Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил. Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин Анализ мужик 2 генералов прокормил

  • А. С. Пушкин «Дубровский» Н. В. Гоголь «Ревизор» И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» , 6.82kb.
  • , 71.33kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», , 16.45kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил , 106.2kb.
  • Тема урока: М. Е. Салтыков Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков , 39.35kb.
  • М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». , 33.98kb.
  • Т
    Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4
    ема урока:
    М.Е.Салтыков- Щедрин.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    (анализ произведения).

    Цели урока:

    • образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    • развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную монологическую речь;
    • воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

    Оборудование: материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, рабочие тетради учащихся по литературе, учебник-хрестоматия по литературе.

    Ход урока:

    1. Организационный момент: проверить готовность класса к уроку, учащиеся проверяют свое рабочее место.
    2. Активизация знаний учащихся. Вступление в тему урока.
    – Правда! Правда, всегда одна! Дважды два четыре и в жизни, и в искусстве. Добро и зло, правда и ложь, верность и предательство и в книге, и в жизни одинаковы. Вспоминая свой жизненный опыт, вы можете привести подтверждением народные изречения: «Слово правды весь мир перевесит»; «За правое дело стой смело»; «Правда глаза колет»; «Все минет, одна правда останется».

    Да-да, правда одна. Но! Правда, одна, но пути к ней разные.

    – Как вы считаете, что это за пути?!

    – А почему на уроке литературы я сегодня заговорила о таком понятии – «правда»?

    1. Сообщение темы урока.
    – Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Чтобы понять М.Е. Салтыкова-Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет, недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения.

    Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы ответить на следующие вопросы:

    Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

    Почему Щедрин смог сказать эту правду?

    1. Анализ произведения:
    а) первичное впечатление;

    – Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным?

    – Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?

    Взаимоотношение власти и народа.

    – Что вы знаете о реформах 1860-х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного права ) С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?

    Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства.

    б) словарная работа;

    – Просмотрите свой текст и назовите элементы русской сказки в тексте (дома подчеркивают карандашом).

    Сказочный зачин: «жили-были два генерала», перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» – из известной русской сказки о Емеле и волшебной щуке; сказочные выражения: «сказано – сделано», «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

    Распечатка выражений:

    • Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны. То в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    • Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
    • Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужчину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
    • Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
    • Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
    + В народных сказках все эти выражения служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. Здесь же они несут иронический смысл, насмешку.

    в) активная беседа, проверка домашнего задания;

    – Какое событие не вписывается в сказочный сюжет?

    Причина, по которой произошло странное событие перемещение на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданное для себя наказаны.

    – Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

    Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

    – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

    Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

    Растерянность, удивление, отчаяние.

    – Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете?

    Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах

    + «дабы все гости получили по куску».

    – Это не пир, это – праздник жизни для избранных.

    Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей.

    – Подтвердите свои высказывания текстом (стр. 239)

    – Попытаемся определить, какой литературный прием использует автор? Откройте рабочие тетради, перечитайте основные приемы в творчестве М.Е.Салыкова- Щедрина.

    Это гротеск.

    – «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

    Гипербола.

    – В чем смысл художественного преувеличения?

    + Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом».

    – «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл!»?

    Мужик, русский мужик.

    – Чем отличается от генералов мужик? Можете зачитать фрагмент текста (стр.242)

    + «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

    – Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются?

    + «Лежебок!»

    – А можно ли предположить, что не только генералы набрасываются на русского мужика, но и автор?! Почему возмущаются генералы нам понятно, а почему автор…?

    Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется.

    – Какие трудовые умения мужика помогают генералам не только выжить на необитаемом острове, но и возвратиться домой?

    + Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

    « … и к вечеру веревочка была готова», – для кого веревочка?! В чем смысл этого момента?

    Автор еще раз подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

    – Определите литературный прием (гипербола). Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.

    – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков – что это за литературный прием?

    Гротеск.

    – Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

    Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

    г) работа в тетрадях;

    – Сформулируйте письменные ответы на вопросы: как М.Е.Салтыков- Щедрин относится к мужику? В чем смысл противопоставления мужика и генералов?

    – Вновь обращаемся к монографии Алексея Сергеевича Бушмина: « Щедрин был великим народолюбцем. Он любил народ без слепого преклонения перед ним, так как понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны ее…». Двустороннее отношение к народу – любящее и критическое.

    – Показать, что мужик беден во всех отношениях и прежде всего беден сознанием.

    д) сжатый пересказ развязки «Повести…»;

    – Развязка, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужик!»

    1. Домашнее задание:
    – А что бы случилось с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? (высказывают свои мнения)

    Ответ на этот вопрос мы можете найти в сказке «Дикий помещик».

    1. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и учащихся.
    – Вернемся к началу нашего урока и посмотрим на вопросы:
    • Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?
    • Почему Щедрин смог сказать эту правду?
    + М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

    Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

    В-третьих, кто не работает, тот ест.

    В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом, поэтому и живет плохо.

    – Это правда? Да, это все правда. А почему автор смог сказать эту правду?

    Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена несправедлива.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин

    Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880— 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

    2) Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » относится к жанру сатирической литературной сказки.

    Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они —- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

    «Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

    3) Характеристика героев сказки.

    Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в казначейство и сколько тут денег загребли».

    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

    Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

    Образ мужика.
    Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
    Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «...начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

    4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

    Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.
    Сатирические приемы, которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:
    Гротеск — предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
    Сарказм — едкое выражение насмешки.
    Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.
    Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
    Гипербола — сильное преувеличение.
    Фантастика — способ изображения действительности в нереальном виде.
    Ирония — способ выражения насмешки.

    Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

    • Категория: Анализ произведения

    1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.

    Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сати­рического творчества. Его обращение к сказочному жанру обу­словлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась осо­бая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фан­тастическое и реальное, комическое сочегаегся с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное ис­кусство эзопова языка.

    2) Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отно­сится к жанру сатирической литературной сказки.

    Литературная сказка - эпическое повествование, преимуще­ственно прозаического характера, с установкой на вымысел; от­ражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и показывает осо­бенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они - яв­ления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с ка­кими другими известными литературными и фольклорными сказками.

    «Сказка, - писал Гоголь, - может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они на­писаны настоящим народным языком - простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народ­ной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, форми­ровалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фанта­стика, образность народной речи, приём зоологических упо­доблений.

    3) Характеристика героев сказки.

    Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евгра- фович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков- Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать се­вера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не на­шли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог по­думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?» - вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образов генералов важны художественные детали, которые также имеют гротеск­ный характер. Например, единственным предметом, напоми­нающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, - всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, - заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи гос­под появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, кото­рым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! - небось и ухом не ведёшь, что туг два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, бе­лыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернув­шись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в ка­значейство и сколько тут денег загребли».

    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

    Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомыс­ленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ни­чего не знают и не понимают)

    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на не­обитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что чело­веческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт»)

    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

    Как повёл себя мужик, увидев генералов? (начал им прислу­живать)

    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (му­жик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку

    водки да пятак серебра»)

    Образ мужика. Само появление в сказке мужика фанта­стично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под го­лову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Му­жичину интересует, довольны ли господа генералы его усер­дием. Герой даже сам плетёт для себя верёвку, которой его по­том генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою гене­ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведе­ние мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иро­низирует над мужиком, называя его то «мужичиной- лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются аб­сурдными: «...начал мужик на бобах разводить, как бы ему сво­их генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жалова­ли и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о ге­рое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

    4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым- Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е.Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различ­ные сатирические приёмы: гротеск, ирония, фантастика, аллего­рия, сарказм - для характеристики изображаемых героев и опи­сания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, гам родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных ру­башках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин вы­смеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к ко­фею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных жи­вотных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатириче­ские приёмы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Вы­смеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да нака­пливаются».

    Сатира - вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

    Сатирические приёмы, которые используются М.Е. Салтыко­вым-Щедриным в своей сказке:

    Гротеск - предельное преувеличение, основанное на не­обычном сочетании фантастического и реального.

    Сарказм - едкое выражение насмешки.

    Эзопов язык - особый язык, иносказание, с помощью кото­рого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

    Аллегория - иносказательное изображение предмета с це­лью выявить наиболее существенные черты. Гипербола - сильное преувеличение. Фантастика - способ изображения действительности в нере­альном виде.

    Ирония - способ выражения насмешки. - Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

    Основными героями сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» являются, как это ни удивительно, один крестьянин и два генерала.

    Оба генерала являются бывшими чиновниками, которые всю свою жизнь посвятили работе в регистратуре, и, следовательно, ничего в этой жизни не умели и не понимали. Генералы живут в Петербурге, оба являются чиновниками 4-го класса, имеют отличную пенсию и ни в чем не нуждаются.

    Генералы – необразованные, глупые люди, они абсолютно неприспособленные к жизни. Они не читали книг, у них маленький словарный запас, и они даже не подозревают, откуда берется еда на их столах.

    В какой-то момент генералы оказываются на необитаемом острове. Вокруг ни души, а кушать генералом хочется. Вдруг они находят крестьянина, и заставляют его работать на них. Крестьянин, будучи покорным и забитым человеком, полностью подчиняется изуверам. Он не способен дать отпор своим новым хозяевам.

    Генералы отдохнули, генералы наелись, генералам стало скучно, и они решают вернуться в родные дома. Они заставляют крестьянина построить маленький кораблик, и все вместе плывут домой. Разумеется, генералы и не думают помочь своему «слуге», они лишь едят селедку, которую он ловит, и ругают его за тунеядство. Мол, вот ведь глупый и ленивый мужик, не может даже ветер успокоить.

    В конце концов, наши герои все-таки приплыли в Петербург. И тут читатель может подумать, что генералы вновь показали себя плохими людьми и не отблагодарили крестьянина за свое спасение. Но нет – они отправили ему аж рюмку водки. И целых пять копеек! Веселись, мол, мужик!

    Этой сказкой Салтыков-Щедрин хотел показать всю мерзость российского общества того времени. Генералы, будучи людьми темными, невежественными, ни к чему неспособными, находят себе простого мужика и делают из него своего холопа. А мужик, в свою очередь, будучи человеком робким, не может сказать нет злым генералам. Хотя именно они находятся в зависимости от крестьянина, и никак не наоборот.

    Описание героев

    Несколько интересных сочинений

    • Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

      Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.

    • Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история

      В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга.

    • Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.

    • Твір роздум Справжній друг

      Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

    • Сочинение по картине Васнецова Царевна-несмеяна

      Российский живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину «Несмеяна-Царевна» в период с 1916 по 1926 год. Некоторые критики высказывают мнение, что полотно отражает положение России в то время.

    какая главная мысль произведения салтыкова - щедрина - повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил? и получил лучший ответ

    Ответ от Кк пке [новичек]












    Ответ от Лёша Авсецин [новичек]
    1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
    3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
    4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
    5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
    6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
    7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
    8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
    9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
    10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
    11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
    12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить


    Ответ от Никита Богатов [новичек]
    о том что генералы бездельники и все


    Ответ от Ѝдуард Алексеенко [эксперт]
    Их несколько:
    1.Генералы без мыла везде пролезут
    2.Генералам наглости не занимать
    3.Генералы жируют за счёт народа
    4.Если ты не генерал, то это хреново.
    ..Эх, как хорошо быть генералом...


    Ответ от Anna Simonyan [новичек]
    Спасибо большое


    Ответ от Алена Кузнецова [новичек]
    1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
    3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
    4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
    5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
    6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
    7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
    8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
    9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
    10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
    11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
    12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка