Открытое занятие муз рук на тему зима. Музыкальное занятие в старшей группе на тему: Зима

Разделы: Работа с дошкольниками

Подготовительная группа

Программное содержание.

1. Закреплять навыки восприятия музыки: узнавать и называть музыкальные произведения, музыкальные инструменты, определять характер музыки.

2. Развивать умение передавать структуру песни (вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение) при помощи моделирования.

3. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно двигаться под музыку, передавая в танцах, играх её настроение.

4. Обогащать и активизировать речь детей музыкальными терминами (соло, ансамбль, вальс).

5. Развивать воображение, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в озвучивании стихотворения музыкальными инструментами.

6. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

7. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи.

8. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

9. Закреплять умение отражать в рисовании впечатления от музыки, поэзии, живописи.

Предварительная работа.

1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.

2. Рассматривание репродукций картин: И.И.Шишкин “Зима”, “Иней”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”; “Зимнее утро”; “Иней”; К.Ф. Юон “Волшебница зима”.

3. Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский “Декабрь”, “Январь”, “Февраль” из цикла “Времена года”; “Зимнее утро” из “Детского альбома”; “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

4. Исполнение танцевальных импровизаций под музыку П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”.

5. Выполнение творческого задания “Придумай мелодию”.

6. Составление рассказов о музыке.

7. Придумывание загадок, составление рассказов о зиме.

8. Рисование красками на тему “Зимние берёзы”.

Материалы для занятия:

Портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди;

Музыкально-дидактические игры: “Инструменты симфонического оркестра”, “Сложи песню” (моделирование); “Соло и ансамбль”;

Музыкальные инструменты;

Репродукции картин: К.Ф.Юон “Волшебница зима”; И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”;

Аудиозаписи, магнитофон;

Веточки, мишура для танцев; акварель, бумага, кисти, вода, восковые мелки, салфетки.

Ход занятия

Дети вбегают в зал под музыку П.И.Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”, встают врассыпную.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о зиме, об этом сказочно-прекрасном времени года. Многие художники, поэты, композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. Мы вспомним стихи, послушаем музыку, рассмотрим картины о зиме.

Музыкально-ритмическая композиция “Зимние узоры”, автор движений Л.А.Кустова.

Входит Зима.

Зима.

Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Я – Зима-метелица,
В гости к вам пришла!

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь
По лесам и полям!

Зима. Петь я люблю, а ещё мне очень нравятся волшебные звуки.

Музыкальный руководитель. Зимушка, ребята приготовили тебе подарок, послушай волшебные звуки.

Озвучивание стихотворения В. Томилина “Зима”.

1 ребёнок.

Вот хозяюшка сама
К нам идёт, идёт Зима. - деревянные ложки с колокольчиками
Разнаряженная, разукрашенная. - подкова с колокольчиками
В ярких звёздочках, серёжках - треугольник
Да в серебряных сапожках!
А сапожки- то скрипят, - хруст целлофана
Косы белые до пят. - металлофон (глиссандо)

2 ребёнок.

Рукавом махнёт налево – - металлофон (глиссандо)
И поляна побелела. – металлофон (лёгкие удары)
Ручкой правою махнёт – - металлофон (глиссандо)
Горы снега возведёт. - металлофон (лёгкие удары)
Чуть притопнет каблучком – - трещотка
Речка кроется ледком. - треугольник
Деревца принарядила, - подкова
Побелила все дома, - целлофан
Ай да Зимушка-зима! - колокольчик

Музыкально-ритмическая композиция “Зима в избушке”, автор движений Л.А.Кустова.

Музыкальный руководитель. Спасибо, Зимушка, ты нас развеселила. Мы знаем, что когда ты приходишь, вся природа преображается. Особенно красивы зимой берёзы.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зима. Вижу свою любимую картину, очень хочется услышать рассказ о ней.

Рассказ ребёнка по картине И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы послушаем музыкальное произведение о тебе, Зимушка. Называется оно “Зима”.

Зима. Ребята, а кто написал эту музыку? (А.Вивальди)

Музыкальный руководитель. Вспомните, какие музыкальные инструменты исполняют это музыкальное произведение (ансамбль скрипок и скрипка-соло).

Давайте поиграем. Возьмите карточки и приготовьтесь к слушанию. Когда будет играть скрипка-соло, покажите красную карточку, когда ансамбль скрипок – синюю карточку.

Слушание: “Зима”, музыка А.Вивальди.

Музыкально-дидактическая игра “Соло и ансамбль”.

Зима. Я – великая волшебница, могу раскрыть вам тайну прекрасных зимних звуков. Сейчас взмахну волшебной палочкой и музыка унесёт вас далеко-далеко… Слушайте!

Слушание: “Вальс снежных хлопьев” , музыка П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель. Как называется эта музыка? (Ответы детей).

Что такое вальс?

Кто написал “Вальс снежных хлопьев”?

Расскажите, какая эта музыка (вьюжная, метельная, снежная, кружащаяся, сверкающая, переливающаяся, изящная, сказочная, загадочная, воздушная, волшебная, то тихая, то громкая).

Какой оркестр исполняет это произведение? (Симфонический оркестр)

Музыкально-дидактическая игра “Инструменты симфонического оркестра”.

Зима. Молодцы, ребята! Про музыку всё знаете. А показать как кружатся снежные хлопья девочки смогут?

Танцевальная импровизация “Вальс снежных хлопьев”, музыка П.И.Чайковского.

1 ребёнок.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2 ребёнок.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Зима. Успокоилась метель, тихо кругом и лишь на ветках деревьев блестит иней.

Попевка “Небо синее”, музыка Е.Тличеевой, слова М.Долинова.

Музыкальный руководитель. А теперь простучим на металлофоне ритм этой попевки, а Лера проиграет мелодию на блок-флейте.

Ритмическое упражнение “Небо синее”.

Зима. Ребята, какую картину можно подобрать к этой песенке? (Игорь Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца”)

Какую цветовую гамму использовал художник для написания этой картины? (Нежные розовые, голубые, сиреневые, жёлтые тона).

Музыкальный руководитель.

Мы любим, Зимушка, тебя,
Твой иней и ледок,
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток!

Песня “Зимние подарки”, музыка и слова С.Насауленко.

Музыкальный руководитель. Зимушка, наши ребята хотят загадать тебе загадку.

Моделирование песни “Зимние подарки” (при помощи геометрических фигур)

Зима. А это что за геометрические фигуры? Не могу догадаться.

(Дети объясняют: вступление, запев, припев, отыгрыш, заключение)

Теперь я загадаю загадку: какая картина походит к содержанию песни “Зимние подарки”? (К.Юон “Волшебница зима”).

Приглашаю всех на танец.

Музыкальный руководитель. Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, композиторы передали в своих произведениях разные напевы зимушки-зимы. А сейчас вы возьмёте краски и нарисуете свою песню о зиме. А потом мы подарим наши работы Зимушке, чтобы у леса на опушке, в своей избушке она долго вспоминала о нашей встрече.

2 занятие – изобразительная деятельность.

Рисование на тему “Зимушка-зима”восковыми мелками и акварелью.

Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Программное содержание:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.

Репродукции картин:

И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима».
Аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А.Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс).
Видеозапись фрагмента из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Снежная буря».

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, компьютер, султанчики (белые и серебристые).

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в видеозаписи.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Воспитатель:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель:

Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

(Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).

Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор. (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т.д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).

А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ответы детей:

Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

Воспитатель:

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («На тройке» П.И. Чайковский).

Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).

Наша зима у художников,музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная. (Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…») Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой! (Дети читают стихотворения А. Блока «Внукам – шалунишкам…, И.Суриков «Вот моя деревня…»)

В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой. (ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Вечор, ты помнишь…»)

А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»

И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве (Ребенок исполняет песню).

А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» (Дуэт исполняет песню).

Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П,И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).

Вам понравилось? Вы обратили внимание: балерины, старались выразить в танце нежный, волшебный характер музыки. Они танцевали грациозно, мягко, очень пластично и изящно. Мы с вами посмотрели, как в балете балерины передают в движении танца образ снега. А теперь я вам предлагаю создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты. Воспитатель хвалит их, восторгается. Входит Волшебница–Зима).

Волшебница–Зима:

Здравствуй, весь народ честной!

Дети:

Здравствуйте!

Волшебница–Зима:

День сегодня непростой
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами
Долго я была хозяйкой.
Теплой белою фуфайкой
Землю – мать укрыть старалась
Вся природа окуналась
В белоснежный мой наряд
Все три месяца подряд.
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
А домой не торопились!
Как могла я вам служила,
Праздник дивный подарила.
С разноцветными огнями,
С елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед
Вслед за мной Весна идет!

Воспитатель:

Зимушка–Зима, хотя твоя пора заканчивается, но мы рады тебя видеть.
Поиграй с нами, повеселись на прощанье. (Проводится игра–хоровод «Зимушка–зима» - 2 раза, Зима хвалит детей).

Воспитатель:

Волшебница–Зима, наши дети знают замечательную песню о зиме, они тебе сейчас ее споют. (Дети поют песню «Русская зима»).

Волшебница–Зима:

Мне очень понравилась ваша песня, но мне к сожалению пора уходить.
А на память о себе я хочу оставить подарки, смотрите балет, слушайте музыку и вспоминайте обо мне. До свидания! (Уходит).

Воспитатель:

Вот и попрощались с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.

Программные задачи занятия: познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, картиной И.И. Шишкина «Зима»,

музыкой А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», Largo, ч. II); способствовать формированию выразительной речи; развивать интерес к пейзажной живописи; содействовать эмоциональному настрою детей в процессе восприятия картины; расширять знания о творчестве А. Вивальди; формировать музыкальное восприятие и развивать способность высказывать словами своё отношение к музыке; воспитывать ценностное отношение к искусству, понимание языка искусства.

Материал и оборудование: репродукция картины русского художника И.И. Шишкина «Зима»; музыкальный центр, аудиозапись музыки А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I и II); краски, кисти, стаканы с водой, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа: разучить с детьми стихотворения Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина о зиме; организовать прослушивание музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года» («Зима», ч. I, Allegro), на прогулках вести наблюдение за приметами зимы; проводить с детьми беседы об изменениях в природе зимой.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал под музыку А. Вивальди «Зима» (ч. I, Allegro).

Музыкальный руководитель (М.р.). Ребята, когда вы заходили в зал, звучала музыка.. Какое музыкальное произведение прозвучало и кто его сочинил? (Ответы детей.)

М.р. Правильно, «Зима», А. Вивальди. Какой музыка была по характеру?

Дети. Тревожная, беспокойная, колючая, взволнованная.

М.р. Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Дети. Бушует вьюга, шумит ветер, метёт снег, снежинки кружатся от ветра.

М.р. Действительно, мы слышим в музыке тревогу и беспокойство. Ветер поднимает снежинки вверх, они кружатся в каком-то фантастическом танце.

Воспитатель (В.). Ребята, а какие приметы зимы мы с вами видели на прогулках?

Дети. Стало холодно, с деревьев слетели листья, выпал снег, лужи покрылись льдом.

В. Послушайте вам стихотворение о зиме и скажите, кто его написал?

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

А.С. Пушкин

Дети. Это стихотворение написал А.С. Пушкин.

В. Какие стихи о зиме вы знаете?

1-й ребёнок.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Ф.И. Тютчев

2-й ребёнок.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

С.А. Есенин

3-й ребёнок.

…Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна…

С.А. Есенин

Дети читают наизусть и другие стихи о зиме. После этого воспитатель задаёт им вопросы.

В. Кто из вас любит зиму и почему? (Ответы детей.)

В. Какими словами можно сказать о зиме?

Дети. Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая.

В. А сейчас давайте посмотрим на картину. Какое название вы можете ей дать?

Дети. «Зимний пейзаж», «Зима», «Природа зимою», «Первый снег».

В. Картина называется «Зима». Написал её выдающийся русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. Ребята, что изображено на этой картине? (Ответы детей.)

Звучит аудиозапись «Зима», ч. II, Largo из цикла «Времена года» А. Вивальди.

М.р. Ребята, под звучание этой музыки послушайте рассказ о картине «Зима».

Зима - настоящая волшебница. Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем. По нему скользят солнечные лучи, осыпая всё холодным блеском алмазных огней. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту темнеет. Это снеговые тучи. В лесу становится более сумрачно, тихо. Вот-вот пойдёт густой снег. Вся земля озарена сияющим мягким светом. Деревья, покрытые «белыми шапками», словно вросли в снег.

Подходит ли музыка, которая сейчас звучит, к содержанию нашей картины и почему?

Дети. Подходит. Музыка нежная, тихая, светлая. Она - как зимний пейзаж на картине.

М.р. Действительно, музыка очень хорошо передаёт содержание картины И.И. Шишкина «Зима». Сегодня мы познакомились с медленной частью музыки А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

В завершение занятия дети выполняют рисунки на зимнюю тематику. Воспитатель благодарит их за творчество.

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе подготовила Г. Савельев

Цель: - развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности,

Показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов;

Упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.

2. Развивающие:

Способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;

Стимулировать желание детей высказываться о музыке;

Развивать звуковысотный слух.

3. Воспитательные:

Обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы;

Воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом, доброжелательности.

Дети заходят в зал.

Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята, (поёт, дети отвечают пением ) Я рада вас видеть. Нашу музыкальную встречу начнём с приветствия.

Валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!».

В этот чудесный день, (одна рука на пояс, затем другая)

Добрый день. (хлопают в ладоши и по коленям)

Дружно здороваться (одна рука на пояс, затем другая)

Нам не лень. (притопывают ногами)

Руки протягивай (одна рука вперёд, затем другая)

Не зевай. (руки протянуты, головой качают вправо-влево)

Песню весёлую (руки перед собой сложены в замок, качают)

Запевай. (хлопают)

А теперь продолжаем петь с ускорением. (Поют ещё раз).

Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Сегодня у нас необычное занятие. А знаете почему? Да потому что зима – необыкновенное время года. (Слад - Зима ).Вот посудите сами. Зима всё вокруг заморозила, льдом сковала, снегом засыпала.… и вся природа вокруг таинственная, сказочная. Зимой у нас на улице очень свежо, морозно. И чтобы не замерзнуть, давайте потанцуем, у вас хорошее настроение, да? (Да!) Приглашаю на весёлую разминку.

Проводится речевая и двигательная разминка «У жирафа», муз. Железновой (дети по показу педагога выполняют движения в соответствии с текстом).

1 слайд. Жираф.

2 слайд. Слон.

3 слайд. Котята.

4 слайд. Зебра.

5 слайд. Жираф.

Муз. руководитель. Очень хорошо. Все согрелись? (Да). Вы любите сказки? (Да). Я тоже. Хотите попасть в зимнюю сказку? (Да) . Чтоб в зимнюю сказку попасть надо нам нарисовать зиму, посмотрите на волшебный экран, он подскажет нам движения («снежинки», «деревья в шапках и шубках», «птички снегири», «облака», «ветерок» - напоминает м.р.движения) , а музыка укажет нам дорогу в сказку… В сказку отправимся тихо-тихо, чтобы её не спугнуть.

Музыкальная танцевальная импровизация под муз. «Пиццикато», муз. А.Делиб.

Муз. руководитель. Какие замечательные дети, вы умеете слушать музыку и откликаться на её характер. Вот мы и в зимней сказке, вы её нарисовали сами. А теперь тихонечко садимся, потому что сказка продолжается:

Зима приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

Фея Зимняя придёт.

Звучит музыка "Танец Феи Драже" П. И. Чайковского. (Мультимедийный проектор).

Вам понравилась музыка?

Скажите, какая музыка по характеру? (Дети по очереди говорят – тихая, нежная, спокойная, ласковая, сказочная, волшебная, снежная)

Можно ли сравнить музыку с зимой, чем они могут быть похожи? (Ответы детей: красивые, сказочные, волшебные, зимние, снежные).

Сколько замечательных слов! (Портрет композитора на слайде ). Не зря русский композитор П. И. Чайковский назвал свою музыку «Танец Феи Драже» – это и есть зимняя сказка снежных хлопьев. Они кружатся, летят и завораживают своим танцем всё вокруг.

Музыкальный руководитель: Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что у вас хорошее настроение. Посмотрите, услышав красивую музыку, в сказке нашей выглянуло зимнее солнышко (слайд грустного солнца ), только оно очень грустное. Почему? (Дети отвечают). Конечно, ему надо добавить лучиков. Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. (Показывает волшебную коробочку ). Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и долгими. (Показывает м.р. голосом). Дети берут бумажный лучик, по очереди поют на слог «ля».

Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».

Музыкальный руководитель. Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее (слайд весёлое солнышко). А сейчас споём все песенку про зимнюю сказку.

«Зимняя сказка», слова: Андрей Усачев, музыка: Александр Пинегин.

Слайд «Зимняя сказка».

Музыкальный руководитель. Петь будем нежно, ласково, тихо, слушайте друг друга и музыку. Замечательная получилась у вас песенка.

Музыкальный руководитель. В нашей зимней сказке живут звуки волшебных музыкальных инструментов, вот они, посмотрите и каждый возьмите себе любой музыкальный инструмент. (Дети выбирают и берут музыкальный инструмент). Я предлагаю всем вместе исполнить зимнюю сказочную музыку весёлым оркестром. Нам нужен главный человек оркестра, как его зовут (дирижёр). Им буду я. Слушаем и смотрим на дирижёра. Играем музыку Б.Сметана «Оркестр».

Оркестр Б.Сметана «Оркестр».

Музыкальный руководитель. Молодцы, у нас получился чудесный зимний оркестр. Вот и рассказали мы свами нашу зимнюю сказку.

А сейчас я предлагаю вам на прощание вместе со мной исполнить весёлый танец «Зима-красавица».

Танец «Зима - красавица», муз. А.Евдотьева.

Музыкальный руководитель . Вам понравилось как вы станцевали? (Да). Молодцы. Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, доброе, хорошее, сказочное) . Давайте вспомним, что нам сегодня помогло попасть в сказку? (Ответы детей). Весёлая разминка, песенка, танец, музыкальные инструменты, одним словом чудесная музыка.

Я желаю вам всем хорошего зимнего настроения, верить в сказку и любить музыку, она помогает делать сказку. А в подарок вам зимние снежинки.

Всего вам доброго! До свидания! (Поёт, дети в ответ поют).

Название: Конспект музыкального занятия «Белая книга зимы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, музыка, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МДОУ №65 «Колосок»
Месторасположение: п. Новосиньково, Дмитровский район, Московская область

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы
«Белая книга зимы»

Цель: Создание условий для музыкально-творческой работы с различными образами, ассоциируемыми с белым цветом. Объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира.

Задачи:

1.Формировать представление детей о цвете, звуке, движении, а также их различных комбинациях.

2. Вызвать эмоциональный отклик на глубокую выразительность белого цвета.

3. Развивать творческое воображение детей.

4.Целостно развивать музыкальность детей через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений.

5. Развивать способность детей к постоянно ассоциативным аналогиям между собственными сенсорными ощущениями (зрительными, слуховыми, тактильными) и звуками; пластическими, графическими образами.

Пособия и материалы: Белая книга с иллюстрациями, бубенчики, хрустальные стаканчики, металлофон, колокольчики, по 2 серебрянных палочки на ребенка, экран, проектор, мольберт, краски, кисточки.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал и встают в круг

Муз.руководитель: Ребята, я вас приветствую в музыкальном зале.

Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие по кругу

Муз.руководитель: А сейчас послушайте загадку:

— Ясная погода, снега кутерьма…Это время года мы зовём..? (зима)

Давайте, вспомним зимние месяцы. (Дети говорят)

Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы с вами поговорим о Зиме.

Посмотрите, какая у меня есть необычная книга, а называется она

«Белая книга зимы». Как вы думаете, о чем в ней можно прочесть?

Про что там написано? (Дети говорят)

А скажите, зима какого цвета? А где еще живет белый цвет? (Дети говорят)

Что это было? Может быть легкий летний ветерок? Вот и первая страница нашей книги открылась.

Давайте попробуем изобразить голосом зимнюю вьюгу? И нарисуем рукой движение вашего голоса. На звук «У» . Сначала девочки, потом мальчики. Ребята, мне что-то стало страшно и холодно. Давайте, откроем другую страницу и посмотрим….. (картинка зимней природы)

Подумайте и скажите. Какими музыкальными инструментами можно озвучить зимнюю природу? Возьмите инструменты, и мы с вами озвучим эту картинку, сыграем музыку зимы.

Музыкальный оркестр «Музыка зимы»

Муз.руководитель: А мы продолжаем листать нашу книгу.

Открываем следующую страницу. (картинка Снежинки)

Что вы видите? Да, снежинки. Они такие красивые и такие все разные.

Я вам предлагаю пофантазировать и изобразить снежинки с помощью вот таких серебряных палочек. Возьмите по две волшебные палочки.

Игра: «Сложи снежинку»

Муз.руководитель: Открываем следующую страницу? (картинка Балерина)

Да, это балерина. А кто из вас когда – нибудь, смотрел балет?

Сейчас мы с вами посмотрим настоящий балет по сказке «Щелкунчик».

А что такое балет? В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец» .

В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет (кордебалет – это когда танцует много танцоров) и оркестр. В основе любого балета лежит какое-либо литературное произведение. В основе балета «Щелкунчик» одноименная сказка писателя Гофмана. Музыку к балету «Щелкунчик» написал известный вам композитор П.И.Чайковский.
А посмотрим мы с вами сцену «Вальс снежных хлопьев».

Видеопросмотр фрагмента балета.

Муз.руководитель: Еще страницу открываем …? (картинка клавиатуры)

Да, это фортепианная клавиатура. А почему она здесь? Да,клавиши тоже белого цвета. И если сыграть все ноты от «До» до «До» , то получится белая гамма. (Поем гамму)

Давайте споем песню, которая так и называется «Белая гамма».

Исполняется песня «Белая гамма».

Муз.руководитель: Перевернем еще одну страничку нашей книги. А тут….

(Картинка «Белый танец»)

Мы видим танцующую пару. Мужчину и женщину. Они танцуют Вальс.

На балах, на вечерах танцев всегда мужчина приглашает даму на танец.

Но если объявляют «Белый танец». То тогда девушка выбирает себе партнера для танца. Поэтому эта картинка в нашей книге. Итак, я объявляю Белый танец! Девочки приглашайте мальчиков.

Исполняется «Вальс»

Муз.руководитель: Осталась лишь одна страничка (белый лист)

Мне жалко бедный белый цвет, его как будто бы и нет.

Вот белый лист передо мной, всем сразу видно – лист пустой.

Что мы можем сделать с этим листом? (Ответы детей)

Конечно, мы можем что-нибудь нарисовать. А сколько у нас нот?

А скажите мне, чего у нас еще есть семь? (семь нот, семь дней недели, семь цветов радуги…..)

Посмотрите, у меня есть большой белый лист и краски семи цветов. Я предлагаю всем вместе этот лист сделать ярким! Вы садитесь на стульчики и по три человека подходите к мольберту и рисуете любым цветом…..

Творческая коллективная работа «Рисуем вместе»

Муз.руководитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)

А эту работу я дарю вам на память…..



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка