Картины александра шилова с названиями, описание полотен. Выставка работ натюрморт в творчестве народного художника ссср, академика российской академии художеств а

Александр Шилов - знаменитый российский и советский художник-живописец и портретист. Отличается невероятной работоспособностью, им созданы сотни картин, многие из которых могут быть причислены к категории "высокое искусство". Александр Шилов представляет старшее поколение советских художников, которые писали монументальные картины идеологического содержания. Как правило, это были полотна большого формата, они выставлялись в крупных выставочных центрах и использовались партийными руководителями для пропаганды коммунистических ценностей. Но надо отдать должное художнику, он никогда не опускался до плакатной стилистики в своих произведениях. Каждая картина на тему социалистического строительства несла в себе определенную художественную ценность. Люди, пришедшие на выставку, надолго задерживались именно у

Биография Александра Шилова

Художник родился в 1943 году, 6 октября, в интеллигентной московской семье. В четырнадцатилетнем возрасте Саша поступил в изобразительную студию Тимирязевского округа Москвы.

Способности к рисованию у юного Шилова обнаружились сразу. Однажды он познакомился с художником Александром Ивановичем Лактионовым, который решил развить молодое дарование, а поскольку сам был великолепным портретистом, впоследствии оказал заметное влияние на творчество своего друга.

Образование

С 1968 по 1973 год Александр Шилов проходил обучение в МГАХИ имени Сурикова (Московский государственный академический художественный институт). В период студенчества постоянно писал картины, которые затем выставлялись на многочисленных вернисажах и выставках, посвященных творчеству молодых художников. Полотна Александра Шилова уже тогда выделялись своей экспрессивностью.

В 1976 году он был принят в Союз Художников СССР, после чего получил мастерскую и несколько заказов от партийного руководства страны. Талантливый живописец приступил к работе на правах уже признанного мэтра. А в 1997-м, в соответствии с распоряжением правительства Москвы, в самом центре столицы, близ Кремля, открылась персональная галерея Александра Шилова. В том же году живописец стал членом-корреспондентом Академии Художеств России.

С 1999 года Александр Шилов заседает в Совете по искусству и культуре при президенте Российской Федерации. Новые обязанности потребовали от художника полной отдачи в плане участия в политической жизни страны, он стал реже бывать в своей художественной студии.

В 2012 году Александр Шилов-художник окончательно ушел в политику, вошел в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности России. Тогда же он стал одним из доверенных лиц Владимира Путина. В марте 2014 года поставил свою подпись под обращением в поддержку политической позиции президента касательно событий, происходящих на Украине.

Награды

  • 1977 год, премия ВЛКСМ за цикл работ на тему космонавтики. Шиловым были созданы полотна, прославляющие освоение Вселенной. Также художник написал портреты всех советских космонавтов.
  • В 1980 году Александр Шилов получил звание "Заслуженный художник РСФСР", а 1981-м стал народным художником России.
  • Высокое звание "Народный художник СССР" было присвоено живописцу в 1985 году.
  • В 1997 году художнику вручили орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени за значительный личный вклад в развитие и становление изобразительного искусства.
  • Александр Шилов получил в 2010 году как признание его многолетней плодотворной деятельности на ниве отечественной культуры и искусства.
  • Еще одним орденом - "Гордость России" - художник был награжден в 2010 году за вклад в искусство реализма.
  • С 2014 года является почетным профессором РГАИ (Российская государственная академия искусств).

Личная жизнь

Первой женой Александра Максовича Шилова стала Светлана Фоломеева, художница. 24 марта 1974 года у супругов родился сын Саша, который решил продолжить семейные традиции и в настоящее время является членкором РАИ. Шилов Александр Александрович - художник потомственный, однако он обладает ярко выраженной индивидуальностью и собственной манерой письма.

После развода с первой женой Александр Шилов-старший некоторое время прожил холостяком, а затем женился вновь. Новая жена стала музой художника, она давала ему вдохновение. Шиловы прожили вместе двадцать лет, но затем последовал разрыв.

Живопись и музыка

Третий брак художник заключил с Юлией Волченковой, скрипачкой. Она присутствует на многих его картинах. В 1997 году у пары родилась дочь Екатерина. Развод с Анной Шиловой не был в то время еще оформлен и художник не мог зарегистрировать брак с Волченковой. Однако Катю Шилов оформил как свою законную дочь. Девочка росла и ни в чем не нуждалась.

Спустя три года в семье наступило охлаждение, художник и скрипачка утратили взаимное чувство. Последовало расставание, которое окончилось разделом имущества. Юлия Волченкова была официально признанной женой Александра Шилова, и поэтому начались судебные тяжбы по разделу имущества. Дело рассматривалось сразу в двух судах. Один судья занимался квартирным вопросом, второй рассматривал общие положения, без которых не обходится ни один бракоразводный процесс.

Настоящее время

Сегодня Александр Шилов, личная жизнь которого приобрела наконец-то спокойный и стабильный характер, отдает все свое время работе, пишет новые картины и занимается общественной деятельностью.

Александр Максович Шилов — художник-реалист, автор портретов в традиционном романтическом стиле. Народный художник СССР.
Родился в 1943 году в Москве. Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Участвовал в выставках молодых художников, а в 1976 году стал членом Союза художников СССР.
В 1997 году в Москве была открыта Государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова.
С 1997 года — член-корреспондент (с 2001 года — действительный член) Российской академии художеств.
С 1999 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

«С огромным удовольствием и восхищением ознакомился с работами в этой прекрасной галерее. Непревзойденные портреты, безусловно, являются частью истории России и ее народа», «Рада и счастлива тому, что у нас появился такой прекрасный музей талантливого, признанного, любимого всеми мастера. Доставляет истинное удовольствие осмотр выставки, оставляет неизгладимое впечатление мастерство художника — высокое, одухотворенное, философское!» — такие восторженные слова оставляют в книге отзывов посетители галереи Александра Шилова.

Мы давно уже привыкли к тому, что в центре Москвы — напротив Кремля — располагается Государственная картинная галерея народного художника СССР, портретиста Александра Шилова. В этом году ей исполнилось 15 лет. Много это или мало? Судить посетителям, почитателям таланта живописца, и тем, кто впервые переступит ступени в высокие выставочные залы. Многие уже забыли, как создавался этот музей, с постоянно обновляющейся экспозицией. К сожалению, людей с короткой памятью и не уважающих свое прошлое, становится все больше. Таковы реалии нашей жизни. Но одновременно сохраняется интерес к реалистическому искусству, к жанру портрета. Мы встретились с основателем галереи и ярчайшим представителем этого жанра Александром Максовичем Шиловым и задали ему несколько вопросов.

Корреспондент. Александр Максович, расскажите, с чего все начиналось?

Александр Шилов. В 1996 году я обратился в Государственную думу с предложением безвозмездно подарить свои работы стране, народу, государству. На то у меня было моральное право. После каждой выставки в 80-90-х годах — а они проходили и в Манеже, и на Кузнецком мосту, и на Тверской — люди в своих отзывах и в обращениях к руководителям разных ведомств просили сделать мою выставку постоянно действующей. Выслушав мое предложение, председатель Госдумы, а тогда им был Геннадий Селезнев, поставил этот вопрос на пленарном заседании. Чем я горжусь, все фракции, хотя ни к одной из них никогда не принадлежал, проголосовали единогласно за создание государственной галереи, решив дать ей мое имя. После этого обратились в Кремль с просьбой выделить помещение в центре города. Не мне лично, как пишут недобросовестные СМИ, что является подлейшей ложью, а для галереи. Сначала предложили три зала в Кремлевском дворце, который тогда только что отреставрировали, но это помещение режимное (не каждый день открыто), да и работы мои там не поместились бы. Поэтому этот вариант отпал. Тогда правительство Москвы выделило особняк по проекту архитектора Тюрина 1830 года постройки по адресу: улица Знаменка, дом 5. Здесь был проведен небольшой косметический ремонт, и галерея открылась 31 мая 1997 года. В тот торжественный день я сказал, что буду дарить работы, которые сделаны мною не на заказ, — а это практически 95 процентов того, что пишу. Так и происходит уже 15 лет. Лучшее в моем творчестве — 15-20 живописных полотен и графику — я дарю Москве каждый год в День города.

Корр. А сколько сегодня работ хранится в собрании?

А.Ш. Коллекция составляет 935 работ живописи и графики.

Корр. У вас есть интересные портреты в технике пастели.

А.Ш. Да, это сложнейшая техника. Пальцы стираю в кровь, так как работаю по наждачной бумаге-нулевке, чтобы пастель не осыпалась…

Корр. Ваша галерея завоевала себе славу одной из самых известных концертных площадок Москвы.

А.Ш. Опять же по решению Правительства Москвы мы проводим концерты звезд классического искусства «В гостях у галереи Шилова». За эти годы у нас выступили мастера мирового масштаба — Образцова, Маторин, Соткилава, Пахмутова и другие. У нас всегда аншлаг. К тому же часто мы приглашаем на наши концерты людей, которые не могут себе позволить купить билеты.

Еще мы устраиваем бесплатные вечера для детей с ограниченными возможностями. Хочется отдать больше внимания тем, кто обделен этим с рождения. Устраиваем конкурсы рисунков, я отбираю детские работы для выставок. Надеюсь, что дети находят здесь добрый приют и чувствуют себя полноценными.

Помимо этого, проходят встречи с героями моих картин. Я сделал ряд портретов военных, разведчиков, пограничников. На такие встречи зовем ребят, которые готовятся стать защитниками Отечества. Должен сказать, что проходят эти вечера тепло и сердечно.

Корр. Ваше творческое кредо…

А.Ш. Самое главное — расти как художнику. От работы к работе стараться повышать уровень мастерства, добиваться глубины содержания. Я пишу то, что чувствую сердцем. Художник должен быть самоедом, в таком состоянии и должен работать. Самодовольны только глупцы. Если человек собой доволен, он погибает в творчестве. А для того, чтобы чувствовать недостатки, говорил Репин, нужно смотреть только на великое.

Корр. Как вы выбираете героев для портретов?

А.Ш. Я пишу портреты самых разных людей. И врачей, и артистов, монахов и монашенок, бомжей и брошенных стариков. «История в лицах», «абсолютный срез общества» — так пишут о коллекции галереи. Художник — это прежде всего состояние души. В первую очередь, я должен быть настроен к работе. К последней моей героине я трясся по нашим дорогам 9 часов на машине, но не мог без этого. Мне рассказали о ней, показали ее фотографию, и мне захотелось с ней встретиться.

Корр. Что-нибудь потрясло в последнее время?

А.Ш. Да. Вот как раз она и потрясла. Недавно вернулся из Саратовской области. В деревню ездил писать портрет удивительной женщины — Любови Ивановны Клюевой, участницы Великой Отечественной войны. Ее портрет войдет в экспозицию «Они сражались за Родину». Ей 90 лет, с 19 лет она была на фронте. Если бы вы видели ее руки! Это не женские, и не мужские руки. Они все в узлах. У этой женщины не было выходных. Всю свою жизнь работала, воспитывала шестерых детей. Мужа уже похоронила. Когда я с ней разговаривал, у меня спазм горло схватывал, слезы наворачивались. Это было какое-то душевное очищение. Любовь Ивановна интеллигентна, скромна и приятна в общении. Боже, какие у нее тонкие манеры! Когда мы с ней прощались, она мне розу подарила. Это так трогательно... Печально, что такие красивые люди уходят. Я полгода мечтал вырваться к ней. Работа, правда, шла очень тяжело. Писать в тесной избе с маленькими окошечками, где и мольберт толком не разместить, очень трудно. Но такой путь к портрету мне дорог.

Корр. Как часто ваша галерея выезжает с экспозициями в другие города?

А.Ш. Примерно раз в год. Организация выставок — дело непростое. Галерея все делает сама, за свои деньги. Недавно выставка «Они сражались за Родину» прошла в Волгограде. В экспозицию вошло более 40 моих работ. Это портреты участников Великой Отечественной войны. Здесь и простые солдаты, и священнослужители, и известные деятели культуры — Бондарчук, Этуш, Виктор Розов… Интерес был большой — два раза выставку продлевали. Приходили фронтовики, не те, кто в обозах отсиживался, а, понимаете, настоящие воины. Я, если бы у меня была такая возможность и время, обязательно написал бы их портреты. Ведь это последние свидетели страшных событий ХХ века, в их глазах — война. Молодежи было много. Вообще, наша выставка имеет огромное воспитательное значение. Скоро по приглашению Амана Тулеева мы отправимся в Кемерово. Конечно, я мечтал бы проехать с этой выставкой по всем городам-героям! Но в одиночку галерее это не поднять…

Корр. Давно ли выставлялись за границей?

А.Ш. Давно. Правда, сейчас и нет такой особой необходимости. Во-первых, есть галерея. Теперь к нам приезжают из разных уголков России и зарубежья. И простые люди оставляют отзывы, и высокие гости. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, а недавно Владимир Путин был. Все дали высокую оценку моему творчеству, чем я очень горжусь. Вот, к примеру, в Париже у меня была выставка. Много народу пришло. Запомнил отзыв Луи Арагона: «Удивительно, что при таком давлении идеологии и всяких там “измов” Вы сохранили традиции классицизма». Во-вторых, повторюсь, организовать выездную экспозицию, к тому же за рубежом, это большой риск. Вот если бы за меня кто-то сделал такую выставку, я был бы счастлив!

Корр. Как пробиваться молодым художникам, ведь реалистическое искусство сегодня не в чести? К примеру, организаторы премии им. Кандинского даже не рассматривают работы художников-реалистов?

А.Ш. Еще Чехов говорил: «Таланту помогать нужно, а бездарность сама пробьется». Хочу вас заверить, что в моей стране и за рубежом пробиваться всегда трудно, но это и есть проверка на призвание. Если человек рисует и не может без этого жить как без воздуха и если у него есть дар, то такого человека не остановить. Талант задушить невозможно. Мне тоже было нелегко, но я много работал, я и сегодня пишу каждый день по 4-5 часов. Потом, конечно, чувствую себя как выжитый лимон. Но пока не закончу портрет, не могу успокоиться, чувствую себя неполноценным, не могу быть вполне счастливым. Не ради красивого слова скажу: «Без работы я погибну».

Конечно, некоторые сегодня рисуют только для того, чтобы разбогатеть. Для этого и существует пиар. Но, к сожалению, при этом топчется критерий мастерства. Уровень мастерства, я считаю, специально опускается до положения риз. И это происходит во всех областях. В литературе, живописи, музыке… Все намеренно смешивается. Теперь каждый гений, каждый умеет петь, рисовать и т.д.

Корр. Можно ли изменить такую ситуацию?

А.Ш. Да, конечно. Должна быть государственная программа. Искусству надо обучать с детского сада, для того, чтобы развивать души людей. Высокое искусство насыщает мыслями, чувствами.

Помню, как мама привела меня первый раз в Третьяковку. Я был потрясен. Портреты кисти Левицкого, Боровиковского, Брюллова — это что-то божественное. Меня все время преследовал вопрос: «Неужели человек может написать портрет так, что я вижу лицо реального человека, с которым можно поговорить?». Я наслаждался тем, как это сделано. Мастерство, доведенное до совершенства! Меня удивляло, что я не вижу кухни художника, и в своем творчестве я тоже стремлюсь, чтобы ее не было видно.

Но возвращаясь к теме воспитания, повторюсь: должна быть государственная программа. Если ребенок научится рисовать и будет видеть перед собой шедевры, он никогда в дальнейшем не заинтересуется дешевыми и пошлыми подделками. Посмотрите, как рисовали до революции в дворянских семьях, в семьях военных. Музыкой много и серьезно занимались. Грибоедов какой вальс сочинил — чудо! А если люди не будут соприкасаться с искусством, очищаться, расти, они быстро превратятся в стадо. Ну а пастух всегда найдется.

Корр. А если вам предложат создать некую программу воспитания? Согласитесь?

А.Ш. Да, с удовольствием этим буду заниматься.

Корр. Вы часто бываете в провинциальных картинных галереях?

А.Ш. Да. Вот недавно был в том же Саратове. Галерея в ужасном состоянии. Хотя есть полотна Шишкина, Поленова… Кто это должен поддерживать? Наверное, министерство культуры. Вспомним историю. За тем, как расписывал Сикстинскую капеллу Микеланджело, следил престарелый папа римский. Российские императоры постоянно посещали Академию художеств, интересовались, что происходит в русском искусстве. Ведь по состоянию художественных ценностей, по достижениям в искусстве определяется уровень развития страны.

Корр. Какие музеи предпочитаете посещать за рубежом?

А.Ш. Люблю Италию, люблю восхитительный музей Лувр. Конечно, все шло из Италии. Неслучайно наших пансионеров — выпускников-медалистов русской Академии художеств — посылали в Италию за государственный счет. И Кипренский, и Брюллов, и Иванов, и многие другие выдающиеся художники повышали свое мастерство там.

Корр. У вас есть ученики?

А.Ш. Нет. Во-первых, нужно иметь время, а у меня его нет. Во-вторых, нужно иметь терпение, я им тоже не обладаю. Видимо, это не мое призвание. Я — художник. Я много сил отдаю своей работе. Вот всех приглашаю на выставку «Они сражались за Родину». Считаю, что людям, которые воевали, положили свою жизнь на алтарь Отечества, должно воздаваться намного больше, чем это делается сейчас. Хочу, чтобы через эти портреты меня услышали. Выставка очень благотворно действует на зрителя, заставляет о многом задуматься, вспомнить понятия честности, чести и порядочности... Хочу, чтобы укоренилось чувство гордости за наших людей, за наше искусство.

Корр. Какие качества цените в женщинах, в мужчинах?

А.Ш. Какие бы отношения ни были, в женщине я ценю преданность, пусть даже слепую. Любые отношения должны на том держаться. Женщина должна быть любящей, заботливой, женственной. Раньше в деревнях считали, если женщина мужчину любит, она его бережет. Мужчина же обязан заботиться о женщине, сохраняя достоинство. Но вообще, по большому счету, я люблю людей с тонким душевным устройством. Ведь я все-таки художник.

Беседу вела Оксана Липина.


Oct. 12th, 2013 | 12:26 pm
posted by: bolivar_s in

Александр Максович Шилов родился в Москве 6 октября 1943 года. Окончил изостудию Дома пионеров Тимирязевского района Москвы в 1962 году.

Русская красавица. 1992.

Поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, успешно окончил его в 1973 году, участвовал в выставках. И через три года стал членом Союза художников СССР. Проводил выставки в России и заграницей, картины Александра Шилова пользовались спросом во Франции, Западной Германии, Португалии, Канаде, Японии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и т.д. Основное направление - реализм, жанр - портрет. Человек для художника является неисчерпаемым источником вдохновения.

Лето в деревне, 1980г.

Пишет портреты знаменитых людей: «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин); «В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»; «Академик Н.Н. Семенов»; «Архиепископ Пимен»; «Кинорежиссер С. Бондарчук»; «Драматург В. Розов»; «Народный артист СССР Евгений Матвеев»; «Портрет А. Якулова»; «Портрет Тамары Козыревой»; «Портрет епископа Василия (Родзянко)»; «Писатель Аркадий Вайнер»; «Портрет матери», «Г.Х. Попов»; «После бала» (Наталья Богданова)».
Создавая очередной портрет, Шилов вкладывает в него всю самобытность момента, передавая характер, настроение, психологическое состояние человека. Его работы как бы оживают в настоящем времени.

«Сын Родины»

Прекрасно владеет техникой пастели эпохи Ж.Э. Лиотара, в которой пишет портрет Машеньки (1983). Нельзя не отметить его любовь к России, которую он проявляет в своих пейзажах «Оттепель», «Февраль. Переделкино», «Октябрь. Николина гора». В 1996 году подарил России коллекцию живописи из 355 картин.

Машенька Шилова, 1983г.

В 1997 году Государственной думой РФ было принято решение открыть Московскую государственную картинную галерею Народного художника СССР А. Шилова, которая регулярно пополняется новыми работами художника.

Балерина Людмила Семеняка (Балет «Жизель»), 1980г.

Певица Е.В.Образцова - 1987

«Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…», 1986г.

«Где царствуют звуки» (Ю. Волченкова), 1996г.

Кинорежиссер С. Бондарчук- 1994

Портрет Николая Сличенко, 1983г.

В келье. Матушка Паисия (Пюхтицкий монастырь), 1988г.

Метрополит Филарет- 1987

Игумен Зиновий, 1991г.

Дипломат - 1982

Цветочек розмарин. 1980

Пастух, 1975г.

Виолетта с кошкой, 1980г.

Портрет Оленьки, 1981г.

Наташа. 1995

Портрет Оленьки Лезник, 1996г.

Мы регулярно проводим тематические выставки по согласованию с Департаментом Культуры города Москвы, – рассказал «ВМ» Александр Максович. – Предыдущая выставка была посвящена пейзажам моего творчества и проходила в нашей галерее с 30 мая по 29 июня. Из выездных экспозиций у нас сейчас проходит выставка «Они сражались за Родину!», она уже успела побывать в Брянске и Курске, далее планируется ее открытие в Орле, Туле, а также в Севастополе».

На выставке представлено 18 работ художника. Среди них как новые, написанные в 2014 году, так и созданные ранее произведения. Данная экспозиция будет представлена только в Москве.

Натюрморт – старейший жанр изобразительного искусства. Он достиг своего расцвета в XVII столетии, благодаря творчеству великих голландских и фламандских мастеров. Натюрморты Александра Шилова, продолжая традиция мастеров Нового времени, приобретают особое лирико – философское звучание.

Философский натюрморт Шилова «Рождество» (2006) не дает готовых ответов на извечные вопросы о добре и зле, но учит своего зрителя видеть и чувствовать сердцем. Интересно световое решение картины: неявное, приглушенное освещение дает особую жизнь живописным эффектам – тлеющему огоньку лампады, золоту роскошных портьер.

Особым возвышенным и светлым чувством проникнут религиозно-философский натюрморт «Богородица» (2014), в котором художник чутко передает идею всепобеждающей, вселенской материнской любви.

Глубоким философским смыслом отличается натюрморт «Любовь и меч» (2012), в котором Александр Шилов отражает свои размышления о сущности бытия. Художник говорит нам, что единственное чувство, которое вечно в этом мире – любовь. Поражает исполнительское мастерство Шилова, с которым он передает особенности материала: матовость бронзы, блеск стали, складки алой драпировки.

Живопись мастера воздушна, возвышенна, но в то же время удивительно красочна, легка, осязаема. К лучшим традициям голландских мастеров восходит натюрморт мастера «Дары востока» (1980), над которым художник работал, изображая «по нескольку ягод в день, добиваясь, чтобы они светились насквозь, как бы наполненные солнцем…».

Полотно «Анютины глазки» (1982) неоднократно экспонировалось на многочисленных персональных выставках художника, как в России, так и за рубежом. В одной из книг отзывов в этом натюрморте были написаны проникновенные строки: «Каждый цветок неповторим, смотрит в мир и улыбается». Следуя заветам старых мастеров не выставлять на суд людской сложности творческой кухни, Шилов как бы воссоздает живое творение природы.

Основанное на прекрасных традициях реалистического искусства, творчество Шилова показывает нам всю красоту и разнообразие окружающего мира. Сложнейшие образно-художественные и живописные задачи воплощает Александр Шилов в своих натюрмортах, отличающихся высшим мастерством исполнения.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка