Делу время- потехе час! Рассказ по пословице делу время потехе час Делу время а потехе час небольшой рассказ.

Сегодня погода скверная: мороз, метель. Лишенных свободы на внешнюю работу не погнали.

Амельку, согласно его просьбе, потребовали в «ликбез». Он неплохо умел читать-писать, но нарочно прикинулся безграмотным. Ну что ж… Поваляет дурака, потом, глядишь, проберется в культкомиссию, в актеры, либо как… Ну, хоть сцену подметать. А там - два дня высидки считают за три. Вот и хорошо.

Ликбез - светлая теплая комната. Она ничуть не напоминает места заключения. И сидящие в ней чувствуют себя почти на воле. Парты учеников, стол и мягкое кресло преподавателя. По стенам таблицы с крупными буквами, географические карты, портреты вождей, соответствующие лозунги на красных, кумачовых полотнищах; «Безграмотный подобен слепцу». «Мы - люди некультурные, мы - люди нищие, но это ничего, была бы охота учиться». В углу черная доска с мелками.

Преподаватель довольно необычайного вида, в опрятном пиджаке, в чистой, при галстуке, рубашке, штиблеты блестят. Русая остренькая бородка, бачки, волосы на прямой пробор. Он напоминает учителя словесности пансиона благородных девиц. Звать его: Степан Федорыч Игнатьев; вор-фармазонщик, рецидивист, с университетским образованием.

Эй, как вас, Схимников! К доске… Амелька, глуповато улыбаясь, идет вперевалку к доске, берет мел.

Изобразите букву «А»…

Печатную или писанную?

То и другое…

С полным удовольствием.

Амелька пишет нечто вроде буквы «Ж» и ряд каких-то бессмысленных каракулей, потом заявляет:

Мы темные… Не можем.

Сотрите, идите на место, - говорит преподаватель, пишет сам пять первых букв алфавита, приказывает младшей группе списывать в тетрадки по тридцать раз каждую букву и направляется к средней группе:

Диктант! Приготовьтесь! Пишите: «Рабы не мы, мы не рабы. Рабы не мы, мы не рабы…»

Повторяя нараспев театральным тенорком эту фразу, франт-преподаватель расхаживает между партами, мечтает о предстоящем скором своем освобождении, о черных очах Шурки-цыганки, о воровском рейсе в Москву, где непочатый край всяческих возможностей.

- «Рабы не мы, мы не рабы…» Написали?

Есть, гражданин преподаватель! - выбрасывает руку чья-то рыжая, облезлая голова в очках.

Остальные, от шестидесятилетних стариков до голоусых юношей, потея, царапают карандашами по бумаге.

Старшая группа с тяжким сопеньем, вздохами решает трудную задачу на сложение.

* * *

Клуб устроен в домовой церкви бывшего тюремного замка. Здесь кипит живая культурная работа дома заключения, вмещающего в своих стенах не одну сотню лишенных свободы. Средина церкви отведена под зрительный зал. На крыльях, хорах, в закоулочках - ряд комнаток специального назначения. Самая обширная - кабинет заведующего учебно-воспитательной частью. Ему непосредственно подчинены: культкомиссия, редколлегия и совещание воспитателей. Далее идут библиотечный совет с читальнями по отделениям и красными уголками, художественный совет с театром, в театре - спектакли, лекции, концерты, киносеансы. Затем школьный совет с тремя школами. При культкомиссии же - совещание камерных уполномоченных, «культурников», по одному от камеры. А при совещании воспитателей - юридическое бюро, обслуживается юристом из заключенных.

При посредстве такого сложного аппарата делаются самые серьезные попытки переработать психику преступника, укрепить его волю, привить навыки полезной трудовой жизни, словом - из вредного, социально опасного человека создать полезного члена государственной семьи.

Театральный зал. Сейчас идет репетиция «Ревизора». Коротконогий толстяк, которому недавно и совершенно зря наклали по шее, обрел свою стихию. Он прекрасно играет Осипа. Участвующие покатываются со смеху. В перерыве, когда режиссер стучит палочкой на отдых, толстяк рассказывает:

Однажды в Смоленске, на торжественном спектакле, в присутствии господина губернатора я вот так же играл Осипа. А накануне всю ночь провинтил в картишки. И можете себе представить, ложусь я на кровать, руки за голову. Открывается занавес, публика ждет от меня монолога, а я молчу. Можете себе представить - уснул как зарезанный, даже захрапел. И кто-то половой щеткой из-за кулис мне в рыло. Я вскочил, протер глаза. А в зале хохот. Его превосходительство встали и ушли… - Глазки толстяка покрылись масленым налетом; отвислые щеки дрожали от сдерживаемой улыбки.

Ну-с, прошу! - крикнул режиссер. - По местам, по местам! Суфлер, подавай!.. Бобчинский и Добчинский, катитесь петушком… Сильней подчеркивайте классовое расслоение… Городничий! Елико возможно, впадай в кулацкий уклон. Еще раз напоминаю, что идеология Гоголя подмочена, имея в виду его переписку с друзьями. Поэтому всячески старайтесь в каждом жесте выпрямлять идеологическую линию… Итак… суфлер!

В зрительном зале в это время четверо парней малевали декорации. Засучив штаны и рукава, они ходили с длинными кистями и клали смелые мазки на полотно. С хор кричал главный их руководитель, маляр по профессии, вор-домушник Митька Клеш:

Клади гуще! Печку, печку гуще оттеняй! Для рустика - тонкую кисть. Куда ты, корова, макаешь в сурик?! Синькой надо! Протяни карниз белым. Тьфу, черт… Ударь по душнику! Блик, блик положи! Постой, испортил… - И сломя голову он с хоров несется вниз.

Одна из самых оживленных комнатенок - это помещение редколлегии, где фабрикуются журнальчик «Возрождение» и стенная газета «Волчок». Она вся в криках, в шорохе бумаги, в лязге работающих ножниц, в густой сизой завесе махорочного дыма: дым ест до слез глаза, мешает дышать, но литераторы-лишенцы этого не замечают. Самый молодой из них - редактор. Ему едва минуло двадцать лет. У него мужественное бледное лицо, длинные волосы. Голос у него громок, жесты широки, он похож на провинциального поэта. Звать его: товарищ Ровный. Совершенно одинокий, не знавший отца, брошенный поломойкой-матерью, он с малых лет путался в беспризорниках, потом стал на дорогу, поступил рабочим на завод» сделался комсомольцем. Но, не обладая твердой волей, подпал под влияние хулиганствующей шатии и был уличен в попытках добиться любви одной из девушек путем насилия. Все прошедшее кажется ему теперь, на расстоянии, каким-то туманным кошмаром. Он полон внутреннего раскаяния и заглаживает свою вину безупречной работой в доме заключения.

Пристукивая ладонью в стол, он глядит сквозь дымовую завесу в лукавые глаза маленького толстоголового человека, стоящего по ту сторону стола, и под шумный галдеж ведет с ним нажимистый, твердый разговор.

Я на вас, дорогой товарищ, - говорит он, - в большой обиде.

А чем же я вас, товарищ, затронул? - лукавя глазами, спрашивает толстоголовый, и взнузданный рот его кривится серпиком, концами вверх.

А кто заметку обещал и не пишет? Кто сознательного из себя корчит, а между прочим только и знай, что в домино дуется? Это вы, товарищ дорогой.

А где тема? - улыбчиво вопрошает лукавый. - Искал, искал, найти не могу. Не все же писать, что из книг игральные карты делают, а от мата на ушах мозоли нарастают… Надоело.

Как, тем нет? - И редактор запускает в свои длинные волосы измаранные в клейстере и чернилах пальцы. - Да я вам, товарищ Джим, сразу десяток тем найду. Например, какой момент сейчас переживает СССР?..

Джим отступил на маленький шажок и крикнул, ударив себя в сердце:

Товарищ редактор! Вы, видно, за мальчика меня считаете? Я, может, сам кровь на гражданских фронтах проливал… Не все же я в исправдомах сидел. А…

Успокойтесь, успокойтесь! - старался перекричать его редактор, стуча ладонью по столешнице. - Значит, вы согласны, что теперь требуется наибольшая выдержанность, спайка с пролетариатом? А кто является вождем революции во всем мире?

Большевики. Ясно.

А кто является рупором революции?

Советская печать.

А много ли наш дом заключения выписывает газет? На семьсот человек мы выписываем двадцать газет всего. По две газеты на камеру… Позор!

Я вас понял, - сказал Джим. - Дайте, товарищ Ровный, лист бумаги. Через час фельетон будет готов. Тренькает звонок внутреннего телефона.

Ало, ало!.. Да, да, редактор. Это стеклография? Сейчас… - И, обращаясь в дым, кричит: - Самоглотов! Мишка!..

Есть Мишка! Чего тебе?

Сколько полос в газете?

Двенадцать…

Ало! Слушаете?.. Двенадцать полос… А журнал готов? Сто экземпляров… Я сейчас приду. И еще крики:

У кого гуммиарабик?

Что вы, черти, с булкой, что ли, сожрали его?..

Тише, тише! Ша!.. Товарищ Махнев, читай… Юркий, черненький, сухолицый поэт чахоточно откашлялся и заскрипел сверчком:

СОВЕТСКИЙ ИСПРАВДОМ

Не так давно то время было.

Читал про наш я исправдом,

Но скоро мне судьба сулила

Изведать все порядки в нем.

Там гражданин, лишась свободы,

Найдет себе любимый труд,

Забудет прошлые невзгоды,

Найдет, где сердцем отдохнуть.

Не то, что было при царизме:

Никто не носит кандалов.

Здесь выпускают для отчизны

Уже исправленных сынов.

Ни разу жалеть не приходилось,

Что в исправдоме нахожусь,

Но даже рад, что так случилось:

Я здесь с любовию тружусь!!

Глупо!.. Неосновательно, - кто-то прервал его из дымовой завесы, - Ты прямо-таки заманиваешь граждан в исправдом: пожалуйте, мол, у нас много лучше, чем на воле. Где идеология, где смысл? Надо больше соли, самокритики… Да и рифма… Нет, не пойдет…

Товарищи! Прекратите куренье!.. Откройте окно и - на пять минут в зал…

Из морозной мглы хлынул поток свежего воздуха. Выводной отпер дверь, и под его надзором лишенцы-литераторы все вышли из коптилки в зрительный зал, где работают актеры.

Репетиция не клеится. Режиссер, товарищ Полумясов, желчный, морщинистый, с черными накрашенными усами, отбывает наказание за службу в царской охранке. Он в свое время немало играл в любительских губернских спектаклях, человек опытный, требовательный, нервный. А тут, как на грех, пожелал участвовать в спектакле сам помощник начальника дома, артист никудышный, неповоротливый, как книжный шкаф, и торопливый в слове. Он играл Тяпкина-Ляпкина, судью.

Не так, гражданин начальник, не так, - обрывал его вспотевший длинноногий, как страус, Полумясов. - Я ведь вам говорил, что при словах: «Да, нехорошее дело заварилось», - вы должны перейти сюда, на авансцену. И, ради бога, не показывайте спину публике.

Начальник кой-как поправлялся. Но режиссер опять учил его:

Больше жизни! Что вы делаете с руками?..

Начальник дулся, но старался сдерживаться. Наконец нервы режиссера лопнули, он закричал начальнику:

Да повернитесь же к публике лицом, а не задом! Не глотайте слов. Говорите раздельно!.. Ведь это же не игра, а черт знает что…

Начальник побагровел:

Кто я здесь?! А хочешь в одиночку! - Он плюнул в левую кулису, нахлобучил фуражку и ушел.

Сделалось тихо. Бледный режиссер трясся, нервно отгрызал кусочки спички и выплевывал. Редколлегия, толкаясь и посмеиваясь, повалила в освежившуюся комнату.

Тут жена гоголевского городничего, Анна Андреевна (лишенка женского отделения Колечкина), подошла к дочери своей, Марье Антоновне (лишенке Зонтиковой), и спросила ее:

На каком таком основании ты распространяешь гнусную сплетню, что будто бы я пишу любовные записочки хлеборезу Митьке?

Ничего подобного… Знать не знаю, - затрясла кудерышками Марья Антоновна, городничего дочка. - А что касаемо Митьки твоего, то он известный подлец, и я плевать на него хочу…

Ах ты стерва! - крикнула городничиха.

От стервы слышу!

Обе артистки обменялись звонкими, наотмашь, пощечинами и яро вцепились в прически.

Остынь, остынь! - крикнул выводной. - Марш по камерам!

Репетиция закончилась. Выводной погнал артистов по местам.

Вечером все уладилось. Тяпкин-Ляпкин ласково вел режиссера под руку, говорил ему:

Брось, друг… Не сердись. Ты, брат, хоть и режиссер, да заключенный… А я все-таки начальник…

Да я, гражданин начальник, и не думал вас обижать…

Ну, ну… Было да прошло… Идем.

В освещенном зале вновь собралась вся труппа. Репетиция на этот раз проходила дружно. Тяпкин-Ляпкин подтянулся. Анна Андреевна с Марьей Антоновной тоже помирились: о злодее Митьке-хлеборезе ни гугу.

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы»
Картина Николая Сверчкова. 1877 г.

Все мы знаем пословицу "Делу время, потехе час ", в том числе и благодаря эстрадному хиту Аллы Пугачёвой на музыку Раймонда Паулса, вышедшему в 1985 году. Однако фраза эта родилась не в двадцатом, а в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу , отцу первого русского императора Петра I.

Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты. Полностью фраза звучит так:

«Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час ».

Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и считал, что «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится », то на первое место он поставил время, отводимое делу. Однако добавил, что помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху).

Царская мудрость полюбилась народу и стала пословицей, дошедшей до нашего времени сквозь 4 столетия.

Необыкновенную картину, изображающую царя Алексея Михайловича, написал в 2001 году современный российский живописец Павел Рыженко (1970-2014), чьё творчество, к сожалению, пока ещё известно далеко не всем, хотя по праву заслуживает не то чтобы собственного зала в крупной художественной галерее, но даже целого отдельного музея. (Сайт - павел-рыженко.рф ).

На этой картине царь словно живой. Он смотрит на нас вдумчивым, немного отстранённым взглядом. Рядом - книга, возможно, Священное писание. Позади - икона с зажжённой лампадой. В глазах царя нет осуждения, однако невольно вспоминаются строки Лермонтова: "Печально я гляжу на наше поколенье!". Под двойным взглядом - небесного царя и царя земного - становится стыдно за всё, что мы когда-то сделали не так.

Комментарий Павла Рыженко к картине :

Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец первого русского императора Петра I — последний государь так называемого «допетровского» времени. Принято считать это время темным, невежественным, а Государей — почти сказочными старичками-бородачами. Но не таковыми были они в действительности. Не суетливость, выдаваемая за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа. Это были не избираемые толпой и деньгами, а поставляемые Богом помазанники. Недаром Алексей Михайлович был назван народом Тишайшим. В этом именовании чувствуется и сыновняя любовь, и признание могучести служения царского, которое, как и всякая истинная сила, всегда тиха как океан.

Документальный фильм Елены Козенковой "Выбор веры". Посвящается памяти русского художника Павла Рыженко, ушедшего от нас в вечную жизнь 16 июля 2014 года:

Передача "Православная энциклопедия. Подвиг духовный и подвиг ратный" с участием Павла Рыженко:

Елена Кабилова

Делу время и потехе час

Делу время и потехе час
В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича (1629-1676) была составлена "Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути", то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к "Уряднику" Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку: "Прилог книжный или свой; сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час" (Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения сокольничья пути... издал П. Бартенев, М. 1856, с. 92). Слова "прилога", то есть приписки, стали пословицей, которую часто толкуют не вполне правильно, понимая под словом "время" большую часть, а под словом "час" – меньшую, вследствие чего изменяют и самый оборот речи: вместо "и" ставят "а": делу время, а потехе час". Но царь не помышлял о том, чтоб потехе из целого времени отдавать только час. В этих словах выражена мысль, что всему свое время: и делу и потехе. В том же "Уряднике" час обозначает также и время: "время наряду и час красоте..." Приписка напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле – о службе государству. (И. Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Делу время и потехе час

В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича (1629-1676) была составлена "Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути", то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце предисловия к "Уряднику" Алексей Михайлович сделал собственноручную приписку: "Прилог книжный или свой; сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час" (Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения сокольничья пути... издал П. Бартенев, М. 1856, с. 92). Слова "прилога", то есть приписки, стали пословицей, которую часто толкуют не вполне правильно, понимая под словом "время" большую часть, а под словом "час" – меньшую, вследствие чего изменяют и самый оборот речи: вместо "и" ставят "а": делу время, а потехе час". Но царь не помышлял о том, чтоб потехе из целого времени отдавать только час. В этих словах выражена мысль, что всему свое время: и делу и потехе. В том же "Уряднике" час обозначает также и время: "время наряду и час красоте..." Приписка напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле – о службе государству. (И. Забелин. Опыты изучения русских древностей и истории).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Делу время и потехе час" в других словарях:

    Делу время и потехе час - крыл. сл. В 1656 г. по приказу царя Алексея Михайловича (1629 1676) была составлена «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», то есть сборник правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. В конце… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    делу время, а потехе час - посл. Нужно отдавать делам больше времени и внимания, чем забавам и развлечениям. 1. Современный смысл пословицы (приданный ей еще в XIX в.) ошибочен с исторической точки зрения. Возникновение ее связывается с книгой, составленной по приказу царя … Справочник по фразеологии

    Слова из сборника правил соколиной охоты под названием «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути», который был составлен в 1656т. по приказу царя Алексея Михайловича (1629 1676). Впервые издан (1865) П.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Делу время, потехе час. От безделья и то рукоделье. См. ИГРЫ ЗАБАВЫ ЛОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Горохов... в качестве столоначальника... очень хорошо помнит мудрое изречение: делу время потехе час. Это изречение он имел в виду и при женитьбе, а именно: выпросился в двадцативосьмидневный отпуск с тем, чтобы всецело посвятить это время… …

    Дѣлу время, потѣхѣ часъ. Ср. Гороховъ... въ качествѣ столоначальника... очень хорошо помнитъ мудрое изреченіе: «дѣлу время потѣхѣ часъ». Это изреченіе онъ имѣлъ въ виду и при женитьбѣ, а именно: выпросился въ двадцати восьми дневный отпускъ съ… …

    ВРЕМЯ, род. и дат. времени, временем, времени, мн. времена, времён, временам, ср. 1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время основные формы бытия. || Эта форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера… … Толковый словарь Ушакова

    В понятиях Святой Руси вся жизнь русского человека от рождения до смерти, день за днем, в будни и праздники была действом, события и дела текли по руслу многовековых обычаев и традиций, высоких нравственных понятий, среди привычных, необходимых и … Русская история

    - (Всему и молитве свое время.) Ср. Они за одним другого не забывают... У них пению время, а молитве час. У них Божие идет Богови, а Кесарево Кесареви. Они и живут, и думают, и любят... Лесков. Обойденные. 2, 6. Ср. Пению время и молитве час,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Всякому овощу свое время. Ср. Всему и всякой вещи есть свое время подъ солнцемъ... Лѣсковъ. Старое старится, молодое ростетъ. 3. Ср. Tout vient à point à qui sait attendre. Ср. Всему свое время, и время всякой вещи подъ небомъ. Екклес. 3, 1. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Делу время, потехе час , . ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС - говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках.…

Рассказ – сказка
Возле небольшого городка, совсем недалеко, раскинулось село. Красивое, надо сказать, село. Дворы были аккуратные, ухоженные, заборы ровные с резьбой, да покрашенные, дома добротные. В окошках тех домов, в чистых стеклах, отражалось солнышко и любовалось этой красотой.
Но был один двор в селе, как заброшенный, забытый. Поросло все травой в нем, и огород был неухоженный, дом скособочился набок, серенький. Жил там мужичок, с ленью неописуемой, не хотелось ему ничего делать: ни во дворе, ни в огороде, ни в доме. Все село утопало в цветах, зелени садов, а у этого мужичка все сорняком поросло.
Подошел как-то сосед, который жил напротив и сказал:
- Иван, надо бы привести двор в порядок и огород. Посмотри, какое село наше красивое, а у тебя один бурьян растет.
- Время не пришло, - отвечал на это Иван.
- Эх, время тебя и накажет, в сердцах ответил сосед и ушел.
Другой подходил к нему с той же просьбой. Он и ему отвечал:
- Всему свое время…
Соседу, напротив, надоело любоваться на это все, взял он и поехал к своему родственнику, в городок, что недалеко от села был. За чаем пожаловался он на соседа, даже передразнил его:
- Время не пришло! Да для него, лентяя, оно никогда не придет!
…Вот сидит Иван на крылечке и мечтает, облака над ним плывут интересные, хорошо!
Вдруг стук у калитки его. Глянул, старец стоит, седой, с котомкой. Видно издалека и давно шел, устал. Пригласил его к себе на крылечко, отдохнуть.
- Кто ты, милый человек, как зовут?
- Я – Время, - отвечал старец, - пришел сказать тебе, время пришло привести дом, двор и огород в порядок.
Растерялся лентяй! Как перечить седому старцу, а вдруг он и есть Время, а оно всесильно и могущественно. Вспомнил слова соседа: « Время тебя и накажет!» А вдруг, правда?
Эх, куда его лень делась! Только пятки засверкали, не у лени, у Ивана!!! Целую неделю жил у него старец, да и помогал еще, потому как время нам очень часто даже и помогает…во многом…
А когда через неделю, прощался с Иваном, его дом, двор и огород было не узнать! Грядки прополол, огород полил, во дворе сорняки вырвал, цветы посадил и забор покрасил. Одним словом, красота! Сам залюбовался.
- До свидания, Иван!
- Не уходи Время, я без тебя пропаду, опять ленивым стану.
- Не станешь, я тебе волшебные слова оставляю., их повторяй и так поступай.
- А какие?
- Не говори себе, «время не пришло», а говори « делу время, потехе час»!
Вот и все.
И ушел. Уже за селом старец тот соседа Ивана встретил, того, что напротив его живет. Поздоровались они и долго смеялись над Иваном, потому что старец тот был тем родственником из ближнего городка. А Иван с тех пор только этих слов и придерживался… И стала ему такая жизнь очень даже нравиться!!! Волшебные слова оказались…не солгал старик!!!

  • Найди в толковом словаре или Интернете значение слова время. Запиши определение своими словами.

Время – продолжительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека.

  • Как ты понимаешь выражения?

Время идёт - жизнь продолжается.
Время летит - быстро проходят годы.
Время тянется - минуты превращаются в часы.
Время покажет - время расставит всё по местам.
Время не ждёт - время не стоит на месте, надо им пользоваться, пока не ушло.
До поры до времени - до определённого момента.
Выиграть время - выждать.

  • Напиши несколько предложений, используя эти словосочетания.

То еле тянется оно, а то, напротив, быстро мчится время.
Время идёт и никогда остановиться ему не дано.
Время надо ценить, время надо беречь, потому что время не ждёт.

В четверг в школе проходила контрольная и Коля опоздал на урок.
- Что случилось? – спросила учительница.
- Я завел будильник, но ночью он улетел от меня на космическом корабле.
- Да, да! Мы видели в окно, как он пролетал выше птиц, – смеялись ребята.
- Честное слово, я просил его этого не делать. Моя сестра тянула его обратно в дверь. Но он не слушался. Моё время от меня убежало вместе с будильником. Но завтра я его обгоню и приду самый первый. Завтра не будет контрольной?



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка