Разновидности старинных музыкальных инструментов. Доисторическая музыка Самый древний музыкальный

Греческая богиня мудрости Афина придумала флейту, бог Пан изготовил пастушью дудку, а тем временем индийский бог Нарада изобрёл и подарил людям арфообразный инструмент – вину. Но это только мифы. Музыкальные инструменты придумали люди. Это не удивительно, ведь человек и есть – первый музыкальный инструмент. А звук, который он издает - это его голос.

Голосом первобытный человек, передавал информацию соплеменникам и сообщал о своих эмоциях: страхе, радости, любви. Чтобы «песня» была интереснее, он топал ногами и хлопал в ладоши, стучал камнем по камню и бил по натянутой шкуре мамонта. Так, предметы, окружавшие человека, стали превращаться в музыкальные инструменты.

Если разделить инструменты, по способу извлечения из них звука, то получится три группы – ударные, духовые и струнные. Так почему же стучал, во что дул и что дергал первобытный человек? Мы не знаем, какими именно были первые музыкальные инструменты, но мы можем это предположить.

Первые ударные инструменты были сделаны из высушенных шкур животных и всевозможных полых предметов: деревянных колод, скорлуп крупных плодов, позже глиняных горшков. Били по ним разными способами: пальцами, ладонями, палками. Использовались древние барабаны и бубны в ритуальных обрядах и военных действиях. А Африканские племена с помощью боя даже общались друг с другом на расстоянии.

Следующая группа – духовые . Неизвестно зачем древний человек подул в кусочек бамбука, камышовую тростинку, рог или полую кость животного, но инструментом это стало тогда, когда появились специальные отверстия. На территории современных Венгрии и Молдавии находят дудочки и пищалки, которые относятся к эпохе верхнего палеолита. А самым древнем инструментом считается флейта, найденная на юго-западе Германии. Точнее, это остатки от инструмента, напоминающего флейту, сделанную из кости лебедя, возраст которых более 35 тысяч лет! В наскальной живописи также можно встретить изображение первых духовых инструментов.

Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт». А натянутая жила животного «поёт» ещё лучше, а главное дольше, если потереть её волосом животного. Так появился смычок, палка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне, сделанной из кручёных жил животных, а позднее из шёлковых нитей. Это разделило струнные инструменты на щипковые и смычковые. Ещё, древние люди заметили, что натянутые на полый предмет струны резонируют - звучат громче и сочнее. Резонатором может быть глиняный сосуд, высушенная тыква, но лучше всего звучит, конечно, дерево.

Самыми древними струнными инструментами являются лира и арфа. Подобные им инструменты встречаются у всех древних народов. Урские арфы - древнейшие струнные инструменты, найденные археологами. Им более 4500 лет!

Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!

Немецкие ученые опубликовали статью об интересной находке - античной флейте. Как утверждают палеонтологи, найденный инструмент смастерили около 35000 лет тому назад во времена колонизации Европы современными людьми. На сегодняшний день эта флейта является самым старым музыкальным инструментом когда- либо найденным человеком.

Исследователи утверждают, что музыка была особенно распространена в доисторические времена. Ученые предполагают, что именно она стала способствующим фактором в развитии личности человека. Возможно, благодаря музыке, неандерталец перешел на другую более высокую ступень своего развития. Команда исследователей из Тюбингенского Университета опубликовала отчет о найденных флейтах в старых пещерах на юго-западе Германии. Эта пещера получила широкую известность, благодаря тому, что время от времени археологи обнаруживают в ней подтверждения того, что ранее здесь обитали люди. В мае прошлого года членами этой же археологической группы в этой же пещере была обнаружена статуя, которая на сегодня является одной из самых старых ранее найденных предметов, принадлежащих древним людям.

Лучше всего сохранилась флейта, сделанная из кости крыла грифа. Что представляет собой данный инструмент? Это довольно длинная трубка с двумя V-образными вырезами на конце инструмента. Как предполагают исследователи, это специальные отверстия для того, чтобы играющий на флейте мог дуть в отверстие и воспроизводить соответствующие музыкальные звуки. Фрагменты двух других флейт не сохранились так же хорошо, как первая.

Однако ученые точно определили, что они сделаны из слоновой кости, предположительно взятой из бивней мамонта. Общее число найденных флейт на сегодня восемь, из которых четыре сделано из бивней мамонтов, а вторая половина из костей птиц. Как заявил профессор тюбингского университета Никола Конард (Nicholas Conard), такого рода находки, действительно, доказывают, что музыка была распространена еще 40000 лет тому назад, когда люди стали селиться на территории современной Европы. Совершенно очевидно, что музыка была неотъемлемой частью существования человека. Музыка использовалась во многих сферах жизни: религии, работе. В прочем, основное предназначение музыки и по сей день остаётся примерно таким же, как и много лет назад - радовать людей и значительно упрощать некоторые моменты в жизни людей.

Исследователи также предполагают, что древние люди обладали особым творческим духом. Именно поэтому музыка была так важна для них. Она помогала им каждый день в достижении поставленных целей и ментальном развитии. Как заявил профессор Конард, современные люди уже довольно долгое время знакомы с изобразительным искусством и музыкальными традициями. По сегодняшний день ученые сталкиваются с интересными находками, такими как, например, символические артефакты, изображения мифологических существ, а также различные украшения, изготовленные многие тысячелетия назад.

Такие находки помогают пролить свет на общественную и бытовую жизнь наших далеких предков. Именно поэтому все эти предметы, найденные в разных местах и в разное время, представляют огромный интерес для науки. Исследователи утверждают, что именно раннее появление культуры и искусства в жизни человека и стало причиной того, что предки ранних современных людей и неандертальцы выжили в столь непростых и суровых условиях.

Музыка и другие виды искусства могли внести существенный вклад в поддержание многих сфер жизни древнего человека. Возможно, именно культура и искусство помогли современному человеку, когда речь зашла о территориальной и демографической экспансии Европы. Стоит отметить, что популяция неандертальцев была куда более консервативной и изолированной в плане ментального и территориального развития. Такова точка зрения известного британского исследователя профессора Криса Стрингера (Cris Stringer). Стоит отметить, что он не одинок в своем мнении и суждениях в этом вопросе.

Найденные флейты являются еще одним подтверждением того, насколько разным развитием обладали предки современных людей и неандертальцев, насколько существенным было различие в духовном развитии обоих видов. Возможно, что традиции, искусство и культура наших предков уходят своими корнями гораздо глубже. Вполне вероятно, что музыка и другие виды искусства существовали более 50000 лет назад. Но доказательства этому еще не найдены. Над этим активно работают ученые из многих стран мира.

Что означает термин музыка? Музыка - это акустические колебания воспринимаемые органами слуха. Проведенные исследования показали, что такие низкочастотные колебания оказывают стимулирующее действие, на скрытые силы человеческого (и не только) организма, исцеляя его.

Как предполагают ученые, человек появился около 160 тысяч лет назад на Африканском континенте. После этнографических и археологических исследований, специалисты получили веские доказательства существования музыкальных опытов у первобытных людей, начало которых они отнесли к эпохе палеолита, именно в этот период были изготовлены первые музыкальные инструменты из простейшего материала: камня, костей, дерева. А современный магазин музыкальных инструментов может показать всю историю музыки.

При их помощи, наши предки добились различного звучания. Позже музыку начали извлекать из граненого ребра, специально изготовленного из кости (его звук больше походил на скрежет зубов). Оказывается, малыши даже в те времена имели погремушки, но изготовленные они были из черепов и наполненные семенами либо сушеными ягодами. Такие погремушки издавали своеобразный трескучий и завлекающий звук. Подобные шумные звуки очень часто сопровождали погребальные церемонии. Вот таким образом и начала проявляться музыка.

Жители Древней Греции к музыке имели особое отношение свято считали подарком богов не одно театральное представление, чтение поэзии не обходилось без аккомпанемента, ученые того времени заявляли о взаимосвязи музыки и математических величин сюда можно отнести теорию знаменитого грека Пифагора о пропорции звуков, где он выступает физической величиной. Музыка присутствовала во всем - женщины убаюкивали детей - тихо напевая, пастухи звуками из рожков собирали разбежавшееся стадо, воинственные запевы наводили ужас на врага.

Какой был первый в истории профессиональный музыкальный инструмент человека? Ученые установили, что первым инструментом наших предков стали ударные, с их помощью рабочим задавали ритм движений в работе. Люди использовали для создания своих инструментов издающих звуки натуральные материалы - плоские камни, дерево, раковины.

Идиофон - первый с ударных инструментов - возник в процессе становления у первобытных людей речи. Звук, издаваемый идиофоном, наводил на ассоциации с ритмом бьющегося сердца. Вообще, для первобытных людей ценность музыки заключалась в ритме, оказывающем на них очень сильное эмоциональное воздействие. Второе изобретение - это духовые инструменты, наиболее известным стал аэрофон. Ученых поразил этот первый прототип флейты (20 тысяч лет до нашей эры) который имел выбитые боковые отверстия, звучание которого ничем не поступается современным аналогам.

Струнные инструменты, также изобретение наших древних пращуров. Ученые выявили некоторые наскальные изображения первых струнных, их можно увидеть на барельефах, а также в многочисленных пещерах на Пиренеях.

Как выглядели первые струнные?

Закрепленные нити, вставленные в деревянные отверстия, по которым музыкант должен провести рукой, специально перекручивая, издаваемый при этом звук, напоминал гул, эти инструменты стали прообразом гитары и других струнных инструментов.

Немного погодя, в эпоху мезолита, он был модернизирован, к инструменту добавили вырезанные вертикальные отверстия. Это позволило звучать иногда двум и даже трем звукам одновременно. Такой способ был примитивен, однако надолго сохранился в Африке и Европе, а также на некоторых островах Океании.

Даже трагическая судьба доктора Роберта Балла, который умер, извлекая звуки из металлического рога эпохи бронзы, не отвратила археологов от попыток озвучить доисторические и древнейшие музыкальные инструменты. И поэтому из некоторых оригинальных инструментов после сотен, тысяч и даже десятков тысяч лет снова полились звуки. Пошли в дело и многочисленные реплики, копии этих инструментов. Но как удостовериться в том, что звуки, извлекаемые сегодня, хотя бы частично сходны с теми, которые слышали люди далекого прошлого? Признаться, нам кажется, что результаты экспериментальной археологии в этой области всегда будут проблематичными. Однако иного пути у нас пока нет. Самыми древними из дошедших до нас музыкальных инструментов являются костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Самые древние музыкальные инструменты дошедшие до нас это — костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Археологи обнаружили на берегу Десны у Чернигова целый комплект костяных музыкальных инструментов, которые позволяли 20 тысяч лет назад составить весьма приличный оркестр. Шесть музыкантов могли выбирать себе по вкусу свирель или сиринкс (флейту Пана), ксилофон из двух нижних челюстей мамонта или барабан из куска черепа, литавры из лопаточной и тазовой костей с палочкой из клыка мамонта или погремушку из нескольких костяных пластиночек. Вместе с ними в концерте мог бы принять участие исполнитель на ударных из Мезина на Украине, которому набор украшенных резьбой костей позволял, ударяя палочкой, воспроизводить шести тоновую гамму. Наконец, чтобы наше представление о палеолитическом оркестре было полным, вспомним давно известную фреску во французской пещере Трех Братьев (Trois Freres): охотник, облаченный в звериную шкуру, играет на некоем подобии музыкального лука, напоминающего инструменты, которыми до сих пор пользуются некоторые африканские племена.

Флейты Пана (состоящие из нескольких трубок разной длины) существуют уже от позднего палеолита, но сохранились лишь в нескольких экземплярах. Свирели, датируемые V столетием до н. э., имеют от четырех до семи стволов. А насчитывающий три тысячелетия артефакт из Польши, найденный в захоронении пожилого мужчины, состоит из девяти трубок, которые издают звуки «до, ре, ми, соль, ля, до, ре, ми, соль». Это двух октавная пентатоническая гамма, и, если она в качестве музыкальной формации реализована сознательно, ее существование в доисторической Польше производит поразительное впечатление. В Мальхэльм-Тарн в графстве Йоркшир английские археологи обнаружили блокфлейту, датируемую последними столетиями перед сменой летосчисления. Им удалось извлечь из инструмента тоны «до, до диез и фа».

Самая старая окарина, относящаяся еще к классу дудок, родом из Австрии и сработана в конце третьего тысячелетия до н. э. У нее единственное отверстие для вдувания и характерная овальная камера-резонатор. Она воспроизводит «ля, си бемоль, си, до».

У этих и подобных инструментов потенциальный звуковой диапазон, к счастью, ограничен. Поэтому на основе экспериментов мы можем с известной степенью правдоподобия сказать, что именно в эти звуки либо в некоторые из них вслушивался человек в доисторические времена.

Следующую группу духовых инструментов составляют рожки и трубы различных видов. Исследователи в принципе единодушны в том, что прообразом для музыкальных рожков служили рога зверей, а прообразом музыкальных труб — трубчатые кости.

Вероятно, самыми известными из этих инструментов являются луры эпохи поздней бронзы. Они изготовлены из бронзы, длина их от одного до двух метров. Обычно они парные, причем одинакового размера, но изогнуты в противоположные стороны. Оба инструмента настроены в одной и той же тональности, и одновременная игра на двух лурах либо вела к гетерофонии («разнозвучие»), либо вызывала случайную гармонию (созвучие). Первые эксперименты с лурами проводил создатель трехвековой археологической периодизации Кристиан Юргенсен Томсен. Новейшие исследования, проведенные в Дании, показали, что из большинства луров можно извлекать от семи до девяти тонов, и, по всей вероятности, это соответствует возможностям музыкантов бронзового века. Профессиональные трубачи, используя всевозможные трюки, извлекали даже шестнадцать тонов. Мундштуки на лурах бывают самыми различными и мало удобными для музицирования. Равным образом и недостатки в обработке внутренних частей инструментов заставляют высказать мнение об относительном безразличии древних музыкантов к чистоте музыкального выражения — мы судим об этом, разумеется, с современной точки зрения.

Следующим музыкальным инструментом больших размеров является кельтский рог железного века, происходящий из Ардбрина в Ирландии. Его высота почти два с половиной метра. Он приблизительно до середины сужается как колокол, а затем принимает форму цилиндра, резко заканчивающегося без всякого мундштучного закругления. Инструмент озвучили, использовав простейший металлический мундштук, он издавал три тона: си бемоль, фа, си бемоль. Любопытно, что без мундштука экспериментатору удалось извлечь целых семь тонов. Звуки этого рога похожи как две капли воды на звуки, извлеченные из парного датского лура из Брудевельте.

Самое крупное «семейство» металлических рожков сохранилось в Ирландии. Они датируются приблизительно 900-600 годами до н. э. Нам известно почти сто инструментов, из которых двадцать пять могут быть озвучены. Рожки двух типов. В одни воздух вдувается на конце, в другие — сбоку. От инструментов с отверстием сбоку археологи не обнаружили пока ни одного мундштука. Поэтому нет уверенности в том, что мундштуки вообще использовались в данном варианте. Каждый из этих рожков может издавать один-единственный тон, но общий их диапазон простирается от соль до ре диез. Самым низким тоном (его воспроизводит восьмидесятисантиметровый рог) является соль. Затем следует группа рожков, издающих ля и ля диез. Наконец, полуметровые рожки давали до диез, ре, ре диез. Куда «музыкальнее» оказались рожки, в которых воздух вдувается с конца. Экспериментатор смог извлечь из некоторых по четыре тона.

Невысокие качество и стабильность тонов, извлекаемых из ирландских рожков, позволяют предположить, что главным как для слушателей, так и для исполнителей было прежде всего уже само существование этих огромных величественных инструментов, а не конкретные звуки, ими издаваемые.

Джон Коулз отмечает, что суммарный шум, который мог бы возникнуть, если бы одновременно зазвучали все двадцать четыре рожка и вдвое большее количество погремушек на стоянке Даурис в Центральной Ирландии, несомненно, разбудил бы живых и мертвых.

Следующую группу доисторических инструментов составляют глиняные и металлические погремушки.

Как легко их заставить звучать, и как мало привносят они в понимание древней музыки! Глиняные погремушки существуют с неолита. Неолит добавляет также керамические барабаны. Реплики двух из них, изготовленные экспериментаторами по образцу находок в Чехии (головки были обтянуты яловой кожей), издавали столь громкие, пронзительные звуки, что, несомненно, применялись только на открытом пространстве. При этом высота барабанов не превышала соответственно 20 и 26 см.

Иного рода ударные инструменты древние музыканты изготовляли из костей, черепашьих панцирей и раковин, по которым били рукой или палкой. Модель такого инструмента, сделанная по фрескам индейцев майя, воспроизводила три различных тона в зависимости от того, по каким частям раковины наносились удары.

Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты.

Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент. Его древнейший экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводятся раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Пока это самый древний инструмент, который нашли на Земле, но возможно, другие экземпляры просто не сохранились до наших дней.

Похожие флейты и дудки находили на территории Венгрии и Молдавии, но они были изготовлены в 25-22 тысячелетиях до нашей эры.

Кандидаты на звание самых древних музыкальных инструментов

Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, не исключено, то на самом деле первым был изготовлен барабан или любое другое приспособление. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет. Таким образом, вполне возможно, что диджериду действительно является древнейшим инструментом. Он представляет собой внушительный кусок ствола эвкалипта, в некоторых случаях достигающий трех метро в длину, с полой сердцевиной, выеденной термитами.

Так как диджериду всегда вырезаются из различных стволов с разной формой, их звучания никогда не повторяются.

Самые древние найденные барабаны датируются всего пятым тысячелетием до нашей эры, но ученые полагают, что это один из самых вероятных кандидатов на звание первого музыкального инструмента. О его длительной истории говорят как большое разнообразие видов современных барабанов и их почти повсеместная распространенность, так и простая и незамысловатая конструкция, которая позволила бы даже самым древним предкам людей играть мелодии с помощью нехитрых приспособлений. Кроме того, доказано, что во многих культурах барабанная музыка составляла очень важную часть жизни: она сопровождала все праздники, свадьбы, похороны, войны.

Люди открыли для себя чарующие звуки музыки еще в древние времена. В древнегреческих мифах искусством игры на различных музыкальных инструментах владели как боги, так и смертные. Ни одно пиршество не обходилось без свирелей, тимпанов и флейт, которые скрашивали торжества царей и простых крестьян. Но какой же инструмент является на Земле самым древним?

Первые музыкальные инструменты

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания .

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний , известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, – , у белорусов – дудка, у – сопилка, у – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

Видео по теме

Источники:

  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 4: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка