Конспект урока «Безударные гласные в корне слова. Открытый урок "безударные гласные в корне слова"

Тема урока:

«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

    Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

    Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

    Формировать положительную мотивацию обучения.

Проявлять интерес к изучению нового материала.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

    Уметь находить необходимую информацию.

    Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

    Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

    Соотносить учебные действия с изученным правилом.

    Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

    Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

    Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Согласовывать позиции и находить общее решение.

    Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

    Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.

    Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

    Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.

Целеполагание.

Послушайте притчу.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРИТЧА"

притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.

Актуализация знаний

А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.

- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а)

Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки )
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…

В чём особенность этих букв? (пишутся не так, как слышатся)

Тема урока:

- Определите тему нашего урока? (Ответы детей)

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я

Цели урока

Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?

(правильно писать безударные гласные)

А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)

А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?

А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»

Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?

(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.

Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Что нужно развивать? (Ответы детей)

А как вы понимаете значение слова «зоркий» ? (Работа со словарём).

Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий - остроглазый
глазастый

Значение слова Зоркий по словарю Ушакова: ЗОРКИЙ
зоркая, зоркое; зорок, зорка,
Обладающий острым зрением, видящий дальние и мелкие Зоркие || перен.

А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?

Вывод : Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.

1 .1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени форму слова или

подбери однокоренное, чтобы проверяемый

гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и

в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:

В В

. Работа в парах:

Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:

Не одежда красит человека, а добрые дела.

(Возможны другие варианты)

Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.

- Возьмите сигнальный веер.

Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?

В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна

Работа по учебнику.с 99.Упр.153.

Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).

Кто не допустил ни одной ошибки?

У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

Как проверить безударную гласную в корне?

Кого бы вы похвалили?

Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке. (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Домашнее задание. Упр.152,с.99

В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Безударные гласные в корнях слов

Учебное наблюдение

Выделим безударные о в корнях словах хло пки , апло дисменты .

Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о ?

Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки - хлпать.

В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.

Следует запомнить

Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» ()

Лингвистическая задача

Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о . Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а , поскольку проверочное слово опаздывать .

опздать - пздно

опздать - опздывать

Кто же из них прав?

Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о - а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать !

Таким образом, прав был первый ученик: в слове опо здать пишем букву о , потому что проверочное слово по́ здно.

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!

2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.

4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.

5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.

Задание №2

Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.

Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

Класс : 5

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Цели: Личностные :

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Ход урока

1.Орг. момент

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

2.Изучение нового материала

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Снегирь – в словарь

2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1. «Четвертое лишнее»:
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
    Физкультминутка .

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

3.Закрепление изученного материала

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

4.Итог урока

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

5.Оценивание

6.Домашнее задание

Базовый: упр.63 (пункт 1)

Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)


Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе

Тема урока: « Безударные гласные в корне слова».

Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;

Задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;

Развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;

Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;

Способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные:

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя;

Развивать умение анализировать, делать вводы;

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;

Развивать навыки самооценки;

Развивать умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;

Объясняют выбор орфограммы.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.

Оборудование:

Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)

Музыкальное сопровождение

Алгоритм проверки безударной гласной

Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями

«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Прозвенел сейчас звонок

В класс вошли вы на урок.

За окном сейчас прохладно,

Мы работать будем ладно.

Cамое последнее слово - ладно . Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.

(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)

    Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

1. - Откройте тетради, запишите число.

2. - Я вам сейчас загадаю загадки,

А вы постарайтесь найти к ним отгадки!

    Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
    Не нужна и шоколадка.
    Я сушить его могу,
    Получу я курагу.
    Отвечай мне на вопрос.
    Что же это? - …(АБРИКОС )

    Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК )

    Ее всегда в лесу найдешь -
    Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ )

    Наклонилась над водой, ветви опустила.
    Словно девица свои волосы помыла.

Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА )

    Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:
    Летом – зеленые,
    Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ )

Какие это буквы? (гласные)

Как можно назвать их одним словом? («опасные»)

Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными )

Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (тема урока на слайде)

    Минутка чистописания .

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Задание: Определите порядок написания букв и запишите.

Аа Оо Ее Ии Яя

III . Постановка учебной задачи.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, окна – окно

- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а ) Какой – в слове «окно»? (о )

Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой )

- Каким словом является «окно »? (проверочным )

- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово »? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова )

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!

Вывод:

Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать )

    Систематизация и обобщение.

Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».

Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку )

Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы )

Задание 1. (конверт красный)

Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)

Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ Р..КА

Д..РОГА М..РЯ

ГОР..Д Д..МА

В…СЕЛО Н..РА

К..РАНДАШ СН..ГА

(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее )

Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки )

Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).

Физкультминутка

Итак, продолжим нашу работу.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить ).

Как можно проверить безударную гласную?

Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму )

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради ).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ).

3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

КАРАНДАШ

V . Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)

А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

    Котенок сл…зал сметану.

ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ

ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ

    Миша сл…зал с дерева.

Проверка:

Какое слово выбрали?

Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

Какие слова не будут являться проверочными и почему?

Какую безударную гласную выбрали?

Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова ).

    Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Итог урока. Рефлексия.

Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова ).

Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной ).

Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка