Годы жизни леонардо да. Леонардо да Винчи — самое интересное и загадочное из его жизни

Имя: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Место рождения: близ Винчи, Флорентийская республика

Место смерти: замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, герцогство Турень, Флорентийская республика

Возраст: 67 лет

Леонардо да Винчи - биография

Леонардо да Винчи назвали «универсальным человеком», то есть личностью, чья деятельность и достижения не ограничивалась единственной сферой. Он был художником, музыкантом, писателем, самым ярким представителем искусства эпохи Возрождения. Но частная, личная жизнь гения покрыта тайнами и загадками. Возможно, это объясняется недостатком сведений, а, может, все дело в таинственной фигуре итальянского мастера.

Леонардо да Винчи - детские годы

Леонардо да Винчи, чья биография вызывает повышенный интерес у поклонников этого величайшего художника родился 15 апреля 1452 года недалеко от города, имя которого сегодня ассоциируется, прежде всего, с именами великих живописцев.

Будущий художник появился на свет вблизи Флоренции, в середине XV века. Отец его был нотариусом, а мать крестьянкой. Такой мезальянс не мог существовать, и вскоре отец Леонардо нашел себе более подходящую жену – девушку из знатного семейства. До трех лет ребенок жил с матерью, а после отец забрал его в свою семью. Все последующие годы живописец пытался на холсте воссоздать образ матери.

Некоторое время отец яростно стремился привить Леонардо любовь к семейному делу. Но усилия его оказались безрезультатны: сына не интересовали законы общества.

В четырнадцатилетнем возрасте Леонардо отправился во Флоренцию и устроился подмастерьем к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо. В те времена Флоренция была интеллектуальным центром Италии, что позволяло юноше совмещать работу с учебой. Он постигал основы черчения и химии. Но более всего его интересовали рисование, скульптура и моделирование.

Главная особенность шедевров эпохи Возрождения – возвращение к идеалам Античности. В эту эпоху древнегреческие каноны получили новую жизнь. Студенты и видавшие виды мастера рассуждали и спорили о революционных событиях в культуре и искусстве. Леонардо в этих спорах не принимал участия. Он все больше работал, пропадая сутками в мастерской.

Было бы несправедливо пропустить один из немаловажных фактов в биографии Леонардо да Винчи. Однажды его учитель получил заказ. Предстояло написать картину «Крещение Христа». Два фрагмента по традициям того времени он доверил своему юному ученику. Леонардо было поручено изобразить ангелов.

Когда картина была готова, Верроккьо взглянул на полотно и швырнул в сердцах кисть. Некоторые фрагменты явственно говорили о том, что ученик в своем мастерстве существенно перерос учителя. С тех пор и до последнего часа своей жизни Андреа дель Верроккьо к живописи не возвращался.

В XV веке в Италии действовало объединение художников под названием «Гильдия Святого Луки». Членство в этой гильдии позволяло местным представителям искусства открывать собственные мастерские и продавать свои произведения на официальном рынке. Кроме того, всем членам объединения оказывалась финансовая и социальная поддержка. Как правило, это были опытные и зрелые художники, скульпторы и печатники. Леонардо да Винчи вступил в гильдию в возрасте двадцати лет.

Леонардо да Винчи - личная жизнь

О личной жизни титанической фигуры эпохи Возрождения известно немного. Существуют источники, в которых говорится об обвинении в содомии, то есть – в девиантном сексуальном поведении. Обвинение было основано на анонимном доносе. Но в те времена во Флоренции доносительство и клевета процветали с буйной силой. Художника арестовали, продержали в тюрьме и выпустили спустя два месяца за неимением свидетельских показаний.

Во Флоренции во времена да Винчи действовала организация, именуемая «Офицерами Ночи». Служители этой организации рьяно следили за моральным обликом горожан и активно боролись с содомистами. Некоторое время живописец находился под наблюдением этих борцов за нравственность. Но это по одной версии.

А согласно другой – да Винчи и вовсе ни в чем подобном не обвиняли, а на суде он присутствовал исключительно в качестве свидетеля. Есть и третья версия, приверженцы которой утверждают, что сексуальные предпочтения великого мастера были далеки от общепринятой нормы, сила и влияние отца позволили ему избежать заключения.

Но как бы то ни было, нет никаких сведений в биографии об отношениях живописца с женщинами. Согласно воспоминаниям современников он длительное время проживал с молодыми людьми. Зигмунд Фрейд тоже не остался в стороне спорах о половой жизни гения и провел свое расследование. Знаменитый психотерапевт был уверен в гомосексуальности да Винчи.

Почти тридцать лет в мастерской маэстро проживал Джан Джакомо Капротти, более известный сегодня под именем Салаи. Когда Леонардо да Винчи был уже вполне состоявшимся мастером, в его доме появился отрок ангельской красоты. Его образ присутствует во многих шедеврах. Но он не был всего лишь натурщиком. Официально его считают учеником. Картины Салаи не получили широкой известности.

Но согласно записям в дневнике да Винчи, начинающий художник не отличался честностью и, порою, вел себя как последний прохвост. Что заставляло великого живописца держать рядом с собой этого человека – не известно. Но вряд ли это были отцовские чувства или преклонение пред юным талантом. Ничего великого ученик да Винчи не написал, да и сиротой он не был. Остаются лишь догадки.

Из мастерской Леонардо да Винчи вышел не один живописец. Много времени мастер посвящал, прежде всего, обучению молодых людей. Согласно его методике начинающий художник должен был сначала изучить формы предметов, научиться копировать произведения мастера, исследовать творения прочих опытных авторов и только потом приступать к созданию своего произведения.

Какие отношения складывались у гения со своими последователями в свободное от учений время – не столь важно. Важно то, что уроки мастера не прошли впустую, и им впоследствии удалось создать новый образ мужского тела, чувственности и любви.

Конец жизни Леонардо Да Винчи

Леонардо Да Вичнчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет отроду. Его тело было предано земле в местечке близ Амбаузе. Все свои рисунки и инструменты перешли его любимому ученику Франческо Мельци. Все картины унаследовал другой его ученик - Салаи. 26662

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Леонардо, прозванный да Винчи по месту своего рождения, горной деревне Винчи, близь Эмполи, в провинции Флоренции – гениальный живописец итальянского Возрождения , зодчий, инженер и ученый. Он родился в 1452, в семье нотариуса флорентийской сеньории Пьеро. Первоначальное художественное образование даровитый мальчик получил у флорентийского художника Андреа дель Веррокьо (1435–1488), на картине которого, изображающей крещение и находящейся во флорентийской академии, сохранилось первое произведение Леонардо да Винчи – исполненная им фигура ангела.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Между 1472 и 1478 гг. Леонардо уже неоднократно упоминается в известиях современников, но из его юношеских произведений сохранились только следующие, несомненно принадлежащие его кисти: подмалевка «Поклонения волхвов » в галерее дворца Уффици во Флоренции, «Святой Иероним» в ватиканской галерее в Риме. «Благовещение», находящееся также в галерее Уффици и раньше приписывавшееся также Леонардо да Винчи, в настоящее время с большим вероятием приписывается Ридольфо Гирландайо (1483–1561). Много юношеских набросков и рисунков Леонардо, сделанных пером и мелом, хранится в виндзорской библиотеке, в Лувре, в венецианской академии, в галерее Уффици, в амброзианской библиотеке в Милане, в Британском музее и альбертинской галерее в Вене. Между ними отдельную группу составляют карикатуры, представляющие результат физиономистических занятий и наблюдений Леонардо и отзывающиеся несколько аффектированной оригинальностью. Они несколько раз издавались в гравюрах, между прочим, в прекрасном исполнении известного чешского гравера XVII века Венцеслава Голлара.

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Кроме живописи, Леонардо да Винчи изучал во Флоренции также пластику, архитектуру, математику, физику и механику и рано возбудил удивление окружающих редкой многосторонностью своей гениальной натуры. Выдающийся музыкальный талант и дар поэтической импровизации дополняли его широкое развитие и гармонировали с красотой, силою, ловкостью и блестящим остроумием.

Миланский период творчества Леонардо да Винчи

Вскоре после 1480 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию, предпринял путешествие на восток и некоторое время состоял на службе у каирского султана. Около 1484 г. герцог Людовик Мавр (Lodovico il Moro) призвал Леонардо в Милан, где он прожил до 1499 г., предавшись широкой и плодотворной художественной деятельности. Одно из главных его произведений этого миланского периода была колоссальная конная статуя герцога Франческо Сфорца, которую современники признали чудом искусства и которая до окончания своего была разрушена французскими стрелками во время нашествия 1499 г. Проекты и рисунки этого памятника сохранились в виндзорской библиотеке. Вместе с тем Леонардо руководил постройкой миланского собора и инженерными работами по проведению мартезанского канала.

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, ок. 1490

Из картин Леонардо да Винчи к миланскому периоду относятся: мужской поясной портрет в естественную величину и небольшой женский портрет в профиль (в амброзианской библиотеке); прекрасный женский портрет, известный под именем «Прекрасная Ферроньера» и находящийся в Лувре; Мадонна с барельефом (оригинал которой принадлежал лорду Уорвику), «Мадонна в скалах » (две копии, в Лувре и в галерее лорда Суффолка); воскресший Христос между святыми Леонардом и Лучией (в берлинской галерее, по-видимому, неоконченный).

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е

Леонардо да Винчи – Тайная вечеря

При всех своих редких достоинствах эти картины Леонардо да Винчи затмеваются главным художественным произведением миланского периода – написанной до 1499 г. «Тайной вечерей ». Это великое произведение кисти, занимающее главную стену ресектория доминиканского монастыря Santa Maria delle grazie, имеет 28 футов длины, содержит фигуры в полтора раза увеличенные. Оно исполнено масляными красками, с течением времени сильно пострадавшими от небрежности и грубой реставрации, так что первоначальная редакция картины более известна по копиям ученика Леонардо да Винчи, Марко д"Оджонно (из которых одна хранится в лондонской галерее) и по снимкам голов апостолов, написанным пастелью и принадлежавшим великой герцогине саксен-веймарской. В «Тайной вечере» поразительны необыкновенно богатое и отчетливое воспроизведение главнейших мотивов человеческой души и строгая красота линий, проникающая все формы. Все типичное, напоминающее портрет, отброшено, и создана идеальная группа, которая в такой же степени жизненна и правдива, как возвышенна и глубоко задумана. Кроме того, миланскому периоду принадлежит значительное количество разного рода рисунков и картонов, набросанных Леонардо для его учеников и в их исполнении иногда принимавшихся за его подлинные произведения.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Художественные теории Леонардо да Винчи

Хранительницей художественных теорий Леонардо да Винчи и очагом его широкого влияния на современную живопись явилась основанная им в Милане академия, руководителем и главою которой он был. Свои теоретические взгляды на живопись Леонардо высказал в сочинении «Trattato della pittura», написанном для его учеников. Леонардо рекомендует им придерживаться природы, а не античных образцов, и придает важное значение изучению перспективы и анатомии. Около 1494 г. он издал рисунки различных частей тела, служившие анатомическим атласом в его преподавательской практике; том из 235 больших анатомических таблиц Леонардо хранится в лондонской библиотеке. Дальнейшее развитие теоретических взглядов Леонардо да Винчи содержит переработанное им сочинение математика Луки Пачоли о перспективе и пропорциональном строении человеческого тела, снабженное 60 рисунками Леонардо и изданное им в 1509 г. под заглавием «De divina proportione». Ближайшими учениками и последователями Леонардо да Винчи были: Чезаре да Сесто, Франческо Мельци, Марко д"Оджонно, Андреа Салайно, Бернардино Фальсоло, Гауденцио Феррари и другие.

Флорентийский период творчества Леонардо да Винчи

После низвержения герцогов Сфорца в 1499 Леонардо да Винчи покинул Милан и с 1503 поселился во Флоренции по приглашению гонфалоньера Пьетро Содерини, оказавшего прославленному художнику радушный прием и назначившего ему ежегодное содержание. Первым произведением этого второго флорентийского периода был неоконченный картон для престольного образа церкви сервитов, изображающий Мадонну с младенцем, малолетним Предтечею и святой Анной и хранящийся в лондонской галерее. К этому же времени относится портрет Моны Лизы , известной своею красотою супруги Франческа дель Джоконды (Лувр), и утраченный портрет Джиневры, жены Америго Бенчи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

По заказу городского совета, Леонардо да Винчи написал на конкурс со своим знаменитым современником Микеланджело большую картину для залы совета, изображающую битву между флорентийцами и миланцами при Ангиари в 1440 году. Работа над этим произведением, начатая в 1503, по обстоятельствам часто прерывалась и не была окончена; долгое время сохранялся её картон, считавшийся шедевром батальной живописи, но от него уцелела только центральная группа картины, представляющая конную схватку вокруг штандарта. В Лувре сохранилась копия этой картины, приписываемая Рубенсу. Тем временем слава художника распространилась далеко за пределы его родины; в 1509 г. король французский Людовик XII пожаловал Леонардо звание придворного художника с содержанием. Исходу второго периода деятельности Леонардо принадлежат «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом » и «Иоанн Креститель » (в Лувре).

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

С 1515 г. Леонардо да Винчи состоял в свите французского короля Франциска I , за которым в 1518 г. последовал во Францию, где мало работал, и умер 2 мая нового стиля 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза.

Значение Леонардо да Винчи

Художественная гениальность Леонардо да Винчи спорила с его ученой славой и глубокомыслием. История знает немного примеров такого полного и богатого развития человеческой личности. Главная художественная заслуга Леонардо да Винчи перед европейской живописью заключается в том, что он поставил ее на твердые основания анатомии и первый обратил внимание на освещение телесных форм. Он стремился к возможному совершенству моделировки и к полусветлому тону, стараясь достигнуть этого нежными переходами контуров и тонов (sfumato). Своеобразная полуулыбка, свойственная его женским лицам, составляла одну из красот его кисти и впоследствии вдохновила Корреджо. Леонардо искусно изображал самые оригинальные сочетания человеческих форм с животными и пользовался этими причудливыми соединениями для политической сатиры.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Но особенного совершенства достиг Леонардо да Винчи в портретной живописи: верная передача мельчайших психических движений на изображаемых им лицах была беспримерна, и в его произведениях портретная живопись впервые достигла самостоятельности и одухотворения. Мощь и глубина его творческого духа особенно рельефно выразилась в его «Тайной Вечере» и в сцене битвы при Ангиари, тогда как свойственная его кисти чарующая грация и прелесть отпечатлелась на ликах его святых. Строгое отношение к своей работе и постоянная жажда полного совершенства объясняют, почему Леонардо да Винчи оставил сравнительно немного произведений и в том числе много неоконченных.

Леонардо как учёный и изобретатель

Почти не менее картин Леонардо да Винчи замечательны и ценны его физические и математические труды. И в этом отношении он опередил и вел вперед свое время, В механике ему известны были, между прочим, законы сил, действующих на плечо рычага в косвенном направлении, взаимное противодействие плеч рычага, законы трения, влияние центра тяжести на тела движущиеся и находящиеся в состоянии покоя и т. д. В оптике он раньше Порта дал описание так называемой camera optica, объяснил сущность и свойства цветных теней, движения радужной оболочки, влияние длительности ощущения на зрительный аппарат.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Богатые научные и артистические сокровища Леонардо да Винчи в форме 16 больших томов его рукописей и рисунков до 1796 г. хранились в амброзианской библиотеке в Милане. В 1796 г. французы унесли все 18 книг в Париж, где они и находились в библиотеке французского института, за исключением 1-го тома, возвращенного в Милан после низложения Наполеона I , и 3 томов, хранящихся в британском музее и виндзорской библиотеке.

Этим материалом я ни в коей мере не хочу замахнуться на «наше все в живописи Возрождения», тем более поколебать мнение о художнике, которого считаю основоположником во многом, гением своего времени и талантливейшим живописцем. Но, привыкши всегда узнавать о жизни тех, чьи картины вижу, я натолкнулся несколько раз на фразу в отношении великого да Винчи -
«Леонардо держал свою личную жизнь под особенным секретом, даже заметки в своем Дневнике он записывал специальным кодом» (Ох, уж этот код да Винчи!!!).
Напрашивается вопрос – что скрывал или чего боялся автор Дневника? Понятно, что никогда мы этого не узнаем, а что узнали, то к этому тоже нужно относиться, как к субъективным суждениям или даже предположениям. Тот же Джорджо Вазари, благодаря которому вышла «первая энциклопедия» - жизнеописание художников эпохи Возрождения, часто записывал не факты, а слухи, по принципу – «за что купил, за то и продал». Но, тем не менее, слухи на пустом месте не рождаются. Поэтому не относитесь к этому материалу, как к серьезному исследованию. Я просто собрал в интернете наиболее встречающиеся материалы о (предположительной!) личной жизни Леонардо да Винчи. И попытался их систематизировать. Что из этого получилось – судить вам!

Leonardo da Vinci Selbstportrait

Начну с того, что ныне «голубизна» и «педофилия» стали «притчами во языцах», этим даже бравируют, если не гордятся. Впрочем, понятно, что это явление родилось не вчера, ему тысячи лет.
Игорь Кон в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет о том, что в эпоху Возрождения однополая любовь была не преступлением, а "красивым пороком", хотя формально содомия оставалось все-таки преступлением, за которое серьезно наказывали.

Гомоэротизм Возрождения

Многих гениев итальянского Возрождения подозревали или обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. В большинстве случаев доказать или опровергнуть эти обвинения одинаково трудно: о личной жизни художников сохранилось слишком мало свидетельств, а истолкование творчества - дело довольно субъективное.
Вот только небольшая фактология по итальянцам.
Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 гг., привлекали к суду за связи с мальчиками, причем во второй раз он был вынужден признаться, и был приговорен к штрафу и четырем годам тюрьмы. Впрочем, он не только избежал тюремного заключения, но и продолжал пользоваться покровительством высоких лиц и выполнять заказы князей церкви.

Художник Джованни Бацци (1477 -1549) даже налоговые декларации подписывал своим прозвищем "Содома", под которым и вошел в историю живописи.

Флорентийский скульптор Сандро Донателло (1386-1466) предпочитал брать в ученики красивых мальчиков и по поводу его отношений с ними всегда ходили сплетни и анекдоты, на которые веселый и жизнерадостный художник не обращал внимания.

На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году был написан анонимный донос, в котором его обвиняли в содомии с одним из его подмастерьев, но художник обвинения категорически отрицал и власти даже не начали по этому делу следствия.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности. Когда отец одного юноши, желая пристроить сына учеником к великому мастеру, предложил художнику использовать его в постели, тот с негодованием отверг это предложение. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело вообще избегал физического секса, будь то с женщинами, или с мужчинами. Однако Микеланджело-художник определенно предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам явно присутствуют гомоэротические мотивы. При публикации сонетов в 1623 году внучатый племянник Микеланджело фальсифицировал их, заменив местоимения мужского рода на женские. Источником вдохновения для немолодого, а по тогдашним представлениям старого (в момент их первой встречи ему было 57 лет) художника была многолетняя страстная любовь к 23-летнему римскому дворянину Томмазо де Кавальери, которому Микеланджело дарил рисунки и посвящал любовные стихи. Впрочем, современные исследователи считают Микеланджело бисексуалом, поскольку известно о его любви к Виттории Колонна.

Репутацию содомита имел и Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, и с именем которого связано несколько громких скандалов. Его "Мальчика, играющего на лютне" и "Торговца фруктами" искусствоведы долгое время принимали за девочек.
Назвав большинство «титанов Возрождения», которые были замешаны в этом «красивом пороке», остается задать вопрос: А что же наш дружище Леонардо?

Факты или предположения

Из источников известно, что Леонардо да Винчи (1452-1519) окружал себя красивыми юношами на протяжении всей своей жизни. Впервые его имя было упомянуто в связи с содомией в 1476 году.
В этом году художнику было дважды предъявлено обвинение (причем по анонимному доносу) в содомии с 17-летним Якопо Андреа Сальтарелли (Jacopo d"Andrea Saltarelli). Замечу, что во Флоренции той эпохи процветали ложные доносы (так называемые «Рты истины»).
Сальтарелли был натурщиком, а «по совместительству проститутом», который был известен властям своими сексуальными авантюрами с мужчинами. Поскольку против Сальтарелли в 1476 во Флоренции было заведено уголовное дело, а да Винчи фигурировал в списке его клиентов, художник был арестован и два месяца провел в тюрьме, после чего был оправдан, поскольку не было свидетелей, и выпущен на свободу. В течение некоторого времени после этого, Леонардо и других подозреваемых держали под наблюдением «Офицеры Ночи» (Officers of the Night) - флорентийская организация, следившая за моралью в городе и боровшаяся против случаев содомии.
Существует версия, что Леонардо, как и прочие клиенты Сальтарелли ни в чем не обвинялся, а предстал перед судом в роли свидетеля.
Современный искусствовед Джеймс Саслоу (James Saslow) выдвигает еще одну версию, что обвинения с Леонардо "были сняты", поскольку в дело вмешался его уважаемый и богатый отец. Напомню, отец Леонардо - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо в 1452 году, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 1504 году в возрасте 77 лет. При этом, он имел 4 жен и десять детей, последний из которых родился, когда нотариусу стукнуло 75 лет.
Можно предположить, что средневековая коррупция работала отлаженно. Тем более, в версии Саслоу фигурирует фраза –«Леонардо не придется платить за преступление, поскольку мы за это уже заплатили (в буквальном смысле)». Какая версия, из приведенных выше, правдива – тайна!

Как бы то ни было, сохранившиеся архивные и юридические документы, воспоминания современников, факты его длительной жизни с молодыми людьми и отсутствие близких отношений с женщинами привели современных историков к выводу, что Леонардо интересовался в сексуальном плане исключительно мужчинами. О гомосексуальном либидо художника, которое сублимировалось в его творчестве, писал даже Фрейд в своем исследовании о художнике (1909-1913 гг.).

Leonardo da Vinci Autorretratto 1490-1500 гг. Галерея Уфиццы, Флоренция

Хотя, опять же в оппозицию предыдущей мысли, приведу другую цитату.
Художник испытывал вообще неприязнь к физическим отношениям. Леонардо приписывают слова: «Акт деторождения и все, что с ним связано - это так отвратительно. Человек умирал бы намного быстрее, если не было красивых лиц и чувственных отношений». Историки делают вывод: художник чувствовал отвращение не к телу (которое, как раз, воспевал в своих полотнах), а к сексу в частности.
Некоторые исследователи додумались до утверждения, что леворукость и зеркальное письмо художника являются явными признаками его гомосексуальных наклонностей.

Автопортрет Леонардо да Винчи (поздняя гравюра неизвестного автора)

Впрочем, любовь Леонардо к мальчикам была темой обсуждения еще в шестнадцатом веке.
В «Книге снов» (Il Libro dei Sogni), автором которой считается критик и теоретик искусства Джан-Паоло Ломаццо, есть диалог (в современной трактовке – интервью) «О мужской любви» (L"Amore masculino), одним из главных действующих лиц которого является Леонардо да Винчи, заявляющий:
«Знайте, что мужчины любят исключительно продукт силы, соединившись в дружбе с раннего возраста, они вырастают более мужественными людьми и верными друзьями».
«Желтизной», правда, попахивает продолжение этого диалога (судя по названию книги, по-моему, это либо приснилось автору, либо он выдвинул материал, как собственный манифест принадлежности к геям).
Вообщем, в диалоге собеседник спрашивает Леонардо о его отношениях со своим помощником Салаино:
«А Вы играли с ним в игры, которые так любят флорентийцы? (как в анекдоте, "намекая на зайцев")»
На что художник отвечает:
«И сколько раз! Имейте ввиду, что он был красивым молодым юношей, особенно в свои пятнадцать лет».
Впрочем, подобранный им в Милане красивый юноша Салаи, действительно, был его учеником, слугой, подмастерьем и многолетним спутником жизни художника. Но об этой яркой фигуре стоит рассказать отдельно.

Ангелочек или Дьяволёнок?

Салаи или Салаино (в переводе – дьяволёнок)
Salai, Il Salaino
Настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено
Gian Giacomo Caprotti da Oreno

Неизвестный художник Portrait of Gian Giacomo Caprotti, said Salai. 1502-03 гг. Collection of the Alois Foundation, Liechtenstein.

Итальянский художник, слуга и ученик Леонардо да Винчи.
Салаи был сыном сапожника из Монца Джованни и его жены Катарины, которые жили в городке Орено неподалеку от Милана. У парня было еще два (видимо, старших) брата, о которых стало известно, поскольку они периодически появлялись в доме Леонардо, выпрашивая у Салаи деньги.
Впервые Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком.
Откуда это известно с точностью до дня? От «всезнающего» Вазари, который, кстати, считается первым биографом да Винчи!
Именно он так подробно описывает юношу в своей книге:
«В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо».
Впрочем, и сам Леонардо в дневнике (о котором речь пойдет ниже) написал:
"Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет".

Отношения у них, как пишут современники, были не из легких. Год спустя, Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его при этом «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Неплохая характеристика для слуги!
«Дьяволёнок», по крайней мере, пять раз воровал деньги и ценности, потратил кучу денег на одежду и обувь, приобретя за год двадцать четыре пары (!!!). Напомню, парню было всего 11 лет!
Единственное оправдание вижу в том, что Салаи обворовывал хозяина, чтобы снабдить деньгами и одеждой «мздоимцев»-братьев.

Далее подробности о проделках Салаи рассказывают дневники Леонардо, цитаты из которых встречаются по всему интернету. Но, позвольте, они же были закодированы самым Маэстро!!!
Впрочем, после бестселлера Дэна Брауна ничего невозможного нет.
Итак, как говорил один из лицедейских клоунов – «Пилите, но подозревайте!».
Цитирую текст, сомневаясь, что это цитаты из дневников самого да Винчи.

…На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен.

…7 сентября украл пряжку стоимостью 22 сольди у Марко, живущего у меня. Пряжка эта была серебряной, и украл он её из моего кабинета. После того как Марко долго искал ее, она была найдена в сундуке названного Джакомо.

…Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника. Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, - 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет.
Марко д’Оджоне тогда едва не убил похитителя и впоследствии сожалел, что этого не сделал, поскольку, в конце концов, Салаино вынудил его покинуть мастерскую раньше, чем Марко намеревался.

Само собой напрашивается вопрос: почему Леонардо такого прохвоста держал при себе? Не проще было его вышвырнуть вон и взять другого слугу и ученика? Учитель разглядел в ученике талант? Но почему тогда Салаино не стал известным художником? Он привязался к мальчику и любил его отцовской любовью (при живых родителях), прощая ему все проступки? Или все же любовь была не отеческая, а она, как правило, слепа?
Как видите, одни вопросы.

Leonardo da Vinci Drawing of Salai.

А Салаино, тем не менее, оставался его слугой и помощником в течение почти тридцати лет.
И на картинах Леонардо не раз появлялся красивый, кудрявый подросток.

Салаино в творчестве да Винчи

Общеизвестно, что юноша послужил моделью для картины Леонардо «Иоанн Креститель» и, скорей всего, для Иоанна Крестителя в образе Бахуса, написанным пятью годами ранее, поскольку и композиции. и лица очень похожи.

Leonardo da Vinci St John in the Wilderness (Bacchus) 1510 г.

Leonardo da Vinci St John the Baptist 1513-16 гг.

Кроме того, имя Салаино было найдено написанным, а потом зачеркнутым на обороте эротического рисунка 1513 года «Воплощенный Ангел» (The Incarnate Angel). Как иронично! Рисунок находится в коллекции королевы Виктории в Великобритании.

Leonardo da Vinci The Incarnate Angel (Erotic drawing). 1515 г.

Искусствоведы Мартин Кемп и Джеймс Саслоу в 1986 году, а вслед за ними и известный всем Дэн Браун в своей книге «Код да Винчи», выдвинули версию, что на картине «Тайная вечеря» по правую руку от Христа сидит не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина. Действительно, фигура и лицо выглядят очень женственно.

Leonardo da Vinci The Last Supper (detail) 1498 г.

Многолетние споры и исследования доказали лишь то, что портрет Иоанна-Магдалины очень похож на портрет Салаино в Иоанне Крестителе, а значит, на картине мужчина, а не женщина. Кроме того, открылся факт, что Леонардо писал Салаино еще в 1498 году для «Тайной вечери».

Leonardo da Vinci The Last Supper 1498 г.

Летом 1499 года в Италию вторглись французы, и в начале сентября Лодовико Моро, покровитель Леонардо, уехал из Милана в Тироль. Леонардо ждал до декабря, что Моро вернётся, после чего решил вместе с Лукой Пачоли уехать в Венецию.

Charles Lemoine Leonardo Painting the Mona Lisa (Engraved). 1845 г. Paris, Bibliothèque Nationale.

Из учеников Леонардо взял только самого любимого, Салаино, которого во что бы то ни стало хотел сделать настоящим художником. (Опять же возник вопрос – так почему же не сделал?)

Смена пажеского караула.

В 1506 году у Салаино появился «соперник». В этом году Леонардо взял себе в ученики 15-летнего сына аристократа из Ломбардии, графа Франческо Мельци.

Франческо Мельци
Francesco Melzi

Francesco Melzi Purported self-portrait (Предполагаемый автопортрет). Museum Bonnat, Bayonne.

Итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо и его главный творческий наследник.
В одном из писем домой юноша написал, что великий художник питает к нему «чувства глубоко страстной и самой пламенной любви» (sviscerato et ardentissimo amore). Может на основе этой восторженной юношеской фразы и построена версия о том, что Мельци был тоже любовником Леонардо.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi (Drawing). 1510 г. Biblioteca Ambrosiana, Milano

В результате дальнейшие путешествия по Италии совершались втроем.
О характере отношений Салаи с Мельци ничего достоверно не известно.
В мае 1513 года умер папа Юлий II, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва X. Началось настоящее паломничество художников в Рим. Туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо. Художник присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля приехать во Францию и поселиться в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.

Перед отъездом во Францию Леонардо распрощался с Салаино. Опять же вопрос: почему??? Боялся, что ученик скомпрометирует его и будет красть серебряные ложки из королевского сервиза? И почему накануне отъезда Леонардо взял нового слугу - Баттисту де Вилланиса. В чем старый слуга Салаино провинился? Опять одни вопросы...

Вообщем, художник оставил Салаино «Мону Лизу» и дал приличную сумму денег, чтобы тот мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Есть сведения, что через некоторое время после смерти Леонардо Салаи женился на женщине по имени Бьянка, а позже был убит в драке.

Хотя Салаи всегда был представлен "учеником" Леонардо, историки считают, что он никогда не производил художественно ценных работ. Салаи приписываются алтарный образ с Петром и Павлом в миланской галерее Брера и копии с работ учителя - «Вакх», «Леда», «Иоанн Креститель», «Св. Анна», «Мадонна» в Будапештском музее изобразительных искусств.

Salai John the Baptist, a copy of Leonardo

Франция

О Франческо Мельци же, в свою очередь, всегда пишут не только, как друге и спутнике жизни Леонардо, с которым он провёл и свои последние три года жизни во Франции, но и о как любимом ученике.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi. 1510 г.

Francesco Melzi Ritrato di Leonardo da Vinci.

Во Францию вместе с Леонардо и Франческо Мельци поехал и новый слуга Баттиста де Вилланис.
В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать. У мастера онемела правая рука, затем ее парализовало, и художник с трудом передвигался без посторонней помощи.

Михаил Анчаров Леонардо 1947 г.

«Его миланский ученик – вспоминал кардинал (а им мог быть только Мельци), - писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя». Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписываемые ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитую «Коломбину» из Эрмитажа.

Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе и был похоронен в замке Амбуаз.

François-Guillaume Ménageot The Death of Leonardo da Vinci in the Arms of Francis I 1781 г.

Jean-Auguste-Dominique Ingres Death of Leonardo da Vinci. 1818 г.

Франческо Мельци оставался с учителем до самой смерти и стал его основным наследником. Кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и унаследовал огромный архив великого художника.
Не забыл Леонардо в завещании и о Салаино. Он вместе с Баттистой де Вилланисом, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного да Винчи его покровителем Людовико Моро.

Как следует из записей слуги Баттисты де Вилланис от 10 августа 1519 года, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италию Мельци вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци тоже писал не очень много. Он занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи, издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Трактат о живописи» («Trattato della Pittura»).

Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо быстро распродали наследие Леонардо, которое Мельци так берёг. Часть наследия великого Леонардо из-за этого была утеряна навсегда.

Монумент да Винчи.

Эпилог

Вот такая грустная история. Закончить ее хочу цитатой из книги Кона.
«С кем спали и кого любили художники Возрождения, в общем-то, не так уж важно. Существенно то, что они создали новые образы мужского тела, любви и чувственности. Выставленная напоказ мужская нагота стала волновать и тревожить воображение».

Sculptor Pietro Magni Leonardo da Vinci monument. Milan, Piazza della Scala.

Источники – Википедии и мои переводы отсюда: , , .

Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

"Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод…"

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Картина Мадонна в гроте. 1483-86

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

Картина Мона Лиза (Джоконда). 1503-04

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - картины Джоконда. До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам".

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

Картина Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478

Думая, что я учусь жить, я научился умирать.

Картина Мадонна Литта. 1490

Картина "Мадонна с гранатом". 1469

Картина Мадонна. 1510

Картина Дама с горностаем. 1483-90

Картина Портрет Жиневры де Бенчи. 1474-76

Картина Благовещение. 1472-75


Тайная вечеря. 1498


Картина Иоанн Креститель. 1513-16

Голова женщины. 1500?

«Витрувианский человек». 1487



Дева Мария с ребёнком и Св.Анна

Портрет музыканта

Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания.Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 555 лет спустя после его рождения. Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции латы: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке. Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни. Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до … вентиляции комнат.Он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения. В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою "Тайную вечерю" на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - "Демон"). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.
После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Если вам довелось летать, то впредь вы будете ходить по земле, обратив глаза к небу, ибо там вы были и туда вы будете стремиться всегда.

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.

Представляю вашему вниманию пару изобретений Леонарда да Винчи: Военная техника, Летательные аппараты, Гидравлика, Различные механизмы.


Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. Леонардо предлагал сделать из тонкого льна, пропитанного крахмалом, воздушный винт диаметром 5 метров. Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух(тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве "двигателя" использовалась, например, мощная пружина, такой "вертолет" был бы способен на полет - пускай и кратковременный.


После долгого и внимательного изучения полета птиц, которое он начал еще во время пребывания в Милане, Леонардо спроектировал в 1490 г., а возможно, и построил первую модель летательного аппарата. Эта модель имела крылья, как у летучей мыши, и с ее помощью, используя мускульные усилия рук и ног, человек должен был полететь. Теперь мы знаем, что в такой постановке задача неразрешима, потому что мускульной энергии человека для полета недостаточно.


Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: "Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела".

На рисунке изображен аппарат для дыхания под водой с деталями клапанов для забора и выпуска воздуха.

Плавательные перепончатые перчатки.Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.


Водолазный костюм. С проблемой нахождения человека подводой был связан проект водолазного костюма Леонардо. Костюм изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой.

Спасательный круг.Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию - спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.


Система для хождения по воде.Система хождения по воде, созданная Леонардо, включала в себя плавательные ботинки и шесты.


Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное. Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу.

Леонардо да Винчи.


Миланский музей науки и техники Леонардо да Винчи самый большой в Европе. Леонардо да Винчи известен тем, что создал идеальный образ человека и выразил идеал женской красоты в своей картине «Мона Лиза», написанной в 1503 году. Леонардо да Винчи, чаще известный лишь как художник, был гением, сделавшим многочисленные открытия, разработавшим инновационные проекты, проводивший исследования в области точных и естественных наук, в том числе математики и механики. Леонардо от руки исписал более 7 тысяч листов в процессе разработки своих проектов.Леонардо да Винчи сделал открытия и догадки практически во всех областях знаний, а его записки и наброски рассматриваются как листы из натурфилософской энциклопедии. Он стал основателем нового естествознания, которое делало заключения на основе экспериментов. Любимым предметом Леонардо была механика, которую он называл «раем математических наук». Леонардо считал, что разгадав законы механики, можно узнать тайны мироздания. Посвятив много времени изучению полета птиц, он стал разработчиком и создателем некоторых летальных аппаратов и парашюта. Попав в музей Леонардо да Винчи, вы погрузитесь с мир интереснейших открытий, которые заставят вас задуматься о бесконечности и изобретательности человеческого разума.















Чем только не увлекался Леонардо! Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Это устройство для колки орехов, хлеборезка, штопор для левшей, а также механическая давилка для чеснока "леонардо", которой по сей день, пользуются итальянские повара. Кроме того, он придумал автоматический вертел для жарки мяса, к вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Леонардо да Винчи - гениальный художник, замечательный экспериментатор и выдающийся ученый, воплотивший в своей деятельности все наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса. Все в нем поражает: и совершенно необычайная разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии, и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка