Отчет по иом ученика начальной школы. Проектирование индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Пояснительная записка

1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ - способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.

Цель ИОМ: индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

    Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом - делением классов на профили.

    Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.

    Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

    осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

    активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

    организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

    предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

    учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

    особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

    возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Предмет_________________________________________

ученика (цы) ______ класса ГКОУ «СОШ№1 г. Карабулак»

на _______/_______ учебный год

п/п

Тема направления занятий

Дата проведения

Кол-во

часов

Результаты

Учитель: ______________/_ __________ /

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

2- е класса

МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.»

Владислава Л.

На 2015-2018 учебный год.

Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: Лаврентьев Владислав Возраст: 8 лет.

Школа: МБОУ СОШ № 1 имени Созонова Ю.Г.

Класс: 2 «Е» класс.

Ф.И.О. родителей: Галина Владимировна Л.

Ф.И.О. классного руководителя: Пневская Лариса Викторовна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед_ Черныш Ольга Васильевна______________________

Педагог-психолог_____ Похальчишина Анна Зиновьевна __________

Социальный педагог_ Солтанова Оксана Александровна _____________

Инструктор ЛФК _ Быкова Светлана Владимировна _______________

Гармоничный психофизический инфантилизм.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика ученика.

Владик Л., 8 лет, ученик второго класса МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г. Рост и физическое развитие соответствует возрасту. Спокойный, неагрессивный, подвижный, вызывает симпатии у одноклассников и окружающих. Сообразительный, ловкий. Равнодушный к урокам, не умеет и не желает заставить себя выполнить необходимое задание. С удовольствием идет в школу только 1 сентября, но вскоре желание ходить в школу пропадает, так как нужно ровно сидеть, напрягать внимание, выполнять неинтересные задания, слушать объяснения учителя. Быстро утомляется, вертится, отвлекает соседей по парте, рассматривает свои вещи, раскрашивает пенал, играет ручкой, пальцами, не смотрит на доску. Может увлечься игрой со школьными принадлежностями так, что не заметит учителя, который уже некоторое время стоит возле его парты. На вопрос «Нравится ли тебе школа? Отвечает утвердительно. Но потом поясняет, что нравятся перемены.

Но тем не менее научился читать, писать, хорошо владеет положенными по программе математическими навыками. Легко улавливает условие задачи. Может решить ее в уме. На уроках русского языка часто занимается посторонними делами, пропускает буквы, не применяет правила, хотя рассказывает их. Не может привести примеры ни на одно правило русского языка. Работоспособность зависит прежде всего от заинтересованности: может хорошо выполнить работу или написать с большим количеством ошибок. Домашние работы выполняет со старшей сестрой. Не проявляет инициативы выполнить домашнюю учебную работу самостоятельно. Не имеет дома обязанностей. Запоминает с урока только с ярким красочным наглядным материалом. К концу второго класса успеваемость была неровной: математика – «4», русский язык - «3», чтение - «4», окружающий мир – «3». На уроках раскрашивает пенал, получая при этом удовольствие и стремясь неосознанно заменить или отложить неприятное дело – выполнение заданий.

Такому ребенку нужно помочь адаптироваться к учебе в школе.

  1. Давать дополнительные, пусть интересные только ему задачи, связанные с красочным и наглядным материалом.
  2. Предложить ему самостоятельно сделать простые наглядные пособия, помогающие закрепить усвоенный материал.
  3. Использовать его инициативу и творческую возможность, чтобы подстегнуть интерес к обучению.
  4. Родителям рекомендуется проявлять большую заинтересованность в успехах в школе.
  5. Приучать его к ответственности за порученные дела в школе и дома.
  6. Объяснять, что может получиться, если все люди начнут делать то, что им больше всего нравится. Показать это на забавных и смешных примерах.
  7. Родителям каждый день учить ребенка отчитываться за прошедший день и выяснять, что хорошего ему удалось сегодня сделать.
  8. Поощрять за хорошие дела и немного журить за плохие.
  9. Натолкнуть ребенка на самостоятельный вывод: что же ему нужно было сделать, чтобы не допустить подобной ситуации вновь.
  10. Не прятать от него любимые игрушки и не запрещать игры, но обязательно договориться о их своевременности.

Для реализации ФГОС начального общего образования большое значение имеет развитие у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Целью индивидуального образовательного маршрута является: совершенствование форм организации образовательного процесса обучения ребенка с ОВЗ, создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

Задачи:

  1. Компенсация трудностей в обучении.
  2. Дальнейшее успешное освоение образовательной программы.
  3. Дифференцированные задания.
  4. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
  5. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
  6. Обеспечить участие в олимпиадах, конкурсах викторинах по различным предметам.
  7. Формировать умение ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность.

Используемые технологии:

  • Отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи.
  • Поиск информации и работа с полученной информацией.
  • Представление результатов выполнения поставленных учебных задач.
  • Включение в дискуссию с использование ИКТ.
  • Самооценка, оценка преподавателей и одноклассников.
  • Самопрезентация (формы представления результатов- участие в олимпиадах, в т.ч. дистанционных, контрольная работа, сообщение по темам и т.д.).
  • Разнотемповое обучение.

Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:

  • Оказание посильной помощи при выполнении ребенком дополнительных заданий.
  • Финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады, викторины, конкурсы.
  • Тесное сотрудничество с учителем, психологом, логопедом.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Дополнительная и опережающая работа на уроках

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Результаты

9.09

Гласные звуки русского языка

Индивидуальные занятия

Усвоил

24.09

Почему после «ж» нужно писать «и»

Внеурочное занятие в групповой форме

Усвоил

12.10

Почему в некоторых случаях мы слышим глухой согласный, а писать нужно звонкий?

Проблемное обучение в группе

Усвоил и объяснил

25.10

За какими буквами прячется «й»?

Подбор слов на данную тему

Усвоил и объяснил

11.11

Какие звуки спрятал «ъ»?

Групповая и индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Усвоил, подобрал слова правильно

23.11

Какие звуки спрятал «ь»?

Индивидуальная форма работы

Подбор слов на данную тему

Подбирает слова, умеет объяснить.

9.12

Групповая и индивидуальная форма работы

21.12

Как дружат паузы и знаки препинания?

Групповая и индивидуальная форма работы

Дифференцированные карточки

Правильно определяет расстановку знаков препинания

15.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Выразительное чтение стихотворений.

27.01

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с деформированным текстом.

Умеет определять границы предложения.

10.02

Фразеологизмы. «Носария».

Групповая и индивидуальная форма работы

25.02

Фразеологизмы. «Животный мир».

Групповая и индивидуальная форма работы

Составление словаря фразеологизмов

Понимает лексическое значение фразеологизмов

6.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Умеет подобрать 1-2 синонима.

18.03

Синонимы, антонимы.

Групповая и индивидуальная форма работы

Работа с текстом: вставить пропущенные синонимы.

Умеет подобрать 1-2 антонима.

4.04

Текст- рассуждение.

Групповая форма работы

Умеет найти текст-рассуждение

11.05

Викторина «Знатоки 2 класса»

Групповая форма работы

Предметные кружки, факультативы

Кол-во часов в неделю_3_

День недели

Время

Кружок

Результаты

Вторник

12:10

Моделирование

Участие в городской выставке «Мастер Золотые руки»

Четверг

12:30

Шахматы

Участие в соревнованиях

Пятница

12:30

Бассейн

Участие в соревнованиях

Внеурочная деятельность

Название занятия, мероприятия

Количество часов

Место проведения

Время занятий

Руководитель

Результаты

«Занимательная грамматика»

12:30

Пневская Л.В

Участие в онлайн-викторине

«Полезные привычки»

МБОУ СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.

12:30

Солтанова О.А

Участие в выставке

Конкурс чтецов

Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования перейти к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуальными образовательными маршрутам.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

    Концептуальный , который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

    Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

    дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

    методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

    возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

    образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

    мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

    постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

    выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

    конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

    оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

    Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

3. активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

    организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

      Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

      предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

      учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

      особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

      варианты расчета учебной нагрузки;

      правила заполнения бланка;

      возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

ученика (цы) _8а_ класса

учитель химии

Цель: ликвидация пробелов по предмету химия

Задания, способы работы

Форма контроля

Отметка о выполнении

Количество вещества

Сформировать знания о количестве вещества; уметь решать задачи с использованием физических величин «количество вещества и молярная масса»;уметь вычислять молярную массу по химическим формулам

Формировать химическое мышление;

Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве;

Формировать умения сбора портфолио

Теоретические: п.22 №1-4,

Работа2 В4

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:


Лист индивидуального маршрута обучения

на __2015_____/___2016____ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Решение трудных задач по химии

Соколова Е.Н.

1полугодие

Соколова Е.Н.

Зам. директора по УВР ______________/__

Ученица 9»В»класса /__________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа ученика

Понедельник, среда, пятница

Игра на инструменте

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Тема

Ключевые понятия

Практическая работа

Уровень сложности

Сроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

Реализуется положительная динамика качества обучения в классе

Повышается уровень предметных и метапредметных результатов

Повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности

Увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.

На мой взгляд обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

    Пропуски занятий по болезни;

    Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

    Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

3.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися .

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса.

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2010

3. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

4.Индивидуальный образовательный маршрут Куприянова Г.В.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

  • в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
  • слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
  • обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
  • обучающиеся с ОВЗ.

Таким образом, такой маршрут может разрабатываться для любого учащегося с разными образовательными возможностями и способностями

Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлениям одновременно

При построении ИОМ учитываются

В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания, карточки, подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и групповой работы, работа с учениками-консультантами (когда сильный ребенок консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более сильного ученика).

Индивидуальные образовательные маршруты, по моему мнению из-за нехватки времени на уроке я реализовываю после уроков во время проведения групповых занятий. Для учащихся с повышенной мотивацией мною разработаны , где приоритетной деятельностью является самостоятельная работа учащихся, а я только координировать эту деятельность. Так, для сильных учащихся класса по геометрии на весь учебный год подобраны и мною распечатаны задания по всем темам, изучаемым в 8 классе из открытого банка заданий ГИА по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведенной тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию.Например, в 7 классе при изучении геометрии провожу дифференцированный контроль знаний. Так учащимся, которым достаточно отметки «3» при подготовке к уроку достаточно знать определения и формулировки теорем без их доказательства, и применять полученные знания при решении несложных задач. Все кто претендуют на отметку «5», учат теоремы вместе с доказательствами и в обязательном порядке доказывают каждую теорему. На уроке опросить каждого сильного ученика по каждой теме нет возможности, поэтому «отчитываться» ребята приходят и до уроков и после, и во время групповых занятий. В свою очередь, это и есть индивидуальный образовательный маршрут. В 5 и 6 классах, где дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах (Мультитест, Мир знаний, Олимпус, Прояви себя), которые проходят с октября по март, такой маршрут предусматривает подготовку детей к этим конкурсам и олимпиадам.

Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую разрабатывали в этом году учителя-предметники, подготовка к олимпиадам в старших классах- это тоже индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

Также составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,
  • исходный уровень знаний учащегося,
  • продолжительность обучения,
  • ожидаемый результат,
  • учебные программы,
  • формы аттестации достижений учащегося.

ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.

И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Проектирование индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

Современная школа -это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования
  • Современная школа -это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования
По данным научных исследований, к моменту
  • По данным научных исследований, к моменту
  • поступления в школу от 20% до 60%
  • первоклассников не достигают необходимого
  • уровня готовности к обучению, вследствие чего
  • возникают различные по характеру трудности
  • освоения чтения, письма, математики.
  • В классе обучаются дети разного уровня развития:
  • по своим способностям,
  • по темпу освоения предметного содержания,
  • мотивам учения и притязания,
  • состоянию здоровья.
  • И они требуют разных подходов к организации их обучения
Возникает проблема: как организовать учебный
  • Возникает проблема: как организовать учебный
  • процесс так, чтобы ориентировать его на
  • индивидуальные возможности и способности
  • каждого ребенка.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
  • 1. Принцип комплексного обследования(изучение
  • уровня развития интеллектуального, творческих
  • способностей, уровни психического и физического
  • развития).
  • 2. Принцип долговременности(обследование не
  • должно быть разовым).
  • 3. Принцип учета потенциальных возможностей
  • ребенка.
Педагогическое проектирование-это новое
  • Педагогическое проектирование-это новое
  • направление педагогической науки, ориентированное на
  • преобразование образовательных и педагогических
  • процессов, результатом которой является
  • дополнительная образовательная программа или
  • индивидуальный образовательный маршрут.
Что такое ИОМ?
  • Индивидуальный образовательный маршрут -это персональный путь реализации личностного потенциала
  • обучающегося в образовании: интеллектуального,
  • эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
  • Они отражают этапы личностного развития учащихся, организуют его в соответствии с его предметной нормой, помогают не «выпадать» из возрастной нормы, включаться в ведущую возрастную деятельность, иметь позитивные
  • сдвиги в психике, в пределах своей индивидуальной
  • нормы реализовать свои резервы.
Основные идеи реализации технологии индивидуального образовательного маршрута
  • 1. Реализация Федерального государственного
  • стандарта образования, формирование
  • ключевых компетентностей учащихся.
  • 2. Индивидуализация процесса образования.
  • 3. Личностный подход.
  • 4. Формирование познавательных интересов и
  • потребностей учащихся.
В документах, посвященных модернизации российского образования,
  • В документах, посвященных модернизации российского образования,
  • ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров
  • образования с получения знаний и абстрактных воспитательных
  • задач -к формированию универсальных способностей личности,
  • основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
  • Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией
  • процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников и в преодолении трудностей в обучении по индивидуальному
  • образовательному маршруту.
Из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:...разнообразие организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Из Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения
  • В основе реализации основной образовательной программы лежит
  • системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • -учет индивидуальных, возрастных, психических и физиологических особенностей обучающихся...
  • -разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося...
Индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо учитывать при проектировании индивидуального образовательного маршрута:
  • 1. Разная степень усвоения предшествующего
  • материала;
  • 2. Индивидуальный темп, скорость продвижения в
  • учении;
  • 3. Различная степень сформированности
  • социальных и познавательных мотивов;
  • 4. Различная степень сформированности учебной
  • деятельности;
  • 5. Индивидуально-психологические особенности
  • учащихся(темперамент, характер, особенности
  • эмоционально-волевой сферы)
Виды ИОМ:
  • Для учащихся с опережающими темпами развития;
  • -для одаренных учащихся
  • Для учащихся с ослабленным здоровьем
  • -для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Виды ИОМ:
  • Долгосрочные(на год
  • или несколько лет)
  • Краткосрочные(на
  • месяц, учебную
  • четверть,)
  • Монопредметные
  • Многопредметные
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
  • 1. Консультация с психологом с целью уточнения
  • трудностей, возникающих у детей по результатам
  • диагностик.
  • 2. Анкетный опрос родителей.
  • 3.Наблюдение за детьми в процессе учебной
  • деятельности, заполнение «Листов наблюдений
  • по выявлению трудностей».
  • 4. Анализ письменных и устных работ учащихся.
  • 5. Анализ журнала успеваемости.
Работа строится на 3 уровнях. Первый уровень -общеклассный
  • Включает в себя:
  • -педагогическую диагностику по выяснению уровня общего развития класса, выявлению типичных ошибок по учебным предметам и введение работы со всем классом по развитию общеучебных навыков по предметам.
  • Результаты диагностик фиксируются в индивидуальных картах изучения личности, на основании которых учитель корректирует свою работу со всем классом на уроке и во внеурочное время.
Второй уровень -уровень групповой работы
  • Выявление групп детей, испытывающих примерно одинаковые трудности(частые пропуски по состоянию здоровья, особенности развития, педагогическая запущенность).
  • На этом уровне можно организовать работу по группам, в парах, как со слабоуспевающими, так и с детьми одаренными
Третий уровень -индивидуальный
  • В каждом классе есть дети, требующие особого подхода, имеющие несвойственные остальным ученикам проблемы и трудности. Учитывая индивидуальные особенности ученика, необходимо
  • привлекать к занятиям в каком-либо кружке,
  • Проводить индивидуальную работу на уроках,
  • Учить организовывать самостоятельную работу дома, на уроке
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту
  • 1. Психолого-педагогическая диагностика.(
  • «Индивидуальные карты изучения личности»)
  • 2. Заполнение «Листа наблюдений по выявлению трудностей» на основании диагностики и наблюдения.
  • 3. Определение содержания развивающей и коррекционной работы и составление «Индивидуального образовательного маршрута»(подбор заданий в урочной деятельности и во внеурочной деятельности-указывается трудность, задания по преодолению трудности, результат действия)
  • 4. Работа по преодолению трудностей в соответствии с«Индивидуальным образовательным маршрутом»
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися 4 «В» класса
  • Программу составил: Федосеева Е.М.
  • учитель начальных классов
  • первой квалификационной категории
  • 2012-2013 год
Цель программы: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
  • Цель программы: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
  • Задачи:
  • - ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
  • - создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
  • - пробуждение природной любознательности;
  • - вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
  • - создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
  • Учащихся:
  • получение знаний за курс 4 класса;
  • выбор форм получения знаний.
  • Родителей:
  • в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
  • Школы:
  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические приемы, методы и средства, используемые при работе:
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
  • 1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
  • 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
  • 3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
  • 4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
  • 5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
  • 6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • 8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
  • 9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • 10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • 11. Постановка наводящих вопросов.
  • 12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
  • 13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
При работе со слабоуспевающими учащимися в урочной деятельности необходимо учитывать следующее:
  • 1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  • 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  • 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  • 4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • 6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • 7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
  • 8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 4 «в» класса
  • _______(ФИ обучающихся) Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4в класса на 2012-2013 учебный год Предмет: русский язык Пробелы в знаниях уч-ся: нахождение грамматической основы предложения, работа над правописанием изученных орфограмм.
  • Сроки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Каждый первый и третий понедельник месяца
  • Работа с тетрадью.
  • Методические пособия.
  • 1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
  • 2. Задания с выбором ответа.
  • 2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».
  • 3. Деформированные задания.
  • 3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.
  • «350 правил и упражнений по русскому языку».
  • 4. Тетради – тренажёры.
  • 4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.
  • «Справочное пособие по русскому языку».
  • 5. «Разрезные» теоремы.
  • 5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».
  • 6. Перфокарты.
  • 6. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ».
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4 в класса на I четверть. Предмет: математика Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений решение уравнений. Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
  • 1.Индивидуальные дополн. занятия.
  • Сроки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Каждый второй и четвертый понедельник месяца
  • 2. Дифференцированные задания.
  • Работа с тетрадью.
  • Методические пособия.
  • 1. Карточки для индивидуальной работы.
  • 1. Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями.
  • 3 класс».
  • 2. Задания с выбором ответа.
  • 2. Герман О. И. «Математика.
  • 3 класс. Карточки заданий».
  • 3. Деформированные задания.
  • 3. Моршнева Л.Г. «Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса».
  • 4. Тетради – тренажёры.
  • 4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».
Кто же ты, педагог?
  • Ты -артист, твои слушатели и зрители не аплодируют тебе.
  • Ты -скульптор, но твой труд никто не видит.
  • Ты -врач, но твои пациенты редко благодарят
  • тебя за лечение и далеко не все хотят лечиться.
  • Где же взять силы для каждодневного вдохновения?
  • Только в себе, только в сознании величия своего дела.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка