Играем шиллера современник содержание спектакля. В "Современник" возвращается спектакль "Играем… Шиллера"

Шиллер - без корсетов и париков. Так в 2000-м году писали журналисты о новой постановке Римаса Туминаса «Играем… Шиллера» на сцене «Современника». Это была первая работа литовского режиссера в Москве. Тогда главные роли - двух враждующих королев - Туминас отдал Марине Нееловой и Елене Яковлевой. Спектакль шел в театре более десяти лет, с неизменным аншлагом, но потом исчез из репертуара. Теперь Римас Туминас представляет обновленную версию Шиллера. На этот раз мятежную королеву Марию Стюарт играет Чулпан Хаматова. Рассказывают .

Бывают спектакли любимые и любимые особо. «Играем… Шиллера» для его создателей - как раз из особых. 13 лет назад Римас Туминас значительно сократил пьесу Шиллера и убрал из названия имя одной из королев, уравняв таким образом драмы двух заклятых соперниц. В 2000-х эта постановка стала одной из самых запоминающихся в «Современнике». Сегодня возвращение Шиллера и ввод на роль Марии Стюарт Чулпан Хаматовой - снова - событие в театральной жизни.

«Ни в коем случае не сравниваю, - говорит художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. - Мне и первый спектакль нравился, там было много замечательного, но и Чулпан не та актриса, которая захочет повторять чужой рисунок, даже если он интересный. Она привнесла свое. Чулпан есть Чулпан».

Идея сыграть Марию Стюарт принадлежит самой Хаматовой. Работа увлекла ее настолько, что актриса прочитала Шиллера в оригинале, по крайней мере, текст Марии Стюарт. Говорит, чтобы лучше понять глаголы своей героини. А вот репетиций пока было всего пять - поиск точного рисунка и распределение сил - еще впереди.

«Я не могла себе отказать в этом счастье - хоть как-то хоть пять дней поработать с Римасом, - рассказывает Чулпан Хаматова. - Я хочу получать удовольствие в первую очередь. А этот спектакль дает такое ощущение не только в тех сценах, в которых я занята, но и просто пока ты сидишь за кулисами и смотришь и невероятная Марина Неелова рядом».

«Я рад вернуться к этому спектаклю, - признается Римас Туминас. - Меня даже взволновало это действие, и взволновала не столько сама история, не сюжет, сколько таланты артистов. Чулпан Хаматова нашла, мне кажется, это существование такой небольшой ведьмы, призраком, но умеющий владеть и ухватить время смерти и владеть этим временем. Временем смерти. Вот это ее достижение в этом спектакле».

Спустя 13 лет Туминас сохранил концепцию спектакля, слегка изменив лишь рисунок некоторых ролей. Так что, кроме актерских работ, Шиллер по-прежнему притягателен яркими, эффектными метафорами, которыми так знаменит литовский театр вообще и режиссерский почерк Туминаса в частности. Едва ли ни самая яркая из всех - чаша с водой, которую слуги всюду носят за плененной Марией Стюарт. Низложенная, но не побежденная королева все время прикасается к воде - как будто рыба, которую выбросили на берег. В момент казни вода долго - до последней капли - будет вытекать из пробитого сосуда, пока не иссякнет жизнь Марии Стюарт - в возрожденном любимом спектакле.

Новости культуры

Спектакль Играем Шиллера! поставлен на сцене театра Современник в 2000 году известным литовским режиссером Римусом Туминасом. Хорошо знакомый столичной публике Римас Туминас предложил зрителям свой собственный вариант знаменитой пьесы Фридриха Шиллера «Мария Стюарт».

Художественный руководитель Современника Галина Волчек была восхищена спектаклем «Маскарад» в постановке Туминаса, который получил в Москве «Золотую маску» как лучший зарубежный спектакль. Через два года Современнику удалось пригласить литовского мастера, который у себя на родине почитается наравне со знаменитым Эймунтасом Някрошюсом.

И, хотя в Литве эти два режиссера считаются антагонистами, в постановках Туминаса заметно влияние прославленного мастера режиссуры. Кстати, спектакли Някрошюса дважды получали премию «Золотая маска» и знакомы российскому зрителю, который теперь имеет возможность увидеть спектакль Играем Шиллера! сравнить работы двух режиссеров из маленькой Литвы, все население которой меньше населения российской столицы.

Пьеса «Мария Стюарт» состоит из трагического и яростного противостояния двух королев - Марии Шотландской и Елизаветы Английской. В спектакле Играем Шиллера эти роли великолепно исполняют Елена Яковлева и Марина Неелова.

Пришедшая на спектакль публика попадает в странное пространство, наполненное системой хитроумных лебедок и отвесов. Посередине сцены художник Адомас Яцовскис установил большой котел, из которого время от времени со зловещим шумом вырывается пар.

Атмосфера усугубляется черными костюмами и наглухо застегнутыми френчами придворных королевы Елизаветы (художник по костюмам Мариус Яцовскис). Строгая и зловещая музыка Фаустаса Латенаса гармонично окаймляет сценическое действие. В музыкальном сопровождении спектакля есть все нюансы: от страшного скрежета до стилизаций под средневековую музыку.

Спектакль Играем...Шиллера! возможно, самая сложная для восприятии постановка Современника, в которой все предметы и жесты актеров носят закодированный смысл и подчас являются символическими аллегориями. Но эти символы, которыми Римас Туминас наполнил свою постановку, складываются в гармоничное и оригинальное представление, которое на протяжении всего действия держит зрителей в напряжении.

Спектакль Играем...Шиллера! в театре Современник строится на блестящей игре Елены Яковлевой и Марины Нееловой, но не менее убедительны исполняют свои роли Игорь Кваша (граф Лестер), Илья Древнов (Мортимер), Евгений Павлов (Бастард двора) и другие актеры театра.

Современник остается одним из ведущих столичных театров, и появление на сцене театра спектакля Играем...Шиллера! подтверждает способность театра живо реагировать на современные тенденции в мировой режиссуре и оставаться по-настоящему современным и прогрессивным коллективом.

Столичные поклонники театра могут в любое время заказать билеты на спектакль Играем...Шиллера , воспользовавшись услугами компании БилетСервис. Для этого достаточно заполнить на сайте форму заказа или связаться по телефону с нашими операторами.

Елена Яковлева в роли Марии Стюарт

В спектакле "Современника" едва ли не впервые на сцене встречаются две примы этого театра - Марина Неелова и Елена Яковлева. В "сценическом варианте трагедии Фридриха Шиллера "Мария Стюарт" Неелова играет королеву Елизавету, Яковлева - Марию Стюарт. Перемена заглавия вызвана, может быть, и нежеланием "склоняться в чью-то пользу", в здешней трагедии сходятся равные, они обе - главные, первые актрисы играют первые роли. Чтобы не тянуть, сразу скажем: пока Яковлева играет свободнее, играет и трагическое, и человеческое: то, что самим Шиллером, стихом и ритмом трагедии поднято на котурны - и у нее на котурнах, там же, где надо спуститься с трагических "небес" на землю, - Яковлева спускается, буквально: хватается руками за люстру и с балкона медленно приземляется на сцену. Чуть мешает ее резкий, кажется, всегда простуженный голос, но это - единственный недостаток ее игры. Сложнее с Нееловой, которая пока скованна. Уже прозвучавшие восторги и слова о том, что все держится одной Нееловой, означают лишь то, что и среди критиков немало тех, которые обманываться рады и традиционный набор профессиональных приспособлений готовы принимать за живое. Туминас, к слову, эту скованность временами использует как краску. "Я не хочу в присутствии моем о женской слабости ни слова слышать", - говорит королева Елизавета. Боясь быть женщиной, она "экономит" жест, каменное лицо - признак мужественности. Она хочет быть жесткой и безжалостной, мужской рукою править империей, даже прическа ее - это мальчишеская короткая стрижка. В самой главной сцене трагедии - встречи двух королев - Стюарт подвижна (не только потому, что ее судьба сейчас в чужих руках), Елизавета же подобна статуе: входит и замирает. Только плечи, которые в такт дыханию поднимаются и опускаются, говорят о жизни, лицо - застывшая маска. Она плачет, оставаясь недвижимой.

Неелову понять можно. Играть трудно. Многое из того, что предложено Туминасом, играть неприятно. Что-то и невозможно. Глядя, как кидает из стороны в сторону графа Лестера, остается лишь посочувствовать актеру Игорю Кваше: что же ему играть, если в одной сцене Лестер - придворный интриган, в следующей - искренний любовник и т.д. Кваша пытается быть правдивым во всех ипостасях, но... "Пунктиром" играть очень сложно, и тут уже не обойтись словами о разности актерских школ, что, конечно, тоже имеет место.

Современниковские актеры - это видно - всеми силами старались соответствовать иным требованиям. Там, где это не противоречит простым логическим законам, этим требованиям соответствуют. И, как мы уже успели написать, все переиначив и даже перевернув вверх дном, раскрепостив все и одновременно заковав едва ли не каждую строку в специальную, для нее одной сочиненную метафору, здесь сумели не потерять воздуха трагедии. Трагическое в новом спектакле Римаса Туминаса есть.

Для Туминаса трагическое означает простое, элементарное. Он "раскладывает" трагедию на первоэлементы - воду, огонь, воздух, землю (здесь - солома, зерно). Вода льется так, как, вероятно, льется - без цели и без меры - кровь. В огне горит письмо, которое Стюарт передает графу Лестеру. Подняв над головой поднос с двумя наполненными бокалами, учится ходить Елизавета, вода проливается, и этой водой она умывает лицо. Умывается и Стюарт - водой, в которую ее только что тошнило. Грубая физиология, без которой не обходится прибалтийская режиссура - в этом Туминас мало чем отличается от ровесников и младших германцев. Это - то лишнее, отвлекающее от слова, без чего, как и без бутафорской мелочи, можно было бы обойтись, проредив воздух. (Свободен же спектакль от какой бы то ни было социальной остроты. И реплика графа Шрусбери (Рогволд Суховерко): "Проверка правды - не в голосованье" - звучит без намека на наши грядущие и прошлые выборы.)

Необходимая в подготовительных этюдах, в спектакле эта отвлекающая бутафория часто мешает. Мешает и ценным, эффектным метафорам. Становится не по себе, когда Берли (его играет наделенный какой-то всепроникающей органичностью Михаил Жигалов) обхватывает двумя руками голову - так, как потом возьмут они вместе с Лестером и понесут голову Стюарт. Или когда тот же Берли сидит у трона и колет в кулаке орехи: в контексте трагедии эти орешки подобны головам, которые ломает и крушит безжалостный Тальбот и не глядя, машинально, пожирает "мозги".

Вчера посмотрела спектакль театра "Современник" - "Играем... Шиллера!". Постановка Римаса Туминаса по трагедии Шиллера "Мария Стюарт". Конечно, сюжет разворачивающейся пьесы мне был знаком. Противостояние Английской Королевы Елизаветы I, как ее называли Королевы Девственницы и ее двоюродной сестры - сначала королевы Франции, а потом после смерти первого мужа, короля Франции, и последующего брака с королем Шотландии - Марии Стюарт- внучки короля Генриха VII, также претендующей на престол Англии.

Название спектакля меня заинтриговало. Что вкладывал режиссер в эти три точки, в это "играем" ? Попытаюсь разобраться вместе в вами.

В спектакле играют две фантастические по таланту актрисы - роль Елизаветы, Королевы Англии исполняет Марина Неелова, роль ее соперницы по престолу - Марии Стюарт - исполняет Чулпан Хаматова.

Если заглянуть в историю, а без этого трудно понять до конца сюжет, в это время по сюжету спектакля происходит противостояние Англии и Франции, а также протестантизма и католицизма. Каждая из сторон хочет укрепить свою власть и захватить побольше пространства. В политическую игру вмешивается и Шотландия, в которой сильно французское влияние и так же идет противостояние католиков и протестантов. Королева Шотландии на тот момент - католичка Мария Стюарт - теряет свои позиции в этой борьбе. Ее законный муж - король Шотландии,трагически погибает при не очень ясных обстоятельствах - задушенный в своем горящем доме, когда Мария Стюарт, влюблена в другого мужчину. Распространяется весть, что любовник Марии Стюарт убил ее мужа, по ее приказу. Но явных доказательств нет. Мария Стюарт бежит в Англию, Елизавета принимает ее. В дальнейшем Марию Стюарт судят в Англии, она признается виновной в убийстве мужа, и ее заточают в крепость. В крепости ее содержат по королевски, но она лишена свободы и медленно стареет в одиночестве. В Шотландии у Марии Стюарт растет маленький сын, в его пользу она отказалась от престола Шотландии.

Королева Елизавета - не до конца всеми признанная королева. Отец, казнив ее мать - Анну Болен - якобы за измену, признал их дочь -Елизавету незаконнорожденной. После череды браков у Генриха наконец родился долгожданный сын -будущий наследник престола принц Эдуард. Но после смерти отца он, взойдя на престол, тот прожил недолго. Потом какое-то время царствовала первая дочь Генриха VIII от первой жены -Мария, которую в народе называли Кровавая Мэри - яростная католичка, боровшаяся за католицизм в Англии, с протестантами. Но она так же скончалась рано и власть перешла к Елизавете -25 летней девушке, образованной, приятной наружности, очень молодо выглядящей, по признанию современников. В те годы женщины быстро старели от бесконечных беременностей и выкидышей. Елизавету пытаются выдать замуж, чтобы она родила наследника. Многие королевские дворы выдвигают свои кандидатуры, но Елизавета остается непреклонна. Она посвятит себя государству, она так и не выйдет замуж, возможно, боясь зависимости от мужчины, вспоминая участь множества жен ее отца, которых он казнил, убивал, что сильно впечатлило ее в детстве и молодости. Время ее правления окажется Золотым Веком Англии. Но ее будут часто упрекать в незаконорожденности, и ей придется бороться за свою власть,порой, очень жестокими методами. Так, ей придется казнить свою двоюродную сестру - Марию Стюарт, шотландскую королеву в изгнании, как претендентку на Английский престол, от чего та не отказывалась, а наоборот подчеркивала.. Мария Стюарт из гордости не отказалась от престолонаследия Англии, и ее участь была погибнуть. Елизавета, будучи старше Марии могла назначить ту своей наследницей, но Мария была католичка, а Елизавета протестантка, суровое противостояние сторонников этих направлений веры ввергло бы страну в гражданскую войну и хаос.

Но после смерти той и другой королев на престол Англии взошел сын Марии Стюарт - Яков. Он перезахоронил прах своей казненной матери в Вестминстерском аббатстве - месте захоронения королей и королев, где уже покоилась Королева Девственница – Елизавета I , и даже могилы этих двух сильных женщин оказались неподалеку. Такова судьба!

Но не все верили в то, что Королева Елизавета оставалась девственницей. У нее был друг детства - Роберт Дадли, граф Лестер, с которым ее связывали многолетние чувства, которые она называла платоническими. Он даже был впоследствии женат, но жена в какой-то момент очень странно умерла. По некоторым сведениям у Елизаветы и Роберт Дадли, граф Лестер, были тайными любовниками, и у них даже родился ребенок, которого тайно отдали на воспитание одному аристократу. Но тот на смертном одре раскрыл тайну мальчику. Сопоставив события, некоторые ученые подтвердили эту версию. В то время, когда Елизавета должна была быть беременной этим внебрачным сыном, по летописям ей приписывали болезнь водянку, из-за которой ее сильно раздуло.

Вот такой небольшой экскурс, без громких имен и дат в эпоху королев Елизаветы и Марии Стюарт.

О спектакле долго говорить не буду. Он идет уже 10 лет, и те, кто его не видел, могут посмотреть. Спектакль завораживает. У спектакля необыкновенная сценография режиссера с литовскими корнями, много лет проработавшем в Литовских театрах и впечатлив своими работами публику многих стран. Тот ужас и страх, который сидит в душах участников этой трагедии - Марии Стюарт в заключении в ожидании казни, королевы Елизаветы, борющейся со своими сомнениями и страхами потерять престол –передается на сцене предметами и движениями, внезапными всплесками лондонского тумана, стуком разбрасываемых камней и песка, брызгами воды, раскачивающимся гигантским давящим колоколом, и маленьким но крепким колоколом небольшим.

Как поступить Елизавете? Один раз и навсегда избавить себя от претендентки на престол Англии - соперницы по королевству и, как оказалось, по любви – граф Лестер, по сюжету пьесы, любит Марию Стюарт, пытается спасти свою любовницу, но, боясь разобрачения, предает ее. Но если Елизавета казнит Марию по, скорей всего, ложному обвинению в убийстве мужа - она войдет в историю, как кровавая, несправедливая, жестокосердная королева! Марию будут жалеть, а Елизавету проклинать, как убийцу.

Эти бушующие страсти так раскрывают перед нами актрисы, что кажется, они выворачивают себя наизнанку. Ты чувствуешь, что чувствуют они, ты тоже не можешь принять решение, ты жалеешь и ту и другую, ты видишь, что они только марионетки в руках политических партий, а разменная монета - их жизнь. Трудно пересказать. Спецэффекты спектакля - подчеркивают опустошение обеих королев, предательское окружение, страх и ужас данного поворота их жизни.

Особенно впечатляет сцена с Елизаветой, в тяжелом королевском платье, руки которой на рогатинах, и она сама, как марионетка. Она как бы против своей воли подписывает смертный приговор и назначает казнь Марии Стюарт. Играет ли она в марионетку, чтобы замести следы и прикрыть свою жестокую месть разлучнице или на самом деле обстоятельства ее вынуждают прибегнуть к казни королевы Марии Стюарт? Многоточие....Как и история самой Елизаветы - пьеса в трактовке "Современника" не дает ответа.

Мария Стюарт в исполнении Чулпан Хаматовой - тоже поражает. Она чувственна, она красива, она любима, ее речь ясна и тверда, она ждет спасения от своего любимого, который ее обнадежил. Граф Лестер предпринимает шаги, чтобы Мария встретилась с Елизаветой, чтобы сердце Елизаветы дрогнуло, но сам в результате оказывается перед угрозой смерти за заговор против Елизаветы и предает Марию и шанс на ее спасение. Месть Елизаветы - Лестер будет организовывать казнь своей любовницы - Марии.

Мария стойко принимает свою судьбу. Мария красиво и достойно ушла, простив напоследок своих врагов и убийц - несломленной женщиной и королевой.

Что же остается победительнице Елизавете? Хиреть, стареть в одиночестве и мучиться муками совести?

После окончания спектакля все еще хочется думать над непростой судьбой этих двух сильных женщин, вошедших в историю.

И не сразу спектакль отходит от тебя. Играют ли старинную пьесу Фридриха Шиллера, или пытаются заглянуть внутрь, в души этих людей?.... Многоточие....

«Играем Шиллера» - постановка Римаса Туминаса по одной из самых известных пьес немецкого драматурга Фридриха Шиллера, трагедии «Мария Стюарт». На сцене Современника это не только противостояние двух королев, Елизаветы I и Марии Стюарт, но и настоящая творческая дуэль Марины Нееловой и Чулпан Хаматовой.

О спектакле «Играем… Шиллера»

Шиллер писал свою трагедию «Мария Стюарт» более 20 лет, и когда работа была окончена, признался, что за это время он овладел искусством драматургии в совершенстве. В театрах Москвы эту пьесу ставили неоднократно. Но версия Римаса Туминаса в Современнике получилась, действительно, одной из самых ярких.

Режиссер, известный своим умением показывать эмоции сквозь призму напускной холодности, сумел вовлечь зрителей в водоворот дворцовых интриг, ревности, зависти, блистательных взлетов, тяжелейших падений. Все это вынуждены переживать две, по сути, несчастные женщины, порабощенные силой своей власти.

Премьера спектакля «Играем… Шиллера» в Современнике состоялась 1 марта 2000 года. Первоначально он назывался «Мария Стюарт», а на сцене блистали Марина Неелова и Елена Яковлева. Шло время, изменилось имя постановки, и частично актерский состав - Марию Стюарт теперь играет Чулпан Хаматова. Постоянным остается лишь одно. «Играем… Шиллера» - один из самых ярких спектаклей в репертуаре Современника.

Другие работы режиссера

«Играем… Шиллера» - не единственный спектакль Римаса Туминаса в Москве. После него столичные зрители увидели на сценах различных театров постановки «Пристань» (театр имени Евгения Вахтангова), «Евгений Онегин» (театр имени Евгения Вахтангова), «Пиковая дама» (Большой театр), «Горе от ума» (Современник) и многие другие.

Как купить билеты на спектакль «Играем… Шиллера»

Несмотря на то, что спектакль «Играем… Шиллера» идет уже почти два десятка лет, попасть на него в 2018 году по-прежнему не просто. На сцене Современника действительно «сошлись» звезды - и режиссерский талант, и прекрасный текст, и великолепная актерская игра. Каждый сам решает - на что именно из этого калейдоскопа он идет смотреть. Мы готовы не только помочь вам купить билеты на «Играем… Шиллера» - мы сделаем это так, чтобы вам было:

  • комфортно - для этого предусмотрена возможность заказа онлайн и по телефону, а также несколько способов оплаты;
  • удобно - для этого есть бесплатная курьерская доставка по Москве и Санкт-Петербургу;
  • приятно - для этого существует система бонусов и скидок.

О том, что персональный менеджер поможет решить все вопросы и подберет лучшие места в любой ценовой категории не стоит даже и говорить - это наша работа, которую мы выполняем на «отлично»!

Как описать спектакль «Играем… Шиллера» в двух словах? Наверное, лучше всего для этого подойдет фраза «это надо увидеть». И это действительно так!



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка