Элла Фицджеральд: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать. Фицджеральд Элла Джейн — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Награды и номинации

Элла Джейн Фицджеральд (25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли-Хилс, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почетных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлус Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мерсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с ее записями.
Биография
Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки. Опираясь на истоки африканского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертания.
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. В 1934 году негритянская девчонка-сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс - танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение. Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах. «Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого пути на эстраде.
В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки. После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
Двадцатилетняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они». С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распался.
Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и «Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного из лучших басистов своего времени.
Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий-докер Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна; второй брак продлился пять лет. С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.

Д. Ухов пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы на Луи Армстронга, то знаменитые куплеты «Мекки-Ножа» Курта Вайля могли оказаться в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста «Трехгрошовой оперы», они действительно звучали как идеализация воровского цинизма. В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок — songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера. Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter ».
В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных постановок возникает новый жанр — песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера. Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.
Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался. Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.
Певица всегда избегала политики. Но в январе 1961 года приняла участие в гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой. Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего музыкантом — барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные магазины.
Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось прибегнуть к операции. В конце 80 х — начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».
В 1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Она была рождена чтобы петь

Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".
Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".
Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр. После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра. Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова. Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам. Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.
Голосовые данные
Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями. Она обладала меццо-сопрано, но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон ее голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль третьей октавы.
Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. По мнению Фридуолда, даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плезентс, у Фицджеральд был бо́льший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов. Многие из них, включая Дитриха Фишера-Дискау, являлись поклонниками ее творчества. Певческие интонации Эллы, по словам Фридуолда, были «просто божественны». Фицджеральд буквально жила мелодией, она брала каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы пели так, словно специально пытались достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучала так, будто она уже на высоте. «Создавалось ощущение, что она со своей небесной высоты устремлялась вниз к любому звуку, который ей нужен».
Генри Плезентс в своей книге The Great American Popular Singers писал о замечательном голосе Фицджеральд и о том, что ее природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать. Фицджеральд обладала безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Ее чуткость по отношению к гармонии просто потрясала. Вся суть, по мнению Плезентс, заключалась в том, каких именно ошибок не делает Фицджеральд: «Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе».

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена … Читать всё

Ella Jane Fitzgerald (Элла Джейн Фитцджеральд, 25 апреля 1917 - 15 июня 1996) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни».

Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.).

Элла была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара - несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).

«Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Оскар Питерсон пишет:

«Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
- Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?»
- Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
- Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…»

Официальная дискография:
(по издательствам)

Decca (1934-1955)

1950
Pure Ella (originally Ella Sings Gershwin)
Souvenir Album

1954
Lullabies of Birdland
Songs in a Mellow Mood

1955
For Sentimental Reasons
Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
Sweet and Hot
The First Lady of Song
Song’s from «Pete Kelly’s Blues»

Verve (1956-1966)

1956
Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
Ella and Louis (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook

1957
Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella at the Opera House (Live)
Like Someone in Love
Porgy and Bess (with Louis Armstrong)

1958
Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)

1959
Get Happy!
Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance

1960
Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Wishes You a Swinging Christmas
Hello, Love
Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)

1961
Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
Ella in Hollywood (Live)
Clap Hands, Here Comes Charlie!
Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)

1962
Rhythm Is My Business
Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
Ella Swings Gently with Nelson

1963
Ella Sings Broadway
Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
Ella and Basie! (with Count Basie)
These Are the Blues

1964
Hello, Dolly!
Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
Ella at Juan-Les-Pins (Live)

1965
Ella at Duke’s Place (with Duke Ellington)
Ella in Hamburg (Live)

1966
Whisper Not
Ella and Duke at the Cote D’Azur (Live) (with Duke Ellington)

1969
Sunshine of your Love (Live)

Capitol (1967-1968)

1967
Brighten the Corner
Ella Fitzgerald’s Christmas

1968
30 by Ella
Misty Blue

Reprise (1969-1970)

1970
Things Ain’t What They Used to Be

1972
Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

1973
Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

Pablo (1970-1989)

1966
The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington)

1970
Ella in Budapest, Hungary (Live)

1971
Ella A Nice (Live)

1972
Jazz at Santa Monica Civic ‘72 (Live)

1973
Take Love Easy (with Joe Pass)

1974
Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
Ella in London (Live)

1975
Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
Montreux ‘75 (Live)

1976
Fitzgerald and Pass… Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal

1977
Montreux ‘77 (Live)

1978
Lady Time
Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)

1979
Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
A Classy Pair (with Count Basie)
A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

1981
Ella Abraça Jobim

1982
The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

1983
Speak Love (with Joe Pass)
Nice Work If You Can Get It (with André Previn)

1986
Easy Living (with Joe Pass)

1989
All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

Notable guest appearances

1955
Songs from «Pete Kelly’s Blues»

1957
One o’Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)

1989
Back on the Block (Qwest Records)

Boxed sets and collections

1994
The Complete Ella Fitzgerald Songbooks

1997
The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (Ella Jane Fitzgerald) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США.

Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации - пении скэтом. Она - обладательница четырнадцати премий «Грэмми», автор 250 альбомов. Всего было продано более 100 миллионов ее пластинок.

Родилась Элла в бедной негритянской семье. Из-за своего плохого материального положения отчим с матерью и девочкой переехали в пригород Нью-Йорка, где мать нашла работу в прачечной. В Нью-Йорке Элла попала в неприятную историю, после которой была отправлена в исправительный дом для девочек. Оттуда она сбежала, но домой не поспешила, вместо этого она жила на улицах. В 1934-м году Элла решила принять участие в любительском конкурсе. Она собиралась станцевать, но, растерявшись, исполнила песню «Джуди». Спела – и получила первый приз в 25 долларов.

Ею заинтересовался джазмен Бенни Картер, который и предпринял первые попытки пристроить Эллу Фицджеральд. Он познакомил девочку с руководителем джазового оркестра Чиком Уэббом. На того она не произвела впечатления, но Чик согласился, чтобы она исполнила один вечерний концерт с его джаз-бэндом. Концерт прошел удачно, и в 1935-м году Элла уже постоянно работала вокалисткой в оркестре Чика Уэбба.

Элле посчастливилось – ее подтолкнули к успеху, ей помогли. Как на сцене, так и в жизни, она почти не заботилась о своем внешнем виде. Легкий нрав и оптимизм делали ее приятной в общении. Своих детей у Чика Уэбба и его жены не было, и потому они приютили Эллу и относились к ней как к родной дочери.

В 1935-м году вышла первая пластинка Эллы Фицджеральд «Любовь и поцелуи», которая принесла певице гонорар всего 25 долларов, такой же, как и на любительском конкурсе. А через три года старинная народная песня «Желтая корзина», аранжированная в джазовом стиле, уже вышла тиражом в один миллион экземпляров.

В 1939-м году Чик Уэбб умер. По единогласному решению Элла Фицджеральд возглавляет его джаз-оркестр. Популярность певицы продолжала расти. Элла сотрудничала и выступала со многими выдающимися людьми, например, Луи Армстронгом, Кауном Бэйси. Ее записи в студии «Верв» считаются самыми успешными в ее карьере, а концертная запись «Мэкки-нож» на концерте в Берлине (когда она забыла слова и придумала собственные) часто приводится в пример как великолепная импровизация.

Всю жизнь Элла оставалась застенчивой, одинокой и замкнутой. В 1971-м году Элла едва не ослепла. До конца жизни она видела всего лишь одним глазом. В 1985-м году из-за проблем с легкими было прервано ее концертное турне. В начала 1990-х она пережила сердечный приступ, а из-за обострения диабета ей ампутировали обе ноги до колена. Первая Леди Джаза умерла 15 июня 1996 года в Беверли Хиллз, штат Калифорния, США.

В одной из очень популярных в свое время песен были слова, которые Элла Фицджеральд исполняла с особым чувством: «Господь все управит, и главное – не сколько ты проживешь, а как…». Эти слова вполне символизируют и жизнь самой певицы.

Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) , известная как «Первая леди джаза» и «Леди Элла» , прошла через нелегкое детство, но это не сломило ее. Напротив, она выбрала карьеру певицы и дебютировала в Театре «Аполло» в 1934 году. Начав с любительских вокальных конкурсов, она сумела добраться до вершины и возглавить список лучших певиц десятилетия. Немалую роль сыграли ее вокальные способности, которыми она была наделена с рождения, поставленная интонация и широкий репертуар песен – благодаря всему этому Фицджеральд была удостоена 13 премий «Грэмми», а продажи ее альбомов достигли 40 миллионов копий.

Элла Фицджеральд стала первой вокалисткой, импровизировавшей голосом

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс. Ее родители Уильям Фицджеральд (William Fitzgerald) и Тэмперанс Уильямс Фицджеральд (Temperance «Tempie» Williams Fitzgerald) жили в гражданском браке. У юной Эллы было трудное детство, отношения между родителями стали еще хуже после ее рождения. Вместе с матерью девочка переехала в Йонкерс, городок в Нью-Йорке, где они жили с маминым новым ухажером Джозефом ДеСилва (Joseph DeSilva). В 1923 году к ним перебралась сводная сестра Фицджеральд Фрэнсис. Ее семья бедствовала, и она устроилась работать на почту. Главной мечтой девушки была стать балериной.

Судьбоносное выступление

После смерти матери в 1932 году Фицджеральд окончательно перебралась жить к тете. Девушка стала пропускать школьные занятия, и ее отправили в специальную школу, но надолго она там не задержалась. В 1934 году Фицджеральд все еще пыталась устроиться в жизни. Укрываясь на улицах города, она подала заявку на участие в вокальном конкурсе в гарлемском театре «Аполло». Тогда она спела песню Judy Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael) и выиграла 25 долларов за призовое первое место.

Это неожиданное выступление в «Аполло» дало мощный старт карьере Фицджеральд. Вскоре она познакомилась с бэнд-лидером и барабанщиком Чиком Уэббом (Chick Webb) и присоединилась к его группе в качестве вокалистки. В 1935 году они вместе записали Love and Kisses и стали регулярно выступать в одном из лучших джаз-клубов Гарлема – Савое (Savoy). Элла Фицджеральд выпустила свой первый сингл A-Tisket, A-Tasket в 1938 году, записанный в соавторстве. Годом позже вышел ее второй хит I Found My Yellow Basket.

«Верховная жрица джаза» ,
Мел Торме (Mel Torme)

«Величайшая певица из всех, кого мне доводилось слышать»,
Перл Бэйли (Pearl Bailey)

«Мужчина, женщина или ребенок – Элла величайшая среди всех» ,
Бинг Кросби (Bing Crosby)

Несмотря на то, что некоторые критики твердили о нехватке глубины в ее голосе наряду с другими блюзовыми исполнителями, Фицджеральд заслужила уважение со стороны многих музыкальных деятелей.

Наряду с работой в оркестре Уэбба, Фицджеральд выступала и записывалась с биг-бэндом Бенни Гудмана (Benny Goodman). У нее также был и собственный сайд-проект с названием Ella Fitzgerald and Her Savoy Eight («Элла Фицджеральд и ее восьмерка из Савоя») . После смерти Чика Уэбба в 1939 году певица взяла на себя руководство бэндом и переименовала его – Ella Fitzgerald and Her Famous Orchestra (Band). Примерно в это же время Элла Фицджеральд вышла замуж за Бена Карнеги (Ben Kornegay), осужденного наркоторговца и мошенника. Они поженились в 1941 году, но их брак вскоре был расторгнут.

Взлет карьеры


Элла Фицджеральд с Дюком Эллингтоном и Бенни Гудманом

Популярность Эллы росла, и она заключила контракт с лейблом Decca Records . В начале 1940-х она записала несколько хитов с группой Ink Spots и Луисом Джорданом (Louis Jordan). В 1942 она сыграла Руби в комедии-вестрене Ride ‘Em Cowboy с Бадом Эбботом (Bud Abbott) и Лу Костелло (Lou Costello). Настоящий подъем ее карьеры пришелся на 1946 год, когда она сотрудничала с Норманном Гранцем (Norman Granz), основателем лейбла Verve Records . В середине 1940-х Гранц запустил серию джазовых концертов в Филармонии с записью живых выступлений великих представителей жанра. Своим менеджером он назначил тогда Эллу.

В эти же годы Фицджеральд гастролировала с бэндом (Dizzy Gillespie) и влюбилась в контрабасиста Рэя Брауна (Ray Brown). Она стала работать над своим вокальным стилем, используя скэт в своих выступлениях. Они поженились в 1947 и усыновили ребенка сводной сестры Фицджеральд, которого назвали Рэй Браун младший. Их брак распался в 1952 году.

1950-60 годы были поистине золотыми для Фицджеральд

Элла Фицджеральд – первая леди джаза

Это было время ее наибольшего коммерческого успеха и одобрительных отзывов со стороны критиков. Тогда же она получила прозвище «Первая леди джаза» за свою популярность и несравненный певческий талант. Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации «скэта», который стал ее фирменной стилем исполнения.

В 1956 году Элла Фицджеральд стала записываться на недавно открывшемся лейбле Verve. На Verve она записала самые популярные свои альбомы, начиная с Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book 1956 года. На самой первой церемонии вручения премии «Грэмми» в 1958 году, Фицджеральд выиграла сразу две статуэтки, и стала первой афро-американкой, заслужившей подобный приз. Награды были за лучшее сольное джазовое исполнение на альбоме альбомах Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book и лучшее женское вокальное исполнение – на Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Song Book .


Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра

Лучшие свои записи Элла Фицджеральд сделала с истинными родственными себе душами – и Каунтом Бэйси (Count Basie). Несколько раз она выступала с . В 1960 году Фицджеральд ворвалась в музыкальные чарты с песней Mack the Knife, которая оставалась неизменным хитом до 1970-х и исполнялась по всему миру. Самым запоминающимся из всех был концерт в Нью-Йорке в 1874 году с участием Фрэнка Синатры и Каунта Бэйси.

Последствия болезни

К началу 1980-х годов у Фицджеральд появились серьезные проблемы со здоровьем. В 1986 году ей сделали операцию на сердце, и она страдала диабетом. Из-за болезни она ослепла, и ей были вынуждены ампутировать обе гони до колена в 1994. Свою последнюю запись она сделала в 1989 году, иее последнее публичное выступление прошло в 1991 в нью-йоркском Карнеги Холле. Элла Фицджеральд умерла 5 июня 1996 года в своем доме в Беверли Хиллс.

Достижения за всю свою музыкальную карьеру:
  • более 200 альбомов
  • более 2000 песен
  • общая сумма всех продаж 40 миллионов долларов,
  • 13 премий «Грэмми»
  • награда NAACP Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP Image Award for Lifetime Achievement)
  • Президентская медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom)

Концерты Эллы Фицджеральд всегда собирали полные клубы

В 2016 году исполняется 20 лет, как певица оставила земной мир. Почтовая служба США к 90-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд выпустила юбилейную марку с ее изображением.

В том же 2007 году вышел трибьют-альбом We All Love Ella: Celebrating the First Lady of Song . В записи золотой джазовой классики великолепной Эллы участвовали Глэдис Найт (Gladys Knight), (Etta James) и Куин Латифа (Queen Latifah).



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка