К чему приводит трусость капитанская дочка. Сочинение Пушкин А.С

Читая его творения,

Можно превосходным образом

Воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский

В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.

В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.

Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.

Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.

Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. И в самый последний момент справедливость восторжествовала: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. И судьба возлюбленного Маши оказалась решена в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. -NN2-4, 8-12; 1898.- N8) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Швабрин.- У него нет ничего общего с мелодраматическими злодеями. - Его прош­лое.- Основные черты его ума и характера, его взгляды и его отношения к Гриневу, к Марье Ивановне, к Пугачеву и к другим действующим лицам «Капитанской дочки».

Швабрин считается обыкновенно неудавшимся Пушкину лицом. Князь Одоевский отказывался понимать его; Белинский называл его мелодраматическим героем. А между тем Шваб­рин, и как тип, и как характер, обрисован в «Капи­танской дочке» с таким же изумительным мастерством, как Гриневы, Мироновы, Пугачев и т. д. Это в полном смысле слова живой человек, и все недоразумения по поводу его объясняются исключительно тем, что Пушкин, следуя усвоенному им в «Капитанской дочке» лаконизму изложения, не подсказывает читателю, какими побуждениями руководствуется Швабрин в некоторых случаях своей жизни. Обязанность критики заключается в том, чтобы выяснить эти побуждения и тем самым положить конец неправильному, но, к сожалению, весьма распространенному у нас взгляду на Швабрина.

Между мелодраматическими героями и Швабриным нет ни­чего общего. Если причислить к ним Швабрина, то его нужно будет отнести к категории так называемых злодеев. Та­кого мнения, очевидно, был и Белинский. Но разве Швабрин похож на традиционных злодеев западноевропейской сцены, которые дышат преступлениями и наяву и во сне грезят о том, чтобы кого-нибудь отравить, задушить, погубить и т. д. Швабрин не та или другая ходячая страсть, не тот или дру­гой ходячий порок, а сложный характер и существо в полном смысле слова живое, носящее к тому же черты той эпохи, которая воспроизведена в «Капитанской дочке».

Швабрин молод, «хорошей фамилии и имеет состояние». Он говорит по- французски, знаком с французскою лите­ратурой и, по-видимому, получил, по своему времени, недурное образование. Он называет Тредиаковского своим учителем и, обладая литературными вкусом и некоторою литературною подготовкой, подсмеивается над его любовными куплетами. Он служил в гвардии, в Белогорскую же крепость попал за пять лет до появления в ней Гринева. Его перевели сюда за убийство какого-то офицера на дуэли. Швабрин ничего не говорит о своих религиозных, философских и политических воззрениях, но о них можно судить по его поступкам и некоторым намекам, разбросанным в романе. Швабрин принадлежал очевидно, к нашим вольнодумцам прошлого столетия, ко­торые, под влиянием Вольтера, французских энциклопедистов и общего духа времени, усвоили себе отрицательное отношение к Церкви и ко всему русскому, смотрели на требование долга и нравственности, как на предрассудки, и, вообще, придержива­лись грубо материалистических воззрений. «Он и в Господа Бога не верует», - с ужасом говорит про Швабрина Василиса Егоровна (в четвертой главе), и уже это одно не могло не оттолкнуть от него Марьи Ивановны, которой он делал предложение за год до приезда Гринева в Белогорскую крепость.

«Швабрин был очень неглуп, - говорит Гринев - разговор его был остер и занимателен». Имея общительный характер и привыкнув в Петербурге вращаться в большом свете, он крайне тяготился пребыванием в той глуши, куда его закинула судьба, свысока посматривал на людей, ко­торыми был окружен, и неподдельно обрадовался приезду Гринева, ибо думал найти в нем сколько-нибудь подходящего собеседника и товарища. Он с первого же раза обворожил неопытного юношу своею живостью, своим уменьем говорить и представлять других в карикатурном виде. Гринев лишь впоследствии понял, что под веселостью Швабрина скрывалось недоброе чувство. Швабрин не щадил даже таких безобидных людей, как старики Мироновы и Иван Игнатьич. Из этого, однако, не следует, что он был истинно наблюдателен и хорошо знал человеческое сердце.

Он был насмешлив, и только. Ум Швабрина был неглубокий, поверхно­стный ум, лишенный той тонкости и глубины, без которых не может быть ни дальновидности, ни верной оценки своих и чужих действий и намерений. Правда, Швабрин был хитер, пронырлив и интересен, как собеседник, но если бы с ним встретился Печорин, он смело мог бы ска­зать об его уме то, что говорит в «Княжне Мери» об уме Грушницкого: Швабрин, как и Грушницкий, был «довольно остер»; его выдумки и остроты бывали часто забавны, но никогда не бывали метки и злы, даже в тех случаях, когда их порождала самая неподдельная злость; он никого не мог убить одним словом, ибо не знал людей и их слабых струн, занимаясь целую жизнь одним собой. Швабрин мог сочинить, будто Иван Игнатьич находится в связи с Василисой Егоровной и будто Марья Ивановна торгует своими ласками; но он, несмотря на все свое коварство, не умел пользоваться людьми, как орудиями своих целей, не умел подчинять их своему влиянию, несмотря на то, что стра­стно желал этого; он не умел даже искусно носить надетую на себя личину и быть в глазах других тем, чем хотел казаться.

Вот почему он и попадал постоянно в рас­кидываемые им для других сети и никого не ввел в заблуждение относительно своей особы, кроме неопытного и доверчивого Петра Андреича. Не только Марья Ивановна, но даже Василиса Егоровна и Иван Игнатьич нимало не сомневались в том, что Швабрин дурной человек. Швабрин чувствовал это и мстил им злоречием. Об отношениях его к Пугачеву можно сказать то самое, что говорит Пушкин о Шванвиче: «Он имел малодушие пристать к самозванцу и глупость служить ему со всем усердием». Это тоже дает не особенно выгодное понятие о дальновидности и проницательности Швабрина.

Швабрин принадлежал к той же категории людей, к ко­торой принадлежат шекспировский Яго и Рашлей Вальтер Скотта (из романа «Роб Рой»). Он плавает мельче их, но он так же бездушен и безнравствен, как они. Сильно раз­витое самолюбие, страшная мстительность, привычка ходить околь­ными путями и совершенная неразборчивость в средствах составляют главные черты его характера. Он живо чувствовал горечь каждой нанесенной ему обиды и не прощал своих врагов. Иногда он надевал на себя маску великодушия и иск­ренности для того, чтобы усыпить их бдительность, но он ни­когда не мог примириться с теми, кого раз намечал в свои жертвы.

Двоедушие и притворство ни на минуту не поки­дали Швабрина. После дуэли с Гриневым он приходит к нему, просит у него извинения и сознается, что сам кругом был виноват, но в то же время пишет старому Гриневу пись­мо, в котором, конечно, не пощадил ни Петра Андреевича, ни Марьи Ивановны и если бы не пугачевский приступ, достиг бы своей цели - перевода молодого Гринева из Белогорской крепости в какую-нибудь другую «фортецию». Добиваясь руки Марьи Ивановны, Швабрин чернит молодую девушку, чтобы уронить ее в глазах Гринева, и, таким образом, отвлечь их друг от друга. Он и в этом случае остался верен самому себе. Излюбленными средствами его интриг были ложь, клевета, наушничество и доносы. Он прибегал к ним в сношениях и с Пугачевым, и с стариком Гриневым, и в Следственной Комиссии.

Нервный, назойливый, юркий, безпокойный и насмешливый Швабрин, совершенно чуждый искренности и доброты, не мог не иметь столкновений с близкими ему людьми. О первой его, петербургской дуэли в «Капитанской дочке» не сообщается никаких подробностей, зато нам прекрасно известно, при каких обстоятельствах произошла дуэль из-за Марьи Ивановны. Швабрин не был бреттером печоринского типа. Он не искал опасностей и боялся их. Правда, он не прочь был разыграть роль храбреца, но только тогда, если этого можно было достигнуть, не ставя на карту своей жизни. Это видно из его столкновения с Гриневым.

Издеваясь в присутствии Гри­нева над Марьей Ивановной, Швабрин, очевидно, не думал, что его молодой товарищ, которого он считал мальчишкой, при­мет так близко к сердцу его слова и ответит ему резким оскорблением. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, увле­каемый минутною вспышкой и давно назревшим в нем чувством зависти и ненависти. Сделав вызов Гриневу, они не ищут секундантов. «Зачем нам они?» - говорит он Гриневу, узнав об его разговоре с Иваном Игнатьичем, наотрез отказавшимся «быть свидетелем поединка».

- «И без них обойдемся». Дело в том, что Швабрин был искуснее Гринева в фехтовании, смотрел на него, как на не­опасного противника, и, вызывая его на дуэль, был уверен, что играет наверняка. Готовясь покончить с Гриневым, Шваб­рин вовсе не намерен был биться с ним по-рыцарски и уж, конечно, заранее готовился не упустить случая нанести ему предательский удар (ведь не побрезгал же он сделать это в то время, когда Гринев услышал свое имя, произне­сенное Савельичем, и оглянулся назад). Вот разгадка, почему Швабрин не искал секундантов. Они только мешали бы ему.

Швабрин был трус. В этом нет никакого сомнения. Он боялся смерти и неспособен был жертвовать жизнью во имя долга и чести.

- «Как ты думаешь, чем это все кон­чится?» - спрашивает его Гринев, после первого совещания у Ивана Игнатьича по поводу Пугачева.

Бог, знает, отвечал Швабрин: - посмотрим. Важного, покамест, еще ничего не вижу. Если же...

Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать фран­цузскую арию.

«Если же» Швабрина значило, что он ни в каком случае не намерен идти на виселицу, и что он перейдет на сто­рону Пугачева, если самозванец, действительно, так силен, как говорит.

Мысль об измене явилась у Швабрина при первом же намеке на опасность и окончательно созрела к тому времени, когда пугачевцы показались около Белогорской крепости. Он не последовал за капитаном Мироновым, Иваном Игнатьичем и Гриневым, когда те бросились на вы­лазку, а примкнул к казакам, передавшимся Пугачеву. Все это можно было бы объяснить политическою безпринципностью Швабрина и тою легкостью, с которою он привык играть присягой, как неверующий человек.

Последующее поведение Швабрина показывает, однако, что, изменяя Императрице, он действовал, главным образом, под влиянием трусости. Ког­да Пугачев приезжает в Белогорскую крепость, вместе с Гриневым, Швабрин, заметив, что самозванец недоволен им, дрожит, бледнеет и положительно теряет присутствие духа. Когда Пугачев узнает, что Марья Ивановна не жена Швабрина, и грозно говорит ему: «И ты смел меня обманы­вать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» - Швабрин падает на колени и тем вымаливает себе прощение. В Следственной Комиссии, когда Швабрину не грозит немедленная кровавая расправа, и когда он уже свыкся с положением уличенного преступника, у него хватает духа давать свои показания против Гринева «смелым голосом»: Гринева ему не­чего было бояться.

Как держал себя Швабрин пред судь­ями в первое время? Надо думать, что он валялся и в их ногах. Очень может быть, что он униженно просил бы прощения и у Гринева во время дуэли, если б серьезно опасался за свою жизнь.

Любил ли Швабрин Марью Ивановну? Да, насколько могут любить себялюбивые и низкие люди. Как человек неглу­пый, он не мог не понять и не оценить ее высоких нравственных достоинств. Он знал, что Марья Ивановна будет образцовою женой, что она скрасит жизнь того, кого изберет своим мужем, и ему, как человеку самолюбивому, было бы приятно подчинить чудную девушку своему влиянию. Когда его предложение не было принято, и когда он заметил, что Марья Ивановна предпочитает ему Гринева, он счел себя глубоко оскорбленным. С того времени к чувству любви у него примешивается затаенное чувство ненависти и мести, и это выра­жается в той клевете, которую он вздумал распространять про нее. Понося Марью Ивановну перед Гриневым, Шваб­рин не только действовал своим орудием против зарождав­шейся привязанности молодых людей, но и мстил отвергнувшей его девушке,- вражду злословием охлаждая.

Сделавшись комендантом Белогорской крепости, Швабрин пытается принудить Марью Ивановну угрозами выйти за него замуж. Это ему не удается. Князь Одоевский недоумевал, по­чему Швабрин не воспользовался теми минутами, когда Марья Ивановна была в его власти, т. е. почему он не удовлетво­рил своей страсти путем насилия или не заставил отца Ге­расима перевенчать его с бедною сиротой против ее воли. Да потому, что Швабрин не Пугачев и не Хлопуша: в его отношениях к Марье Ивановне грубая чувственность не игра­ла большой роли. К тому же Швабрин не был человеком, у которого кровь может отуманить разум. Он знал, нако­нец, что Марья Ивановна не из тех девушек, которых можно силой выдать замуж, и что отец Герасим не согла­сился бы совершить таинство брака над дочерью своего старого друга, вопреки ее желанию. Швабрину хотелось, чтобы Марья Ивановна сделалась его женой, а не наложницей, ибо он все-таки продолжал ее любить, ревновать, и страдал при мысли о том, что она относится к нему с отвращением. Стараясь победить ее упорство, он пускал в ход те средства, кото­рые наиболее соответствовали его характеру: застращиванье доносом, всяческие притеснения и угрозы и, вообще, своего рода нравственные и физические пытки.

Клевеща на Гринева перед Следственною комиссией, Шваб­рин ни слова не говорит о Марье Ивановне. Почему это? Отвечая на этот вопрос, Гринев замечает: «Оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое меня заставляло молчать,- как бы то ни было, имя дочери Белогорского коменданта не было произ­несено в присутствии комиссии!» Слова Гринева прекрасно разъясняют, какие побуждения руководили в данном случае Швабриным. Он чувствовал всю горечь обиды, заключавшейся в отказе Марьи Ивановны быть его женой, он испытывал муки ревности и зависть к своему сопернику; но он все-таки продолжал любить Марью Ивановну, чувствовал себя перед нею виноватым и не хотел впутать ее в политическую уго­ловщину, подвергнув всем последствиям близкого знакомства с суровою фемидой времен Шишковского. Любовь к Марье Ивановне даже на Швабрина действовала облагораживающим образом.

Можно, впрочем, допустить еще и другую разгадку поведения Швабрина в Следственной комиссии относительно дочери капитана Миронова, - разгадку, которую упускает из виду Петр Андреевич Гринев, всегда несколько идеализиро­вавший своего соперника и врага. Швабрину было просто не­выгодно привлекать к делу Марью Ивановну, ибо она могла показать многое не в его пользу и легко разоблачить его ложь и клевету; Швабрин, конечно, твердо помнил это на очной ставке с Гриневым.

Итак, что же такое Швабрин? Это не мелодраматический злодей; это живой, остроумный, неглупый, самолюбивый, зави­стливый, мстительный, хитрый, низкий и трусливый, глубоко ис­порченный эгоист, насмешливый и наглый с теми, кого он не боится, подобострастно угодливый с теми, сто внушает ему страх. Подобно Шванвичу, он всегда готов был предпочесть позорную жизнь честной смерти. Под влиянием злобы и чувства самосохранения он способен на всякую низость. По поводу его измены верноподданническому и служебному, долгу можно сказать то, что говорит Екатерина II о Гриневе: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».

Для Швабрина нет ничего святого, и он ни перед чем не останавливался для достижения своих целей. В дополнении к тринадцатой главе «Капитанской дочки» говорится, что Швабрин не дозволил разграбить дом Гриневых, «сохраняя в самом своем унижении невольное отвращение от безчестного корыстолюбия». Оно и понятно. Швабрин получил барское и до известной степени утонченное воспитание; поэтому многое из того, что казалось весьма естественным какому-нибудь полудикарю из беглых каторжников, внушало ему чувство брезгливости.

Это не значит, однако, чтобы он был выше Пугачева или Хлопуши. В нравственном отношении он стоит неизмеримо ниже их. У него не было тех светлых сторон, которые были у них, и если он гнушался некоторыми из их подвигов, то лишь потому, что был цивилизованнее и изнеженнее их. Они бросались на врагов, как львы и тигры, и с бою брали добычу, он же подкрадывался к своим жертвам, как лисица, и, как змея, жалил их в то время, когда они всего меньше этою ожидали: Он с брезгливостью относился к грабежам и разбоям, но он, не задумываясь, наносил своим недругам предательств удары и с легким сердцем пустил бы их по миру при помощи подлогов и всяких неправд, если б ему захотелось овладеть их богатствами.

Швабрин не был ни Ричардом III, ни Францем Моором, но он был бы со­вершенно подходящим человеком для свиты Цезаря Борджиа. У него не могло быть ни друзей, ни беззаветных привязанностей, ибо он искренно, любил только самого себя и был совершенно неспособен к самопожертвованию. Он не был извергом по призванию, но он не умел сильно любить и умел сильно ненавидеть.

Пушкин не спро­ста наделил Швабрина некрасивым лицом: как человек, склонный властвовать над другими и, вероятно, далеко нерав­нодушный к впечатлению, которое он производил на женщин, Швабрин, нужно думать, проклинал свою злосчастную внешность, перенес благодаря ей немало уколов для своего самолюбия и уж, конечно, не прощал тех, кто угадывал по его лицу его душу.

В Швабрине нет ничего русского: все русское вытравлено в нем его воспитанием, но он был все-таки русский выродок,- тип, который мог возникнуть только на русской почве под влиянием ХVIII века и его особенностей. Презирая веру своих дедов и отцов, Швабрин презирал, вместе с тем, понятия о чести и долге, которыми руководятся оба Гриневы.

Отечество, присяга и т. д. - все это для Швабрина слова, ли­шенные всякого смысла. Швабрин, как бытовое явление, принадлежит к тому же самому типу, к какому относится фонвизинская карикатура на наших юных западников ХVIII столетия - Иванушка в «Бригадире». Швабрин умнее Иванушки; к тому же в нем нет ни одной комичной черты. Иванушка может возбуждать только смех и презрение; Швабрин же совсем не годится в герои веселой комедии. Тем не менее, он все-таки имеет много общего с бригадирским сынком, как порождение одного и того же духа времени.

Страшно быть трусом, а ещё страшнее ни меняться, ни пытаться бороться со своими страхами и учиться противостоять им. Из-за трусости одного человека могут пострадать многие, поплатиться своей жизнью. Трусость тесно пересекается с малодушием. Ведь человек с большой душой будет сильным всегда и во всем, не стесняясь, проявляет смелость.

Поступки труса всегда порицались обществом, с таким человеком избегали общения, не сотрудничали с ним в ответственных делах, ведь такой человек может подвести без зазрения совести. Таких примеров много и в жизни, и в истории и литературе. Трусливые люди запоминаются навсегда, о них говорят не с добротой в глазах. Этих персонажей создавали с целью показать, к чему приводит трусость.

Литературным примером является поступок Швабрина из повести «Капитанская дочка». Он был хорошим знакомым главного героя, но в отличие от него, он не отличался смелостью. Когда отряд Пугачева захватывал крепость, испугался и изменил принципам дворян: отказался защищать сторону власти. Этот пример показывает как человек, переживая за свою жизнь и судьбу, предаёт высшую власть.

Трусость представлена также в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Есть множество примеров, но самый яркий из них был момент, когда казнил философа ни за что. А поступил он так потому, что не мог не соответствовать своему образу. Вот до чего доводит общественное мнение. Был бы Понтий смелым, не боялся своих поступков, то смог бы сберечь жизнь неповинного человека.

Итак, трусость - самый страшный порок человеческого характера. Поступая как трус, никто не задумывается о последствиях. Неумение ежеминутно принимать верные решения, к тому же, смелые, может закончиться трагично для всех. Смелость проявляется в достаточно серьёзных ситуациях, иногда может требовать и самопожертвование, к которому нужно идти, быть готовым сделать добро другим людям, оставить о себе приятное впечатление и светлую память.

Трусость заключается не только в решениях, касающихся чьей-то жизни, но и в любовных делах. Человеку, которому не хватает смелости, трудно подойти к понравившейся девушке, завязать первым разговор. Таким людям сложно устроить свою личную жизнь, ведь трусость совмещается с робостью, является ее высшим проявлением. Возможно, трусы не готовы к отношениям, ведь они не смогут заступиться за даму сердца, отстоять ее мнение в обществе. Такие люди думают только о себе.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка