Набедренный пояс
Как видно на рисунке, поясной ремень на полноценной подвесной системе соответствует округлой форме талии и бёдер. Такой пояс плотно обхватывает бёдра, давит равномерно и повторяет раскачивающиеся движения бёдер при ходьбе.

Пояс слева жмёт больше в одних местах и меньше в других. Почему? На рисунке рюкзак изображён с плоской спинкой, но набитый рюкзак всегда стремится к цилиндрической форме (это хорошо видно на фотографии тонкого набедренного пояса выше). Возникает как бы «борьба за поясной ремень» между цилиндрической формы туловищем и цилиндрической формы рюкзаком. Прикреплённый к углам рюкзака, такой набедренный пояс малоподвижен при ходьбе и трёт в районе бёдер и поясницы.

Форма спинки
Удобный каркас повторяет контуры человеческой спины, что обеспечивает равномерное распределение давления рюкзака на спину. Плоская же спинка сосредоточивает давление в 1-2 местах, что может привести к ощущению дискомфорта.

Строение каркаса
Полноценные каркасы бывают разной формы и из разных материалов. Но все они прочно соединяют место крепления набедренного пояса с местом крепления плечевых лямок, как показано на рисунке справа. В рюкзаке справа можно крепко затянуть пояс и полностью снять груз с плеч. В рюкзаке слева за счёт движения ткани корпуса рюкзака относительно рамы при нагрузке место крепления набедренного пояса поднимается вверх на пару сантиметров. Нужно будет совсем высоко на талии затянуть пояс, чтобы снять нагрузку с плеч.

Если присутствуют все три элемента полноценного каркаса, то его максимальная удобная нагрузка будет определяться такими факторами, как упругость структуры каркаса (его склонность прогибаться под нагрузкой), прочность соединяющих элементов и ширина поясного ремня и плечевых лямок.

Если рюкзак бескаркасный, то форма спинки уже не играет роли, т.к. мягкий корпус рюкзака приспосабливается к контурам спины. Но, по-моему, всегда лучше, когда пояс пришит не к углам корпуса рюкзака, а ближе к его центру, пусть даже на несколько сантиметров. Если место крепление пояса ближе к центру, чем к углам, то полезны ремни стяжки, соединяющие бока пояса с углами корпуса рюкзака. Они помогают сохранять оптимальный центр тяжести нагруженного рюкзака.

Объём рюкзака

В процессе радикального облегчения походного снаряжения может возникнуть соблазн купить очень маленький рюкзак, который максимально подчеркнёт твою новую легкоходную сущность. Наверное, это оправданно, если планируешь совершать только короткие походы в тёплых краях.

Я сам начал предпочитать рюкзаки несколько бóльшего объёма после многомесячного похода по Тихоокеанской тропе в 2009 году. Каждое утро я долго впихивал пуховый квилт в маленький чехол и укладывал в самый низ рюкзака. Потом сверху клал мешок с провизией и остальные вещи. Через несколько недель я заметил, что пух явно уплотнился и температура комфорта квилта ухудшилась прибл. с -6 до -2 град. Но по-другому укладывать его я не стал, т.к. другого чехла у меня не было, да и рюкзак и так часто был набит под завязку.

После похода квилт частично восстановился (качественный пух очень живуч!). Кстати, с синтетическими утеплителями та же история, только от продолжительных сильных сжатий они значительно хуже восстанавливаются, чем пух.

Теперь я тщательно берегу свои спальники и при укладке рюкзака храню их в чехлах, объём которых в 2-3 раза превышает минимальный обьём сжатого спальника (см. следующее фото внизу). За 150 походных дней мой летний пуховый спальник, кажется, нисколько не пострадал, даже после 100-дневной бродилки по горам Европы. Мой метод укладки спальника описан под фото в следующем разделе.

Большой объём рюкзака также необходим в длинных маршрутах, где приходится брать большое количествое пищи. На фотографии справа - рюкзак, набитый провизией на 6 дней (на тот момент до 6 кг и 25000 калорий) во время сверхдальнего маршрута в Пиренеях . Многие из продающихся в магазинах продуктов - печенье, хлеб и т.п. - имеют низкую плотность и потому занимают много места. Высокофункциональный походный рюкзак снабжён внешними карманами, стропами, петлями и т.п., которые позволяют вынести существенную часть снаряжения наружу, чтобы максимально освободить основной мешок для приёма продуктов.

А если пойдёт дождь? Потому, кстати, и нужно пончо-накидка, которое полностью закрывает голову, торс и руки вместе с рюкзаком.

О какой вместимости идёт речь?
Немного уже конкретики. Для меня оптимальным объёмом для летних сверхдальних походах с автономными участками до 7 дней будет 65-70 л.; 45-50 л. в основном мешке рюкзака (включая тубус-удлинитель) и 20-25 л. во внешних карманах. Заявленная вместимость показанного на фото сверху ULA Ohm как раз 65 л. (42,6 в корпусе + 22,3 во внешних карманах). Не мешало бы ещё литров 5 в основном мешке для приёма провизии для недельной автономки. Если сделать рюкзак с двумя внутренними отделениями (см. ниже под «Интересно попробовать...»), то объём основного мешка должен быть и побольше - ближе к 50 л. Если речь идёт о походах в холодное время года, где нужен спальник пообъёмнее, на -8/-15 град., и побольше тёплых вещей, то для меня оптимальной вместительностью будет где-то 70-80 л.: 50-60 л. в основном мешке и 20-25 л. во внешних карманах.

Самые лучшие модели легких туристических рюкзаков с ортопедической спинкой - краткий обзор

Почему один рюкзак весит 3,2 кг, а другой 1,8 кг при том же самом заявленном объёме? Является ли малый вес однозначным показателем того, что такое изделие лучше? Я уже касался массы рюкзаков, когда писал про экспедиционные баулы и отмечал в той статье, что просто так ничего не бывает. Повышенная масса изделия у хорошего производителя связана с адекватным уровнем комфорта в условиях переноски тяжёлых грузов. Кроме этого, в «тяжёлых» рюкзаках применяется более плотная и, соответственно, обладающая лучшими прочностными характеристиками, ткань.

Отсюда вывод – любые облегчённые версии рюкзаков предназначены для относительно небольших переносимых весов. Чем меньшими прочностными характеристиками обладает ткань изделия и чем проще подвесная система рюкзака, тем меньший будет комфортно переносимый вес груза.

Это хоть и довольно субъективный, но важный показатель – примерная планка максимального веса, который можно в рюкзаке переносить с комфортом для себя любимого. Ежу понятно, что без комфорта вообще много на себе можно волочь, только имеет ли смысл в туризме издеваться над собой?

Абсолютное большинство лёгких рюкзаков не имеют регулировки спины, что связано с упрощением подвесной системы с целью снижения веса. «Спина рюкзака» вместе с каркасом, поясом и лямками имеет достаточно большое процентное соотношение к полному весу изделия, поэтому при конструировании лёгких изделий часто меняется концепция именно этих элементов. На самом деле, конечно, при замене «тяжёлой» ткани на «лёгкую» эффект тоже есть и он тем выше, чем объём рюкзака больше. Если взять абстрактный рюкзак объёмом в 120 литров с «классическим» материалом ткани Polyester 600D и заменить его на куда более лёгкий Polyester 210D, то получим выигрыш в весе в пределах 0,4-0,5 кг на всё изделие. Т.е., если рюкзак изначально весил 3,2 кг, то получится 2,7-2,8 кг. Стоит ли оно того, особенно учитывая то, что прочностные характеристики у этих тканей, мягко говоря, очень сильно различаются? А вот если убрать у этого же рюкзака из спины каркас, даже оставив на месте подушки спины и хороший пояс, то можно выиграть уже почти килограмм веса. Это выглядит ощутимее. Вот только комфорт переноса груза снизиться.

Именно поэтому производители обычно выпускают большую часть (но не всю) облегчённых моделей в меньшем литраже. Несмотря на то, что выигрыш в весе рюкзака при применении «лёгких» тканей уменьшается, зато можно облегчить рюкзак за счёт упрощения подвесной системы и фурнитуры. Небольшие объёмы рюкзаков также как бы подразумевают то, что с большими весами с ними в походы ходить не будут, отсюда вытекает взаимное снижение требований к прочности и надёжности изделия.

Упрощение подвесной системы рюкзака происходит за счёт изменения геометрии лямок и пояса, уменьшения размеров подушек спины или полного от них отказа, упрощения каркаса или также полного отказа от него. На самом деле, происходит своеобразный возврат к истокам, если считать за истоки армейский сидор и его предков – эволюция наоборот, спираль эволюции или чего-то ещё, можно называть как угодно. Вот только цена «простых» готовых изделий не всегда в силу разных, технологических и маркетинговых, причин, снижается сообразно.

По «жёсткости» спины лёгкие рюкзаки можно условно разделить на три группы. Первая из них имеет латы, придающие спинке жёсткость, а владельцу относительный комфорт. Лат может быть две или одна, они могут быть выполнены из алюминиевого сплава или стеклопластика. Это самый удобный вариант. Дальше идёт «полужёсткий», когда каркаса, как такового нет, а спинку формирует полиэтиленовая спинка, как правило, съёмная. Примером такой конструкции сейчас является распиаренное изделие компании Баск – . Конструктив идёт ещё от рюкзака Абалакова, просто на новый, более технологичный, лад. Ну и самый простой вариант, когда спинка рюкзака простая мягкая, как у уже упомянутого солдатского сидора. Проще уже и не бывает – сумка с лямками и всё.

Ходить можно со всеми этими вариантами, главное чётко разделять, куда и в какой поход можно с ними сунуться, а куда не стоит.

Комфорт переноски рюкзака зависит не только от наличия каркаса. Можно и бескаркасный мягкий рюкзак уложить так, что нести груз станет удобно. Вот только сделать это сложнее. Это как раз чётко ощутимая грань между каркасными и мягкими (или полужёсткими) рюкзаками. Даже если спину рюкзака формирует пенка, по неопытности можно его так уложить, что образуется бугор. Мягкий же рюкзак вообще можно превратить в нечто, похожее на мутированный картофель. Часто туристы используют вместо своеобразного каркаса полиэтиленовый коврик, сворачивая его в трубу и вставляя в рюкзак так, чтобы он расправился внутри и образовал жёсткую конструкцию. Вещи в таком случае укладываются внутрь образовавшегося пространства. Недостатка у этого способа три: «съедается» слишком много полезного объёма рюкзака, смещается центр тяжести; возникает необходимость носить с собой коврик в 6-8 мм толщиной, причём именно пенополиэтиленовый. Это существенные недостатки. В протяжённых походах объём должен использоваться на все сто процентов, коврик летом хочется носить тонкий и лёгкий, а зимой вообще пользоваться продвинутым самонадувастиком и тоненькой пенополиэтиленовой подложкой. Что в итоге? Рюкзак без каркаса необходимо уметь укладывать. То, чему раньше, в эпоху рюкзаков-колобков учились в первую очередь, сейчас приходится осваивать заново. Это несложно, но требует наработки. Я не утверждаю, что в каркасных рюкзаках такое умение не нужно, просто в бескаркасных изделиях уровень по укладке должно быть выше на порядок.

Нерегулируемый по высоте от пояса узел крепления лямок к спинке (нерегулируемая спина) диктует также специфику подбора по размеру пользователя. Недаром Bask Light производится в двух размерах для более точной подгонки под многострадальные спины. Такие рюкзаки могут просто не подойти туристу (подойти по размеру – расстоянию между креплением лямок и поясом) и поэтому крайне желательно их мерить по себе при покупке. Носить, конечно, можно всё, что угодно, но стоит ли мучиться?

Покупка «лёгкого» рюкзака должна неизбежно сопровождаться снижением веса снаряжения в целом. В этом случае с ним можно ходить вполне продолжительные и сложные походы. Если мы собираемся в двухнедельный ходовой маршрут с семидесятилитровым рюкзаком с собственным весом в 1 кг, то кардинальный подход по снижению стартового веса необходим. Снаряжение в походе практически никогда не работает само по себе – оно работает в комплекте с другим снаряжением, завязано на паёк, а также стратегию и тактику группы на маршруте. Переход в легкоходство любой стадии и фанатизма влечёт за собой кардинальную смену концепции походов. Бывает так, что человек покупает лёгкое хорошее изделие, хорошее именно для своих целей, но не использует его в тех условиях, где конструктивные особенности превращаются в плюсы. Отсюда разочарование и последующее охаивание.

Примечание: справедливости ради стоит отметить, что откровенного барахла на рынке outdoor больше, чем годных изделий.

Итак, подведём небольшой итог, в том числе и по предыдущим двум статьям: любое изделие имеет свою направленность и свои нюансы использования. Рюкзаки отличаются по литражу, подвесной системе, ткани, специфике использования – как, например, альпинистские штурмовые или военные изделия. Главное эти нюансы осознавать и не пытаться использовать рюкзак в тех случаях, для которых он не совсем подходит или вообще не годится. И будет тогда нам всем счастье 🙂

Уже сегодня мы можем предложить вам выбрать рюкзак из 500 моделей, выставленных в магазине. А ведь не все еще приехали. Спорт-Марафон по праву может похвастаться самой большой коллекцией рюкзаков на нашем рынке - рюкзаки для туризма, экспедиционные, горнолыжные, фрирайдные, лавинные, рюкзаки для сплавов, мультиспорта, фото-рюкзаки, вело, городские... в этом обзоре мы выбрали дюжину самых-самых в своих категориях.

Самые большие рюкзаки для треккинга

Российский турист - особенный. И отпуск в понимании многих российских туристов - это не отдых, а очередная проверка себя на прочность. Таскать неделю-другую на своей спине 120л снаряжения, кормить по пути комаров и наслаждаться красотами - это по нашему. Вы знали, что Deuter разработала свой самый большой рюкзак специально для России, учитывая специфику нашего «grand» туризма?

Итак, три туристических монстра, которые нам нравятся больше всего:

Самый большой рюкзак для треккинга №1

Самый легкий рюкзак для треккинга №1

Самый женский рюкзак для туризма №1 - Thule Guidepost 75

Модель шведского производителя. Thule - молодой игрок на рынке рюкзаков, но если учесть, что главным разработчиком рюкзаков Thule стал приглашенный инженер из шведской же компании Haglofs с огромным опытом в этой сфере, да прибавить гарантию 25 лет на любые повреждения рюкзака - задумаешься.

Самый интересный треккинговый рюкзак №1 - Thule Capstone 40

Компания Thule знакома многим автолюбителям во всем мире, ведь в первую очередь она занимается производством автомобильных аксессуаров для перевозки снаряжения. Велосипедисты и лыжники/ сноубордисты – автовладельцы наверняка уже оценили удобство, практичность, качество и безопасность продукции Thule. Недавно в компании было принято решение о расширении ассортимента. 3 года назад Шведы решили выйти на рынок outdoor и активного отдыха с детьми с городскими и техническими рюкзаками и сумками.

В качестве разработчика направления рюкзаков и чехлов для горных лыж и сноубордов был приглашен на работу профессиональный конструктор из компании Haglofs (Швеция), имеющей столетний опыт на этом рынке.

Продолжая тему минимизации веса наших туристических рюкзаков, пришла идея сделать обзор, итак - самые лучшие модели легких туристических рюкзаков с ортопедической спинкой . Если брать во внимание, что среднестатистический рюкзак с ортопедической спиной весит в районе 3 - 3,5 кг, мы предложим модели весом до 2 кг. Объем таких рюкзаков от 45 до 80 литров, что даст возможность Вам присмотреть наиболее подходящий вариант.

В этом обзоре мы не рассматриваем легкоходные рюкзаки с мягкой спинкой и специальзированные штурмовые рюкзаки. В данном случае нам интересны варианты с которыми можно комфортно путешествовать, как несколько дней, так и неделю - две или даже три.

Osprey Exos . Очень удачная серия легких и одновременно прочных рюкзаков с системой вентелируемой спины. Был опыт общения с этой моделью, и ничего удобнее и лучше до сих пор на спине не было. Складывается такое впечатление, будто спинку выливали идеально под Вас. Лямки наполнены специальной пеной, для удобства и вентиляции. Имеет прочную качественную фурнитуру, и достаточно удачную форму. Ремешки на первый взгляд кажуться слишком тонкими, но не смотря на это они прочные и надежные. Хорошо садиться на бедра. Модель унисекс. Рассмотрим серию 46 и серию 58, каждая из которых представлена в 3х литражах, с разным весом:

Литраж и вес рюкзака Osprey Exos

Размер

Объем, литры

Вес, граммы

S (серия Exos 46)

1010

M (серия Exos 46)

1050

L (серия Exos 46)

1100

S (серия Exos 58)

1110

M (серия Exos 58)

1140

L (серия Exos 58)

1190

Deuter ACT Lite 45+10 SL . Женская модель. Deuter - это всегда удачный дизайн, прочные ткани, удобная эргономика. Эта модель не исключение, но ко всем прочим преимуществам имеет еще и удачный вес, а это весьма немаловажно. Приставка SL говорит об особой форме плечевых лямок, которые разработаны с учетом строения женского тела.

Объем: 45 + 10 л


Мужчины не огорчайтесь, для Вас, тоже была создана подобная модель.

Deuter ACT Lite 50+10 Технический дизайн, минимальный вес, ничего лишнего. Имеет удобный клапан с двумя отделениями. Прочная и надежная фурнитура. Длинные боковые лямки, для возможности привентить коврик или палатку снаружи. Внешние сетчатые карманы для воды, карт и мелочей. Петли для ледоруба. Удивительно, но при своем минимальном весе у этого рюкзака все "на месте".

Объем: 50 + 10 л


Tatonka Pyrox 45. Рюкзак унисекс, так что подойдет, как мужчинам, так и женщинам. Туристические рюкзаки немецкой фирмы Tatonka - отличаются своим хорошим качеством и долговечностью, но и не малой ценой. Но уж если Вы не пожалели денег на Tatonkу - она прослужит верой и правдой долгие годы. Материал этого рюкзака особый, со специальным силиконовым покрытием, что защищает его от механических повреждений. Есть в загашнике такой рюкзак, можно сказать один из любимых - ходит в основном по Крыму, так как размер его не сильно велик, но для теплых летних походов, то что нужно. Кроме всех необходимых для похода вещей и продуктов, умудряюсь положить туда еще зеркальный фотоаппарат немалых размеров в сумке. И имейте в виду, что 45л татонка понимает по своему и они тянут на все 60, в сравнении с другими фирмами рюкзаков.

Объём: 45 л


видеообзор рюкзака Tatonka Pyrox 45

Gregory Z55 Backpack - мужской. Достоверно о рюкзаке изсестно мало. У нас найти сложно. Но можно заказать из америки, как сейчас это делают многие. Отзывы есть как позитивные так и негативные, с виду прочный хорошо сконструированный, все главные моменты учтены. Производитель утверждает, что это мечта а не рюкзак, имеес специальные смарт каркассные системы. Необычная особенность - чехол от дождя встроенный.

Объем: 55 л


Black Diamond Innova 60 - женский. Фирма Black Diamond сравнительно недавно появилась на рынке России и Украины, но уже успела найти своих любителей и почитателе. Отличается иновационностью и качеством. Этот рюкзак. Очень обтекаемая форма, ничего лишнего. Если Вы любите, чтобы было много внешних карманов, тогда это не ваш вариант.

Объем: 60 л


GoLite Quest - этот рюкзак мы оставили на десерт. Сравнительно недавно мы заполучили такую модель, прилетела из Америки, но уже успела побывать на зимнем Эльбрусе и даже на самой вершине. Очень необычный и интересный рюкзак, хорошо продуманы мелочи. очень удобно садиться на спину, по ощущениям можно сравнить только с Osprey Exos. Впереди рюкзака есть вертикальная молния, для удобства загрузки вещей. В свою очередь она закрывается специальной необычной крышкой, защищающей молнию от дождя и механических повреждений. Нам этот рюкзак пришелся по душе - рекомендуем. Выпускаются в двух модификациях - для мужчин и для женщин и с разным объемом.

Мужские рюкзаки соотношение вес/объем

Женские рюкзаки соотношение вес/объем


Мы будем рады любым отзывам и дополнениям к этой статье. Если Вы имели опыт общения с той или иной моделью или знаете рюкзаки с малым весом и каркасной спиной, которые мы не представили в этом обзоре - пишите в комментариях. И нам, и тем, у кого мало знаний в области туристического снаряжения, будет важен, полезен и интересен Ваш опыт.

Рюкзак - самый заметный и используемый предмет походного снаряжения. Чем активнее ходишь в походы, тем важнее иметь удобный, функциональный и прочный рюкзак, с которым приятно «срастаться» во время путешествий.

Мне попадались рюкзаки весом от 50 г. до 3 кг. (с весом 50 г. я шил сам). На коммерческом рынке легкоходных рюкзаков весовой диапазон ýже: от 100 г. до 1,5 кг. Самые сверхлёгкие шьются из силнейлона («силиконки»), кубена или спинакера (до 2007-08 гг.), а все «тяжёлые» - от 0,7 до 1,5 кг - из более прочных тканей вроде «дайнимы гридстоп» (Dyneema Gridstop). Вторые также снабжены рамой, позволяющей относительно комфортно переносить грузы от 10 до 25 кг.

Эволюция коммерческих легкоходных рюкзаков

За последние 5 лет наметилась явная консолидация лёгких рюкзаков вокруг двух наиболее жизнеспособных форм:

*«Дайнима» (Dyneema) - торговая марка материала из волокон спектры - сверхкрепкого материала, который обычно рекламируют, как «в N раз крепче, чем сталь». Волокнами дайнимы усилена нейлоновая ткань «дайнима гридстоп», которая бывает разного веса (дена). В легкоходном снаряжении активно используются 210D и 140D, но я лично имел дело только с несколько более тяжёлым 210D.

Кто-то может возразить, что многие из продающихся сегодня легкоходных рюкзаков не вписываются в эти рамки. Но обратите внимание: каждая новая версия популярных моделей всё больше приближается к одной из этих наиболее устойчивых форм.

Именно на эти две группы рюкзаков я бы и рекомендовал ориентироваться. Исключения - участники марш-бросков, ультралегкоходы-рекордсмены и самоделкины. Одним словом, те, кого не волнует меньший срок службы самых сверхлёгких рюкзаков. Для остальных оптимальным будет пусть не самый ультралёгкий, зато основательный и удобный рюкзак с длительным сроком службы. О них и пойдёт речь.

Универсальные свойства наиболее удачных рюкзаков

Прочная и долговечная ткань
Должна использоваться прочная ткань если не по всему корпусу рюкзака, то хотя бы на всех подверженных износу участках. По моему мнению, ткань должна выдержать, как минимум, два многомесячных похода (250-500 походных дней). Тогда не жалко потратить на рюкзак и 200-250 долларов.

Рюкзаки из самых лёгких тканей - спинакера, кубена и силнейлона - ушли или уходят в прошлое. Про спинакер вообще забыли: он весил чуть меньше силнейлона, зато значительно уступал ему в плане прочности. Кубен хоть и невероятно прочный на разрыв, но довольно быстро деградирует под воздействием трения, сминания и - возможно - пота и ультрафиолета. Потом разламинировавшиеся пряди и нити кубена цепляют снаряжение, пальцы, наручные часы и т.д. при укладке рюкзака. Лично меня это раздражает.

Новый набедренный пояс из гибридного кубена на старом рюкзаке от Zpacks.com.

Новая гибридная кубеново-полиэстеровая ткань (см. фото справа) имеет более гладкую поверхность и, судя по отзывам, живёт дольше, чем прежний неукреплённый кубен, но у меня ещё нет опыта её длительного использования. Честно признаться, я настроен скептически. Во-первых, как я понимаю, полиэстером защищена только внешняя сторона ткани, а внутренняя сторона ещё будет иметь тенденцию деградировать (поправьте, если я не прав, у кого есть изделия). Во-вторых, вес гибридной ткани уже составляет где-то 55-60% от веса дайнимы гридстоп, которая лишена этих возможных недостатков и дольше живёт.

Силнейлон по-прежнему подходит, по моему мнению, для недорогих малогабаритных рюкзаков, напр., для однодневных вылазок. Но даже тут сложно обосновать его применение вместо той же дайнимы. Такой же рюкзак из дайнимы будет весить прибл. 250 г. против 100 г. Да, ткань значительно дороже, зато очень крепкая и с практически неограниченным сроком службы. Ещё использование силнейлона может быть оправдано, если стоимость готового рюкзака очень низкая (напр., продукция «Легковес»). Вспомним однако, что силнейлон слегка тянется, поэтому очень желательно, чтобы лямки и набедренный пояс были из другой, более тяжёлой и нетянущейся ткани.

Качественный пошив
При пошиве рюкзаков должна использоваться крепкая синтетическая нить, и должно быть два ряда стежков для распределения нагрузки. Желательны, но не обязательны закрытые швы, т.к. со временем (50-100 походных дней) края ткани иногда начинают расходиться.

Прочная и удобная фурнитура
Самая ультралёгкая фурнитура часто бывает хлипкой и капризной. Очень часто это выявляется, когда на холоде ухудшается тонкая координация пальцев. Поэтому лучше ставить пряжки, застёжки, замочки, ремешки, шнуры для затяжек и прочую фурнитуру не самого маленького размера (к примеру, на фото более крупный замочек справа намного удобнее замочка слева). Вес рюкзака увеличится незначительно, и мороки с фурнитурой будет меньше.

Удобные плечевые лямки
Нельзя особо экономить вес на плечевых лямках, т.к. они являются основной частью несущей конструкции рюкзака. Раньше на ультралёгких рюкзаках часто ставили слишком узкие лямки и применяли в них слишком тонкий поролон. Это уходит в прошлое. Приходит понимание того, что добротные лямки нужны как для объёмных каркасных рюкзаков, так и для ультралёгких.

Узкие, тонкие или пошитые из растягивающейся ткани лямки хуже распределяют весовую нагрузку на плечи и склонны деформироваться, снижая весовой порог дискомфорта рюкзака. Лямки должны быть достаточно широкие - прибл. 7 см в ширину - и из нерастягивающейся ткани. Поролон в них должен быть плотный и достаточно толстый - прибл. 1 см в толщину. Раньше часто ставили прямые лямки, но лямки с эргономичным изгибом сидят лучше и теперь применяются повсеместно.

Большинство туристов также предпочитают наличие съёмной нагрудной стяжки. Она особенно нужна тем, у кого покатые, узкие или неодинаковой высоты плечи.

Удобные внешние карманы
Внешние карманы (если есть) должны быть не плоскими, а выпуклыми и вместительными. Из «боковушек» не должны вываливаться 1-2-литровые бутылки. Для этого карманы должны быть достаточно длинными и/или со встроенным днищем. В плоские карманы бывает трудно засунуть что-то при набитом рюкзаке. Карман выпуклой формы со отдельным от корпуса рюкзака днищем всегда сохраняет свой полный объём (см. фото). Такой карман должен быть снабжён не самой тонкой резинкой или шнуром для затяжки. В последние годы стали делать боковушки с диагональным входом. Из них легче достать что-то на ходу, не снимая рюкзак.

Подходят карманы сетчатые или тканевые, из тянущейся и нетянущейся ткани - это всё дело вкуса. Главное, чтобы материал был износостойким, т.к. внешние карманы относятся к наиболее подверженным износу участкам рюкзака.

Достаточно широкий корпус
Когда вход в корпус слишком узкий, укладывать вещи в рюкзак становится неудобно. Должно сохраняться разумное соотношение длины к ширине рюкзака. Узкий вход может быть у маленького рюкзака для ПВД объёмом 8-12 л., но если длина рюкзака более 50-60 см, то нужен объём корпуса от 25 л. с нормального размера входом.

Удобный набедренный пояс
Функциональный набедренный пояс - это не просто узкий ремень с пряжкой, а тканево-поролоновая конструкция высотой 7-12 см, обладающая хотя бы минимальной жёсткостью и прокладкой толщиной от 5-10 мм. Если рюкзак бескаркасный, то и набедренный пояс может быть не совсем полноценным. Это нормально, т.к. без жёсткого каркаса основная нагрузка будет ложиться на плечи в любом случае. Подойдёт и такой пояс, который показан на фото внизу. Однако удобнее, когда место крепления «крыльев» пояса смещено ближе к центру поясницы. Если рюкзак снабжён подвесной системой и рассчитан на грузы свыше 10-12 кг, то тогда пояс должен быть широким, толстым и упругим. Удобно, когда к поясу пришиты объёмные встроенные карманы. Их считают очень удобными большинство туристов.

С каркасом или без каркаса? Нужен ли набедренный пояс вообще?

На заре западного легкоходства народ увлекался, в основном, сверхлёгкими бескаркасными рюкзаками. Огромный вклад в их популяризацию внёс Рэй Джардин , который до сих пор продаёт неизменный набор для пошива достаточно добротного и вместительного бескаркасного рюкзака весом 300-400 г.

Для придания минимальной жёсткости и гладкости спинки обычно вкладывают в пустой рюкзак свёрнутый в трубку или сложенный в 2-3 слоя походный изомат, после чего укладываются остальные предметы экипировки. Тубус нагруженного бескаркасного рюкзака имеет склонность отваливаться назад, подальше от позвоночника. Применение поясного ремня в отсутствие полноценной подвесной системы (об этом ниже) лишь усиливает эту тенденцию. Эффект несколько смягчают ремни, стягивающие тубус с верхней частью плечевых лямок. Но небольшое смещение центра тяжести назад особо не отражается на комфорте, пока вес нагруженного рюкзака не достигает прибл. 10 кг. Выше этой отметки большинству людей удобнее нести каркасный рюкзак, даже если он весит чуть больше.

Обычно возникает желание застегнуть набедренный пояс при весе рюкзака 5-8 кг. Люди с хорошо развитым плечевым поясом могут комфортно нести без пояса и 9-13 кг., но из известных легкоходов знаю только двоих, которые в длинных маршрутах не пользуются набедренным поясом вообще. Ещё можно нести рюкзак то на одном плече, то на другом, засунув руку под лямку. Это и разгружает плечи, и спину вентилирует. Сам наблюдаю, что с развитием мускулатуры всё чаще хожу без пояса, иногда часами подряд, даже при весе рюкзака 10-12 кг.

При базовом весе рюкзака 5 кг., стартовый вес в 10 кг. - это 1 литр воды и 4 кг. еды (от 5 до 8 дней). Если часто стартуешь с 10 кг. или больше, то имеет смысл рассматривать лёгкие рюкзаки с подвесной системой.

Свойства полноценной подвесной системы

Функция подвесной системы - перенести существенную часть весовой нагрузки с плеч на бёдра, удержать центр тяжести как можно ближе к позвоночнику. Обнаружив, что дискомфорт при носке бескаркасного рюкзака обычно появляется в районе 8-10 кг., производители начали экспериментировать с самыми простыми и лёгкими каркасами. Их делали из лёгких пластин или даже стоек к тенту или палатке, не меняя при этом общую конструкцию рюкзака. Эти эксперименты, а также отзывы покупателей, показали, что подобные половинчатые каркасы не дают желаемого результата, а лишь отодвигают порог дискомфорта максимум на пару килограммов. Теперь всё больше производителей легкоходного снаряжения предлагают рюкзаки с полноценной подвесной системой. При этом доля несущей конструкции в общем весе рюкзака обычно составляет от 200 до 500 грамм.

Что такое полноценный каркас? Проще всего показать на рисунке (художник - ваш покорный слуга). Слева изображён «недоделанный» каркасный рюкзак. Справа - оконченная форма - то, к чему давно пришли производители т.н. «традиционного» турснаряжения.


Подходящего объёма чехол для летнего пухового спальника (темп. комфорта 0 град.) на фоне каремата шириной 50 см. Когда вещей или продуктов мало, чехол стоит вертикально у задней стенки рюкзака, занимая 30-40% объёма. Когда рюкзак будет нагружен продуктами на много дней, укладываю спальник там же, но в согнутом виде. Сверху на него кладу мешок с пищей, а между пищей и задней стенки рюкзака кладу объёмные вещи - одежду, хлеб или багеты и т.д. - чтобы центр тяжести не сместился назад.

Вне основного мешка рюкзака - во внешних карманах, на ремнях и шнуровке - стоит помещать те вещи, которые, вероятно, понадобятся в течение ходового дня: перекус, бутылки с водой, одежду, зонт, пончо-накидку, туалетные принадлежности, фотоаппарат, телефон, навигатор, нож, фонарик, солнцезащитные очки, трекпалки, ледоруб, кошки и т.д. - а также мокрые или грязные вещи: мокрое от дождя или росы укрытие, клеёнку, нестиранные или сохнущие носки и т.д.

Конечно, свисающие с рюкзака носки и трусы придают рюкзакам дальноходов легко узнаваемый неопрятный вид. Но это практично и экономит время. Ещё предпочитаю нести в заднем кармане укрытие, чтобы можно было максимально быстро установить его в случае дождя или наступления темноты.

Разумеется, все эти вещи я прячу внутрь рюкзака во время транспортировки, чтобы ничего не пропало и не повредилось. Потом, добравшись до начала маршрута, трачу 5 минут на распределение вещей по внешним карманам. Если этого не делать, то почти гарантированно будешь лениться своевременно есть и пить, одеваться и раздеваться, защищаться от дождя и т.д.

С точки зрения комфорта, основной принцип укладки рюкзака таков: тяжёлые вещи размещаются близко к спине, а лёгкие и объёмные - подальше от спины. Не должно быть слишком много тяжёлых вещей как в самом низу рюкзака, так и в тубусе-удлинителе. Чем тяжелее рюкзак, тем принципиальнее, где находится его центр тяжести. Если рюкзак весит, допустим, 7 кг, то ничего страшного, если мягкую спинку формирует сложенная в три раза пенка толщиной 5 см. Если же рюкзак весит 15 кг, то толщина спинка должна быть уже 1-2 см для максимального комфорта.

Интересно попробовать...
У меня давно возникла идея, которую ещё не удалось попробовать на практике. Хочу взять достаточно вместительный рюкзак (от 50 л.) и разделить основной мешок на две части одинакового объёма при помощи тканевой перегородки, которая идёт параллельно спинке и задней панели рюкзака. В переднем отделении (возле спины) будут укладываться пища и снаряжение, а в заднем - спальник и утепляющая одежда. Когда пищи много, объём заднего отделения сократится сам собой, но часть объёма сохранится, и можно будет запихнуть туда спальник даже тогда, когда переднее отделение полностью набито. А когда пищи мало, спальник заполнит собой бóльшую часть объёма рюкзака, не мешая при этом доступу к переднему отделению. Эта идея возникла когда я размышлял над тем, как можно быстрее устроить бивак и лечь спать без необходимости полностью опорожнить рюкзак.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка