Факультативные занятия и спецкурсы по литературе в школе. Возможности факультативных занятий по литературе Факультативный курс по литературе

ПРОГРАММА

Факультативного курса

«Творческая работа выпускника». 11 класс.

Пояснительная записка

1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.

«Дрофа». 2007 г.

Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Цель факультативного курса:

Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.

Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Задачи факультатива:

Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;

Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  7. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
  2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  3. Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.

Специальные умения и навыки:

  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

Календарно-тематическое планирование

I четверть(9 ч.)

Тема

План

Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения.

Особенность анализа лирического произведения.

1 час.

Виды сочинений:

а) отзыв;

б) рецензия;

В) эссе.

Композиция сочинения:

а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б) особенности основной части;

б) заключение и его связь со вступлением.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;

1 час.

Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

1 час.

Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

1час.

Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

1 час.

Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

1 час

Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

1час

Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?»

1 час

Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения.

1час

II четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция.

1час

Практика

Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

1час

Теория

Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

1час

Теория

Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате.

1час

Практика

Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

1час

Практика

« Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения.

1час

Практика

«Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

1час

Практика

«Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

1час

III четверть(10 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Аргументы из литературных произведений.

1 час

Практика

Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

1 час

Практика

«Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

1 час

Практика

Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

1 час

Теория

Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского).

1 час

Практика

Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

1 час

Практика

Добро и зло в романах М.Булгакова.

1 час

Практика

«Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

1 час

Практика

Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

1 час

Практика

«Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина.

1 час

IV четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Учимся редактировать сочинение.

1 час

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

1 час

Практика

Обзорные темы.

1час

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

1 час

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы.

1 час

Практика

1 час

Практика

Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

1 час

Практика

«Вечные темы» в литературе.

1 час

Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
  • подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
  • самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

Список литературы

1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.

5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.

6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.

  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

Анна ШИПКОВА,
п. Хасан,
Приморский край

«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе

Пояснительная записка

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

  1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
  3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

Выразительное чтение текста;

Комментирование текста;

Сравнительный анализ текста;

Фольклорные праздники;

Театрализованное представление текста;

Иллюстрирование;

Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:
  • Введение (1 ч),
  • детский фольклор (2 ч),
  • загадки (1 ч),
  • пословицы и поговорки (1 ч),
  • народные сказки (3 ч),
  • фольклорный театр (1 ч),
  • былины (4 ч),
  • суеверные рассказы (1 ч),
  • предания и легенды (1 ч),
  • сказы Бажова (1 ч),
  • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
  • народные заговоры (1 ч),
  • фольклор и русская литература (4 ч),
  • анекдот (1 ч),
  • фольклорные праздники (3 ч),
  • итоговое занятие (1 ч).
Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс

«школа-гимназия» №3

Красноперекопского городского совета

Республика Крым

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор КУВК№3

(34 часа,1 час в неделю)

Составитель УЛИЦКАЯ НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА,

учитель высшей квалификационной категории

Программа разработана на основе Программы элективных курсов. Литература.классы. – М.: Дрофа,2009

г. Красноперекопск,2014

Пояснительная записка

Программа факультатива «Литературное слово» предназначена для обучения учащихся 10,11-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа факультатива ключает в себя:

· требования к уровню освоения содержания курса;

· формы контроля по освоению факультативного курса;

· учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя);

· алгоритм анализа поэтического текста (лексико-семантический; лингвостилистический; анализ стихотворения в контексте творчества автора, в контексте национального литературного процесса, в контексте мирового литературного процесса).

Цель факультатива:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи факультатива:

· формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

· формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

· развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

· развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

· формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

· развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультатив «Литературное слово» посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому чтению и письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Факультатив ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полно интерпретировать художественный текст и поддерживать их интерес к этому виду деятельности . Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультатив будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе.

Предполагаемые результаты обучения : факультатив закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом , комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Формы работы

На занятиях данного факультатива предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие. Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый учащийся может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Календарно – тематическое планирование

Факультатив «Литературное слово»

(34 часа,1 час в неделю)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

Прим.

Художественное произведение - особый, законченный мир

Лекция

Интерпретация текста. Восприятие, толкование, оценка.

Алгоритм анализа поэтического текста.

Лексико-семантический анализ.

Лингвостилистический анализ.

Анализ стихотворения в контексте

· национального литературного процесса;

· мирового литературного процесса.

Лекция

Семинар-практикум

Ключевые образы стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов.

Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

Погружение в текст

Словесное рисование

Творческое письмо

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

Стилистические и риторические фигуры речи.

Лекция с элементами практикума

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста.

Семинар-практикум

Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста.

Семинар-практикум

Учимся видеть сравнения.

Способы выражения сравнения.

Диалог с текстом

Олицетворения.

Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками)

Творческая мастерская

Творческое письмо

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации.

Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

Творческая работа "Звуковые узоры" (анализ художественных произведений с точки зрения фоносемантики, рифмы, размера).

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Творческое письмо

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

Цветовой эксперимент
Погружение в текст

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха.

Дискуссия

Особенности художественного мира поэта.

Диалог с текстом
(урок-размышление)

Творческая мастерская.

Зачет.

Защита проекта.

Защита проекта.

Зачётная (письменная) работа

Творческий или исследователь-ский проект

Анализ работы факультатива

за уч. год

Итоговое занятие

Формы контроля по освоению факультатива

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

· текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

· промежуточный (проводится в форме лабораторной или творческой работы);

· итоговый (проводится в форме зачетной письменной работы или защиты проекта.

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

1. Дата написания стихотворения.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание.

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

9. Преобладание личных и общественных интонаций.

10. Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

1. по сходству;

2. по контрасту;

3. по смежности;

4. по ассоциации;

5. по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория , символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

2. стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Учебно-методическое обеспечение факультатива

Литература для учащихся

1. , Хренова, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс . - М.: Просвещение, 1995.

2. , и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса . - М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

6. Шапиро понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

1. Альбеткова художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. .- М.: Просвещение, 1987.

4. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иртовская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника литературы»

5 – 7 класс

2013/2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Интерес к урокам за страницами учебника (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Сказки народов мира.

3.С.Г.Писахов. Сказки

4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.

5.А.Платонов «Волшебное кольцо»

6. Басни русских и зарубежных писателей

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».

8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

10. А.И.Куприн «Белый пудель» «Чудесный доктор»

11. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

12. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

13. В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

14.Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

15.К.Симонов «Сын артиллериста»

16.Тэффи «Где-то в тылу»

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

1.Устное народное творчество. Северные былины. Северные сказаители и собиратели былин.

2.»Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

3.Древнерусская литература. «Моление Даниила Заточника», «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

4.М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

5.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

6.Б.В.Шергин «Для увеселения»

7.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

8.Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

9. А.Каверин «Два капитана»

10. А.Беляев «Человек-амфибия»

11.Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка», «Потомок Джима»

12.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

13.Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

14.В.Железников «Чучело»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность (мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «За страницами учебника литературы»

Классы 5 - 7

Учитель Буркова С.В.

Количество часов

Всего -34 часа в каждом классе; в неделю 1 час в каждом классе.

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

5 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки.

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

4.Сказки народов мира. Сказывание сказок. Конкурс на лучшего сказителя.

С.Г.Писахов

1. Кто такой Степан Писахов? (знакомство с биографией и творчеством писателя)

2-3.Сказки С.Г.Писахова («Морожены песни», «Северное сияние», «Налим Малиныч» и др.)

4. Языковое своеобразие сказок (гипербола, олицетворение, метафоры, эпитеты, диалектизмы и др.)

Басня

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

Литературные сказки

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.Сказочные элементы в поэме А.С.Пушкина

4.Герои поэмы «Руслан и Людмила»

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

Н.В.Гоголь

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2. Образ паночки

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н.Толстой

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.И.Куприн. Рассказы

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

П.П.Бажов. Сказы

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

2.П.П.Бажов «Горный мастер»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

С.Я.Маршак

1.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2.Добро и зло в пьесе С.Я.Маршака

Рассказы В.П.Астафьева

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

2. В.П.Астафьев «Белогрудка»

3.Рассказы В.П.Астафьева о животных

Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

К.Симонов «Сын артиллериста»

Тэффи «Где-то в тылу»

Итого:

6 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Гомер

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

4.А.С.Пушкин роман «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

2. Характеристика образов в повести

3.Языковые особенности повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

2. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

А.С.Грин

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

2.Образы Ассоль и Лонгрена

3.Ассоль и Грей

Л.Н.Андреев

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович

1. К.М.Станюкович «Максимка»

2. К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин

1.М.М.Пришвин «Море»

А.А.Лиханов

1.Знакомство с писателенм А.А.Лихановым

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

3.Тема военного детства в повести А.А.Лиханова

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

М.Сааведра «Дон Кихот»

О.Генри

1.О.Генри «Вождь краснокожих»

2.Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Итого:

7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Древнерусская литература.

1. «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

М.Ю.Лермонтов

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

И.С.Тургенев

1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

Е.С.Коковин

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

А.Каверин

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

А.Беляев

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

Б.Васильев

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

Р.Фраерман

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

В.Железников

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

Итого:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.

    Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.

    Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.

    Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка