Пример сочинения по истории. Сочинение по истории ЕГЭ

Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!
для начала нужно выбрать исторический период, про который ты будешь писать.

1. Название периода и правителя, общие черты этого времени и плюсы политики исторического персонажа.

Критерии требуют указывать не менее двух событий и черт, но, как показывает практика, лучше указывать больше, хотя бы 3 - 4, так как если ты в чем то ошибешься, то засчитают то, что указано дальше.

2. Характеристика исторической личности. Кратко указать, как пришел к власти. И вот здесь нужно указать вторую историческую личность, которую ты выберешь для своего сочинения. Это очень важный выбор, так как от этого будет зависеть дальнейшее сочинение.

В качестве второй исторической личности могут быть указаны патриархи, главнокомандующие и главы органов государственной власти. В общем все те, кто так или иначе повлиял на историю/правителя.

3. Описание первого исторического факта и вытекающего из него другого события.

Это все мы берем из первого абзаца, где в общих чертах указали основные черты.

Очень важно здесь не просто описать событие, но и раскрыть связь с другим, как это повлияло на что - либо в дальнейшем. Это один из критериев и важно его соблюсти.

Желательно в несколько пунктов вписать вторую историческую личность, которая повлияла на какое - то событие. Обязательно вписать эту личность хотя бы в один абзац и показать её влияние на это событие.

Обратите внимание, что здесь не стоит цель описать все в самых мелких подробностях, главное в этом абзаце - причинно - следственная связь. Не стоит писать сюда все то, что ты знаешь о чем - либо.

4. Здесь по той же самой технологии, что и в первом абзаце, описываем следующее событие, причинно - следственную связь, и вытекающее второе событие.

В главной части должно быть столько абзацев, сколько событий и связей ты хочешь описать и раскрыть, но не меньше двух. Все это мы берем из первого абзаца и раскрываем уже более подробно. Если в первом абзаце ты указываешь 4 события, значит и в главной части должно быть 4 абзаца.

5. Теперь самое сложное, нужно оценить личность и правление данного человека в истории, опираясь на мнения великих историков. Желательно сказать, как, например, что - то оценивал Карамзин или Соловьев.

Это и будет засчитываться как вывод.

Но это ещё не все. То, что выше - это содержание абзацев. А теперь о некоторых критериях, за которые тоже дают баллы.

1. Использование исторических терминов. То есть в своем сочинении нужно использовать слова, которые применялись в ту или иную эпоху. Сюда подойдут слова "князь", "дружина", "феодальная раздробленность" и так далее. Совершенно простые слова, которые употреблялись в какую - то из эпох.

2. Критерий К6 (2 балла) начисляется только в том случае, когда за предыдущие 4 критериев начислено более 4 баллов. Не допускается выставление критерия К6, если есть фактические ошибки.

3. Критерий К7 начисляется тогда, когда за критерии К1-К4 выставлено не менее 4 баллов и когда сочинение изложено последовательно, а не обрывками фраз.

Всем удачи при подготовке!

КОЛЛЕГИ СОВЕТУЮТ


/Примерный алгоритм выполнения/

Примерное выполнение задания 33 из Демонстрационного варианта «Проекта модели для проведения ЕГЭ по истории, разработанного РАО»

Написать историческое эссе об одном из периодов истории России: 1) 1019-1054гг., 2) 1725-1762гг, 3) 1917-1922.

Шаг 1. Выбираем исторический период.

Из опыта работы следует, что учащиеся достаточно хорошо научены выполнять задание по написанию политического портрета. Поэтому лучше выбрать первый период, т.к. к нему относится княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава Владимировича (Мудрого), видимо, здесь школьнику будет достаточно легко привести требуемые заданием материалы.

На черновике можно сделать следующие записи :

Персоналии

Важнейшие события

Причинно-следственные связи

Результат

Ярослав Владимирович

Правление в Киеве 1019-1054гг

Принятие «Русской правды»

Разгром печенегов в 1036г.

Пришёл к власти в результате участия в кровавой усобице 1015-1019гг.

Регламентация жизни государства и общества, возможность принятия однотипных решений на всей территории государства.

Консолидация военной силы под руководством Ярослава, усиление войска и власти князя

Усиление княжеской власти, упорядочивание отношений между киевским князем и его наместниками

Ограничение кровнородственной мести, создание первого гражданского кодекса законов на Руси.

Прекращение набегов печенегов на Русь. Усиление безопасности Киевской Руси.

Мстислав Тму-

тараканский

Выступление против Ярослава в 1024г.

В сражении под Лиственом одержал победу над Ярославом. С 1025г. Деятельность Ярослава в основном была связана с христианизацией Руси и просветительством

До смерти Мстислава в 1036г. Было разделение Руси на

2 части-западнее Днепра- владения Ярослава, восточнее – Мстислава. С 1036г. Ярослав – единовластный правитель Киевской Руси

Иларион-первый русский митрополит

Церковно-философское обоснование единства христианского мира, сакральности княжеской власти

Утверждение независимого от Константинополя церковного управления. Восхваление и сакрализация великокняжеской власти

Термины и понятия

Междоусобная война, великокняжеская власть, митрополия, митрополит, христианизация, сакральность власти, консолидация земель, сепаратистские выступления и т.д.

Даты

1019-1054; 1024;1036; 1038г. и др.

Шаг 2. Внимательно рассмотрим приведённый материал, у нас получилось 3 исторических деятеля и 5 связанных с ними событий.

Материал, связанный с усобицей Ярослава и Мстислава мы можем несколько конкретизировать:

· материал о причинно-следственной связи между итогом битвы при Лиственом и изменениями в жизни Ярослава: возможно, что причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжёлая травма, полученная им во время междоусобной борьбы с братьями, видимо, к концу своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней помощи, так как у него была перебита нога.

· Результатом его просветительской деятельности и христианизацией Руси можно считать построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри святых Георгия и Ирины и т.д.

Шаг 3. Проследим связь указанных нами персоналий между собой и соответствующими событиями.

Чётко обозначим тот факт, что, несмотря на то, что Ярослав и Мстислав были фактически соправителями с 1024 по 1036гг, они могут рассматриваться как политические и военные соперники в связи с усобицей. А Ярослав и Иларион – сподвижники , просветители и распространители христианства и его морально-этических ценностей.

В этом отношении можно уточнить, что Ярослав считался великим книжником и прилежным прихожанином. Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение «Слово о Законе и Благодати » не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Шаг 4. Внимательно рассмотрите Ваши записи на черновике и постарайтесь выстроить не менее двух причинно-следственных связей между событиями, субъектами деятельности, и укажите, к чему привела деятельность указанных Вами исторических персон. Чётко сформулируйте ваши мысли в черновой записи. Обязательно оставляйте место для коррекции!

Записи могут выглядеть так : деятельность Ярослава Мудрого, направленная на консолидацию земель и усиление власти, связана с созданием «Русской Правды», победой над печенегами в 1036г ., заключением договора с Мстиславом Тмутараканским. Итоги можно взять из таблицы.

Шаг 5. Постарайтесь вспомнить какие оценки событиям и деятельности указанных Вами исторических лиц дают историки, литераторы, политики, публицисты. Можете кратко изложить их, обращая внимание на то, что эти оценки не обязательно совпадают, чаще всего они могут быть диаметрально противоположными. Такой материал может показать высокий уровень Вашей подготовки к экзаменам и Ваш интерес к гуманитарным предметам, что весьма похвально.

Записи могут выглядеть так : В «Повести Временных лет» летописца Нестора содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича считают создателем «Русской Правды»…

Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение«Слово о Законе и Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Шаг 6. Внимательно просмотрите все записи, устраните противоречия, если они есть, проверьте на хронологическую, историческую и даже грамматическую и орфографическую грамотность иперенесите материл в экзаменационный бланк ответа в виде сюжетного рассказа.

Помните, что Ваши записи на черновике экспертами не проверяются и не оцениваются! Поэтому постарайтесь логично изложить проработанный вами материал научным языком, не забывайте акцентировать внимание на исторических терминах, относящихся к выбранному периоду.

Ответ может выглядеть так:

Мне хотелось бы написать историческое эссе о хронологическом периоде с 1019 по 1054год, т.к. к нему относится княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава Владимировича (Мудрого), который пришёл к власти в результате кровопролитной усобицы 1015-1019гг. но в последующем его брат Мстислав Тмутараканский разбил войско Ярослава при Лиственом в 1024году.До 1036 года Киевская Русь была разделена на две части - к западу от Днепра - земля Ярослава, а к востоку - Мстислава. Этих правителей-воинов можно считать важными историческими личностями, т.к. они способствовали формированию государственности, стремились регламентировать жизнь государства и общества. В это же время происходит значительное усиление роли православной церкви и первого русского митрополита Илариона.

Главной задачей правителя указанного времени является дальнейшее объединение земель и возвышение Киева как центра консолидации земель. На фоне сепаратистских выступлений великокняжеская власть должна заботиться о безопасности и нерушимости власти. Для этого Ярослав распространяет действие «Русской Правды», принятой в 1015г. для Новгорода на всю Киевскую Русь, по мнению некоторых юристов, она становится первым гражданским кодексом письменных законов на Руси.

Большое значение вынужден придавать Ярослав обороне границ от печенегов, которые во время княжения Ольги и Владимира создавали серьёзную опасность для государства и его жителей. В 1036году печенеги были разбиты Ярославом, и в честь этого события был заложен собор Святой Софии в Киеве.

На примере биографии выдающихся современников Ярослава и Мстислава Владимировичей интересно рассмотреть некоторые причинно-следственные связи. Например, между итогом битвы при Лиственом в 1024 году и изменениями в жизни Ярослава Владимировича. Возможно, что причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжёлая травма, полученная им во время междоусобной борьбы с братьями, видимо, к концу своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней помощи, так как у него была перебита нога. Поэтому он отказывается от военной деятельности, так привычной для него и занимается в основном христианизацией и просветительством. Результатом этой деятельности можно считать построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри святых Георгия и Ирины и т.д.

В «Повести Временных лет» летописца Нестора (1116г.) содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича считают создателем «Русской Правды». Историки XIX века не случайно дали Ярославу Владимировичу прозвище – «Мудрый».

Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его произведение «Слово о Законе и Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и рассматривается исследователями как некая новая философская идея о единстве православного мира.

Таким образом, указанный период в истории Руси был очень важным, и личности, с которыми были связаны главные события этого времени, действительно решали судьбу государства и общества.

Задание 25 (11 баллов)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1325–1462 гг.;

2) 1682–1725 гг.;

3) 1924–1953 гг.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).

В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.

Если правильно указано одно событие (явление, процесс) - 1 балл.

Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.

Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.

Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.

Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 3. Причинно-следственные связи.

Оценивается от 0 до 2 баллов.

В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.

Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.

Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.

Критерий 4. Историческая оценка событий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.

Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.

Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий .

Оценивается от 0 до 1 балла.

Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.

Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок .

Оценивается от 0 до 2 баллов.

По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.

При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.

Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.

Если допущена одна фактическая ошибка - 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки - 0 баллов.

Критерий 7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.

Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений - только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.

Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

Правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, ___.

Но, с другой стороны, ___.

Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

Что из себя будет представлять ЕГЭ по истории в 2016 году

Какие части убрали по сравнению в 2015 годом

Стоит ли паниковать и боятся?

Что главное в подготовке к ЕГЭ по истории 2016?

Ответы на все эти вопросы даны в видео выше. Всем привет. Итак, скоро наступит 2015/2016 учебный год и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) на своем сайте уже опубликовал свежие контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ в 2016 году. Этот пост касается истории.

Первое, что бросается в глаза: в тесте ЕГЭ по истории 2016 напрочь убрана бывшая часть А из первой части теста ЕГЭ. В ней содержались самые легкие задания с одним вариантом ответа как правило из четырех. Ликвидация этих заданий с одной стороны, существенно уменьшило само количество заданий: теперь их 25 вместо 40. С другой стороны сам тест ЕГЭ по истории 2016 усложнен. Не сказать, чтобы сильно, но усложнен.

Вот таблица соответствия заданий КИМ ЕГЭ 2016 по истории и :

Как видно из таблицы, только 5 заданий (6,7,8, 10 и 25) довольно новые (они отмечены красным). Остальные задания взяты из теста ЕГЭ 2015 года. Говоря это, я имею в виду типа заданий. Самое кардинальное изменение произшошло в задании 6. Его введение осложнит тест тем, что выпускнику придется ориентироваться в схожих заданиях разных исторических эпох.

Также кардинально пересмотрено задание 25 (40). Если раньше от выпускника требовалось охарактеризовать историческую личность по не ясно какому плану, то теперь требуется написать историческое сочинение по определенному периоду отечественной истории.

То есть теперь совсем не обязательно знать биографию У. Черчилля и Т. Рузвельта, чтобы написать историческое сочинение. Тут принцип простой: чего не знаешь - не пиши 🙂 Однако знание этих персонажей, и демонстрация этого знания экспертам, поможет выпускнику получить наивысший балл.

Максимальный первичный балл теперь составляет 53 первичных балла и 100 тестовых. За историческое сочинение выпускник может получить теперь целых 11 первичных баллов. И критерии в нем увеличены до 7. Подробнее об этих задания мы поговорим в будущих видео и постах. !

В целом, тест усложнился и выпускнику придется знать не только события из истории и исторических личностей, но также термины, причинно-следственные связи и многое, многое другое.

Серьезно потренироваться в решении тестов, и усвоить нюансы их решения, вы можете, пройдя наш :

Многие спросят: актуальны ли для подготовки к ЕГЭ по истории в 2016 году. Да, конечно, актуальны. Ведь мои видеокурсы нацелены на формирование у выпускника системных знаний по дисциплине и отработку навыка решения тестов любой сложности.

К тому же, все кто приобрел у меня полный курс по истории, как и другие курсы, имеют право на консультацию со мной по любым вопросам подготовки к ЕГЭ. Поэтому, все кто приобрел мои курсы и мои услуги в 2015/2016 учебном году без сомнения сдадут ЕГЭ по истории 2016 на 100 баллов. Как это было в 2014/2015 учебном году.

Скачать свежие КИМ ЕГЭ по истории 2016 года можно тут, поставив лайк:

Надеюсь, развеял Ваши опасения и панические настроения! На очереди интересные материалы: !

С уважением, Андрей Пучков

Как готовиться к сочинению по истории

Если времени осталось мало

Вспоминаем: в любом варианте ЕГЭ будет предложено 3 темы, причём одна из них обязательно затронет период с 17 века до начала I мировой войны. Этому периоду и стоит уделить наибольшее внимание. В первую очередь освойте темы, связанные с эпохами трёх Александров, двух Николаев, Петра I, Алексея Михайловича, Екатерины II, Елизаветы Петровны. Если останется время - Павла и Михаила Фёдоровича. Именно в таком порядке. Чем ближе к началу списка, тем выше вероятность появления данного сюжета на экзамене.

После того, как будет освоена «середина» истории, стоит «подстраховаться» изучением пары тем из средневековья и 20 века. Больше шансов, что на экзамене вам предложат написать о временах Ярослава Мудрого, Ивана III, Ивана IV, 1917 годе и оттепели.

Прежде, чем преступать к тренировке

  1. Изучите критерии оценки.
  2. Почитайте образцы.
  3. Составьте для себя клише.

Как тренироваться эффективнее

Неплохо, если за день-два до написания тренировочного сочинения вы почитаете материал, потом дадите ему «отстояться» в памяти и только затем приступите к работе. При этом вы уже не будете заглядывать ни в книги, ни в Интернет - всё как на настоящем экзамене. Тогда у вас появиться собственная методика, как выкручиваться из ситуации, когда знаний не хватает. Ну, а потом, когда самостоятельное творчество будет закончено, вы, конечно, заглянете в источники и дополните свою работу.

Какого объёма писать сочинение

Сочинение пишется в вольной форме, объём не задан правилами. Однако из всего экзамена на сочинение стоит отвести 60 - 70 минут. За это время стоит создать текст объёмом примерно в 1 страницу. Меньше - тему не раскрыть. Больше - почти наверняка возникнут исторические ошибки, которые не позволят вам набрать два лишних балла. В сочинении по истории стремиться нужно к точности, логике и отсутствию лишних слов.

Чего избегать

  1. Фактов и идей, в которых вы не вполне уверены. Лучше написать меньше, раскрыть не все пункты, но сказать только то, что вы знаете наверняка.
  2. Бесполезных красивостей и разного рода похвал в адрес лиц, событий и явлений. Не называйте полководцев великими, художников выдающимися, а времена прогрессивными. Больше конкретики, и никаких «пустых» слов, приложимых к любым людям и обстоятельствам. Создайте у эксперта впечатление, что вы знаете историю, а не заполняете пробелы общими словами.

О чём следует писать

1) О двух событиях или явлениях данной эпохи.

Можно и больше, но только, если абсолютно уверены, что это было именно тогда.

2)О двух людях, жившие в данную эпоху, причём их роль в событиях следует раскрыть.

Назвать можно и больше персонажей, но о двоих нужно написать подробнее.

Если знания позволяют, не стоит писать о правителе (князе, царе, генеральном секретаре). Иначе вам трудно будет разграничить основные события эпохи и деятельность данного человека, придётся повторяться. Но, если выхода нет, - пишите.

Составьте для себя список, включающий пары личностей на каждую из вероятных тем. На экзамене очень важно получить максимальные баллы по двум первым критериям. Это может принести ещё 4 первичных балла - за отсутствие ошибок и связную форму. Если же на первом этапе сочинения вы потеряете хотя бы один балл, с ним уйдут и четыре потенциально возможных.

3) О двух причинно-следственных связях в рамках данного периода.

Именно «в рамках», внутри периода, не выходя за его пределы.

Подчеркните в своём тексте слова следствие , причина , так чтобы эксперты легко находили и считали (до двух) ваши причинно-следственные связи.

4)О значении периода в истории страны.

Итак

Короче и точнее. Успеха на экзамене!

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка