Вадим Эйленкриг – Из оркестра к сольной карьере. Вадим Эйленкриг: «Либо буду сильным, либо умру Удаленная страница в вк трубач вадим

Фото: Георгий Кардава. Продюсер: Оксана Шабанова Так и не скажешь, что перед тобой знаменитый джазовый музыкант − трубач Вадим Эйленкриг (45), высокий и накаченный, он больше похож на культуриста со стажем. «Лавочка подо мной может прогнуться, − предупредил он нашего фотографа. – Я вешу 115 килограммов!» Вадим занимается спортом уже 30 лет, но нашел свое истинное призвание в музыке. PEOPLETALK встретился с ним за несколько часов до его выступления в Концертном зале имени Чайковского и выяснил, как прирожденный трубач челночил в девяностые, что заставило его вернуться к музыке и почему он не слушает русский рэп.

Родился я в самом центре Москвы, на улице Островского, сейчас – Малая Ордынка, в бедной еврейской семье. Очень рано начал говорить, так же рано начал петь и, к своему несчастью, пел очень чисто. Моя мама не имеет отношения к музыке, она просто еврейская мама. Это очень серьезная профессия. А папа музыкант. И в детстве он поставил мне диагноз − хороший слух. А позже оказалось, что он абсолютный. Я с четырех лет занимаюсь музыкой, и, в общем, все было непросто: музыкальная школа, музыкальное училище, высшее учебное заведение, аспирантура, сейчас преподаю в Государственной классической академии имени Маймонида, я завкафедрой джазовой музыки и импровизации. Сначала я окончил Прокофьевскую музыкальную школу как пианист и колледж Октябрьской революции, тот, что сейчас называется МГИМ им. Шнитке. А потом случились лихие 90-е. Я челночил – ездил в Турцию, покупал кожаные куртки, а потом продавал их в Москве. Тогда я думал, что больше никогда не буду заниматься музыкой. Мне папа с детства говорил, что я должен играть на трубе так, как объясняются в любви единственной женщине. Тогда я не мог понять, что это значит, а сейчас понимаю, что это такое. Однажды, когда я еще занимался челночным бизнесом, ехал со своим товарищем в машине и услышал, как по радио играл саксофонист Гато Барбьери . Вот он играл именно так, как рассказывал мне отец. В тот же вечер я решил, что бросаю бизнес и иду в музыку. Я сознательно решил, что мне не так важно зарабатывать, сколько извлекать эти звуки, потому что без них я не буду счастлив. Я пошел к совершенно потрясающему человеку – педагогу Евгению Александровичу Савину – и уговорил его, чтобы он со мной занимался. Я заново учился издавать звуки, потому что те звуки, которые я издавал, никому не нравились. И мне в том числе. На это ушло очень много лет. Сложное было время. Тогда я организовал свой первый коллектив под названием XL. Название придумал совершенно спонтанно: я уже договорился о концерте, а мне по телефону звонят и говорят: «А как группа называется?» Я смотрю, рядом со мной валяется майка, там и написано XL. Это тогда я еще был XL, сейчас я XXL или XXXL.

Я познакомился с Игорем Бутманом, когда он набирал оркестр, первый состав своего биг-бенда. И мне очень повезло, я попал в этот оркестр! Я 11 лет играл там и в какой-то момент понял, что надо заниматься сольной карьерой. С Игорем мы до сих пор очень близкие друзья. На его лейбле у меня вышло три пластинки. Он однажды сказал мне, что XL – это вообще не название для коллектива: «Вот ты подумай, на какой концерт приятнее сходить: на Вадима Эйленкрига или на «XL»?» Я говорю: «На Эйленкрига. Ты однозначно прав». Теперь коллектив называется скромно «Группа Вадима Эйленкрига». Вчера Игорь пришел к нам на репетицию, послушал и сказал: «Хорошо играете». А я отвечаю: «Игорь, они все могли быть в твоем оркестре». В разное время каждый из моих музыкантов был уволен из биг-бенда Бутмана! Раньше, чтобы организовать выступление, надо было поймать такси, с восьмого этажа спустить и погрузить всю аппаратуру, доехать, разгрузить, скоммутировать, отыграть концерт, раскоммутировать, опять поймать такси и опять на восьмой этаж. Иногда лифт ломался, и тогда на восьмой этаж огромные колонки, пульт, стойки я нес пешком. Наверное, больше всех на меня в музыкальном плане повлиял Рэнди Брекер, это американский трубач, один из The Brecker Brothers. Я услышал альбом его группы, который называется Heavy Metal Bebop , и был настолько восхищен! Я не понимал, как он играет. Он просто бог! Спустя долгие годы у меня был концерт в «Линкольн-центре» с биг-бендом Игоря Бутмана, я играл увертюру, с которой начинается Шахерезада Римского-Корсакова. Прошло время, я уже вернулся в Москву и вдруг получил письмо по почте: «Вадим, привет! Только сейчас нашел твой e-mail. Был на концерте. Поздравляю Рэнди Брекер». Я не спал всю ночь. Рэнди Брекер написал мне письмо, что ему понравилось, как я играю! Мы сейчас с ним периодически переписываемся, он читает рэп на моей первой пластинке. Он блестящий музыкант и потрясающий человек! Я «всеядный», иногда слушаю даже русский рэп. Но отличие русского рэпа от других хороших стилей музыки заключается в том, что ты вдруг слышишь какую-то фишку, скачиваешь в iTunes, слушаешь второй раз и понимаешь, что в третий уже слушать не будешь. Потому что уже ясно, что и где не доделано. Я страшный перфекционист и знаю, что многие вещи могли быть сделаны лучше, в том числе, кстати, и у меня. Я до сих пор не доволен ни одной своей пластинкой, ни одним своим соло, ни одной своей записью. Мне кажется, как только я буду доволен тем, что делаю, это будет первый признак, что я сошел с ума. Это звездная болезнь: что бы я ни сделал, я не буду подвергать это критике, буду брать первое, что получилось, мне это будет казаться гениальным. И конечно, это будет гораздо хуже, чем все, что я делаю сейчас. У джаза есть своя публика, и я ее ни на что не променяю: это интеллигентные, образованные, тонкие, очень глубокие люди, как молодые, так и постарше. Джаз я выбрал за то состояние свободы, которое необходимо, чтобы его играть. Просто нельзя быть несвободным для такой музыки. Джаз – это невероятно! Когда я его слушаю, думаю: «Какое счастье, что есть в жизни эта музыка». Человеку не так много нужно материального. Чтобы получать удовольствие даже от самых простых вещей, например от дождя, джаза, хорошей книги, совершенно не обязательно скрестив ноги сидеть на берегу моря в Каннах. Это может быть везде. Если тебе для того, чтобы получать от этого удовольствие, нужны Канны, то у тебя как-то приоритеты неправильно расставлены. Джаз всегда связан с импровизацией. Вообще, надо сказать, что импровизация – это прежде всего наука, искусство и полет души. Так вот, полет души хорош только тогда, когда у тебя есть колоссальные знания, это практически математика. Идет гармония, и ты должен понимать, какой лад, какой аккорд, какие надстройки, что ты обыграешь, – и это все в режиме реального времени. Какие-то выученные фразы у тебя есть, а какие-то фразы рождаются здесь и сейчас. Поэтому импровизация – это не просто интуитивное исполнение, это очень серьезная вещь, которую надо изучать. Недавно у меня был юбилейный концерт в Светлановском доме музыки. 1700 мест, и все было продано. Сейчас в филармонию тоже все продано. Да, я не собираю стадионы. Но, во-первых, может быть, пока! А во-вторых, я не уверен, что, если в зале будет в 10 раз больше человек, я буду в 10 раз счастливее или стану в 10 раз лучше играть. Гонорар я, наверное, получу больше. Тут есть такой момент: если ты хочешь зарабатывать деньги, наверное, есть какие-то другие жанры. Жванецкий, по-моему, это сказал: «Хорошо – это не когда много, а когда хватает».
Татуировки я хотел всегда. Но первую тату, дракона, я сделал лет пять назад, то есть в том возрасте, когда все начинают татуировки сводить. Я очень долго переживал, сомневался: хотел что-то с драконом, но вроде по году рождения не Дракон, да и вообще, не к чему было его привязать. Но как только ты понимаешь, что хочешь тату, − видимо, так устроен человек − ты сразу начинаешь придумывать себе какую-то оправдательную философию. Я понял, что, во-первых, дракон – это абсолютно мужской символ. В какой-то момент мне стало казаться, что я очень мягкий в этой жизни: тяжело расстаюсь с людьми, к которым надо уже давно повернуться спиной; я очень много прощаю. И это был один из смыслов: я сказал себе, что больше не мягкотелый. Дракона мне делали три месяца, раз в неделю по три часа, получается, больше 30 часов. Вторая моя татуировка – самая любимая. У меня на груди две звезды Давида. Однажды я посмотрел фильм «Пуля». У главного героя, которого играл Микки Рурк, были звезды Давида. Я всегда думал, что если бы был такой крутой, как Микки в этом фильме, то, конечно, сделал бы себе эти звезды. И в какой-то момент я их набил. Еще у меня есть девушка на правой руке. Мне ее нарисовал потрясающий художник Ваня Разумов. Он тогда мне говорил: «Я никогда не делал татуировки». Я ему сказал: «Мне неважно. Нарисуй девушку». Он нарисовал мне девушку, она играет на трубе. Это моя муза. На всякий случай я ее одел, потому что все-таки мою музу не должны видеть голой. А на левой руке у меня пылающее сердце с тремя словами: sex, gym and jazz, которые определяют основные удовольствия в моей жизни.
Я точно не знаю, как выглядит идеальная девушка внешне. Вот мужчина, мне кажется, обязательно должен быть сильным, спортивным. А девушка может быть абсолютно любая: любого роста, любой комплекции, любого цвета и размера. Есть, конечно, внутренние качества, которые необходимы: доброта, мудрость, понимание и немножечко какой-то такой женской дури, без которой невозможно увлечься девушкой. Это такая легкая истеричность. Она должна быть обязательно, чтобы вообще держала тебя в тонусе. Мужчины могут говорить, что не любят истеричек, но выбирают все равно их, и ради них бросают очень правильных женщин. В 19 лет я был женат три месяца. И это была вакцинация. Грубо говоря, сделали прививку, и у меня теперь на всю жизнь иммунитет. Хотя, может, скоро уже и закончится эта прививка. Мне кажется, если честно, институт брака себя немножко исчерпал. Но, конечно, люди должны жить вместе. В картинке про идеальную старость рядом со мной татуированная веселая белозубая старушка. Закат, внуки, но старушка – обязательно. Веселая должна быть такая бабка. Чаще всего меня можно встретить на моих концертах. Я на них всегда прихожу. В любом состоянии. Кстати, когда у меня был этот юбилейный концерт в Доме музыки, за несколько дней до этого я очень жестко отравился: еле на ногах стоял. Играл и думал: «Только бы не упасть! Только бы не упасть!» Девушки, которые хотят со мной познакомиться, пусть просто подойдут и скажут: «Давай попьем кофе?» Конечно! Кофе – это вообще ни к чему не обязывающая вещь, из которой может очень многое получиться или, наоборот, ничего не получиться, а удовольствие от этого получишь всегда. Я и сам так делаю, если мне кто-то приглянулся. Мне кажется, любой человек должен понимать: потерять можно только в том случае, если ты хочешь подойти и не подойдешь, а если ты подойдешь и даже получишь отрицательный результат, ты ничего не теряешь. Есть люди, у которых при этом очень страдает самомнение, но это означает, что их интересует только то, как их воспринимают. Это очень страшная вещь и в жизни, и на сцене. Когда человек выходит и перед сценой волнуется – это хорошо, а когда он волнуется уже на сцене, в процессе игры, это означает, что он не музыку играет, а думает, как его воспринимают сидящие в зале. Это уже не музыка. Чем больше ты добиваешься, причем колоссальным трудом, тем больше людей говорят о тебе плохо. Но, как правило, эти люди либо ленивые, либо бесталанные, либо завистливые, которые не способны себя заставить что-то сделать. У талантливого человека, я уверен, всегда есть завистники. У меня каждый день – это день сурка. Кстати, я не понимаю, как и почему Билл Мюррей хотел в этом фильме из него выйти, – это же самый счастливый день! Он просыпается молодой и здоровый, каждый день встречает эту восхитительную девушку. Да это самый лучший день в его жизни! Я точно знаю, что я из своего дня сурка выходить не хочу. Как правило, я встаю не по будильнику. Понимаю, что это очень нездоровая привычка, но я начинаю свой день с чашки капучино. Не могу себе отказать в этом. Далее завтрак, спортзал, потом я прихожу домой, завариваю себе пуэр, это тоже моя слабость и любовь, распахиваю окна, делаю глоток пуэра и играю музыкальную фразу, и так проходит достаточно много времени. Вечером я либо встречаюсь с друзьями, либо играю концерты. Прихожу домой после концерта и очень-очень долго эмоционально от него отхожу, поэтому включаю какой-нибудь хороший сериал – сейчас сериалы гораздо лучше, чем кино, потому что в кино сплошные спецэффекты, а в сериалах − настоящая актерская игра, причем очень серьезных людей. Вот он, идеальный день. Наверное, он будет еще идеальнее, если рядом окажется близкий человек, но я убежден, что это вот-вот случится.

Вадим Эйленкриг – один из самых востребованных джазовых трубачей. Это музыкант, порой не вписывающийся ни в какие рамки и даже меняющий представления о джазе. Например, он стал новатором и первопроходцем в своем жанре в работе с электронными музыкантами. А еще Вадим – телеведущий, педагог, заметная фигура в российском силовом спорте и, наконец, первый исполнитель с татуировками, который появился на афишах Дома музыки! У него несколько музыкальных проектов, он выпускает диски, участвует в записи альбомов различных звезд, выступает с концертами. Причем, самыми разнообразными. Например, не так давно возглавляемый им квартет с аншлагом выступил в том же Доме музыки. А нередко Вадима можно услышать и в московских джазовых клубах.

– Вадим, ваш концерт в Доме музыке прошел с аншлагом, публика была в восторге. Скажите, в чем состоит секрет удачного концерта?

– Самый нелепый вопрос, который может задать мне журналист перед концертом: чем вы хотите удивить нашу публику? Артист должен не удивлять – все-таки мы не в цирке, – а сотворить на концерте чудо. Для этого музыканту необходимо быть абсолютно искренним, отдать все, что у него есть внутри. Публике недостаточно, чтобы музыкант вышел на сцену и сыграл правильные ноты, людей завораживает энергия, которую ты им отдаешь. Она может быть витальной или лиричной, какой угодно – ровно настолько, насколько музыканты отличаются друг от друга, и публика ходит на их концерты получать разные эмоции.

– В детстве вы учились играть на фортепиано – причем совсем не джаз, а вполне традиционную классику, – вам прочили блестящее будущее, но впоследствии, неожиданно для многих, вы сменили рояль на трубу, а классику на джаз. Почему так произошло?

– У меня было детство, типичное для классического музыканта. То есть, можно сказать, никакого детства не было вообще. Только представьте себе: начиная с пяти или даже четырех лет я по три-четыре часа в день проводил за инструментом. Пока мои друзья по двору играли в казаков-разбойников, гоняли мяч или шайбу, ходили на рыбалку, я разучивал гаммы и этюды. Конечно, и меня во двор выпускали, но только на 45 минут. А если, начав играть со своими приятелями, я задерживался и опаздывал, то наказание – дополнительный час игры на фортепиано – было неминуемо. Уже потом, став взрослым, сформировавшимся музыкантом, я был благодарен своим родителям за то, что они держали меня в черном теле. Именно поэтому я и достиг высокого профессионального уровня, но пианино, скажу вам по секрету, недолюбливаю до сих пор. И когда у меня появилась возможность освоить второй инструмент – трубу, я сразу же ею воспользовался. И перенес на этот инструмент все свои наработанные музыкальные возможности, весь свой потенциал, поэтому в скором времени труба вытеснила рояль и стала для меня главным инструментом. Да и на джаз я переключился тоже благодаря стремлению к свободе. Я с большим пиететом и восхищением отношусь к классической музыке, но мне всегда было тесно в ее рамках. Джаз же дает музыканту возможность излагать музыкальное произведение по-своему, возможность импровизировать и варьировать свою мысль в соответствии с сегодняшним душевным состоянием, которое не может быть одним и тем же. Поэтому одно и то же произведение, джазовую тему или стандарт сегодня сыграю совсем не так, как на прошлом концерте, а на следующем исполню его как-то иначе. И вот такая возможность соединять органику музыки со своим собственным душевным состоянием в джазе мне нравится больше всего.


– Существует мнение, что классика глубока и содержательна, а джаз поверхностен и прост.

– Мне кажется, это мнение очень ограниченных людей, неглубоко знающих джаз. Думаю, что человек, который одинаково хорошо знает оба жанра, никогда не сможет сказать такое. Да и темы классической музыки джазменами тоже исполняются не так редко. Мой близкий друг, замечательный саксофонист Дмитрий Мосьпан, сделал несколько аранжировок классики, и одна из них – «Полет шмеля» – получилась настолько удачной, что я записал ее на своем диске. Это очень интересная, хотя и непростая для исполнения музыка, еще более быстрая, чем в оригинале у Римского-Корсакова.

– Почему вы выбрали трубу, а не саксофон, который выглядит куда эффектнее, и девушкам нравиться должен больше?

– Когда выбирал второй инструмент, я был настолько замучен фортепиано, что сам факт того, что мне придется учить сложную аппликатуру саксофона, повергал в шок, на трубе же понятно, что аппликатура гораздо проще. Если бы я тогда знал, что эта простота компенсируется огромной сложностью звукоизвлечения, я бы трубу, может быть, и не взял.

– Получается, на трубе в каком-то смысле играть сложнее?

– Физически и технологически гораздо сложнее. С точки зрения физиологии труба – самый трудный духовой инструмент. И если бы я это знал, конечно, очень хорошо подумал перед тем, как брать его в руки. По физическим нагрузкам трубу можно сравнить с каким-нибудь серьезным видом спорта, например, со штангой. Поэтому режим жизни и питания должен быть такой же, как у спортсменов. Нам нельзя курить, пить крепкие напитки, – правда, музыканты не всегда это соблюдают.

– Сейчас вы – успешный музыкант. А в 90-е почти бросили музыку, занялись бизнесом.

– В 90-е музыка не могла никак меня прокормить, на студенческую стипендию прожить было невозможно, сидеть на шее у родителей не хотелось. В то время открывались возможности, которых прежде не было. Профессия «челнока» казалась очень романтичной. Еще совсем недавно попасть в другую страну можно было лишь со сложностями получив путевку, пройдя собеседование в партийной организации. А тут ты покупаешь билет, летишь в Турцию, общаешься с людьми, выбираешь товары, торгуешься, привозишь в Москву, продаешь. Лет пять я этим занимался.

– Знаю, история вашего возвращения в музыку была красивой и романтичной.

– Да, это очень сентиментальная история. Я уже заканчивал университет культуры, должен был получить диплом, и связывал свое будущее не с музыкой, а с бизнесом. У меня был почти сформировавшийся план дальнейшей жизни, в котором места для музыки уже не было. И как-то дождливым вечером мы ехали с моим другом на машине. Было довольно поздно, огни фонарей волнами воды размывались по стеклам. И вдруг в радиоприемнике зазвучал саксофон. Я не помню, кто играл, но это было пронзительно до слез. В этой музыке была страсть, любовь, страдание, полет и обреченность. Этот саксофон меня заворожил. И я представил себе ситуацию: пройдет 20 лет, я стану успешным бизнесменом, буду ехать в собственном роскошном автомобиле, включу радио и услышу соло этого саксофониста, и не смогу себе простить, что он играет, а я навсегда покинул музыку. Я позвонил родителям и сообщил им, что ухожу из бизнеса и снова на некоторое время буду нуждаться в их поддержке.

– Почти десять лет вы играли в коммерчески успешном биг-бенде Игоря Бутмана, а потом ушли. Почему это произошло?

– Когда Игорь Бутман только появился в Москве – это было событие. Приехал молодой, амбициозный музыкант, свежая кровь, и я понимал, что именно вокруг него будет развиваться жизнь. И я был счастлив, что он меня пригласил играть в свой оркестр, в котором я проделал большой путь до солиста. Я до сих пор очень люблю этот оркестр. Но параллельно создавал и какие-то собственные проекты. Долгие годы я совмещал их с работой в оркестре. Но мои начинания развивались, оставляя мне все меньше времени и возможностей для работы в оркестре. Я долго не мог уйти сам, потому что очень люблю этот коллектив и Игоря, который много мне дал как музыканту и как человеку, мы до сих пор остаемся с ним близкими друзьями. Но в какой-то момент Игорь сам ко мне подошел и сказал: «Тебе пора, но мы всегда будем тебе рады»…

– Сейчас у вас несколько собственных проектов. Квинтет, квартет, иногда вы выступаете в дуэте с пианистом оркестра Бутмана Антоном Барониным, у вас есть электронный проект с ди-джеем Леграном. А время от времени вы записываетесь и с попсовыми исполнителями, например, Дмитрием Маликовым, Ларисой Долиной, группой «Ума турман». Это раскрученные звезды, на которых можно хорошо заработать, или тут тоже есть момент творчества?

– Все имена, которые вы перечислили, мной очень уважаемы. Я скептически отношусь к музыкантам, которые отказываются от предложений играть что-то кроме джаза. Все-таки и на эстраде имеются хорошие исполнители. Конечно, есть артисты, выступать с которыми я не соглашусь ни за какие деньги, но с певцами, которых вы перечислили, я был счастлив сотрудничать. Сейчас у меня идут переговоры об участии в новой программе Михаила Турецкого, я буду рад, если у нас все сложится, и я буду с ним играть.

– Говоря о разнообразии ваших творческих проектов, нельзя не вспомнить о том, что вы и на телевидении поработать успели. Вместе с Аллой Сигаловой вы вели программу телеканала культура «Большой джаз». Как вам сейчас этот опыт вспоминается?

– У меня остались самые лучшие воспоминания. Профессия телеведущего оказалась совсем не такой простой как многим представляется со стороны. Было очень много подводных камней, которые не видны зрителю по ту сторону экрана. Мне по ходу дела приходилось учиться очень многому. Окунувшись во все это, я понял, какой колоссальный труд снять телепередачу. И для себя из программы я тоже вынес немало полезного. Меня удивил участвовавший в программе ново-орлеанский биг-бенд. Оркестр репетировал и снимался с утра до вечера, а все его музыканты оставались веселыми и приветливыми и не переставали всем нам улыбаться. В России, конечно, имеются джазовые оркестры и более высокого уровня. Но я не знаю практически никого из наших музыкантов, способных играть целыми сутками и сохранять на лице улыбку. А это очень важно, поскольку позволяет создать и поддерживать контакт с залом. Заражать зрителя своим музыкальным счастьем, своей любовью к музыке. Вот этого, к сожалению, очень не хватает многим нашим джазовым звездам.


– Вы работали в паре с кокетливой и веселой Аллой Сигаловой, какие отношения у вас с ней сложились?

– Надо сказать, что Алла человек с очень жестким и непростым характером. Но я не люблю женщин с простым характером, поэтому в паре с Аллой мне было очень интересно. Хотя я знал, что стоит мне сделать что-то чуть-чуть не то, и она меня жесточайшим образом будет прессовать. Алла – чудный человек, потрясающей красоты, стиля и ума женщина, я о ней часто вспоминаю.

– После программы чаще приглашать на корпоративы не стали?

– У меня и до программы было достаточно приглашений, тут ничего особо не изменилось, хотя узнаваемость увеличилась

– Кстати, а предложения выступить на корпоративах вы принимаете?

– Как правило, да. Мы же не играем музыку для танцев подвыпившей публики. Если на корпоратив приглашают джазовых музыкантов, значит в зале будут интеллигентные люди. Моя работа складывается из трех составляющих – клубные концерты, выступления в больших залах и корпоративы. У каждого вида концерта свои особенности и своя специфика, задачи и требования к музыканту на таких выступлениях различаются. Поэтому любое выступление по-своему очень интересно.

– Многие музыканты предпочитают беречь свои руки и избегают любых, в особенности силовых, видов спорта, вы же постоянно ходите в тренажерный зал, качаетесь, ваши бицепсы по 50 см в обхвате. Не опасаетесь, что навредите себе как музыканту и испортите руки?

– Я думаю, для того, чтобы понять, насколько занятия спортом опасны, надо, как минимум, хоть раз сходить в спортзал или на тренировку. Подавляющее большинство людей, которые опасаются, что потом не смогут играть, никогда спортом не занимались. Но за последние лет десять-пятнадцать на Западе, а потом и в России появилось много музыкантов совсем другой формации. Они занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Хотя бы потому, что это дает больше сил для выступлений, записей и развития. Поэтому я абсолютно убеждённый сторонник спорта, силового тренинга, и считаю, что мне как раз это помогает, дает правильную энергетику. Вообще я уверен в том, что тянущееся с 60-х годов прошлого века представление о джазовом музыканте как существе асоциальном, курящем, пьющем, взбадривающемся нелегальными средствами устарело, от него пора уже уходить. Мы живем уже совсем в другое время.

Все права защищены. Копирование запрещено

«ВД» поговорил с одним из наших самых востребованных джазовых музыкантов о любимом: трубах, концертных площадках, фанатах и женщинах.

Какие площадки вы любите больше всего — в России и за рубежом?
Из российских — безусловно, «Дом музыки», причем как пафосный Светлановский зал, так и уютный Театральный. Второй мне нравится тем, что создает ощущение невероятной, почти физической близости с публикой. А из зарубежных — Rose Hall и Carnegie Hall в Нью-Йорке, потому что это те два места, где мои соло мне понравились, а я всегда сомневаюсь в том, что делаю.

В чем секрет удачного концерта?
Каждый день играешь по 4-5 часов. Если готовишься меньше, то в день выступления будешь думать не о музыке, а о том, как бы ни выдохнуться физически к концу мероприятия. Подготовка — это 10 дней ада, а сам концерт — это счастье. Джаз не предполагает большого количества поклонников, но, как правило, это люди взрослые, образованные, с развитым чувством прекрасного, общаться с ними — одно удовольствие. Хотя, конечно, не без исключений. Например, одна фанатка как-то написала мне: «Быть убитой вашими руками — мечта». И такие встречаются.

Имеет ли значение, на какой трубе играет музыкант?
Мои коллеги делают колоссальную ошибку, когда меняют автомобиль, но не меняют трубу. Мне это непонятно, потому что машина — это, как ни крути, кусок железа, а труба — инструмент, который дает тебе возможность общаться с миром. В моей жизни было много инструментов, но особенную роль играет труба, изготовленная Дейвом Монэ с учетом моего веса, роста, комплекции и даже моего видения того, как я должен играть. Это как любовь всей жизни. Все предыдущие трубы — моя история, они со мной, но я к ним и не возвращаюсь. Трубы приходится со временем менять, однако я очень надеюсь, что буду делать капремонт своей любимой, но менять ее не буду.

Возраст важен для джазового исполнителя?
В попсе девушка в 20 лет шикарна, в 30 теряет свою популярность, а в 40 становится смешной. А в джазе по-другому: выходит, допустим, Сезария Эвора или Натали Коул, которым уже за 60, и им веришь как никому, потому что они жизнь прожили.

Кто из ныне работающих джазменов кажется вам наиболее интересным?
Если говорить о моих коллегах-трубачах, есть два совершенно невероятных человека: Райан Кизор и Шон Джонс. Они завораживают тем, как излагают свои мысли с помощью музыки. Очень рекомендую их.

А из молодых российских музыкантов есть такие, кто, на ваш взгляд, заслуживает пристального внимания?
Саксофонист Дмитрий Мосьпан — победитель телепроекта «Большой джаз». Полина Зизак — молодая певица, участница шоу «Голос». Как музыканты они уже состоялись, а получат ли медийную известность, покажет время.

Вы много работали с зарубежными исполнителями. Чем они отличаются от наших?
Работоспособностью и дисциплиной. Помню, как мы записывали первую пластинку в Нью-Йорке при участии звезд мирового джаза. Встреча в студии была назначена на 10 часов утра. Мы с Игорем Бутманом по привычке пришли в 10.15 и с удивлением обнаружили, что все музыканты уже ждали нас, разыгранные и подключенные ко всей нужной аппаратуре. Дисциплина — то, чего не хватает не только отечественным музыкантам, но и вообще русским людям.

Вы производите впечатление очень активного человека: сотрудничаете с самыми разными музыкантами, от «Любэ» до «Уматурман», от Дмитрия Маликова до Игоря Бутмана. Как появляются идеи проектов?
Часто предложения о сотрудничестве приходят сами собой. Например, так получилось с телепроектом «Большой джаз»: мне позвонили, прошел кастинг. Несмотря на кажущуюся активность, я очень ленивый человек: люблю заварить себе чай и «воткнуть» перед телевизором. И что-то приходит само — потому что, видимо, это правильный чай, правильный диван, правильный сериал. Если проводишь через себя положительные энергии, ситуация сложится так, что рано или поздно тебе предложат именно то, что тебе нужно. Если тебе пока это не предложили, значит, еще не пришло время.

То есть, если хочешь добиться успеха, нужно просто ждать у моря погоды…
Понимаете, чтобы вот так вот сидеть, пить пуэр и проводить через себя правильные энергии, нужно было с 4 лет ходить в музыкальную школу, не иметь детства, все время заниматься как проклятый. В 15 лет в моей жизни появился спортзал, практически каждый день я должен был поднимать по 5-7 тонн, правильно питаться, высыпаться. Вся моя жизнь — результат постоянной работы над собой.

Старости не боитесь?
Боюсь, конечно. Но не седых волос и морщин, а физической немощи. В отношении себя я не приемлю слабости. Однозначно: либо буду сильным, либо умру. Поэтому постоянно работаю над собой.

Усталости не чувствуете?
Я уже 25 лет хожу в спортзал и делаю 4-5 одинаковых упражнений, которые люблю и не собираюсь менять. Если ты потерял интерес к какому-либо занятию, значит, не очень-то ты это любил. Люди вообще делятся на две категории: те, кто способен любить, и те, кому это не дано.

Вы столько говорите о любви…
Конечно! Ведь главный посыл не только джаза, но и всего, что нас окружает, именно любовь. Ты идешь на сцену — и что же ты должен нести, как не любовь? Желание понравиться публике, заработать деньги? Все это поверхностное.

Вас все устраивает в вашей жизни?
Кроме одного. Надеюсь, когда-нибудь в моей жизни произойдет чудо, и я встречу женщину, которая станет матерью моих детей. Я на это очень ориентирован. Недавно пришло страшное понимание, что таких женщин, по-настоящему хороших, много. Я думал, что их нет, а сейчас вижу, что их много. Значит, проблема во мне, поэтому я над этим работаю. Это как когда приходишь в клуб анонимных алкоголиков: «Здравствуйте, меня зовут Вадим, и я алкоголик». Как только ты признал это, понял, что проблема в тебе, встаешь «на путь исправления». Думаю, в ближайшее время решу эту проблему. Свою женщину я узнаю по двум качествам: меня должно завораживать то, как она выглядит, и то, как излагает свои мысли. Больше ничего и не нужно.

Вы играли во многих странах, в том числе и на родине джаза - в Соединённых Штатах Америки. Где сложнее было выступать? Где публика более требовательна?
Конечно, в Америке играть джаз сложнее! Когда осознаёшь, что на концерты приходит публика, которая имела возможность слушать самых великих музыкантов - это весьма большая ответственность. У меня был тур с биг-бэндом Игоря Бутмана и оркестром Юрия Башмета, в котором мы играли симфоническую сюиту "Шахерезада" Н.А.Римского-Корсакова. Мы сделали переложение для трубы одного из сложнейших скрипичных соло, которое играется без сопровождения оркестра. Программа проходила в лучших залах Америки, таких как Chicago Symphony, Boston Symphony, NY Rose Hall. Это было непросто психологически, представьте - тебя окружают два оркестра, лучшие музыканты и очень искушённая публика. Когда на один из концертов должен был прийти Уинтон Марсалис, лучший мировой джазовый трубач на сегодняшний день, я очень переживал! В период моей учёбы в музыкальном училище, он был для меня богом. И я, достаточно долго, не мог понять, как мне подготовиться к такому выступлению. Но потом я понял одну вещь: даже Марсалис, будучи богом, иногда допускает небольшие погрешности в своей игре. Труба - инструмент непростой, и даже профессионал высшего класса, прежде всего человек, а не небожитель, и ему, как любому из нас, свойственно ошибаться. И я дал себе право на ошибку, потому что, если я буду думать только о том, как сыграть произведение идеально, то всё равно получится не очень хорошо, поменяется посыл – вместо удовольствия от игры будет страх ошибиться.

После этого, я решил играть так, чтобы исполнение нравилось мне самому. Даже если будет какой-то дефект, шероховатость или звук немного сорвётся, а Марсалис, как профессионал, это услышит, то он обязательно поймёт, почему это произошло. И, как только я сам себе дал это право, я стал играть соло идеально. Теперь это моя волшебная формула, которая помогает психологически настроиться во всех случаях жизни!

Кстати, Уинтон в тот вечер не смог прийти, но ещё один мой кумир – Рэнди Бреккер был на выступлении и спустя две недели я получил от него письмо, в котором были такие строки: «Привет, Вадим! Был на концерте в Линкольн-центре. Впечатлён. Поздравляю!».

Это, несомненно, очень вдохновляющая оценка Вашего творчества. А Вы всегда волнуетесь перед выходом на сцену? Что Вам помогает с этим справиться?
Как я уже говорил, у меня есть абсолютно универсальная жизненная формула – «право на ошибку», которая помогает бороться с жёстким психологическим давлением, потому что иногда выходить играть в зал бывает очень волнительно.

Есть разные категории артистов, я, к примеру, всегда очень сильно сомневаюсь в том, что я делаю, и моментами немного завидую тем, кто уверен в том, что их работа выполнена идеально, они - счастливчики. Я не говорю, что кто-то лучше или хуже, но, как правило, среди музыкантов есть те, кто твёрдо знает, что всё делает безупречно, и есть люди, всегда ищущие возможность что-то улучшить и переделать. Мне в искусстве ближе те, кто всегда немного не уверен, потому что, на мой взгляд, как только человек перестаёт подвергать сомнению то, что он делает, он останавливается на самом первом варианте, который у него получился. Я, же, никогда не бываю полностью доволен результатом и даже когда работал над пластинкой, часто заново переписывал какие-то соло. Я сомневаюсь во всём!

Как долго Вы работали над пластинкой?
В течении двух лет. Я не говорю, что она идеальна, в этом плане я весьма критичен. По моим личным ощущениям, ни одна, ни вторая пластинки не достигли желаемого мною идеала. Хотя, говорят, что они получились очень неплохие и очень качественные! На мой взгляд, когда ты перестаёшь в себе сомневаться, следующим этапом становится "звёздная болезнь".

А была ли у Вас "звёздная болезнь"?
Нет! Я постоянно сомневаюсь в себе.

Как в России воспринимают джаз? Всегда ли он понятен российской аудитории?
Джаз в России был даже в те годы, когда официальная советская пропаганда его запрещала. Сейчас он развивается также, как и другие популярные музыкальные направления. Люди регулярно ходят на многочисленные джазовые концерты и фестивали. Это стало неким модным трендом. Если ты человек думающий, интеллигентный, воспитанный, то ты должен любить джаз. Другой вопрос в том что многие его слушают, но совершенно не понимают, что это такое. Вообще, для слушателя, основное в джазе – это начать его любить и чувствовать, а понимание должно приходить по мере получения информации. Вот тогда уже человек может выделить для себя, что лучше, а что хуже. Хотя, лично я, не очень люблю когда музыку сравнивают на предмет «лучше и хуже», если, конечно, не учитывать каких-то, ну, откровенно сомнительных образцов искусства.

Мне кажется, есть определённая планка, выше которой уже всё хорошо, просто по-разному. И люди имеют право выбора и право говорить "вот это мне ближе, а вот это мне чуждо". На сегодняшний день есть масса музыкантов, которых сравнивать просто смешно. Это как сравнивать художников или писателей абсолютно разных направлений.

В качестве подобного сравнения, Вы можете назвать пару писателей, которые работают в разных направлениях, но любимы Вами?
К примеру, как можно сравнить Чарльза Буковски и классика немецкой литературы, Эрих Мария Ремарка.

Ремарк - удивительный писатель. Когда мне было семнадцать лет и я прочитал "Триумфальную арку", то сделал для себя какие-то очень поверхностные выводы. Тогда это была просто интересно написанная книга, но позже, перечитывая её в достаточно зрелом возрасте, я осознал то, что не мог понять в более юные годы. Я понял, что всё написанное в "Триумфальной арке": об отношении к жизни, отношении к женщинам, о дружбе, о философии, совершенно иначе воспринимается. Во-первых, он пишет о человеке 35-40 лет, который к чему-то пришёл через любовь и страдания. Во-вторых, это настолько глубоко, что вся философия, заключённая в этой книге мне очень близка. Я потом перечитывал её несколько раз и понял - это моё произведение.

Безумно люблю Чарльза Буковски, и, если его сравнивать с художником, то это мастер, который лаконичными, короткими и грубыми мазками создаёт совершенно потрясающую картину действительности. Но, не смотря на всю эту грубость, он очень романтичный человек. Он пишет о женщинах не из иллюзорного мира, а о реальных, потрёпанных жизнью, и не всегда счастливых. Или, когда он пишет про свою дочь, это проявление невиданного романтизма. Буковски – хулиган, и в этом плюс, так как я не очень люблю «прилизанное, правильное» искусство.

В Америке есть государственная программа развития джаза Есть ли в России что-то подобное? Нужна ли такая программа в России? Возможно она могла бы помочь культурному развитию и привить хороший вкус к музыке молодёжи?
Может быть такая программа и не нужна в России. Дело в том, что в Америке джаз признан национальным достоянием. Для нашей страны джаз - это один из жанров музыки, а музыка - одно из направлений искусства. Конечно, потенциал этого жанра немного недооценен. На мой взгляд, джаз потрясающе развивает. Он мелодичен, динамичен, свободен в плане мышления и я очень люблю джаз, но я допускаю, что можно быть образованным и интеллигентным человеком и без глубоких знаний джаза, как направления музыки.

Принято считать, что джаз - это музыка для более взрослого поколения. Объединение джаза и электронной музыке становится интересным и для молодёжи. На Ваш взгляд, эта музыкальная формация увеличит молодёжный интерес к джазу? Какова заинтересованность современной молодёжи в джазе?
Сейчас довольно часто на концертах появляется новое поколение. Очень интеллигентные, красивые, открытые люди.

Они посещают концерты классического джаза или джаза объединённого с электронной музыкой?
Джаз, смешанный с электронной музыкой, я воспринимаю как шутку. Но это шутка, которая требует определённого профессионализма. Если ты не владеешь инструментом и стилистикой, то ничего не получится. А молодое поколение посещает джазовые концерты независимо от стиля, и мне это безусловно нравится.

Джаз смешанный с электронной музыкой это коммерческий ход?
Для меня - да. В то время, когда создавался некий микс этих направлений, в обществе, и в культуре в частности, был кризисный период. Публика предпочитала концертам ночные клубы, и новое веяние получило большую популярность. Всё начиналось с "А-клуба" и "Галереи", а позже стало востребовано во многих клубах.

Проект "Большой джаз" на телеканале "Культура", в котором Вы дебютировали в качестве ведущего, рассчитан на повышение медийности музыкантов? Интересно ли Вам продолжать свою телевизионную карьеру?
Мне было очень приятно, что моя работа в качестве ведущего высоко оценена руководством телеканала "Культура". Если мне предложат проект, который не будет у меня отнимать больше нескольких дней в месяц, и если этот проект будет мне интересен, то я с удовольствием приму такое предложение. Но, если бы мне сейчас предложили попрощаться с карьерой музыканта в обмен на карьеру телеведущего, я бы, наверное, не пошёл, потому что когда перед тобой есть публика, то параллельно с этим у тебя существует возможность обмена энергией и это счастье. Когда же перед тобой телевизионная камера, тебе никто энергию не дарит, ты её только отдаёшь. Кому-то этого достаточно, но не мне. В моей жизни большую роль играет общение, энергетический и эмоциональный обмен чувствами, переживаниями. Мне очень важно взаимодействие с моими родными, близкими, с друзьями, с новыми интересными людьми, в том числе и с моими студентами.

Проект также был рассчитан на привлечение внимания к каналу новой социальной аудитории. Телеканал "Культура" до проекта смотрели в большей степени взрослые люди, в основном женщины. Одной из рейтинговых задач было привлечение мужчин в возрасте от тридцать до пятидесяти. Тот самый слой, который составляет основу общества созидающего, наиболее продвинутого в области бизнеса. И у нас это получилось. А что касается участников проекта, то медийность в России нужно поддерживать постоянно.

Вы поддерживаете свою медийность?
Нет. Мне кажется, что если меня не пригласят ведущим в следующий сезон этого шоу, то все забудут об этом эпизоде в моей жизни.

Один из Ваших учеников был участником проекта "Большой джаз"…
Да, он продолжительное время на безвозмездной основе просто занимался у меня, сейчас он поступил, и параллельно с обучением играет в оркестре Олега Лундстрема. Возможно то, что он не победил это даже хорошо, потому что настоящий боец обязательно должен пройти через проигрыш. Я очень скептически отношусь к людям, которые только побеждают, в какой-то момент они могут не выдержать неудачи. Поражение - это в первую очередь преодоление, и ты всегда будешь знать, что тебе нужно сделать для предотвращения повторения подобных ситуаций.

Вы человек самокритичный и требовательный. К своим студентам Вы относитесь также?
Да! Когда я учился играть на трубе, я был одержим музыкой. Я ради этого перестал ходить по клубам, бросил некий бизнес, который приносил мне доход, и это было абсолютно сознательным решением. Для меня важнее было заниматься музыкой, чем зарабатывать деньги, хотя происходило это в девяностые годы и музыкантам жилось очень сложно. Но я решился изменить свою жизнь, потому что осознал, что уже не смогу без этого. Поэтому, когда ко мне приходят люди, я требую от них полной отдачи. Если мои студенты не занимаются на пределе своих возможностей, то они тратят моё время, а это самое дорогое что у меня есть. Музыку нужно любить самозабвенно. В этом плане я не очень понимаю тех музыкантов, для которых исполнение является средством заработка или средством приобретения популярности. У профессионала не должно быть акцента на "Я", у него должен быть акцент на музыку.

Какие эмоции у Вас вызывают яркие студенты, подобные участнику проекта "Большой джаз"?
Безусловно, я ими горжусь.

А, вообще, преподавательская деятельность?
Для меня студенты делятся на две категории: первая категория весьма тяжёлая, будто каток по тебе проехал взад и вперёд, а вторая – вдохновляющая, дарящая ощущения полёта, крыльев за спиной. В первом случае, я, как человек сомневающийся, всегда начинаю думать, что причина неудач ученика во мне. Я что-то не так объяснил, не увидел, не понял, и, периодически, в подобных раздумьях захожу достаточно далеко, после чего понимаю, что меня это разрушает. И, наоборот, когда я вижу, что у студентов получается, они развивают своё мастерство, я понимаю, что сумел помочь… Вот это, в принципе, и есть счастье для педагога.

Вы можете назвать себя счастливым человеком?
Конечно. Я сам выстроил свою жизнь, так что я - счастлив. У меня в жизни есть то, что делает меня счастливым и, как мне кажется, я оградился в этой жизни от всего, что могло бы мне приносить дискомфорт.

У Вас есть свой коллектив. По каким критериям, кроме таланта, Вы формировали свой коллектив?
Вообще, создать в России отличный профессиональный коллектив - это была моя главная задача и я считаю, что несмотря на всю её сложность, я в этом преуспел. Для того, чтобы реализовать свою идею, мне нужно было найти подходящих людей. Вся проблема заключалась в том, что в России мало хороших музыкантов, кажется, что их много, но на самом деле, это не так. Во-вторых, среди музыкантов мало артистов. Артист и музыкант — это абсолютно разные профессии. К тому же, я - эстет, и для меня важным критерием является внешний вид человека, он должен выглядеть привлекательно для публики. Таких ещё меньше. И из этого количества нужно выбрать тех, с которыми было бы комфортно, с точки зрения человеческих качеств. В итоге, мои музыканты, несомненно, обладают профессионализмом, артистизмом, в самом широком его смысле, эстетично выглядят и обладают личностными, душевными достоинствами.

Что скажете о ярлыке, который Вам дали в интернете. Знаете ли Вы об этом?
Если Вы про "секс-символ русского джаза", то это был креатив одного пиарщика, который решил, что это очень остроумно. Я был изначально против этого, так как когда подобным образом высказываются о джазовом музыканте, подразумевается, что играет он не так качественно, как должно, или ему гораздо более важно стать известным, даже таким сомнительным способом, нежели оставаться профессионалом. С другой стороны, ко мне на концерты приходит много красивых девушек и женщин разного возраста, и сказать, что мне это не интересно, будет неправдой. Безусловно, такое внимание со стороны прекрасного пола очень льстит моему мужскому самолюбию, и, конечно, мне безумно приятно играть для прекрасных, вдохновляющих женщин.

Как Вы относитесь к таким ярлыкам и слухам о Вас?
Мне не нравится, когда такое могут написать, например, в пресс-релизе. Большинство людей, вместо того, чтобы получить информацию обо мне на моём официальном сайте, предпочитают поисковые системы и всё что там находят, перепечатывают. В том числе подобные сплетни и домыслы, но это неизбежная обратная сторона известности. Бороться с такими явлениями – бесполезная трата времени.

Присутствие в Вашей жизни большого количества очаровательных поклонниц – это хороший показатель. Может поговорим о романтике?
Я - человек очень романтичный, и, наверное, где-то даже старомодный. Мне кажется, что единственной причиной для того, чтобы люди жили вместе, является любовь. Мужчина и женщина нужны друг другу для любви и счастья, не по каким-то другим причинам. И уж точно не по расчету.

Романтика - это отношение к человеку, выбор его своим партнёром, это мысли о нём, это когда ты живёшь и дышишь им. Она не обязательно должна быть мелодраматичной, слезливой приторно сладкой. Она бывает разной. Это отчасти черта характера и, в некоторой мере, часть воспитания. Моё понимание романтичности начиналась с волшебно красивых, пронзительных сказок Ганса-Христиана Андерсона, которые мне читала мама. Мне кажется, этот естественный любовный настрой во мне присутствовал всегда, и в пять лет, и в пятнадцать…

В юности мне очень хотелось нравиться девушкам и тогда я пошёл заниматься в спортзал, чтобы быть более мужественным и привлекательным. С моей стороны это тоже было проявлением романтизма.

Спорт - это неотъемлемая часть Вашей жизни. Принято считать, что такие нагрузки профессиональным музыкантам вредны. Какое у Вас мнение на этот счёт?
Спортзал - это личный выбор каждого. Профессиональный спорт не приносит пользы здоровью даже для профессионального спортсмена, а профессиональному музыканту любительский спорт только помогает. Я безумно люблю это мужское ощущение силы. Мужчина должен быть спортивным и атлетичным, обладать здоровым духом состязательности и силой воли. Это стиль жизни и мой выбор. Я считаю, что физически сильный мужчина может себе позволить быть добрым и великодушным в любой ситуации. Ведь когда ты силён и уступаешь, ты не чувствуешь себя ущербным, это твоё собственное решение, а слабый уступает по-другому - от безысходности, а не по своему желанию.

Мой характер сформировался благодаря спорту. Он научил меня колоссальной дисциплине, потому что для достижения даже самого минимального результата, нужно монотонно заниматься изо дня в день. Я очень уважаю людей с «железной» силой воли.

Как получается совмещать гастрольный график и график тренировок?
Очень сложно. Особенно, когда ты уезжаешь в тур и по возвращению понимаешь, что форма - не та. Конечно, не такая плохая, как если бы никогда не занимался спортом, но и не на столько хорошая, как хотелось бы.

Есть ли какой-то предел самосовершенствованию?
Мне больше интересен сам процесс, а не конечный результат. Для меня очень важно, что я в пути… Касается это спорта или музыки, самое важное, что я в движении. На мой взгляд, цель - вторична. Спорт, как и музыка, для меня способ быть счастливым.

Секрет успеха Вадима Эйленкрига…
У меня нет гигантского успеха и такой же медийности. Но секрет того, чего я добился в этой жизни - это колоссальный труд в правильном направлении, когда ты чётко понимаешь, чего тебе нужно добиться.

Совет от Вадима Эйленкрига…
Чем бы мы не занимались и чтобы не делали, всегда нужно помнить о том, что самое главное в жизни - это любовь! Я искренне в этом убежден. Это применительно ко всему: к отношениям, к дружбе, к карьере и даже к политике. Поэтому, не забывайте, что любовь - основа всего.

Катерина Гольтцман

Российский музыкант Вадим Эйленкриг поделился с мужским журналом «Репутация в жизни», сколько в его коллекции ножей, как сохранить отношения и сколько лет его любимому мишке.

- Когда-то в блоге вы писали, что у вас большая коллекция ножей - около 60 штук. Вы продолжаете этим заниматься?

- (показывает раскладной нож, который лежал на столе) Да, ножи есть. Они везде у меня лежат. Но собирать перестал. Во-первых, их стало очень много. Складной нож для коллекции - это не предмет первой необходимости. Во-вторых, все, которые ещё можно было себе позволить, я купил. А дальше начинаются совершенно космические цены. Складные ножи по конструкции очень сложные. Соответственно, цена отличается от обычного ножа с фиксированным лезвием. К счастью, у меня коллекционирование не перешло в разряд фанатизма. Но я хочу сделать небольшую полку-витрину, куда выложу самые любимые экземпляры. У меня есть ножи, которые со временем только растут в цене у коллекционеров.

- Вам нравится Япония с их культурой холодного оружия?

Конечно! У меня даже квартира в таком псевдояпонском минимализме: двери в спальню раздвижные (встает, подходит к двери и раздвигает её) . Понятно, что квартира сильно европеизированная, но когда я думал об интерьере, то хотел восточные нотки. Есть две катаны, правда, не японские: одна камбоджийская - очень хорошая. Эти мастера гордятся тем, что из не традиционных инструментов используют в производстве только тиски. Однажды, я по глупости срубил березу этой катаной. До сих пор жалею: росла себе береза, красивая, а я сдуру срубил. Но меч зауважал, потому что даже такой неподготовленный человек, как я, сумел срубить березу одним ударом.

- Вы заведуете кафедрой джазовой музыки и импровизации в Государственной классической академии имени Маймонида. Расскажите о современных студентах.

То ли я уже вошел в тот возраст, когда начинаешь говорить «а вот в наше время», то ли что-то ещё. Могу ошибаться, но они технически продвинутые как в исполнительстве, так и в жизни. Эти люди были воспитаны не на живом общении, а на общении с помощью гаджетов. Причем, лучший друг - это гаджет. У меня есть странное ощущение, что это поколение теряет эмоциональную составляющую. Я это объясняю простыми бытовыми ситуациями.

Раньше — созвонился с девушкой, ждешь её у памятника им. Пушкина. У неё только домашний телефон, нет сотового или пейджера. Ты стоишь и нервничаешь, если она опаздывает: придет или не придет. А сейчас просто пишут: «Я опаздываю». Нет этих глубоких переживаний, какого-то правильного, хорошего страха. Беспокойства в людях нет. Не знаю, хорошо это или плохо. Я не отношусь к людям, которые говорят: «Давайте отберем у ребенка айпады». Но мы войдем в общество менее эмоциональных людей. В то же время, им будет проще общаться, договариваться при помощи гаджетов.

- Тогда позвольте продолжить тему эмоциональной бедности. У вас была программа с Даниилом Крамером «Два еврея: богатый и бедный». Можно назвать современное общество духовно бедным?

На самом деле, название концерта было моей шуткой. Когда выступаешь в любом академическом зале с традициями, нельзя просто написать Даниил Крамер и Вадим Эйленкриг. Всегда надо написать: «С программой…», дальше придумывай, что угодно. У меня тогда родилась эта шутка, что с Игорем Бутманом такого не сыграешь - сразу понятно, кто там богатый, а кто бедный (смеется) .

Я бы не сказал, что народ духовно беднее. Процент думающих людей всегда примерно один и тот же. Публика, с которой мы общаемся на концертах, те дети, которых мы видим на мастер-классах - они совершенно с другими лицами. Они по-другому думают, чувствуют, они образованны, читают, смотрят телеканал «Культура».

Недавно меня пригласили сниматься в передачу «Спокойной ночи, малыши». Я безумно рад, потому что считаю её самой доброй передачей, которая вообще может быть. Мы же росли на этой передаче, прямо с утра ждали. Я узнал, что её больше нет на центральных каналах - она идет на «Культуре». Грустно немного, наверное, так и должно быть.

- Вернемся к преподаванию. Любят ли трудиться современные студенты?

Опять же это зависит от конкретного случая. Большинство трубачей, которые у меня учатся, пашут с утра до ночи. Я их всех сразу предупреждаю, что по-другому не будет. Конечно, попадаются и такие, которые делают все по минимуму.

- А вас родители заставляли учиться музыке?

Конечно, заставляли. Кто будет по доброй воле учиться в музыкальной школе после общеобразовательной? Но мне кажется, что воспитание и любовь родителей заключается в том, чтобы достаточно жёстко делать то, что они считают правильным для своего ребенка.

- Даже, если родители ошибаются?

Тут надо понимать, что воспитание - дело ответственное. Но предоставлять ребенку право выбора смешно. Подвергать что-то сомнению - это приходит с возрастом. Как человеку с несложившимися взглядами, с отсутствием философского склада ума, предлагать делать выбор. Я считаю, что это самое отвратительное в педагогике.

- Вы часто даете интервью. Чем отличаются вопросы женскому и мужскому изданию?

Я как-то не отличал издания по гендерному признаку. Женщин больше интересует абстрактный мужской взгляд на отношения полов. Мужские издания ни разу не задавали мне этот вопрос, хотя мне кажется, что я мог бы дать хорошие советы. Там интересуются объемом бицепса, сколько я жму лежа.

- Тогда предлагаю отойти от стереотипов - могли бы вы дать рекомендации мужчинам, как сохранить отношения?

Про это книгу можно писать. Нет какого-то одного способа. Единственное, что я бы мужчинам рекомендовал не забывать при знакомстве с женщиной, она считает нас идеалом. Недаром, отношения в самом начале очень хорошие, яркие. Сейчас я скажу одну вещь, с которой поверхностные женщины не согласятся, надеюсь, думающие меня поймут.

Прежде всего, мужчина должен из себя что-то представлять. Причем, это зависит не от количества денег, ни от внешности. Личность - это мудрость, это сила характера. От таких женщины не уходят. Как только мужчина начинает себя вести не «по-мужски» - это конец отношений. Только один раз в глазах женщины можно стать «не мужчиной». Сколько бы женщины ни говорили, чтобы мужчины во всем им уступали, все это заканчивается плачевно. Мы можем им в чем-то уступить, как ребенку: зеленые или красные сапожки купить. Но в паре должны быть ведущий и ведомый. Если хоть раз мужчина уступает женщине роль ведущего, он уже навсегда для неё ведомый. Как бы она ни говорила, что он молодец, он современный и склонен к компромиссам, скорее всего, уважать его она не будет. Это тонкий момент в отношениях, он требует мудрости. Если ты просто самодур, давишь на женщину, из этого тоже ничего не получится.

Самое ужасное, что может сделать мужчина - вступить с женщиной в спор, когда начинаются крики и оскорбления. Женщина на этом поле всегда выигрывает. Если ты тоже начинаешь кричать и оскорблять - ты не мужик. Если, не дай бог, ударил, - ты не мужик. К сожалению, женщина должна бояться только одного - ухода мужчины из её жизни. Но и тут перегибать палку нельзя. Регулярные угрозы «я уйду от тебя, если ты …» тоже ведут тебя в категорию «не мужчин». Отношения - сложная штука.


- Вы говорили, что ваши любимые авторы Чарльз Буковски, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй. Почему читаете книги о потерянном поколении?

Я не думал об этом, но сейчас я их понимаю. Человеку, чье взросление пришло на 90-е годы в России, не может быть безразлично творчество Ремарка. Когда я читаю «Триумфальную арку», я понимаю, что это про меня. Я абсолютно согласен с тем, что чувствует, как говорит главный герой Равик. А как он строит потрясающие отношения с Жоан Маду, понимая, что это не приведет ни к чему.

С возрастом начинаешь все больше обращать внимания на политику. Стало интересно читать Оруэла. Но предпочтения не задерживаются только на беллетристике. Сейчас я с удовольствием читаю труды Рихарда фон Крафта-Эбинга, психиатра конца 19 века.

- В одном из интервью вы говорили, что если бы не были музыкантом, стали бы врачом-психиатром. Эти интересы исходят из вашей несостоявшейся профессии?

Да, думаю, я бы стал очень хорошим психиатром. Мой близкий друг - врач-психиатр. Но я понимаю, что он живет в аду, потому что редко, кто сходит с ума и видит солнышко с цветочками. Это счастливые люди, но их очень мало. В основном, его пациентов кто-то преследует, сдвигаются стены, у них тревоги, какие-то фобии. Он постоянно находится в этом. Очень тяжелая профессия. Я не знаю, насколько долго такой позитивный человек как я смог бы там выдержать. Но мне было бы интересно.

- Лет шесть-семь назад вы писали в блоге: «Только вдумайтесь: большинство окружающих нас людей — нежеланные дети. В этом вся проблема». Откуда появились подобные мысли?

За этот пост некоторые люди меня даже проклинали. Но это правда. Редко, когда встречаются два человека, они любят друг друга и у них сознательно появляются дети. Я сейчас не говорю о тех детях, которые появились в результате случайного знакомства. Я хотел сказать, как много детей от нежеланных мужчин, женщин или отношений. Когда женщина выходит замуж, чтобы улучшить жилищные условия - в этом случае получают тоже нежеланные дети.

Механизм простой: два человека встречаются, вспыхивает страсть и природа говорит: «Вот здесь будут самые сильные дети». А когда этой страсти нет…Понятно, этих детей будут любить, их могут ждать, но они нежеланные. Если представить то количество людей вокруг нас, которых просто не должно было быть, которые появились случайно, мне становится страшно.

А потом я смотрю на своих друзей. Те дети, которые появились в любви и сознательно, они какие-то другие: более здоровые, красивые, более развитые. Удивительно, но это так.

- Вернемся к позитиву. Вы говорили, что любите сказку «Стойкий оловянный солдатик». Откуда это пошло?

Я очень благодарен маме, что основные сказки, которые она мне читала, были сказки Андерсена. Они же не всегда заканчиваются позитивно. И это хорошо, потому что в жизни тоже не всегда все гладко. С другой стороны, что считать позитивным концом? Солдатик же балерину любил, она его тоже. Русалочка погибла, но у неё были сильные чувства.

На мой взгляд, это абсолютно восточный подход, когда гораздо важнее не цель, как для европейца, а путь. Наверное, и я по своему взгляду ближе к Азии, потому что для меня путь имеет гораздо большую ценность, чем результат. Если бы мне предложили получить все и сразу «по щучьему велению», это бы не имело ценности. Самое важное то, что ты приобретаешь в процессе достижения. Меняется характер, взгляды на жизнь, волевые и моральные качества. Без пути этого бы не было. Человеку, которому все легко достается, этого не ценит.

Любимые вещи Вадима Эйленкрига.

  • Еда. Мясо. Много мяса. Я стараюсь не есть свинину, не по религиозным причинам - она просто «тяжелая». Я был в Шаргороде в гостях у мамы Сергея Бадюка. Там было еды настолько много (хватается за голову) , что столы реально стояли в три этажа! А Бадюк меня все пугал, что мне будет плохо. Но все было так вкусно!
  • Напиток. У меня их два. Если в первой половине дня, то капучино. А во второй половине дня, но не поздно вечером, то пуэр - китайский черный чай. Стараюсь пить его до шести вечера. Иначе, очень трудно заснуть. Когда я пью капучино, я чувствую себя европейцем: завтрак, кофе, газета-смартфон. За чашкой пуэра чувствую себя азиатом.
  • Детская игрушка. Если не брать огромное количество детского оружия, которое у меня было, то самым моим близким другом был плюшевый медведь по имени Младший. Причем, имя я ему дал не по возрасту или размеру - он был Младший Лейтенант. Я был такой милитаристского склада ребенок. Очень хотел служить в армии, смотрел фильмы только про Великую отечественную войну. Самое интересное, что не так давно я пришел к родителям, залез на антресоли и там нашел Младшего. Теперь он снова живет со мной. Медведю 45 лет.
  • Предмет в школе. Интерес зависел от личности преподавателя. История - у нас был потрясающий учитель истории. Он научил мыслить причинно-следственной связью. Следующий - анатомия, потому что тоже был невероятный преподаватель с бородой - хипстер по-нашему.
  • Хобби. Я не могу рассматривать спортзал, как хобби - это философия какая-то. Хотя мой друг-психиатр считает это неким вариантом расстройства и профилактикой тревожного состояния. Очень люблю сериалы - отсутствие спецэффектов зачастую дает хорошую игру. Ещё люблю готовить и коллекционировать ножи.
  • Человек. Их много. Я не могу выбрать среди них кого-то одного. Самое большое счастье - когда ты пришел к некой точке и сам определил круг общения. И общаешься с людьми, которых любишь, и с ними интересно.
  • Время дня. У меня нет каких-то любимых дат, времен года. Любимое время - это жизнь.
  • Животное. Я всегда мечтал о собаке. Но если говорить о животных, которых нельзя завести, меня страшно завораживают обезьяны. Я могу часами смотреть про них программы, могу зависнуть у вольера в зоопарке. Недавно я был в Армении в частном зоопарке, где в основном обезьяны. Там огромный вольер с настоящей природой и нет клеток. Я считаю, обезьяны иногда больше люди, чем некоторые персонажи.
  • Любимый сериал. «Блудливая Калифорния», «Игра престолов».
  • Спорт. Единственное, что я смотрю - это смешанные единоборства UFC с известными бойцами. Я знаю, что Федор Емельяненко подписал контракт на 3 боя. Конечно, я буду его смотреть, потому что он легенда. Кроме того, мой товарищ Саша Волков, тяжеловес, подписал контракт и выиграл первый бой. Его смотрю и за него болею.
  • Песня. Одной нет. Я страшно люблю группу Queen, Beatles, Майкла Джексона и лирические советские песни: «Что так сердце растревожено». Гениальное произведение «Свой среди чужих, чужой среди своих». Я счастлив, что познакомился с Эдуардом Артемьевым и имел честь играть с ним на одной сцене. Мне вдвойне приятно, что потом он написал мне письмо, где я понял, что все правильно делаю.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка