Художественно-эстетическая среда как педагогическая категория. Консультация на тему: Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда – необходимое условие для художественно- эстетического развития ребенка."

Эстетизация образовательной среды классического университета

Карловас Елена Адасовна,

старший преподаватель кафедры украинского языка и литературы Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина.

Становление глобального информационного пространства, смена форм социальной коммуникации, смещение морально-этических ориентиров актуализируют необходимость обоснования новой парадигмы воспитания как процесса формирования человека. Еще Кант И. говорил, что «в воспитании сокрыта великая тайна совершенствования человеческой природы, … благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и… ей можно придать такую форму, которая отвечала б идеалу человечности» .

Деятельность высшего учебного заведения, в частности классического университета, как социального организма в современных условиях трансформировалась, приоритетными стали процессы самоорганизации и стихийной адаптации к сложившимся обстоятельствам. Эксперты считают, что если в 1980-х годах соотношение между воспитанием и обучением было на уровне 30–40% к 60–70%, то в нынешних условиях эти пропорции стали соответственно – 10 к 90% . По мнению философа Ильина И.А., образование без воспитания является опасным, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, заносчивых и надменных, пустословов и бессовестных карьеристов; оно вооружает против духовной силы, развивая в человеке «волка» .

Задачей высшей школы «является подготовка таких специалистов, которые б своими действиями, оценками, собственным миропониманием принимали участие в культурной жизни общества, а также жизни духовной как особенной сфере» . Переход от понимания человека как homo habilis (человек умелый) к пониманию его как homo pictor (человек-художник, творящий образы) весьма актуален для педагогической науки . Нам близки позиции Сухомлинского В.А., который считал, что «гармонически развитая личность предполагает единство разума и эмоций, чем больше в жизни человека занимает интеллект, тем важнее для его всестороннего развития высокая культура чувств. Эмоциональное бескультурье образованного человека такое же большое зло, как и интеллектуальное невежество» .

Сфера образования, как считает Шатунова Т.М., представляет собой «умное место» современной истории, в котором весьма напряженно взаимодействуют два параллельных, но противоположно направленных движения: эстетизация как процесс «товаризации», коммодификации и студента и преподавателя и эстетизация как процесс формирования человеческих метафизических характеристик его участников» .

Образование в современном мире многолико, и одним из них является возможность вхождения человека в мир культуры, культурная социализация личности. «А культура, – утверждает Шатунова Т.М., – сколь бы противоречивой не была, все равно всегда замешена на эстетике. В силу этого сфера и процесс образования всегда предполагают некоторое присутствие эстетического начала: бескорыстное наслаждение от соприкосновения с открытием истины, наличие совершенных, отточенных форм преподавания, граничащих с искусством, встреча с красотой разумной мысли» . Также существуют механизмы «практической эстетики» – это оформление зданий, аудиторий и других помещений учебного заведения, внешний вид преподавателей и студентов, нормы этикета, включающие эстетический аспект.

Проблема эстетизации образовательной среды, которая рассматривается как деятельностная основа и устойчивая совокупность культурных ценностей, сегодня является актуальной. Она, с одной стороны, вбирает в себя предметную сферу, определенным образом организованные предметные результаты художественно-творческой деятельности, а с другой – формы отношений людей с реалиями культуры, эстетического окружения.

Понятие «среда» было введено в философию и социологию французским философом, родоначальником культурно-исторического направления Тэном И. С философско-педагогической точки зрения к проблеме воспитательного значения «сложившейся среды» первыми попытались подойти представители русской литературно-философской школы второй половины ХІХ – начала ХХ века – Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Розанов В.В., Толстой Л.Н. Педагоги-антропологи второй половины ХІХ века, такие, как Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д., обращали особое внимание на роль среды в процессе обучения и воспитания. В своих взглядах они исходили из антропологического подхода, который предполагал соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека.

Становление системного подхода в педагогике значительно расширило проблематику среды, углубило представления о её воспитательных возможностях, позволило ввести категорию «взаимодействие». В 80-е годы ХХ столетия было введено понятие «средовой подход», которое определялось как совокупность принципов и способов использования воспитательных возможностей среды в личностном развитии человека. Обоснование средового похода в воспитании и достижения смежных наук – синергетики и акмеологии – нашли отражение в исследованиях Куракина А.Т., Мануйлова Ю.С., Новиковой Н.Л., Степанова Е.Н. и др..

В конце ХХ столетия интерес к средовому подходу в изучении образования усилился. Понятие «образовательная среда» многими учеными (Гавриловец К.В., Кожевникова Л.Г., Сапрыкин В.А.,Цырлина Т.В.) рассматривается как потенциал учебного заведения, как «уклад жизни, стиль или лицо» образовательного учреждения с присущими ему ценностями и традициями.

Культурологический аспект изучения проблемы наибольшее отражение получил в научных трудах Арнольдова А.И., Бахтина М.М., Бондаревской Е.В., Когана Л.Н., Лихачёва Д.С. и др. Культура и образование тесно взаимосвязаны между собой. Интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование», по мнению Бондаревской Е.В., позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры» .

Концепция культурно-образовательной среды свое дальнейшее развитие получила в трудах Мещеряковой Л.И., Стояновской И.Б., Пряхина Д.А., Шабалиной Т.А. Они определяют культурно-образовательную среду как сложное, интегрированное понятие, способствующее изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; как показатель уникальности (особенности) территории, инструмент изучения образовательных тенденций, способов описания особенностей педагогической практики, присущих той или иной конкретной территории и зависящих от специфики местных условий соединения «культуры» и «образования» .

Понятие «эстетическая среда» вошло в сферу исследований разных наук достаточно давно. Различные её аспекты освещены в научных трудах философов (Каган М.С., Киященко Н.И., Новикова Л.И.), социологов (Лармин Ю.В., Суна У.Ф.), психологов (Петренко В.Ф., Хейдметс М., Нийт Т.), теоретиков архитектуры и дизайна (Аронов В.Р., Глазычев В.Г., Иконников А.В., Шепета Л.К.), социальных экологов (Ахиезер А.С., Михайлов Д.Р., Лепик Ю.А.).

В практике работы Шацкого С.Т., Макаренко А.С., Сороки-Рошинского В.Н., Ривеса С.М., а позднее Сухомлинского В.А., Конниковой Т.Е., Брюховецкого Ф.Ф. вопросам эстетической организации быта детей и художественному оформлению их предметной среды уделялось достаточно много внимания.

Понятие «эстетическая среда» включено в систему эстетического воспитания школьников благодаря научным изысканиям теоретиков и практиков эстетического воспитания (Бакушинский А.В., Буров А.И., Верб М.А., Лихачев Б.Т., Неменский Б.М., Печко Л.П., Скатерщиков В.К., Эренгрос Б.А., Юсов Б.П., Шаров Ю.В.). Но как специальный объект педагогического исследования эстетическая среда школы была рассмотрена Кавалеровой Н.А. в её диссертации, посвященной эстетическому воспитанию в сельской школе. Рассматривая эстетическую среду школы как феномен педагогической действительности, ученая вычленила социальный и предметно-практический её компоненты . Предметно-практический компонент эстетической среды изучался как относительно самостоятельный феномен и в других педагогических исследованиях, которые освещали проблемы строительства школьных зданий, благоустройства окружающей школу среды, озеленения и оформления школьных помещений (Астрова Т.Е., Изюмский Ю.В., Преображенский С.Ю., Степанов В.И., Тасалова Л.Н., Урсу А.П., Филенков Ю.П.). Автономов П.П. в своей диссертации ввел понятие «предметно-эстетическая среда школы», определив её как предметное окружение в помещениях школы и вокруг неё, организованное в гармонический ансамбль, созданный с учетом учебно-воспитательных требований и законов эстетики. Автор на примере форм наглядной агитации показал, что предметно-эстетическая среда школы обладает значительным воспитательным потенциалом, который, к сожалению, часто остается нереализованным, а значит и влияние среды на учащихся оказывается незначительным . К таким выводам приходит и Барышникова Л.П. в своем научном исследовании .

Предметно-эстетическая среда как производная понятия «эстетическая среда» в своей структуре содержит материальные и эстетические элементы, сынтегрированные в единое целое таким образом, что образующие её предметы одновременно становятся носителями эстетического и функционального назначения. Для материальных объектов характерна способность быть в отношении к чему-либо как целостность, иметь относительно жесткие пространственные границы и обладать физическими свойствами. Духовная сторона предметно-эстетической среды не имеет физической параметризации. Она является продуктом оценочной деятельности субъекта (Столович Л.Н., Ванслов В.В., Каган М.С.), хотя и находится в зависимости от характеристик самого субъекта.

Общепризнанным является и положение о том, что влияние предметной среды и её компонентов в значительной степени опосредуется её эстетическими свойствами, которые рассматривают как важные составляющие, определяющие культурную ценность такой среды.

Предметно-эстетическая среда любого субъекта одновременно образует часть социального пространства, а составляющие её объекты могут рассматриваться как элементы и носители определенной общественной культуры. Такие элементы оцениваются с разных позиций: эстетико-гносеологических, этических, эстетико-утилитарно-прагматических, эстетических, – и рассматриваются аксиологически как ценность. Теория ценности раскрывает предметно-эстетическую среду как ценностное образование. По мнению Столовича Л.Н., объективным критерием ценности является отношение объекта к закономерностям развития общества, обуславливающим его поступательное движение, расширение свободы человека. Таким образом, объективно ценным признается все то, что общественно ценно и способствует совершенствованию общественного организма, а значит и отдельной личности .

Учебная и внеучебная деятельность студентов классического университета пронизана элементами эстетически организованной среды, которая создает атмосферу высокого эстетического и этического поведения преподавателей и обучаемых, осуществляет эстетизацию их деятельности в учебно-воспитательном процессе. Эстетическая среда обучения и воспитания, эстетическая организация рабочего места преподавателя, его эстетическая внешность и этика в общении со студентами комплексно формируют культуру человека, его духовный мир и представления о красоте.

Эстетическая среда в теории эстетического воспитания нередко рассматривается как стихийный элемент воспитательного процесса. Хотя эстетическая среда (и это является её основной функцией) способствует возникновению у личности потребности в эстетическом развитии. Возможности, условия, способы эстетической деятельности, эстетические отношения, которые развивает человек, по мнению Якушевой С.Д., являются параметрами этой среды, которые складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Среда представляет собой динамическую структуру, в которой человек, проходя «образовательный цикл», развивается и формируется как личность .

Объединение педагогического и эстетического потенциала среды классического университета является важным условием воспитания будущих специалистов.

Эстетические возможности содержания учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и студенческой деятельности, а также эстетические возможности педагога рассматриваются нами как средства формирования эстетической среды классического университета.

Эстетическое присуще всем видам человеческой деятельности, поэтому его потенциал наличествует в каждой учебной дисциплине, преподаваемой в классическом университете. Преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области литературы, музыки, живописи, архитектуры и т.п. Например, изучая основы права, педагог обращает внимание на красоту закона, на эстетику истины и справедливости; информационные технологии – на информацию как феномен культуры, красоту структуры, эстетику перспективного знания (программирование). Содержание занятий перестает быть отвлеченным, скучным, обращенным к утомительной процедуре запоминания, поскольку эстетические чувства преподавателя и студента отзываются на возникшую связь между предметом изучения и личностью. В учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоциональные процессы, настроения, стрессы способны оказать регулирующее и активизирующее действие как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления, интересы, потребности, мотивы.

Переживание фиксирует личную заинтересованность человека в самом процессе поиска истины, который становится приятным, радостным, раскрывая студенту его собственную интеллектуальную силу и проницательность. Вместе с тем у него пробуждается и развивается эстетическое отношение к сфере бытия. Поэтому одной из задач преподавателя классического университета является обеспечение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию. Эмоциональное возбуждение активизирует внимание, процессы запоминание и осмысления, делая их более интенсивными, а значит, повышает эффективность достигаемых целей.

Таким образом, эстетизация образовательной среды классического университета осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, к которым мы относим духовную и материальную реальность, различные предметы и явления, способные вызывать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Литература

1. Автономов П.П. Роль предметно-эстетической среды в системе коммунистического воспитания учащихся (на примере комплексной организации форм наглядной агитации): Дис. к.пед.н. – К.,1979. –С.79.

2. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды: Дис. к.пед..н. – М., 1982. – 185 с.

3. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1994. – 152 с.

4. Ильин И.А. Собрание починений: В 10 т. – Т.1. – М., 1998. – С. 309.

5. Кавалерова Н.А. Эстетическое воспитание учащихся в условиях сельской школы: Дис. к.пед.н. – К., 1974.

6. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С.448.

7. Мертенс Е.С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине ХІХ – начале ХХ века: Автореф.дис. к. пед.н. – Смоленск, 2006. – С.5–7.

8. Молодёжь: будущее России. – М., 1995. – С.107.

9. Стерхова Н.С. Сущность, структура и особенности эстетического воспитания студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С.93.

10. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. – М., 1972. – С.72–73.

11. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1997. – С.148–170.

12. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. – 1996. – № 4. – С. 10.

13. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического: Дис. д-ра филос.н. – Казань, 2008. – С. 297 –307.

14. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: Дис.к.пед.н. – Оренбург, 2003. – С.117.

Архитектурно-планировочное и предметно-пространственное решение школьного здания позволяет составить четкое представ­ление об укладе жизни данной школы, особенностях ее воспита­тельной системы. Результаты проведенного экологами анализа ре­акции детей на их непосредственное физическое окружение - архитектуру и дизайн школьного здания - привели к необходи­мости (к сожалению, лишь в отдельных учреждениях) ярко вы­красить стены в классах, в коридорах и холлах настелить ковры, разбить зеленые лужайки перед входом в школу.

28.Быт школы как воспитательной организации.Б ыт – спутник, основа повседневности. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека.Многообразие человеческих характеров, темпераментов, склонностей, вкусов, стремлений и желаний обусловливают многообразие быта. Быт воспитательной организации (А.В. Мудрик) – пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимодействия. Быт воспитательной организации характеризуется:Архитектурно-планировочными особенностями помещения;Организацией предметно-пространственной среды;Ее благоустроенностью и технической оборудованностью;Режимомжизни,Рядом традиций, сложившихся в организации. Дети чувствительны как к объему, так и к геометрии пространства. При помощи простых приемов его переориентации можно вызывать у них неожиданные ощущения и повышать интерес к происходящему в школе. Различные формы работы детей на уроке требуют того или иного типа размещения парт. Необходимо использовать нетрадиционные схемы размещения учебных мест в классе, для того, чтобы увеличивать возможности предпочитающих позицию «лицом к преподавателю», а также для того, чтобы избежать создания больших «мертвых зон».Размеры школы должны оптимально сочетаться с количеством учащихся, т.к. при несоблюдении: Неудобство обучения в две или в три смены;Нехватка необходимого для нормального полноценного развития воспитанников эмоционально-психологического климата («эмоционально-психологической зоны развития»).

32.Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества. Общение школьников - обмен духовными ценностями (общеприз­нанными и специфическими для половозрастных ценностных ориентации учащихся), который происходит в форме диалога школьни­ка с самим собой как с другим «Я», а также в процессе взаимодей­ствия с другими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности. Он оказывает как стихийное, так и, в определенной мере, педагогически направленное влияние на становление и жиз­недеятельность человека, группы. Познание (активность направлена на познание окружающего мира) Предметно-практическая деятельность (в которой происходит реализация активности в работе) Духовно-практическая деятельность (активность связана с созданием духовно-социальных ценностей) Спорт (где реализуется функционально-органическая активность) Игра (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях

48 Принципы социального воспитания в школьном классе. Из определения социального воспитания следует, что оно в первую очередь представляет собой целенаправленную деятельность педагога. Какими же принципами он должен руководствоваться в этой деятельности?Из этого следует, что принципы воспитания являются тем стержнем, который держит и связывает теоретические, психологические и методические компоненты воспитания.Учитывая, что в школьном классе осуществляется социальное воспитание, дадим следующее определение: принципы социального воспитания - это основные, концептуальные положения, которые отражают педагогические убеждения и установки воспитателя и помогают ему на практике реализовать воспитательный процесс.

Принцип гуманистической направленности воспитания;

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

Принцип коллективности социального воспитания в школьном классе

Принцип диалогичности социального воспитания в школьном классе

Принцип природосообразности социального воспитания в школьном классе

Принцип культуросообразности социального воспитания в школьном классе

Принцип незавершимости воспитания

60.Социализирующие функции класса, способствующие адаптации личности школьников. 1.Образовательная функция выполняется классом как «рабочим органом» образовательного учреждения и связана с первым, наиболее исторически устоявшимся и понятным «лицом» класса. Рассмотрим эту традиционную функцию с современной точки зрения. Таким образом, образовательная функция школьного класса осуществляется им в первую очередь в процессе обучения. Но кроме этого, она реализуется и посредством просвещения во вне-урочной воспитательной работе и неформального общения внутри класса, а также в процессе более или менее целенаправленного стимулирования самообразования школьника, если знания являются общепринятой в классе ценностью. Реализуя образовательную функцию, класс приобщает школьника к культуре общества посредством социально значимых знаний и умений, формирует его опыт в приобретении и использовании этих знаний. 2.Коммуникативная функция. Являясь социально-психологической группой, класс формирует и другой, не менее важный для растущего человека опыт, относящийся к деловому и межличностному общению. По мнению X. Й. Лийметса, общение есть обмен духовными ценностями между людьми. Однако ценности не передаются в готовом виде, они как бы растворены в мыслях, чувствах и действиях людей. Следовательно, можно дать следующее определение общению школьников: общение школьников - это обмен (в процессе их непосредственного контакта) информацией, идеями, эмоциями и действиями, отражающий более глубинный обмен нормами и ценностями. В рамках класса общение школьников может протекать как стихийно, так и в той или иной степени целенаправленно, организованно, под педагогическим руководством. Это относится и к деловому общению, свойственному жизнедеятельности класса как формализованной группы, и к неформальному, характерному для межличностных отношений. Но при этом очевидно, что организованность и целенаправленность в большей степени присущи деловому общению, а стихийность - неформальному.Более того, в качестве сферы делового общения класс можно рассматривать только в том случае, если в нем создаются педагогические условия, ситуации такого общения: коллективная и групповая работа на уроке, коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности класса, взаимодействие одноклассников в процессе выполнения общей, значимой для них внеурочной деятельности и т. п. 3.Отношенческая функция школьного класса, называемая Н. Л. Селивановой адаптивной, связана с получением школьниками опыта выстраивания различных отношений. Если следовать логике И. А. Зязюна, эту функцию можно считать неотъемлемым продолжением коммуникативной, ее внутренней составляющей. Сущность отношенческой функции социального воспитания и роли педагога в ее осуществлении можно раскрыть с помощью высказывания А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.Весь этот хаос не поддается как будто никакому учету, тем не менее... направить это развитие и руководить им - задача воспитателя». Данная функция в широком понимании заключается в коррекции личностных отношений школьника к миру и с миром, к себе и с собой. Эта коррекция происходит в процессе выстраивания гуманных, демократических отношений внутри класса, в которые школьник включается как активный субъект деятельности и общения. Таким образом, успешность реализации отношенческойфункции зависит от успешности функции коммуникативной: если сфера общения класса бедна, если классный руководитель не включает своих детей в разнообразные виды взаимодействия, то трудно рассчитывать на коррекцию и гуманизацию их отношений.4.Защитная функция школьного класса, зависящая, в свою очередь, от предыдущей, предполагает создание в нем благоприятной психологической атмосферы, гуманистического микроклимата, в котором каждый школьник должен чувствовать себя достаточно комфортно, - это, несомненно, является одним из главных условий его адаптации в классе. Реализация защитной функции класса, с одной стороны, не-возможна без создания опыта общей заботы, взаимоподдержки и внимания ребят друг к другу, а с другой стороны, способствует опыту успешной самореализации каждого из них, создает образец гуманных отношений, формирует оптимистический взгляд на окружающую действительность. Тем самым мы показали, что эта функция класса не только зависит от отношенческой, но и сама в немалой степени определяет ее успешность. 5.Ценностно-нормативная функция. Сущность данной функции школьного класса заключается в том, что в процессе общения с одноклассниками школьник в той или иной степени присваивает, впитывает принятые в классе нормы и ценности. Ценности являются внутренними, содержательными характеристиками личности, но чаще всего они возникают при переходе внешнего во внутреннее, т.е. в процессе интериоризации ценностей окружающих школьника людей и мира в целом. Значит, задача класса в том, чтобы обеспечить успешность такой интериоризации, а это, согласно принципу культуросообразности, зависит от трех условий: 1) от того, существует ли в культуре класса устойчивое ценностное ядро, включающее в себя принятые всеми одноклассниками (или их большинством) определенные духовные и социальные ценности; 2) какие ценности составляют это ядро, в какой степени они соответствуют или противоречат общечеловеческим гуманистическим ценностям; 3) насколько значим класс для конкретного школьника, т.е. является ли он референтной для него группой (напомним, что референтная для человека группа - это люди, с чьими ценностями, мнениями и оценками он соотносит свои). Все эти три условия вам необходимо учитывать и специально создавать для успешной реализации ценностно-нормативной функции своего класса. Понятие «нормы» чаще всего относится к внешним проявлениям ценностей человека, к его поведению и взаимодействию с другими. Следовательно, нормы более подвижны и менее устойчивы, чем ценности, с которыми они находятся в сложной взаи-мосвязи. С одной стороны, ценности, отражающие внутренний, духовный мир школьника, его сущность, во многом определяют нормы его поведения, а с другой - осваиваемые им нормы влияют на интериоризацию соответственных ценностей. 6.Эмотивная функция. Успешность всех перечисленных выше функций класса по отношению к конкретному школьнику предполагает эмоциональное переживание им и учебно-познавательной деятельности, и общения со сверстниками и взрослыми, и складывающихся отношений с ними, и тех ценностей и норм, которые он принимает как член группы. Разнообразный социальный опыт, приобретаемый школьником в классе, вызывает столь же разнообразные чувства, что ведет к развитию его эмоциональной сферы. При этом класс играет роль своеобразного катализатора этого процесса, так как в детской общности особенно ярко проявляется так называемое эмоиональное заражение, связанное с общими настроениями и переживаниямиребят.Таким образом, перечисленные функции школьного класса (образовательная, коммуникативная, отношенческая, защитная, ценностно-нормативная и эмотивная) обеспечивают успешную социальную адаптацию школьника, формируя его опыт приобретения и использования социально значимых знаний, конструктивного общения с людьми, выстраивания гуманных отношений с ними, адекватного поведения, сопереживания и ценностной ориентации. Этот вывод соотносится со следующим определением, данным А. В. Мудриком: индивидуальный социальный опыт - это синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведения и интериоризированныхценностныхориентации.Это определение и приведенный выше вывод позволяют утверждать, что школьный класс способен стать сферой формирования практически всех компонентов индивидуального социального опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в значительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем. Отметим еще два важных момента: во-первых, тесную взаимосвязь всех рассмотренных функций, а во-вторых, необходимость целенаправленной воспитательной деятельности для их позитивной реализации.

61. Социализирующие функции класса, способствующие обособлению личности школьников. Несомненно, первая группа социализирующих функций класса содержит в неявном виде условия для обособления школьника, однако целесообразно рассмотреть эти функции класса отдельно.

В первую очередь рассмотрим функции обособления, имеющие более явные связи с первой группой. К ним можно отнести две функции:

Функцию автономизации детей от взрослых

Функцию автономизации от общества сверстников

Функция автономизации детей от взрослых. Школьный класс, как и любая детская общность, обладает внутренним стремлением к относительной замкнутости и обособлению, в первую очередь от мира взрослых. Особенно ярко это выражено у подростков: с одной стороны, мир взрослых является для них своеобразным притягательным ориентиром, а с другой - одной из тех «стихий», которые угрожают их свободе и независимости. Заметим, что эту негативную вторую сторону довольно часто для подростков олицетворяют учителя и родители.

Насколько функция автономизации детей от взрослых способствует развитию личности школьника? Можно предположить, что потребность в обособлении от взрослых заложена в ребенке от природы и на определенном этапе его взросления обостряется и ищет выхода. Если подавлять эту потребность и бесцеремонно разрушать хрупкие ограждения, которыми окружает себя ребенок, можно спровоцировать или явную агрессию, или развитие конформизма и лицемерия. Справедливо заметил в свое время Ж.Ж.Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми... У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей...»

Данное утверждение подтверждает важность обособления ребенка от взрослых, но эта естественная потребность далеко не всегда удов-летворяется детьми позитивно: ведь «собственная манера думать и чувствовать», равно как и действовать, рождается в душах неокрепших, не имеющих устойчивого нравственного стержня и жизненного опыта. Поэтому потребность обособления гораздо целесообразнее не подавлять и не оставлять без внимания, а направлять в более благоприятное для развития личности русло, которое и может «проложить» мудрый воспитатель в школьном классе. Именно воспитатель-педагог, знающий законы детства и умеющий, в отличие от других взрослых, учитывать эти законы, и именно в классе, где можно предотвратить и скорректировать деструктивные формы детского обособления.

Таким образом, рассматриваемая функция школьного класса способствует формированию сплоченности воспитанников и развитию их субъектной позиции в том случае, если обособление от взрослых в рамках класса не имеет агрессивного и бессмысленного характера.

Функция автономизации от общества сверстников. Если класс достаточно сплочен, то в нем проявляется устойчивое чувство Мы», обособляющее входящих в него школьников не только от взрослых, но и от других сверстников, от школы в целом. Это чувство играет двоякую роль: с одной стороны, оно характеризует класс как психологическую «нишу», в которой школьник чувствует себя «своим среди своих», т. е. лучше или, по крайней мере, не хуже, чем в каком-то другом окружении.

Действительно, ощущать свое «Я» неотъемлемой частичкой значимого «Мы» чрезвычайно важно для каждого ребенка, особенно для подростка. И если ощущать такую принадлежность на уровне школы (тем более школы-гиганта) для многих школьников весьма проблематично, то удовлетворить эту потребность на уровне более близкой общности - своего класса гораздо легче. «Быть таким, как все» - необходимая ступень для последующего «быть не таким, как все», т.е. обособление школьника вместе с классом помогает ему в дальнейшем индивидуальном обособлении.

Следующая функция школьного класса занимает особое место в ряду его социализирующих функций, так как благодаря ей происходит их своеобразная интеграция; именно эта функция максимально способствует обособлению школьника. Остановимся на ней подробнее.

Стимулирующая функция школьного класса. Для рассмотрения этой функции необходимо остановиться на возрастных задачах развития, которые решаются человеком на каждом этапе его социализации. А.В.Мудрик выделяет три группы таких задач:

1. Естественно-культурные задачи, связанные с достижением определенного уровня физического развития человека, отражают становление его как биологического существа в процессе культурного удовлетворения физиологических потребностей.

2. Социально-культурные задачи, определяемые обществом в целом, этносом и ближайшим социумом человека, отражают развитие его познавательной, нравственной и ценностно-смысловой сфер.

3. Социально-психологические задачи включают в себя развитие потребностей и способностей к самопознанию, самоопределению, самореализации и самореабилитации личности.

Рассмотрим составляющие компоненты последней задачи более подробно.

Самопознание школьника - это процесс становления его самосознания, формирование его «Я-концепции» (или «образа Я»), интегрирующей в себе отношения к себе и с собой.

Самоопределение школьника - это разумный выбор им определенной позиции, целей и средств самоосуществления в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности.

Самореализация школьника - это проявление им активности в процессе удовлетворения своих интересов и потребностей, стремление к более полному развитию своих личностных возможностей.

Результатом самореализации может быть более или менее успешное самоутверждение школьника в собственных глазах и глазах окружающих.

Наконец, под самореабилитацией школьника будем понимать процесс и результат достижения им определенного психологического равновесия и комфортности.

Перечисленные задачи составляют объективное содержание социализации человека и должны решаться на протяжении всей его жизни в соответствии со спецификой возраста. Решение их делает человека субъектом своего развития, но для этого необходим опыт успешного решения этих задач в самом начале жизни - в детском и юношеском возрастах. Можно предположить, что именно школьный класс способен помочь каждому растущему человеку в приобретении такого опыта, стимулировать становление его как субъекта, т.е. его позитивное обособление. Ниже мы попытаемся обосновать это предположение, а пока отметим, что осуществление данной функции зависит от успешной реализации всех рассмотренных нами функций школьного класса.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Объективно класс является важным фактором социализации школьника и выполняет по отношению к нему и адаптирующие, и обособляющие функции, формируя определенный социальный опыт;

Влияние класса на социализацию школьника может быть различным - от максимально положительного до максимально отрицательного;

Позитивная, способствующая развитию личности школьника реализация социализирующих функций класса чаще всего не происходит сама по себе, а требует продуманной деятельности педагогов;

Осуществляя эту деятельность, необходимо помнить о взаимовлиянии и взаимозависимости социализирующих функций класса, поэтому педагог должен стремиться к их разумному балансу и гармонии

Проект

«Школа – наш общий дом»

Учреждение : МБОУ «Школа №121» г. Нижнего Новгорода

Период реализации :2013-2014г.

В.А. Суровенкова –учитель биологии, руководитель т/о «Наш дом»

Куратор проекта :

Е.А. Молодцова – директор школы

Участники проекта :

    Руководители творческих объединений экологической и художественной направленностей

    Заместители директора школы

    Медицинские работники

    Психолог

    Социальный педагог

    Классные руководители

    Родители

    Попечительский совет

    Совет старшеклассников

Обоснование: Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. По словам одного древнегреческого философа, счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. В современных условиях здоровье еще больше возвышается как ценность. Высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей, указывает на приоритетность проблемы здоровья. Здоровье нации, в том числе детей и подростков, является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности.

Деятельность коллектива школы №121 в решении проблемы здоровья ученика и учителя, проводимая в предыдущий период, дала определенный положительный результат: сложилась система регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса; начато внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий; осуществляется внедрение комплекса медико-психолого-педагогических мероприятий; реализуется воспитательная программа «Здоровье».

Школа как социальная среда, в которой дети и взрослые находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика и учителя, характером эмоционального фона и другими факторами. Участникам учебно-воспитательного процесса приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями самого процесса.

Анализ деятельности школы в рамках данной проблемы также указал на важность продолжения работы по созданию благоприятной предметно-эстетической среды учебного заведения, в частности на необходимость разработки проектов по озеленению как школьной, так и пришкольной территории.

Анализ предметно-эстетической среды школы:

Школа №121 располагается в густонаселённом микрорайоне «Гордеевский» Канавинского района. Территория визуально обозначена ограждением с несколькими входами и воротами для подъезда к зданию.

Спорткомплекс «Нижегородец» является активной зоной отдыха учащихся и жителей микрорайона, здесь располагаются несколько спортивных площадок разного размера и назначения. На территории школы предусмотрены спортивные и игровые зоны: места для проведения легкоатлетических состязаний, силовых упражнений и т.д. На протяжении нескольких лет внешний вид и зональное деление территории школьного двора формируются в более современную и интегрированную систему. Зелёные насаждения сочетаются с геометрией двора и газонов.

Главный вход здания украшает ярусный цветник в сочетании с деревьями и кустарниками, которые активно подчеркивают силуэт здания и делают акцент на парадном входе. Школьная вывеска отвечает стандартам и дизайну современных образовательных учреждений: информационность, стильность, приятные глазу тона…

Театр начинается с вешалки, а школа начинается с вестибюля. Светлые стены, активные волнистые линии в жалюзи и настенных зеркальных панелях, многочисленные современные банкетки, прозрачные дверные стеклопакеты – всё это создаёт атмосферу лёгкости и комфорта. Именно здесь начинается знакомство со школой и первые шаги по её просторам.

Школа работает в сложных условиях, так как режим деятельности осуществляется в две смены, поэтому нет чёткого деления здания на зоны активности и отдыха. Однако оно разделено на блоки, что позволяет достаточно условно поделить внутреннее пространство школы на блок начального, среднего и старшего звена. Это даёт возможность учесть возрастные особенности всех групп и обеспечить оптимальное использование перемены в сложившихся условиях.

Общее колористическое решение помещений выполнено в пастельных тонах. Игра цветовыми акцентами позволяет создать в школе атмосферу творческой деятельности и душевного комфорта, что очень актуально для современного подрастающего поколения. Умелое сочетание цвета в зависимости от рода деятельности придает интерьеру особый шарм. Смена колорита даёт возможность снять нервное напряжение и усталость. Стильность и соответствие современным требованиям комфорта подчёркивают жалюзи, как в кабинетах, так и в коридорах. Следует отметить, что такой приём визуально объединяет все помещения в единый комплекс, а не дробит на отдельные уголки. Практически каждый кабинет активно озеленён - это помогает создать благоприятную психологическую атмосферу.

С помощью цветового решения повышается степень ориентированности учащихся в многочисленных помещениях. Одновременно она повышается за счёт указателя номера кабинета и названия предмета на табличках, которые выполнены во всей школе в едином стиле.

Нейтральное освещение, светлые стены и потолки позволяют снять утомляемость глаз. Жалюзи помогают грамотно сочетать естественное и искусственное освещение в кабинетах.

Оформление школы выполнено в едином стиле. Информационные стенды по предметам находятся в постоянном обновлении, что активно вовлекать детей в познавательную деятельность. Особой гордостью школы стали спортивные достижения наших учащихся в различных соревнованиях, которые отражены на «стене славы». Среда учебного заведения организована удачно. Основные приёмы гармонизации помещений и создания психологической атмосферы соблюдены. Нет предела совершенству – это основной постулат, который помогает стремиться к большему и лучшему. Поэтому возникла необходимость создания проекта, целью которого стало продолжение деятельности по улучшению благоприятной предметно-эстетической среды школы.

Цель проекта – продолжение деятельности по созданию благоприятной предметно-эстетической среды школы

Задачи проекта:

    Создать зону релаксации в рекреации 2 этажа (около актового зала)

    Оформить зеленый уголок (около учительской)

    Художественно оформить коридор 1 этажа

    Внести коррективы в оформление кабинета биологии

Ожидаемые результаты:

    Изменение внешнего вида школьного коридора и рекреации

    Создание зоны отдыха и психологической разгрузки

    Улучшение физического, психического и эмоционального здоровья учащихся и учителей

Этапы реализации

Сбор предложений и информации

    Планирование работы т/о «Наш дом» и «Несущие радость» в рамках проекта

    Составление эскизов по переоформлению школьных помещений

    Финансирование проекта

Родители

Инициативная группа из учителей, учащихся и родителей

Директор

Бухгалтер

Попечительский совет

Ноябрь-декабрь 2013

Руководители творческих объединений («Наш дом», «Несущие радость»)

Совет старшеклассников

Учитель ИЗО

Директор

Бухгалтер

2. Практический

    Практическая деятельность по оформлению 2 этажа

    Практическая деятельность по оформлению коридора 1 этажа (к.114 – 116)

Коллектив школы (ученический и педагогический)

Родители

Январь-март 2014

Директор

Зам.директора

Учитель ИЗО

3. Обобщающий

    Подведение итогов деятельности в рамках проекта, анализ прогнозируемых результатов

    Обсуждение предложений дальнейшей деятельности по внутришкольному озеленению и благоустройству школьной и пришкольной территории

Коллектив школы (ученический и педагогический)

Родители

Попечительский совет

апрель 2014

Директор

Бухгалтер

Зам.директора

Руководители творческих объединений

Учитель ИЗО

Председатель попечительского совета

Зам. директора по ВР

Оценка эффективности

    Медико-психологическая оценка здоровья учащихся (медицинское обследование, тесты психолога, анализ статистических данных)

    Количественные показатели (количество детей и взрослых, участвующих в проекте)

    Качественные показатели (оценка уровня знаний, умений и навыков по комнатному и декоративному цветоводству)

    Воспитательные показатели (уровень воспитанности учащихся школы)

    Социальный показатель (увеличение количества заинтересованных лиц и расширение сферы общения)

Литература

    1. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования»

    2. Лобова Т.В. Дидактические основы проектирования учебного процесса: Учебное пособие/ Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев; М-во образования и науки РФ, Юж.-Рос. Гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005

    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

    4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квал. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. Издательский центр «Академия», 2002. 272 с. (64–110)

    5. Пахомова Н. Учебный проект: его возможности. Ж. Учитель, 4, 2000, с.52-55

    6. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. Ж. Школьные технологии, 2, 2002, с.196-199

    7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

    8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003.

    9. Смелова В. Г. Метод проектов в современной школе. //Биология в школе №6 2007г.

    10. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, - М.:Издательский центр «Академия», 2007.

Татьяна Улюмжаева
Художественно-эстетическая среда

Для организации как совместной так и самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на их разностороннее развитие в соответствии с новыми требованиями, я организовала в своей группе среду , которая способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Наши дети активны и очень подвижны, поэтому я постаралась создать условия для обеспечения разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, художественной , продуктивной, коммуникативной, творческой, музыкально – театрализованной и т. д.).

Воспитанники нашей группы охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (трудовые поручения, изготовление театральных атрибутов, уход за цветами) и в тоже время активно стремятся к познаниям.

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Детский сад –это милые, добрые умные, веселые, шумные. замечательные дети. Все, что мы делаем в нашем детском саду- мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Организации центров активности основывалась на принципах развития и интеграции.

1. Принцип дистанции. Общение взрослого с ребёнком "глаза в глаза".

2. Принцип активности. Участие детей в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

4. Гибкое зонирование, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая среда нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Я обогатила среду в своей группе такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .

Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду , учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН.

Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей :

Физическое направление представлено образовательными областями : "Физическая культура" (центр физического развития) ; "Здоровье" (центр сохранения здоровья) ; "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность

Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями : "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы ", которые включают в себя центры : "Юный строитель", "Учимся конструировать", "Лаборатория Знайки", "Дом для книжек".

Социально-личностное направление включает области "Социализация" и "Труд" (Игровой центр, центр труда)

- Художественно -эстетическое направление развития детей реализуется через интеграцию образовательных областей : "Музыка", "Художественное творчество ".

Образовательная область "Музыка" включает театрализованный центр и центр музыки.

Театрализованный центр - важный объект предметно-развивающей среды , поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Наряду с уголком "Играем в театр", "Наряжайка", мы оборудовали уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров : настольный, театр на фланелеграфе, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом расположен яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. Здесь расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей нами учтены интересы мальчиков и девочек, подобраны различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых) .

Театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, она дает положительные результаты воздействия на личность ребёнка, что было неоднократно отмечено родителями группы.

Детям необходимо предоставить возможность, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели мы разнообразили музыкальный центр в группе.

Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В уголке находится небольшая полка для хранения музыкальных пособий, - стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр.

В центре находится магнитофон с записями классической, народной, современной музыки : звуки леса, моря, различные сказки.

Образовательная область "Художественное творчество " представлена центром «Волшебная кисточка» . Для активизации интереса к деятельности материалы располагаются на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Расположение и систематизация (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Для развития художественно -эстетического восприятия Центр изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец) . В Центре имеются детские книги. Используем иллюстрации соответствующие возрастным возможностям детей. В Центре находятся книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски) .

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности. Поэтому в группе оборудованы места для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия) .

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно -творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, рассматривая репродукции картин.

Одной из основных задач педагогов является привитие детям уважения к книге, развитие умения общаться с ней, любви к художественному слову , одним словом всего того, что составляет основу воспитания будущего «талантливого читателя» . Волшебный мир книги. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

«Мир Книги» в нашей группе располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему захочется это сделать.

Детский сад – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе я уделяю предметно-развивающей среде , особенно ее развивающему характеру. Обогатила ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .

Характеризуя воспитательную систему школы, В. А. Сухомлинский особое внимание уделял «материальной базе школы и окружающей детей обстановке», справедливо считая их «необходимым условием полноценного педагогического процесса» и «средством воздействия на духовный мир воспитанников, средством формирования их взглядов, убеждений и хороших привычек».

Опираясь на труды В. А. Сухомлинского, определим предметно-пространственную среду воспитания как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе .

Предметно-пространственная среда включает в себя:

1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, столовую, спортзал и т. д.);

2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;

3) мебель и оборудование (различные средства осуществления педагогического процесса – от классной доски и мела до персонального компьютера и полного комплекта музыкальных инструментов для школьного оркестра);

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

Выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;

Выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;

Фото-, аудио-, кино-, видеохроники школьной жизни;

Школьный архив (или музей), хранящий подшивки старых стенгазет, афиш, тематических альбомов, результаты краеведческой работы и т.д.;

Элементы художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства;

Трудоёмкие объекты, созданные при активном участии школьников, а также в содружестве семьи и школы: горка и снежный городок рядом со школой, декорации и костюмы для школьных постановок и т.д.;

6) специальные элементы эстетического оформления (оформление интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, панно, комнатные растения, занимающие своё место в эстетическом оформлении);

7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;

8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников (внешний вид человека несёт информацию не только о нём, но и среде его пребывания; один «оборванец» в группе аккуратно одетых людей выглядит «белой вороной», однако и аккуратность одежды, скорей всего, вызовет насмешки в группе нерях);

9) информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды: расписание занятий, «доска объявлений», школьная газета, «классный уголок» (специально оформленное в классе место для наглядного размещения нужной в жизни класса информации), а также разнообразная школьная документация (классный журнал, дневники учащихся, планы работы и т. д.).

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспитательный процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Эффективность предметно-пространственной среды в воспитании определяется следующими условиями:

1. Соответствие целям и задачам воспитания.

2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

3. Эстетичность и аккуратность.

4. Культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).

5. Эмоциональная и информационная насыщенность.

6. Соответствие организации пространства организации педагогического процесса в данной школе.

7. Соответствие возрастным особенностям учащихся.

8. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств).

9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды).

10. Участие воспитанников в создании и поддержании предметно-пространственной среды.

Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979. С. 116.


P.S. Благоприятная среда складывается из мелочей, которые обеспечивают комфорт и эстетичность того пространства, к котором осуществляется любой – не только педагогический – процесс. В этом немаловажную роль играют красивые и гигиеничные отделочные материалы, функциональные элементы интерьера. Ветхие, облезлые, плохо закреплённые полка, дверь, оконная рама не только не способствуют эстетическому воспитанию детей, они могут стать источниками серьёзных физических травм.
В разных городах России есть торговые и дизайнерские фирмы, предлагающие широкий выбор качественных дверей. Двери межкомнатные и входные в Ростове предлагает одна из таких фирм, заботящихся о комфорте и безопасности потребителя.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка