Представление об идеальном человеке в современное время. Идеальный человек, его качества

Довольно часто можно услышать рассуждения о том, каков же идеальный человек. И каждый раз, зависит от настроения, погоды и еще бог знает чего, идеалы могут быть разными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что если спросить конкретного человека сегодня, и, скажем, через 3 года об идеальном человеке, можно услышать описание очень разных людей. Именно поэтому, нельзя назвать и представить себе идеального человека. Он лишь образ, который меняется время от времени. И, зачастую это образ просто растворяется, при встрече с человеком, который очень далек от воображаемого образа, но почему-то невероятно привлекателен.

Психология не могла проигнорировать этот вопрос и утверждают, что образ идеального человека закладывается с раннего детства.

Конечно же, идеального человека невозможно представить без широкой ослепительной улыбки. Чтобы улыбаться хотелось все чаще и чаще необходимо поддерживать все свои зубы в полном порядке. Это просто! Ведь вам всегда рада прийти на помощь клиника стоматологии Астра Дент .

Зайдя на официальный сайт клиники astradent.com.ua, вы увидите, что лечить зубы совсем не страшно и даже очень приятно. Лечите зубы без боли и отрицательных эмоций.

Тогда вам захочется улыбаться все чаще и чаще, и вы станете значительно ближе к идеалу.

Кого же можно считать абсолютно идеальным человеком? Что делает его столь уникальным? На самом деле, идеальные человек не является человеком в обычном смысле этого слова. Это даже не конкретные черты характера или какие-то физические данные. Идеал это то, на что реагирует человек. Ощущения, испытываемые рядом с конкретным человеком, могут определить степень его идеальности. Ощущения – вот, что особенно важно.

И не удивительно, что каждый человек стремиться к идеальности, он хочет испытывать те самые ощущения. Легкость, радость, влюбленность, осознание, возможность быть самим собой и не одевать масок.

Поэтому и происходит подмена понимание того, что же это за идеал такой. Человек не может описать свои ощущения, они происходят на других уровнях жизни, поэтому начинает описывать образ, слепленный из десятков или даже сотен людей. Выдает его за того, с кем хочется прожить всю жизнь. Кстати, такой человек может и появиться в жизни, но это не означает, что он сможет дарить то, что от него ожидается.

Идеальный человек

Цели и задачи: познакомиться с вечной загадкой человека, смыслом его существования, понимать сущность природы человека; понимать отличия человека от животных; биологические признаки наследственности и факторы, влияющие на нее.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек , социальное , наследственность , инстинкты , эмоции) для раскрытия сущности загадки человека; находить, анализировать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; метапредмет- ные - 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; точно и грамотно выражать свои мысли; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

    познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: урок-проект.

Ход уроков

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

    Послушайте рассказ и ответьте на вопрос.

По традиции в вечер накануне Рождества вся семья садится полукругом в отчем доме и слушает рассказы мудрого деда. Внучке, которой едва исполнилось пять лет, было интересно, о каком это идеальном человеке говорят ее родители.

    Дедушка, есть ли идеальный человек? - спросила внучка.

    Есть, - ответил дедушка. - Давным-давно, еще во времена Иисуса Христа, жил мужчина, который посвятил свою жизнь поиску всего идеального: идеальных вещей, идеальных зверей, идеальных морей и океанов, идеальной планеты и идеального человека. Долго бродил он по миру, но все встреченные им люди и звери были со своими недостатками и изъянами. Однажды он услышал об Иисусе Христе и решил присоединиться к его ученикам. Много ли времени с тех пор прошло, не знаю, но понял мужчина, что идеальным человеком является сам Иисус.

    О, Иисус, ты и есть идеальный человек! - воскликнул мужчина.

    Ты не прав, сын человеческий. Идеальный человек тот, который живет в твоем сердце, - ответил Иисус с улыбкой.

Не понял мужчина этих слов, и Иисус, видя это, сказал: «Ступай, человек, с миром по миру да ищи идеального человека». Так он и поступил. Только теперь он просто наблюдал за жизнью и людьми.

Прошло без малого два года, и повстречал мужчина женщину. Она ему очень понравилась, как и он ей, и посему, после нескольких месяцев общения, решили они жить вместе.

Прошло несколько месяцев, и одним хмурым утром мужчина понял, что значат Иисусовы слова. Он понял, что для него идеальным человеком является та женщина, что живет с ним, а именно она живет в его сердце.

После того как дедушка закончил повествование, в комнате воцарилась тишина. Каждый думал о своем; внучка же думала о том, что для мамы идеальный человек папа, а для папы - мама.

Вопрос к классу

    Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Идеальный человек».

Проблемные вопросы уроков

    Можно ли сформировать идеального человека?

    Почему люди стремятся к идеалу?

    Каким должен быть идеальный человек?

    Идеальный человек - это хорошо или плохо?

    Введение в новый материал

Не решив проблемы стремления человека к идеальному образу, человечество может остаться без будущего. Необходимо не только понимать, как себя вести в обществе, но и быть готовыми жить по законам морали и нравственности.

    Как создать идеального человека?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе работы над проектом.

    Работа по теме уроков

Проект «Как создать идеального человека» предполагает исследовательскую деятельность учащихся 6 класса, с использованием содержания и материалов предметов «Обществознание», «Литература», «История».

Опережающее задание. Используя материалы изученных вами курсов «История», «Обществознание» и «Литература», сформулируйте факторы, формирующие в человеке идеальные черты.

(Проверка выполнения задания.)

Исследование факторов формирования идеального человека помогает участникам проекта оценить эти качества в себе, привлечь учащихся к этой проблеме, наработать практические умения по данному направлению самопознания и самосовершенствования. Таким образом, проект посвящен одной из главнейших задач, стоящих перед человечеством, - формирование и воспитание идеального человека.

В проекте должны содержаться конкретные рекомендации д ля взрослых и школьников, как им себя вести в обществе, что имеет огромное воспитательное значение.

Проблемное задание. Учащиеся на уроке создают презентации на темы: «Идеальный человек - какой он?», «Идеальный герой

в истории», «Идеальный герой в литературе», «Идеальный герой в обществе» и т. д.), напишут статьи и практические рекомендации по формированию и воспитанию идеальных черт характера. Лучшие разработки учащихся по данной проблематике можно представить в школьных изданиях (например, в рубрике «Мудрое перо»).

Работая над проектом, учащиеся должны ответить на следующие вопросы.

Учебные вопросы

    Насколько хорошо вы владеете словарным запасом по теме проекта?

    Какие черты характера идеального человека вы считаете наиболее важными?

    Как будет взаимодействовать идеальный человек с окружающими людьми?

    Какие проблемы у него будут возникать в ходе взаимодействия и каких он сможет избежать?

    Надо ли стремиться к образу идеального человека?

    Какие факторы способствуют появлению идеального человека?

    Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?

Работа над проектом проходит в три этапа.

    й этап - подготовительный. Ознакомление с целями и задачами проекта. Вводная презентация проекта. Планирование работы. Формирование групп с учетом выбранных направлений.

    й этап - основной. Определение методов и инструментов исследования. Ознакомление учащихся с критериями оценивания проекта. Работа групп. Представление работ. Защита проектов. Рефлексия.

    й этап - заключительный. Анализ и обсуждение результатов проекта. Самооценка и взаимооценка групп. Оценка учителем деятельности групп и индивидуальной работы учащихся. Проведение итоговой конференции.

Задания выполняются в следующей последовательности.

    Определить гипотезу: «Возможна ли идеальная личность в обществе людей?»

    Составить план работы над проектом.

    Определить сроки выполнения и распределить задания между учащимися.

    Собрать необходимую информацию по теме проекта.

Уроки 34, 35. Идеальный человек

235

    Получить консультацию по теме проекта у учителя.

    Подобрать соответствующую информацию по теме.

    Провести исследования и обобщить полученные результаты, сделать вывод.

Распределение заданий между учащимися может выглядеть следующим образом. Класс делится на несколько «тематических» групп.

Задание для группы лингвистов: составить словарь проекта: идеал, идеальные черты характера, идеальный человек, благородство, мужество, верность и др.

Задание для группы графиков : обсудить наиболее важные черты идеального человека, систематизировать и схематически их отразить.

Задание для группы психологов : исследовать принципы взаимоотношений идеального человека с обществом и изобразить на листе ватмана графически свои выводы.

Задание для группы социологов : обсудить и проанализировать возможные проблемы во взаимоотношениях идеального человека в обществе и выработать стратегию их решения.

Задание для группы философов: обсудить вопрос «Надо ли стремиться к образу идеального человека?» и написать статью (эссе, мини-трактат) на эту тему.

Задание для группы художников: обсудить вопросы: «Какие факторы способствуют появлению идеального человека?», «Какие факторы препятствуют появлению идеального человека?» и создать комиксы на эту тему.

Критерии оценивания работы групп

    Работа выполнена творчески.

    Использована достоверная и фактическая информация.

    Идеи и задачи, поставленные перед участниками проекта, полностью описаны и раскрыты.

    Работа включает в себя умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

    Поставлены интересные, трудные, но достижимые цели,

    Содержание работы полностью соответствует теме.

    Использованы графические изображения.

    Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения). Нарисуйте образ урока. (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов уроков

Вот и закончилась наша работа над проектом. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Думаю, что опыт, полученный на наших уроках, пригодится вам в жизни.

Домашнее задание

Написать пожелания на следующий учебный год: «В следующем учебном году на уроках обществознания я хочу...»

Кто такой или мой пример для подражания? На этот вопрос легко отвечать детям. Например, многие мальчишки не раздумывая ответят: «Хочу быть сильным, как папа и мудрым, как дедушка.» «Хочу быть ловким, как человек-паук.» Девочки, не раздумывая, скажут: «Хочу быть красивой, как мама и доброй, как бабушка.» «Хочу быть учительницей, как Мария Ивановна, потому что она красивая, умная, добрая и веселая.»

Чем старше становишься, тем сложнее ответить на вопрос: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Потому что меняется масштабность мышления, меняются взгляды на жизнь. Нередко приходится переживать крах иллюзий. Например, ты мечтал стать военным летчиком, но у твоего лучшего друга погибает отец, твой кумир. И ты никак не можешь принять эту трагическую ситуацию.

Или ты все 10 лет была влюблена в профессию учителя. Понятие кто такой идеальный человек» в твоем сознании было неразрывно связано с твоим школьным учителем. А вот ближе к выпускному вечеру начинаешь реально оценивать то, через какие жизненные перипетии тебе, возможно, придется пройти: небольшая зарплата, постоянная занятость, ненормированный рабочий день, сорванные нервы, голодные собственные дети и вечно недовольный из-за твоей постоянной занятости муж. И ты не можешь сразу решиться: идти или не идти в педагогический.

Но проработав год до поступления в вуз с малышами, ты понимаешь: это мое. Пусть трудно, но зато я точно знаю: работа с детьми — это моя родная стихия. Это мое призвание. Возможно. для кого-то ты сможешь в будущем стать тем, о ком скажут: «Для меня она — идеальный человек.»

Идеальный человек и семья.

Как хорошо, когда у человека с раннего детства есть правильный ориентир, который поможет разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Кто является достойным человеком, а кто вызывает неприятие.

И опять отправную точку нужно искать в семье. Как важно видеть в собственных родителях мудрых наставников и достойный пример для подражания: и в отношении к семье, и в отношении к учебе и работе, и в отношении с близкими и друзьями, и в развитии личностных качеств, таких как: искренность, честность, порядочность, самостоятельность и т.д.

Очень важно научиться анализировать при выборе своего представления об идеальном человеке. С возрастом начинаешь понимать: это может быть не какой-то один реальный человек, а собирательный образ. И в этом образе ты пытаешься соединить те качества, которые хотел бы в будущем выработать в себе.

Меня поразила глубина подхода к своему личностному развитию у Алекса Яновского, известного бизнес-тренера. Его личный список, который он старается постоянно совершенствовать, насчитывает 120 положительных личностных качеств.

Поэтому когда встречаешь таких людей, начинаешь понимать, что пример для подражания нужно выбирать очень тщательно, взвешенно и ответственно; выбирать лучшее и самое достойное.

Ведь ориентируясь на кого-то, ты строишь свое будущее по его модели поведения, а значит и его жизни. При этом надо помнить о своей индивидуальности, о своей креативности.

Не случайно же так устроена природа, что среди 7-и миллиардов человек нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Значит, у каждого человека есть что-то свое, своя изюминка в его воображении, в его умении, знаниях и талантах, чего-то такого, чего нет у других. И при желании ты сможешь раскрыть и свои таланты, и свое мастерство, а кто-то даже и гениальность.

Вот здесь хочется задать вопрос тем молодым и не очень людям, которые молча следуют за чужими призывами, за чужими лозунгами, за чужими мечтами.

Задай и честно постарайся ответить на вопросы:
  • а что лично для меня даст это движение, этот путь, эта работа?
  • куда приведут меня нынешние идеалы и идеальны ли они?
  • их образ жизни совпадает с моим, или меня просто используют для достижения своих корыстных целей?
  • каким будет мой завтрашний день и будет ли он вообще?
  • кто в ответе за мою жизнь?
  • кто сможет вытащить меня из той ситуации, в которой я нахожусь сегодня?

На эти вопросы отвечать тебе и решать вопрос о том, кто такой идеальный человек или мой пример для подражания – тоже тебе. Можно оставаться «серой массой,» быть как все, не лучше и хуже других. Так спокойнее. А можно задать определенную жизненную планку, ниже которой ты никогда не позволишь опуститься. Только через преодоления, ежедневно преодолевая работу над собой и над своим представлением об идеале.

Будут сомнения, будут разочарования, будут минуты отчаяния, но будут и минуты взлета, когда ты по-настоящему будешь гордиться собой. Такова жизнь. И здесь не надо «ломать себя через коленку». Надо научиться получать удовольствие от жизни во всех ее проявлениях: и в радостях, и в трудностях, в удачах и ошибках.

Кто-то будет прикрываться фразой: «Да зачем мне эти ненужные разговоры об идеале? Все равно, сколько ни учись, а дураком помрешь.» А другая категория людей скажет: «Жизнь прекрасна. И так хочется сделать ее хоть чуточку лучше; кому-то просто помочь или сделать чью-то жизнь радостнее или осознание. Кому-то подсказать, а у кого-то подучиться. Ведь каждый человек, с которым мы встречаемся в жизни, — это наш учитель. Ты можешь пообщаться со случайным попутчиком 15-20 минут и после этого разговора развернуть свою жизнь на 180 градусов. Такое случалось со мной и, наверное, с Вами.

Главное: замечать подсказки, которые нам посылает жизнь и не стоять на месте.

Если чувствуешь, что сбился с пути, что теряешь ориентир, что потерял маршрут, что не видишь маяка, к которому стремился, остановись и прислушайся к себе. Задай себе простые вопросы:

  • кем я хочу стать?
  • к чему я стремлюсь?
  • каким я вижу себя через 5, 10, 15, 20 лет?
  • какие люди будут в моем ближайшем кругу общения?
  • каким делом я готов заниматься, несмотря на плохое самочувствие или настроение?

Отвечая на эти вопросы, не опускайте детали. Опишите все до мельчайших подробностей: ваш дом, вашу одежду, ваш интерьер, рабочую обстановку, в которой вы трудитесь; даже запахи, которые разносятся из вашей кухни. Возможно, у кого-то это будет пение птиц из окна собственного загородного дома. А для кого-то важен фон офисной суеты и шума, так необходимого для рабочей обстановки вашей идеальной картины будущего.

Мне почему-то вспомнились плакаты мечты. Кстати, многим они реально помогают. Вы рисуете или наклеиваете готовые фото, которые созвучны вашим запросам и вашим ожиданиям в будущем. Эти картины постоянно находятся перед вашим взором. Они постоянно напоминают вам о том, к чему надо стремиться:

  • к хорошей физической форме,
  • к финансовому росту,
  • к улучшению условий быта, к комфорту,
  • к умению работать и отдыхать с удовольствием,
  • к постоянной работой над собой и своей идеальной жизнью.
А сейчас спокойно и вдумчиво перечитайте вопросы:
  • О ЧЕМ думаешь ТЫ?
  • К ЧЕМУ ТЫ стремишься?
  • КЕМ ТЫ хочешь быть?
  • КАКИМ ТЫ хочешь быть?
  • ЧЕГО ТЫ хочешь добиться в жизни?
  • С КЕМ ТЫ хочешь проводить самое интересное время в твоей жизни- с разносторонними, интересными, ищущими, думающими, здравомыслящими, ответственными за свою жизнь и в итоге счастливыми людьми или с теми, кто находится сегодня рядом с тобой?
В итоге:

ТЫ и только ТЫ определяешь для себя: кто такой идеальный человек или мой пример для подражания. Поэтому обязательно мечтайте, планируйте, анализируйте, сопоставляйте, действуйте, стремитесь к лучшему. И тогда Вы сами наверняка сможете стать для других идеальным человеком или примером для подражания. Чего я Вам, дорогой друг, искренне желаю.

Идеал – это наилучшее, завершенное состояние явления. И если под эти мерки подгонять человека, абсолютным идеалом будет его , или просто небытие, чье равновесие не должны искажать и тревожить никакие проявления жизни. В общем, полная и окончательная нирвана без всякой надежды на какое-либо «продолжение» с увлекательными подробностями. Но тогда, вся наша жизнь – это какая-то одна большая божественная ошибка, исправление которой ложится на плечи людей, «увлекающихся» духовными учениями. Надеюсь, в этом месте вы улыбнулись. Мы живем в многообразной реальности, и здесь, посреди хаоса явлений, помимо прочего иногда возникают жизнеутверждающие переживания, в ценности которых, я думаю, никого убеждать не нужно. И в этом отношении, идеал – это мечта, светлая и созидательная жизнь, наполненная любовью и радостью.

Жизнь состоит из ощущений, которые происходят в том, что мы называем словом «Я». «Я» – есть тот, в ком происходят мои перцепции, которые складываются в мою жизнь. Мы движемся к тому, что чувствуем, а чувствуем мы то, что происходит в нас самих. Если бы Бога не было в нас, для нас же его не было бы нигде. Наша психика многогранна, наше подсознание уже содержит всю совокупность вероятностей, которые могут с нами произойти. Все религии и учения – краткие инструкции к нашей психике. Идеальный человек уже существует в нашем подсознании, иначе нам было бы не к чему стремиться. Наше развитие – это раскрытие нашего потенциала. Мы движемся к тому, что знаем, или хотя бы тонким намеком предчувствуем, потому что в повседневном сознании проявлены «семена» Его жизни. Совесть не позволяет нам сбиться с пути.

Совесть – это своеобразное психическое зеркало, глядя в которое человек хочет увидеть Бога, а видит в нем себя и расстраивается. Он ощущает разницу между своими ожиданиями и реальным положением дел. Эта разница, ощущается, как муки совести. А совесть, в данном случае – великий мотиватор самосовершенствования. Она – тот психический магнит на теле Бога в нашем сознании, который нас вытягивает из нашей , и протаскивает сквозь жизненные неурядицы к великой цели. И чем ближе мы подбираемся к идеальному человеку внутри себя, тем мощнее сила этого тяготения, тем сильней контраст между идеальным и обыденным, тем сильней муки совести. Чем сильней наша связь с идеальным человеком внутри нас, тем громче звучит его голос, который направляет нас по пути самосовершенствования. И раз этот «идеальный человек» уже внутри нас есть, самосовершенствование сводится к самопознанию.

Чтобы стать лучше, мы должны узнать себя. И неважно, каких религиозных взглядов мы при этом придерживаемся. Мы даже можем быть материалистами. Все эти взгляды – просто – очередной ограниченный способ думать и говорить о жизни. Многие люди всю жизнь покупаются на свое мировоззрение, как на окончательную истину, даже не замечая, как она меняется на новые, более «истинные» истины, на которых базируется очередной слой иллюзий о жизни. Вскоре все окончательные истины будут снова разоблачены. И тогда, о чудо! Придут новые. Когда-нибудь мы перестанем воспринимать их всерьез..

Иногда мы чувствуем, как выходим за свои границы, и понимаем, что вчерашние истины – чепуха, которая сковывала наше сознание. Мы с удовольствием избавляемся от старых концепций, но тут же, всеми силами хватаемся за новые – более тонкие! С усталым видом взрослого человека мы говорим о старых концепциях, и с непосредственной юношеской страстью – о новых. В этом – один из секретов молодости: делать открытия, получать первый опыт, впечатления, узнавать нечто новое для себя. Один из секретов развития заключается в том, чтобы по мере совершения новых открытий – зафиксироваться в их «запредельных» образах. Например, когда мы чувствуем нечто, граничащее с пределами нашего понимания, мы можем попробовать выразить это понимание на словах, чтобы затем на его месте появилась «опора». Сейчас эта опора может стать следующей ступенькой развития. А когда-нибудь она станет бесполезным якорем, блоком, который, чтобы двигаться дальше, мы будем вынуждены разрушить и отпустить. Так развитие и происходит.

Чтобы совершались перемены, мы должны их создавать, впускать в свою жизнь. Но, порой, мы просто не способны принять их суть. Обычно мы хотим, чтобы наша старая жизнь преобразилась и расцвела, чтобы наши старые привязанности достигли своего апогея, в котором не мы бегаем за объектами своей страсти, а эти «объекты» сами бегают за нами. А мы при этом снисходительно позволяем этим объектам пребывать в нашем обществе. Это может выразиться, например, человека, который умоляет нас побыть с ним рядом, хотя бы еще немного. Все это – самообман, реализация которого в нынешней жизни чаще всего невозможна, потому что – бесполезна. Наши привязанности удерживают нас на месте.

Возможно, сегодня наш ум еще не способен вместить, а потом выдержать идеальную жизнь. Мы просто должны признать, что настоящие перемены происходят, когда мы «теряем» нечто важное, а после потери – обретаем способность это «важное» отпускать. Снова и снова. Чем дольше мы держимся за наши привязанности, чем дольше тормозим на месте, тем глубже погружаемся в непрерывно истлевающую трясину текущего , на котором эти привязанности нас удерживают. Как страшно и больно покидать зону комфорта! Как много, порой, этого страха приходится вынести, чтобы обрести вкус жизни, чтобы понять, в какое болото нас заводят наши привязанности, чтобы научиться стоять и двигаться на собственных ногах к собственным целям. Просто порой мы отказываемся понимать, что путь к идеалу пролегает, не через ковровую дорожку, усыпанную цветами, а через психические ухабы, чередующиеся относительно ровной тропинкой свободы и понимания.

Мы не можем измениться, просто устранив «деструктивные» влияния, избавив себя от каких-то «неприятных» людей, или «тягомотных» обязательств. Мы не можем измениться, оставаясь на месте. Мы можем измениться, лишь впуская в свою жизнь нечто новое. Мы можем заменить одно влияние другим, и только тогда потери не заставят нас переживать зияющую пустоту в том месте души, которое занимала наша привязанность до того, как мы ее потеряли. И если мы впускаем перемены в свою жизнь, голос совести разбавляется нашим любопытством, интересом и страстью к неизведанным граням жизни. Это не значит, что нам следует предательски оставлять близких и любимых людей в прошлом. Это значит, что мы меняемся, когда искренне осознаем собственные истинные цели, и движемся к ним, делая открытия, впуская в себя новый мир, о котором знали вчера лишь по тонкому намеку, неуловимому предчувствию в собственном сознании.

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.


Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.


Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка