Фицджеральд джазовая певица. Элла фицджеральд краткая биография

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

«Cry Me a River » - известная всем композиция, сочиненная А. Хэмилтоном в 1953 году, была написана специально для голоса Эллы Фицджеральд.

«Cry Me a River» (слушать)

Известные фильмы с Эллой Фицджеральд

  • «Honolulu» (1939);
  • «Improvisation» (1950);
  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).

Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

Музыкальное творчество

Удивительно, но Элла Фицджеральд так бы и осталась талантливой, но никому не известной певицей, если бы не ее воля и стремление к изменениям. Начав работать в оркестре Чика Уэбба, первоначальна она была всего лишь поп-певицей. Да, она любила джаз, но не исполняла его, а ее песни представляли собой скучные попсовые произведения.

Все изменилось благодаря ее менеджеру Норману Гранцу. Именно он заставлял Эллу светиться на любых музыкальных мероприятиях и фестивалях, посвященных джазу, таких как «Jazz at the Philharmonic», чтобы публика запомнила ее голос. В это время происходит серьезное разделение джаза на два лагеря: старый консервативный джаз и его новое направление - бибоп. Усмотрев в этом возможность для покорения новых вершин, Элла моментально становится чуть ли не самой популярной исполнительницей нового стиля, достигнув впечатляющих результатов. Все места для выступлений были заняты исполнителями бибопа, а классический джаз находился в некотором забвении.

С 1956 года Элла Фицджеральд работает над очень смелым проектом. Выбирая произведения поэтов и композиторов, входивших в «Великий Американский Песенник» и представляющих собой классику XX века, Элла записала 8 пластинок, принесших ей мировую известность и немалые деньги. Каждая пластинка была посвящена творчеству одного человека, а вся коллекция в целом была очень высоко оценена критиками.

Элла начинает смелые эксперименты со стилем и формой - пробует себя в различных музыкальных направлениях, используя при этом и обычное, классическое пение. Записывая новые альбомы, Элла имеет бешеный успех, концертируя при этом по многим городам Америки и Европы.

Свой очередной блестящий альбом 1972 года «Nice Work If You Can Get It» она посвящает Д. Гершвину . Затем она создает очередной памятную запись «Ella Loves Cole», на этот раз посвященную Коулу Портеру. Последняя пластинка - «Back on the Block», была записана певицей в 1989 году.


Продолжая выступать, несмотря на все более угасающее здоровье, Элла Фицджеральд до последнего не выпускала микрофон из рук. Перенеся несколько операций и имея серьезные проблемы со зрением из-за катаракты, она последний раз выступает в Сан-Франциско в 1993 году, всего за три года до своей смерти.

Работая с легендами джаза

Элла Фицджеральд, будучи очень талантливой и востребованной звездой сцены, за свою жизнь сходилась со многими талантливыми людьми. Благодаря личному обаянию, харизме и выдающимся вокальным данным, совместная запись с ней была мечтой для любого музыканта. Легенды джазовой музыки, короли джаза и свинга - все они записывали с Эллой совместные композиции.

Луи Армстронг

Вместе с Эллой Фицджеральд на звукозаписывающей студии «Verve» они записали три альбома и несколько сольных произведений. Они очень высоко оценивали мастерство друг друга, поэтому дуэт профессионалов замечательно сработался. Они выпустили прекрасный образчик каноничной джазовой музыки - «Ella and Louis», а спустя год - такую же блистательную пластинку «Ella and Louis Again». В третий альбом входили известные оперные арии, сочиненные Джорджом Гершвиным для «Порги и Бесс », но аранжированные в новой, оригинальной обработке.

Дюк Эллингтон

Элла начала совместное сотрудничество с коллективом Дюка в 1966 году, а результатом этого плодотворного сотрудничества можно считать два отличных альбома: «The Stockholm Concert» и «Ella and Duke at the Cote D’Azur». Композиции, спетые певицей, получили признание по всему миру, а также навсегда стали неумирающей классикой джазовой музыки. Сам Эллингтон написал несколько аранжировок для этих альбомов, дирижировал оркестром, а в некоторых записях даже лично аккомпанировал Элле на фортепиано. Все произведения были записаны во Франции и Швеции, всего за несколько дней, с 26 по 29 июля.

Оркестр Каунта Бэйси


Сотрудничая с этим коллективом, Элла Фицджеральд приобрела наибольшую популярность. Начиная с 1957 года и вплоть до 1979 года, они вели непрерывную концертную деятельность и записали целых 6 альбомов. Прекрасные аранжировки, тщательно подобранный состав биг-бенда и великолепный голос Эллы - все это обеспечило неимоверную популярность певицы.

Группа The Ink Spots


Будучи очень успешными исполнителями, этот чернокожий квтеарт имел огромную популярность и признание у публики. В то время, когда Фицджеральд только пробовала петь в театре «Аполло», в надежде победить, эти исполнители уже имели признание, выступая в этом же самом месте. Благодаря таланту, многие песни этих ребят занимали верхние строчки хит-парадов и очень долго их не покидали. Поэтому неудивительно, что когда Фицджеральд записала с ними несколько песен (а произошло это аж спустя 9 лет после начала профессиональной карьеры певицы), они моментально заняли вершины хит-парадов. Всего была записано 7 совместных песен, а 4 из них прочно обосновались на всех радиостанциях на несколько недель.

В истории джазового исполнительства найдется весьма немного женщин, которые оставили бы после себя столь богатое наследие, как Элла Фицджеральд. Как негаснущая комета, она ворвалась в музыкальный мир, и этот след не погас до сих пор. Будь скромным гением - и успех будет твоим. Вот простой путь, которого придерживалась певица. Живя ради музыки, она не переставала искать новые способы выражения своего внутреннего мира. Сгорая без остатка, она отдавала слушателям свою любовь, зачастую не оставляя времени на устройство собственной жизни. Но она не ждала сочувствия, наоборот, она жила только лишь ради песен, ради сцены, и ради любви зрителей. До самых последних дней она оставалась звездой - и именно такой ее запомнили все.

Ее очаровательный голос по праву считается одним из самых ярких и живых за все время существования джаза. Кроме того, поистине неоценим вклад певицы в развитие и продвижение джазовых стандартов в мировую культуру. Посвятив многие из своих альбомов творчеству выдающихся музыкантов, она мастерски доказала, что джаз, исполняемый с душой, - это тоже великая музыка, и он может быть не менее прекрасным и завораживающим, чем самые известные классические произведения.

Видео: слушать Эллу Фицджеральд

Элла Фицджеральд краткая биография джазовой певицы и актрисы изложены в этой статье.

Элла Фицджеральд биография кратко

День рождения Эллы Фицджеральд 25 апреля 1917 года. Она родилась в штате Вирджиния, США в бедной семье афроамериканцев. Однажды девочка попала в довольно неприятную историю и ее отправили в специальный исправительный дом для девочек. Сбежав оттуда, она жила на улице. В 1934 году проходил местный любительский конкурс, на котором на 1 место давали 25 долларов. Элла решила принять в нем конкурс. Выйдя на сцену, она растерялась и вместо танца исполнила песню. Первое место было ее.

После конкурса девчонкой заинтересовался Бенни Картер, джазмен. Он познакомил Эллу Фицджеральд с Чиком Уэббом — руководителем популярного джазового оркестра. На Чика девочка особого впечатления не произвела, но после вечернего концерта его бэнда в 1935 году, он взял Эллу на постоянную работу вокалистки в оркестре. Чик вместе с женой приютили ее и считали за свою дочь.

В 1935 году выходит первая пластинка Э. Фицджеральд под названием «Любовь и поцелуи». Она принесла певице небольшой гонорар, всего 25 долларов. А спустя три года народная старинная песня «Желтая корзина», которую Элла аранжировала в стиле джаза, вышла уже тиражом в миллион экземпляров.

В 1939 году умер Чик Уэбб. Согласно единогласному решению Фицджеральд возглавила его джаз-бэнд. Ее популярность с каждым днем продолжала расти, подтолкнув Фицджеральд делать сольную карьеру. Она выступала и сотрудничала с выдающимися людьми — Кауном Бэйси, Фрэнком Синатром и Луи Армстронгом. Записи Эллы в студии «Верв» являются наиболее успешными в карьере певицы, ее концертная запись под названием «Мэкки-нож» на одном концерте в Берлине, когда Элла забыла слова и придумала свои, часто предоставляется в пример как импровизация.

Всю свою жизнь Элла Фицджеральд оставалась одинокой, застенчивой и замкнутой. В 1971 году она чуть не ослепла. С этого года певица видела одним глазом. В 1985 году ее концертное турне было прервано из-за проблем с легкими. В начале 1990-х годов она переживает сердечный приступ. Обострение давнего диабета привело к тому, что Элле ампутировали ноги до самого колена.

Джазовая музыка стала набирать популярность в 20-е годы XX века благодаря появлению выдающихся талантливых исполнителей, работавших в этом жанре. Одной из них стала Элла Фицджеральд, краткая биография которой будет рассмотрена в этой статье. Расскажем подробнее о ее детстве, творческом пути, личной жизни и последних годах.

Детство и юность

Детство будущей великой певицы вряд ли можно назвать благополучным. Она родилась 25 апреля 1917 года в семье водителя погрузчика и работницы прачечной. Однако ее родители не были официально расписаны и быстро разошлись после появления дочери. Мать Эллы, 23-летняя Темперанс Фицджеральд, взяв ребенка с собой, переехала в южную часть Нью-Йорка. Там она познакомилась с португальцем Джозефом де Силва, который впоследствии стал отчимом певицы. В 1923 году в их семье появляется еще одна дочь, которую назвали Фрэнсис. Фицджеральды жили крайне бедно, снимая комнату в многоэтажном доме. Родители Эллы были религиозными людьми, поэтому девочка часто посещала церковь, где распевала госпелы. В детстве она также увлекалась танцами, кино и спортом.

Элла Джейн Фицджеральд, биография которой описывается в этой статье, потеряла мать в 14 лет. Темперанс внезапно умерла от сердечного приступа, что сильно подкосило девочку. Из-за смерти матери она забросила школу, а отношения с ее отчимом сильно ухудшились. В итоге она переехала к своей тете и устроилась на работу смотрителем в борделе. Когда об этом узнали службы опеки, Эллу отправили в приют для неблагополучных детей. Но Фицджеральд вскоре сбежала оттуда и некоторое время была вынуждена жить на улице.

Начало творческого пути

В первый раз на сцену Элла вышла в 17 лет, принимая участие в конкурсе талантов, который проходил в театре "Аполло". Изначально она хотела станцевать, но в последний момент передумала и спела. Победитель определялся овациями зрителей, которые громче всех кричали, когда ведущий произнес: "Элла Фицджеральд". Биография ее творчества началась именно с этого момента. В 1935 году она стала выступать с оркестром Чика Уэбба, который заприметил ее во время выступления в "Аполло". Ее первым хитом стала песня A-Tisket, A-Tasket, которая была написана на основе детской считалки. В 1938 году Уэбб умер, и Элла взяла на себя управление оркестром, переименовав его в Ella and Her Famous Orchestra. Вместе с музыкантами она написала почти 150 композиций, но они не смогли стать популярными. Оркестр распался в 1942 году, когда Элла решила сконцентрироваться на своей сольной карьере.

Покинув оркестр, певица заключила контракт с музыкальной студией Decca Records, а ее карьерой стали заниматься Милт Гэблер и Норман Гранц. Элла стала часто появляться на джазовых концертах, где она пыталась петь в стиле бибоп, совершенствуя свое музыкальное мастерство. В 1945 году Фицджеральд записывает песню Flying Home, и критики ставят ее в один ряд с ведущими исполнителями, включая Луи Армстронга. Спустя 2 года Элла выпускает композицию Oh Lady Be Good, после чего ее стали называть лучшей джазовой вокалисткой десятилетия.

Пик музыкальной карьеры Эллы

Наибольшей популярности карьера Эллы достигла в 50-е и 60-е годы. В 1955 году она прекращает сотрудничество с компанией Decca Records, а ее менеджер Норман Гранц создает для нее собственную звукозаписывающую студию. В 1956 году выходил ее первый альбом-песенник из серии Songbook, а часть музыки и текстов к композициям Элла написала самостоятельно. Впоследствии вышло еще 7 альбомов из этой серии, которые принесли певице огромный коммерческий успех. В перерывах между записями песенников Фицджеральд активно гастролировала по США и Европе. Ее концерты собирали полные залы в Риме, Берлине, Голливуде, Чикаго, Лос-Анджелесе.

В 1960 году Элла Фицджеральд, фото которой представлены в этой статье, получила престижную за уникальное исполнение песни "Баллада о Мэкки-Ноже". Но уже в 1961 году лейбл Эллы выкупает компания MGM, которая вскоре перестает работать с исполнительницей. В 1967 году певица, чья популярность пошла на спад, решила отойти от классического джаза и начала экспериментировать со своим творческим материалом.

Элла Фицджеральд: биография поздняя

Потеряв собственный лейбл, Элла стала сотрудничать со студиями Capitol, Atlantic и Reprise. Альбом Brighten the Corne, выпущенный в 1967 году, стал 35-м сборником певицы. В него вошли многие популярные христианские и торжественные песни того времени. Следом за ним выходит альбом с рождественскими песнями, а еще через год Элла выпустила сборник в стиле кантри, который не оценили ни критики, ни слушатели. Ее последней песней, сумевшей попасть на вершины чартов, стала композиция Get Ready, вышедшая в 1969 году.

Концертный джазовый альбом 1972 года имел коммерческий успех, и Норман Гриц рискнул создать новый лейбл, где Элла Фицджеральд, биография которой насчитывает более 90 пластинок, выпустила еще 20 сборников. Запись концерта в Лондоне, который прошел в 1974 году, повысил популярность певицы. Критики называли ее одной из лучших в карьере исполнительницы. Через год она повторила свой успех на концерте в Гамбурге.

Личная жизнь

Дважды за всю свою жизнь была замужем Элла Фицджеральд. Биография певицы упоминает о том, что ее первым мужем стал Бенни Корнегей, который занимался наркоторговлей и подрабатывал в доках. Однако совместная жизнь у них не сложилась и уже через 2 года их брак назвали недействительным. Ее следующее замужество состоялось в 1947 году, когда Элла сочеталась браком с джазовым музыкантом Реем Брауном. Они прожили вместе до 1953 года, а потом были вынуждены расстаться из-за плотного графика. Существуют мнение, что Элла вышла еще раз замуж в 1957 году, но эта информация так и не была подтверждена.

Последние годы и смерть

В конце 70-х годов голос Эллы стал ухудшаться из-за возрастных изменений. В 1991 году она была вынуждена прекратить запись студийных альбомов из-за проблем со здоровьем. В 1986 году исполнительница перенесла операцию на сердце, кроме того, у нее стало ухудшаться зрение из-за появившейся катаракты. Ее последнее появление на публике состоялось в 1993 году, тогда же из-за сахарного диабета певице ампутировали обе ноги. Певица скончалась в 1996 году. Последние дни она провела в своем доме в окружении сына и внучки.

Огромный вклад в джазовую и популярную музыку внесла Элла Фицджеральд. Биография, краткое содержание которой вы могли прочитать в этой статье, наполнена и взлетами, и падениями. Певица стала знаковой фигурой в американской музыке XX века, ведь за всю свою жизнь она записала более 90 альбомов, которые были проданы миллионными тиражами.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.

В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы , что сыграло важную роль в карьере Эллы.

Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.

Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner , альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald"s Christmas , альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella , чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).

Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом , басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.

Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган , Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.

Личная жизнь

Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.

Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном , которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.

В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.

Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка.... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».

Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.

Ella Fitzgerald - Mack the Knife

Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" "79 Flying Home

Ella Fitzgerald - Summertime

Дискография

Decca
1950
Ella Sings Gershwin
1954
Songs in a Mellow Mood
Lullabies of Birdland
1955
For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
Sweet and Hot

Verve
1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
Ella Fitzgerald live at Mister Kelly"s (Live) (Released in 2007)
1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson
1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues
1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)
Ella in Japan: "S Wonderful (Live) (Released in 2011)
1965
Ella in Hamburg (Live)
Ella at Duke"s Place (with Duke Ellington)
1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D"Azur (Live) (with Duke Ellington)

Capitol
1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald"s Christmas
1968
30 by Ella
Misty Blue

MPS Records
1969
Sunshine of your Love (Live)

Reprise
1969
Ella
1970
Things Ain"t What They Used to Be (And You Better Believe It)

Atlantic
1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

Columbia
1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

Pablo
1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
1967
The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
1970
Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
1971
Ella à Nice (Live)
1972
Jazz at Santa Monica Civic "72 (Live)
1973
Take Love Easy (with Joe Pass)
1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)
1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux "75 (Live)
1976
Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
1977
Montreux "77 (Live)
1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1981
Ella Abraça Jobim
1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
1986
Easy Living (with Joe Pass)
1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
2001
Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)

Notable guest appearances
1953
JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953" (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1955
Songs from Pete Kelly"s Blues
1956
Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
1957
One O"Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
1983
Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
1989
Back on the Block (Qwest Records)

Boxed sets and collections
1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка