Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие») Цель

Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие»

по произведению Б. Васильева

Цель:

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

    прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.

Задачи:

    расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;

    воспитание уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к песням военных лет;

    формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.

Оборудование: выставка книг, аудиозаписи песен о войне, фильм “А зори здесь тихие”, на столе в вазах цветы, свечи, костюмы для инсценировок (гимнастерки, пилотки, сапоги, брюки, юбки, бинокли), палатка, гармонь, изображение костра.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия

    Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”.

ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки):

70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.

Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти 30 лет назад. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала – прослушаем диалог писателя с журналистом.

    Диалог писателя с журналистом

ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:

ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.

ЖУРНАЛИСТ . Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?

ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго, но увидел и пережил многое.

Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”

ЖУРНАЛИСТ . Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.

ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.

ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?

ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.

Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.

ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который многие из вас уже посмотрели.

    Сценка из произведения Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие”

Экспозиция

Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары, проклятые, донимают, но жизнь все едино райская. Старик, давай цыгань отпуск и рви к нам.

Тут полное обезмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!

Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей.

Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал.

Вчера не успел дописать: кончаю утром. Здесь оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.

А зори – то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые – чистые, как слезы…”.

Сценка (развитие действия)

Слышится музыка природы, поют соловьи (звучит фонограмма). Выходят шесть девушек и старшина Васков.

Васков: Раз, два… левой, левой!

Отделение, стой! Раз, два. Направо!

(выходит чуть вперед и встает перед девушками)

(сдает рапорт)

Кирьянова: Товарищ старшина, 1-ое отделение 3-его взвода 5-ой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Васков: Вольно! По порядку рассчитайтесь.

1: Рита Осянина

2: Женя Комелькова

3: Лиза Бричкина

4: Галя Четвертак

5: Соня Гурвич

Васков: Отделение, вольно! Разойдись! 30 минут на отдых. Так, нашли, значит, непьющих… Из расположения без моего разрешения ни ногой…

Рита: Даже за ягодами?

Васков: Ягод еще нет.

Комелькова:

А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, отощаем.

Лиза: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно русалка.

(Женя расчесывает волосы)

Галя: Женька, с тебя только скульптуру лепить!

Соня: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.

Кирьянова: Нет, несчастная, ты баба, такую фигуру в обмундирование паковать – это же сдохнуть можно.

Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник? Как же ты смогла?

Женя: А вот смогла. Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?!

Галя: На сцену бы тебе… такая баба пропадает!

Девушки рассаживаются. Вместе поют песню:

«Синенький скромный платочек» (Фонограмма)

Васков: Вот и зажили мы…

Рита: (вбегает) Товарищ старшина! Немцы в лесу!

Васков: Так, откуда известно?

Рита: Сама видела. Двое с автоматами.

Васков: Команду – в ружье: боевая тревога!

Все девушки встали в строй

Васков: Отряд, равняйсь, смирно!

Нечего сказать, строй – у одной волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Кто немецкий знает?

Соня: Я знаю.

Васков: Что такое “я”? Докладывать надо!

Соня: Боец Гурвич!

Васков: Как там по-ихнему: “Руки вверх”?

Соня: Хенде Хох!

Васков: Точно! Так, идем на двое суток. Взять сухой паек, патронов 5 обойм, обуться по-человечески, в порядок себя привести. Слушайте боевой приказ! Я решил встретить врага на основной позиции. Противник силою до 2-х фрицев движется в район Вопь-озера. Боевые действия начинать строго по моей команде.

Разойтись по позициям!

(звучит фонограмма. Музыка природы с чириканьем сороки )

Рита: Птицы кричат!

Васков: Сороки-белобоки. Значит, идет кто-то. Не иначе гости.

Рита: Ой, товарищ старшина – 3, 5, 8, 10, 16!

Васков: Вижу!

Рита: Если б только знали – 6 против 16.

Лиза: Значит, мне сейчас идти?

Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. Сообщи нашим.

Лиза убегает. (стреляет пулеметная очередь) (1 фон)

Ой, закурить бы, да кисет где-то оставил…

Побежала. (стреляет пулеметная очередь. 2 фон)

Соня: Я принесу!

Васков: Куда, боец Гурвич? Назад.

Галя: А-а-а! я им сейчас покажу. Не выдержала, побежала. (3 фон)

Васков и Женя несут раненую Риту

Васков: Тряпки давай, быстрее.

Женя: Да нету у меня… Как тебя угораздило.

Васков: Ах, ты, черт (Рвет на себе рубашку) . Ничего, Рита, кишки целые… заживет… (перевязывает рану)

Рита: Немцы, немцы где? Иди же туда, Женька… Там…

Женька посмотрела на Риту, взяла автомат и ушла. Стреляет ее автомат, уводя фашистов. Фонограмма пулеметной очереди фашистов

Рита: Болит?

Васков: Здесь у меня болит (ткнул в грудь) . Положил я вас всех, всех шестерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Рита: Ну, война же?

Васков: А потом, когда мир будет? Что ответить, если спросят: “Что же ты, Васков, мам наших от пуль не уберег?”

Рита: Но ведь мы Родину защищали…

Васков: Ох, Рита, ты пока полежи, я схожу, погляжу вокруг.

Вот, возьми, там 2 патрона осталось.

Рита: Просьбу мою последнюю выполнишь?

Васков: Нет!

Рита: Я все равно умру, ты это знаешь, только намучаюсь.

Васков: Брось, Рита, я пойду погляжу…

Только сделал несколько шагов, Рита выстрелила в висок

Васков: Все погибли. Один я остался… 6 девчонок против 16.

А тишина здесь стояла такая… А зори здесь были тихими – тихими…

(пение птиц)

Ведущий: Но чтобы зори были тихие, пели птицы и люди радовались жизни, уходили на смерть юноши и девушки, отдавали свои жизни во имя грядущих поколений. И мы не вправе забывать об этом.

ЧТЕЦ .

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

ВЕДУЩИЙ. Эти слова принадлежат поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной.

ВЕДУЩИЙ. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки -–зенитные, связи, ночных бомбардировщиков (“Внимание! В небе ночные ведьмы!”), не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. В трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев.

Б. ВАСИЛЬЕВ ПИСАЛ: ”Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий.

ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?

(Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул,: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?

(Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

Финал. Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”

А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу.

Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев.

Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Анализ рассказа Чехова Черный монах

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

  • Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

    Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

    Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

    В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

    События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

    Пять разных характеров: анализ

    "А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

    Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

    Дальнейшее развитие событий

    Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

    Смерть героинь

    Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

    Старшина Васков

    Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

    Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

    Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

    Заключение

    Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

    ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

    1.Вступление.

    Отражение событий военных лет в литературе.

    2. Основная часть.

    2.1 Изображение войны в повести.

    2.2 Галерея женских образов.

    2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

    2.4 Образ врага в повести.

    3. Заключение.

    Истинный патриотизм.

    Я только раз видала рукопашный.

    Раз — наяву. И тысячу — во сне.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне.

    Ю.В. Друнина

    Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

    количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

    Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

    Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

    Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

    Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

    О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

    Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

    девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

    исключения» её послали в зенитную часть.

    Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

    старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

    Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

    Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

    изображение врагов было характерно для ранних произведений о войне. Читатель не испытывает к ним ни жалости, ни сочувствия. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие … » мы не найдем описания сражений, не познакомимся с образами выдающихся военачальников, не встретим описания пафосного самопожертвования во имя Родины. Это повесть о другом подвиге, оставшемся неизвестным широкой общественности, не отмеченном высокими наградами. Это подвиг прекрасных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь будущих поколений.



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка