График социальной мобильности. Виды социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.

Социальное неравенство и обусловленная им социальная стратификация не постоянны. Как уже было сказано выше, они флуктуируют, профиль стратификации постоянно меняется. Эти процессы связаны с перемещениями индивидов и групп в социальном пространстве – социальной мобильностью , под которой понимается переход индивидов или групп из одной социальной позиции в другую.

Одним из первых исследователей социальной мобильности, который и ввел этот термин в социологию, был П. А. Сорокин. Процессам социальной мобильности он посвятил специальную работу: "Социальная стратификация и мобильность". Он выделяет два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную.

Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.), при сохранении прежнего социального статуса.

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов"). Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

  • индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
  • в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт 1998 г. в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной.

Пригоризонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

Привертикальной мобильности происходитвосходящее инисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, - со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Подскоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов даетабсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность - важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основныхсоциальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России - В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

Классификация мобильности.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4. Индивидуальная мобильность:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

Социальная мобильность-это процесс движения индивидов между иерархически организованными элементами социальной структуры.

ПСорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другуюу.

Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне.

Перемещение некоторого индивида из баптистской в??методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и женщины) в другую при разводе или повторном браке, с одной ой фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Такими же примерами являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, теории. Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из. Айовы до. Калифорнии, во всех этих случаях"перемещение"может происходить без каких-либо заметных изменений социального поло ния индивида или социального объекта в вертикальном направленииу.

Вертикальная мобильность

Под вертикальной социальной мобильностью понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой в зависимости от направления перемещения я существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Согласно природы стратификации существуют нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типа. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивид а с более высокой социальной позиции на более низкую, не нарушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал раньше; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее р. Ангу на фоне других групп или в нарушении ее социального единстваості.

В социологии, в основном, научному анализу подлежит именно вертикальная социальная мобильность.

Принципы социальной мобильности

ПСорокин определил ряд принципов вертикальной мобильностиі.

1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных аспектах - экономической, политической, профессиональныей.

2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одной социальной страты в другую осуществлялся бы без всякого сопротивления бы мобильность бы была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое возникло, не было бы социальных страат.

3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и современное американское. Если взять высшие ступени в политической, экономической и профессиональной пирамидах в обоих обществах, то будет видно, что все они в. Индии определены фактом рождения и есть только немного индивидов, которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низких страт. Между тем в. США среди известных людей в промышленности и финансах 38,8% в прошлом и 19,6% в современном поколении начинали бедняка мы; 31,5% мультимилионерив начинали свою карьеру, имея средний достатоаток.

4. Интенсивность и всеохватность вертикальной мобильности - экономической, политической и профессиональной - колеблется в пределах одного и того же общества в разные периоды его истории. В истории любой страны ни или социальной группы существуют периоды, когда вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшаетсяся.

5. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления интенсивности и всеобъемлющей. Это предположение является действительным для истории любой кр ны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечествава.

анализа социальной мобильности была посвящена также работа. Т. Лассуэла"Класс и казнь", где он отмечал, что фактически все материалы по социальной мобильности, которые были опубликованы в. СЕЛА-это мате ериалы о восходящей мобильности. Поскольку частью американского характера является стремление возвыситься над родителями и ровесниками, то чаще масс место именно восходящая социальная мобильность".

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1 . Социальная стратификация - разделение общества на социальные группы и слои в соответствии с их материального и политического статуса, культурного уровня, квалификации, привилегий и т.п..

2 . Социальная мобильность - переход человека из одной социальной позиции к другой по"вертикали"и"горизонтали".

3 . Вертикальная мобильность - переход индивида из низшей иерархической ступени к высшей.

4 . Горизонтальная мобильность - перемещение из одной группы в другую, занимает ту же иерархическую позицию.

ВОПРОСЫ

1. Что такое социальная структура общества, ее основные элементы??

2. На основе чего образуются социальные общности??

3. Что понимают под социально-территориальной структурой общества??

4. Чем объясняют естественность и вечность существования неравенства американские социологи. Дэвис и. Мур??

5. В чем сущность социальной мобильности??

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимчук AA,. Тимошенко 31. Курс лекций по философии-К, 2000., 2000.

2. Кон. ИС. Социология личности-M, 1967 1967.

3. Сорокин. П. Человек. Цивилизация. Общество-М, 1992, 1992.

4. Социология. Учебник для высшей учебных заведений (ГВОсипов,. АБКабыща и др) -. М:. Наука, 1995ука, 1995.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений /. Под ред. ВПАндрущенко-Харьков, 1996в, 1996.

6. Якуба. ОО. Социология-Харьков, 19961996.

7 Thomas. Е Lasswell Class and Stratum-Boston, 19651965.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка