Главный герой комедии. А.С

Николай Васильевич Гоголь известен всем как писатель, сатирик, драматург, автор поэмы «Мертвые души» и комедии «Ревизор». Однако мало кто знает, что долгое время он и не мыслил о творчестве, не думал быть писателем. Все его мысли были связаны с государственной службой. Гоголь мечтал стать известным юристом.
Окончив гимназию и переехав в Петербург, он хлопочет далеко не о писательской карьере, а ищет работу, связанную с судебными разбирательствами. И только голод и полное безденежье, которое терпит Гоголь в этот период, заставляют его взяться за перо. Ведь о том, что он имеет творческую жилку, будущий известный сатирик знает со времен обучения в гимназии. Там он ради развлечения попробовал себя в разнообразных литературных жанрах и был положительно оценен товарищами.
Спустя несколько месяцев упорных поисков Гоголь все же находит место в департаменте народного хозяйства при Министерстве внутренних дел города Санкт-Петербурга. Однако он быстро разочаровывается в государственной службе, соприкоснувшись с ней в реальности изнутри. Но зато такая работа снабдила богатым материалом для будущих произведений, показывающих быт чиновников и работу государственного аппарата. Одним из таких показательных произведений стала комедия «Ревизор», показавшая всю правду о московских чиновниках через выдумки и похождения центрального героя пьесы.
Иван Александрович Хлестаков – главный персонаж произведения. Внешне ничем не привлекателен, худенький и маленький, тоненький. Ему всего 23 года. Но и для этого возраста он глуповат и простоват, не в состоянии сосредоточить мысль на чем-то одном.
Герой появляется во втором действии пьесы. Мы видим его в дороге из Петербурга в Саратов в имение к отцу, который недоволен успехами сына в карьере. К слову, сын работает переписчиком бумаг подобно главному герою из повести Гоголя «Шинель». Но по пути в Пензе проигрывает все деньги и, оставшись без гроша в кармане, не знает, как поступить дальше. А ведь он еще должен оплатить пребывание в гостинице. Появление губернатора герой сначала связал с отсутствием уплаты за номер. Лишь после, уже заняв деньги у губернатора и приехав к нему домой, объясняет для себя гостеприимство всех высших чинов города человеколюбием, добротой и обычаями привлекать гостей из других губерний.
После этого к нему чередой идут чиновники города. Общение с ними меняет героя. Если в разговоре с судьей он скромен и тих, почти шепотом просит у того в займы 300 рублей, то с каждым новым визитером его дух и самооценка становятся крепче, а голос становится громче и увереннее. Образ главного героя развивается, герой изменяется от тихого и скромного к нагловатому и громкому. И вот уже у Земляники он берет 400 рублей. А с последних он старается вытянуть 1000 рублей, ведь они не служащие, а значит не обладающие необходимостью давать взятки.
Лишь, когда поток гостей исчезает, герой осознает, что его принимают за кого-либо иного. Но по своей простоте, жившей в нем годами и еще окончательно не успевшей улетучится от вида легких денег, он вновь сводит такое отношение к себе к красоте костюма. А одет он и в правду был по моде.
О таком приеме герой спешит рассказать в письме своему другу. Каждая характеристика, данная героям Хлестаковым, точна и верна. Без лишней скромности он описывает все недостатки жителей города. Но осознанно посмотреть на себя, понять нынешнее обстоятельство дел он не может. Уже поняв, что он занял чье-то место, Иван не хочет додуматься, что настанет тот час, когда появится реальный ревизор. Ему так вольготно жить так, как в реальной повседневной жизни он и не мечтал, он смакует каждую секунду таких дней, он живет ею, полностью вжившись в образ, и не спешит выходить из этой роли. Даже в финале пьесы, вместо того, чтоб бежать из города, он начинает отношения одновременно с женой и дочкой городничего и даже сватается к старшей. Если бы не сообразительность слуги Осипа, который в последний момент буквально выдергивает хозяина из этой паутины лжи, то хозяин был бы серьезно наказан этими же чиновниками, не прощающими обид. Ведь разоблачительное письмо героя к другу принесли городничему через минуту после его отъезда.
Хлестаков – не просто авантюрист, его одного нельзя винить в лжи и обмане. Конечно, он лгал, но комедия ситуации, описанная в произведении создается благодаря самообману всех героев. Все и каждый в городе привыкли врать и уже не видят грани между реальностью и обманом. В мире иллюзий им живется легче. И, если наш герой – обманщик по вдохновению, то чиновники врут по умыслу. И это страшнее. Произошедшая история лишь оголила эти изъяны и сделала их более заметными.

Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев. Ими являются, в первую очередь: Александр Чацкий, Павел Фамусов, Софья Фамусова, Алексей Молчалин.

Чацкий является положительным героем Грибоедова. Осиротев в раннем возрасте, он получил воспитание в семье Фамусова. Но несмотря на это, повзрослев и пожив несколько лет отдельно и вдали от прежнего дома, Чацкий осуждает мнение и взгляды самого Фамусова и всего дворянского общества.

Он считает себя патриотом, любит свою страну и не потерпит насмешливого отношения иностранцев по отношению к родному, отечественному. Чацкий является молодым дворянином, выделяющимся среди остальных своим острым умом и высокой нравственностью. Влюблен в дочь Фамусова – Софью. Но разочаровавшись в любви, а также не сумев объяснить окружению свои идеи, принципы и цели в жизни, решает покинуть Москву, так как другого выхода уже видит.

Павел Фамусов , личность довольно противоречивая. С одной стороны, он взял на воспитание осиротевшего парня и воспитал его, как собственного. Но с другой стороны, автор описывает его лицемерным, бесчестным обманщиком и взяточником. Он довольно богатый помещик, самостоятельно воспитывающий единственную дочь – Софью. Жена его умерла довольно давно. Во взглядах на жизнь и во многих спорах выступает противником Чацкого.

Софья – наивная дочь Павла Афанасьевича. Несмотря на полученное хорошее образование, воспитание и сильный характер, девушка не в состоянии понять настоящего и искреннего чувства Чацкого. Она очень любит проводить свое время за чтением хороших книг, несмотря на недовольство отца. Но все же, она является дочерью своего отца, так как она воспитана в окружении, где важны лишь деньги и чины. Климат, в котором она воспитывалась, безусловно повлиял на характер героини. Софья выбрала Молчалина, потому что она хочет властвовать не только в свете, но и в семье. Персонаж Софьи очень сложный. С одной стороны, она чуть ли не единственный человек, которая близка Чацкому по духу. С другой, именно она стала причиной страданий Чацкого и его решения покинуть это общество.

Алексей Молчалин простой по происхождению человек, готовый на многое ради того, чтобы его признали и приняли в обществе. Обладает исключительно отрицательными качествами. Работает секретарем Фамусова. Является бесчестным, подлым, лицемерным и глупым человеком. Всячески угождает Павлу и Софье Фамусовым.

Второстепенных герои

Репетилов – старый друг Фамусова, не сумевший обеспечить себе карьерный рост, по причине собственной рассеянности. Простодушный и глуповатый персонаж.

Сергей Скалозуб – офицер, который не в состоянии думать ни о чем другом кроме как о собственной карьере. Человек глупый и неинтересный человек, мечтающий о карьере генерала.

Антон Загорецкий - прославленный обманщик, предпочитает играть в карты, активно посещать балы, обеды и театры. Светский человек.

Лиза – работает служанкой в доме Фамусовых. Из-за красивой внешности, вынуждена терпеть приставание Молчалина и самого Фамусова. Ветреная и веселая девушка.

Анфиса Хлестова – одинокая старуха, свояченица Павла Фамусова. От одиночества завела свору собак. Когда-то была уважаемой фрейлин, но на старости лет стала никому не нужной.

Платон Горич – отставной военный, друг Чачкого. Покорно подчиняется своей жене. Добрый и искренний человек с мягким характером.

Наталья Горич – любительница светской жизни, балов и вечеров.

Вариант 2

Главными героями комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» являются Чацкий, Фамусов, Софья и до некоторой степени Молчалин.

Прошлое Чацкого складывается из его воспоминаний, разговоров о нём других лиц. Детство героя не было безоблачно: он остался без родителей, воспитание и домашнее образование получил в доме Фамусова как приёмный сын. Он умеет сострадать горю других, потому что с детства не знал любви близких людей и радостей жизни в счастливой семье. Его согрело лишь чувство привязанности к дочери Фамусова Софье, переросшее в любовь.

Сильное впечатление в нём оставили картины продажи крепостных артистов, мены слуг на собак. Поэтому с ранних лет он возненавидел крепостное рабство.

Чацкий умён и талантлив. Очевидно, он окончил университет, сделал успешную карьеру, но вдруг разорвал все отношения, вышел в отставку и отправился на три года за границу. Причина – в его желании служить "делу, а не лицам". В его окружении это оказалось никому не нужно.

Вернувшийся в Россию герой всё тот же: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Его планы не связаны со службой. В нём живёт надежда на семейное счастье, она связана с женитьбой на Софье. В ожидании, что ответит Софья на его предложение, герой остаётся в обществе Фамусова и его приспешников, чьи жизненные принципы ему глубоко чужды.

Чацкий, вопреки своим намерениям, вступает в открытый конфликт почти со всеми лицами комедии и даёт бой-экспромт. Герой открыто спорит с ними, критикует, обличает, зная, что он один – против всех, что ему не на кого опереться. В этом его героизм, его слово – сильное оружие. Он никого не щадит - и его боятся, с ним считаются. Но подлый предательский удар Софьи, ославившей его сумасшедшим, лишает его почвы под ногами. Чацкий может только бежать из дома Фамусова, "ища по свету, где оскорблённому есть чувству уголок".

Фамусов служит в казённом учреждении управляющим. Против него направлена критика главного героя, потому что его отношение к делу, к службе в оценке Чацкого – преступно и сводится только к подписыванию бумаг. Если герой и ходит на службу, то только для того, чтобы вовремя успеть кому надо польстить, не прозевать открывшуюся вансию и выгодно пристроить на неё родственника. Важнее хождения на службу для Фамусова званые обеды, крестины, похороны, которые нельзя пропустить и на которых все дела и устраиваются. Успех же, по мнению этого героя, зависит только от умения понравиться, угодить.

Гением лести и угодничества был его дядя Максим Петрович, который был приближен ко двору за своё умение услужить; разбогател и вывел в чины всю родню. Служенье "лицам" - мудрость этих героев . Они ненавидят вольнодумство и вытесняют таких людей как Чацкий.

Софья , к ак и Чацкий, была лишена беззаботного счастливого детства, потеряв мать. В далёкие ребяческие годы герои духовно сблизились и полюбили друг друга. Но с первого явления комедии понятно, что героиня больше не любит Чацкого. Его острые, колкие слова, хоть умны и метки, вызывают у неё раздражение, особенно когда касаются Молчалина – секретаря её отца. Он выбран ею на роль возлюбленного.

У читателя и позже у Чацкого по поводу этой кандидатуры может быть только недоумённый вопрос: «Почему он?» По-видимому всё дело в моде. Появившийся в литературе жанр сентиментального романа вывел на сцену новый тип жениха – бедного, незнатного, но с тонкими чувствами, нежным сердцем.

Когда Софья поймёт, что обманулась, увидев в Молчалине такого героя, она, как и Чацкий, переживёт не лучшие минуты своей жизни.

Молчалин же сумел достичь невозможного: не имея знатного родства, приехав из Твери, он оказался секретарём Фамусова, живущим в его доме. Все двери будут открыты ему благодаря «таланту» угождать всем людям без исключения, как наставлял отец: начальнику, хозяину, дворнику, швейцару. Стоит ли удивляться, что, недавно служа у Фамусова, он уже "три награжденья получил".

В нём сидит и дамский угодник: он разыгрывает роль влюблённого в хозяйку, объясняется в любви её служанке, в то же время без ума от Татьяны Юрьевны. Софья гневно изгоняет Молчалина, но он не отчаивается. Татьяна Юрьевна и Фома Фомич уже испытали чары его таланта подобострастно льстить и едва ли откажут ему в покровительстве.

Персонажи Горя от ума

Одна из важных черт произведения «Горе от ума» автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое – любовь, второе – общественность. Благодаря этому и определилась роль персонажей.

За любовную линию отвечают – Чацкий, Софья и Молчалин . За общественную линию – консервативное дворянство, где основной из них – Фамусов, и так же, можно отметить Чацкого, он за прогрессивные взгляды на обустройстве в социуме. Так же в фамусовскую компанию можно отнести и Молчалина.

А. А. Чацкий, только недавно возвратился из-за границы и тут же решил навестить дом Фамусовых, где молодой человек получал воспитание и где он не был уже больше трех лет. Он хочет увидеть свою любимую Софью, дочку Фамусова. Но девушка не испытывает взаимных эмоций. Она холодна и сдержанна, она любит другого, любит Молчалина. Александр не может понять причину подобного отношения к нему.

Молодой человек спрашивает девушку, что произошло, в чем перемены в ее сердце, интересуется он так же и у ее папы. И здесь хорошо показаны глобальный противовес по вопросу приличия, традиций и знаний, обустройства общественности.

Фамусов в произведении выставлен, как «прошлое столетие». Особенная черта это то, как он видит дворянство, и не хочет каких-либо изменений, поскольку они могут нанести вред по финансовому состоянию. В жизни любого дворянина, очень значимо материальное благополучие, и он не является исключением. Мужчина горд за своего дядю, который умел подчиняться и потому его все уважали. Мнение социума для него очень значимо.

Так же ведет себя и Молчалин. Его важная особенность – равномерность и пунктуальность. Молодой человек, достоин, продолжать взгляды высшей знать столицы России. Молчалин знает, как и перед кем нужно себя хорошо преподать, знает с кем нужно иметь хорошие отношения. И общение с дочерью Фамусова – не исключение, этим самым он показывает, как важно для него связь с ее папой.

Сам же Александр Чацкий – полный противовес всем персонажем. Он чудиться взглядов на обустройство социума. Его ум подвижен, ему необходимо творить. Он желает быть нужным делам, а не людям, поскольку для него очень ценна свобода личности. Это единственный персонаж, который показан как «прошлое столетие». Чацкий отражает взгляды самого писателя – взгляды порядочности и знаний, которые не хотят всерьез воспринимать высшая знать.

Образец 4

Этот молодой герой в произведении имеет положительную роль. Его воспитывали в семье Фамусовых. А после достижения совершеннолетия, живет отдельно. Он обладает остроумием, благородством, великодушием. Он не разделяет взгляды всех дворянинов. Чацкий очень любит свой родной край. Молодой человек любит девушку Софью. Но когда узнал, что та любит Молчанина, которого он презирал, то разочаровавшись уезжает из столицы.

Герой является состоятельным помещиком, у него есть дочь по имени Софья. Не разделяет жизненные взгляды Чацкого. Хочет, чтобы его дочь вышла замуж за Скалозуба.

Молодая и наивная героиня, дочь Фамусова Павла Афанасьевича. Девушка воспитанная и хорошо образованная. Ее сердце принадлежит Молчалину. Софья смелая и решительная девушка, которая сильна характером.

Молчалин.

Отрицательны персонаж, работает у Фамусова секретарем. Он мелкий и подлый человек, а также лицемерный, глупый. Молчалин человек без принципов, а также трус. Он выходец из бедной семьи, но все его мечты направлены на то, чтобы когда-нибудь разбогатеть. Молчалин любит служанку по имени Лиза.

Скалозуб.

Герой среднего возраста, не женат, не особо обладает умом. По статусу является обычным полковником, который хочет добиться высот генерала.

Веселая девушка, служащая семье Фамусова. Она ветрена и кокетлива. Лизе нравится Петруша, который был буфетчиком. Лиза во всем покрывает Софью.

Также в произведении есть и второстепенные персонажи, такие как Репетилов- человек с простой душой, является товарищем Чацкого. Загорецкий был человеком светского общества, является глупым аферистом. Своячница Фамусова, Хлестова, пожилая и злая женщина, у которой имеется куча собак.

Также в произведении упоминается о Гориче- товарище Чацкого, его супруге Натальи, которая слишком назойлив заботилась о своем супруге. Также имеется еще один приятель Фамусова, который является князем, он уже стар и имеет шесть дочерей, думает, как выгодно можно их пристроить. Также есть его жена, которая тоже мечтает выдать своих дочерей за богатых состоятельных людей.

Еще незначительные роли имеют графини по фамилии Хрюмины-это бабушка с внучкой. Еще одна незначительная роль была у покойного дяди Фамусова, который был для него примером.

А также слуга Петрушка, не очень опрятный молодой человек. Помогавший хозяину делать записи.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека

    По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.

  • Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение

    Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

  • Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского сочинение

    Пьеса начинается с описания города Калинова, который критики прозвали тёмный мир. Сам город является, вымышленным и находится на берегу Волги. Несмотря на прекрасные и живописные пейзажи города

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • Чему учат сказки Пушкина? - сочинение

    Произведения Александра Сергеевича первым делом учат доброте и пониманию, что за каждый плохой поступок будет следовать наказание. Зачастую, Пушкин в своих сказках нам преподает уроки того, как легко потерять все, поддавшись жадности и глупости

Умен ли главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума?»

Спор с В.Г.Белинским

(Статья: «Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова.)

Белинский – выдающийся русский критик, блестящий знаток и теоретик искусства и жизни. Сам – не художник. В реальной жизни скорее сторонний наблюдатель, чем активный участник. В целом можно сказать, что он теоретик во всех жизненных сферах. Кроме одной: критической деятельности.
Это очень ярко отразилось на его литературном анализе произведений и характеров героев. Эстетические воззрения и оценки критиков, разумеется, очень важны. Но они в меньшей мере оторваны от художественной практики, если пишущий еще и сочиняет, причем удачно. Статьи писателей о писателях, композиторов о композиторах, поэтов о поэтах бывают пристрастны, но любопытны именно тем, как один творец оценивает другого. Практик – практика. А мнения теоретиков, даже выдающихся, бывают несколько схематичными.
Есть идеальное (пусть в субъективном представлении) понимание того, какой должна быть в ту или иную эпоху комедия, драма, трагедия. И собственное, пусть во многом теоретически справедливое, понимание того, какими должны быть герои. Положительные и отрицательные, умные и глупые, глубокие и поверхностные, многогранные и примитивные. И анализ, опирающийся на внутренние установки, всегда будет грешить некоторой долей предвзятости. Необходимо попытаться не вступить в спор с писателем, а попробовать поставить себя на место его героев. Пусть это и не идеальный метод, способствующий максимальной полноте понимания. И человек не в состоянии отрешиться от своего «я», превратившись в кого-то другого. Но он хотя бы поставит себя в предлагаемые обстоятельства, попытается прочувствовать то, что испытывает другой, пусть отличный от него по темпераменту, характеру, интеллекту, системе ценностей и нравственных ориентиров.
Белинский вступает в спор с писателем – причем, у меня создается впечатление, что делает он это как будто заранее. Читает с определенной установкой на полемику по самым разным вопросам. Он ищет темы для дискуссий. И, увидев возможность высказать свое мнение наиболее развернуто и интересно, с готовностью за такую возможность цепляется. Разумеется, это – задача критика. Но сводить критическую деятельность исключительно к желанию научить писателей, как им работать, мне не представляется единственно возможным подходом к анализу произведений.
При желании в аналитических работах самого Белинского можно найти массу противоречий. То, что он осуждает у одного писателя, превозносит у другого, и наоборот. Татьяна Ларина не должна была выходить замуж без любви и сохранять верность мужу, по мнению Белинского, потому что это лишено смысла. Достоевский же считает, что, поняв Онегина, она должна была в достаточной мере потерять к нему интерес, разгадать его. Споры по поводу романа в стихах «Евгений Онегин», так же, как и относительно любого оригинального произведения, - естественное явление, которое нужно только приветствовать.
Но комедия Грибоедова «Горе от ума», на мой взгляд, - не столько образец беспристрастного анализа, сколько попытка поговорить на отвлеченную тему. Самим определением жанра уже многое сказано – герои, даже самые положительные, не могут быть образцами для подражания. И в комедиях они вполне могут быть функциональны – выведены для определенной цели. Как это было в пьесах эпохи Просвещения – персонажи четко делились на положительных и отрицательных, борьба долга и чувств решалась в пользу долга, но в идеале могла возникнуть ситуация слияния и того, и другого. Если нет – чувства бывали отринуты ради победы абстрактной добродетели.
Действительно, Чацкий ведет себя не как расчетливый человек, он эмоционален, порывист, говорит быстро, собой не владеет. Но это – юноша. Причем темпераментный и взрывной. Я не думаю, что нужно ставить знак равенства между нервной системой и интеллектом. Собой иной раз не владеют даже хладнокровные убийцы. Стоит определить, что мы владываем в понятие «ум человека». Коэффициент интеллекта? Практическую хватку? Умение находить общий язык с кем угодно? Есть разные виды интеллекта или «разный ум», и в человеке вовсе не обязательно присутствуют все три вида разума. Недостаток одного компенсируется за счет большей развитости другого. Оценивая ум или глупость, нужно еще уточнять, о какой разновидности мы говорим.
Не было ли в самом Белинском черт характера героя, который не был ему симпатичен, и замечал ли он это в себе? «Не ум, а умничанье» - это выражение запомнилось всем, кто изучил текст его блестящей статьи. Чацкий читает всем мораль, обличает, хотя умнее было бы не спорить с дураками, потому что это не имеет смысла. Но оценки человека зрелого должны же учитывать возраст и особенности темперамента? Чацкий не умеет сдерживать себя, не умеет притворяться. Он может играть в течение короткого времени – больше, чем на одну страницу текста его не хватает. Можно достаточно смело сказать о том, что умением этим он катастрофически обделен. И это не есть достоинство, потому что жизнь усложняет и портит. Он наживает массу врагов. Но подлаживаться и поддакивать все равно не сумеет. Единственный выход – молчание. В пьесе, как и в любой классической комедии, две крайних позиции: угодничество и вызывающее поведение. Персонажи несколько утрированные, гротесковые.
И нельзя сказать, что он не понимает умом: нужно уметь притворяться хотя бы в рамках светского поведения. Или не понимает умом: стоит сначала получше узнать человека, прежде чем делать выводы, что ты безумно влюблен. Но чувства разуму могут не подчиняться. Особенно у совсем молодого неопытного человека.
Естественно, Грибоедов понимает, что ни один человек в здравом уме и твердой памяти не стал бы каждый миг своего существования посвящать обличению нравов. Но это – комедия. И здесь все чересчур. Все доведено до абсурда. Должно веселить. Все нелепы. Смешны. Ради этого пишется произведение. Это не «Гамлет» с другими особенностями жанра и, соответственно, характера героев (эмоциональные полутона).
И не все карьеристы ежесекундно думают исключительно о карьере, это невозможно. Как не возможно только любить или только ненавидеть. Но это – комедия. Этим сказано все. В этом жанре вполне объяснимо, почему такие герои, как слуги, становятся самыми живыми, лишенными схематизма и какой бы то ни было назидательности. Лиза, которой увлечен Молчалин, воспринимается как глоток свежего воздуха, если относиться ко всем остальным персонажам со всей серьезностью.
Само название «Горе от ума» несет в себе такой заряд авторской иронии, которую трудно не прочувствовать. Сцена, в которой Фамусов «испугался» свободомыслия Чацкого, - это момент, как мне кажется, озорства драматурга. Ведь Чацкий не столько высказывается как носитель суммы опасных взглядов, сколько откровенно поддразнивает Фамусова. По-детски. Шалость. А не какая-то, сколько-нибудь вразумительная, оппозиция правящему режиму. Мог ли жанр комедии оправдать себя, если бы Грибоедов не ограничился словом «карбонари», а решил вызвать в обществе настоящий переполох невиданной дотоле свободой мысли? Ведь ничего, кроме общих суждений, Чацкий не произносит. Он просто над всеми смеется. И так развлекается со всем жаром пылкого озорника.
Серьезен Чацкий в вопросе любви. Он, как и Софья, не понимает, что выдумал образ, которого не существует в действительности. Классическая и наиболее часто встречающаяся в жизни ситуация. Хотя и здесь Грибоедов, разоблачая коварного Молчалина, не удержался от шутки. «Подлец!» - устами Чацкого про него «громко сказано». Дань несколько пафосной и устаревшей манере в трагедиях, драмах говорить «в сторону»: «Негодяй!» Или восклицать: «Праведное небо!» В комедиях такие реплики вводятся с иной целью – преувеличение, излишний эмоциональный накал «на пустом месте».
Смешон не столько Чацкий, сколько отношение к нему остальных персонажей. Пожалуй, Софья не так глупа. Ее рассуждения, смысл которых не понимает при всем своем заявленном уме Чацкий, вполне понятны. Ей вовсе не хочется быть в тени более яркого человека, она сама хочет лидировать, играть главную роль в своей жизни. Это – то, чего не понимают влюбленные. Желания другого управлять, руководить, направлять, а вовсе не подчиняться. Софья и сама не сумела бы объяснить, почему не тянется к Чацкому, но это мне кажется очевидным. В ней настолько сильно желание быть ярче и заметнее, что выбирает она совсем бессловесного персонажа, который слушает ее и молчит.
Но разве не этим же отчасти объясняется выбор Чацкого? Он нашел девушку, которая будет с восторгом внимать его остротам. Так кажется ему. Но ее эта роль не устраивает.
Он не нашел восторженных слушателей и зрителей, и как артист, потерпевший поражение, досадует: публика не поняла, не услышала. Не было аплодисментов. Он сразу хотел слишком многого. Но, будучи молодым, оказался слишком самонадеян. Конечно, есть в речах Чацкого и драматические нотки, можно без преувеличения сказать, что и подлинной горечи в них достаточно. Но, читая комедию, помнить о том, какой это жанр, надо всегда, в любой, даже кажущийся самым серьезным, драматургический момент.
Я не думаю, что общие фразы могут всерьез кого-нибудь напугать или вызвать переполох. А именно ими пестрит речь Чацкого. Осуждение карьеризма вызывает такую реакцию у людей, какая возможна только в комедии. И приравнять это к политической оппозиции можно с таким же успехом, как восхищение природой к пантеизму.
Интонации героев кажутся мне естественными, удачно найденными. У каждого персонажа свои темп и манера речи, героев невозможно спутать. Заслонив имена, основных персонажей можно узнать по высказываниям, а это большое достижение для драматурга. При том, насколько все в достаточной мере комедийно преувеличено, ощущение простоты и естественности настолько сильно, что о жанре в какой-то момент можно забыть. Это и происходит с аудиторией. И статья Белинского – тому лишнее доказательство.
А доказательство искренности – именно глупости, которые говорит и делает человек под влиянием эмоций и неспособность вовремя с ними справиться. Иначе он – опытный интриган, а никак не влюбленный. Для того, чтобы продумать все свои слова и действия, нужно равнодушие, во всяком случае, значительная его доля. И я не думаю, что кому-нибудь и, правда, льстит продуманная тактика хладнокровного интригана.
Знак равенства между умом и хитростью не все ставят. Известно высказывание Шекспира, который хитрость считал признаком недалекого ума. Но это опять же – в теории. Хитрость тоже бывает разнообразной. Совсем без лукавства, хитринки нельзя представить себе того же Чацкого. Как и практически любого героя драмы, комедии или трагедии. Иначе он будет лишен определенной доли обаяния.
Цели, которые поставили перед собой Молчалин и Чацкий, не совпадают. Потому и поведение их отличается. Я не думаю, что стоит объяснять: Чацкий не ищет возможность выгодного жизнеустройства.
Это и так очевидно.

Рецензии

Если увеличить фотографию до возникновения крупных зерен, до исчезновения общего вида, и пытаться рассуждать по взаимоотношениям этих зерен об изображении, то может получиться иной образ.
Образ Чатского не стоит рассматривать как живую модель, да еще в отрыве от тех, с кем он взаимодействует. Главное – это переживание автора, и его идея - не показ определенного типажа, а их взаимодействие. История сама по себе типична, и с подобным приходится встречаться до сих пор: глупость постоянно довлеет над умом. А в российской жизни это, наверное, неискоренимо, а Грибоедову пережить пришлось, видимо он сам и есть Чацкий. Если бы глупость была не сверху, то и разговора бы не было бы с “дураками”, но мириться и терпеть такого верха – невозможно для живого ума. Для обывателя да.
Белинского читать всегда интересно. У него можно учиться. Но учить его поздно. Можно взять полезное.

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему. Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.

От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин . Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой .

Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы , которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова , который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».

Тест по произведению

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума», действуют много персонажей. Большинство из них использованы автором в качестве фона или подтверждения тех или иных принципов светского общества.

Главные герои комедии

Несмотря на всю многочисленность героев, основное действие в комедии сосредоточено вокруг четырех персонажей – Чацкого, Фамусова, Софьи, Молчалина.
Александр Андреевич Чацкий

Александр Чацкий

Это молодой дворянин, оставшийся сиротой в раннем возрасте. Его воспитанием занимался друг семьи – Фамусов. Повзрослев, Чацкий начинает самостоятельную жизнь.

Три года он пробыл за границей и после возвращения с поездки навещает своего воспитателя Фамусова и его дочку Соню, к которой он питает нежные чувства и с которой надеется сочетаться узами брака.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Грибоедов.

Однако увиденная ним картина его крайне обескуражила – Фамусов был далек от того детского воспоминания о воспитателях.

Благодаря поездке за границу Чацкий сумел узнать об отличных взаимоотношениях между людьми и их целях в жизни, поэтому погрязшая в клише и пустых, бессмысленных действиях коррумпированная аристократия вызывает у Чацкого отвращение. Попытки объяснить свою позицию и убедить окружающих в обратном Чацкого не приводят к успеху – в конце произведения он уезжает из Москвы, ибо не видит другого выхода.

Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью. Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек. Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Софья Фамусова
Софья является дочкой Павла Афанасьевича Фамусова. В комедии она изображена уже взрослой – девушкой на выданье.

Несмотря на то, что она не настолько погрязла в аристократическом болоте, девушка все же является частично отрицательным персонажем – ее пренебрежение истинными чувствами отталкивает от этого персонажа.

Девушка любит, когда ей угождают, причем ее мало заботит тот факт, что такое поведение выглядит унизительным.

Алексей Степанович Молчалин
Молчалин – личный секретарь Фамусова, хотя официально он работник архива при государственном учреждении в котором работает Фамусов. Молчалин по происхождению простой человек, поэтому ради титула и права принадлежать к высшему обществу он готов на все. Молчалин всячески угождает Фамусову и его дочери, чтобы воплотить свою мечту в реальность. По факту это лицемерный, глупый и бесчестный человек.

Второстепенные персонажи

К этой категории причислены персонажи, которые имеют значительное влияние на формирование сюжета комедии, но при этом они не являются активными действующими лицами. К тому же, сюда относятся также герои, обладающие слишком обобщенными и размытыми чертами характера, как например, Лиза.


Репетилов
Репетилов является старым другом Фамусова. Во время своей молодости он вел распутную и бурную жизнь, придаваясь балам и светскому времяпровождению. Из-за рассеянности и несобранности он не смог обеспечить себе карьерный рост.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “Горе от ума”, написанной Александром Грибоедовым.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Скалозуб – это богатый офицер. По своей природе он человек видный, но глупый и неинтересный. Скалозуб слишком зациклен на военной службе и своей карьере и не видит смысла больше ни в чем.

Лиза
Лиза – это молодая девушка, служанка в доме Фамусова. Она обладает привлекательной внешностью, что оборачивается в ее случае отрицательной чертой – к ней пристают Фамусов и Молчалин. Жизнь в доме Фамусова в случае Лизы усложняется еще и сложными отношениями с Софьей – дочь Фамусова время от времени втягивает Лизу в свои любовные интриги, из-за чего у последней могут возникнуть серьезные проблемы.

Третьестепенные персонажи

Наибольшее количество в комедии персонажей, чье действие занимает фрагментарный, эпизодический промежуток времени. Однако нельзя сказать, что их присутствие в тексте неоправданно – на самом деле, они выполняют очень важную роль. С их помощью происходит изображение основных типов личностей аристократического общества и основных негативных качеств представителей этой прослойки.


Антон Антонович Загорецкий
Загорецкий прославился в обществе как плут и обманщик – он имеет необыкновенную страсть к игре в карты, но всегда играет нечестным способом. К тому же, Антон Антонович предпочитает вести активную светскую жизнь – он постоянный человек в театрах, на балах и званых обедах.

Анфиса Ниловна Хлестова
Анфиса Ниловна приходится Фамусову родственницей. На момент повествования, она уже старуха. Хлестова когда-то была фрейлиной, но сейчас, на старости она стала никому не нужной.

Из-за такой неудовлетворенности жизнью старуха обзавелась скверным характером и является крайне неприятной личностью.

Ее дом полон молоденьких девушек, которых она взяла на воспитание и собак – такая компания позволяет ей казаться важной и нужной и развлекает старуху в часы уныния.

Платон Михайлович Горич
Не все представители аристократии – люди с нивелированными качествами. Примеров людей, сохранившим свой моральный облик, является Платон Михайлович Горич. Он добрый и искренний человек, обладающий здравым умом и способностью размышлять, однако он обладает слишком мягким характером, что сделало его уверенным подкаблучником.

Наталья Дмитриевна Горич
Наталья Дмитриевна приходится Платону Михайловичу женой. Женщина намного моложе своего мужа, и на противовес ему, обладает особой любовью к светской жизни, что ужасно тяготит мужа, но противостоять желаниям жены у Горича не получается.

Петр Ильич Тугоуховский
Фамилия Петра Ильича полностью соответствует его сути, а вернее физическому дефекту. Князь ужасно плохо слышит, что значительно затрудняет его жизнь. Проблемы со слухом стали причиной того, что Петр Ильич редко бывает на людях, а его жена стала командиром своего мужа и их жизни в целом.

Марья Алексеевна Тугоуховская
Марья Алексеевна приходится Петру Ильичу женой. У них в браке родилось 6 дочек. Все они незамужние девушки, на момент повествования. Князь с княгиней вынуждены постоянно появляться с дочками на людях, для того, чтобы удачно выдать дочек замуж, но пока что надежды этих дворян не были оправданы.

Графини Хрюмины
Под именем графинь Хрюминых скрываются бабушка и внучка. Основной акцент в комедии их них двоих сделан на внучке, которая осталась старой девой, а потому она вечно злая и обиженная на весь свет.

Графиня-бабушка – дряхлая старушка, которой званые обеды и балы уже не по силам, но она все равно старается их посещать, судя по всему, чтобы найти мужа для внучки.

Петрушка
Образ Петрушки хоть никоим образом и не связан с аристократами, так как этот персонаж – простой крестьянин по происхождению, но все же по его значимости в комедии Петрушку следует причислить к третьестепенным персонажам.

Петрушка работает буфетчиком в доме Фамусова – это бедный человек, но зато чистый душой. В него влюблена служанка Лиза.

Таким образом, в комедии Грибоедова «Горе от ума» мы можем видеть калейдоскоп разнообразных персонажей. В основном, автор не описывает детально их характеры, но это не мешает восприятию комедии и понимания сути произведения.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка