Картины современных художников мира. Современная научная картина мира Биологические жидкости в искусстве

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Картина мира

Самое существенное достижение науки каждого исторического периода - это так называемая картина мира , квинтэссенция знаний, созданная лучшими умами данной эпохи, и принятая за основу своего мировосприятия значительным количеством современников. Картина мира существовала уже у древних греков, как уверяют нас историки. В этой картине Земля была центром Вселенной, над ней располагались в различных вариациях небеса со светилами, над небесами же царил нематериальный эфир, обиталище богов. В рамках этой доисторической картины мира учёные работали фактически вплоть до появления таких могучих умов, как Декарт, Галилей, Ньютон. Их трудами была создана и постепенно овладела современниками новая картина мира, в которой бескрайнюю Вселенную заполнял вездесущий газоподобный механический эфир, а в нём плавали сравнительно редкие небесные тела. Земля уже не была центром Мироздания, но лишь рядовым небесным телом. В этой картине главенствовало механистическое восприятие мира, законы механики усматривались во всём и вся, и всё почиталось сводимым к механическим процессам и явлениям. Даже открытие микромира, мира молекул и атомов только укрепило позиции механистической картины мира. Успехи термодинамики прозвучали как победные фанфары гению Ньютона, Галилея, Декарта. Как ни странно, но глубокое знакомство науки с электрическими явлениями мало затронуло в 19 веке механистическую картину мира. Её просто попытались распространить на эти явления. По сути, весь 19 век являет нам драматическую историю могучего умственного усилия, которое придприняло огромное число учёных мужей, дабы сохранить Ньютонову картину мира, вписав в неё при этом всю сумму заний об электричестве, электромагнитных волнах, а затем и о микроскопическом строении вещества, элементарных частицах. Поток новых фактов был столь стремителен, а попытки согласовать их со старой картиной мира столь неудачными, что к началу 20 века Ньютонова картина мира с треском рухнула, почти моментально (в исторических масштабах) уступив место новейшей, Эйнштейнианской картине. В этой картине мира эфир уже не упоминался, но зато царило пространство-время, четырёхмерный континуум, способный сам каким-то непостижимым образом "кривляться" под воздействием массивных тел и своими "кривляниями" изменять движение не только вещественных тел, но и электромагнитных волн, полей, света.

В то же время в нижней части картины, в микромире сложились совершенно иные, но не менее фантастические представления: там царствовал Случай, и правила Неопределённость. Там Бог играл в кости, а объекты могли одновременно находится везде и нигде и притом не иметь размеров. Причём быстро выяснилось, что верхняя, космогоническая часть картины просто несовместима с нижней, микроскопической. Словно бы между ними существовала некая непреодолимая граница, некая стена жёлтого тумана. Этот распад научного мировоззрения оказал огромное влияние на всю науку 20 века и к его концу как из рога изобилия посыпались не просто те или иные частные альтернативные научные теории, а уже целые альтернативные куски картины мира. В начале 21 века не только некоторых учёных, но и многих людей, казалось бы далёких от науки, перестала устраивать та странная, раздвоенная, отвернувшаяся от здравого смысла и нормальной логики научная картина мира, которую мы всё ещё имеем сегодня, или которая имеет нас.

Здесь мы предлагаем Вашему вниманию основы, фундамент с одной стороны "сверхновой" физической картины мира, а с другой стороны, картины очень "старой", элементы которой люди развивают веками и никогда не переставали развивать, даже во времена безраздельного господства совершенно чуждых взглядов и концепций. В этой картине мира вся Вселенная и погружена в электрический эфир, и состоит из него же, причём сам по себе этот эфир носит невещественный характер. Вещественность проявляется как возмущения этого эфира, нарушения его природного равновесия. Говоря философским языком, в этой картине мира нет ничего, кроме движущегося различным образом возмущённого эфира. Сам же эфир представляется вездесущей, невесомой, всепроникающей, безгранично подвижной диэлектрической средой. О внутреннем его устройстве установлено лишь то, что он являет собой диалектическое единство двух противоположностей, двух электрических континуумов: положительного и отрицательного. Кстати, если называть их Инь и Ян, то ничего особо не изменится. И вещество и поле современной физики - лишь определённые, точно описываемые состояния этого электрического эфира. В этом смысле он играет у нас даже более широкую роль, чем пресловутое Единое поле, которое столько десятилетий пытаются найти (создать?) современные физики для объяснения только одного, довольно узкого вопроса: природы силовых взаимодействий.

2. Основные открытия xx века в области естествознания

Литература

1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира

Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам "вопросник" остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции.

Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:

о материи (субстанции);

о движении;

о пространстве и времени;

о взаимодействии;

о причинности и закономерности;

космологические представления.

Каждый из перечисленных элементов изменяется по мере исторической смены научных картин мира.

Современная естественно-научная картина мира , которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1).

Таблица 1

Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира

Этап истории Научная картина мира
4000 лет до н.э.3000 лет до н.э.2000 лет до н.э.VIII в. до н.э.VII в. до н.э.VI в. до н.э.V в. до н.э.II в. до н.э.1543 г.XVII в.XIX в.XX в. Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря.Предсказание солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями.Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне.Первые представления о единой естественно-научной картине мира в античный период. Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей.Создание математической программы Пифагора-Платона.Атомистическая физическая программа Демокрита-Эпикура.Континуалистическая физическая программа Анаксагора-Аристотеля.Изложение геоцентрической системы мира К. Птолемеем в сочинении "Альмагест".Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н. Коперника.Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Келлера и И. Ньютона.Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М. Фарадея и Д. Максвелла.Становление современной естественно-научной картины мира.

Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий.

Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

Как механистическая, так и электромагнитная картины мира были построены на динамических, однозначных закономерностях. В современной картине мира вероятностные закономерности оказываются фундаментальными, не сводимыми к динамическим. Случайность стала принципиально важным атрибутом. Она выступает здесь в диалектической взаимосвязи с необходимостью, что и предопределяет фундаментальность вероятностных закономерностей.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем. С другой стороны, появление такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика, или учение о самоорганизации, дало возможность не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов, которые происходят в природе, но и представить весь мир как мир самоорганизующихся процессов.

В наибольшей мере новые мировоззренческие подходы к исследованию естественно-научной картины мира и его познания коснулись наук, изучающих живую природу, например биологии.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы. Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.

Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.

Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность . Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.

Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно "безумной").

Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

системность,

глобальный эволюционизм,

самоорганизация,

историчность.

Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной "чистой" науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

В прошлый раз мы в первой лекции по этому разделу столкнулись с проблемой такого плана: а как же собственно обосновывается то или иное положение в науке И взяв для рассмотрения основные идеи 21 века к которым пришла философия мы выяснили что существует такой как бы замкнутый круг: это вопервых принимались когдато какието основы достаточно произвольно: хочу так или нет всё тут. А потом стали думать: почему так а не этак – поскольку выяснилось что за основу можно принять очень много различных явлений. Тогда и получилось что...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №16.

Гуманитарная и историко-научная картины мира 21 века.

В прошлый раз мы (в первой лекции по этому разделу) столкнулись с проблемой такого плана: а как же, собственно, обосновывается то или иное положение в науке? И, взяв для рассмотрения основные идеи 21 века, к которым пришла философия, мы выяснили, что существует такой как бы замкнутый круг: это, во-первых, принимались когда-то какие-то основы, достаточно произвольно: хочу так или нет всё тут. Это для 19 века более характерно. А потом стали думать: почему так, а не этак – поскольку выяснилось, что за основу можно принять очень много различных явлений. Тогда и получилось, что надо обосновывать основы. А как только вы начинаете что-то обосновывать, в конце концов у вас возникает вопрос о принципах этого обоснования. Это тоже своеобразная основа и в конечном счёте она может помочь найти основы для обоснования. А это уже, собственно, новый виток – опять основа. А этим основам нужно опять обоснование и так далее. И вот выяснилось, что никакого окончательного обоснования нет, что собственно, то, что мы знаем в качестве обоснования – это такой круг, цикл, постоянно обновляющиеся какие-то основы, обоснования. И мы в этом повиснем. Кому-то это не нравится. И выясняется, что никаких таких окончательных основ нет. И вот теперь, после того, как мы это выяснили, перед нами встают другие вопросы. Ну хорошо. А как же это происходит в том, что мы считаем наукой?

Предметность динамики и динамика предметности.

Ну и теперь, когда мы так наметили, что вам делать, в скобочках запишем: Вико – Кун – Хабермас, Конт, Туми, Джон фон Нейман, Гуссерль – Фейерабенд - Джон Роулс, Кассирер, Делёз – Уилсон. Мы рассмотрим следующие вопросы.

Первый вопрос.

Успех и счастье живущей в научном мире личности в комплексе проблем философии гуманитарных наук.

Здесь можно выделить следующие вопросы:

философские вопросы логических наук. Нелогичность логики и логичность нелогического.

Здесь же: философские проблемы математических наук. Нематематичность математического и математичность нематематического. А что касается метаморфоз прошлых идей, которые живут сейчас, то есть \это идеи платонизирующего гегельянства, и здесь можно указать на два таких различных идеи – это норма или мера истинного в его сотворенности Verum factum (это на латыни, можно перевести, но принято всё-таки на латыни). Джамбаттиста Вико.

И второе – это идеи научных революций Томаса Куна. Здесь же: негуманитарность сущности гуманитарного и гуманитарность сущности негуманитарного. И в конце – количественное качество. Вот это будет этот самый Вико, Кун и Хабермас.

Второй вопрос.

Философствование о специфике экономической науки. Экономические дилеммы и статус экономической теории. Здесь можно много говорить, но всё-таки выделим две основных идеи. Это как бы «вывернутый наизнанку Аристотель» -- Огюст Конт и «вывернутый наизнанку Ницше» -- это Туми, а в конце концов здесь будет Джон фон Нейман. И в конце – качественное количественного.

Третий вопрос.

Философская специфика этической науки.

Моральные дилеммы и статус этической теории. Антиметанаучный синдром.

Есть тут два подхода: а) субъективность естественных и гуманитарных наук в свете попытки создать философию как строгую беспредпосылочную науку Эдмунда Гуссерля.

б) концепция методологического анархизма Пола Фейерабенда. Джон Роулз.

Ну и в конце, поскольку, у нас такое картезианствующиее хайдеггерианство, будет предметность динамики. Ну и тут как раз Гуссерль, Фейерабенд, Роулз.

Четвертый вопрос.

Философские аспекты эстетической науки.

Эстетические дилеммы и статус эстетической теории.

Здесь мы в качестве двух важнейших представителей этой идеи выделим: Эрнст Кассирер (Наука как символическая форма функционально организованная в соотвествии с принципами ряда), а второе, что можно выделить – концепты и науки о хаосе при неопредленнности исходных точек Жиля Делёза. Ну и поскольку это на самом деле кантианствующее попперианство, то в конце концов и выйдет и нас динамика предметности. Это и будет у нас и Кассирер, и Делёз и даже можно так добраться до Бодрийяра, о котором тоже мы с вами когда-то говорили.

Ну и наконец, пятый вопрос.

Это проблема взаимных переходов так называемой строгости гуманитарных наук и так называемой точности наук естественных.

Ну и вывод такой – что произошел переворот в соотношении между рядом понятий, а именно вместо представления, что есть мера какой-то истины, которая ведет человека к постижению и познанию мира научному, выясняется, что именно мера свободы и необходимости она и является доля человека в его деятельности основой для научного. Если попроще, то не наука даёт образцы как жить, а наоборот – как сложилось в истории, так оно и переделывается под науку.

Основная цель сегодняшней лекции будет состоять вот в чём – я попытаюсь показать, что это за философские проблемы гуманитарных наук и в чем их специфика. Почему мы решили заняться ими, прежде чем заняться естественными науками? Дело в том, что в общем-то при их анализе и выяснится, что имеется в виду, когда говорят «наука», чем гуманитарные науки отличаются от естественных. Во-вторых, я постараюсь как-то выделить, что естественнонаучные проблемы философии, они как-то по-особому высвечивают, что такое философские проблемы естествознания, они идут не от развития самих наук, а от последствий, которые дала та или иная наука. Во что это вылилось? А это совсем не обязательно обнаруживается в той сфере, в которой предполагает учёный-естественник.

И в третьих, постараюсь показать, что трудность состоит прежде всего в том, что преподавать нельзя философию и философствование. Преподавать можно только предмет, вот ту дисциплину, которую кто-то вывесил на доске, утвержденную кем-то и чем-то. А вот глубины той или иной науки, тех или иных философствований или иных рассуждений – это совсем иное, это всё только в головах конкретных тех или иных учёных, которые занимаются какими-то своими проблемами.

Итак, первый вопрос.

Почему мы ставим так сейчас проблему? Вот смотрите: Успех и счастье живущей в научном мире личности. Вот в том-то и дело, что если попытаться разобраться в том, что происходит в развитии, самотворении, в самотворчестве каких-то отдельных наук, то без этого, этой стороны, просто нельзя понять, что там есть, что там происходит. Всё-таки, как я это уже подчёркивал, хотите вы этого или нет, можно говорить о какой-то науке вообще, о научности, историчности, о какой-то истории науки, истории истории и так далее. Мы уже говорили, что есть какие-то пределы ухода в прошлое, мы уже говорили о том, что нас интересует, как живет этот процесс научного, исторического, это совсем другое. А поэтому всё и повернулось в философии, с точки зрения философии это как раз очень хорошо видно: что дело-то заключается не в том, что вы какой-то учёный. Во-первых, неизвестно, учёный ли, во-вторых, неизвестно, чем вы там занимаетесь, во-вторых, даже если вы гений и занимаетесь тем, чем надо, неизвестно, что у вас получится. Во всяком случае на это всё более и более обращают внимание – что вы обычный человек, вы хотите сохранить свою идентичность, вы стремитесь к успеху и хотите счастья. Не какого-то отвлеченного счастья для кого-то, где-то что-то там открывать, а счастья для себя. Вы как-то его там по-своему понимаете. Даже если вы думаете, что у вас нет проблем, это значит, что вы их просто не осознаете. И вот только если исходить (а мы везде подчёркиваем, что современное философствование исходит из отдельного человека, даже иногда из единичного) из этой точки зрения, то надо посмотреть, как будут выглядеть гуманитарные науки. А потом то же самое и с естественными. Вот в чем суть дела. Значит, прежде всего мы сталкиваемся с проблемой логики и математики. На самом деле, хотим мы того или нет, есть какие-то.. мы называем их науками, которые не относятся ни к естественным, ни к гуманитарным. Были попытки включить в факультеты естественные математики, но история показывает, что это ни то ни другое. Это определенная отличная от такого внешнего деления сфера. Занимаясь Хайдеггером, мы уже выяснили, что логика, это то, что мы называем формальной или просто логикой мышления, это определенная форма, закрепленная в каких-то правилах, которые не обязательно соблюдаются, кстати. Есть известное такое изречение: «конечно, дважды два, наверно, всё-таки, четыре, но если надо, то дважды два будет стеариновая свечка». Это что-то такое мы искажаем, значит, есть какая-то логика. Вся ваша классическая западно-европейская логика основывается на одном только принципе – это принцип тождества. А=А. Если вы все ваши правила проанализируете, вы придете только к этой основе. Есть такие работы Зиновьева, которые это показывают. Значит, всё-таки, что выделяет западно-европейская мысль? Это то, грубо говоря, что вы говорите: если я что-то принял за что-то, то в процессе моих рассуждений я не могу это подменить другим. И больше ничего. Если я что-то принял так-то, то я должен это сохранять, не подменять. А между тем это совсем не обязательно. Это лишь один из типов рассуждений. Он интересный, вот я его по сути и называю строгим или точным, но на самом деле может быть логика и совсем другая. Вот считается, что можно принять за основу противоречие и тоже будет хорошо рассуждаться. То есть, так же как математик много, также и логик много. Но в принципе, западно-европейская, она такова. И поэтому -- я так выучен -- мне кажется, что если я отклоняюсь от неё, то я оказываюсь вне сферы того, что признается данным научным сообществом. То же самое относится и к математике. Логики утверждают, что математика – это только следствие этих вот основных положений, которые приняты в логике. На самом деле, что касается математики, то там приняты две концепции. Когда-то признавалось и считалось, что математика =это отражение чего-то в действительности. Это известная точка зрения. Вот, я измеряю, считаю землю, вот оттуда и родилась математика, она там применима. Другая же концепция, она – и она пробивает себе путь, состоит в том, что вся сила математики в том, что она является изобретением человеческого разума. Что она отражает действительность, это доказать невозможно. И все наиболее сложные проблемы математики как раз приводят к тому, что этого как раз обосновать нельзя. Ну, вот, что такое корень квадратный из минус единицы в действительности, этого никто ещё пока не нашел. Ну, ищут. Вот когда найдут, тогда будет интересно. На самом деле сила и в том, что вот, я признаю, что есть точка. Точка, отвлеченная, её никогда никто не видел, ни физик, ни химик, никто. Если я возьму, поставлю точку, это будет не точка, это будет клякса. Значит, мне нужны идеальные какие-то единицы. Я беру, абстрагируюсь. выделяю какие-то объекты, я обозначаю их точками и утверждаю, что есть одна, две, три, четыре.. бесконечное количество точек. Я признал это идеальным. Я признал, что есть линия. Я могу, конечно, сказать, что линия – это луч. Но луч – это не линия, линия – это абстракция. Вот как только я за основу принял какие-то такие положения, потом я с ними могу делать что угодно и вся моя точность будет состоять в том, что я должен что-то считать, перемножая, передвигая как-то, сопоставляя вот эти точки, линии, единицы, я утверждаю, что вот я пришел к таким-то выводам. Но я основу взял произвольно. Это аксиомы, постулаты, это вообще недоказуемое что-то. Вот взял и всё тут. Вы скажете (в науке многие так считают), что нельзя что-то взять без обоснований. Очень даже можно. И всегда в основу вы вынуждены класть то, что необоснованно. Самое трудное – это познавать основы. И поэтому достигается точность именно тем, что первоначальные единицы оторваны от реальных процессов. Но коли это так, я могу очень интересные выводы получить в области математики, но рано или поздно я должен буду их вернуть к реальности: а что же перевести опять эту точку в кляксу, а линию в луч. Тогда я могу получить какой-то результат. Но это уже другой вопрос. Поэтому возникли такие интересные явления, как вот все эти логические и математические процессы. Ну и тут возникает опять ряд проблем: а вот если это так, если надо возвращаться, то получается так, что иногда могу совершить более-менее приличное возвращение к чему-то и что-то сосчитать, а иногда не могу. Дело в том, что то, что вы называете реальным или материальным, существует в двух видах. Обычно вы считаете реальным то, что вам сопротивляется, чаще всего это в виде вещества или каких-то процессов, которые вы преодолеть не можете. Однако не все вокруг вас сводится к этому. Мы с вами когда-то уже говорили (но вы это, наверно, оставили за пределами вашего внимания), что постепенно, поскольку я преобразую мир, то вокруг меня возникает новая, мною созданная материальность. Она мне сопротивляется, но она моя. То есть это материальное без грана вещества. Но когда вы имеете дело, скажем, с деньгами, с юридическими какими-то документами или законами, но оно вам сопротивляется. вы это преодолеть не можете, но вы понимаете – это сделано человеком. Но можно и расширить сферу этого материального. Вы много вокруг себя не видите, но оно есть и оно создано вами и оно определяет вас, оно от вас независимо. А в связи с этим возникает проблема: с одной стороны, есть реальность или материальность, которая как бы вообще от меня не зависит (потом выяснится, что её нет), а другая больше зависит, а коли вокруг меня есть какая материальность – другая – которая мною создана, то возникают всякие парадоксы. С одной стороны, она мне сопротивляется, эта другая реальность, мною созданная, существующая в процессе моей деятельности, а с другой – она же иногда вдруг мне помогает и мне не понятно, почему она вдруг перестает сопротивляться и способствует моей деятельности. Более того, она вообще может стать самостоятельной и от меня независимой, но как-то все-таки роднит меня со своей сущностью. И есть такая промежуточная сфера, в которой это все происходит. Это-то как раз и есть сфера социального, сфера человека, сфера, где он действует. И я, общаясь с кем-то, и где-то возникают пропорции моей переделки мира. И оказывается, что хотя я выделяю предмет как мне нужно на сегодня (я могу это непроизвольно делать), я выделяю его, хотя вокруг меня уже много мною сделано. И этот предмет, он предстает часто в виде так называемой вещи, чем мы с вами тоже уже занимались. Так, значит, ПРЕДМЕТ – это то, что я выделяю, но есть мною освоенное материальное особое, с которым мне приходится иметь дело. А это то вот и есть предмет или вещь, или вещное что-то такое вот того, что мы называем действительностью. Что мы называем вот этим материальным, особым, в конечном счёте – социальным, в конечном счёте – гуманитарным. И поэтому современный образ мира это действительность. То есть на самом деле это не что-то, существующее вне меня, а что-то, существующее в процессе моей деятельности, моей переделки мира, которая без меня не существует (хотя и может на каком-то этапе вырваться и зажить собственной жизнью). Поэтому-то и возникает вот эта проблема: где же рациональное? Где же разумное? Оказывается, рационализм-то может быть и неразумным и вообще всё наоборот. Поэтому прежде чем приступать к рассмотрению того, что же все-таки такое гуманитарная сфера. Если вы его не нащупаете, то вам совершенно непонятно будет, чем же всё-таки занимаются науки гуманитарные. Вот эти идеи и выделили в свое время Платон, который придумал свои идеи там где-то, которые реализуются в человеке, или Гегель, который придумал, что есть там какая-то логика внутренняя где-то. Но его логика -- это не логика развития, изменения, это обработанное человеком уже что-то, то, как он переделывает природу, то, как он переделывает общество. И вот здесь-то и возникает такие сферы, где ученый может что-то такое сделать, проявить как-то свою волю. Это такие вот предметно-вещная действительности. Ну а что касается современности, то проблему существования такой какой-то действительности, которой потом люди занялись, но потеряли прежние представления – вот этим занимался Джамбатиста Вико. Он жил давно, он эпоху Возрождения. В чём интересна его концепция? В том, что он подходит к современному научному представлению с другой стороны. Он начал кричать о том, что потом победило, в самом начале процесса победы нового представления. Что же это означает? Это означает то, что вы начинаете говорить об истине как о фактах. Но факт это не обязательно то, как это сейчас понимаем – как что-то такое, что точно есть. Что такое мануфактура? Мануфактура – это ручное производство разнообразного товара. Фактум – это действие. И ещё на заре Нового Времени перед Вико встала эта проблема. Куда вы идете? Вы подменяете старое понятие истины, которое было там когда-то у Платона, вы подменяете фактом, действием. Вы сейчас этим и занимаетесь. Факт, о котором вы говорите – это действие. Но вы забыли о том, что это действие. Но он зависит от вас, это ваше действие, результат вашей работы. И вы считаете это нормой, и вы забываете про какую-то глубинную истину и утверждаете, что этот факт и есть истина. Вот это заметил ещё Вико, который и предсказал всякие циклы – было у него такое представление о жизни общества. А другой такой представитель, который уже после того, как созрело это представление о том. что идет какое-то такое рациональное развитие науки, это создал Томас Кун. Чего он утверждал-то, всё-таки? Вот эти научные революции. Когда говорят о научных революциях, то прежде всего фиксируют, что происходит такая смена парадигм. Вот утвердилась такая парадигма – verum factum – так она и идет. Чтобы сменить, начинается что-то новое. Есть ли это нормально, или нет? Кто-то говорит – нормально, кто-то говорит, нет. Но дело в том, что Кун как раз и ввел нерациональность. У него эта смена парадигм непонятно чем определяется, извне, не логикой науки, а еще чем-то. Чем? Или социальными какими-то событиями? Это интересная очень постановка вопроса, но его фиксация, его смысл состоит для нас в том, что он поставил этот вопрос, что то, что казалось бы, должно определяться внутренней логикой развития науки, и математическими всякими закономерностями, постоянно нарушается внешними какими-то явлениями. Сам Кун ограниченно об этом говорил - просто на науку влияет что-то непонятное., иррациональное в рациональном. Но идея она всё-таки такая последовательно, рационально идет смена одной парадигмы другой и нам надо только следить за сменами этих парадигм. Вот такова была основная идея. Ну а завершил все эти идеи уже в наше вот этот самый наш Хабермас. Его идея состоит в том, что нужно создать настоящий дискурс – серьезный, обоснованный. Ну, он наследник всех гегелевских, платоновских идей, то есть, такой, рациональный. Они известен, он представитель такого типа рационального идеализма. Его идея такая: для того, чтобы получилось все в жизни, нужно создать условия для настоящего, обоснованного, нормального, коммуникативного, как он называет дискурса. Люди стремятся к этому, у них внутри это есть. Коммуникативный – не значит просто связывающий одного человека с другим. У меня внутри что-то есть, что меня пробивает, заставляет искать коммуникации с другим человеком. Вот что такое коммуникативное действие. А это можно реализовать только в публичном процессуальном дискурсе. Но где его взять? Вот это основная проблема, и гуманитарная в частности. Если я её решу, то мне все станет ясно. Как мне в политической жизни достигнуть чего-то? Как в научной сфере, в любой сфере достигнуть чего-то. Но как создать возможность для такого публичного дискурса. Это должен существовать свободный человек, который сможет рассуждать без всякого давления общества. Это должны быть взаимные интересы и вы должны спорить в свободных дискуссиях. Вы должны пользоваться теми информациями, которые существуют. Вы должны понимать, что нужно организовать всеобщий мир, всеобщие там всякие идеи и т.д. То есть опять-таки, это такое романтическое пожелание, рассказ о том, кА должно быть. Постепенно то, как есть, подменяется тем, как должно быть и тогда было бы хорошо организованное общество, и тогда можно было бы заниматься, можно было бы его улучшать, евгеникой заниматься и так далее. Но этого всего нет. И поэтому во всех этих вещах возникает центральный вопрос. Вы рассуждаете с точки зрения качественной: существует это и то. А можно ли к этому процессу применить какие-то количественные измерения? Казалось ыб, как может Платон применить к своим идеям какие-то количественные вычисления? А Вот может. Число лежит в основе – есть такое мистическое представление. Гегель тоже пытался там что-то как-то считать. Сколько там где планет и так далее. Он говорил, что всегда должно быть количественное измерение, потом количество переходит в качество. А качество переходит в количество. Если вы забыли, это один из законов гегелевской диалектики в принципе. А как же нам это все сосчитать? И по возможности Хабермас начинает применять к своим рассуждениям методы статистики, рассуждений о каких-то закономерностях, что-то считает. Но в принципе это очень ограниченная сфера. Кун тоже говорит о всякой такой количественной стороне дела. На самом деле все же все это рассуждения качественные. Но они основу составляют гуманитарной сферы. Все-таки гуманитарии занимаются преимущественно качественным анализом,

сначала очень ограниченно используя количественный. Но тем не менее, с течением времени это количество врывается в это качество и переворачивает его и создает в гуманитарной сфере новые обстоятельства. Показать это можно на разных примерах, но мы остановимся только на отдельных. Вот, например, считающаяся гуманитарной экономика. Ну если пофилософствовать о специфике экономической науки, то можно прийти к следующему: конечно, возникает постоянно вопросы, противоречия – что же могу достигнуть вот в этой сфере? Кажется, что в экономической науке речь идет тоже только о количестве. Ничего подобного. Сейчас настолько продвинулась эта сфера, чьто можно показать не как-то теоретически, а зримо, что там действуют такие же принципы и методы логические и математические, как и в других науках, в том числе и естественных. Есть, конечно, какие-то принципы, законы, есть явления.. Утверждается, конечно, что существует теоретическая относительность, что нужно создавать концепты, что есть всякие спорные вопросы, признаки какие-то там того, какова ментальность в экономической сфере, как там действуют язык, филология привлекается, потому что по-разному понимается всё. Но главное, что утверждается, что в том-то и отличие экономических и других наук, что там главным становятся ценности и цели. Я не просто констатирую, что происходит, я все время создаю проективы – есть такое понятие. Среди этих отвлеченных представлений есть какие-то более – иерархия должна быть, эффективность, в какой-то степени я должен нести ответственность, какой-то научно-технический ряд. Но это все отвлеченные разговоры, а любят гуманитарии приводить так называемую гильотину Юма. Это сопоставление гуманитарных и естественных наук. Так, если в естественных науках чаще говорится о позитивном – о том, что есть, то в гуманитарных науках – о нормативном, о том, как должно быть. Естественные считают что надо заниматься по возможности объективным, а в гуманитарных – что субъективным. В естественных науках работает метод описательный, а в гуманитарных -- предписательный, потому что именно гуманитарные науки исходят от человека. Считается, что гуманитарные науки ближе к искусству, в естественных науках критерии «истинно-ложно», а в гуманитарных – «хорошо-плохо». Это все было бы не столь интересно, если бы нельзя было показать, как сдвигается экономическая наука, впитывая в себя вместо качественного анализа количественный. В экономической теории современные исследователи выделяют три этапа, три революции. Первая – это классическая экономическая тероия. Вы, наверно, это все помните – это трудовая теория стоимости – что все продается по количеству заложенного труда. Ну это Адам Смит, Маркс развил – он дает анализ не стоимости как таковой, а дает анализ прибавочной стоимости. На рынке есть опредленный товар, который обладает свойством прибавлять стоимость. Этот товар – рабочая сила. Он продается-покупается, отсюда он создает прибавочную стоимость и так далее. Это классика. Вот вторая революция – это маржинализм. Это предельные какие-то характеристики я хочу придумать. Что такое? Нет, говорит эта теория, надо не вообще рассуждать об обществе, а заняться методологическим индивидуализмом. Все зависит от определенной единицы – человека. И в результате все-таки тогда если я исхожу из отдельного, я должен заняться среднестатистическим каким-то методом, взвешенные какие-то методы применить – сюда столько-то, сюда столько-то и т.д. Я предлагаю какое-то оптимальное устройство мира исходя из этого, из предела того, что человеку нужно и получается, что я ввожу какую-то математизацию. И вот этот метод средних, подлучается, что ценность товара субъективна, вот этот предельный анализ.. Получается что ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи для индивидуума. А если единицы, то сразу возможность применения математики в этой сфере. Но есть следующая, третья революция – кейнсианство. Кейнс! Как вы помните, наверно, его откуда-нибудь. Ну а что он утверждает. Выдумал он субординацию агрегированных показателей, грубо говоря – макроэкономических. Вот в чем его идея. Значит, он утверждает, что в принципе не цены, а предположения, ожидания, они являются фактором, определяющим размеры производства и занятости. Не какую-то на данный момент меня интересующую ценность данной вещи, а ожидание, предположение. Ну, он спорил с Хиксом и прочими всякими, но суть состоит в том, что он говорил – я должен применить методы какие-нибудь к анализу того, как люди ожидают. Ну, он выдвинул идею. не довел её до конца.. Поэтому считается, что существует четвертая революция – это соединение этой теории ожидаемой полезности Кейнса с программно-игровым подходом того самого Джона фон Неймана. Да, я ожидаю, но как я могу ожидать? Я же ничего не знаю на самом деле. И вот я с рынком играю. И тут начинается применение к экономической теории всех закономерностей теории игр. Что это? Это сложнейший механизм. Современная экономическая теория, она ясно говорит – то, что вы ожидаете, никогда не получится. Но я могу каким-то образом высчитать так, чтобы меньше рисковать и когда выйдет не так, вовремя застраховаться и ли приспособиться и высчитать вероятность наименьших потерь. А это уже чисто математическая задача и тут все богатство математики и компьютеров применяется. И все это я говорю, это что-то то такое как операторная алгебра в физике, вот такие же широкие возможности у этой новой теории. Это же дает и возможность линейного программирования, вот это все то, чем занимаются сейчас в экономических науках. Зачем я так подробно остановился на этом сейчас? Для того, чтобы показать, что в одной из наук, которая считается гуманитарной идет такой процесс внедрения количественных, математических методов, которые меняют качественный анализ, а это уже по сути подталкивает нас к тому, что никакой существенной разницы между гуманитарными и естественными науками нет. Другое дело, как исторически это представлено, почему естественные науки вырвались вперед по примению количественных и других точных методов по сравнению с гуманитарными? Но природа этого не в них заложена, не в этих методах. Вот это основная идея, с которой нужно считаться. И поэтому здесь мы с вами сталкиваемся с другой проблемой. Дело в том, что вот что получается: это все было высказано в качественном смысле и с применением некоторых количественных показателей давно. Еще между прочим, Огюст Конт, создавал концепцию позитивных наук, он там пытался что-то считать, но он уперся в то, что дело не в счете и предсказании, а в том, что люди не воспринимают никакие теории рационально-позитивыне. И он пришел к выводу о необходимости создать идею Бога. Но богом должно быть не какое-то существо, а общество. Вот если создать стелу какую-нибудь в каком-нибудь обществе и на нее молиться. Вот также и с обществом надо молиться на общество. Если общество это Бог и на него молиться, то может, что-то и получится в социальной сфере. Однако вот это была просто первоначальная такая идея, как бы такой замах большой. А главное, что потом стало выясняться в этом плане, следующее – что гуманитарное отличается от естественных наук тем, что главным здесь является понимание. Не объяснение, не доказательство, а понимание. Вот это Туми занимался такими идеями, но тоже вот они исторически не вышли на такие количественные показатели. И только вот значительно позже, когда все стали понимать, представлять, что вот, типа позитивных наук главное как у Конта, какое-то понимание нужно в основу положить.

А на самом деле это все затягивалось и математика только в последнее время стала применяться к гуманитарным наукам, особенно к экономическим. Однако этого мало и вот у нас получилось что мы с вами в конце записали – какое-то количество качественное, оно не выходило за эти пределы. Вот должно было произойти какое-то изменение. Вот и были поставлены эти методологические вопросы: чем же отличается? почему в одних сферах работает хорошо количество, а в других сферах не работает и наоборот. Что можно по этому поводу сказать. Ответ на этот вопрос – занимались следующие представители, в основном этических наук. Мы здесь ведем речь не о нравственности, не о нравственном, не о моральном, а о науке, об этических науках, которые пытаются сознательно что-то понять и создать какие-то теории в этом плане. Много писалось об этом и конечно, существует принципиальные две точки зрения. Хочу напомнить, что был такой Эдмунд Гуссерль, который пытался освободиться от субъективного, пытался освободиться от духа субъективности и в естественных науках, но больше всего – в гуманитарных. Потому что здесь она наиболее проявляется. Так вот как же такая некая беспредпосылочность должна быть в науке. Но как убрать в сфере наук о человеке субъективность? Никогда её нельзя убрать окончательно. Поэтому придумывались разные способы, где-то там в глубине какие-то феномены должны быть, которые составляют суть этики. Их искали, искали да так на полпути и остановились. Другой представитель Пол Фейерабенд, он создал концепцию методологического анархизма. Ну, он, как известно, ученик Поппера. Это я уже на прошлой лекции говорил, что все эти там Куны, Лакатосы и Фейерабенды – почти все они одного года (ну, Фейерабенд может помладше на два года), они все учились вместе и все немного по-разному преломили идеи Поппера. А как же он их преломил-то? Ну вот он создал свою концепцию. Она заключается в чем – надо стремиться создавать теории не те, которые всеми признаны и обоснованы. Это ерунда. Он довел идею фальсификационизма Поппера до его логического конца: все сгодится, что именно там, где люди и не подозревают, и лежит главное. Создавайте теории и обосновывайте то, что все отвергают, и в особенности то, что отвергает в данный момент научное сообщество, потому как то, что оно утверждает – это заведомо ложно. Но что мешает это все сделать? И вот у него такой тезис – всему этому – развитию науки мешает развиваться государство. Поэтому его основной лозунг – науку надо отделить от государства, только тогда она будет развиваться. Но на самом деле полное отделение такое невозможно, особенно в фундаментальных исследованиях, потому что нужно финансирование. Но идея была выдвинута – если вы хотите что-то открывать вы должны освободиться от давления государства и его институтов и только тогда вы сможете чего-то достигнуть.

Но главная концепция современности – этика справедливости – это Джон Роулз. Он создал как это он сам называл, моральную геометрию. Он пытался синтезировать утилитаризм (что-то должно быть полезно), интентивизм и кантианство. Какие принципы справедливости. Это принцип свободы и принцип различия. С его точки зрения, принцип состоит в том, что справедливость должна преобладать над эффективностью и благосостоянием. Это сложная концепция, чтобы её так сказать, сконцентрировать, можно подтолкнуть вашу мысль в таком направлении. Сначала должна быть обеспечена свобода, а потом уже принцип различения, который учитывает разные интерес, способности и возможности людей. Чтобы это обосновать, он вводит гипотетическое исходное состояние людей. Это все сводится к честности, иначе говоря к моральной правильности. Справедливость выражается в добропорядочности. Анализируя американское состояние общества (применимо и к нашему обществу), можно сформулировать вывод: общество из-за разных интересов отдельных людей не может не различаться. Более того, различия – это хорошо. Если в обществе не будет различий, оно остановится в развитии. Это основная идея американцев. И вот эта идея – что я могу! является движущей идеей общества. Но тогда как же быть со свободой и справедливостью? А справедливость заключается в том, что есть качество выше эффективности. Это благотворительность («делиться надо!»). Вот такой вот конгломерат идей Роулз придумал. Но это вполне приемлемая концепция для современных представлений кантианства, хайдеггерианства. Я не буду сейчас об этом говорить подробнее, но вот мы подходим к самому главному. Почему в науке об этике так мало и плохо применяется количественный анализ? Да потому, что суть не в методе, а в предмете, которым занимаются гуманитарные и естественные науки.

Не в том дело, что у естественных наук есть какие-то особые методы. Можно применять и квантовую механику Предмет у них не тот. В естественных науках предмет такой, что темпы его изменения несравнимы с темпами изменения, которые происходят в жизни человека, по сравнению с ними они как бы совершенно неизменны.

Мы приходим к тому, что зафиксировано представлениями Делёза о науке. Наука – это всегда рассуждение о хаосе. Мы создаем концепты, но исходные точки для них неопределены. Проблема гуманитарных и этических наук – в том, что вы никогда не можете получить исходные данные с полной определенностью. Люди всегда неточны, они всегда осознанно или неосознанно врут. А отсюда – предмет этих наук другой. Ну и наконец последнее. Об эстетической науке. Тут вообще количественный анализ очень плохо развит. Как можно оценить красоту, как сравнить между собой произведения искусства? Всё это невозможно.

Теодор Адорно выразил это лаконично: что нужно рассмотреть и научное в ансамбле модельного анализа негативной диалектики.

Гегель говорит: можно решить! Противоречия ведут к чему-то. А негативная диалектика говорит – да, противоречия есть, но дальше этого не идёт.

Строгость гуманитарных наук – качественные методы анализа. Методы герменевтики, некоторые другие.

А в естественных науках – количественные методы. Поэтому их сближают с точными. Однако точности нет и там – это мы будем обсуждать на следующей лекции.

На самом деле и в гуманитарных и в естественных науках могут применяться одни и те же методы, и всё идет к их взаимопроникновению и взаимовлиянию. Основное различие – в предмете исследования.

Всё идет к тому, что не мера истины определяет свободу человека, а наоборот – если я свободен, то тогда я смогу понять, что такое объективность, что такое истина. Но мы никогда не сможем ей обладать, мы можем лишь её постоянно искать. И лишь в этом смысле мы можем говорить о строгости гуманитарных наук.

PAGE 6

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14364. УСТОЙЧИВЫЙ НАЦИОНАЛЬНО-СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ (УНСО) КАК КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И НОВОГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ) 53.27 KB
Проблема языка и культуры в лингвокультурологии. Проблема соотношения языка и культуры касается самого развития науки о языке которая теперь не замыкается в рамках собственно языковой структуры и требует досконального рассмотрения экстралингвистических факторов порождая антропологическую лингвистику когнитивную лингвистику психолингвистику социолингвистику этнолингвистику лингвокультурологию и другие отрасли. Усиление в настоящее время...
5990. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ 78.92 KB
Оно не является окончательным итогом знаний о природе а лишь тем что известно человечеству на данном этапе развития. Целью психологов является изучение поведения человека и животных. Необходимым хотя и недостаточным средством преодоления тенденции к дезинтеграции человеческой культуры является и улучшение гуманитарного образования специалистов и ученых в области естественных и технических наук и естественнонаучного образования представителей социальногуманитарных дисциплин. Курс Концепции современного естествознания по своей основной...
10573. Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование 196.8 KB
Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование Цель занятия сформировать у учащихся понятие о политической карте мира ознакомить с современной политической картой мира научиться использовать ее. Задачи занятия научиться пользоваться политической картой мира находить страны на карте.
16921. Особенности методологии историко-экономического анализа 9.29 KB
Известно и то что экономическая история и история экономических учений науки междисциплинарные несут в себе родовые черты и истории и экономики и имеют при этом определенное философское основание Становление и развитие философии истории было связано с постепенным изменением в понимании термина история. От представления об истории как эмпирическом знании о событиях и фактах не носившем характера теоретического знания со временем ученые переходят к восприятию истории как особой предметной области действительности требующей специального...
10983. УП КАК НАУКА И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 59.02 KB
ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Состав персонала промышленного предприятия. Исходя из места и роли в процессе производства в РБ принята классификация персонала предприятия в соответствии с которой выделяются 2 группы: ППП. Прогнозирование развития персонала планирование деловой карьеры сотрудников. Профессиональная и организационная адаптация персонала.
4518. Научная деятельность Пирогова Н.И. 18.54 KB
Николай Иванович Пирогов выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.
16958. Феномен аналитического марксизма: историко-экономический анализ 25.26 KB
Однако же несмотря на этот факт наследство оставленное одним из наиболее значительных ее представителей Марксом столь богато и разнообразно что и сегодня продолжается работа по его осмыслению и интерпретации. September Group такое название она получила за то что встречи эти проводились в сентябре – группа исследователей с которыми главным образом ассоциируется аналитический марксизм. Тарриту аналитический марксизм стал ответом на широко распространенное мнение о том что марксизм мертв }

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка