Иван федоров что он сделал. Первопечатник Иван Федоров: краткая биография для детей и взрослых

Имя

Биография

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол », работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков и части духовенства, обвиняющей Федорова в сатанизме и волшебстве. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография) , Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское . Там их радушно принял гетман Ходкевич , который основал типографию в своём имении Заблудове . Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» () - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге "основана только на рассказе Флетчера ... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указания на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили «по благословению» митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…" М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV .

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог , где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию », первую полную библию на церковнославянском языке .

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II . Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583) . В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря .

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Практически все современные источники утверждают, что Иван Фёдоров был первопечатником на территории Украины. Однако, по мнению украинских исследователей Ореста Мацюка , Якима Запаско и Владимира Стасенко , в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия . Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе . Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства ) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк. Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского . Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия , Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет. Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках. Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Память

Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский) Здание , где были напечатаны книги Ивана Фёдорова Святоонуфриевский монастырь , где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров Восстановленное надгробие Ивана Фёдорова

В филателии

Издания

Московский Апостол.

Основная статья: Апостол 1564 года

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия .

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра , причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия .

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы , восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра . Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся м с ца што за старыхъ вековъ дѣ ело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке , Санкт-Петербург.

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих » («Осьмогласник» ) и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

См. также

  • Сферическая панорама памятника Ивана Фёдорова в Москве
  • День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины
  • О первопечатнике диаконе Иване Федорове рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Примечания

  1. До Фёдорова печатанием книг на Церковнославянском языке занимался доктор медицины из Полоцка Франциск Скорина . См. Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык. - СПб., 1888.
    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    Подокшин С. А. Франциск Скорина. - М.: Мысль, 1981. - 216 с. - С. 28.
  2. Андриевский А. Первый русский книгопечатник. - 4-е изд. с дополнениями проф. А. М. Лобода. - Петербург-Киев: Сотрудник, 1910.
  3. Кеппен П. И. Надгробный камень первого русского печатника // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 14. - С. 160-161.
  4. Калайдович К. Ф. Записка об Иване Федорове // Вестник Европы . - М ., 1822. - № 11-12. - С. 279-302.
  5. Впервые эту версию выдвинул В. К. Лукомский (в сборнике «Иван Федоров первопечатник», М. - Л., 1935, стр. 167-175. Ее впоследствии поддержал Е. И. Немировский («Очерки об истории издательской марки »)
  6. Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (около 1510 - 1583) / Отв. ред. А. А. Чеканов. - М .: Наука, 1985. - 320 с. - (Научно-биографическая литература). - 50 000 экз.
  7. Флетчер, Дж. Глава 21. О церковном управлении и духовных лицах // О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Под редакцией князя Н. В. Голицына, перевод князя М. А. Оболенского . - СПб. , 1911.
  8. Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России // Русская культура X-XVIII веков. М., 1968. С. 315-318.
  9. «Искатели», программа «Книжный червь Грозного»
  10. Запаско Я., Мацюк О., Стасенко В. Початки українського друкарства. - Львів, 2000. - 222 с. (укр.)
  11. Степан Дропан (укр.)

Поскольку к XVI веку на восточнославянской территории ещё не установились фамилии в современном понимании, Иван Фёдоров подписывался разными именами.

В одних он использовал традиционное для Московской Руси именование по отцу на -ов (сын). В частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Ива́нъ Ѳе́доровъ. А в Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоа́нном’ Ѳео́доровым’ сы́ном’ з Мос’квы (греч. τοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεοδώρου υἱοῦ ἐκ τῆς μεγάλης Ῥωσίας).

В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Ива́нъ Ѳе́доровичь Москви́тинъ, в частности так обозначено в Псалтыре 1570 года.

В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus «Иван Фёдорович Московит, печатник греческий и славянский», либо Johannes Theodori Moscus «Иван Фёдоров (сын) Московит».

Существовали и другие варианты: Іоа́ннъ Ѳео́доривичь (в Азбуке 1578 года), Иоа́ннъ Ѳео́доровичъ печатникъ з Москвы̀ (Новый завет 1580 года), Іѡа́ннъ Ѳе́доровичь дру́карь Москви́тинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Биография

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 гoдами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве» и в переписке добавлял к своему имени «з Москвы» или «Москвитинъ», даже когда уже жил в Литве.

Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» - в другом прочтении «Сренява» - так называемым «актом адаптации»; к этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий. По одной из версий, его род происходил из Петковичей, на границе современной Минской и Брестской областей. Существует гипотеза о его рождении на территории современного Вилейского района Минской области.

Vladimir OKC , Public Domain

По версии Е. Л. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 годах - в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен некто «Johannes Theodori Moscus». C 1530-х годов, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен , который в 1550-е годы выпустил несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Фёдоров.

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это - первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую (поздние исследователи считают, что сожжена была другая типография), Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) - сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

Elya , GNU 1.2

Существует и иное объяснение переезда Фёдорова в Заблудово. Так, акад. М.Н. Тихомиров подчёркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге «основана только на рассказе Флетчера... Эта легенда... крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Фёдоров вывез их... Нигде нет никаких указаний на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили по благословению митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам…» М.Н. Тихомиров объясняет увольнение Фёдорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем посылка его в Заблудово объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению М.Н. Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещён, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определённое время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Фёдорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583). В 1575 году назначен управляющим Дерманского монастыря.

Водник , GNU 1.2

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Альтернативная теория начала книгопечатания на Украине

Вопрос о том, был ли Иван Федоров украинским первопечатником, встал перед исследователями еще в ХIХ веке, после обнаружения на кладбище Онуфриевского монастыря во Львове надгробной плиты печатника, где было написано:

«...друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декемвр...».

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия. Со временем, по мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась.

Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе. Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк.

Однако эта альтернативная теория подверглась жёсткой критике со стороны другого известного украинского исследователя Евгения Немировского. Изучая Хроники монастыря св. Онуфрия, Немировский подтвердил, что Степан Дропан действительно пожертвовал монастырю денежные средства и землю, однако никаких упоминаний типографии в Хрониках нет.

Заключение Огиенко о том, что Степан Дропан был первопечатником основывается только на том факте, что в 1791 году монахи предъявили ряд претензий Ставропигийскому братству. В числе своих требований, братья притязали и на типографию, мотивируя это тем, что Степан Дропан якобы завещал её в 1460 году, что не находит подтверждения в Хрониках.

Апелляция к фигуре Степана Дропана со стороны монахов, таким образом, представляла собой не более чем неудачный тактический ход, с целью заполучить типографию. Евгений Немировский отмечает, что в 1460 году типографий не было ни в одном европейском городе, кроме Майнца: «Если до 1460 года во Львове печатали книги, то основать типографию здесь мог лишь изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг».

Фотогалерея










Годы жизни: ок. 1520, Великое княжество Московское - 5 декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая

Полезная информация

Ива́н Фёдоров

Память

В 1883 году было выпущено сразу два жетона с одинаковым оформлением в честь Ивана Федорова. Первый был изготовлен из оловянно-цинкового сплава. Вес 6,96 г. Диаметр 25 мм. Второй с ушком отчеканили из серебра. Вес 8,75 гр. Диаметр 25 мм. Клейма на лицевой стороне: пробирное “91” и герб Санкт-Петербурга и мастера именное “ПС”.

В 1983 г. мировая общественность широко отмечала 400-летие со дня смерти Ивана Федорова и к этому событию в СССР был выпущен юбилейный медно-никелевый рубль. Диаметр – 31 мм, вес – 12.8 г. Гурт: две надписи "ОДИН РУБЛЬ", разделенные двумя точками. Выпуск 03.01.1984 г. Авторы: эскизов – Крылов, моделей – С.М. Иванов. Тираж: 3 000 000. ЛМД.

  • В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».
  • В 2009 году прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.
  • В честь Ивана Фёдорова назван Московский издательско-полиграфический колледж. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.

Издания

1. Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. Электронная версия.

2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 - 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

5. Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 - 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счёта + 75 листов второго счёта, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется электронная версия.

6. Апостол. Львов, 25/II 1573 - 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением. Имеется электронная версия почти полного экземпляра.

7. Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

8. Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетён вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983). Имеется электронная версия этих двух изданий.

9. Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра. Имеется электронная версия этой книги и предыдущей.

10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург.

13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счётов, формат не менее 309 x 202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».

Книгопечатники - современники Ивана Фёдорова

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне - Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова - Пётр Мстиславец.

Первопечатник Иван Фёдоров сделал для развития грамоты, культуры и литературы на Руси больше, чем многие другие деятели и до, и после него. Живший ещё в XVI веке, он немало поспособствовал развитию книгопечатания, и именно благодаря ему литература стала намного доступнее. Конечно, грамота ещё долго оставалась уделом дворян, но именно Фёдоров заложил первые камни в основание будущего её распространения по территории России.

Факты из биографии Ивана Фёдорова

  • Именно он издал первую печатную книгу на Руси, дату выхода которой можно достоверно установить. Поэтому его и называют первым русским книгопечатником.
  • Так как фамилии тогда ещё не установились, Иван Фёдоров подписывался по-разному, иногда именуя себя Иваном Фёдоровичем Москвитиным.
  • Никаких сведений о раннем этапе жизни Ивана Фёдорова до нас не дошло. Сведений о его семье и роде тоже нет, и доподлинно известно лишь, что родился он в Московском княжестве.
  • Книгопечатание на Руси началось в эпоху правления Ивана Грозного, по приказу которого были выписаны некоторые европейские мастера этого дела. Считается, что в первой типографии и трудился на правах ученика Иван Фёдоров.
  • До того, как Фёдоров отпечатал «Апостола», первую книгу, его предшественники-европейцы, приглашённые царём, отпечатали ряд других книг, но на них нет сведений ни о дате печати, ни об авторах.
  • На то, чтобы напечатать первую книгу, у Ивана Фёдорова ушло целых 11 месяцев.
  • Жизнь Ивана Фёдорова, как отмечено в его биографии, осложняли натянутые отношения с духовенством. Некоторые его представители выступали против печатного дела, возможно, потому, что печатные станки грозили существенно снизить стоимость литературы и лишить заработка монахов-переписчиков, копировавших книги вручную.
  • Сам Иван Фёдоров писал, что Иван Грозный был благосклонен к нему, но из-за многочисленных нападок разного рода начальников ему пришлось оставить родную Москву и перебраться в Речь Посполитую, на территорию современной Литвы ().
  • Приютивший Ивана Фёдорова литовский гетман предоставил в его распоряжение типографию, но через несколько лет он повредился рассудком, и первый русский первопечатник переселился в город Львов.
  • После очередного переезда для того, чтобы начать книгопечатание, Иван Фёдоров нуждался в деньгах, но богатые местные купцы отказались спонсировать его. Проблема решилась благодаря помощи местных священников и их прихожан, которые собрали необходимую для открытия типографии сумму.
  • Именно Иван Фёдоров отпечатал первую полную Библию на церковнославянском языке.
  • Сын первопечатника стал торговцем книгами (

Сегодня чтобы напечатать книгу, достаточно зарядить краской и нужным количеством бумаги принтер. Подождав три минуты (или полчаса – тут роль играет мощность устройства), любой желающий распечатает необходимую книгу – хоть Библию, хоть «Поваренную книгу анархиста». Раньше же для выполнения подобного рода дел пришлось бы приложить гораздо больше усилий и использовать гораздо больше ресурсов, а провести такую операцию могли единицы, в числе которых и Иван Федоров.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.

Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Первая типография

В 1552 году принял знаковое решение – начать печатать книги на церковнославянском языке в Москве. До этого были аналогичные попытки напечатать книги на церковнославянском, но за рубежом.


Царь приказал, чтобы к нему привезли специалиста в области типографии, проживающего в Дании. Этим специалистом был Ганс Мессингейм, прославившийся своими работами не только у себя на родине. Под его руководством строилась первая типография на Руси.

По указу царя из Польши были привезены типографские станки и первые литеры – печатные элементы с символами церковнославянского алфавита. Позже их обновил и дополнил Васюк Никифоров, приглашенный царем в 1556 году. Также Никифоров стал первым русским гравером – это его работы можно найти в сохранившихся экземплярах книг, отпечатанных в той типографии.


Утвердившись в своих ожиданиях по поводу книгопечатания, Иван Грозный открывает Московский печатный двор, функционирующий и развивающийся за счет государственного бюджета. Происходит это событие в 1563 году.

Уже на следующий год будет издана первая и, к счастью, сохранившаяся книга печатного двора – «Апостол». Позже ее дополнит «Часослов». В обоих случаях активное участие в работе принимает Иван Федоров, о чем свидетельствуют выходные данные изданий. Считается, что царь назначил его учеником Мессингейма по совету митрополита Макария.


"Московский Апостол" Ивана Федорова

Неспроста полноценной дебютной работой издательства стала книга религиозного характера, как и в случае с Иоганном Гуттенбергом. Церковь тех лет существенно отличалась от нынешних церквей. Тогда в приоритете стояло образование народа, а все учебники так или иначе были связаны со священными писаниями.

Стоит упомянуть, что Московский печатный двор не единожды становился жертвой поджогов. Поговаривали, что это работа монахов-переписчиков, которые увидели в книгопечатании конкуренцию, способную снизить потребность в них или, как минимум, стоимость предоставляемых монахами услуг. Отчасти они были правы.


В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич, как действующий государственный деятель, попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году.

Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Происходит это в 1568-1569 годах.


После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование – местные богачи не горели желанием инвестировать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел – местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.


Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято - Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского.


Книга Ивана Федорова "Острожская Библия"

Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание Острожской Библии, ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

После издания Острожской Библии Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам по Европе – делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых – король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в Интернете – фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Личная жизнь

О личной жизни Федорова тоже практически нет информации. Известно, что Иван был женат, и что у него было двое сыновей, старший из которых также стал книгопечатником (и даже получил соответствующее прозвище Друкар, в переводе с украинского «печатник»). Жена Федорова умерла еще до выезда мужа из Москвы. Есть теория, согласно которой умерла она как раз во время родов второго сына. Младенец тоже не выжил.

Смерть

Умер Иван 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

  • Иван Друкар – сын Федорова - погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Память

  • В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
  • В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
  • В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».

  • 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
  • В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
  • Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.

Первопечатник Иван Федоров, биография Ивана Федорова

– первопечатник, легенда, биография Ивана Федорова заставит вас затаить дыхание и быть счастливым. В этой статье, уважаемые друзья, вы сможете прочесть как биографию Ивана Федорова , так и вообще то, что он оставил после себя.

Первопечатник Иван Федоров , именно до него раньше книги писались вручную. Писать от руки книгу это гигантский труд, за счет чего в древности книги были большой ценностью. В 15 веке был изобретен первый печатный станок. В 1563 году по указу царя Ивана Грозного на Руси была создана первая типография. Руководителем типографии назначен был церковный дьякон , впоследствии ставший первопечатником.

Из сохранившихся источников известно, что биография Ивана Федорова началась примерно в 1510 году во , получил образование и степень бакалавра в Краковском университете. Также известно, что происходил он из белорусского рода Рагозиных. Первая книга, которая была издана в 1564 году, называлась “Апостол”. Федоров со своим напарником Петром Мстиславецом работали над книгой год. Заглавная буква каждой главы этой книги была красного цвета, каждая глава украшалась красивым узором, с переплетавшимися виноградными ветками лозы. Второй книгой, выпущенной первопечатником и его помощником, стала “Часовник”, использовали как учебное пособие, для обучения детей чтению. Эта книга оказалась последней, выпущенной Иваном Федоровым в России.

Создание типографии в Москве пришлось не всем по вкусу, многие считали, что писать священные писания печатным станком это настоящее кощунство. Да и теперь с появлением станка труд монаха — переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году случился пожар в типографии и полагается, что это был поджог. В итоге Ивану Федорову пришлось со своим помощником покинуть Россию. Уехав, из России Федоров и Мстиславец продолжили работать в типографии уже в Литве. Здесь типография расположилась в городе Заблудове и называлась друкарня. В 1569 году была здесь напечатана последняя совместная книга Федорова и Мстиславеца “Учительское Евангелие”. После выхода этой книги Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию.

Оставшись один, принялся печатать “Псалтырь с Часословцем”. Гетман Ходкевич, во владениях которого находилась друкарня Федорова, закрыл вскоре типографию Федорова. Федоров в 1572 году открыл типографию во Львове, где издал труд “Апостол”, а в 1974 году здесь же выпустил “Азбуку” на русском языке. В 1583 году во Львове умер первопечатник, здесь же был похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. В 18 веке останки были перенесены и перезахоронены в притворе самой церкви. Конец биографии Ивана Федорова был предсказуем, он умер, как и всякий человек в мире. Надгробный камень содержал следующую запись “Друкарь книг пред тым невиданных ”.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка