Сильные и слабые позиции гласных фонем. Позиционная мена и изменения гласных

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон , который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.

В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем.

Гласные фонемы.

Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д.



Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов.

фонема звук примеры звук
‹а› Λ сΛды́, мΛла́ Ъ па́лъчикъ, шъгΛмۥэ́р
’‹а› И э ч’и э сы, ¯ш’и э вۥэлۥ Ь пۥьтΛчо́к, вы́глۥьнул
‹о› Λ вΛда́, кΛса́ Ъ вы́къвътۥ, вълΛкно́
‹э› Ы э (э) ы э та́ж, ы э гза́мۥьн Ъ шъпΛто́к, кры́шъчкъ
’‹э› И э вۥи э сна́ Ь лۥьдۥи э но́ǐ, за́рۥвъ
После ж, ш, ц ‹э› Ы э жы э на́, цы э на́ шы э пта́л
‹у› У тупۥи́к, убра́тۥ У путۥи э во́ǐ
’‹у› У бۥуро́, чۥуло́к У бۥурΛкра́т, дۥа́дۥушкъ
(’) ‹и› → и, игла́, бۥилۥэ́т И инжы э нۥэ́р, ма́кۥи
→ ы дымо́к, жывоǐ Ы бытΛво́ǐ, жывΛпۥисۥьц


Согласные фонемы .

По звонкости – глухости (сильные позиции):

1) перед гласными (дом – том, кость - гость);

2) перед сонорными согласными (слой - злой);

3) перед [j] (съ ј езд – раз ј ъезд);

4) перед [в] (свой – взвой)

По звонкости – глухости (слабые позиции):

1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]);

2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);

По твердости – мягкости (сильные позиции):

1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять);

2) в конце слова (граб - грабь)

По твердости – мягкости (слабые позиции):

1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена);

2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).


Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т. е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] - только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана"прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.
Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в*], [ті - [д], [т’] - [д’І, [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [ш’] - [ж’], [к] - [г], [к’] - [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], , [к], [к’], а в положении перед звонкими - только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’]. В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.
Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других - со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции - перед гласными - выступают глухие и звонкие, а в других - или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:
п б п’ -б’ ф - в ф’ -в’ т - д т’-д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п
1
п’
1
ф ф’
1
т т’
1
б
1
б’
в 1
в’
д д’
С 3 с’ - з’ ш-ж 1*
1
Га
к - г к’ - г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с
1
с’
1
ш ш’ к к’
1
1
3
1
3’
ж і г 1
г’

ж’
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е]. Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] - [м’-ол], [пат] - [п’-ат]ый, [бал] - [б’а]зь, [форт] - [ф’-о]дор, зат[вор] - ко[в’-6р], [тот] - [т’б]тя, [дол] - [д’-орн], [сор] - [с’-б]ла, [зов] - [з’о]рна, [шолк] - [жо]ны, [ш’-о]тка, , [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы - [гн’-от], [рот] - в[р’-о]т, [ло]б - [л’-о]г, [кол] - [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]- за[р’-а], но по[р’ё]- за[р’ё]; ви[ном] - ко[н’-ом], но ви[н’ё1 - ко[н’ё], се[лу] - ру[л’-у], но се[л’ё] - ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях - перед [а], [о], [у] - выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой - перед [е] - только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
\/ \/ л’ р’
В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.
Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,- и это главное - в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т. д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего - на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.
Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие - меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными - реже.
Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX - начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,
у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й. Щ;
Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’], [л’], а также перед [ч’](ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т. д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], "ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.
Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз"зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать. Ж
Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},";ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же"Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,- то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна.^беїз’-з" Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.
Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать. При сочетании же [т], [д] с [сЧ,
[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.
Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.
Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.
Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня - с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне. \ /
Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость - все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.
К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] - [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] -¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] - [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.
Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д. ~ ~ ~
Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка