Божественная комедия данте алигьери оригинал. Все об италии

У этого термина существуют и другие значения, см. Божественная комедия (значения). Данте изображён держащим копию Божественной комедии, рядом со входом в Ад, сем … Википедия

Божественная Комедия - Первая страница «Божественной комедии» Божественная комедия (итал. Commedia, позже Divina Commedia) поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 гг. Содержание 1 История … Википедия

Божественная комедия - см. Данте … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Божественная комедия (телеспектакль)

Божественная комедия (спектакль) - Божественная комедия … Википедия

Божественная комедия (фильм) - Божественная комедия Жанр телеспектакль Режиссёр С.Образцов В главных ролях Кинокомпания Гостелерадиофонд Длительность 91 мин … Википедия

Божественная комедия (значения) - Божественная комедия: Божественная комедия поэма Данте Алигьери. Божественная комедия (спектакль) спектакль по пьесе Исидора Штока в постановке Государственного Академического Центрального театра кукол им. С. В. Образцова.… … Википедия

Чистилище (Божественная комедия) - У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). План Горы Чистилища. Как и в случае с Раем, его структура представляет собой форму 2+7=9+1=10, и каждый из десяти регионов различен по своей природе от других девяти … Википедия

Данте и его «Божественная комедия» в популярной культуре - Данте Алигьери и, в частности, шедевр его творчества «Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлись источниками вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Наиболее характерные примеры приводятся ниже … Википедия

Рай (Божественная комедия) - Данте и Беатриче говорят с учителями мудрости Фомой Аквинским, Альбертом Великим, Петром Ломбардским и Сигером Брабантским на Сфере Солнца (фреска Филиппа Ф … Википедия

Ад (Божественная комедия) - Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие Божественную комедию (1861 1868); здесь Данте потерялся в Песне 1 Ада … Википедия

Книги

  • Божественная Комедия , Данте Алигьери. Перевод с итальянского М. Лозинского. В приложении дана статья И. Н. Голенищева-Кутузова о "Божественной комедии" Данте. Поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321)… Купить за 1500 руб
  • Божественная Комедия , Алигьери Данте. Издание 1998 года. Сохранность отличная. Поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321) "Божественная Комедия" - бессмертный памятник XIV века, который является величайшим…

«Божественная комедия» – величайший памятник итальянской литературы, настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний.

Божественная комедия (итал. Commedia, позже Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 гг.

Это аллегорическое описание человеческой души с ее пороками, страстями, радостями и добродетелями. Это живые человеческие образы и яркие психологические ситуации.

Вот уже семь веков бессмертное произведение великого Данте вдохновляет поэтов, художников, композиторов на создание многочисленных произведений искусства.

Согласно католическим верованиям загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных.

Аудиокнига на итальянском

Год выпуска: 2006
Данте Алигьери/Dante Alighieri
Исполнитель: Librivox volunteers
Жанр: Поэма
Издательство: LibriVox
Язык: Итальянский
Тип: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps

Размер: 588 МВ
Описание: Божественная комедия (итал. Commedia, позже Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг.

Согласно мифам и легендам в западных странах раннего Средневековья загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных.

Данте с чрезвычайной точностью описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта.

La Divina Commedia, originalmente Commedia, e un poema di Dante Alighieri, capolavoro del poeta fiorentino, considerata la piu importante testimonianza letteraria della civilta medievale e una delle piu grandi opere della letteratura universale.

E diviso in tre parti chiamate cantiche: Inferno, Purgatorio, Paradiso; il poeta immagina di compiervi un viaggio ultraterreno.

Il poema, pur continuando i modi caratteristici della letteratura e dello stile medievali (ispirazione religiosa, fine morale, linguaggio e stile basati sulla percezione visiva e immediata delle cose), tende a una rappresentazione ampia e drammatica della realta, ben lontana dalla spiritualita tipica del Medioevo, tesa a cristallizzare la visione del reale.

Inferno: Canti I-V - Alessia
Inferno: Canti VI-X - Andrea Bellini
Inferno: Canti XI-XV - Anna Maria
Inferno: Canti XVI-XX - Maria Borgoses
Inferno: Canti XXI-XXV - Daniele
Inferno: Canti XXVI-XXX - Francessco
Inferno: Canti XXXI-XXXIV - Alessia
Purgatorio: Canti I-V - Ray Beale
Purgatorio: Canti VI-XI - Martina
Purgatorio: Canti XII-XVI - Maria Borgoses
Purgatorio: Canti XVII-XXI - Martina
Purgatorio: Canti XXII-XXVII - Raphael
Purgatorio: Canti XXVIII-XXXII - Alessia
Paradiso: Canti I-V - Tudats
Paradiso: Canti VI-XI - Martina
Paradiso: Canti XII-XVI - Maria Borgoses
Paradiso: Canti XVII-XXI - Barbara Ruma
Paradiso: Canti XXII-XXVII - Raphael
Paradiso: Canti XXVIII-XXXIII - Alessia

Скачать
=================
Часть 1 (286 MB)
Часть 2 (286 MB)
Часть 3 (16,2 MB)
=================

Данте Алигьери "Божественная комедия"


Данте Алигьери
Перевод: М.Л.Лозинский
Жанр: эпическая поэма
Издательство: Наука (Москва)
Серия: Литературные памятники

Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 654

Размер: 8,2 МВ
Описание: Поэма великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321) "Божественная Комедия" - бессмертный памятник XIV века, который является величайшим вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой литературы. В нем автор решает богословские, исторические и научные проблемы.
В настоящем издании поэма Данте представлена в лучшем из всех существующих русских переводов - переводе Михаила Лозинского. В 1946 г. перевод Лозинского был удостоен Государственной премии первой степени. В приложении дана статья И. Н. Голенищева-Кутузова. Книга содержит иллюстрации Сандро Ботичелли.
Скачать


Доменико Мекелино "Данте со своей книгой"





Памятник Данте во Флоренции

"Божественная комедия"

"Божественная комедия" - самое позднее произведение Данте, являющееся, одновременно, шедевром поэтического искусства, энциклопедией по ботанике, астрономии, общественной истории, глубоким философским и мистическим произведением.

Поражает числовая гармония "Божественной комедии": она построена на постоянном сочетании тройки (божественная триада) и десятки (совершенство).

Произведение имеет три части - "Ад", "Чистилище", "Рай" - по тридцать три песни, хотя "Ад" содержит еще одну дополнительную песнь, так что их общее число - 100. Беатриче появляется в произведении в 30 песне "Чистилища" (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее - 63 песни, а после нее - 36.

Путешествие поэта по трем мирам - это символический путь человечества в его стремлении к истине.

Проводником Данте в "Аде" и "Чистилище" становится поэт Вергилий - символ античной мудрости, затем его сменяет Беатриче, которая в поэме символизирует

Божественную мудрость. Бетриче проводит Данте по небесным сферам "Рая", но когда они достигают Эмпирея - десятого, нематериального неба, Беатриче занимает свое место в Райской розе, а последним проводником Данте становится Бернар Клервоский - духовный покровитель ордена тамплиеров. Бернард поддерживает Данте во время его мистического восхождения. О связи Данте с тамплиерами нет данных. Однако можно определенно сказать, что если он и не был тамплиером, то был дружествен с орденом.

Произведение имеет три части - "Ад", "Чистилище", "Рай" - по тридцать три песни, хотя "Ад" содержит еще одну дополнительную песнь, так что их общее число - 100. Беатриче появляется в произведении в 30 песне "Чистилища" (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее - 63 песни, а после нее - 36.
"Комедия" имеет несколько слоев: это и личная драма поэта, и аллегорическое описание истории Флоренции, и описание мира: в первой части Данте рассказывает о неорганической природе, в "Чистилище" - о живой природе, а свои метафизические взгляды излагает в "Рае".
Путешествие поэта по трем мирам - это символический путь человечества в его стремлении к истине.
Данте с чрезвычайной точностью описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта.
Рай
В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.
«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте. Поэт не сознавал, конечно, что его устами в «Комедии» «заговорили десять немых столетий», что он подытоживает в своём произведении всё развитие средневековой литературы.

В "Аде" поэт погружается в глубины человеческих пороков. Причем грехи, караемые в самых верхних кругах "Ада" носят скорее материальный характер, те же, которые являются преступлением против духа - караются наиболее тяжело. На самом дне, в ледяном озере Коцит Данте поместил Люцифера, нарушившего духовный союз с Богом и ставшего причиной всех последующих злодеяний. "Свет без тепла любви - вот коренной изъян Люцифера".

В "Чистилище" Данте обретает надежду на то, что от всех грехов можно избавиться, начав долгий путь восхождения. Здесь могут очищаться от тех же грехов, которые карались в "Аду", однако в кругах Чистилища грешники находятся в постоянном движении вверх - они сознательны и движутся к цели.

Устройство мира и место в нем человека

Представление Данте об устройстве мира восходит к неоплатоническим течениям средневековой философии, в частности, к учению Дионисия Ареопагита.
Началом Всего у Данте предстает Эмпирей - нематериальная небесная сфера, десятое небо, Рай. Его приводят в движение девять ангельских чинов. Импульс движения передается Перводвигателю - девятому, кристаллическому небу, от которого распространяется на все творения, лежащие ниже. Чем отдаленнее находятся сферы от Перводвигателя, тем они инертнее.
Человек, как божье творение, также наделен божественной силой, однако он утерял свое совершенство после грехопадения, и теперь его задачей является возвращение к Богу. Этот шанс Бог дал человечеству, послав на землю своего Сына.

У Данте мы находим новую для того времени концепцию человека - человека свободного, способного самому выбирать свою судьбу. Данте различает два типа происходящих событий: одни связаны причинно-следственными отношениями и не зависят от человека, другие же обусловлены свободой воли человека и зависят лишь от него.
"Искупление, таким образом, приходит не жертвенным путем, не покаянием и молитвой, не верностью церковным догмам. Совсем напротив, оно достигается бесстрашием, мудростью и достоинством личности, посвятившей себя служению человечеству. Поэт решил пройти весь путь греховного человечества, чтобы указать людям такой путь искупления греховной природы человека, который соответствовал бы величию и достоинству человека,- это путь к богу. Но именно он является философским, этическим, эстетическим, поэтическим, гражданским, а не только теологическим обоснованием принципов нового гуманизма. Божье заклятие снимается земными средствами, смертному можно достигнуть небесного трона, и нет побед, запретных духу человека!"
И вариант на итальянском языке, для гурманов


DANTE ALIGHIERI

La Divina Commedia

La vita di Dante

La struttura della Divina Commedia

I personaggi della Divina Commedia

La Lingua di Dante

DANTE ALIGHIERI

Quali sono le tappe fondamentali della vita? La nascita

Nasce a Firenze nel maggio del 1265. Suo padre è Alighiero, uomo appartenente alla piccola nobilta è di modeste condizioni sociali; sua madre è Donna Bella, che rnuore presto, quando Dante è ancora bambino. II padre si risposa con Donna Lapa, che da a Dante due fratellastri.

L"incontro con Beatrice

A nove anni Dante conosce Beatrice, la rivede solo nove anni dopo e se ne innamora. Ma Beatrice sposa Simone de"Bardi che appartiene ad una ricca famiglia di banchieri. Nonostante questo, la morte di Beatrice a soli 25 anni, causa in Dante un profondo dolore.

II matrimonio

Nel 1285 sposa Gemma Donati, con cui era fidanzato per volontà paterna.

La partecipazione alla vita di Firenze

Dante è molto impegnato nella vita politica di Firenze, città guelfa; per essa combatte in diverse occasioni contro città ghibelline (i guelfi sono i sostenitori del Papa, mentre i Ghibellini i sostenitori degli interessi imperiali).

I guelfi a loro volta sono divisi tra bianchi e neri: i bianchi rappresentano la borghesia e il popolo grasso, i neri rappresentano i proprietari terrieri ed il popolo minuto.

I bianchi sono anche ostili ad ogni intervento del Pontefice negli affari di Firenze; i neri invece favoriscono i suoi interessi.

Dopo alterne vicende, soprattutto dopo l"intervento di Bonifacio VIII, i neri vincono

e prendono il governo della città.

Dante, che è bianco viene condannato all"esilio.

L"esilio

Comincia cosi per Dante un lungo periodo durante il quale viene costretto a girovagare per l"Italia ospitato presso le principali corti nobiliari dell"epoca.

"- a Verona (1304-1306) presso i Signori della Scala

- in Lunigiana (1306-1307) presso i marchesi Malaspina

- nel Casentino (1307-1308) presso i conti Guidi

- a Lucca, Verona e infme Ravenna (1313-1321) presso i Da Polenta. A Ravenna Dante chiama intorno a sè figli e nipoti e questo gli rende più sopportabile il soggiorno nella città.

La morte

Muore a Ravenna nel 1321 in seguito ad una febbre di origine malarica.

Secondo una leggenda, gli ultimi 13 canti del Paradiso, appena ultimati, non vengono

divulgati e non vengono trovati. E" Dante stesso che appare in sogno ai suoi figli e

indica loro il luogo dove sono conservati.

Qual è la sua opera principale?
L"opera più famosa di Dante è la DIVINA COMMEDIA.
Cos"è la Divina Commedia.
Poema di 1233 versi endecasillabi disposti in terzine. L"opera è scritta in volgare perchè destinata ad un pubblico vasto e non ai soli intellettuali; mescola livelli stilistici differenti, adegua il linguaggio alla varietà degli aspetti e dei caratteri umani che rappresenta.
E" intitolata Comniedia perchè dopo un inizio pauroso (Inferno) si conclude felicemente (Paradiso);. nella sua biografia dantesca Boccaccio la definirà "divina" aggettivo aggiunto al titolo a partire dal "500. 1
Il poema è diviso in tre cantiche: Inferno, Purgatorio e Paradiso di 33 canti ciascuna con un canto d"introduzione all"opera inserito all"inizio dell"Infemo, per un totale di 100 canti.
Seguendo la tradizione medievale Dante assegna un particolare significato ai numeri: 1 e 3 sono i simboli della Trinità; 9 è quadrato di 3; 10 (7+3) è numero perfetto, di cui 100 è multiplo; 7 sono i giomi della Creazione. Questi numeri tornano in tutta l"opera.
Il poema descrive il viaggio immaginario di Dante nel mondo ultraterreno (Inferno: regno della dannazione; Purgatorio: regno dell"espiazione; Paradiso: regno della beatitudine), affinchè la sua narrazione aiuti gli uomini a redimersi dal peccato e a riconquistare lo stato di purezza.
L"insegnamento di Dante è volto dunque a risvegliare la coscienza dell"uomo che, attraverso la luce della ragione si allontanerà dal male.
II viaggio inizia la notte del Venerdl Santo dell"8 aprile 1300 e dura 7 giorni.
Dante immagina di trovarsi in una selva oscura (simbolo della condizione di errore e di peccato) dalla quale cerca di allontanarsi. Il cammino è impedito da tre fiere 2 : una lonza (invidia o lussuria), un leone (superbia), una lupa (cupidigia); in aiuto di Dante si presenta il poeta latino Virgilio che gli si offre come guida (ragione) e gli rivela che il viaggio è voluto da Dio. Virgilio poiche è pagano, lo accompagnerà solo attraverso l"Inferno ed il Purgatorio; da qui Beatrice (teologia-rivelazione) sarà la sua guida fino all"Empireo, dove sarà affidato a San Bernardo che lo accompagnerà alla visione di Dio.
Significati dell"opera
Dante dichiara che la sua opera racchiude più sensi:
-il senso letterale, cioè la pura e semplice narrazione dei fatti, cosi come sono immaginati dall"autore, cioè un viaggio ultraterreno attraverso luoghi misteriosi, ora terribili ora affascinanti, durante il quale i poeta incontra anime di defunti, mostri infernali personaggi mitologici, angeli e santi.
-il significato allegorico: il viaggio nel suo complesso simboleggia I"itinerario dell"anima umana verso la salvezza.
-il significato morale: attraverso gli insegnamenti morali che emergono dalla lettura, indica agli uomini l"importanza di una vita virtuosa, ispirata a grani ideali.
II viaggio di Dante e la struttura dell" Uiiiverso dantesco

_________________________________

1 Boccaccio è un altro grande scrittore dell"epoca, la cui opera piu famosa è il Decameron.
2 Belva o animale selvaggio

Il percorso di Dante
Dante dapprima scende nell"Inferno, accompagnato da Virgilio. Egli descrive l"ambiente, i dannati che incontra e le pene eterne che vengono inflitte, soffermandosi spesso a parlare con alcuni di essi.
Dal fondo dell"Inferno, attraverso un cammino oscuro, egli giunge nell"emisfero opposto, dove s"innalza la montagna del Purgatorio. Virgilio lo accompagna tra i peccatori di questo regno, che scontano una pena temporanea, con la prospettiva di essere ammessi al cospetto di Dio.
Nel Paradiso terrestre, sulla vetta della collina del Purgatorio, Dante incontra Beatrice, che rappresenta la Grazia Divina e che sarà la sua guida nell"ultima parte del suo viaggio attraverso i cieli del Paradiso. Dopo molti colloqui con le anime beate, Dante giunge alla visione della Trinità Divina.
La terra
Dante, come i suoi contemporanei, pensava che la terra fosse immobile al centro dell"universo.
Era divisa in 2 emisferi:
-l"emisfero boreale o delle terre emerse che ha al centro Gerusalemme.
-l"emisfero australe o delle acque, in cui, nel punto opposto a Gerusalemme, si innalza la montagna del purgatorio, in cui ha in cima il Paradiso Terrestre.
L"Inferno
E" un"immensa voragine dalla forma di cono rovesciato, formato dalla caduta di Lucifero che, dopo la ribellione a Dio, precipitò flno al centro della Terra dove si conficcò. Il terreno della cavità fuoriusci nell"emisfero australe, formando la montagna del Purgatorio.
L"Inferno è diviso in 9 cerchi, ciascuno dei quali ospita una particolare categoria di dannati. Esso è circondato dal fiume Acheronte, attraverso il quale vengono traghettate le anime dei dannati. Il settimo, l"ottavo e il nono cerchio sono a loro volta suddivisi in gironi o bolge.
Nell"Inferno le anime sono punite secondo la legge del "contrappasso", cioè una pena che corrisponde, per somiglianza o per contrasto, al peccato commesso in vita. Cosi, ad esempio, i golosi che in vita hanno cercato i piaceri della gola e la vita lussuosa sono condannati a essere sferzati da una violentissima pioggia nera mista a grandine e a neve, con i piedi immersi in un fango freddo, mentre Cerbero, un mostro mitologico a forma di cane con tre teste, latra contro di loro.

Il Purgatorio

Dopo essere misteriosamente uscito dall"Inferno attraverso un "cammino oscuro", Dante, sempre accompagnato da Virgilio, giunge su una spiaggia dove vede in lontananza un"alta collina: è il monte del Purgatorio.

Dante immagina un"isola, unico punto fermo nell"immensità dell"oceano disabitato che copre tutta la metà meridionale della sfera terrestre, una montagna a forma di cono con la punta smussata. La parte inferiore del monte e la spiaggia costituiscono l" Antipurgatorio, nel quale stanno coloro che si pentirono dei loro peccati all"ultimo nomento e che debbono attendere un tempo più o meno lungo prima di essere ammessi al Purgatorio. In cima c"è il Paradiso Terrestre dove le anime potranno accedere solo dopo aver espiato i loro peccati.

Il Purgatorio è diviso in 7 cornici, enormi gradini in ciascuno dei quali si espia uno del sette vizi capitali in ordine decrescente di gravità. I vizi sono suddivisi in tre zone: nella prima espiano coloro che vollero il male del prossimo (superbi, invidiosi iracondi); nella seconda si espia l"accidia, cioè l"insufficiente intensità di amore verso Dio; nella terza zona sono puniti gli avari e i prodighi, i golosi e i lussuriosi.

Il Paradiso

Il Paradiso è strutturato in 9 cieli. Essi corrispondono a nove sfere che ruotano intorno alla Terra secondo un movimento provocato dalle intelligenze angeliche. Le sfere trascinano con sè anche gli astri che vi si trovano: Luna, Mercurio, Venere, Sole, Marte, Giove, Satumo, Cielo delle Stelle Fisse (le dodici costellazioni dello zodiaco), Cristallino e Primo Mobile. Al di là dei nove cieli si estende 1"Empireo: cielo immobile, infinito dove risiedono Dio e i beati, disposti in una Candida Rosa.



STILE ED EREDITÀ


L"opera di Dante è 1"espressione della cultura e del gusto medievali. Infatti il poeta rappresenta lo stretto e costante rapporto di Dio con gli uomini, la missione terrena affidata all"umanità, che ha come scopo finale la patria celeste.


Tipicamente medievale è anche la convinzione che il messaggio di un"opera letteraria comprende, oltre all"esplicito senso letterale, altri significati profondi. I suoi testi quindi per mezzo di allegorie, ossia di rappresentazioni di concetti attraverso immagini e fatti concreti, svelano gli intenti didattici e filosofici dell"autore.

Когда-то Флоренция была центром вселенной. Это удивительно и закономерно одновременно. Наследница римского государства, развивающаяся не только в аграрной сфере, но и в экономической - торговой, поставившая на информационно-духовные технологии и как следствие получившая корону культурного, научного первенства, отодвинувшая необходимость военного искусства на задний план. Каких сынов нарожала Флоренция? В мировом пантеоне богов искусства и науки ее детей больше чем чьих бы то ни было. В чем тут дело? «Я рано встала»
Действительно, рано. Данте живет и пишет в 13-14 вв, остальные проснуться гораздо позже. Данте удивит знаниями астрологии, анатомии, архитектуры, политологии, теологии, психологии. 13-14 век… Только айфона у него и не было.

Только наследник античной и христианской культур мог позволить себе такое путешествие как Данте. А провожатый какой! Вергилий, написавший знаменитую Энеиду. Именно благодаря ему труд Данте носит такое имя. Комедия! С ужасом ада вначале, умиротворением рая в конце. Нет, не в конце, в бесконечности. У Вергилия все наоборот. У него трагедия, где все хорошо в начале и плохо в конце. Он более реалистичен, как и мир античности, который он представляет. Сразятся в Комедии два мировоззрения. Сразятся два Данте. Данте - античный философ и Данте - христианский философ. Будут вести спор между собой, не забывая и о счете. Так кто выиграл? Никто… Смысл не в истине, смысл в поиске. И вере. В истину. Античное христианство по-Данте.

Можно иметь сколько угодно средств, но не каждое путешествие себе можно позволить. Мужества и понимания Данте не занимать. Но как так получилось, что смертный смог не просто проникнуть в иные миры, но быть там неприкосновенной духовной единицей с уважаемым проводником с правом на возвращение? Все дело в женщине. Или в женском начале. Или благотворном заступничестве святой девы. Или просто любви. Это уже кому как нравится. Беатриче она такая. Это она преисполнившись жалостью к любимому, оплакивающему ее телесную смерть, благославляет его путешествие, потому что Данте заслуживает иного понимания вещей. Не мирского. Духовного. Такой какая была их любовь. И неважно, что просветленные невезучи в мире живых людей, в который ему придется вернуться.

О местах и достопримечательностях, которые Данте посетил, лучше рассказывать не буду. Скажу лишь, хорошо что книги не пахнут. От описаний ада можно задохнуться. Чистилище - дань античному в христианстве(католичестве). Шанс спасения античным героям. Ценой молитвы. Ведь античные герои не молились. Они договаривались с богами. Рай… Это мудрость и покой.

Скажу лишь, что обитатели всех трех инстанций - италийцы всех времен. От античных героев до интриганов и святых Тосканы, Пизы, Венеции и прочих городов. Знакомых Данте, его врагов и друзей. Микеланджело, земляк Данте, творивший чуть позже, тоже в своем Страшном суде, грешников наделил лицами своих недоброжелателей. Что там лицами… Грешников жарят, парят и это самое безобидное. А сам Микеланджело повсюду св. Варфоломей.

Скажу лишь, что грехи свои надо знать в лицо. Что толку отрицать факт их наличия? Это гордыня… Данте смотрит на грехи очень субъективно. Об одних песнь за песней, с доводами защиты и обвинения. Долго думал… О других вскользь. Несложно догадаться какие грехи носил Данте. Но что Данте? За собой лучше смотреть. Нам сложнее, не у всех нас есть проводник Вергилий и вдохновительница и охранительница Беатриче.

Гордыня? Ну что поделать, без нее не проживешь, и ничего не добьешься… Зависть? Беда в том что не понимают завистники, что счастья и удачи выделено на всех, лишают себя счастья лишь те, кто смотрит на чужое. Гнев? Это происки темных сил, рождаются то люди без гнева. Уныние? Мало в человеке любви к миру и даже к самому себе, если есть уныние - не прав сам в своих чувствах к миру. Корыстолюбие? О, наказание для них не тяжко, эти существа наказывают себя сами всю свою жизнь. Их жизнь уже ад. В Чистилище их просто пожалеют. А сластолюбие - по Данте это содомиты. И все те кому не повезло встретить в детстве Беатриче.

Знаете, где оно, Седьмое небо? В Раю. Но это место далеко не для всех обитетелей Рая. Только для просветленных мудрецов, проживших ежечасно помня о грехах. Просящих высшие силы о помощи в преодолении животных порывов грешить. Не спорящих, не бунтующих, не ищущих. Мне очень любопытно попал ли туда сам Данте? Ведь спорил, бунтовал, искал. Есть ли там место для античного христианина? Но как бы там ни было, и где бы то ни было - он будет рад месту рядом с Беатриче, от красоты которой он изнемогал. Это и есть его Седьмое небо Рая.

Автору этих строк часто задают вопрос: «А текст “Божественной комедии” как-то адаптирован к современному варианту итальянского языка, или Данте так и написал, буква в букву?» Вопрос очень важный, и невозможно дать на него краткий и исчерпывающий ответ. Но давайте попытаемся наметить основные моменты и понять, в какую сторону следует смотреть, чтобы к этому ответу приблизиться. Итак…

1) Язык Данте структурно несоизмеримо ближе к современному литературному итальянскому (italiano standard, сформировавшийся на основе народного языка Флоренции и подвергшийся долгому и сложному процессу нормализации), чем, например древнерусский язык XIV века к современному русскому или старофранцузский куртуазных романов к современному французскому. Основное отличие средневекового тосканского (как, впрочем, и любого другого итальянского volgare той эпохи) от современного italiano standard – высокий уровень внутренней вариативности: это в высшей степени закономерно, учитывая, что кодификация нормы литературного языка тогда только-только началась и ученые дискуссии (т.н. questione della lingua ) по этому вопросу будут вестись еще долго.

2) На протяжении XX века в Италии сформировалась очень сильная научная школа текстологии, которая и сейчас считается одной из лучших в мире (если не лучшей). А это означает, что у итальянцев очень развито уважение к историческим особенностям любых памятников словесности, и адаптировать средневековые тексты к современному языку - по крайней мере, в том понимании, которое в этот термин вкладываем мы - не принято даже в школьных учебниках (и относительная структурная близость староитальянского к современному языку этому благоприятствует).

3) Минимальная адаптация языка средневековых памятников все же имеет место: она присутствует в любом серьезном критическом издании, и это одна из характеристик, отличающих его от дипломатической транскрипции. Изменения, которые вносит издатель, касаются прежде всего орфографии (так, например, в староитальянских и других романских текстах не различаются буквы U и V , I и J , а современные критические издания нормализуют их употребление в соответствии с современными правилами и оговаривают это в соответствующем месте комментария к изданию), деления текста на слова (в средневековых источниках оно следовало несколько иным закономерностям, а критические издания адаптируют материал рукописей, применяя современные правила и делая таким образом текст удобнее для чтения) и пунктуации (в рукописных текстах той эпохи расстановка знаков препинания не имела ничего общего с современной, а иногда пунктуация и вовсе отсутствовала). Как вы, возможно, заметили, все эти манипуляции чисто формальны и, строго говоря, никак не меняют сам текст (исключения могут касаться только тех случаев, в которых издатель сталкивается с проблемой выбора между несколькими вариантами интерпретации источника).

4) К сожалению, до нас не дошло ни одного автографа Данте. Для текстов той эпохи это норма, хотя исключения тоже имеют место (например, до нас дошли авторские рукописи Петрарки). Таким образом, мы не знаем, как именно писал Данте «буква в букву», и его тексты нам известны исключительно по спискам, количество которых настолько огромно, что текстологи и по сей день продолжают писать по ним научные работы и делать открытия. Высокое количество списков свидетельствует об ошеломительной популярности «Комедии» почти сразу после ее написания, а вот с точки зрения реконструкции оригинального текста это обстоятельство имеет как плюсы, так и минусы. Как бы то ни было, методологические достижения итальянской текстологии позволяют нам если не точно реконструировать оригинальный текст (это утопия, на которую не претендует ни одно критическое издание), то хотя бы приблизиться к нему достаточно плотно. Наиболее авторитетным изданием, своего рода «Вульгатой» дантовской поэмы считается издание Джорджо Петрокки: Giorgio Petrocchi (a cura di, per la Società Dantesca Italiana), Dante, La commedia secondo l’antica Vulgata , Milano, Mondadori, 1966-67) - но, разумеется, это не означает, что этот текст нельзя улучшить.

La Divina Commedia di Alfonso d’Aragona.
Londra, British Library, Ms. Yates Thompson 36

Судьба дантовской «Комедии» наглядно иллюстрирует тот факт, что история литературного произведения не заканчивается в момент его написания. История текста - это всегда еще и история его интерпретаций. В случае Данте интерпретаторами становятся его средневековые переписчики, издатели Ренессанса и Нового времени, переводчики разных эпох. А также актеры, читающие дантовские строки со сцены или перед камерой, и мы с вами - читатели и зрители. Italiano ConTesti предлагает вашему вниманию четыре современных интерпретации V песни «Ада» (той, где Данте встречается с и ее возлюбленным), четыре очень разных образца художественного чтения - Витторио Гассмана, Кармело Бене*, Роберто Бениньи и Микеле Плачидо (а текст V песни на двух языках можно прочесть ). Какую из четырех версий вы предпочитаете? Оставьте нам комментарий о своих впечатлениях здесь или на одной из наших страниц в соцсетях.

* «Кармело Бене был врагом интерпретации и репрезентации, которые он называл teatro con il testo a monte . Интерпретация или репрезентация – это когда у вас главное текст, который актеру нужно лишь “правильно” с выражением донести (riferire ) до зрителя. У Кармело Бене все не так. Для него главное не detto (“сказанное”, которое по Бене всегда мертво), а dire (сам акт речи, звук, который он определял греческим термином phonè ). Еще он называл это lettura come oblio . Чтение как забвение, как это ни парадоксально - забвение текста и самого себя (io ). Всегда, даже когда он помнил текст наизусть, он все равно читал с листа. Нужно было исключить акт воспоминания, возвращения к тексту. В этот момент он становился речью, звуком, dire , phonè . Он отвергал саму принадлежность к одной профессии со своими “конкурентами” в этом посте. “C’e’ un’abisso uncolmabile fra di noi”, говорил он Гассману» (Юрий Мининберг).

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия , как он поясняет в письме к Кангранде , - всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке (в данном случае, тосканском диалекте итальянского); трагедия - всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом, написанное на латинском языке. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо . «Божественная комедия» - плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития средневековой литературы.

Аналогичный сюжет «экскурсии по аду» присутствовал в древнеславянской литературе на несколько веков раньше - в Хождении Богородицы по мукам . Однако действительно непосредственное влияние на создание поэмы, на ее сюжет и структуру оказала история ноч­ного путешествия и вознесения Пророка (исра и мирадж). Сходство описания мираджа с «Комедией» и оказанное им огромное влияние на поэму впер­вые изучил арабист из Испании Мигель Асин-Паласьос в 1919 году. Это описание распространилось из завоеванной мусульманами части Испании по Европе, будучи переведенным на романские языки, и далее подверглось внимательному изучению поэта. Сегодня эта версия о столь плодотворном знакомстве Данте с этой мусульманской традицией признана большин­ством дантоведов.

Манускрипты

Сегодня известно около восьмисот манускриптов . В наше время трудно с полной уверенностью установить связи между различными рукописями, в частности из-за того, что некоторые романские языки использовались при их написании многими образованными людьми вне ареалов их реального распространения; поэтому можно сказать: с филологической точки зрения в этом контексте случай «Комедии» является одним из самых сложных в мире. Во второй половине XX века на эту тему развернулась обширная дискуссия в ученом мире; исследовались stemma codicum в различных традициях рукописей регионов и городов Италии и роль stemma codicum в точном определении времени и места составления манускриптов. Многие ученые-кодикологи высказывались на эту тему .

Издания эпохи Возрождения

Первые издания

Самое первое издание «Божественной Комедии» было напечатано в Фолиньо 5-6 апреля 1472 Йоханнесом Нумайстером, мастером из Майнца, и местным уроженцем Еванджелистой Мэй (как следует из текста в колофоне). Впрочем надпись «Еванджелиста Мэй» может идентифицироваться с покровителем Фолиньо Эмилиано Орфини или с типографом Еванджелистой Анджелини. Кстати, издание из Фолиньо - это первая книга, когда-либо напечатанная на итальянском языке. В этом же году выходят еще два издания «Божественной Комедии»: в Йези (или в Венеции, это окончательно не установлено), типограф - Федериго де Конти из Вероны; и в Мантуе, напечатанное немцами Георгом и Паулем Буцбахами под руководством гуманиста Коломбино Веронезе .

Издания эпохи Кватроченто

С середины XVI века до 1500 года выпускаются 15 изданий-инкунабул «Божественной Комедии». Их можно разделить на две группы: первая - полученные в результате воспроизведения выпуска из Фолиньо (четыре издания), вторая - производные от мантуанского выпуска (одиннадцать изданий); во вторую группу входит также самый популярный в свое время вариант, которому было суждено иметь много переизданий и большой успех даже в последующие века, особенно в XVI веке: речь идет о выпуске под редакцией флорентийского гуманиста Христофора Ландино (Флоренция, 1481) .

Издания эпохи Чинквеченто

Эпоха Чинквеченто открывается со знаменитого и престижного издания поэмы, которому суждено утвердиться в качестве идеального образца и стать основой всех изданий «Божественной Комедии» последующих веков, вплоть до XIX века. Это так называемая le Terze Rime (Терцина ) под редакцией Пьетро Бембо, изданная в престижной в те годы типографии Альдо Мануцио (Венеция, 1502); ее новое издание было выпущено в 1515 году. За целый век насчитывается 30 изданий «Комедии» (в два раза больше, чем в предыдущем веке), большая часть которых напечатана в Венеции. Среди них наиболее известны: издание Лодовико Дольче, напечатанное в Венеции Габриэлем Джолито де Феррари в 1555 году; это издание было первым, в котором использовалось именно заглавие «Божественная Комедия», а не просто «Комедия»; издание Антонио Манетти (Флоренция, после 1506); издание с комментарием Алессандро Веллютелло (Венеция, Франческо Марколини, 1544); и, наконец, издание под руководством Accademia della Crusca (Флоренция, 1595) .

Переводы на русский язык

  • А. С. Норов, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
  • Ф. Фан-Дим , «Ад», перевод с итальянского (Санкт-Петербург, 1842-48; прозой);
  • Д. Е. Мин «Ад», перевод размером подлинника (Москва, 1856);
  • Д. Е. Мин, «Первая песнь Чистилища» («Русск. вест.», 1865, 9);
  • В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, Санкт-Петербург, 1871, 3-е издание 1872; перев. только «Ад»);
  • Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами); переиздание - М., 2006
  • П. И. Вейнберг , «Ад», песнь 3-я, «Вестн. Евр.», 1875, № 5);
  • В. В. Чуйко , «Божественная комедия», прозаический перевод, три части изданы отдельными книгами, СПб., 1894;
  • М. А. Горбов, Божественной комедии часть вторая: С объясн. и примеч. М., 1898. («Чистилище»);
  • Голованов Н. Н., «Божественная Комедия» (1899-1902);
  • Чюмина О. Н. , «Божественная Комедия». СПб., 1900 (переиздание - М., 2007). Половинная Пушкинская премия (1901)
  • М. Л. Лозинский , «Божественная комедия» ( , Сталинская премия) ;
  • Б. К. Зайцев , «Божественная комедия. Ад», подстрочный перевод (1913-1943, первая публикация отдельных песен в 1928 и 1931, первая полная публикация в 1961);
  • А. А. Илюшин (создавался в 1980-е, первая частичная публикация в 1988, полное издание в 1995);
  • В. С. Лемпорт , «Божественная комедия» (1996-1997);
  • В. Г. Маранцман , (Санкт-Петербург, 2006)

Время действия

В 5-м рву 8-го круга ада (21 песнь) Данте и Вергилий встречают группу бесов. Их предводитель Хвостач говорит, что дороги дальше нет - мост обрушился:

Чтоб выйти все же, если вам угодно,
Ступайте этим валом, там, где след,
И ближним гребнем выйдете свободно.

Двенадцать сот и шестьдесят шесть лет
Вчера, на пять часов поздней, успело
Протечь с тех пор, как здесь дороги нет.(пер. М. Лозинского)

По последней терцине можно вычислить, когда состоялся разговор Данте и Хвостача. В первой терцине «Ада» говорится: Данте очутился в сумрачном лесу, «земную жизнь пройдя до половины». Значит, события в поэме происходят в 1300 году от Рождества Христова : считали, что жизнь длится 70 лет , Данте же родился в 1265 году . Если отнять от 1300 года указанные здесь 1266 лет, то получится, что мост разрушился в конце земной жизни Христа. По Евангелию , во время его смерти было сильнейшее землетрясение - из-за него мост и рухнул. Евангелист Лука указывал, что Иисус Христос умер в полдень; можно отсчитать пять часов назад, и теперь ясно, что разговор о мосте происходит в 7 утра 26 марта (9 апреля ) 1300 года (по версии Данте, смерть Христа произошла 25 марта 34 года, по официальной церковной версии - 8 апреля 34 года).

Согласно остальным временным указаниям поэмы (сменам дня и ночи, расположению звезд), все путешествие Данте продлилось с 25 по 31 марта (с 8 по 14 апреля) 1300 года.

1300 год - это знаковая церковная дата. В этот год, объявленный юбилейным , паломничество в Рим , к могилам апостолов Петра и Павла , приравнивалось к полному отпущению грехов . Данте вполне мог посетить Рим весной 1300 года - об этом свидетельствует его описание в 18 песни реальных событий, происходивших в этом городе -

Так римляне, чтобы наплыв толпы,
В год юбилея, не привел к затору,
Разгородили мост на две тропы,

И по одной народ идет к собору,
Взгляд обращая к замковой стене,
А по другой идут навстречу, в гору.(пер. М. Лозинского)

и в этом святом месте совершить свое чудесное путешествие в мире душ. К тому же, день начала странствий Данте несет в себе духовный и обновленческий смысл: 25 марта - это день создания Богом мира, день зачатия Христа , фактическое начало весны, и, у тогдашних флорентийцев , начало Нового года .

Структура

«Божественная Комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части - кантики: «Ад», «Чистилище» и «Рай»; каждая из них включает в себя 33 песни, что в общей сумме со вступительной песнью дает цифру 100. Каждая часть делится на 9 отделов плюс дополнительный десятый; вся поэма состоит из терцин - строф, состоящих из трех строк, и все ее части оканчиваются словом «звезды» («stelle»). Интересно, как Данте в соответствии с символикой «идеальных чисел» - «три», «девять» и «десять», употребленной им в «Новой Жизни», располагает в «Комедии» очень лично значимую для него часть поэмы - видение Беатриче в тридцатой песне «Чистилища».

  • Во-первых, поэт приурочивает его именно к тридцатой песне (кратное трем и десяти);
  • Во-вторых, он помещает слова Беатриче в самую середину песни (с семьдесят третьего стиха; в песне всего сто сорок пять стихов);
  • В третьих, до этого места в поэме - шестьдесят три песни, а после нее - еще тридцать шесть, причем числа эти состоят из цифр 3 и 6 и сумма цифр в обоих случаях дает 9 (Данте именно в 9 лет впервые встретил Беатриче).

На этом примере раскрывается удивительное композиционное дарование Данте, которое действительно поражает .
Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, - так число 3 связано с христианской идеей о Троице , число 9 - это 3 в квадрате, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа , число 100, то есть 10, помноженное на само себя - символ совершенства и пр.

Сюжет

Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада , куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища - местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая - обители блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники .

Вводная часть

Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий , избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру . Здесь представляется особенно интересным, кто послал Вергилия на помощь Данте. Вот как Вергилий говорит об этом во 2 песни:

…У трех благословенных жен
Ты в небесах обрел слова защиты
И дивный путь тебе предвозвещен.(пер. М. Лозинского)

Итак, Данте, узнав, что Вергилий послан его любовью Беатриче, не без трепета отдается руководству поэта.

Ад

Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников , не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры - Аристотеля , Эврипида , Гомера и др. Вообще для ада характерно большое присутствие античных сюжетов: здесь есть Минотавр, кентавры, гарпии - их полуживотная природа как бы внешне отражает грехи и пороки людей; на карте ада мифические реки Ахерон, Стикс и Флегетон, стражи кругов ада - перевозчик душ умерших через Стикс Харон, охра­няю­щий врата ада Цербер, бог богатства Плутос, Флегий (сын Ареса) - перевозчик душ через Стигийское болото, фурии (Тисифона, Мегера и Алекто), судья ада - царь Крита Минос. «Античность» ада призвана подчеркнуть то, что античная культура не отмечена знаком Христа, она языческая и вследствие этого несет в себе заряд греховности.
Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников , принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II , папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы , превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот , Брут и Кассий , - их грызёт своими тремя пастями Люцифер , восставший некогда на Бога ангел , царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора - чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum - грех), то есть символ семи смертных грехов . По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы , принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники , гневливые , нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

Рай

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой под властью грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви ); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны , Меркурия , Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, - за хрустальной сферой расположен Эмпирей , - бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, - последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом , Данте видит императора Юстиниана , знакомящего его с историей Римской империи , учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию , ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» - местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

«Комедия» - последнее и самое зрелое произведение Данте.

Анализ произведения

Концепция Ада в «Божественной комедии»

Перед входом - жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

  • 1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане .
  • 2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи).
  • 3-й круг. Чревоугодники , обжоры .
  • 4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам).
  • 5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые .
  • 6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители.
  • 7-й круг.
    • 1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
    • 2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества).
    • 3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).
  • 8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад , XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
    • 1-й ров. Сводники и обольстители .
    • 2-й ров. Льстецы .
    • 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
    • 4-й ров. Прорицатели , гадатели , звездочёты , колдуньи .
    • 5-й ров. Мздоимцы, взяточники .
    • 6-й ров. Лицемеры .
    • 7-й ров. Воры .
    • 8-й ров. Лукавые советчики.
    • 9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет , Али , Дольчино и другие).
    • 10-й ров. Алхимики , лжесвидетели, фальшивомонетчики .
  • 9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.
    • Пояс Каина . Предатели родных.
    • Пояс Антенора . Предатели родины и единомышленников.
    • Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
    • Пояс Джудекка . Предатели благодетелей, величества Божеского и человеческого.
    • Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Сатана) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду , Брута и Кассия).

Выстраивая модель Ада (Ад , XI, 16-66), Данте следует за Аристотелем , который в своей «Этике» (кн. VII, гл. 1) относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му - грехи насилия («буйное скотство» или matta bestialitade), к 3-му - грехи обмана («злоба» или malizia). У Данте 2-5-й круги для невоздержанных (в основном это смертные грехи), 7-й круг для насильников, 8-9-й - для обманщиков (8-й - просто для обманщиков, 9-й - для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Еретики - отступники от веры и отрицатели Бога - выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга - с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом.

Концепция Чистилища в «Божественной комедии»

Три святые добродетели - так называемые «богословские» - вера, надежда и любовь. Остальные - это четыре «основные» или «естественные» (см. прим. Ч., I, 23-27).

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усечённого конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы расположен пустынный лес Земного Рая, где Данте воссоединяется со своей возлюбленной Беатриче перед паломничеством в Рай .

Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам .

  • Предчистилище
    • Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».
    • Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
    • Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.
  • Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)
  • 1-й круг. Гордецы.
  • 2-й круг. Завистники.
  • 3-й круг. Гневные.
  • 4-й круг. Ленивые.
  • 5-й круг. Скупцы и расточители.
  • 6-й круг. Чревоугодники.
  • 7-й круг. Сладострастники.
  • Земной рай.

Концепция Рая в «Божественной комедии»

(в скобках - примеры личностей, приведённые Данте)

  • 1 небо (Луна) - обитель соблюдающих долг (Иеффай , Агамемнон , Констанция Норманнская).
  • 2 небо (Меркурий) - обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения).
  • 3 небо (Венера) - обитель влюблённых (Карл Мартелл , Куницца , Фолько Марсельский , Дидона , «родопеянка» , Раава).
  • 4 небо (Солнце) - обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»).
    • 1-й круг: Фома Аквинский , Альберт фон Больштедт , Франческо Грациано , Пётр Ломбардский , Дионисий Ареопагит , Павел Орозий , Боэций , Исидор Севильский , Беда Достопочтенный , Рикард , Сигер Брабантский .
    • 2-й круг: Бонавентура , францисканцы Августин и Иллюминат, Гугон , Пётр Едок , Пётр Испанский , Иоанн Златоуст , Ансельм , Элий Донат , Рабан Мавр , Иоахим .
  • 5 небо (Марс) - обитель воителей за веру (Иисус Навин , Иуда Маккавей , Роланд , Готфрид Бульонский , Роберт Гвискар).
  • 6 небо (Юпитер) - обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия , император Траян , король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей).
  • 7 небо (Сатурн) - обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский , Пётр Дамиани).
  • 8 небо (сфера звёзд).
  • 9 небо (Перводвигатель , кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (см. Чины ангелов).
  • 10 небо (Эмпирей) - Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) - обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия - ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (Богоматерь) - во главе, под ней - Адам и Пётр , Моисей , Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидят Иоанн , под ним - Святая Лючия, Франциск , Бенедикт , Августин и др.

Наука и технологии в «Божественной комедии»

В поэме Данте приводит достаточно много ссылок на науку и технологии своей эпохи. Например, затрагиваются вопросы, рассматриваемые в рамках физики: сила тяжести (Ад - Песнь тридцатая, строки 73-74 и Ад - Песнь тридцать четвертая, строки 110-111); предварение равноденствий (Ад - Песнь тридцать первая, строки 78-84); происхождение землетрясений (Ад - Песнь третья, строки 130-135 и Чистилище - Песнь двадцать первая, строка 57); крупных оползней (Ад - Песнь двенадцатая, строки 1-10); формирование циклонов (Ад - Песнь девятая, строки 67-72); Южный Крест (Чистилище - Песнь первая, строки 22-27); радуга (Чистилище - Песнь двадцать пятая, строки 91-93); круговорот воды (Чистилище - Песнь пятая, строки 109-111 и Чистилище - Песнь двадцатая, строки 121-123); относительность движения (Ад - Песнь тридцать первая, строки 136-141 и Рай - Песнь двадцатая, строки 25-27); распространение света (Чистилище - Песнь вторая, строки 99-107); две скорости вращения (Чистилище - Песнь восьмая, строки 85-87); свинцовые зеркала (Ад - Песнь двадцать третья, строки 25-27); отражение света (Чистилище - Песнь пятнадцатая, строки 16-24). Присутствуют указания на военные устройства (Ад - Песнь восьмая, строки 85-87); возгорание в результате трения трута и огнива (Ад - Песнь четырнадцатая, строки 34-42), миметизм (Рай - Песнь третья, строки 12-17). Рассматривая технологический сектор, можно заметить наличие ссылок на судостроение (Ад - Песнь двадцать первая, строки 7-19); плотины голландцев (Ад - Песнь пятнадцатая, строки 4-9). Есть также ссылки на мельницы (Ад - Пение ветра, строки 46-49); очки (Ад - Песнь тридцать третья, строки 99-101); часы (Рай - Песнь десятая, строки 139-146 и Рай - Песнь двадцать четвертая, строки 13-15), а также магнитный компас (Рай - Песнь двенадцатая, строки 29-31).

Отражение в культуре

«Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлась источником вдохновения для многих художников, поэтов и философов. Ее структура, сюжеты, идеи очень часто заимствовались и использовались очень многими позднейшими творцами искусства, получая в их произведениях уникальную и часто различную интерпретацию. Влияние, оказанное произведением Данте на всю человеческую культуру в целом и отдельные ее виды в частности, огромно и во многом неоценимо.

Литература

Запад

Автор ряда переводов и адаптаций Данте Джефри Чосер в своих произведениях и напрямую ссылается на работы Данте . Многократно цитировал и использовал отсылки на творчество Данте в своих произведениях Джон Милтон , прекрасно знакомый с его работами . Милтон рассматривает точку зрения Данте, как разделение мирской и духовной власти, но применительно к периоду Реформации , похожей на политическую ситуацию, анализируемую поэтом в XIX песне «Ада». Момент осуждающей речи Беатриче по отношению к коррупции и продажности духовников («Рай », XXIX) адаптирован в поэме «Люсидас », где автор осуждает коррумпированность духовенства.

Т. С. Элиот использовал строки «Ада » (XXVII, 61-66) в качестве эпиграфа к «The Love Song of J. Alfred Prufrock » (1915) . Кроме того, поэт в значительной степени ссылается на Данте в (1917), Ara vus prec (1920) и



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка