Гоголь шинель башмачкин неуверенность в себе. По произведению Н.В

Акакий Акакиевич Башмачкин - «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется гемороидальным». Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета.

Источник: повесть "Шинель"

И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование. «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие.

«Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно - переписыванье. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («…и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости…»). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права.

«Что-то бог пошлет переписывать завтра?» - думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванъе стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни. Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб…»). В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием.

Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы. За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни - отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Долгожданный день наступил - шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал - в его жизни произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» - чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил.

И вдруг - шинели не стало.

Кража ее для Акакия Акакиевича равноценна потере жизни. У него украли жизнь, но энергия, которой успела напитать его шинель, еще позволила ему попробовать отстоять ее. Он даже решился пойти к частному приставу и четырежды добивался у него аудиенции. Но на пути маленького чиновника встает «значительное лицо». Его грозный окрик, сопровождаемый топаньем ногою, сломил несчастного просителя. Акакий Акакиевич был вновь загнан в рамки его «переписыванья». Но он уже привык к своей новой Идее, к своему новому миру и не может вернуться к прежнему состоянию. Он узнал, что значит жить по-иному, и отбирать эту возможность у него - жестоко. Вот этой жестокости, этого крушения всех надежд и не вынес Акакий Акакиевич Башмачкин.

Так, может быть, в гибели героя виновен просто жестокий человек? Нет, «значительное лицо» изображен Гоголем отнюдь не как бездушный злодей. Он прекрасный семьянин, хороший товарищ, человек, не лишенный сочувствия, и вообще, как пишет автор, «человек очень порядочный». Не человек, а чин раздавил Акакия Акакиевича. Еще недавно «незначительное, лицо», став «значительным», внезапно получает власть и решает, что имеет право поворотить вселенную. Этот герой - своего рода символ безликой, бесчеловечной власти государства, его чудовищной бюрократической машины, калечащей души и маленьких, и больших людей.

Акакий Акакиевич не может противостоять этой машине, но не может уже и мириться. И он умирает, забытый всеми.

В финале «Шинели», как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица». Неприметный чиновник, униженный и раздавленный государством, потеряв все, превращается в грозную опасность для этого государства. И, несмотря на то, что в последней сцене повесть как бы входит в мир более обычных представлений и фактов, мы воспринимаем ее как игру с реальностью. Незамеченный при жизни, после смерти герой добивается «всеобщего признания». Появление призрака не только наводит страх, но и заставляет людей заглянуть в свои собственные души, что-то кардинально меняет в их жизни. Даже «значительное лицо» стал гораздо реже говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»

«Маленький человек» с его маленьким внутренним миром может вызвать иронию, сочувствие или жалость. Он не ощущает своего ничтожества, так как его примитивные стремления вполне соответствуют его жалкому положению. Но «маленький человек», однажды почувствовавший себя большим, а затем снова загнанный в узкие рамки, становится фигурой поистине трагической, ибо не хочет мириться со своим униженным положением, но и противопоставить враждебному миру значительных лиц ничего не может. Однако Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность для общества таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, плебейская гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как мир глубоко трагический по своей сути.

Нещерет Е. И. (Нежин, Украина), сотрудник Нежинского государственного педагогического университета / 2002

Тема страха проходит через многие произведения Н. В. Гоголя (комедии «Ревизор», «Женитьба, поэму «Мертвые души», повести «Страшная месть» «Вий» и др.). Во всех произведениях страх вплетен в композиционно-сюжетную линию, имеет специфическое проявление. Стилистически значимым он является и в повести «Шинель».

Движение сюжетной линии позволяет проследить характер и динамику этого аффективного состояния, его экспрессию. Страх являет собой особое звено тревожного ряда, которое включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги.

Наименьшая интенсивность тревоги — это ощущение внутренней напряженности. Описание такого состояния героя повести читатель прослеживает уже на первых страницах через отношение к герою сослуживцев департамента. Акакию Акакиевичу, мелкому «чиновнику для письма», в этом заведении «не оказывали... никакого уважения», «начальники поступали с ним как-то холодно / деспотически», «молодые чиновники подсмеивались и острили над ним», «сыпали ему на голову бумажки». Казалось бы, наш герой свыкся с таким обращением и даже, как замечает автор, «не делал ни одной ошибки в письме» при этом. Но не случайно перечисление всех не столь приятных обращений, они нагнетают внутреннюю напряженность состояния героя, для которого подобное отношение все же небезразлично: шутки сослуживцев иногда становились «слишком невыносимыми». Безмолвный Акакий Акакиевич вынужден был произносить: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», «и что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены».

Его слова свидетельствуют о тягостном душевном дискомфорте, который он переживает. Это ощущение еще не имеет оттенка угрозы, но служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных реакций: если до отмеченного момента придирки чиновников не оказывают определенного влияния, то со временем они приобретают значимость, превращаясь в стимулы раздражения.

Дальнейший ход событий выявляет нарастание тревожных симптомов. Да и как им не быть, если на «жизненной дороге» «титулярных советников» встречается немало «разных бедствий». Одно из них, «сильный враг всех получающих четыреста рублей в год жалования или около того», - северный мороз и ветер, которые заставили Акакия Акакиевича внимательнее присмотреться к своему расползающемуся капоту, служившему также предметом насмешек чиновникам.

Вся процедура несостоявшегося ремонта, а потом и пошивки новой шинели, сопровождается сценами тревожных ощущений, которые испытывает герой произведения и которые начинает испытывать читатель, предвидя трагическую развязку. Вспомним сцены у портного Петровича, которые под мастерским пером Н. В. Гоголя превращаются в малословную психологическую дуэль персонажей. Первое ощущение Акакия Акакиевича от неизбежной встречи с Петровичем - " было неприятно«, что пришел как раз тогда, «когда Петрович сердился». Это не предвещало ничего хорошего, и «Акакий Акакиевич хотел было уже, как говорится, на попятный двор», но нужно было начинать разговор, и заказчик «невольно» выговорил: «Здравствуй Петрович!».

Дуэль началась. Психологическая напряженность описываемой ситуации тонко передается средствами языковой обрисовки действий персонажей, их речи.

Неосознаваемая до сих пор тревога начинает находить свой объект. В душе Акакия Акакиевича зарождается страх. Вначале это страх оттого, что Петрович откажется чинить шинель, а Акакий Акакиевич надеялся, что починкой его гардероба все и обойдется. В текст повествования вводятся конкретные индикаторы страха. Обращает на себя внимание путаная речь героя, пытающегося сохранить прежнюю шинель («А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно... вот видишь...»); сердцебиение (на категоричный отказ портного у Акакия Акакиевича «екнуло сердце»); рассеянность внимания (при слове «новую» у Акакия Акакиевича «„затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло перед ним путаться). Психологическая дуэль накалялась: если Акакий Акакиевич находился „будто во сне“, то Петрович отвечал ему „решительно“, „с варварским спокойствием“. Страх находит другой объект, теперь уже стоимость пошивки новой шинель. Сумма, которую называет Петрович (а „он любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов“), заставляет бедного Башмачкина даже вскрикнуть „может, быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса“. Добавляются другие показатели психической реактивности: от Петровича Акакий Акакиевич „вышел совершенно уничтоженный“, „вышел на улицу.. был как во сне“; „пошел совершенно в противоположную сторону, сам того не подозревая. Дорогою задел его всем нечистым своим током трубочист и вычернил все плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома. Он ничего этого не заметил...“. Наблюдается одновременность и последовательность нескольких проявлений страха: путаная речь, кратковременное замедленное поведение, сердцебиение, съеживание, удаление от раздражителя.

В роль особых знаков внутреннего состояния героя в повести выступают зарисовки-описания места действия. В этом плане психологически выразительна дорога Башмачкина с вечеринки в новой шинели. Описание вечера, дороги гармонирует с внутренним состоянием персонажа: на улице было сначала светло, и Акакий Акакиевич „шел в веселом расположении духа, даже подбежал было... за какой-то дамою“, но потом „потянулись... пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером“, улицы делались все глуше и уединеннее, реже появлялись фонари, чернели лачужки, впереди перед Башмачкиным - “ бесконечная» площадь, которая «глядела страшною пустынею». Напряженность внутреннего состояния героя растет: «Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась.

Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце предчувствовало что-то недоброе». Тревога, стимулируемая темнотой, пустынностью, сменяется страхом. В ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы «у него затуманилось в глазах и забилось в груди... Акакий Акакиевич хотел было закричать „караул“ - в это время „какие-то люди с усами“ сняли с него шинель; когда опомнился, никого уже не было.

Страх в зависимости от интенсивности переживается Башмачкиным как предчувствие, неуверенность или полная незащищенность. В таком состоянии, например, мы видим его при встрече с генералом, к которому он обращается с надеждой, что „значительное лицо“ поможет найти шинель: „Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился“. Интенсивность страха варьирует от предчувствия чего-то неприятного до ужаса.

Страх при виде „значительного лица“ сильно влияет на течение всех психических процессов героя: снова скованная речь (»... и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чес в другое время, частиц «того»...«); » вспотел ужасным образом«; старался «собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была»; после того, как генерал «топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакий Акакиевичу сделалось бы страшно», он и совсем «обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять», «его вывели почти без движения», «как вышел на улицу, ничего этого не помнил», «шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров». Каждая художественная деталь во всех сценах повести оказывается психологически значимой, позволяет наблюдать изменение психического состояния героя. Как видим, страх в различных его проявлениях пронизывает всю повесть. Сцены экспрессии страха имеют отношение и к другим персонажам повести. Страх заставляет, например, чиновников, которые носят «всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы...», и после смерти главного героя испытывать тревожно-боязливое возбуждение.

Указание на особую интенсивность эмоции, которую переживают чиновники при виде мертвеца, передается Н. В. Гоголем интенсивами весь, всякий, такой, даже: «... это внушило ему, однако же, такой страх, что он бросился бежать со всех ног», «будочники получили такой страх к мертвецам», «почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка» и под.

Источниками страха в повести служат предметы, люди (живые и мертвые), ситуации, вызывающие экспрессивные реакции либо при прямых столкновениях, либо через формирование предположений, через антиципацию.

Каждый частный прием в обрисовке эмоционального состояния страха - еще одна грань гоголевского писательского таланта, его видения души человека, внутренних изменений эмоций. Н. В. Гоголь сам неоднократно указывал на свой дар психолога: «Из всего того, что мною написано, несмотря на все несовершенство написанного, можно, однако же, увидеть, что автор знает, что такое люди, и умеет слышать, что такое душа человека».

Все отмеченные особенности экспрессивного проявления эмоции страха в повести свидетельствуют о реалистичности представления этого тревожного состояния в художественном тесте и о мастерстве владения писателем приемами создания психологического образа.

Литература

1. Гоголь Н. В. Шинель. - М., 1978.

2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. - Т. 13. - М., 195.

Цели урока:

  1. Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;
  2. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
  3. Ответить на вопросы:
  • Актуальна ли проблема “маленького” человека в наши дни?
  • А как должно быть в жизни?

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению (портреты Башмачкина);
  2. Схема создания синквейна;
  3. Кроссворд (сетка);
  4. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
  5. Урок предварительно планируется по календарному планированию на 23 марта;

Ход урока

“Весь мир против меня:
Как я велик!…”

М.Ю.Лермонтов

1. Вступительное слово учителя:

Герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем годовщину со дня рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

3. Аналитическая работа с текстом повести:

Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

4. Элемент драматической постановки:

Ребята, к нам пожаловали первые гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

(Выходит “один молодой человек”, который служил в том же департаменте, что и Башмачкин):

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Ребята, встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

5. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

6. Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

7. В конце нашего разговора, как и обещали, давайте сделаем подарки Акакию Акакиевичу, все-таки мы отмечаем его день рождения.

Мы подарим ему наши творческие работы – синквейны, которые напишем сейчас.

Схема создания синквейна – на доске:

  • 1 строка: Кто? Что? (1 существительное)
  • 2 строка: Какой? (2 прилагательных)
  • 3 строка: Что делает? (3 глагола)
  • 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
  • 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Безобидная, нелепая, возвышающая,
Любит, страдает, живет,
Бабочка погибает у пламени огня,
Как неправеден этот мир.

8. Дети читают свои синквейны.

9. Заключительное слово учителя:

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

Повесть Шинель написана в 1842 году. В ней Гоголь очень удачно развивает начатую А.С. Пушкиным в рассказе «Станционный смотритель» тему маленького человека .

Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин , простой писарь в департаменте, не владеет собственной судьбой - он слишком мелок для этого. У даже почти нет чувств, кроме любви к своей шинели. Когда ее похищают, он умирает. Но история, рассказанная о нем, абсолютно банальна. Именно в этом и главная сила повести - в том, что описанное запросто могло случиться с любым из простых людей.

Типический характер Башмачкина

Через образ Башмачкина нарисован быт Петербурга, низших его слоев. Из окон здесь выливают помои, а чтобы накопить денег и позволить себе новую шинель, нужно жестко экономить. Над Башмачкины смеются товарищи, а он обижается и не понимает, что где-то возможна другая жизнь. Сжалился над ним некий молодой чиновник, который сказал, что маленький человек тоже достоин сочувствия.

Чтобы справить себе новую шинель, Башмачкин жертвует всем . Момент получения ее - это момент высшего счастья, Акакий Акакиевич мгновенно меняется. На него начинают обращать внимание люди, его хвалят. И когда однажды, по дороге из гостей, шинель похищают на улице, жизнь его идет под откос. Башмачкин пытается искать ее, но ему отказывают, т.к. для таких мелких людей справедливости нет - никому не интересны их проблемы, никто не хочет им помогать. Очевидно, что если бы несчастье случилось у человека влиятельного и обеспеченного, отреагировали бы по-другому. Но Акакий Акакиевич натыкается лишь на стену равнодушия.

В повести появляется Значительное лицо - по-видимому, какой-то молодой генерал. По сути, он неплохой человек, но недавно полученный высокий чин сбивает его с пути истиного. Поэтому он сурово относится к Башмачкину, когда тот обращается за помощью. Выйдя от генерала огорченным, он простужается на улице и в итоге умирает от горячки. Значительное лицо, узнав об этом, даже переживает. Но недолго.

Протест против социального неравенства и несправедливости

Но в финале мы видим, что несчастья могут происходить со всеми, независимо от статуса или сословия. После смерти Акакий Акакиевич начинает метаться призраком по улицам, срывая шинели со всех прохожих, вплоть до значительного лица. Таким образом он добивается высшей справедливости - возмездие, даже со стороны маленького человека, может настигнуть кого угодно.

Гоголь явно критикует существующий в России бюрократические порядки и искренне сочувствует своему герою. Он допускает в повествовании юмор, но очень деликатный.

Впоследствии «Шинель» станет отправной точкой для целого литературного направления («натуральной школы»), которое решит описывать именно жизнь мелких, рядовых людей. Многие писатели второй половины XIX века потом говорили, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели».

«Все мы вышли из гололевской "Шинели"» - что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели. Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?

Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» - повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.

Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.

В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице. Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире. Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.

Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.

Любимое дело Башмачкина

Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, и снова садился за переписывание бумаг. Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился. Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».

Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет - с лысиной и в вицмундире.

"Зачем вы обижаете меня?"

Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.

В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники. Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина. А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.

В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый - замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.

Цель Башмачкина

Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов. Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую. Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.

Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».

Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.

Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.

Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.

Счастливый чиновник

Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент. Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.

Трагедия Башмачкина

Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить. После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника. По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.

Смерть чиновника

На следующий день Башмачкин отправился в департамент во всем известном капоте. Многие его жалели, советовали обратиться к одному значительному лицу: быть может, он поможет разыскать грабителей, которые похитили новую шинель. Акакий Акакиевич так и поступил. Но значительное лицо было лицом весьма грозным, по крайней мере хотело казаться таковым. Начальник не стал слушать Башмачкина, напротив, накинулся на него так, что тот едва духа не лишился прямо в его кабинете.

Призрак

Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.

Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель. Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка