Рассказы про музыкантов для детей. Сказка о музыке

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА

В стародавние времена залетел в терем Снежный Вихрь и похитил Настю-Льняную Косу. Запечалился её сын Иванушка, да видит, делать нечего? пошёл искать по свету матушку родную. Побывал молодец в трёх царствах - Медном, Серебряном, Золотом. Исходил поля широкие, горы высокие, леса дремучие. Нигде нет Насти- Льняной Косы.

Поехал Иванушка по морю-океану к острову Буяну, где прятал Снежный Вихрь пленниц. Идёт островом Иванушка, тропой безвестной, и слышит: в камышовых зарослях, в ивняке да в рябиновой чащобе музыка играет. Сделает шаг - барабаны стучат, сделает другой? дудочки поют, побежит бегом - невидимая рука струны ^ребирает. В лопухи свернёт? затихает музыка. На дорогу вернётся? опять ^ребряные звуки услышит. Как подошёл к зелёному пригорку, бубенцы зазвенели, трубы запели, барабаны ударили. Видит Иванушка: сидит, пригорюнившись, на белом камне Настя-Льняная Коса, поёт о своей несчастной доле.

Догадался добрый молодец, что невидимая музыка неспроста звучала - помогала найти ему матушку.

ГУСЛИ-САМОГУДЫ

В древнем Киеве жил славный богатырь Добрыня Никитич. И стар, и мал знали о его подвигах. Избавил он город от Змея Горыныча - чудища о двенадцати головах, освободил из вражеского плена племянницу князя Владимира -Забаву Путятичну, отважно плавал Добрыня по Пучай-реке, в которой первая стру-ечка была ласкова, вторая - быстрым-быстра, третья будто огонь секла. Любил Добрыня показать силу свою могучую и выезжал в поле не ради драки-кровопролития, сколько ради потехи молодецкой.

Любили петь сказители о его вежестве, был Добрыня спокоен, обходителен, начитан, обращаться умел с гостями иноземными, знал игры искусные. Но особенно полюбилось людям, как пел Добрыня о делах ратных под звон гуслей старых.

Весной красной возратился Добрыня Никитич из похода за Пучай - реку. Надел он платье простого молодца, взял гусли яровчатые и пошел на пир к князю Владимиру. Не хотели княжеские слуги пустить в хоромы гостя незваного. Не смутило это гусляра-богатыря и поступил он так: от ворот - приворотничков, от дверей - придворничков их отталкивал.

На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и незавидное, где и света белого не было. .

Как ударил гусляр по струнам, все гости заслушались. Играл Добрыня на разные лады - то по - умильному, печальному, то по - удалому И веселому, так что у всех ноги заходились, в пляс запросились. Послушали гости гуслярный звон, сказали с удивлением:

\"А ведь жили мы, братцы, веки по веку

А такой игры на свете не видано,

Да на белом свете не слыхано...\"

Предложил тогда князь Владимир Добрыне:

\"За твои за игры веселые

Садись-ка с нами за единый стол

Поесть с нами еды Сахарной,

Попить с нами меду сладкого\".

Посадили гусляра на место почетное - в красный угол. И тут только разглядели собравшиеся и догадались, что на пир пришел не безвестный молодец, а могучий богатырь и искусный музыкант Добрыня Никитич.

Славился игрой на гуслях Садко из Новгорода, что на берегах Волхова. Ходил Садко на пиры, на праздники, веселил новгородский люд своей музыкой, любили Садко, много историй рассказывали о нем в народе... Во время одного путешествия попал Садко к водяному царю. Попросил подводный владыка новгородского гостя, чтоб сыграл на гуслях звончатых да потешил бы его царство музыкой.

Заиграл Садко плясовую, пустился царь в пляс со своею свитой да так расплясался, что в синем море вода всколебалася, с песком морским перемешалася: стали корабли разбиваться, тонуть...

Как утихомирить плясуна водяного? Как спасти корабли от гибели? И пришлось Садко оборвать струночки у гуслей любимых. Оборвал гусляр струночки и сказал морскому царю:

\"У меня струночки во гуселъках выдернулись, А шпенички во яровчатых повыломались, А струночек запасных не случилося, А шпенечек не пригодилося...\"

Так и утихло морюшко. Садко жил и на самом деле. И даже церковь в Новгороде построена Сатко Сатнычем. Но помнят его более как Садко - гусляра.

СКОМОРОХИ-МУЗЫКАНТЫ

Пришли однажды скоморохи в дом к крестьянской вдове Нениле и позвали с собой скоморошить сына - Вавилу, сказав, что путь им предстоит долгий и нелегкий:

\"Мы идем на Инишое царство

Переигрывать царя Собаку,

Еще сына его Перегуду,

Еще зятя его Пересвета,

Еще дочь его Перекрасу\".

Нелегко было матери расставаться с сыном, да знала Ненила - охота пуще неволи. И ушел Вавила странствовать со скоморохами. В селах встречные прохожие пугали потешных ребят, говорили, что у царя Собаки двор окружен железным забором - тыном, а на каждом тынке-столбе торчат человечьи головы. Но разве могли потешные ребята-скоморохи испугаться, отступиться? Никого они не боялись, да и помогали им селяне - пахари, и птицы, и животные разные.

Когда злой человек обидел скоморохов недобрым словом, его наказали голуби: прилетели они стаей и склевали у него горох в огороде. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, была награждена за доброту: ее грубые домотканые холсты стали шелковыми и атласными.

Заприметил царь Собака в своем царстве веселых скоморохов. Со всех сто рон к музыкантам приказал своим Слугам открыть на реках запруды-плотины, пустить воду и утопить всех скоморохов. Со всех сторон к музыкантам стала подступать вода. Скоморохи не растерялись.

\"Заиграл Вавила во гудочек

И во звончатый во пвреладец,

А Кузьма с Демьяном приспособил...

И пошли быки тут стадами,

А стадами тут да табунами,

Еще стали воду да упивати,

Еще стала вода да убывати\".

Как ни старался царь Собака погубить пришельцев, ничего у него не вышло: вода не топит, огонь не сжигает. А как пришли скоморохи к царю Собаке в его палаты, как заиграли все в дудки, сопели, ложки, барабаны, гусли, волынки, так и сдохли от злости царь Собака и все его слуги. Досталось Инишое царство гудошни-ку, крестьянскому сыну Вавиле, привез он на новое место свою матушку, что не побоялась отпустить сына в странствие со скоморохами. И поняла Ненила, что ничего нет на свете сильнее, чем скоморошья музыка.

Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери - все слушали волшебную дудочку.

Из-под замшелого пня выползла старая-престарая змея - и ей нравились звуки, что извлекал пастушок из кленовой дудки. Глядел Лель вокруг и радовался - все его слушают. Хозяйки из деревень приносили пастуху-музыканту самые вкусные куски пирога, угощали молоком, малиной, сладкими пряниками и слушали. Матерью Леля была Весна-Лада. Она наградила своего сына даром музыкальным. Слушала Лада, как Лель играл на свирели, собирала на лугах цветы и плела для сына венок. Одевала она венок Лелю на голову, и шел он по весенней земле, поигрывая на своей свирели. Где проходил Лель - между людьми наступали мир, добро и дружеское согласие.

ЗЕЛЕНЫЙ РОЖОК

В одной деревне жил пастух. Он был большой мастер играть на рожке. Слушал деда сам композитор Бородин. Александр Порфирьевич писал тогда оперу \"Князь Игорь\" и специально приезжал в суздальское село Весь послушать здешних рожечников.

Теперь^ когда передают из Большого театра оперу \"Князь Игорь\", можно услышать, как в опере играют рожки. Многие композиторы брали музыку из народной жизни. И сегодня они украшают русскую оперу и балет.

ТРУБЫ БОГАТЫРСКИЕ

Охраняла застава родную землю от внезапного набега вражеских полчищ. Ни конный, ни пеший не мог подойти к заставе незаметно. Рано утром на холм возле заставы поднимался один из богатырей и трубил в медную трубу. Со всех сторон к трубачу летели птицы. Спрашивал богатырь: \"Птицы перелетные, слуги верные, не видали, не слыхали о наших врагах?\". В обед приходил" на холм другой богатырь и играл в серебряную трубу. Ползли на бугор со всех сторон муравьи. Богатырь спрашивал: \"Муравьи-мураши, слуги верные, не видали, не слыхали ли о наших врагах?\". \"Слышим, слышим, - отвечали мураши, - конский топот\". Не спеша точили на заставе сабельки, -готовили колчаны чугунные.

К вечеру поднимался на холмик третий богатырь, трубил в золотую трубу. Бежали со всех ног из темных лесов волки серые, медведи косолапые,зайцы быстроногие. Трубач вопрошал зычным голосом:

\"Звери лесные,ослуги верные, не видали, не слыхали, где наши вороги?\" - \"Коней в реке поят\". Седлали богатыри коней пышногривых, ехали к реке, налетали на ворогов, топтали их силу несметную.

Звук трубы созывал воинов в поход. Под боевой напев трубы сходились богатыри в схватке. Трубы возвещали о возвращении ратников в родные края с победой.

БАЛАЛАЙКА

Созвал царь народ и сказал: \"Кто будет весело играть, тому на радостях много пожалую\". Собрались музыканты. Кто на чем старается. А Иванушка, крестьянский сын, купил себе балалайку и так заиграл - весь народ удивился, в пляс пустился.

И получил лихой балалаечник в награду яблоки молодильные, водицу живую, да полну шапку золота-серебра.

\"Яблочко съешь - век не состаришься, водицы глотнешь - никогда не умрешь...\"

КОЛОКОЛА

Между Москвой и Ярославлем, на большой дороге, на берегу озера Неро, стоит город Ростов Великий. Еще в старину он был \"украсно украшен\" народными мастерами: в озере отражаются стены ростовского Кремля, затейливые терема и палаты, церковные купола и звонницы. \"Сказочный город\", - говорят люди.

В городе все интересно, но самое интересное - колокольные звоны. Ростовские колокола - это древний русский оркестр под открытым небом. Когда колокола поют, люди останавливаются и слушают. Каждый колокол по-своему называется: Большой Сысой, Лебедь, Баран... Самый большой колокол весил две тысячи пудов, и его звон слышен далеко-далеко. И отлил его мастер-умелец Флор Терентьев триста лет назад. О Большом Сысое говорили: \"Рявкнул вол - на семь сел\".

Колокола лили из меди, примешивая олово и серебро. Колоколам приделывали ушки для подвеса, а внутри колокола был \"язык\". К \"языку\" закрепляли веревку, и звонарь, раскачивая \"язык\", ударял им по стенкам колокола.

И колокол звонил.

Искусными музыкантами были звонари. От отца к сыну, от деда к внуку передавалось искусство звонить в колокола. Звонари-мастера вещали о красоте и мудрости народа русского, о его силе и отваге.

В давние времена на Ивановской звоннице в Московском Кремле висел колокол. Когда надо было звонить, то его раскачивали 24 человека. Весил коло кол больше двух тысяч пудов.

Во время одного из пожаров колокол упал. Умелый московский литейщик колокольных дел мастер Чохов отлил новый колокол, и весил он уже более восьми тысяч пудов. Когда звонили в такой колокол, то гул был над столицей неслыханный.

Стоит в Кремле Царь-колокол. Вес свыше 12 тысяч пудов. Отливали его отец и сын Моторины. Колокол был украшен узорами... Вся Москва ходила в Кремль любоваться, как в огромной яме возле церкви Ивана Великого рождается новый богатырь. Но случилось несчастье - страшный пожар. Во время пожара колокол то раскалялся, то охлаждался, на него летели горящие бревна. Свыше ста лет он пролежал в земле, а когда его стали в прошлом веке поднимать из ямы, от него отвалился кусок в 12 тонн весом.

Так Царь-колокол, что стоит теперь в Кремле возле колокольни Ивана Великого, ни разу и не позвонил.

Михаил Александрович Глинка, великий русский композитор, любил слушать колокола и умел на рояле наигрывать звон. А когда он написал свою знаменитую оперу \"Иван Сусанин\", то в хоре \"Славься!\" зазвучал колокольный перезвон во славу русского народа.

Страна музыки

Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

Музыка-волшебница

У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка - наш дом,
В ней - все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».

Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить -
Нас учит музыка любить.

Нас учит вспоминать она,
Что в нашем сердце есть страна,
В которой счастья бьет родник,
Не замирая ни на миг.

Мир в звуках музыки рождался

Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.

Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.

Музыка и душа

Душа без музыки страдает,
Она как будто замирает.
А сердце бьется еле-еле,
Когда душа болеет в теле.

Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рожденья нам,
Чтобы душа не уставала
И телу чахнуть не давала.

Рождение музыки

Люди племени жили в горных пещерах на берегу океана. Они были рыбаками и охотниками. Жизнь в те времена была трудной. Голоса людей были хриплыми, как голоса зверей. От голода и холода люди выли, как волки, а, радуясь, кричали, как обезьяны. Законы племени были жестокими.

Однажды вождь позвал своего младшего сына и сказал ему:

Даже маленькие дети собирают съедобные ракушки, а ты каждый день ходишь к морю, но не приносишь добычи. Помни, сын, что мы выгоняем из племени ненужных людей.

Не трогай мальчика, - попросила мать вождя - самая мудрая женщина. - Он не собирает ракушки, потому что слушает голос моря. Он умеет подражать крикам чаек.

Много сыновей у меня. Все они умелые рыбаки и охотники, но мой младший сын - позор для племени. Если он завтра вернется с пустыми руками, я прогоню его из племени! - грозно ответил вождь.

На следующий день мальчик принес отцу большую красивую ракушку и сказал:

Снова вступилась мать за сына, и тогда вождь повелел мальчику ходить со своим старшим братом в лес на охоту.

Мальчик послушно стал ходить в лес, но, как и прежде, возвращался ни с чем.

Сын, почему ты не охотишься? - рассердился вождь.

Я стараюсь, отец. Но, когда я сижу в засаде, тысячи красивых звуков летают вокруг меня: деревья шумят под ветром, журчит лесной ручей, поют птицы. Я начинаю подпевать им всем и забываю об охоте, - признался мальчик.

Если завтра не принесешь из леса добычу, будешь изгнан, - пообещал вождь.

На следующий день мальчик принес в клетке, сделанной из веток, птичку.

Это птичка поет самую красивую песню в лесу, - объяснил мальчик.

Такой птичкой племени не накормишь, а от ее пения нет пользы. Вон из нашего племени! - закричал на сына вождь.

Мальчик повесил голову и ушел. Он не боялся, что его растерзают дикие звери, потому что умел подражать их голосам. Он не боялся умереть от голода, потому что знал много съедобных трав и ягод, но почему-то ему было грустно.

«Я все равно должен принести в племя прекрасные звуки, которые слышу повсюду. Тогда все увидят, как это красиво, и отец простит меня».

Мальчик сплел крепкую коробочку из коры и собрал туда шепот листвы, но коробочка оказалась пуста. Тогда он слепил из глины сосуд и налил туда журчание ручья. Но вода в сосуде молчала.

Как мне соорать все красивые звуки и подарить их людям?! - заплакал мальчик.

Эти звуки называются музыкой. Я, фея Музыки, помогу тебе подарить их людям. Сделай из ветки дерева дудочку, серединка у нее должны быть пустой, а сбоку - дырочки.

Когда дудочка была готова, мальчик с сомнением спросил:

Музыка всегда летает свободно, но ты с помощью волшебной силы сможешь заставить музыку звучать, - сказала Фея Музыки и объяснила мальчику, как играть на дудочке.

Мальчик пришел в восторг, и вскоре он научился играть на дудочке так красиво, что дикие звери приходили послушать его песенки, а птицы изумленно замолкали на ветках деревьев.

Тогда мальчик вернулся к своему родному племени.

Почему тебя не растерзали дикие звери? - удивленно спросил вождь.

У меня есть музыка. Она сильнее диких зверей, - ответил мальчик.

Потом он поднес к губам дудочку и заиграл веселую песенку.

Дети засмеялись и пустились в пляс, за ними закружились их матери, и даже мужчины не усидели на месте. Они принялись топать ногами и хлопать в ладоши.

Вдруг мальчик заиграл грустную мелодию. Заплакали дети, стали утирать слезы их матери. Многие мужчины невольно вздохнули, а вождь наклонил голову, чтобы никто не заметил слез в его глазах.

Когда мальчик кончил играть, вождь племени сказал:

Ты, мой младший сын, - особенный человек. Я прощаю тебя, потому что ты сумел спрятать в обычной деревяшке звуки, которые заставляют людей смеяться и плакать.

Музыку нельзя спрятать, отец, она летает повсюду. Эту дудочку мне подарила фея Музыки. В ней живет волшебная сила, которая заставляет музыку звучать, - ответил мальчик.

Гаммы

Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.

Гамма - строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют - не беда!

Им не следует лениться.
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»

Зачем нужны гаммы

Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум. Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и в третьем.

Что случилось, кто это там стонет? - заволновались музыкальные инструменты.

Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, - мелодично пропела музыкальная Пьеса. - Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много красивой музыки.

Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, - заметила маленькая Сонатина.

Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.

На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.

Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.

Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.

Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.

Я стал фальшиво звучать, - вздыхал один Этюд.

А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, - сердилась музыкальная Пьеса.

От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, - плакала Сонатина.

Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, - строго сказала Фея Музыки. - Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.

Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! - дружно закричали Пьесы, Этюды и Сонатины.

Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем, ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.

Как песня научила людей радоваться

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью прятались в пещерах и зажигали костры. Люди иногда танцевали вокруг костров под бой барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что они рассказывали об опасностях охоты.

Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет легче, - попросила однажды Земля.

Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов, - ответило Небо, - солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты помоги им вырасти и расцвести.

Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.

Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании и не видят красоты цветов, - вздохнула Земля.

В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость. Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, - задумчиво проговорило Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.

Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.
- Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость! - расстроилось Небо.

Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки. Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту листвы.

Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый ритм.

Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую песню и пустились в пляс.

Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы расцветают, от песни - душа», - говорят старики.

Концерт у нас сегодня в школе,
Поет наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.

Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.

Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!

Дуэт

У нас с сестренкою дуэт,
Она освоила кларнет,
Я барабанщик неплохой,
Концерты мы даем с сестрой.

Произведения свои
На дни рождения семьи
Мы исполнять не устаем,
Грохочет весело наш дом.

Но мама с папой нам твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,

И что пора бы поумнеть -
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.

Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.

Квартет

Я решил создать квартет.
Барабанить будет дед,
Бабушке я ложки дам,
Стану бить в тарелки сам.

Жаль, сестренке только год,
Но зато она поет.
Так поет, что ходуном
Ходит от нее весь дом.

В три часа после обеда
Барабан вручил я деду,
С кухни бабушку позвал
И торжественно сказал:

«Тишина, мы начинаем,
Не кричим и не болтаем.
Сонатина. Автор я.
Исполнители - семья».

дирижер и оркестр

Оркестр - инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.

Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он - дух вливает в оркестрантов,
Он - открыватель их талантов.

Маг-дирижер

На сцене в черном фраке маг,
Он держит палочку как флаг.
Миг тишины, движенье рук,
И тишину прорезал звук.

за ним второй, четвертый, сотый,
Маг занят сказочной работой.
Он заставляет мир звучать,
Вы мага можете узнать?

Да это дирижер, конечно,
Имеет строгую он внешность,
Но посмотрите! Эти руки!
Они как песня, ноты, звуки!

Они как музыки волна,
Как напряженная струна.
Десятки глаз следят за ней,
Нет ничего для них важней.

Дирижерская палочка

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.

«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», - говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.

Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.

Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» - подумал мальчик и попытался открыть крышку.

К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку.
«Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», - с недоумением подумал мальчик.

Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.

«А вдруг это волшебная палочка», - с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».

Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.

В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.

Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.

Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? - испуганно проговорила бабушка.

Бабушка - это, э-то же волшебная палочка, - от волнения Сережа даже стал заикаться.

Ты все-таки доорался до дедушкиной шкатулки, - всплеснула руками бабушка. - Эта дирижерская палочка - единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.

Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! - воскликнул мальчик.

Я знаю, что она волшебная, - спокойно ответила бабушка. - Все дирижерские палочки - волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.

Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:

Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?

Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, - серьезно ответила бабушка.

Симфонический оркестр

Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.

Взмах еще - и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.

Снова взмах - и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.

Взмах рукой - поет валторна,
Взмах - мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.

Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье -
Оркестровое творенье.

Как был создан симфонический оркестр

Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:

Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится, даже человеческий голос.

Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:

Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.

Потом Какофония низко поклонилась роялю:

Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.

Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:

Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.

Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, - прошептала Какофония на ушко гобою.

Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.

Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.

Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.

Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, - зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.

Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, - произнесла фея Музыки.

Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.

Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.

Хорошо, тогда пусть выбирает человек, - решила фея. - Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.

Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.

Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.

Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.

Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.

Если мы будем играть все вместе, получится какофония, - возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.

Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, - успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.

Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! - воскликнул композитор.

Тихо, мои дорогие, - попросила Фея Музыки. - Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.

Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.

Струнно-смычковые - основа нашего оркестра, - объяснил дирижер. - Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.

Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.

Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, - ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.

Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, - велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. - А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.

Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.

Надеюсь, я буду солистом? - робко спросил рояль.

Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, - согласился дирижер. - Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.

Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.

И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, - сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.

Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.

Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и...

Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.

И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.

Марш

«А ну-ка, шагом марш гулять,
Уроки делать марш и спать,
Марш в магазин, марш руки мыть!»
Не устают «марш» говорить.

Намного было б эффективней
И в воспитанье конструктивней,
Чтоб это слово зазвучало,
Чтоб марша музыка играла.

Марш зазвучал - и мы в кровать,
Опять звучит - пора вставать,
Звучит он снова - за диктант,
Марш в воспитании - гигант.

Как это взрослым объяснить,
Как слово звуком заменить?
Намного легче им кричать,
Чем деток маршем усмирять.

кому нужен марш

Больше всего на свете мальчик любил играть в солдатики. У него были и пехотинцы, и конники, и даже солдатики-музыканты. Но однажды мальчик пошел в лес с бабушкой и взял несколько солдатиков с собой. Мальчик вынул солдатиков, чтобы поиграть, когда они с бабушкой присели отдохнуть, но пошел дождь, и пришлось срочно уходить домой. Солдатики снова попали в карман, кроме одного - барабанщика. Он упал на землю и затерялся в густой траве под широким листом лопуха.

Так маленький барабанщик остался в лесу. Лопух защищал солдатика от дождя, и он думал: «Меня здесь оставили, значит, это мой пост». Но прошло много дней и ночей, и солдатик понял, что его забыли.

«Ничего, мы, солдаты, не должны жаловаться. Моему барабану везде найдется применение!» - громко сказал сам себе солдатик и отправился в путешествие по лесу.

«Трам-там-там», - отбивал солдатик марш на своем барабане, шагая по тропинке.

Ой, какая прекрасная ритмичная музыка! - воскликнул голубой мотылек, садясь перед солдатиком на тропинку.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - предложил солдатик.

Мотылек улетел и вскоре вернулся с двумя другими голубыми мотыльками.

«Шагом марш, раз, два три», - скомандовал солдатик, и барабан подхватил его команду: «Трам-там-там».

Мотыльки взлетели и, плавно кружась, разлетелись в разные стороны.

Что вы делаете, это не марш, а вальс какой-то. Вы же совсем не слушаете ритм! - закричал солдатик, но мотыльки, плавно кружась, улетали все дальше и не слышали его.

Понятно, мотылькам не подходит маршевая музыка, но все равно моему барабану найдется применение, - сказал сам себе солдатик.

«Трам-там-там», - пел барабан. «Раз-два-три», - маршировал солдатик.

Из травы выскочил зеленый кузнечик, сел перед солдатиком и произнес:

Недурно играете. Мы, кузнечики, тоже хорошо умеем играть на скрипочках, но у вас прекрасное чувство ритма.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - снова предложил солдатик.

Кузнечик прыгнул в кусты и снова появился с тремя такими же зелеными товарищами.

Солдатик выбил на барабане «трам-там-там» и скомандовал: «Шагом марш, раз, два три». Кузнечики несколько раз подпрыгнули на месте, а потом прыгнули в высокую траву.

Почему вы прыгаете? Это же не гопак! - крикнул солдатик, но кузнечики исчезли.

Видимо, кузнечикам тоже не подходит мой марш, но я найду того, кому он нужен, - упрямо сказал солдатик и снова зашагал вперед.

Вдруг дорогу барабанщику преградила колонна муравьев, которые тащили соломину. Муравьишки еле ползли и обливались потом. Солдатик встал сзади колонны муравьев и заиграл свой марш. «Трам-там-там», - запел барабан. Муравьи выпрямились и стали двигаться быстрее. Вскоре соломина была доставлена к муравейнику.

Чужак, тревога, к нам проник чужак! - забили тревогу охранники, но глава муравьиного отряда, принесшего соломину, остановил их.

Это не чужак, а наш помощник. У него есть волшебный барабан, музыка которого прибавляет сил, помогает идти дружнее и не замечать тяжести груза.

Солдатик тем временем уже шагал вместе с другой колонной муравьев, которые отправились в дальний поход, и звонко отбивал маршевую музыку: «Трам-там-там».

Кай Ольга

Сказка о музыканте


Часть первая


Холодной весенней ночью на дороге было пусто, ветер громко шелестел ветвями деревьев-великанов - сторожей заповедного леса. По обочине шел человек - невысокий, с всклоченными, светлыми с проседью волосами. Он тяжело дышал, потому что большую часть пути бежал, но теперь силы оставили его. Лечь бы среди сухого валежника да передохнуть… но входить в заповедный лес без приглашения опасно, а кто может пригласить, если темнеет, и на дороге - ни души?

О странных обитателях леса ходили разные слухи: один страшнее другого, но с недавних пор эти слухи перестали его пугать. Когда нечего терять - и бояться нечего. А ведь еще так недавно жизнь казалась солнечной и светлой, до того злосчастного дня, когда жену немолодого пекаря увели на допрос, а потом не вернули домой. Кто ж знал, что расписанные яркими цветами и диковинными птицами стены выбеленной хаты вызовут такое неудовольствие властей?

Жена пекаря страдала сердцем и не пережила страшных дней заключения. Известие об этом принесла соседка. Ночью дом с расписными стенами загорелся, а его хозяин исчез, и наутро стража тщетно искала его, расспрашивая всех, живущих на той же улице.

Он ушел, бросив все, но едва вышел за город, понял - идти некуда и незачем. И все же бежал, бежал прочь от своего горя, пока не выбился из сил.


Мужчина смотрел под ноги, а потому заметил преградивших ему дорогу незнакомцев лишь когда едва не наступил на ногу одному из них. Он не стал спрашивать, кто эти люди. Ему сказали: "Пойдем с нами", и пекарь послушно свернул на узкую тропку, ведущую вглубь заповедного леса.


Вскоре кроме скрипа сухих веток под подошвами стал различим еще один звук - странный, и непостижимо знакомый, хотя мужчина был уверен, что никогда не слышал ничего подобного. Что-то пело в лесу - тихо и нежно, плакало без слов, падало и взлетало, и от этого звука внутри все сжималось до боли, мир перед глазами расплывался. Казалось, солнце вдруг выглянуло из-за ветвей, но глаза не видели его - только сердце…

Деревья расступились, и когда первый провожатый отступил в сторону, беглец увидел костер. И рядом с ним - черноволосого мальчишку лет двенадцати. У его губ - маленькая, собственными руками вырезанная сопилка. Встретившись с ним глазами, мальчишка перестал играть. Музыка смолкла, но осталась мелодичная лесная тишина с шелестом ветвей, окликами ночных птиц, потрескиванием костра. И только тогда пекарь заметил еще одного человека. Это была девушка - она сидела, скрестив ноги перед собой и спрятав их под широкой пестрой юбкой. Шоколадного цвета волнистые волосы распущены по плечам. В темноте ее глаза видно плохо, но не оставалось сомнений, что девушка внимательно его разглядывала, а потом поднялась и, подойдя на расстояние одного шага, протянула руку.

Вокруг высокого костра сидели люди - мужчины и женщины, дети и старики. Лес окружал их пушистой стеной. Под деревьями виднелись небольшие рубленые домики и палатки.

Запах мясного бульона разнесся над поселком, собрав у огня многих его жителей. Они переговаривались, кто-то рассказывал новости "из внешнего мира", светловолосый пекарь, с миской в руках, отвечал на осторожные вопросы рыжеусого воеводы и его помощников. Пустота на время ушла из его глаз, сменившись слабым любопытством.

Возле девушки в широкой юбке собралась толпа ребятишек, которые наперебой требовали:

Ния, Ния! Расскажи нам сказку!

Уговаривать долго не пришлось. Ребята расселись - кто-где, но поближе к рассказчице. Ния, укрыв ноги широкой пестрой юбкой, смотрела на огонь, и языки пламени отражались в ее глазах, а желтоватые блики плясали на лице.

Когда-то, очень-очень давно, были такие существа - музы… - Она говорила тихо, словно чтобы заставить прислушиваться, и дети, боясь громко вздохнуть, внимали очередной сказке… или сказанию, потому что часто Ния рассказывала им былины и старинные легенды. - Музы были похожи на людей, только намного красивее и мудрее. Они любили все прекрасное и помогали людям, которые это прекрасное творили. Каждая муза занималась своим - одна танцами, другая - стихосложением, третья музыкой, четвертая еще чем-нибудь… Но пришло время, когда то ли музы забыли о людях, то ли люди перестали слышать их голоса, и тогда песни стали глупыми, стихи - бессмысленными, танцы - неживыми, а музыка перестала быть собой. Случилось это еще до нашего рождения, очень давно, и с тех пор ничего не изменилось. Но музы очень расстроились, увидев, как живут люди без прекрасного, и решили помочь.

Посмотрите на облака! Разве вы не видите? Значит, вы еще не поверили в чудо. Там есть великая, необъятная и волшебная страна Сказка, о которой вы уже слышали. Тот, кто любит наблюдать за облаками, наверняка замечал, как они причудливо меняют свой лик. Они похожи то на принцессу, то на лошадок, то на сапог, а бывает и на вовсе невиданных существ, которые человек может придумать сам. Ну же, посмотрите еще раз. Представьте, что вон то облако – это великан с драконом, а то – злой колдун в старой дырявой шляпе, а это облако действительно похоже на замок. Вот он! Замок Сказки. В нем живет король, который уже много столетий правит волшебной страной. Он прославился не военными подвигами, не коварством, а тем, что был очень добр и лучше всех рассказывал сказки. За это его нарекли королем Сказочным. Он знал очень много легенд и былей, в которых находил мудрость и знание, и очень любил волшебство.
Когда король Сказочный женился, у него родился сын – принц Чудесный, которому он рассказывал эти волшебные истории. А еще он любил их читать своим гостям на балах и праздниках. И всегда, когда он начинал очередную историю, ему подыгрывал музыкант Чародей на своем волшебном инструменте, а король звенел в бубенцы. И, если вы перед сном поверите в сказку и прислушаетесь, то сможете услышать их чарующий звон, а затем послушать дивную историю короля Сказочного.
Дзинь!

Музыкант Чародей

В королевстве Сказка уже должна была наступать весна, но она не приходила, потому что не слышала пения птиц, не видела, как просыпаются травы. Ведь в Сказку любое время года приходило только тогда, когда волшебная музыка разливалась над полями и лесами, над горами и холмами. Но земля по-прежнему спала, окутанная белоснежным пледом, дремала под колыбельную волшебного музыканта. Этот музыкант жил в сказочном замке, его все уважали и любили, не только потому, что он был добр и очень талантлив, но и потому, что его волшебный инструмент зазывал и весну, и лето, и осень, и зиму, и праздники и волшебство. Его волшебный музыкальный инструмент мог превращаться в любой другой, например, в дудочку или скрипку, и играл он только в руках самого талантливого. Но музыкант был уже очень стар, поэтому не мог играть на своем инструменте и решил найти себе ученика и последователя, ведь музыкантов и певцов было очень много в Сказке. По всему королевству глашатаи объявили музыкальный турнир.
- Музыкант получит главный приз лишь в том случае, если под звуки его мелодии в королевском саду расцветет куст сказочной розы. Музыкант не должен применять чары и магию!
Со всей волшебной страны съехались музыканты и певцы, богатые и бедные, талантливые и не очень. Старик искал среди них лишь одного.
Вот и первый участник. Это был пастушок с дудочкой и козочкой, у которой на шее висел колокольчик. Пастушок заиграл, и как будто трели соловьев разлились над садом, а козочка плясала вокруг пастушка, отчего тоненько звенел колокольчик. Всем вокруг стало так хорошо и приятно, даже мягкий свет прыгал вокруг розового куста. Но цветы не распускались, лишь появились зеленые листочки.
Тогда следующий участник, высокий и худощавый, заиграл на флейте. Все было так же, как и с пастушком. А вот третий был богато одет и пришел сюда со своим механическим соловьем. Он заиграл на виолончели, и соловей стал ему подпевать. Сладкие ноты заставили трепетать листочки и сосульки на деревьях, а затем легкий аромат розовых лепестков охватил сад. Людей одолевал сон, когда вдруг кто-то сказал, что это чары. Музыкант нарушил правило, и его прогнали. И было много таких, кто преступал запрет. Тогда на кусте сказочной розы расцветал один цветок, но когда умолкала музыка, он увядал. Это была только магия.
Наконец, осталось всего несколько музыкантов. Один из них, в коричневой конусной шляпе, вынул скрипку и смычок. Он был похож на одного из Чародеев, волшебников, которых люди не очень любили. Он слышал, что толпа просит прогнать его, ведь он из рода колдунов и обладает невероятными способностями мага. Но он их не слушал. Толпа возмущалась, но старик-музыкант велел ему играть, и Чародей коснулся смычком струны. Кусты стряхнули с себя снег. Над замком вдаль понеслась его песня, такая красивая и весенняя, что где-то люди услышали пение птицы, солнце засияло ласковей и стало теплее. Кто-то наслаждался приятными звуками скрипки, а кто-то все еще возмущался, но добро проникало в сердце каждого. И тут, люди увидели, что на кусте сказочной розы появились нежные бутоны. Они становились все больше и раскрывались, очаровывая всех своей красотой. Цветки нежно улыбнулись и вдохнули в себя зимнюю свежесть. Музыкант закончил играть, а розы как будто просили еще побаловать их дивной музыкой.
- Это чары! Колдовство! – кричали люди.
- Нет! – сказал вдруг старик-музыкант. – Этот Чародей смог доказать, что он достоин своей награды. Но я ищу себе ученика, поэтому сейчас мы сможем убедиться настоящий он музыкант или нет. Вот мой волшебный инструмент, который не слушает никаких чар, только сердце человека. Насколько он будет искренен в своей игре, настолько будет талантлив. Он играет лишь в руках того, кто действительно достоин занять мое место. И, если это правда он, то вам придется снять шубы.
Он передал волшебный инструмент Чародею. В его руках оказалась дудочка. Он заиграл на ней так весело и празднично, так легко и с душой, что небо стало яснее, в нем отразились радужные цвета, расцвели подснежники, деревья встрепенулись, запели птицы, снег растаял и побежал быстрыми ручьями. Стало так тепло, что нежные лучи солнца заставили всех снять свои шубы. Его трель вместе с голосами птиц разнеслась над полями и лесами, над горами и холмами. Проснулись звери, бабочки, травы и солнце. В Сказку мчалась весна на звонкую песню волшебного музыканта Чародея.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка