Культурная столица Балтии или в Хельсинки за Модильяни! Выставка модильяни в хельсинки.

Ретроспективная выставка итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) откроется в музее Атенеум 28 октября 2016 года. Модильяни, умерший в возрасте всего 35 лет, так и не дожив до мирового признания, сегодня считается одним из наиболее интересных представителей модернизма. Выставка Модильяни в музее Атенеум на данный момент является крупнейшей в странах Северной Европы.

В экспозицию включены 83 картин, скульптур и работ на бумажной основе.

Выставка предлагает возможность познакомиться с разносторонним творчеством Модильяни и его жизнью на Монпарнасе, который в начале XX века был богемным центром Парижа. Наибольшую известность художнику принесли элегантные женские портреты, оказавшие огромное влияние как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Работы Модильяни легко узнаваемы: в портретах часто встречаются миндалевидные глаза, длинные шеи и покатые плечи. На выставке представлены живопись, скульптура и графика.

Харизматичного Модильяни всегда окружали художники, скульпторы, писатели, поэты и композиторы. Так, на жизнь и творчество Модильяни оказали влияние поэт Анна Ахматова , художественный критик Беатрис Гастингс и начинающая художница Жанна Эбютерн. В выставке также представлены работы таких знаменитых друзей Модильяни, как Пабло Пикассо и Константина Бранкузи.

“Основой выставки являются работы Модильяни, приобретенные коллекционером Роже Дютийелем. Дютийель собрал самую обширную коллекцию работ Модильяни, которая сейчас хранится в музее Лилля во Франции”, – рассказывает руководитель выставок Большого Дворца Филипп Платель.

О бурном образе жизни Модильяни написано много. В его творчестве, однако, прослеживается глубокое знание древних и неевропейских художественных традиций. Амбициозный художник стремился создать новую концепцию красоты, которая объединила бы искусство всех эпох и континентов. К моменту своей смерти Модильяни жил практически в нищете, и к тому времени ему удалось провести всего одну нашумевшую персональную выставку. В 2015 году работа Модильяни в жанре ню была продана за рекордную сумму 170 миллионов долларов.

Новые сведения о Модильяни найдены в Атенеуме

В художественной коллекции Атенеума находится единственное живописное полотно Амедео Модильяни – «Портрет художника Леопольда Сюрважа» (1918). В ходе подготовки выставки в музейном архиве было обнаружено письмо Леопольда Сюрважа, отправленное в музей в 1956 году, в котором описана история картины и её владельцев. Переписка была связана с процедурой покупки портрета и включения его в состав коллекции Атенеума в 1955 году. Письмо содержит информацию, важную для международного исследования творчества Модильяни. Леопольд Сюрваж (1879–1968) входил в близкий круг друзей-художников Модильяни.

Главный куратор выставки – Софи Леви , экс-директор Музея изящных искусств Лилля. Ассоциированные кураторы выставки – Жанна- Батильда Лакур и Мари- A мели Сено . Координаторы выставки в Атенеуме – интенданты музея Анна-Мария фон Бонсдорфф и Тимо Хууско .

Выставка подготовлена Объединением национальных музеев (RMN/Гран-Пал) при участии Музея современного искусства метрополии Лилля, ранее она была представлена в Лилле и Будапеште. Выставка Амедео Модильяни открывается в музее при поддержке города Хельсинки.

Частью выставки Амадео Модильяни (28.10.2016–5.2.2017) является студия «Эйфель», в которой проводятся мастер-классы, а также курсы итальянского языка. Закажите экскурсионный пакет для вашей группы!
»








Exhibition Amedeo Modigliani. Photo: Finnish National Gallery / Jenni Nurminen

Выставка искусство

До начала февраля Хельсинки живет под знаком Модильяни. Огромная ретроспектива работ блистательно несчастного итальянца является сегодня главным туристическим аттракционом финской столицы и используется ею по полной, вплоть до кривых зеркал в туалетах знаменитых кафе на Эспланаде, в которых каждый желающий может увидеть себя в "пропорциях портретов Модильяни". Русские туристы, последние два года из-за кризиса сильно сократившие свое присутствие в Финляндии, тоже потянулись на Модильяни. Вместе с наиболее нетерпеливыми в музей "Атенеум" отправилась КИРА ДОЛИНИНА.


Амедео Модильяни (1886-1920) — идеальный художник. Настолько идеальный, что нам кажется, что мы все о нем знаем и добавить в общем-то нечего. Действительно, история о хорошо воспитанном, но безденежном итальянском еврее, болезненном обаятельном красавчике, приехавшем в Париж тогда, когда туда было необходимо приехать (в середине 1900-х), жившем там, где тогда надо было жить (на Монмартре и на Монпарнасе), дружившем с теми, с кем тогда в Париже надо было дружить (с Утрилло, Пикассо, Липшицем, Сутиным, Максом Жакобом, Бранкузи и другими обитателями парижской школы), оплачивающем кров и обеды картинами и рисунками, любимцем самых прекрасных женщин, разошлась по романам, фильмам и слезливым статьям в женских журналах тиражами едва ли не превышающими тиражи репродукций его картин. Красота и нищета, алкоголь и наркотики, любовь и трагическая смерть от туберкулезного менингита в 35 лет, навсегда соединившаяся с самоубийством беременной подруги на следующий день после его смерти,— канонический сюжет истории модернизма, в котором настоящий художник обязательно должен был быть не понят, пьян, болен и беден.

То, что его картины (в большинстве своем — портреты и ню) узнаваемы с первого взгляда и разрабатывают практически один и тот же формальный прием, делает выставки Модильяни непростой затеей. То есть зрители у любой его выставки будут всегда, и их будет много. Но как сделать так, чтобы эти выставки отличались друг от друга?

Рецепты могут быть разными: кто-то сделает акцент на африканском происхождении "модильяниевских" пропорций, кто-то выставит только портреты богемных друзей, кто-то попробует на Модильяни вывести общий рецепт из вообще-то не имевшей никакого общего стиля парижской школы, а кто-то поставит его великие ню рядом с другими великими ню европейской живописи. Кураторы выставки в Хельсинки сделали и то, и другое, и третье. И взяли не столько концепцией, сколько количеством, на котором уж точно можно показать, что такое Модильяни.

83 работы, живопись, скульптура и графика, приехали в Хельсинки из Будапешта, а перед этим экспонировались в Лилле. Большая часть происходит из собрания Музея современного искусства метрополии Лилля, но важнейшие вещи были собраны по всему миру — от Вашингтона до Осаки. Хронологический подход, от раннего к позднему, от скованного псевдоимпрессионизмом к чистейшим линиям, "слепым" глазам, длинным шеям и невероятной теплоте будто бы почти не проработанного тона обнаженного тела. Отдельный зал — скульптура, своя, Бранкузи, Липшица, африканская и античная. С десяток полотен друзей по парижской школе рядом с Модильяни — они тоже кажутся фирменными подписями самих себя — так узнаваемы и отличны от других.

Никакого особого "рассказа" тут нет. Есть череда залов, в которых зритель быстро привыкает к тому, что перед ним Модильяни, и ходит не столько по разным периодам (которых, если честно, у героя выставки почти и нет), сколько по постепенно раскрывающемуся перед ним индивидуальному словарю художника. За почти одинаковыми по композиции и цветовому решению портретами вдруг становится очевидна разница в повороте головы, изгибе той самой фирменной шеи, нескольких пятнах на фоне или одежде. Тут не про нагрузку на мозг, а про чистую радость для глаз. Никто, выйдя из "Атенеума", ничего не добавит к вопросу, к какому именно направлению относится Модильяни. Потому что тут это совсем не важно. Но зато каждый посетитель выйдет в полном ощущении правильно проведенного времени: Модильяни — идеальный модернистский художник не только в биографии, но и в соответствии нашим от него ожиданиям. Мы хотим от этого времени чистой живописи всерьез, и мы ее получаем. К тому же она просто очень хороша.

03.10.2016

Ретроспективная выставка итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) откроется в музее Атенеум 28 октября 2016 года. Модильяни, умерший в возрасте всего 35 лет, так и не дожив до мирового признания, сегодня считается одним из наиболее интересных представителей модернизма. В ближайшее окружение художника входили такие известные люди, как Пабло Пикассо и Анна Ахматова. Выставка Модильяни в музее Атенеум на данный момент является крупнейшей в странах Северной Европы. Выставка предлагает возможность познакомиться с разносторонним творчеством Модильяни и его жизнью на Монпарнасе, который в начале XX века был богемным центром Парижа. Наибольшую известность художнику принесли элегантные женские портреты, оказавшие огромное влияние как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Работы Модильяни легко узнаваемы: в портретах часто встречаются миндалевидные глаза, длинные шеи и покатые плечи. Харизматичного Модильяни всегда окружали художники, скульпторы, писатели, поэты и композиторы. Так, на жизнь и творчество Модильяни оказали влияние поэт Анна Ахматова, художественный критик Беатрис Гастингс и начинающая художница Жанна Эбютерн. В выставке также представлены работы таких знаменитых друзей Модильяни, как Пабло Пикассо и Константина Бранкузи. О бурном образе жизни Модильяни написано много. В его творчестве, однако, прослеживается глубокое знание древних и неевропейских художественных традиций. Амбициозный художник стремился создать новую концепцию красоты, которая объединила бы искусство всех эпох и континентов. К моменту своей смерти Модильяни жил практически в нищете, и к тому времени ему удалось провести всего одну нашумевшую персональную выставку. В 2015 году работа Модильяни в жанре ню была продана за рекордную сумму 170 миллионов долларов. Амедео Модильяни 28.10.2016–5.2.2017

21/12/2016

«Никому в здравом уме не придет в голову приехать в Хельсинки в ноябре. Кроме тебя, бедолаги. Добро пожаловать»! С черным юмором у финнов все в порядке, а на грани дозволенного они поплясали в аэропорту Вантаа, где прибывших гостей встречает вот такая растяжка.


О тветственным за создание нового, всесезонного имиджа Петербурга стоит взять на заметку - поводов пошутить над собой у нашего непредсказуемого на погодные явления города в это время года тоже наберется немало.

Хельсинки кокетничает. Этой темной сырой зимой финская столица одним финтом убрала многие прочие европейские города, где не приходит в голову смеяться над собственными недостатками. В Хельсинки приехал Амадео Модильяни. В таком количестве, что если бы все работы были по отдельности, вам бы целого отпуска не хватило для того, чтобы их увидеть (обычно в мировых музеях представлена одна, максимум две картины). А некоторые не увидели бы ни за какие деньги. Организаторам выставки пришлось в течение двух лет уговаривать владельцев частных коллекций, чтобы отдать свои «длинные шеи» в чужие руки.

Любой, модненько выражаясь, «стартап» должен на первом этапе, чтобы он не стал последним, пробиться через недоверие, непонимание, крючкотворство и просто человеческие инстинкты, которые иногда честнее назвать тупостью. Выставка в Хельсинки состоялась «вопреки», точно так же, как и жил этот бескомпромиссный итальянец. Жил недолго, и так и не успел совершить ни одной сделки наперекор себе. Если ты родился в Ливорно, где на городских стенах можно собрать самую большую коллекцию из «мерда» и «каццо», посвященных политикам и прочим угнетателям человеческой стихии, иначе и нельзя.

Хельсинки нечасто хвалят, особенно русские туристы. И город привык не ждать подарков, а делает их себе сам. К 100-летию Финляндии эксклюзивнее дар, чем выставка Модильяни непроглядной зимой, сложно было придумать. Буквально перед отъездом вывел из равновесия сосед, удивившийся тому, что в «какой-то Хельсинки, а не в нашу роскошную культурную столицу» везут одного из самых эксклюзивных художников за всю историю существования homo sapiens. Я для себя объяснил такую реакцию усталостью на работе и раздраженностью на повседневные хлопоты.

Однако, коллекционеры встречали предложение отдать «свою прелесть» в Хельсинки точно так же. И если финны смеются над собой в собственном же аэропорту, то счастливые (или несчастные) обладатели работ Модильяни поддержали их посыл безо всякого юмора. Кто пойдет на эту выставку в Хельсинки? Зимой? На севере диком?! Главный дирижер последнего фестиваля Сибелиуса в Лахти Дмитрий Слободенюк рассказывал, что музыку Сибелиуса французы встречают холодно. Следовательно, в мире искусства тоже существует определенный «таргетинг». Согласно многим экспертам, Модильяни не подходил Хельсинки в принципе.



Главное обоснование было - в столице Финляндии совсем нет туристов. Но на самом деле, это уже не совсем так. Во-вторых, чтобы без конца не ставить штампы о непроглядном северном декабрьском мраке достаточно один раз увидеть уютную рождественскую подсветку Хельсинки и захотеть стать «бедолагой» еще не раз. В-третьих, сами финны, сражающиеся с зимней тоской с помощью дизайна, острой еды и омеги-3, являются благодарными посетителями выставок и симфонических концертов. Тем более, если речь идет о художнике с противоположным для них темпераментом.

Прожигающие взгляды, дерзость поворотов тела, честность каждого штриха растапливают снег и лед так же, как это делали бы тосканские лучи солнца. Рядом с Модильяни таяла Анна Ахматова - и, кстати, лишь один из 16 рисунков, переданных ей художником, сохранился у нас в стране. Пабло Пикассо - мощнейший талант и не менее сильный предприниматель - купил у Модильяни одну из девушек и, говорят, перед своей смертью произнес его имя. Окажетесь в Хельсинки - поищите, она там. Заодно откроете для себя Модильяни-скульптора.



Какую выставку нельзя сейчас пропустить в Хельсинки

Атенеум - классический музей с огромными возможностями для любого рода выставок, прямо напротив железнодорожного вокзала. Шансы туристов и местных, спешащих по делам, примерно равны. Выставка Модильяни стала главным событием Севера 2016-го, кто бы в чем ни сомневался все эти два года - первые переговоры финны провели еще в 2014-м. И, уверен, не раз впадали в отчаяние, чувствуя себя рыночными шарманщиками, просящими мелочь.

Про выставку, попавшую в Хельсинки транзитом через Будапешт, могли узнать еще футбольные болельщики (те, что причисляют себя к культурным), которые собирались во Францию летом на чемпионат Европы. Интересно, многие бы гости из «городов с наследием» пошли на Модильяни, знай, что он наиболее богато представлен в музее современного искусства в Лилле, точнее, в предместье Вильнев Д’Аск - в шести минутах езды на машине от стадиона «Пьер Моруа», где в нервной и неприятной обстановке сборная России проигрывала Словакии?!

Если пропустили тогда - наверстывайте сейчас. Тем более портреты Модильяни всегда были к нам ближе, чем можно себе представить. Единственная «штатная» единица Атенеума - изображение Леопольда Сюрважа, одного из друзей художника. Родители Сюрважа - из Москвы. Военную службу нес в Лаппеенранте. Портрет Модильяни написал в Ницце. А в 1955-м Сюрваж передал работу Финляндии, и оставил письмо со всей ее историей. Чтобы выставка в Атенеуме обрела мистический ореол, добавим, что письмо это было обнаружено при ее подготовке, в 2016-м году…

Искусство - лучший способ победить в себе одностороннее восприятие окружающей действительности. Выставка Амедео Модильяни в маленькой северной столице - нелогичное решение, доведенное до победного конца. И если будете бродить по Атенеуму и задавать, как и многие, вопрос - почему у героев Модильяни разные глаза, спросите у самого художника, как это сделал Леопольд Сюрваж. «Потому что один глаз смотрит на мир, а другой - внутрь тебя», - ответит вам Амедео Модильяни, сумевший договориться с непроглядным Севером.

P.S. Совет - лучшие кафе и рестораны Хельсинки участвуют в выставке. Изучайте меню на улицах, найдете спецпредложение обедов и ужинов со включенным входным билетом в Атенеум. Хороший шанс попасть в действительно лучшие места!

ранее:

Большая выставка работ итальянского художника Амедео Модильяни (1884–1920) в музее Атенеум в Хельсинки - проект путешествующий. Он уже побывал в Лилле и Будапеште. Его куратор — Софи Леви , экс-директор Музея изящных искусств Лилля, где, благодаря дару коллекционера Роже Дютийеля , хранится немало произведений Модильяни.

В музее же Атенеум, обладающем богатой художественной коллекцией, имеется всего лишь одна работа Амедео Модильяни, и это «Портрет художника Леопольда Сюрважа» 1918 года.

Сюрваж, близкий друг художника, в 1956 году вел переписку с Атенеумом по поводу покупки полотна и включения его в музейное собрание. Одно из писем недавно было обнаружено в архиве.

На выставке собраны восемьдесят три работы Модильяни, среди них живописные полотна, рисунки и произведения скульптуры. Особенную известность мастеру принесли, разумеется, женские портреты. Миндалевидные глаза моделей, длинные шеи, покатые плечи - в этих приемах легко узнается почерк итальянца. Также Модильяни много портретировал окружавших его друзей, Пабло Пикассо и Константина Бранкузи.

«Portrait of the Artist Leopold Survage»
1918
Finnish National Gallery / Ateneum Art Museum
Photo: Finnish National Gallery / Hannu Aaltonen

«Maternity»
1919
Musée national d’art moderne, / Centre de création industrielle, deposited in LaM
Photo: Philip Bernard

«Germaine Survage with Earrings»
1918
Musée des Beaux-Arts, Nancy
Photo: Musée des Beaux-Arts, Nancy / Cliché C. Philippot

«Zborowski with Cane»
1916
Private Collection
Photo Courtesy of Nevill Keating Pictures

«Renee»
1917
Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan
Photo Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan

«Boy in Short Pants»
c. 1918
Dallas Museum of Art
Photo Dallas Museum of Art

«Woman in a Blue Dress, Seated»
1917-19
Moderna Museet, Stockholm
Photo Moderna Museet, Stockholm

«Reclining Nude with Loose Hair»
1917
Osaka City Museum of Modern Art, Japan
Photo Osaka City Museum of Modern Art

«Seated Nude With a Shirt»
1917
LaM, Lille Métropole musée d’art moderne, d’art contemporain et d’art brut, Villeneuve
Photo: Philip Bernard



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка