель окончил с золотой медалью, где его удостоили стипендией, предназначенной для учебы в Тринити-колледже в Дублине. Молодые годы Уайльд проводил в отцовской загородной вилле в Мойтуре.

В 1874 г. Оскар поступил в колледж Магдалины в Оксфорде. Закончив обучение в 1878 г., Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где легко вливается в светское общество.

В 1882 г. Уайльд уезжает в Нью-Йорк, где читает целый курс лекций о литературном искусстве. Проводя такие лекции Оскар впервые формулировал основы принципы и основы английского декаданса, которые позже были объединены в 1891 г. в книге «Замыслы».

25.05.1895 г. Оскара Уайльда осудили в «грубой непристойности» в отношениях с мужчинами и приговорили к каторге на два года. Это судебное разбирательство началось гораздо раньше, когда Уайльд пытался защитить свои отношения с Альфредом Дугласом, отрицая их сексуальную подоплеку.

Срок своего наказания Оскар отбывал в тюрьмах Пентонвилля и Уандсворта. А в 1895 г. его перевели в другую тюрьму в Рединге. Там Оскар находился полтора года, что сильно подорвало его душевное состояние. Множество друзей отвернулись от него, и даже Дуглас так ни разу и не написал ему.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка