Тамара карсавина - штрихи к биографии и родословной. История жизни Никита брюс сын карсавиной

Она была самой красивой из балерин
Мариинского театра. Поэты наперебой посвящали ей стихи, художники писали ее
портреты. Она была и самой образованной, и самой
обаятельной.

«Вы -
Коломбина, Соломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее
пламенея,

златится слово: «красота»…»

Эти строки
поэт-акмеист Кузьмин посвятил в 1914 году
Тамаре Карсавиной - родоначальнице
принципиально новых течений исполнительства в балете 1920-х годов, признанной
«царице Коломбин»
.

Тамара
Карсавина была внучатой племянницей знаменитого писателя и философа Алексея
Хомякова. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и самобытным
мыслителем, за что вместе с другими был в 1922 году выслан из России на
знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару
«знаменитой добродетельной сестрой», а она его – «молодым мудрецом».

Мама
Карсавиной была выпускницей Института благородных девиц и много времени уделяла
воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя
рядом, слушала. Она рано научилась читать, и книги стали ее страстью. В доме их
было великое множество. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их.
Обладая прекрасной памятью, девочка легко заучивала наизусть поэмы Пушкина и
любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но отец ее - Платон
Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а затем преподаватель Театрального
училища, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, Он считал, что у нее не
«балеринский характер», что она слишком деликатна и застенчива и не сможет
защитить свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девочка стала
готовиться к поступлению в училище. В день экзамена она очень волновалась.
Конкурс был большой. Приняли всего 10 девочек, среди них была и
Тамара.

Училище
находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии
Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром
архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня,
но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами». Именно поэтому книгу
воспоминаний она назвала «Театральная улица».

Первый год в школе не
был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П.Гердт,
замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых
была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала более артистичной, появилась
уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях.
Карсавина любила своего педагога и всегда вспоминала его с безграничной
благодарностью. Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую
награду и право выбрать книгу. Тамара выбрала роскошное издание «Фауста» Гете.
На титульном листе была надпись: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках
и танцах и за отличное поведение».

После
окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет
Мариинского театра. В кордебалете она танцевала недолго, очень скоро ей стали
поручать сольные партии. Но успех пришел не сразу. Она не походила на идеал
балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская.
У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи
другие черты - гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней
мало и весьма сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий
была: «не лишенная грации». Не жаловал ее и партер, заполненный поклонниками
Кшесинской. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много
студенческой молодежи.

Работала она
много. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где
занималась со знаменитой преподавательницей Береттой. Сменивший Петипа на посту
балетмейстера труппы.Легат поощрял юную солистку. Она впервые получает главные
партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот».
Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части
публики. Ей покровительствовала Кшесинская.

Но только
сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех. Один из ведущих
танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа.
Используя классический танец, как основу, но стараясь избавить его от
напыщенности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими
стилевую окраску в зависимости от времени и места действия.

Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь
поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа.
Карсавина - одна из немногих актрис, сумевших воспринять, впитать
идеи Фокина.

В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса
огромную роль сыграл старший брат, студент философского факультета Университета.
В их доме часто велись философские и художественные споры, обсуждались выставки,
главным образом, художников возникшего тогда объединения «Мир
искусства».

Первой
постановкой Фокина был балет «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна.
Исполнительницей главной роли была Анна Павлова. Карсавину же он занимал лишь в
сольных партиях. Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество
Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной «таинственной
кузницей», где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: «Таточка стала
действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и
все ее существо отвечало нашей работе». Она никогда не капризничала, не
предъявляла требований. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского
театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение
второй балерины. Уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула
Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Тамара Карсавина и Васлав Нижинский в «Жизель»,
1910

Тамара
Карсавина умела ладить и с обладавшим бурным темпераментом
Фокиным
, и с Нижинским - человеком весьма сложным и
непредсказуемым. Ее очень любил Дягилев и как бы ни складывались обстоятельства,
и какие бы реформы он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу
Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним: ушли Фокин,
Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же
Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она
закончила работу над книгой «Театральная улица», она узнала о смерти Дягилева.


Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф:
«Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную
новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти,
как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему».

Настоящая
слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Крупнейшие деятели
культуры Франции называли его «открытием нового мира».

В Карсавиной
Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом
Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в
фокинских балетах были разными. Это Армида - обольстительница, сошедшая с
гобеленов ХVIII века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная
Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в
грезах вальсирующая с кавалером в постановке «Призрак розы». Античная нимфа Эхо,
лишенная собственного лица в постановке «Нарцисс». Кукла-балерина из русского
балагана в постановке «Петрушка». Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти,
такие непохожие образы, связывала одна тема - тема красоты, красоты роковой,
губительной.

Ошеломляющий
успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они
были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: «Я
влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое
слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…»
На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились
восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с
артиклем: «La Karsavina», «La Nijinsky», что означало особое восхищение и
уважение.

Георг
Барбье. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1914

Фокин
использовал высокий прыжок Карсавиной - Жар-птица разрезала сцену как молния, и,
по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась
чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в
изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой,
«Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была
Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной
исполнительницей куклы-балерины.

Леон Бакст. Тамара Карсавина в балете
"Жар-птица" 1910

С русской
балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники.
К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они
с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной.

После
феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее
хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт
с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там очень неуютно - ни одного
знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и
притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину.

Джон Сингер Сарджент. Тамара Карсавина в
балете "Тамар"

В Петербурге
Карсавину обожала вся творческая интеллигенция. В артистическом клубе «Бродячая
собака» собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены
подвала, где располагался клуб. Г римасничающие
и смеющиеся
герои сказок Гоцци - Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали
входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили
импровизированный характер. Поэты читали свои новые стихи, актеры пели,
танцевали. Существовала особая процедура приема в члены клуба.

В день
рождения, в 1914 году Карсавину
пригласили в «Бродячую собаку» и попросили исполнить импровизированный танец.
После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник «Букет
для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников,
созданных в ее честь.

Тамара
Карсавина в балете Сильфида. Худ. Сорин. 1910

Михаил Кузмин
писал ей:

Полнеба в улице далекой

Болото зорь
заволокло,

Лишь конькобежец одинокий

Чертит озерное
стекло.

Капризны беглые зигзаги:

Еще полет, один,
другой...

Как острием алмазной шпаги

Прорезан вензель
дорогой.

В холодном зареве, не так ли,

И Вы ведете свой
узор,

Когда в блистательном спектакле

У Ваших ног - малейший
взор?

Вы - Коломбина, Саломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но
все яснее пламенея,

Златится слово "красота".

Писала
и Ахматова:

Как песню, слагаешь ты легкий танец -

О
славе он нам сказал, -

На бледных цеках розовеет румянец,

Темней и
темней глаза.

И с каждой минутой все больше
пленных,

Забывших свое бытие,

И клонится снова в звуках
блаженных

Гибкое тело твое.

За Карсавиной ухаживал
знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (государственный деятель Финляндии,
построивший линию Маннергейма, в начале века служивший офицером царской армии).
Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену,
дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Хореограф Фокин три раза
делал ей предложение, получая отказ.

Последний раз
она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете «Баядерка».
Многие считали эту роль лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого
она навсегда покинула родину. Ей было 33 год

Немецкий
документальный фильм 1925 года режиссера Вильгельма Прагера.

В сцене из
балета "Сильвия" Делиба па-де-де исполняет Т. Карсавина и П. Владимиров. Но
только замедленная сьёмка способна отобразить всю красоту и силу искусства
Карсавиной.

В.
А. Серов. Портрет балерины Карсавиной. 1909

Тамара
Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и
занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

Перу Карсавиной
принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому
танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык
книгу Новерра «Письма о танце». «Театральная улица» была издана в Лондоне в 1930
году, через год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания Карсавиной
были переведены на русский язык и вышли в России.

В 1965 году в Лондоне
широко отмечалось 80-летие Карсавиной, на этом торжестве говорили о её
удивительном обаянии и силе духа.

Тамара Платоновна Карсавина прожила
долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте
93 лет.

http://lusisoleil.livejournal.com/39691.html

В едущая балерина Мариинского театра, звезда «Русских сезонов» Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.

Тамара Карсавина родилась 9 марта 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой. Она претендовала на первое место в списке самых красивых российских балерин. Ее обаяние было тем сильнее, что она слыла неприступной особой. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и философом, в 1922 году его, как и многих представителей интеллектуальной и творческой элиты, большевики выслали из России на знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару «знаменитой добродетельной сестрой», а она его – «молодым мудрецом».

В 1902 году Тамара Карсавина окончила Императорское театральное училище и была принята в труппу Мариинского театра , где ей покровительствовала любимица многих Романовых Матильда Кшесинская, а вот Анна Павлова ее невзлюбила. Балерина отличалась от других прим тем, что она очаровывала не темпераментом, а нюансами, мягкими переходами одного пластического состояния в другое. Но только сотрудничество с Михаилом Фокиным принесло артистке настоящий успех. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, он начал пробовать себя в роли хореографа. Первой постановкой Михаила Михайловича был балет «Виноградная лоза» на музыку А. Рубинштейна. Исполнительницей главной роли в этом и в других его ранних спектаклях была Анна Павлова. Тамару Карсавину же он занимал лишь в сольных партиях. Тем не менее она достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара: «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал».

Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Сергея Дягилева , Михаила Фокина, Александра Бенуа , Леона Бакста представлялось Тамаре Карсавиной «таинственной кузницей», где ковалось новое искусство.

«Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе».

Александр Бенуа

С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева балерина гастролировала по России и Европе, а затем вошла в труппу Русского балета С. Дягилева. Парижский рецензент писал, что на сцене «Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы – это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели».

Она выделялась на фоне других балерин, она много читала и отличалась завидным интеллектом. За Тамарой Карсавиной ухаживали и Карл Маннергейм (тот самый государственный деятель Финляндии, что построил линию Маннергейма), и лейб-медик двора Сергей Боткин, который, правда, был женат на дочери основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Да и хореограф Михаил Фокин три раза делал ей предложение.

Но все они, как и многие другие, получили отказ. Она вышла замуж за небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету.

Дягилевский балет принес ей успех в Европе, спектакли с участием балерины посещали Роден, Сен-Санс, Кокто. Марсель Пруст, срисовавший героев своей эпопеи с великосветских завсегдатаев «Русских сезонов», после приемов часто отвозил балерину в отель на автомобиле. Она позировала Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Валентину Серову , Сергею Судейкину и Зинаиде Серебряковой. Ей посвящали стихи Михаил Кузьмин и Анна Ахматова . В 1914 году вышло издание «Букет для Карсавиной», включавшее произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.

Неизвестный фотограф. Портрет Тамары Карсавиной в костюме из балета «Жар-прица». 1910. Фотография: museum.ru

Тамара Карсавина в балете «Женские причуды». 1920. Фотография: spb.aif.ru

Т.П. Карсавина – Зобеида в балете «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова. Фотография. 1911-1912. ГИК 15237/4. ОФ 205675. Фотография: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/bakst/index.php

В 1913 году артистка прекратила европейские гастроли с Сергеем Дягилевым и больше стала выступать в Мариинском театре, где танцевала классический репертуар: «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонду», «Щелкунчик» и «Спящую красавицу». Придя в труппу С. Дягилева первой солисткой Мариинского театра, она согласилась на положение второй балерины – первой была Анна Павлова. Но уже в следующем парижском сезоне, когда Анна Павлова покинула труппу, Тамара Карсавина стала исполнять все главные роли. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ «Русских сезонов». Невероятный успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка».

Перед началом Первой мировой войны Тамара Карсавина познакомилась с британским дипломатом Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства Великобритании в Петербурге. Потерявший от любви голову дипломат увел Тамару Платоновну из семьи, и она родила ему сына Никиту. Они прожили вместе более тридцати лет. В 33 года она в последний раз станцевала в Мариинском театре, выйдя на сцену в «Баядерке». С мужем и маленьким сыном в 1918 году прима императорского балета навсегда оставила родину, о которой впоследствии писала: «Россия – дикая страна большой культуры и поразительного невежества». В начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании, в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь. В эмиграции она выступала в Ла Скала, танцевала в британской труппе «Балле Рамбер», периодически возобновляла балеты Михаила Фокина, с 1930 по 1950 год была вице-президентом Королевской академии танца, разрабатывала новый метод записи танцев.

Карсавина написала мемуары, в которых подробно вспоминает о детстве, проведенном в Императорском балетном училище на улице Росси, о Мариинском театре и о первых годах с Сергеем Дягилевым. Первое издание ее книги «Театральная улица» вышло в Англии в 1930 году, предисловие написал автор «Питера Пэна» – писатель Джеймс Барри.

Балерина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, внучатой племянницы известного славянофила А. С. Хомякова. Брат - Лев Карсавин, русский философ.

В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти, затем вошла в состав труппы Мариинского театра. Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др. С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка» (постановка Михаила Фокина), «Треуголка», «Женские причуды» (постановка Леонида Мясина) и др.

Исполняла роль Бельгии в спектакле-пантомиме «1914», автор и режиссёр-постановщик кн. С. М. Волконский (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Спектакль был «выпускным вечером» Курсов Ритмической гимнастики, закрывшихся с началом Первой мировой войны.

В 1917 году Карсавина вышла замуж за британского дипломата Генри Брюса и в 1918 году уехала вместе с ним в Лондон. В эмиграции она, не прекращая выступать на сцене и гастролировать с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь. В 1930-1955 годах занимала должность вице-президента Королевской академии танца.

Интересные факты

Карсавина выведена как одна из главных героинь рассказа Агаты Кристи из серии «Таинственный мистер Кин»

В телесериале «Империя под ударом» в роли Тамары Карсавиной снялась Илзе Лиепа.

Лучшие дня

Самый татуированный человек в мире
Посетило:154
Абсолютно счастливая женщина
Посетило:152
Хамелеон рок-музыки

Карсавина Тамара Платоновна - знаменитая русская балерина, прославленная артистка За свою долгую жизнь она пережила много волнений и тревог, трудностей и испытаний, но навсегда запомнилась благодарным зрителям как талантливая исполнительница сложных и замысловатых трюков.

Тамара Карсавина (годы жизни 1888 - 1978) создала на сцене более десятка ярких, незабываемых образов, талантливо передавая танцем эмоции, чувства и ощущения своих персонажей.

Чем примечательна данная танцовщица? Какова ее творческая деятельность и личная жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье. Также здесь будут приведены фото Тамары Карсавиной на сцене и в повседневной жизни.

Талантливый родитель

Биография Тамары Карсавиной берет свое начало в царском Санкт-Петербурге, где родилась будущая прославленная балерина весной 1885 года, в семье талантливого танцовщика Платона Карсавина, служившего в Императорском театре. Отец, обладая виртуозной техникой исполнения прыжков и пируэтов, не стал выдающимся артистом, но все же, после выхода в отставку, воспользовался своим правом стать потомственным почетным гражданином Российской империи.

Произошло это через шесть лет после рождения Тамары. Однако, перестав выступать, отец не оставил сцену. Некоторое время он преподавал балетное мастерство в театральном училище Петербурга.

Согласно мемуарам Тамары Карсавиной “Театральная улица”, семья жила небогато, часто испытывая материальные трудности. Из-за этого родители будущей балерины были вынуждены часто менять место жительства в поисках квартиры подешевле и получше.

Но, несмотря на все жизненные трудности и проблемы, отец был настоящим главой семьи. Он знакомил детей с искусством, прививал им любовь к танцу и музыке, побуждал обращать внимание на свой творческий потенциал.

Еще одно воспоминание Тамары Карсавиной о влиянии отца на ее жизнь связано с родительской библиотекой, которой она зачитывалась с шестилетнего возраста. Полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова и других классиков стали настоящим путеводителям для тонкой и чувственной души будущей балерины Тамары Карсавиной. Поэзия и проза этих литературных гениев учила жизни и давала много материалов для размышления.

Понимающая, рано повзрослевшая душа девочки глубоко проникалась идеалами классических произведений, она чутко воспринимала их суть и их смысл.

Строгая мать

Мать будущей балерины Тамары Карсавиной - Анна Иосифовна Хомякова, была довольно строгой, но любящей родительницей. Она никогда не старалась привить им нравственные и духовные нормы, но в то же время женщина чутко и внимательно относилась к своим малышам. Они всегда знали, что мама все простит, что мама все поймет.

Дети росли, и Анна Иосифовна старалась помочь им выбрать свой путь в жизни. Она развивала таланты сына и дочери, предоставляя для этого необходимые возможности и средства.

Очень скоро женщина заметила, что Тамарочка любит танцевать, что у нее неплохо получаются некоторые пируэты. Тогда Анна Иосифовна решила отдать малышку в балетную школу, чтобы развить ее природные таланты и наклонности.

Спорный вопрос

Наблюдая за танцевальной техникой дочери, отец тоже видел в ней неординарные способности. Было что-то такое в танце девочки, что заставляло удивляться и восторгаться одновременно. Это не была нежность или плавность. Не было в исполнении Тамары и присущего некоторым экспрессионизма или интенсивности. Нет. Однако девочка так своеобразно, так самобытно передавала эмоции музыки, что просто невозможно было отвергать в ней талант и врожденное мастерство.

И все же отец не хотел видеть дочь балериной. Слишком много он знал об этой профессии, слишком часто бывал за кулисами театральных выступлений, чтобы разрешить собственному ребенку попасть в это осиное гнездо.

Он видел характер своей наследницы и считал ее скромной и ранимой барышней, не способной противостоять жутким интригам и суровому обхождению театрального коллектива.

Однако мать, видя талант своей любимицы и ее горячее желание танцевать, настояла на том, чтобы девочка попыталась сдать экзамены в балетную школу. Что же из этого вышло?

Обучение

В балет Тамара Карсавина попала в десятилетнем возрасте, когда впечатлила приемную комиссию Императорского театрального училища своими танцевальными способностями. Ее приняли, несмотря на большую конкуренцию и ограниченность в вакантных местах.

Да и не могло быть иначе. Девочка отличалась приятными манерами, располагающей миловидностью и подходящим ростом. Карсавина Тамара, как в детстве, так и в зрелые годы, не отличалась ни слишком крупной статью, ни излишне хрупкой фигурой. Изящная, пластичная и гибкая, она казалась настоящей маленькой принцессой.

В учебном заведении Тамара Карсавина смогла преодолеть в себе природную стеснительность и стать более раскрепощенной и более артистичной. Кроме того, благодаря своему упорству и постоянным тренировкам, она смогла достичь необходимых высот и в манере исполнения. Теперь ее танцевальным композициям были присущи благородное изящество и ювелирная точность, так необходимые каждой балерине.

Что стояло за таким прогрессом? Как признается сама танцовщица, она жестко и неумолимо занималась, истязая себя дополнительными тренировками по вечерам и выходным. И результат того стоил.

Первые шаги на большой сцене

Сразу же после окончания училища (что произошло в 1902 году) Тамара Карсавина была принята в одну из балетных трупп Мариинского театра, где ей сразу же стала симпатизировать Матильда Кшесинская - прима-балерина и танцевальный педагог. Однако другая талантливая исполнительница - Анна Павлова, невзлюбила юную танцовщицу. Как неоднократно писала в своих мемуарах Тамара Карсавина, Анна Павловна несколько раз унижала ее при всех и старалась высмеять или оскорбить. Возможно, более старшая Павлова видела в начинающей артистке свою соперницу и конкурентку.

Одними из первых выступлений Тамары Карсавиной на большой сцене Мариинского театра были сольные, одиночные исполнения. Однако позднее начинающая балерина уверенно заявила о себе как о профессиональной талантливой танцовщице.

В большей степени этому способствовало ее знакомство с основным танцовщиком театра Михаилом Фокиным, который смело пробовал себя в образе балетмейстера. В своих первых постановках Михаил Михайлович задействовал Анну Павлову, однако позднее стал приглашать на ведущие роли более молодую и более пластичную Карсавину. С тех направление в творчестве Тамары Карсавиной было определено - она стала настоящей примой балета.

Не прошло и года, как девушка блистала на сцене Мариинского театра, исполняя центральные роли в знаменитых классических балетах “Жизель”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” и других.

Однако позже ее ожидало горькое разочарование - у Тамары обнаружили малярию. На лечение девушка отправилась с матерью в Италию, где полностью выздоровела и смогла взять уроки у знаменитой Катарины Беретты. Вернувшись в Петербург, она стала танцевать еще лучше и качественнее, поклонников и предложений появилось больше. Сама царская семья отметила выступление артистки и прислала ей свои благодарственные подарки.

Гастроли по Европе

В 1909 году была основана балетная антреприза, в которой Карсавина должна была играть вторую роль после Павловой. Однако Анна Павловна, по неизвестной причине, поссорилась с руководителем труппы и покинула ее. Таким образом центральное место во всех постановках заняла Карсавина Тамара Платоновна.

Ей довелось сыграть великолепные роли, выступать на прославленных сценах музыкальной Европы, снискать благоговение публики и одобрение критиков.

Некоторые блистательные выступления талантливой балерины

Среди самых выдающихся выступлений того периода следует упомянуть об одноактном балете-пантомиме “Карнавал”, впервые поставленном Дягилевым в своих “Русских сезонах” весной 1910 года. Вначале показ прошел в Берлине, затем успех повторился в Париже и Санкт-Петербурге.

Балет был поставлен всего за три дня репетиций и подразумевал выступление артистов не только на сцене, но и в зрительном зале. Такой новаторский подход был необычным и оигинальным, и принес успех не только Карсавиной, но и всей российской труппе.

Исполняя партию Коломбины, Тамара Платоновна, переодетая в героиню итальянских комедий, выглядела обворожительно, а ее ювелирные пируэты тонко сочетались с некоторой резкостью в движениях. Партнерами Карсавиной в роли Арлекина по очереди выступали Леонид Леонтьев, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин.

Также необходимо вспомнить об одноактном балете “Жар-птица”, написанном русским композитором Игорем Стравинским и оформленном выдающимися художниками и декораторами Александром Головиным и Леоном Бакстом. Премьера постановки состоялась в парижской Гранд-опере, летом 1910 года.

Балет, основанный на сказаниях из русского народного фольклора о жар-птице, представлял собой оригинальное слияние ритма и нежности, бурлящих эмоций и потаенной радости. Молодой композитор, переживающий о своем детище, присутствовал на всех репетициях, помогая Тамаре и ее партнеру Михаилу Фокину осознать слияние звуков и правильно передать их в своем гротескном танце.

Успех балета, как и успех Карсавиной, был впечатляющим. Многие сравнивали ее с языком пламени, обжигающим своими ритмическими движениями и ласкающим своей грациозностью и нежностью исполнения.

Наблюдая за танцами артистки, публика приходила в восторг, застывая от ее неожиданных прыжков и пируэтов. Восхищение зрителей проявлялось в долгих аплодисментах и немом обожании, сопровождавшем молодую приму везде, куда бы она ни пошла.

На следующий год Тамара Карсавина выступала в одноактном балете Михаила Фокина “Призрак Розы” или (“Видение Розы”), поставленном на музыку Карла фон Вебера и стихи Премьера показа состоялась в опере Монте-Карло, весной 1911 года.

Сюжет балета представлял собой переплетение воспоминаний девушки, только что вернувшейся со своего первого бала, и ее сновидений. Она вспоминает своих кавалеров и грезит о том единственном, с которым ей будет комфортно и спокойно танцевать всю жизнь. Однако с первыми лучами солнца танец молодых возлюбленных обрывается, призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.

Ведущие роли в постановке исполнили Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка). Они настолько гармонично смотрелись (не только в этом балете, но и во многим других постановках), что вошли в историю как одна из лучших балетных пар того времени. Молодые артисты тонко чувствовали не только музыкальный ритм, но и друг друга, что помогло им в дальнейшем слаженно и плодотворно работать над многочисленными совместными дуэтами.

Следующим их успешным совместным выступлением был балет в четырех картинах “Петрушка”, где молодые люди исполняли роли Петрушки и Балерины.

Премьера постановки произошла летом 1911 года в парижском Шатле, она представляла собой историю кукольного персонажа, в котором проснулась жизнь и появились эмоции.

Яркий и неординарный талант молодых исполнителей как никогда проявился в живой и ритмичной музыке балета.

Личная жизнь на пике славы

Успех “Русского балета Дягилева” был просто феноменальным. Чем популярнее становилась сама труппа, тем известнее и востребованнее становились ее артисты. Успех Тамары Карсавиной был просто потрясающим. Она поражала всех не только своей пластичностью, красотой и артистизмом, но богатым внутренним миром, начитанностью, образованностью. Благодаря этому, у девушки появилось множество поклонников, желающих отдать ей не только свою руку, но и сердце.

Одним из них был подающий большие надежды офицер Карл Маннергейм, придворный медик Сергей Боткин и даже балетмейстер Фокин. Однако артистка выбрала себе в мужья совсем иного человека - небогатого и покладистого аристократа Василия Мухина, обожающего музыкальное искусство и саму танцовщицу.

Однако данный союз продлился всего несколько лет. В 1913 году личная жизнь Тамары Карсавиной резко изменилась. Прима встретила Генри Брюса - британского посла в Российской империи. Мужчина настолько воспылал к артистке страстью, что решился увезти ее из семьи к себе на родину, где они расписались в 1917 году. Вскоре молодая женщина родила сына.

Естественно, беременность и роды отразились на карьере танцовщицы. На некоторое время она сошла со сцены, чтобы принять на себя самую важную роль - роль матери семейства.

Жизнь заграницей

Однако Тамара Карсавина не собиралась оставлять сцену. Она по-прежнему блистала в балетных постановках Дягилева, гастролируя с труппой по странам Европы и даже Америки.

Самым удачным послевоенным выступлением молодой женщины можно назвать балет Леонида Мясина “Треуголка”, оформленный Пабло Пикассо и впервые поставленный лондонском Альгамбре в 1917 году. Позднее произведение было повторно показано в 1920 году в Париже и Монте-Карло.

Балет представлял собой гармоничное соединение классических и народных танцев. Написанный в стиле испанского фольклора, он состоял из нескольких центральных номеров, связанных друг с другом пантомимными сценками.

Сюжет был прост и незамысловат - Мельник и его Жена (Тамара Карсавина) живут в любви и согласии, однако Губернатор (Леонид Вуйциковский) пытается соблазнить женщину, что приводит его к всеобщему посмеянию.

Другая деятельность

Не оставляя балет, молодая женщина параллельно выступала в английском танцевальном ансамбле “Балле Рамбер” и исполняла сольные композиции в Ла Скале.

Помимо танцев, русская балерина занималась преподавательской деятельностью. Например, начиная с 1930-го года, она в течение двадцати лет занимала пост вице-президента Британской академии танца, где разрабатывала новую методику записи танцевальных движений.

В 1920-х годах артистка участвовала в съемках нескольких немецких и британских кинокартин, например, “Путь к силе и красоте”. Правда, ей доставались второстепенные, можно даже сказать, эпизодические роли, но все же она была задействована в мире искусства и востребована. А это было для нее самым главным.

Жизнь с мужем

По многочисленным откликам, Тамара Карсавина жила со своим мужем-дипломатом душа в душу. Генри Брюс был очень вежливым и мягким человеком, обожающим свою супругу и восхищающимся ее невообразимым талантом.

Однако, как гласят другие источники, не все было в этом союзе гладко. Например, долгое время ходили слухи о романтических отношениях между американской поэтессой испанского происхождения Мерседес де Акоста и героиней нашей статьи. Стоит упомянуть, что Мерседес де Акоста более знаменита не своими литераторскими трудами, а яркими и продолжительными лесбийскими романами с голливудскими кинозвездами. Достоверны ли слухи о ее связях с Тамарой Платоновной или же это плод воображения журналистов и папарацци - доподлинно неизвестно. Однако вопрос о сексуальной ориентации Тамары Карсавиной до сих пор остается открытым.

Умерла знаменитая танцовщица в Лондоне в возрасте девяноста трех лет.

Е.М.Заблоцкий о Карсавиных

Евгений Михайлович Заблоцкий - родственник Тамары Карсавиной - одной из самых знаменитых балерин XX века. Он помогал мне в работе над родословной Аносовых-Пузановых. В благодарность публикую статью Евгения Михайловича.

И.М.Яковлева


Тамара Платоновна Карсавина (1885–1978)
(Фото из ЦГАКФФД)

Биография выдающейся балерины Тамары Платоновны Карсавиной рассказана ею самой в известных воспоминаниях «Театральная улица»["Theatre Street". London, 1930; на русском языке – "Театральная улица". Л., 1971], изданных многократно и на многих языках.
Естественно, основной темой воспоминаний выступает балетный театр, артистический мир, путь в искусстве. Большой интерес представляет описание детских лет, семейной обстановки. Живо предстают перед читателем отец балерины, артист балета Платон Константинович Карсавин, и ее мать – Анна Иосифовна, урожденная Хомякова, а также брат, будущий известный философ Лев Платонович Карсавин. Подробно написано о бабушке, Марии Семеновне Хомяковой, урожденной Палеолог, вдове брата известного славянофила А.С.Хомякова.

Тамара Платоновна Карсавина на сцене
Коломбина в "Карнавале" 1910 год
Почтовая карточка, Берлин, 1910.
Открытка – одна из целой серии,
специально изданной в Германии.

О второй бабушке Т.Карсавина упоминает, не называя ее имени, в последней главе книги, – в связи с «портретом дамы в зеленом шелковом платье и розой в руке» [Эта глава, повествующая о драматических перипетиях отъезда Карсавиной с мужем и двухлетним сыном из России, из советского издания 1971 года, была изъята, вероятно, по цензурным соображениям.]. Эпизодически появляются на страницах книги и другие родственники. Это брат и сестра отца, – «дядя Володя» (Владимир Константинович, о нем даже не сказано, что он был балетным актером) и «тетя Катя», (Екатерина Константиновна), а также сестра матери Раиса (Раиса Николаевна). Ничего не сказано в книге о двоюродном брате балерины, Николае Николаевиче Балашеве, сыне «тети Кати», тоже балетном артисте, любимом племяннике Платона Константиновича.


Не следует удивляться отсутствию в книге более подробных сведений о родственном окружении Карсавиной. Тамара Платоновна пишет о воспоминаниях детства, ничего не добавляя из того, что могла бы почерпнуть путем сознательного изучения «корней» и ответвлений своего «генеалогического древа» . Даже если бы она поставила перед собой задачу исследовать свою родословную, то конечно столкнулась бы с трудностями, почти непреодолимыми. Потребовались бы достаточно тесные контакты с людьми в советской России, которую она покинула в 1918 году фактически нелегально. Потребовалась бы работа с архивными документами.

Фото из ЦГАКФФД

Генеалогией семейства Карсавиных интересовалась Ирина Львовна, племянница балерины, старшая дочь ее брата Л.П.Карсавина. Это известно со слов ее сестры, младшей дочери Льва Платоновича, Сусанны. В 1989 году Сусанна Львовна Карсавина (1921–2003) впервые встретилась с моей матерью, Ниной Николаевной Заблоцкой, урожденной Балашевой, внучкой «тети Кати» и крестницей Тамары Карсавиной. Их общение продолжалось до 1994 года. В частности, Сусанна Львовна вспоминала, как ее сестра Ирина говорила о «дяде Коле», двоюродном брате отца, и о его детях. Речь, таким образом, шла о семье моего деда, Николая Николаевича Балашева.

В 1989 году, через 37 лет после смерти Л.П.Карсавина, была найдена его могила на лагерном погосте в Абези. Получила известность и книга его ученика и лагерного товарища А.А.Ванеева «Два года в Абези». Политическая атмосфера в России существенно изменилась. Уходил в прошлое запрет на имена и события подлинной истории страны. И появилась реальная возможность довести до публикации материалы, как семейные, так и архивные, проливающие свет на генеалогию клана, давшего мировой культуре выдающегося религиозного мыслителя и блистательную балерину. Первые результаты этой работы были опубликованы [Заблоцкий Е.М. Карсавины и Балашевы. - В кн. Пермский ежегодник-95. Хореография. История, документы, исследования. Пермь, 1995.]

* * *


Информация, содержащаяся в архивных делах фондов Министерства императорского двора [Российский государственный исторический архив (РГИА), фонд 497 (Дирекция императорских театров), опись 5, дела 195, 1371, 1372, 1373, 2753 и фонд 498 (Петербургское театральное училище), опись 1, дела 2383, 2597, 3268, 4561, 6190. ], может служить комментарием для немногочисленных упоминаний, содержащихся в книге Тамары Карсавиной, о семейных персонажах и обстановке ее детских лет. Так, воспоминания о месте жительства, относящиеся к 1890 году, можно дополнить указанием точного адреса съемной квартиры, – набережная Екатерининского канала (ныне – канала Грибоедова), дом 170, кв. 9. По этому адресу семья Карсавиных жила до 1896 года, когда, в связи с ухудшением финансового положения (по свидетельству автора «Театральной улицы»), переехала в другую квартиру в том же доме – кв. 15. Дом 170 находится совсем недалеко от места соединения канала Грибоедова с Фонтанкой. До этого времени семья часто меняла адрес. Так, в 1888–1889 годах Анна Иосифовна проживала по четырем, последовательно сменяющимся адресам по Малой Морской, Торговой, Офицерской и Могилевской улицам. После дома на Екатерининском канале, с 1901 года, незадолго до окончания Тамарой балетного училища, семья проживала по Садовой улице, дом 93, кв. 13 [По свидетельству Т.Карсавиной («Театральная улица»), дом находился напротив церкви Покрова в Коломне (ныне пл. Тургенева, церковь снесена в 1934)].

Тамара Платоновна Карсавина дома.
Фото из ЦГАКФФД


Как следует из архивных материалов, летом 1882 года, когда родители Т.Карсавиной поженились, ее отец жил у сестры, в доме «тети Кати», о котором упоминает Т.Карсавина в своей книге. Действительно, этот дом находился «за Нарвскими воротами», в тогдашней Тентелевой деревне, Правая улица, дом 6.
На фоне этого дома и сфотографирована Екатерина Константиновна Балашева. Дом был двухэтажный. Один этаж сдавался жильцам, и на эти средства жила семья Балашевых.

«Екатерина Константиновна Карсавина («тетя Катя»),
после 1908 года. – Архив автора.»

В архивных документах содержатся данные о родителях отца Тамары Платоновны, – ее деде, о котором она пишет, что он был провинциальным актером и автором пьес, и бабушке, о которой она лишь упоминает. В новейшей биографической статье [Соколов-Каминский А.А. "Карсавина Тамара Платоновна" - В кн.: Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. М., 1997. ] говорится, что Константин Михайлович Карсавин впоследствии стал портным. Как следует из документов, в 1851 году К.М.Карсавин уже состоял мастером «вечного портного цеха» [«Вечноцеховые», т.е. записанные в цех на постоянной основе, в отличие от временно записанных, принадлежали к ремесленному сословию. После пребывания в учениках, а затем в подмастерьях член цеха мог представить свою работу на рассмотрение ремесленной управы и, в случае одобрения, получить свидетельство мастера.]. Он умер в 1861 году, будучи в это время мастером дамского портного цеха. Пелагея Павловна, жена К.М.Карсавина, скончалась в 1890 году в возрасте 70 лет. Тамаре тогда было всего пять лет. Возможно, «дама в зеленом шелковом платье» на портрете, оставшемся у нее в память о бабушке и доме «за Нарвскими воротами», это – Пелагея Павловна в молодости.
Из архивных документов мы узнаём также об учебе, службе и датах жизни (1851–1908) Владимира Константиновича Карсавина, дяди Тамары Платоновны. В число казённых воспитанников Театрального училища (из вольноприходящих учеников) он был принят в 1865 году в возрасте 13 лет, в 1867 окончил училище и до выхода на пенсию в 1887 году служил кордебалетным танцовщиком. Как видно из его формулярного списка на этот год, в возрасте 37 лет он оставался холостым. Из Свидетельства из Санкт-Петербургской ремесленной управы мы узнаем, что в 1865 году на иждивении вдовствующей Пелагеи Павловны находились трое детей: Екатерина 17 лет, Владимир 15 лет и Платон 12 лет. Учитывая возраст П.П.Карсавиной в год рождения Екатерины, – около 30 лет, можно предполагать, что это был не первый ее ребенок. Действительно, как сообщала мне в одном из писем Сусанна Львовна Карсавина, в их семье считалось, что у деда Платона было две сестры и много братьев.
Архивные документы рассказывают и о семейном положении Екатерины Константиновны («тети Кати» карсавинских мемуаров). Родилась она в 1849 году. Вышла замуж между 1870 и 1872 годами. Ее муж, Николай Алексеевич Балашев (дед моей матери, Нины Николаевны Заблоцкой), был театральным художником, помощником декоратора Мариинского театра, состоял в мещанском сословии. По-видимому, Н.А.Балашев был намного старше жены, – его аттестат о службе датирован 1857 годом (в 1872, на момент рождения сына Николая, он уже был в отставке). Судя по архивным документам, Н.А.Балашев скончался между 1880 и 1885 годом, а его жена, по свидетельству Н.Н.Заблоцкой, – в 1920.

Николай Николаевич Балашев (1872–1941)
90-е годы.- Архив Т.М. Дьяченко
,

Сын «тети Кати», Николай Николаевич Балашев также стал балетным артистом. Он находился в Театральном училище с 1880 по 1890 годы, начал службу в кордебалете Мариинского театра, в 1897 переведен в корифеи и в 1910 окончил службу артистом 3-го разряда. Николай Николаевич долгие годы поддерживал тесные отношения с дядей, П.К.Карсавиным. Отец и дочь, становившаяся знаменитой балериной, принимали близко к сердцу его семейные дела. После кончины первой жены в юном возрасте и фактического развода со второй женой, артисткой балета Н.Т.Рыхляковой, Н.Н.Балашев долго не мог получить разрешения на церковный брак с матерью еще троих его детей, домашней учительницей Антониной Павловной Москалевой [От первого брака с Еленой Михайловной Щукиной (1874–1893) на его попечении осталась дочь Ираида (1892–1941). Вторая дочь Николая Николаевича и Натальи Трофимовны Евгения, умерла в возрасте 9 лет в 1905 году. ]. По свидетельству Нины Николаевны Заблоцкой, ее отец не редко навещал дядю и в послереволюционные годы, – сначала в его квартире на Петроградской стороне, на Введенской улице напротив Введенской церкви (уничтоженной в советское время), а затем, после кончины Анны Иосифовны в 1919 году, – в доме престарелых артистов на Каменном острове [По воспоминаниям Нины Николаевны Заблоцкой, в эти годы Анна Иосифовна была частично парализована и одной, еще действовавшей рукой занималась вышиванием, украшением церковной утвари. П.К.Карсавин скончался в 1922 году. ]. Бывал Николай Николаевич с детьми и в семье Л.П.Карсавина, жившей в университетской квартире на набережной Невы.

Интересная информация содержится в Свидетельствах о крещении двух поколений Карсавиных и о бракосочетании Платона Константиновича и Анны Иосифовны (в 1882 году). Все эти торжественные акты происходили в церкви Вознесения Господня при Адмиралтейских слободах. Эта церковь, одна из старейших в Петербурге (деревянная построена в 1728, в камне – в 1769 году), находилась по адресу Вознесенский проспект 34-а, на набережной Екатерининского канала, и была безжалостно уничтожена в 1936. В ней были крещены Владимир и Платон Карсавины (в 1851 и 1854 гг.), а также дети Платона Константиновича – Лев и Тамара.
Из этих Свидетельств мы узнаем и о близких людях, друзьях дома, выступавших как восприемники при крещении или свидетели при венчании. Можно видеть, как меняется круг этих людей у разных поколений Карсавиных. Так, для семьи Платона Константиновича Карсавина это – артисты Императорских театров: М.Н.Лустеман (поручитель по невесте при венчании П.К.Карсавина и А.И.Хомяковой, крестный их сына Льва) и П.А.Гердт (крестный Тамары Карсавиной). Восприемниками Платона были мастер трубочистного цеха саксонский подданный Кнефлер и вдова портного мастера Резанова.
Особый интерес для выяснения генеалогии Карсавиных представляют восприемники, фигурирующие в Свидетельстве о крещении старшего сына Константина Михайловича и Пелагеи Павловны, Владимира. Именно они, вероятно, имеют прямое отношение к родителям отца и матери Тамары Карсавиной. Это – штаб-ротмистр Филимон Сергеевич Железников и помещица Орловской губернии Мария Михайловна княгиня Ангалычева. Пока можно лишь предполагать, что М.М.Ангалычева – это, возможно, сестра Константина Михайловича, а Железников – фамилия отца или матери Пелагеи Павловны.

* * *

В архивных делах содержатся также интересные подробности об отце Тамары Карсавиной, – Платоне Константиновиче Карсавине, который, в отличие от старшего брата и племянника, был выдающимся балетным артистом.
При выпуске из училища в 1875 году, в возрасте 20 лет, он уже был танцовщиком 1-го разряда, солистом. Служба П.К.Карсавина началась с 16-летнего возраста, еще во время пребывания в Театральном училище. В 1881 году он впервые за 11 лет службы просил о прибавке жалования. На его прошении директору Императорских театров стоит приписка главного режиссера: «Исполняет свою обязанность с полным усердием и знанием» и виза директора: «Представить его на полный оклад». В результате с начала 1882 года оклад жалования в 700 рублей в год был увеличен на 443 рубля. В конце того же года его оклад был увеличен до 2000 рублей.

Платон Константинович Карсавин
в книге "Театральная улица", Л., 1971.
,

К самому концу 80-х годов относится замечание Т.Карсавиной в ее мемуарах: «Even at that time of comparatively easy existens, Mother often talked about the difficulty of making both ends meet» [«Даже в это время сравнительно сносного существования матушка часто говорила о том, как трудно свести концы с концами». ]. С окладом в 2000 рублей П.К.Карсавин оставался до выхода в 1891 году на пенсию, составившую 1140 рублей в год [Все же, это была пенсия танцовщика 1-го разряда. Для сравнения, пенсия В.К.Карсавина, кордебалетного артиста, составляла 300 рублей, а Н.Н.Балашева, танцовщика 3-го разряда – 500 рублей в год. ]. Подспорьем (с 1882 года) являлось продолжавшееся до 1896 года преподавание в танцевальном классе Театрального училища, дававшее в семейный бюджет еще 500 рублей. С увольнением от преподавания жить стало труднее. Именно к весне 1897 года относится описание в «Театральной улице» таинственной операции сдачи зимних вещей в ломбард, осуществленной «дядей Володей». Как образно выражается Тамара Платоновна, – «...we always lived from hand to mouth...» [«...мы часто жили от руки до рта...», т.е. «довольствовались самым необходимым». ]. О стесненном положении семьи свидетельствуют и прошения Платона Константиновича об оказании единовременной материальной помощи в связи с похоронами матери (1890 год) и болезнью жены (1896 год). Упоминание в мемуарах о преподавании отца в бесплатной школе принца Ольденбургского («жалование там было скромным, но твердым») относится к 1900-1901 годам.
После выхода на пенсию в 1891 году Платон Константинович должен был «определиться» со своим сословным статусом. До 1870 года, когда он поступил в число казенных воспитанников Театрального училища (с этого года началось также исчисление стажа его службы), П.К.Карсавин состоял в портном ремесленном цехе. В 1875 году, по выпуске из училища, он был уволен из ремесленного общества и из оклада исключен. Прослужив свыше 15 лет артистом Императорских театров, Карсавин имел право на причисление к сословию потомственных почетных граждан. Этим правом, с получением соответствующей грамоты, он воспользовался в 1891 году [ РГИА, фонд 1343 (Департамент герольдии), опись 40, дело 2207. ].
Наконец, в двух архивных делах сохранились подлинные документы, связанные с учебой и службой выдающейся балерины [«О бесплатной воспитаннице Тамаре Карсавиной» (фонд 498, опись 1, дело 4561) и «О службе артистки балетной труппы Тамары Карсавиной (фонд 497, опись 5, дело 1373). ]. Самым ранним, не считая копии свидетельства о рождении и крещении, является «Свидетельство о предохранительной прививке оспы 7-летней дочери потомственного почетного гражданина Тамаре Карсавиной», выданное 22 апреля 1892 года. Самым поздним – рапорт главного режиссера балетной труппы в Петроградскую контору Императорских (исправлено, – Государственных) театров от 16 марта 1917 года о возвращении балерины Карсавиной из отпуска.
Между этими двумя документами находятся: «Прошение» А.И.Карсавиной о принятии ее дочери Тамары в число приходящих учениц Театрального училища (17 августа 1894 года) с визой на обороте – «Зачислена бесплатной ученицей» (согласно протоколу Конференции от 23 мая 1895 года) и «Аттестат об обучении с 1894 по 1902 год и окончании полного курса учения в Императорском С-Петербургском Театральном училище», «Прошение» Тамары Карсавиной об определении на действительную службу (от 28 мая 1902 года, с фотографией) и распоряжения Дирекции, касающиеся продвижения Т.Карсавиной по службе, «Справка о венчании» в церкви Училища с сыном действительного статского советника губернским секретарем Василием Васильевичем Мухиным (1 июля 1907 года) и контракты артистки с Дирекцией Императорских театров (на 1908–1911, 1911–1914, 1914–1915 и 1915–1917 годы).

Прохождение Тамарой Карсавиной карьерной лестницы (по архивным документам) выглядит следующим образом: на 20 июня 1903 года она – кордебалетная танцовщица с окладом 800 рублей в год, а с 1 мая 1904 ее переводят уже из корифеек в разряд вторых танцовщиц, с 1 сентября 1907 года она переводится в танцовщицы 1-го разряда (через год ее оклад составляет 1300 рублей), с 25 марта 1912 года Тамара Карсавина переведена в разряд балерин.[В мемуарах Т.Карсавиной получение ею звания прима-балерины отнесено к 1910 году. ]. Есть документы о награждении золотой медалью для ношения на шее, на Александровской ленте (14 апреля 1913 года) и пожаловании Его Высочеством Эмиром Бухарским малой золотой медали для ношения на груди (22 сентября 1916 года).

* * *

Рассмотрение архивных документов о личном составе проливает дополнительный свет на причины появления балетных династий, столь характерных для русской сцены. Если говорить о династии Карсавиных, то можно думать, что определение сыновей в Театральное училище было неплохим выходом из стесненного положения, в котором оказалась вдова портного мастера Пелагея Павловна Карсавина. Зачисление их на казенный кошт (после предварительного пребывания в положении вольноприходящих учеников) в закрытое учебное заведение с последующей государственной службой и гарантированной пенсией, без сомнения, казалось более надежным и привлекательным поприщем, чем пребывание в податном сословии. Вероятно, теми же соображениями руководствовалась Екатерина Константиновна Балашева, устраивая сына Николая в Театральное училище.

Тамара Платоновна Карсавина
в балете "Баядерка".
Фото из ЦГАКФФД 1917 года.

Далее вставал вопрос о наследовании профессии. Здесь уже большое значение имело формирование профессионального дружеского круга. Мы знаем из книги Тамары Карсавиной, что мнения родителей о ее определении в училище разошлись. Отрицательная позиция Платона Константиновича была связана, вероятно, с тем неприятным осадком от атмосферы интриг и рутины, жертвой которой он сам стал в это время, вынужденный выйти на пенсию в расцвете сил. Но артистическая натура, любовь к театру быстро взяли верх над его первой реакцией. Упоминает Тамара Платоновна и о роли «тети Веры», балетной артистки В.В.Жуковой, партнерши отца и друга дома, – в ее подготовке к поступлению в училище. Что касается Николая Николаевича Балашева, то его стремление отдать своих детей в училище, вероятно, определялось более прагматическими соображениями [Кроме сына Льва, ставшего балетным артистом, Николай Николаевич хотел определить в училище и дочь Нину, но ее не приняли из-за слишком малого роста. ]. В то же время, Лев Платонович Карсавин был категорически против поступления старшей дочери Ирины, по семейной традиции, в Театральное училище.

* * *


Тамара Платоновна Карсавина
исполняет танец с факелом.
Фото из ЦГАКФФД (до 1917
Соединенные Штаты Америки
г. Нью-Йорк)

Навсегда покинув Россию, только что пережившую октябрьский переворот, Тамара Карсавина, как и ее брат, ничего не знали о судьбе потомков «тети Кати». Спустя много лет в Англию пришел запрос по линии Международного красного креста, сделанный моей матерью Н.Н.Заблоцкой, племянницей Т.Карсавиной. В конце 1973 года Тамара Платоновна Карсавина ответила на запрос Нины Николаевны Заблоцкой (Балашевой), из Ленинграда, о ее здоровье. И 6 ноября 1973 года Нина Николаевна получила из Управления по розыску Исполкома СОККиКП (Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) извещение следующего содержания:
«Установлено, что Тамара Платоновна жива и счастлива. На письмо Британского Красного Креста она ответила следующее: «Так как с годами у нее испортилось зрение и она страдает тяжелым артритом ей трудно читать и писать. Ее сын Никита живет хорошо, у него есть дети Каролина 16 лет и Николай 12 лет. Она просит передать своей племяннице большой привет и добрые пожелания и, если это интересно знать племяннице, что она очень любит и чтит страну, в которой живет, за ее чудесное и теплое отношение и содействие балету. К сожалению, адреса своего Тамара Платоновна Карсавина не сообщила, по-видимому, ввиду ее преклонного возраста ей трудно писать и отвечать на письма» » .
Какие воспоминания вызвал этот запрос у легендарной балерины, знаковой фигуры «Серебряного века»? Возможно, она вспомнила тепло доверчивой детской руки своей маленькой крестницы Ниночки, рано осиротевшей девочки – дочери двоюродного брата Николая... Вспомнила далекие годы начала XX века, годы своей восходящей славы... Этого я не знаю. Зато знаю, какие воспоминания связывали мою маму, Нину Николаевну с «тетей Тамарой», которую она не видела с далекого и такого печального детства? Нина Николаевна рассказывала мне и моей сестре Татьяне про дедушку Николая Николаевича, которого мы почти не помнили, – про своего доброго, мягкого, вечно озабоченного
заработком отца, который ничего не мог поделать со злой мачехой. И это была отнюдь не «литература».


И всегда в этих рассказах появлялся образ «тети Тамары», доброй феи, дарившей волшебные подарки и ездившей с детьми к подруге, Матильде Кшесинской, в ее дворец на Петроградскую сторону. Это происходило на Рождество и Пасху.

Тамара Платоновна Карсавина в роли.
Фото 1917 года.

Крестник и крестницы Т.Карсавиной
– Лев, Нина и Люба Балашевы.
Около 1910 года. – Архив Т.М.Дьяченко.

«Тетя Тамара» была восприемницей при крещении детей Николая Николаевича Балашева – Льва, Нины и Любы, а также и дочерей брата, Льва Платоновича Карсавина, - Ирины и Марианны
[Лев Николаевич Балашев (1904–1960),
Нина Николаевна Заблоцкая (1905–1994),
Любовь Николаевна Балашева (1908–1977),
Ирина Львовна Карсавина (1906–1987),
Марианна Львовна Сувчинская (1911–1994)].

Крестницы Т.Карсавиной -
Ирина и Марианна Карсавины.
Около 1914 года
Архив С.Л.Карсавиной.

Лев Николаевич Балашев учился на балетном отделении Театрального училища с 1914 по 1922 год, танцевал в Мариинском театре, затем в Мюзик-холле, а с 1930 года зарабатывал на жизнь как художник-оформитель, – сказалась наследственность и дружба с художником В.Ушаковым.
Таким образом, на протяжении 70 лет представители трех поколений клана Карсавиных–Балашевых служили на сцене Мариинского театра.

Своей матери Нина Балашева почти не помнила. Антонина Павловна Москалева, третья жена Николая Николаевича, умерла когда девочке было всего пять лет. И с годами, насколько я понимаю, светлый образ «тёти Тамары», ее крестной матери, становился все ярче и конкретнее, как это обычно бывает в памяти пожилых людей. Этот такой теплый и простой сюжет в воспоминаниях моей матери - Нины Николаевны никак не соотносился с многократно описанной атмосферой «Серебряного века». Это был другой мир, другая сторона жизни. И знаменитая уже тогда Тамара Карсавина была и оставалась в воспоминаниях мамы - «тётей Тамарой».

* * *


Познакомилась с очередной статьёй Евгения Михайловича Заблоцкого ");
Мне показалось всё это интересным.

Скан известной работы А.А.Ванеева "Два года в Абези" (рядом с фотографией могильного креста) прислал Евгений Михайлович Заблоцкий. «Этот текст Ванеева (своеобразный памятник Льву Платоновичу Карсавину), был опубликован в Брюсселе в 1990.- пишет Евгений Михайлович. «Там и фотография могилы и выдержка из статьи В.Шаронова об обстоятельствах обнаружения могилы.»

Вероятно, это те же подробности, о которых я уже написала. (?)


Общий вид ГУЛАГовского погоста в Абези

Труды и жизнь Л.П.Карсавина в наше время стали объектом пристального внимания, как в России, так и в Литве, где его называют «литовским Платоном».
Артистическая судьба и биография Тамары Карсавиной, родившейся в 1885 и дожившей до 93 лет (скончалась в 1978) широко известны. Татьяна Кузнецова, бывшая с середины 50-х годов другом лондонского дома Карсавиной, справедливо заметила, что «едва ли в истории русского балета найдется танцовщица, столь подробно рассказавшая о себе». Речь идет, естественно, о знаменитой «Театральной улице», переведенной на многие языки и выдержавшей десятки переизданий. К этому тексту Карсавиной восходят и сведения о ее семье, которые не могут не интересовать историков и биографов. Правда, «семейный элемент» мемуаров Карсавиной ограничивается временем отъезда ее из страны и относительно подробен лишь для детства, по существу, окончившегося в 1894 с поступлением в Театральное училище. Годы, проведенные в закрытом учебном заведении, раннее начало артистической карьеры – Тамара Карсавина окончила училище и начала службу в театре в 1902, 17 лет от роду, напряженная творческая жизнь, естественно, отодвинули детские воспоминания и семейную тему. Со страниц книги встают перед читателем отец балерины – Платон Константинович Карсавин, артист балета, мягкий и добрый человек, и ее мать – Анна Иосифовна, урожденная Хомякова, рано оставшаяся без отца и получившая воспитание в Смольном («сиротском») институте. Эпизодическими персонажами, участниками чисто бытовых ситуаций, выступают сестра и брат отца – «тетя Катя», помогающая матери в шитье, и «дядя Володя», относящий зимние вещи в ломбард. Гораздо больше уделено места бабушке, Марии Семеновне Хомяковой, о которой Карсавина говорит: «Бабушка осталась в моей памяти как необычайно яркая и цельная личность; о событиях ее жизни можно было бы написать интересную книгу». Упоминание о второй бабушке, без указания ее имени, можно найти в последней главе книги, в описании предотъездных сборов, – в связи с «портретом дамы в зеленом шелковом платье и розой в руке». Возможно, Тамара Платоновна и не ставила перед собой задачу биографа или генеалога. Это – воспоминания. Отсюда фрагментарность, обаяние импрессионистических интонаций и в целом небольшое количество фактов, касающихся биографии семьи. Работа над мемуарами началась в 1928 году, когда родителей уже не было в живых, а связи с Россией становились все более опасными. В России остались бывший муж Тамары Платоновны, Василий Васильевич Мухин, и брат жены Льва Платоновича, Всеволод Николаевич Кузнецов. В начале 30-х их «засекло» ОГПУ. Переписка с Карсавиной, и получение продуктовых посылок из-за границы кончились для В.В.Мухина лагерем.
Жили в СССР и другие родственники Карсавиных, в том числе семья их двоюродного брата, Николая Николаевича Балашева, сына Екатерины Константиновны Карсавиной, в замужестве Балашевой (1849–1920) – «тети Кати» карсавинских мемуаров. Именно в этой семье продолжала сохраняться память о Карсавиных, особенно о Тамаре Платоновне. Причем память, не связанная с ее сценической славой. Существовал, таким образом, другой сюжет, не известный карсавиноведам. Сюжет сугубо семейный, не получивший никакого освещения в мемуарах Карсавиной. Речь идет об отношениях двух семейств, Карсавиных и Балашевых, продолжавшихся до кончины Платона Константиновича Карсавина в 1922 году. Сведения, содержащиеся в рассказах моей матери, Нины Николаевны Заблоцкой (в девичестве Балашевой), и Сусанны Львовны Карсавиной (младшей дочери философа), с которой наша семья установила родственные отношения в 1989 году, я дополнил данными, извлеченными из архивных дел Министерства императорского двора, – фондов 497 и 498 Дирекции императорских театров и Государственного театрального училища. При этом удалось установить целый ряд фактов, касающихся генеалогии Карсавиных и дополняющих мемуары балерины.

Уточнённая родословная Карсавиных.

II поколение:

1. Константин Михайлович Карсавин?-1861.
Жена - Пелагея Павловна ок.1820-1890.

III поколение:

2/1. Екатерина 1849-1920.
Муж – Николай Алексеевич Балашев?-ок.1883.
Дети – Людмила (в замуж. Князева), Римма, Ольга, Николай 1872-1941.
Внуки – Валентина, Евгения, Валериан, Георгий, Борис и Людмила Князевы;
Ираида (1892-1941), Евгения (1896-1905), Лев (1904-1960), Нина (1905-1994, в замуж. Заблоцкая) и Любовь (1908-1977, муж – Владимир Сафронов) Балашевы.
Правнуки – Николай Балашев (р.1944); Татьяна (р.1936, в замуж. Дьяченко) и Евгений (р.1938) Заблоцкие; Людмила Сафронова (р.1937).

3/1. Владимир 1851-1908.

4/1. Платон 1854-1922.
Жена – Анна Иосифовна (урожд. Хомякова) 1860-1918.

IV поколение:

5/4. Лев 1882-1952.
Жена – Лидия Николаевна (урожд. Кузнецова) 1881-1961.

6/4. Тамара 1885-1978.
I муж – Василий Васильевич Мухин.
II муж – Henry Bruce 1880-1951.
Сын – Nikita Bruce 1916-2002.
Внуки - Caroline Bruce (в замуж. Crampton) р.1958, Nicholas Bruce р. 1960.
Правнук - James Crampton р.1992.

V поколение:

7/5. Ирина 1906-1987.

8/5. Марианна 1911-1994.
Муж – Петр Петрович Сувчинский 1892-1985.

9/5. Сусанна 1921-2003.

Примечание: Новейшие сведения о сыне, внуках и правнуке Тамары Платоновны Карсавиной любезно сообщены А.Фостером (Andrew Foster, Лондон), за что автор искренне признателен.

Литература:

1. Клементьев А., Клементьева С. Chronologie. – В кн.: Клементьев А.К. Лев Платонович Карсавин. Библиография. Париж, 1994.
2. Заблоцкий Е.М. Карсавины и Балашевы. – Пермский ежегодник-95. Хореография. Пермь: «Арабеск», 1995, с. 180-186.
3. Ступников И.В. Генри Джеймс Брюс. – Вестник Академии русского балета, 2002, № 11, с.133-146.

Родословная Балашевых.

II поколение:

1. Николай Алексеевич Балашев?-нач. 80-х. Отставной театральный художник-декоратор.
Жена – Екатерина Константиновна (урожденная Карсавина) 1849-1920 .

III поколение:

2/1. Николай 1872-1941. Артист балета.
Жена – (I брак) – Елена Михайловна (урожденная Щукина) 1874-1893.
(II брак) – Наталья Трофимовна (урожденная Рыхлякова) 1873-после 1933.
Артистка балета.
(III брак) – Антонина Павловна Москалева 1882-1910. Домашняя
учительница.
(IV брак) – Надежда Александровна Пушкина.
3/1. Людмила (в замужестве Князева) ?-1941. Дети – Валентина, Евгения, Валерьян,
Георгий, Борис, Людмила.
4/1. Римма?-1941.
5/1. Ольга?-1941.

IV поколение:

6/2. Ираида 1892-1941. Муж и сыновья также умерли в 1941 во время блокады
Ленинграда
7/2. Евгения 1896-1905.
8/2. Лев 1904-1960. Артист балета, художник-оформитель.
Жена – (I брак) – Марина Александровна Шлейфер?-1941.
(II брак) – Анна Тимофеевна Дмитриева.
9/2. Нина 1905-1994. Муж (II брак) - Михаил Иванович Заблоцкий. Дети – Лидия (от I
брака), Татьяна (в замужестве Дьяченко), Евгений.
10/2. Лидия 1906-1907.
11/2. Любовь 1908-1977. Муж (II брак) – Владимир Сафронов. Дочь – Людмила.
12/2. Виктор.
13/2. Зоя.

V поколение:

14/8. Роман?-1941?
15/8. Николай р.1944. Жена – Нина.

VI поколение:

16/15. Татьяна.

17/15. Константин.

Родословная Хомяковых

(ветвь Никифора Ивановича (V поколение).

V поколение:

1. Никифор Иванович Хомяков.

VI поколение::

2/1. Александр.
3/1. Юрий.

VII поколение:

4/2. Имя?
5/3. Имя?

VIII поколение:

6/4. Елисей.
7/4. Иван.

IX поколение:

8/6. Степан. Стольник.
9/6. Василий.
10/6. Иван.
11/7. Кирилл. Современник Петра I.

X поколение :

12/8. Федор. Сержант лейб-гвардии Семеновского полка. Двоюродный племянник Кирилла Ивановича Хомякова.
Жена – Надежда Ивановна (урожденная Нащокина).
13/9. Василий?-1777. Коллежский асессор.
14/9. Иван.

XI поколение:

15/12. Александр.
16/12. Мария.
17/12. Авдотья.

XII поколение :

18/15. Степан?-1836. Отставной лейб-гвардии поручик.
Жена – Мария Алексеевна (урожденная Киреевская) 1770-1857.

XIII поколение :

19/18. Федор 1801-1829. Переводчик Коллегии иностранных дел, камер-юнкер.
Жена – Анастасия Ивановна (урожденная Грибоедова) - ?
20/18. Анна?-1839.
21/18. Алексей 1804-1860. Поэт, философ, лидер славянофильского движения.
Жена – Екатерина Михайловна (урожденная Языкова) 1817-1852.

XIV поколение:

22/19. (?) Иосиф 1825?-1865? Поручик.
Жена – Мария Семеновна (урожденная Палеолог) 1830?-1905.
23/21. Степан 1837?-1838.
24/21. Федор 1837?-1838.
25/21. Мария?-1919.
26/21. Дмитрий 1841-1919.
Жена – Анна Сергеевна (урожденная Ушакова).
27/21. Екатерина.
28/21. Софья 1845-1902.
29/21. Анна. Муж – М.П.Граббе.
30/21. Николай 1850-1925. Член Государственного Совета.
31/21. Ольга (в замужестве Челищева).

XV поколение:

32/22. Анна 1860-1919. Муж – Платон Константинович Карсавин. Дети: Лев, Тамара.
33/22. Раиса. Дети – Нина, два сына.
34/22. Сын (имя?).

Литература:

1. Хомяков Алексей Степанович. – Русский биографический словарь.
2. Хомяков Федор Степанович. – В кн.: Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.:Наука ЛО, 1989. - .
3. Юркин И.Н. Тульские помещики Хомяковы в екатерининскую эпоху. – Хомяковский сборник. Т. 1. Томск: Водолей, 1998, с. 245-257. - .
4. Юркин И.Н. Хомяковы, Хрущовы, Арсеньевы: забытые связи (из разысканий по истории земельных владений Хомяковых). – Сельская Россия: прошлое и настоящее. Вып. 2. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001, с. 76-78. - .
5. Ковалев Ю.П. Липецы. – Энциклопедия Смоленской области. Ч. 2. 2003. - .



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка