Новикова Е.В. Двойничество и его воплощение в произведениях Ф.М

Федор Михайлович Достоевский – выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.
Достоевский использует

Множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.
Автор рисует нам портрет героя – Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление – убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой – умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после – это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, – признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.
Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза – зеркало души человека”, – гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.
Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.
Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, – это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.
Внутренние монологи героев – вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.
Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.
Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.
Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа “Преступление и наказание”. Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту (“На канаве, не очень далеко от моста…”) и заканчивается вместе с главой. Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, Read More ......
  2. Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников Read More ......
  3. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, “старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не Read More ......
  4. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В Read More ......
  5. Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, Read More ......
  6. В романе “Преступление и наказание” Идея жертвенности” это – Соня Мармеладова и ее мачеха, Катерина Ивановна, Дуня, сестра Родиона Раскольникова, и сам Раскольников, несмотря на затмившую его разум идею. Достоевский осуждает теорию Раскольникова, приведшую героя к преступлению, но искренне симпатизирует Read More ......
  7. Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Read More ......
  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощен в образе Сонечки Мармеладовой. С Read More ......
Психологизм Достоевского

Проблема существования двойников у человека и животных возникла во многих культурах с древнейших времён. К изучению феномена двойничества вообще и к отражению его в литературе в частности обращались такие учёные, как М.М. Бахтин, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинский, С.З. Агранович и др.

Бинарные оппозиции являются важным элементом модели мира и носят универсальный характер. Они могут быть связаны с архетипическими понятиями времени и пространства: север – юг, день – ночь; с противопоставлением размера какого-либо объекта: большой – маленький, широкий – узкий; с расстоянием и местонахождением: далеко – близко, здесь – там; с соотношением сторон: левый – правый; с гендерными различиями: мужской – женский; с цветом: белый – чёрный. Не менее отчётливо это проявляется и в языковой системе, которая основана на бинарных оппозициях: гласные звуки – согласные звуки, мужской род – женский род, единственное число – множественное число.

Образ двойника находит своё отражение ещё в древней мифологии, в частности, в дуалистических мифах с их идеей наличия в мире двух противоположных начал, а также в известных близнечных мифах, где присутствуют два персонажа, чаще всего – братья-близнецы, воплощающие совершенно противоположные черты: один связан с положительным, конструктивным началом, другой – с разрушительным, враждебным человеку. Образ двойника в культуре связывается с темой двойника человека или его тени (Вяч. Вс. Иванов), а также с архетипами культурного героя и трикстера.

Одной из разновидностей дуалистической мифологии являются близнечные мифы – «мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев» . Сущность двойника, преобладание в нём того или иного начала определяли отношение к нему человека. По представлениям древних римлян, каждый человек имеет духа-двойника – охранительного гения, почитавшегося наряду с духами предков и олицетворяющего духовное начало, а первобытные охотники убивали одного из близнецов, так как считали, что он несёт зло.

Кроме того, близнецы могут иметь противоположные характеристики: смертный – бессмертный, храбрый – трусливый, активный – пассивный. Образ двойника в культуре связывается с темой двойника человека или его тени (Вяч. Вс. Иванов), а также с архетипами культурного героя и трикстера. «Альтернатива между вариантами трикстер-брат и трикстер-второе лицо культурного героя не случайна. Здесь использован близнечный миф, а связь и сходство близнецов ведут к их известному отождествлению. Поэтому в этом комплексе заключены и далёкие корни мотива двойников и двойничества, получившие глубокую разработку только в XIX-XX веках, начиная с романтиков» .

В эпоху романтизма двойник обретает демоническую природу в противоположность ангелу-хранителю и предстаёт как тёмная сущность человека, его враг. Он часто воплощает бессознательные желания, инстинкты, от которых субъект старается избавиться из-за несовместимости с сознательными представлениями (например, под влиянием общества или морали), соответствующими приличиям. Нередко двойник «питается» за счёт своего протагониста и по мере его увядания становится всё более сильным, занимает его место в мире.

Творчество романтиков оказало значительное влияние на русских классиков. Мотив двойничества особенно последовательно и всесторонне разрабатывается Ф.М. Достоевским. Над воплощением этого образа писатель работал всю жизнь, включая его практически в каждое своё произведение. Мы проанализировали повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» и роман «Бесы» и в этом контексте выявили характерные типы двойников.

1) Герой, старающийся воплотить в жизнь свои цели и в итоге развенчанный окружающими или самим собой (М.М. Бахтин в связи с этим говорит о внешней карнавализации) (Москалева, князь К.).

2) Герой, жаждущий стать тем, кем он не является на самом деле, стремящийся занять более высокое положение над окружающими, которое наделило бы его властью над ними; несоответствие между сущностью и её самовыражением порождает раздвоение личности (Фома Опискин).

3) Трикстер, совмещающий в себе комические и демонические черты, готовый быть шутом своего двойника, его рабом (Пётр Верховенский как трикстер Николая Ставрогина). «Ставрогин совмещает в себе разнообразные и противоречащие друг другу идеи, к которым при этом практически совершенно равнодушен. Он - вместилище этического хаоса, метания между добром и злом, между полнейшим атеизмом и верой, силой и бессилием. Он - воплощение русского хаоса в рамках личности, а Петр Верховенский - сеятель хаоса в общественной жизни. <…> Верховенский сам готов быть шутом, но не допускает шутовства для главной своей половины, т. е. для Ставрогина» .

Ранние повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» однотипны по повествованию и структуре. Обе были частью общего замысла писателя создать «комический роман», который не был завершён, однако стал истоком двух самостоятельных произведений. «Более того, в «Дядюшкином сне» Достоевский применил не свойственный другим повестям эффект романического повествования: в сюжете повести он выделил три сюжетных линии (главную, которую ведёт Марья Александровна, и две побочные – Зины и Мозглякова); сценически разработана водевильная интрига, в которой деятельно участвуют князь К., Марья Александровна, Мозгляков, другие обыватели Мордасова» . На наш взгляд, такая композиционная структура может быть связана со способом представления феномена двойничества в произведении. Марье Александровне и князю К. посвящены отдельные главы, образующие относительно самостоятельные сюжетные линии. Водевильная интрига оканчивается трагически для дядюшки (осмеянный, он умирает), а Марье Александровне приходится покинуть город. Однако она всё же добивается своего: выдаёт дочь замуж за генерал-губернатора.

«Село Степанчиково и его обитатели» представляет иной структурный тип: на первый план выступает романическая история любви Егора Ильича Ростанева и Насти, однако внутреннюю суть составляют «два огромных типических характера» (по отзыву самого Достоевского) – Фома Фомич Опискин и Егор Ильич Ростанев, причём первому – двойнику – отводится особое внимание. Из положения шута и приживальщика он переходит на уровень властителя дум обитателей Степанчикова, вводит свои порядки и не считается с мнением окружающих. Однако, несмотря на мелочность, злобу, гипертрофированное тщеславие, после каждой своей выходки он становится всё более авторитетным. Даже в изгнании его и унизительном возвращении наблюдается двойственность: своё поражение он обращает в победу, взяв на себя роль благодетеля, созидающего всеобщее счастье, и по-настоящему «воцаряется» среди обитателей Степанчикова. По словам В.Н. Захарова, «на тайне воцарения шута держится сюжет романа».

«Основная тема антропологии Достоевского – утверждение, что человек находится на границе двух миров, двух сфер бытия» . Каждый человек способен почувствовать влияние двух миров, непосредственно соприкоснуться с ними. «В этом всеобъемлющем характере человеческой души коренится и другая характерная черта человеческого бытия, отмечаемая Достоевским, – так сказать, микрокосмичность человека, в котором отражается и отображается весь мир» . С этим признанием микрокосмичности человека связана не только монологическая форма многих его произведений, но и введение рассказчика. На наш взгляд, функция рассказчика в романе «Бесы» может рассматриваться как вспомогательный приём для наиболее чёткого представления двойников в повествовании. Он не является действующим лицом, но в то же время всё пропускает через себя, с его помощью появляется возможность увидеть многообразие связей между героями, их отражение друг в друге. Проекциями ставрогинскго «хаоса», противоречивой душевной бездны являются не только Верховенский-младший, но и Кириллов с его идеей о человекобоге, и Шатов с верой в русский народ-богоносец. «Роман построен именно таким образом, чтобы сопоставить внутренний хаос и «бесовщину» в душе Ставрогина с внешним, практическим порождением социального хаоса, провоцируемого в особенности Петром Верховенским» . По мнению А.А. Казакова, именно в этом романе видно, что «область внешней правды в наибольшей степени принадлежит «бесам». Они добиваются наибольшей сюжетной реализации» . Трикстеру Петру Верховенскому удаётся воплотить практически всё, чего он хочет, и, главное, избежать наказания. «Наличие такого героя <…> качественно преобразует структуру произведения – и прежде всего сюжет» . Интрига в романе обусловлена именно наличием такого активного двойника, «злого гения».

В связи с антитезой «действительность — идеал», с модусами отношения к ней героев можно выстроить типологию персонажей Достоевского:

— герои, все устремления которых ограничиваются только «материальным»: Петр Лужин, Ламберт, Федор Карамазов, Черт (который видел Христа, но не знает сейчас, есть ли он) и др.;

— герои, оторванные от реальности, «немецкие, надзвездные» романтики», «шиллеры», «дураки-романтики», которые «хоть земля под ними трещи все будут петь свои надзвездные песни»;

— герои, отличающиеся «широтой», которые «хоть и пальцем не пошевелят для идеала-то, хоть разбойники и воры отъявленные, а все-таки до слез свои первоначальный идеал уважают и необыкновенно в душе честны».

Вспомним Митю Карамазова до катастрофы :

— герои, знающие, что такое идеал, но не стремящиеся к нему, погрязшие в тине действительности, — Свидригайлов, Ставрогин. Для этого типа героев характерен, как для «Подпольного человека», «разрыв между мыслью и волей, ведущий к этической беспринципности». Неслиянность идеала и действительности — одна из причин «двойничества» Версилова. Версилова и «Подпольного человека» объединяет «жажда, потребность во что верить, что обожать и отсутствие всякой веры». Этот тип «оторван от почвы, дитя века… Подпольный человек есть главный человек в русском мире».

Есть у Достоевского и ряд героев, которые стремились преодолеть расколотость мира. Это — Раскольников и Соня (финал «Преступления и наказания»), князь Мышкин («Идиот»), Зосима, Алеша («Братья Карамазовы»).

Следует отметить, что в решении вопроса о преодолении разрыва между «действительным» и «идеально-желаемым» Ф.М. Достоевский, как и Л.Н. Толстой, был противоположен И.С. Тургеневу, реализм которого был окрашен в тона философского пессимизма и позднеромантического элегизма.

Тургенев не считал возможным достижение аксиологических абсолютов, идеального состояния мира. Ф.М. Достоевский считал, что утилитаристы теоретически не преодолели противоречия между частным и общественным интересом, конфликта между личным чувством и абстрактно понимаемым долгом.

Не соглашался Достоевский и с кантианским принципом «нравственного императива», согласно которому нравственную ценность имеет только поступок, совершаемый не по велению чувства, а по осознанному подчинению нравственному закону.

Кант критиковал идею врожденного (аппробативно установленного) нравственного чувства, утверждая этику ригоризма. Мотивы кантовской философии морали находят отзвук в творчестве И.С. Тургенева.

Для Достоевского этически совершенное поведение было неподвластно надличному, рационализированному «долгу». Императив долга, рассудочно-теоретическая, отвлеченная любовь к человечеству совмещалась в Раскольникове, Иване Карамазове, Великом инквизиторе с презрением и ненавистью к людям.

«Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних», -говорит «теоретик» Иван Карамазов, пересказывая легенду о Юлиане Милостивом. По Достоевскому, «живая жизнь» происходит не по логике, а по чувству.

Герой Достоевского существует в двух противоположных состояниях: в мире наличной необходимости и в мире взыскуемой свободы. Человек противопоставляет себя всякой внешней силе, надличной закономерности, поэтому носитель негативной свободы выбирает страдания, бремя, а в поисках своего пути перестает понимать логику мира, логику обстоятельств.

Таковы романтические герои-скитальцы, таковы «непонимающие» герои Достоевского — герои-бунтари: Иван Карамазов («Я и не хочу теперь ничего понимать… остаюсь при факте»), «Подпольный человек», Раскольников, который хотел «за хвост стряхнуть все предрассудки», Ипполит Терентьев.

Бунтарь оказывается «всем-и-ничем». Возникает «типичное для романтика ощущение себя гражданином мира, вселенной (таков Байрон) — то есть всечеловеком, внявшим в своей душе голосам всех народов и времен, — с другой стороны — индивидуализм, ибо такой человек не может … опереться ни на одно существующее общество и должен иметь силу носить этот великий груз в себе».

Отчуждение человека, протест его против несвободы выражаются в «мировой скорби» и в «гордом одиночестве», что присуще и Демону Лермонтова, и опошленному бытом сознанию «Подпольного человека» Достоевского.

Состояние «быть всем-и-ничем» (причастности — непричастности к мировому целому) болезненно осознается «подпольным» романтиком: «чем больше я сознавал о добре и о всем этом «прекрасном и высоком», тем глубже я и опускался в мою тину». Это состояние характеризуется словами Черта в «Братьях Карамазовых» о том, что он страдает, но не живет.

Любой «интеллектуальный» герой Достоевского проходит в своей личностной эволюции ступень «болтовни», острой осознаваемости отчужденности и бездеятельности. «Подполье» — это форма бунта против природно-социальной зависимости, вплоть до «хрустального дома», где человек, «так сказать, по необходимости стал бы делать добро» (что исходно лишает поступок всякой нравственной ценности), или мироустройства Великого инквизитора…

В «подполье» герой вынашивает свою «идею»; помогает ему в этом Черт — персонификации эгоизма, всеотрицающей свободы. Последняя разрушительна, увеличивает сумму зла. Для «подпольного человека» характерно «наслаждение обидой»: Ипполит хочет отмстить миру самоубийством; Раскольников мог работать, но «озлился»; Иван Карамазов остается «при факте» отрицаемого им мироустройства. Бунт разрушителен для мира и для личности.

«Подпольный человек» был индетерминистом и носителем отрицающей свободы, не имеющим никакого ценностного ориентира. Достоевский, призывая к отрицанию диктата внешней, отчужденной от личности необходимости, стремился определить изначальную «положительную» цель, понимаемую как сущностную основу человека, «целеполагающую причину» его деятельности.

В этом случае свобода «негативная» превращается в свободу «позитивную» («свободу-для»).

«Отрицание необходимо, иначе человек так бы и заключился на земле, как клоп. Отрицание земли нужно, чтобы быть бесконечным. Христос, высочайший положительный идеал человека, нес в себе отрицание земли»

Продолжение следует.

Князь Лев Николаевич Мышкин - главный герой произведения Ф.М. Достоевского «Идиот».

Это молодой человек с небольшими странностями, за что многие персонажи называют его «идиотом».

Именно этот герой вносит в роман трагический конфликт, несмотря на присущие ему миролюбивость и гуманизм.

Характеристика персонажа

Князь Мышкин - молодой мужчина около 26-ти лет, который после продолжительного лечения в Швейцарии от эпилепсии возвращается в Санкт-Петербург, для того чтобы узнать «как тоскуют и зачем тоскуют люди». За это откровение его уже на первых страницах романа признают блаженным и странным.

Лев Николаевия - человек кроткий, тихий, скромный и спокойный. Его речь размеренная, плавная, вдумчивая. Во внешности героя Достоевский отмечает его «большие, голубые и пристальные» глаза, тяжелый взгляд, а также приятное, но бесцветное лицо. Характер и мировосприятие Мышкина удивляют всех персонажей романа. С одной стороны, князь ведет себя как большой ребенок, поскольку во время лечения вдалеке от людей герой сохранил детское мировосприятие: он плохо знает мир, открывает душу каждому встречному, не ждет ни от кого подлости, обладает огромным состраданием. С другой стороны, Мышкин - умный, рассудительный, эрудированный и вдумчивый человек, который способен мудро рассуждать на все серьезные темы, включая тему казни.

("Князь Мышкин", иллюстрация Шмаринова Д. А. к роману Ф.М.Достоевского "Идиот" )

Лев Николаевич видит сильные и слабые стороны людей, может предугадать их действия и даже судьбу. Он единственный, кто раскрыл страдающую душу Настасьи Филипповны, и единственный, кто видит в Аглае Епанчиной ребенка, а не избалованную, заносчивую и холодную дворянку.

Мышкин странен тем, что ему одновременно и плохо, и хорошо в обществе. Он лишен светскости, но и наедине с собой ему сложно. Именно по этой причине он способен заводить быстрые знакомства, как, например, с Парфеном Рогожиным в поезде. Это лишний раз доказывает, что Лев Николаевич в этом обществе если не лишний, то посторонний.

Образ в произведении

Кнзяь Мышкин - один из ключевых образов в творчестве автора. Достоевский тщательно прорабатывал этого персонажа. Он писал, что создавал Мышкина для того, чтобы «изобразить положительного прекрасного человека», подобного Иисусу Христу. Не зря князь даже внешне похож на Спасителя. Образ странного, чудаковатого князя Льва Николаевича - это олицетворение всех христианских добродетелей.

Почему же приезд Мышкина приводит к катастрофе? Автор подводит к этому читателя в конце романа: все потому, что он попадает в общество раздора. Люди здесь только мучаются, сопереживать они не умеют. Добродушие, простота, искренность князя и его желание вызывают у общества смех. Они клеймят его «идиотом» за то, что он пытается воссоединить людей, научить их понимать и любить друг друга.

("Улица", иллюстрация Ушина А. А. к роману Ф.М.Достоевского "Идиот" )

Достоевский признавался, что у князя в его произведении одна цель - «восстановить и воскресить человека». И это относится уже не к героиням (к погибшей Настасье Филипповне и Аглае Ивановне, которая сбежала из дома и вышла замуж за нелюбимого), а к читателю, который должен научиться сострадать.

"Послушники в миру" Достоевского: князь Мышкин и Алеша Карамазов.

В письме к своей племяннице Софье Александровне Ивановой, 1(13) января 1868 г. Ф.М.Достоевский определяет главную мысль романа "Идиот", которая заключается в "изображении положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал…»

Таким героем у Достоевского мог стать лишь христианин, чувствующий сердцем Бога через свою любовь к людям. Поскольку в 1868 году «идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы - еще далеко не выработался" автор реализует свой динамически развивающийся замысел не только в князе Мышкине, но и через 10 лет в Алеше Карамазове. "Служение людям, - как отмечал Оскар фон Шульц, - общая черта у многих героев Достоевского", пожалуй, в этих двух персонажах достигло своего апогея.

Можно выделить несколько пунктов, на основе которых будет видна связь Алеши и Льва Николаевича.

Во-первых, князь и Алеша воплощают лучшие качества, которыми может обладать Человек в представлении Достоевского. А это, как неоднократно замечали критики, сближает двух его героев с образом Христа.

Оскар фон Шульц отмечает, что Христос учит своих учеников служить и помогать всем, Лев Николаевич, как никто другой, подходит на эту роль: он старается помочь и Мари, и Настасье Филипповне, и Аглае, и Рогожину, и Ипполиту.

Во-вторых, Отношение Алеши Карамазова и Льва Мышкина с детьми - это еще одна черта, сближающая их с Христом, который говорил: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное" (Мф. 19: 14).

Алеша Карамазов исполняет свое призвание и послушание, завещанное ему духовным наставником Зосимой. Он разговаривает с детьми, готовит мальчиков к жизни во Христе, в любви и истине, внушает основные нравственные ценности.

Князь Мышкин говорит, что ему больше нравится проводить время с детьми, чем со взрослыми, "не потому, что я сам был ребенок, а потому, что меня просто тянуло к детям". Он ценит в каждом ребенке те качества, которые, к сожалению, утратили многие взрослые - это бескорыстие, доверчивость, честность, умение радоваться мелочам. Эти качества преобладают и в самом герое. Не раз его будут называть ребенком совершенно разные люди. Общаясь с новыми лицами, Мышкин пытается отыскать в каждом то детское начало, о котором говорил Иисус ("Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Мк. 10:15)

В-третьих, и Алеша, и Лев Николаевич рано утратили своих матерей. Мышкин матери совсем не помнит, да и у Алеши сохранились лишь обрывки воспоминаний. "Он запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное окно, косые лучи заходящего солнца <...>, в комнате в углу образ, перед ним зажженную лампадку, а перед образом на коленях рыдающую как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями, мать свою, схватившую его за обе руки, обнявшую его крепко до боли и молящую за него Богородицу". В.Лепахин пишет, что в момент предчувствия своей скорой смерти мать Алеши, в надежде защитить сына от зла, напастей жизни, отдает его под опеку другой матери, которая никогда его не оставит - Богородицы.

Мы остановимся на отношении героев к вере, а в частности на своего рода испытаниях, которые они проходят.

Елена Гаричева в статье ""Христос Воскресил меня". Категория преображения личности в романах Достоевского" замечает, что роман «Идиот» "строится во многом как житие-мартирий. В нем показано три круга испытания героя: один – в Швейцарии, второй – в первой и второй частях романа, третий круг – в третьей и четвертой частях романа". Князь проходит не только через нравственные искусы, но и проверку на верность своему идеалу, что, несомненно, перекликается с бунтом Алеши.

Одной из центральных сцен романа "Братья Карамазовы" является смерть старца Зосимы, которую ожидали многие, но которая в то же время поразила всех. То, что после смерти старца от его тела стал исходить тлетворный дух, противоречит общему ожиданию чуда, так как в народе существует твердое убеждение, что святой человек после смерти должен благоухать. Алеша, как и все, ждал Божией справедливости к любимому старцу, но т.к. ничего особенного не происходит, то он "бунтует", "обидясь" на Бога. Алеше нужно было пережить острый кризис, чтобы начать веровать по-настоящему. В нем вера должна была укрепиться "не от чуда", а от любви и доверия Богу.

Лев Мышкин проходит ряд испытаний: прежде всего это любовь к Настасье Филипповне, и чувства к Аглае. Однако, как отмечает А.Е. Кунильский, "в швейцарской истории преображение людей неразрывно связано с болезнью и смертью Мари, так и на русской почве успех дела Мышкина имплицитно включает в себя его духовную гибель".

Испытанием веры можно считать картину Ганса Гольбейна Младшего "Мертывый Христос". По свидетельству Анны Григорьевны Достоевской эта картина произвела на Федора Михайловича неизгладимое впечатление. Князь Мышкин говорит: "Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!" Действительно, посмотрев на тело Иисуса, только что снятое с креста, можно увидеть лишь человека, подвергшегося страшным мучениям. Н. Карамзин писал: "В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно". Неудивительно, что Рогожин в конце концов совершает страшное преступление - убийство Настасьи Филипповны.

Сильное впечатление эта картина производит и на Ипполита, который должен скоро умереть, а тело мертвого Христа являет собой смерть в чистом виде, внушает страх и лишний раз напоминает о том, что всякий человек когда-нибудь будет находиться в этом состоянии.

Конечно, у некоторых вера пропадет, но у других укрепляется. На Мышкина эта картина производит совершенно противоположное впечатление. Если представить, что "труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и, наконец, крестную муку" может воскреснуть, принеся тем самым людям надежду на Царство Небесное, надежду на спасение, то вера напротив укрепится, а не исчезнет, как это случилось с Рогожиным и Ипполитом.

В. Лепахин называет картину "Мертвый Христос" антииконичной, по той причине, что это произведение искусства способно подавить и разрушить веру в воскресение и бессмертие души. Однако он так же отмечает, что "в подтексте Достоевский хочет сказать, что искусство призвано укреплять веру в человеке". Так Ипполит обвиняет многих художников в том, что они отступают от реальности и рисуют Иисуса, только что снятого с креста, не омраченного перенесенными страданиями. Замысел иконописцев состоит в том, чтоб показать, что, несмотря на "мучения и смерть, Христос воскрес, победил смерть и принес искупление роду человеческому".

Несмотря на большое количество общих черт, Князь Мышкин и Алеша Карамазов все же отличаются друг от друга. На первых страницах романа "Идиот" мы можем найти описание внешности Льва Николаевича Мышкина, в котором сразу бросается в глаза "странное выражение, по которому некоторые угадывают с первого раза в субъекте падучую болезнь".

Об Алеше Карамазове Достоевский пишет: "Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человечек. Напротив, Алеша был в то время статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток".

Федор Михайлович не зря подчеркивает тот факт, что Алеша не был болен, таким образом автор освобождает своего героя от той ноши, которую нес Мышкин. Князь - особенный человек, припадки сближают его с юродивым, приближают к Христу. Однако нельзя не отметить, что видения Льва Николаевича не совсем понятны. Возможно, его состояние оказывается всего лишь признаком болезни, диагнозом.

Алеша так же как и князь Мышкин был склонен к припадкам, подтверждением тому является сцена "За коньячком" в доме Федора Павловича Карамазова, где его младший сын при упоминании о матери-кликуше "вдруг вскочил из-за стола, точь-в-точь как, по рассказу, мать его, всплеснул руками, потом закрыл ими лицо, упал как подкошенный на стул и так и затрясся вдруг весь от истерического припадка внезапных, сотрясающих и неслышных слез".

Реальность, которую не хочет принимать Мышкин, проникает в его сознание через сны. На зеленой скамейке князю Мышкину "приснилось очень много снов, и всё тревожных". Главным видением оказывается появление некой женщины (Настасьи Филипповны). “Сердце его Мышкина > замерло, он ни за что не хотел признать ее за преступницу; но он чувствовал, что тотчас же произойдет что-то ужасное, на всю его жизнь” . Разум князя отказывается воспринимать действительность такой, какая она есть, это приводит к подмене реальности сном, сна реальностью. Письма Настасьи Филипповны оказываются для Мышкина "сном, кошмаром и безумием, но тут же заключалось и что-то такое, что было мучительно-действительное и страдальчески-справедливое, что оправдывало и сон, и кошмар, и безумие” .

Видению Алеши Карамазова отведено особое место и роль в романе. Как уже было сказано, Алеша переживает духовный кризис, связанный со смертью любимого старца. Но юноша проходит это испытание и не отрекается от Зосимы, а ведь даже апостол Петр трижды отрекся от Христа, и другие апостолы сомневались в Нем.. Именно через это сомнение Алеша укрепляется в своей вере, он преодолевает кризисный рубеж и проникается еще большей любовью к старцу. Этому и способствует картина звездной ночи и видение им "брачного пира" в Канне Галилейской в состоянии тонкого сна.

Алеша Карамазов - более зрелый (хотя и моложе князя) в духовном плане человек. Он проходит школу монастырского послушания, аскезы. Душевный же опыт князя ограничен пребыванием в клинике доктора Шнейдера. Не случайно Достоевский не остановился в своем поиске "положительно прекрасного человека" на Мышкине, а продолжил работу. Образ князя был художественно достоверен, но привлекательная и нравственно образцовая личность Льва Мышкина оказалась мало приспособлена к реальности: он был обречен на интеллектуальную и психическую гибель в мире страстей.

В этом плане образ Алеши Карамазова оказывается более цельным, потому что Достоевский дает понять - таким человеком, как Алеша, может быть каждый. Этот герой хоть и приближен ко Христу, о чем нам говорит целый ряд признаков, но он не является "святым". Христоподобные герои Ф.М.Достоевского – христиане; не умозрительные идеалы, а живые люди.

Хоть Достоевский и писал, что хочет создать идеального героя, но сам он понимал, что это невозможно, ибо "На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо".




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка