Композиторы Кубани. Плотниченко Григорий Максимович

Нетребко Анна Юрьевна
Нетребко Анна Юрьевна, российская оперная певица, сопрано, родилась 18 сентября 1971 г. в Краснодаре. Училась в Санкт – Петербургской консерватории. В 1993г. победила в конкурсе им. М.И. Глинки и приглашена в Мариинский театр. В 1995 дебютировала в Сан- Франциско (США)- роль Людмилы («Руслан и Людмила»). Широкую известность получила при исполнении роли Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Сивильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как исполнительница русских оперных партий. Уникальный голос, мировое признание, лауреат самых различных конкурсов. В 2003 вышел первый студийный альбом Анны Нетребко и стал самым популярным альбомов академической музыки.
В августе 2010 А. Нетребко исполнила с Филиппом Киркоровым песню «Голос» в своем новом творчестве –стиль кроссовер. Снималась в американском фильме «Дневники принцессы» в роли самой себя.
С 2006г. Нетребко А.Ю. гражданка Австрии, живет в Вене, сохранила гражданство РФ.
Герой труда Кубани. Народный артист России.

Захарченко Виктор Гаврилович
Захарченко Виктор Гаврилович, народный артист России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор, художественный руководитель и главный дирижёр, композитор, общественный деятель, родился в 22 марта 1938 в станице Дядьковской, Кореновского района, Краснодарского края. С детства мечтал стать музыкантом, окончил Краснодарское музыкально – педагогическое училище в 1960г. и Новосибирскую государственную консерваторию в 1967г.
В 1974г. возглавил Кубанский казачий хор, его талант, энергия и преданность казачьему краю не только возродили хор, но сделали его известным в России и во всём мире. Мощь казачьего духа, патриотизм, любовь к краю и России, монолитно слиты в песнях и плясках коллектива. Впечатление от выступления Кубанского казачьего хора остается на всю жизнь.
Всю жизнь Захарченко Виктор Гаврилович посвятил возрождению народного творчества, исследованию народной песни. Он автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработанных народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни.
За заслуги перед Россией и Кубанью, за возрождение народного искусства Захарченко В. Г. награждался наградами Российской Федерации – 4 Ордена, Беларуси, Украины, Болгарии, Вьетнама, наградами общественных организаций, казачьих обществ России, ведомственными наградами - ФСБ, МВД, церковными орденами.
Захарченко В.Г. – Герой труда Кубани. Почетный гражданин города Краснодар.

Образцов Константин Николаевич
Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Занимался миссионерской деятельностью на Кавказе. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны.
Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ли наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном.
Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.

Музыковед, композитор, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960) и теорети-ко-композиторский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1967, руководитель Б.А. Сосновцев); аспирантуру Российской государ-ственной академии музыки им. Гнесиных (1975, руководитель А.Г. Чугаев).

Трудовую деятельность начал учителем пения в одной из краснодарских школ (1960-1961). В годы обучения в консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин этой же консерватории (1965-1967), преподавателем Сара-товского театрального училища (1966-1967). С 1967 по 2017 – преподаватель, старший преподаватель (1968), доцент (1983), заведующий кафедрой теории и истории музыки (1985-1986), декан музыкально-педагогического факультета (1986-1992), профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Красно-дарского государственного института культуры.

На съездах Союза композиторов СССР и РСФСР избирался членом ревизионной комиссии и членом правления Союза. С 1984 по 1998 возглавлял Краснодарскую организацию Союза композиторов России (председатель правления). С 1994 по 1996 – руководитель объединения композиторских организаций «Юг России».

Участвовал в работе съездов, творческих пленумов, конференций и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Суздале, Талине, Варшаве и др. Председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» (1993, 1994, 1995), участник организованного СК России музыкального передвижничества (Всероссийского фестиваля) «Панорама музыки Рос-сии».

На протяжении многих лет активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, выступая на сценах концертных организаций Краснодара и других го-родов Кубани. Автор и ведущий большого количества музыкальных передач краевого радио и телевидения.

Автор книг и многочисленных статей в центральной и региональной печати, посвященных творчеству русских (в том числе кубанских) композиторов, кубанскому песенному фольклору, проблемам развития отечественной музыкальной культуры.

Кандидат искусствоведения (1978). Диссертация «О драматургических принци-пах творчества Родиона Щедрина».

Член Союза композиторов России (1974).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992).

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1995).

Профессор (1993).

  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского и независимой премии им. народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.
  • Почетный профессор Краснодарского государственного института культуры (2016).
  • Почетный деятель Союза композиторов России (1996).

Основные произведения В.Г. Комиссинского:

  • Симфония с хором в 4-х частях.
  • Концертино для фортепиано и струнного орк. (2005).
  • Казачьи вечерние песни. Кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ан-самбля деревянных духовых и ударных инструментов (1998).

Изданные сочинения:

  • 1. Песни моей матери: вокал. цикл для голоса и ф.-п. Слова народные. – М.: Композитор, 1996.
  • 2. Служба царская: вокал. цикл для низкого женского голоса и флейты. Слова народные. – Краснодар: Эоловы струны, 2001.
  • 3. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; клавир. – Краснодар: Кубан-ский народный хор, 2001.
  • 4. Симфония с хором, в 4-х частях; клавир. – Краснодар: Эоловы струны, 2002, 61 с.
  • 5. Десять романтических пьес для ф.-п. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 47 с.
  • 6. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; партитура. – Краснодар: Про-свещение-ЮГ, 2008.

Музыковедческие работы В.Г. Комиссинского
Отдельные издания

  • 1. Музыка и человек. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1970. 25 с.
  • 2. Музыка наших дней. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1972. 42 с.
  • 3. Родина, революция, Ленин в произведениях Родиона Щедрина. (В помощь лекторам). – Краснодар, 1977. 29 с.
  • 4. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина; ред. и вступит. ст. М.Е. Тараканова. – М.: Сов. композитор, 1978. 191 с.
  • 5. Композиторы и музыковеды Кубани: биографический и библиографический справочник. – М.: «Биоинформсервис», 1998. 120 с.
  • 6. Государственный академический Кубанский казачий хор. – Краснодар: Ку-банский казачий хор, 2000 (на рус. и англ. яз.).
  • 7. Музыка, творчество, жизнь. Статьи, материалы, документы; ред.-сост. Л.В. Комиссинская. – Краснодар: Эоловы струны, 2007. 245 с.
  • 8. 70 лет Краснодарской государственной филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. – Краснодар: «Кубань-книга», 2009. 50 с.
  • 9. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер»: монография. – Крас-нодар: КГУКИ, 2012. 150 с.

Статьи в книгах, сборниках и журналах

  • 1. Песни моей матери // Кругозор. 1970. № 6. С. 12.
  • 2. В поисках главной песни // Кубань. 1973. № 4. С. 104.
  • 3. Встречи с песней // Музыкал. жизнь. 1975. № 17. С. 7.
  • 4. «Поэтория» Родиона Щедрина. Новые издания // Музыкал. жизнь. 1976. № 5. С. 24.
  • 5. Встречи с песней // Кубань. 1976. № 11.
  • 6. Эпическая песнь Ленину // Сов. музыка. 1980. № 4. С. 4.
  • 7. Народные песни Кубани // Мелодия. 1984. № 4.
  • 8. Певец берез российских // Григорий Пономаренко и его песни. – М.: Музыка, 1987.
  • 9. [Юрий Александрович Симакин] // Симакин Ю.А. «Тихая моя Родина»: напе-вы и наигрыши для ф.-п. – Краснодар: [Краснодар. орг-ия СК России], 1992. С. III.
  • 10. Каплан Туко // Петрусенко И.А. Каплан Туко. – Майкоп, 1992.
  • 11. Первый Карачаево-Черкесский (балет М. Кочкарова «Айтуган – дочь Кар-чи») // Юго-Полис. 1994. № 2.
  • 12. Проблема контраста в теории и практике музыкального искусства // Акту-альные проблемы музыкального образования. – Краснодар: КГАК, 1994.
  • 13. Мелодии родной земли // Туко К. Мир вам, люди. – Майкоп, 1994.
  • 14. Последние свидетели (Симфония-реквием В.Магдалица). – Краснодар: ТО «Премьера», 1995.
  • 15. Российский Орфей (памяти Григория Пономаренко) // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 2-3.
  • 16. Краснодарская хоровая капелла мальчиков // Поет Краснодарская капелла мальчиков. – М.: Композитор, 1999.
  • 17. На пути к песенному театру // Кубанские частушки, припевки, страдания, за-стольные песни; запись и подг. текста И.Н. Бойко. – Краснодар. Фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа, 2002.
  • 18. «Ты Кубань, ты наша Родина» // Гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина». Музыка народная, слова К. Образцова. Переложение для духового ор-кестра, 4-х хоров и ф.-п. В. Спиридонова. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  • 19. Музыка родного края // Донченко Ю. Музыка родного края: избранные транскрипции для духового оркестра на темы песен композиторов Кубани. – Красно-дар: Эоловы струны, 2002.
  • 20. Все остается людям. Воспоминания о Г.М. Плотниченко // Наш современник Григорий Плотниченко; сост. Н. Магдалиц. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 21. Блестящее начало перемен. Свою оценку переменам, преобразившим музы-кальный театр Кубани, дают люди искусства // Кубан. новости. 2003. 22 февр.
  • 22. «Сказ о Кубани» И.М. Косяка // Косяк И. Сказ о Кубани: увертюра для ор-кестра русских народных инструментов; партитура. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 23. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер» // Григорий Понома-ренко: творчество и судьба (к 90-летию со дня рождения) : сб. статей. – Краснодар: КГУКИ, 2010. С. 5-65.

Статьи в периодической печати

  • 1. Покоривший всех // Заря молодежи (Саратов). 1964. 3 апр.
  • 2. «Двенадцать» // Заря молодежи (Саратов). 1964. 8 апр.
  • 3. Встретились два хора // Коммунист (Саратов). 1965. 11 марта.
  • 4. Играют молодые пианисты // Коммунист (Саратов). 1965. 29 окт.
  • 5. За тремя веками // Черноморская здравница. 1967. 31 янв.
  • 6. Веселое представление // Сов. Кубань. 1969. 2 окт.
  • 7. Яркий талант // Сов. Кубань. 1969. 7 окт.
  • 8. Звучал Шопен // Комсомолец Кубани. 1970. 18 апр.
  • 9. Подлинная народность // Сов. Кубань. 1974. 5 апр.
  • 10. Песни Виктора Пономарева // Сов. Кубань. 1974. 14 авг.
  • 11. В поиске // Комсомолец Кубани. 1974. 15 авг.
  • 12. Многоцветье кубанской песни // Комсомолец Кубани. 1975. 23 сент.
  • 13. Вдохновение и мастерство // Комсомолец Кубани. 1975. 2 дек.
  • 14. Поиски и свершения. К итогам Третьего пленума Краснодарской компози-торской организации // Сов. Кубань. 1977. 30 апр.
  • 15. Гости из Новосибирска // Комсомолец Кубани. 1977. 28 дек.
  • 16. Авторский вечер Александра Дудника // Сов. Кубань. 1978. 18 апр.
  • 17. «Русской музыки оркестр» // Сов. Кубань. 1978. 27 сент.
  • 18. Поют студенты // Комсомолец Кубани. 1978. 12 окт.
  • 19. В поисках своего зрителя // Комсомолец Кубани. 1978. 28 нояб.
  • 20. Необычный концерт // Комсомолец Кубани. 1979. 16 янв.
  • 21. Преданность музыке // Сов. Кубань. 1979. 3 апр.
  • 22. Пусть всегда будет музыка. Четвертый пленум композиторов Кубани // Ком-сомолец Кубани. 1981. 15 апр.
  • 23. Кто звонче? // Комсомолец Кубани. 1983. 6 апр.
  • 24. Песни мужества // Комсомолец Кубани. 1985. 16 апр.
  • 25. Все остается людям // Комсомолец Кубани. 1985. 22 мая.
  • 26. У песни – удивительная сила. Имя в искусстве // Комсомолец Кубани. 1985. 13 авг.
  • 27. Озарение красотой // Комсомолец Кубани. 1985. 19 окт.
  • 28. Музыка – это о главном, глубоком и сокровенном; беседу вела Т. Василев-ская // Комсомолец Кубани. 1985. 19 нояб.
  • 29. Песня людям труда // Комсомолец Кубани. 1986. № 141.
  • 30. Играет Игорь Юницкий // Комсомолец Кубани. 1987. 1-7 янв.
  • 31. Призвание – вдохновение // Комсомолец Кубани. 1989. № 239.
  • 32. Заиграй, Пономаренко // Сов. Кубань. 1989. 2 сент.
  • 33. Музыка Веры, Добра и Надежды // Сов. Кубань. 1991. 13 февр.
  • 34. О Каплане Туко и его музыке // Сов. Адыгея. 1993. № 23.
  • 35. «Эоловы струны». Юбилейный фестиваль симфонической и камерной музы-ки // Вольная Кубань. 1993. № 108. 8 июня.
  • 36. Два балета в театре «Премьера» // Сов. Адыгея. 1994. 11 янв.
  • 37. Русская духовная музыка // Вольная Кубань. 1994. 20 мая.
  • 38. Рождение песни // Вольная Кубань. 1995. 17 янв.
  • 39. Мятежная душа музыки. Третий Всероссиский фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» в Краснодаре // Краснодар. известия. 1995. № 208.
  • 40. Из рода русских звонарей. Григорий Пономаренко // Кубан. новости. 1996. 2 февр.
  • 41. Творческий союз – единое культурное пространство страны. Проблемы му-зыкальной культуры // Кубан. новости. 1996. № 30.
  • 42. И невозможное возможно. Краснодарской композиторской организации ис-полняется тридцать лет // Кубан. новости. 1996. 31 мая.
  • 43. О Г.Ф. Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 44. Кладовая памяти // Краснодар. известия. 1996. № 202.
  • 45. Город богатеет балетом // Краснодар. известия. 1996. № 234.
  • 46. Чем вам памятен 1996 год? // Кубан. новости. 1997. № 1.
  • 47. Жизнь в танце. Творческий портрет Николая Кубаря // Кубан. новости. 1997. № 218.
  • 48. Все остается людям // Вольная Кубань. 1997. 26 дек.
  • 49. Последний классик русской музыки. [Ушел из жизни Георгий Свиридов] // Вольная Кубань. 1998. 10 янв.
  • 50. Шедевры мировой классики // Кубан. новости. 1999. № 46.
  • 51. Хоровых дел мастер. Творческий портрет Вячеслава Яковлева // Кубан. но-вости. 2000. 11 февр.
  • 52. Звучащая летопись Кубанского казачьего хора // Кубан. новости. 2000. № 17.
  • 53. Звездный час Виктора Захарченко // Кубан. новости. 2000. № 96.
  • 54. Он сочинял музыку, как дышал – широко и привольно // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 55. Дом, где музы служат людям // Вольная Кубань. 2009. 20-22 мая; 26 мая.
  • 56. Любовь Вероники // Вольная Кубань. 2009. 26 нояб.

Выступления по Краснодарскому краевому телевидению (выборочно)

  • 1968 «Во весь голос». Оратория Георгия Свиридова.
  • Беседы у рояля. Композитор Родион Щедрин.
  • 1969 «Песни моей матери». Кубанский песенный фольклор.
  • Беседы у рояля: Дмитрий Шостакович; Микаэл Таривердиев; Кара Караев.
  • Музыканты нашего города: Алла Третьякова; Игорь Булахов и Михаил Ескин; В. Крадин; Композитор А. Гандельсман [Журбин]; Композитор Татьяна Васильева; Эмилия Серебренникова.
  • Диалог о песне. Беседа с композитором В.Д. Пономаревым.
  • Искусство Зары Долухановой.
  • Баян и песня.
  • 1971 Оратория Р. Щедрина «Ленин в сердце народном».
  • Орнамент. Играют В. Михайлов и А. Ломаев.
  • Музыка в моей жизни. Николай Кириченко.
  • У нас в гостях. Хор мальчиков «Тополек».
  • 1972 А.Н. Срябин – 100 лет со дня рождения.
  • Поговорим о музыке.
  • Песня – душа народа.
  • 1973 Встреча с композитором Павлом Черноиваненко.
  • Музыканты нашего города: Наталья Коробейникова; Играет ансамбль русских народных инструментов «Сувенир»; Таисия Дробова; Виктор Пономарев.
  • Киномузыка Микаэла Таривердиева.
  • Беседы у рояля. Арам Хачатурян.
  • 1974 Оркестр русских народных инструментов Краснодарского института культуры.
  • Беседы у рояля: Сергей Рахманинов; И.С. Бах.
  • Композитор Александр Дудник.
  • 1975 Оркестр русских народных инструментов п/у Александра Дудника.
  • Встреча с В.Д. Пономаревым.
  • Последние сочинения Д.Д. Шостаковича.
  • Беседы у рояля. Играет Лидия Марченко.
  • Встреча с Кубанским казачьим хором.
  • Композиторы Кубани.
  • 1977 Музыканты нашего города: Виталий Кеворков; Александр Дудник.
  • К итогам Третьего пленума композиторов Кубани.
  • Фестиваль художественного творчества.
  • Играет оркестр п/у Игоря Булахова.
  • Русские народные музыкальные инструменты: Балалайка; Домра; Играет Борис Тропицын.
  • Композиторы Кубани Октябрю.
  • 1978 Русские народные музыкальные инструменты. Баян.
  • Играет Наталья Коробейникова.
  • У нас в гостях. Русский оркестр.
  • 1979 Музыка Мендельсона.
  • 1983 Григорий Пономаренко.
  • 1985 Беседа с поэтом Виталием Бакалдиным.
  • 1986 Григорий Пономаренко. Все остается людям.
  • 1987 Молодые Композиторы Кубани.
  • Отрадненские частушки.
  • Мы вас приглашаем! Музыкально-педагогический факультет.
  • Авторский концерт Владимира Магдалица.
  • Четвертый пленум композиторов Кубани.
  • 1991 Открытие Центра песни Григория Пономаренко.
  • 1992 Встреча. Интервью В.Г. Комиссинского по проблемам музыкальной культуры Кубани.
  • «Всенощное бдение» Григория Пономаренко.
  • «Эоловы струны». Первый Всероссийский фестиваль симфонической и камер-ной музыки в Краснодаре (совместно с В. Магдалицем).
  • Наш фестиваль Беседа с В. Казениным и Б. Целковниковым.
  • 1994 Краснодарский камерный хор.
  • «Венок городу». Художественно-публицистический фильм телевидения России («Видеоинтернейшнл»), посвященный Первому Всероссийскому фестивалю «Эоловы струны» к 200-летию Екатеринодара-Краснодара.
  • 1996 Встреча для вас. Краснодарская телерадиокомпания «Пионер». Интервью В.Г. Комиссинского.
  • Краснодарской организации СК России 30 лет (интервью В.Г. Комиссинского).
  • 1997 Охота на волков. Беседа с В.Г. Комиссинским. ТРК «Екатеринодар».
  • 1998 Право на биографию. Виктор Комиссинский.
  • «Друзья Григория Пономаренко». В. Комиссинский.
  • 1999 Вячеслав Яковлев и его Камерный хор.
  • Амирбий Кулов и ансамбль танца «Нальмэс».
  • Виктор Белоусов и Татьяна Сорокина.
  • 2000 Народный артист России Анатолий Лизвинский.
  • Директор Краснодарского камерного хора Л.П. Белевцов.
  • Заслуженный художник России Светлана Демкина.
  • Атаман В. Громов и скульптор Ольга Яковлева.
  • Художник М.А. Климарев.
  • Заслуженный деятель искусств РФ Александр Дудник.
  • Территория общения. Роза Лаво.
  • Профессор Н.Л. Межлумова и ее ученики.
  • Ансамбль ударных инструментов ТО «Премьера». Виктор Бурдь.
  • Заслуженная артистка РФ Н.М. Кременская.
  • 2001 Молодые артисты Кубанского казачьего хора Анна Косякова и Елена Куликов-ская.
  • Гастроли Кубанского казачьего хора по города Сибири. Беседа с В. Вишневским и А. Рабочим.
  • Заслуженный работник культуры РФ Н. Ускирев.
  • Поет Роман Троян.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств России Владимир Черняв-ский.
  • Профессор Наталья Коробейникова.
  • Композитор Николай Некоз.
  • У нас в гостях Н. Власов и Вл. Вальс.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств Адыгеи, заслуженный учи-тель Кубани, профессор Гисса Чич.
  • Композитор Виталий Кеворков.
  • 2002 Поет Александр Плахтеев.
  • Старинная музыка в исполнении Н. Коробейниковой.
  • Краевой театр кукол сегодня. Беседа с И. Беловой и В. Прасол.
  • Краевая филармония сегодня.
  • Территория общения. Игорь Анисимов.
  • 2003 «Звезды искусства Кубани. Григорий Пономаренко». Документальный фильм о творческом пути композитора (сценарий Т. Василевской). ГУП «Центр инфор-мационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края», АНО «Краснодарская киностудия», 2003.
  • 2008 В.Г. Комиссинскому 70 лет. Новое телевидение Кубани.
  • 2010 «История в лицах». Григорий Пономаренко. Документальный фильм (сценарий Т. Дунаевой). ООО ТК «Звезда Кубани», 2010.
  • 2011 Освобождению Краснодара от фашистских захватчиков. Документальный фильм с использованием музыки В. Комисссинского.
  • 2014 «Святыни Кавказа». Документальный фильм об истории Екатерининского храма Краснодара (сценарий Т. Дунаевой), с использованием музыки В. Комиссинского. ТВ «Звезда Кубани».
  • Юбилей В.И. Журавлевой-Пономаренко.

Выступления по Краснодарскому радио

  • 1969 В мире музыки.
  • 1971 «Моя фонотека». Кантата С.Прокофьева «К 20-летию Октября».
  • 1972 Человек идет за песней. Беседа с С.И. Еременко.
  • 1975 Ходит песенка по кругу. Беседа с В.Г. Захарченко.
  • Берегите самородное.
  • «Этот день Победы». Литературно-музыкальная композици (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • «Зимняя фантазия». Литературно-музыкальная композиция (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • По страницам будущей книги. Композитор Родион Щедрин.
  • 1977 Творческий портрет Виктора Захарченко.
  • Играет Борис Тропицын.
  • 1984 Вокальный цикл В. Магдалица на стихи А. Вознесенского.
  • 1985 Григорий Пономаренко – народный артист России.
  • Владимир Магдалиц. «Прощальные песни».
  • Празднику Победы посвящается. Конкурс.
  • 1986 Виктор Лихоносов. «Элегия».
  • Молодые композиторы Кубани.
  • На Седьмом съезде композиторов СССР. Беседа с Г. Селезневым и В. Бурыле-вым.
  • 1987 Шестой пленум композиторов Кубани.
  • Композитор Лев Смирнов.
  • 1989 Творческий пленум композиторов Кубани.
  • 1993 Русский романс.
  • 1994 Русская духовная музыка в исполнении Краснодарского камерного хора.
  • 2000 Беседа В. Фролкина и В. Комиссинского.

Литература о творческой деятельности В.Г. Комиссинского

  • 1. Марков В. Беседы у рояля // Комсомолец Кубани. 1970. 3 марта.
  • 2. Слепов А.А., Калачев Ю.Т. Краснодарская организация Союза композиторов России. – Краснодар, 1977. С. 7-8.
  • 3. Мхитарян А. Задачи дня. С Третьего пленума композиторов Кубани // Комсо-молец Кубани. 1977. 29 апр.
  • 4. Тараканов М.Е. Предисловие // Комиссинский В.Г. О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1978. С. 4-10.
  • 5. Кузнецов В. Звучат творения Вивальди // Комсомолец Кубани. 1978. 27 окт.
  • 6. Генина Л. Очень трудное дело. Вопросы критики // Сов. музыка. 1978. № 11. С. 23.
  • 7. Семенов Ю. О музыке современника: [рец. на книгу В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина] // Сов. музыка. 1979. № 5. С. 101-102.
  • 8. Сычев И. В творческих организациях РСФСР. Краснодар // Музыка России. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1980.
  • 9. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды: спра-вочник, в 3-х т. Т. 2. К-Р. – М.: Сов. композитор, 1981. С. 79.
  • 10. Сычев И.Б. По Российской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1982. С. 366-368.
  • 11. Корев Ю. Первый Адыгейский… // Сов. музыка. 1985. № 12. С. 58-60.
  • 12. Титов С. Итоги года // Информационный бюллетень секретариата правления Союза композиторов СССР. – М.: Сов. композитор, 1986, № 4-5. С. 32-33.
  • 13. Пшеничная И. По пути перестройки // Сов. Кубань. 1987. 16 апр.
  • 14. Полозков И.К. Не только комплименты // Сов. культура. 1987. 6 июня.
  • 15. Василевская Т. Не запретить, а воспитать // Сов. Кубань. 1987. 26 июня.
  • 16. Мирошникова С., Яворская М. Песнь братства // Адыгейская правда. 1987. 28 нояб.
  • 17. Фиш Э. Нет силы крепче // Дагестанская правда. 1988. 14 апр.
  • 18. Борисов Г. «В профессии я счастлив» // Комсомолец Кубани. 1988. 21 сент.
  • 19. Борисов Г. Симфония для оркестра, которого нет // Комсомолец Кубани. 1989. 1 февр.
  • 20. Василевская Т. Выбираю дело // Сов. Кубань. 1989. 10 марта.
  • 21. Захарова Т. Мелодии Кубани // Комсомолец Кубани. 1989. 16 дек.
  • 22. Чич Г. Интересно и разнообразно // Адыгейская правда. 1990. 4 янв.
  • 23. Зайцев Ю. О музыке, художнике и не только // Сов. Кубань. 1991. 10 авг.
  • 24. Титов С.А. Музыкальное творчество и Музыкал. жизнь республик Россий-ской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 9. – М.: Сов. композитор, 1991. С. 329.
  • 25. Решетняк Л. Так будет вечен наш союз // Кубан. новости. 1992. 13 мая.
  • 26. Петрусенко И.А. В.Г. Комиссинский // Петрусенко И.А. Путь к песне. Кн. 1. – Майкоп, 1992. С. 132-148.
  • 27. Решетняк Л. Доколе бедствовать? Культура на задворках. Встреча руководи-телей края с творческой интеллигенцией // Кубан. новости. 1992. 19 марта.
  • 28. Поздравляем! // Вольная Кубань. 1992. 7 июля.
  • 29. Поздравляем! // Вести годов юга России. 1992. № 37.
  • 30. Магдалиц В. Что завершено, что в работе, что задумано? // Музыкал. акаде-мия. 1993. № 2. С. 178.
  • 31. Вайль Д. Звучат «Эоловы струны» // Краснодар. известия. 1993. 17 июня.
  • 32. Николаева Н. Чем пахнет русский дух? // Кубан. курьер. 1994. № 190.
  • 33. Шинкевич С. Живое слово Божье // Человек труда. 1994. № 45.
  • 34. Иванюк С. Озаряет музыка сердца // Сов. Адыгея. 1995. № 238.
  • 35. Абдуллин Э. Пусть звучат «Эоловы струны» // Музыкал. жизнь. 1995. № 3. С. 11.
  • 36. В.Г. Комиссинский возглавил объединение композиторов Юга России // Краснодар. известия. 1995. 31 янв.
  • 37. Михлина И.И. Дела и планы. Члены Краснодарского регианального отделе-ния Международной академии информатизации // Кубань: проблемы культуры и ин-форматизации. 1995. № 1.
  • 38. Вайль Д. Большой в Краснодаре: [о концертном исполнении «Иоланты» П.И. Чайковского солистами Большого театра, Мариинского театра и театра им К.С. Станиславского] // Рассвет. 1996. № 23.
  • 39. Туко К. Идти своей дорогой // Сов. Адыгея. 1996. № 177.
  • 40. Абдуллин Э. Юбилейное // Культура. 1996. № 30.
  • 41. Червленский В. Аккордов пламенные звуки // Честь и Родина. 1997. № 2.
  • 42. Григорий Пономаренко и Маргарита Агашина – что было, то было // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: сб. ст. ХI всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, КГУКИ. С. 177-184.
  • 43. Подскочий М. Творчество Алемдара Караманова: опыт характеристики [от-зыв о книге В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Р. Щедри-на»] // Алемдар Караманов – музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, исследова-ния. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2005. С. 279.
  • 44. Тен-Ковина Н. Симфонические миры // Вольная Кубань. 2009. 12 янв.
  • 45. Григорий Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 46. Ткаченко Г. Казачья память. Вокально-хоровые произведения в сопровожде-нии ф.-п., баяна. Вып 3. – Краснодар: «Просвещение-Юг», 2011.
  • 47. Бабенко Е.В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. – Красно-дар: КГУКИ, 2010. С. 13, 14, 19, 68, 74.
  • 48. Сальникова С.В. Знакомство с симфоническими произведениями кубанских композиторов // The News. 2015. 8 февр.
  • 51. Исаченко С.В. Джаз на Кубани в советский период: к истории вопроса // Му-зыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 100.
  • 52. Бабенко Е. Некоторые особенности музыкального языка и формообразования вокального цикла В.Г. Комиссинского «Песни моей матери» // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 128-130.

Информационная служба ст.Новопокровской

Известные, знаменитые деятели культуры, искусства Краснодарского края, Кубани – артисты, художники, писатели, поэты

Плотниченко Григорий Максимович
Плотниченко Григорий Максимович, русский, кубанский композитор, фольклорист, хормейстер, педагог родился в 1918г. в г. Таганрог, Ростовской области. С его рождением родители переехали на Кубань, вся жизнь, работа, творчество Григория Плотниченко с Кубанью. Умер в 1975г.
Родители Григория, заметив его страсть к музыке, с 8 лет определили его в музыкальную школу, в 1936. записался в Краснодаре в оркестр народных инструментов дворца пионеров.
Плотниченко, участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен, ему полностью до плечевого сустава ампутировали руку, был награжден орденом Красной звезды.
Научился виртуозно играть на инструментах, стал композитором. В 1943 окончил музыкальное училище им. Римского –Корсакова и остался преподавать в нём. Работал художественным руководителем Краснодарской государственной филармонии, художественным руководителем ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. С 1957г. Плотниченко Г.М. заведовал кафедрой музыки и пения в Краснодарском педагогическом институте, с 1966г декан музыкального педагогического факультета.
Творческое наследие Григория Плотниченко огромное. Его произведения знают на Кубани и в стране: «Кубанские синие ночи», «Маки на малой земле», «У старого кургана», «Над Кубанской степью солнце», «От весны никуда ни скрыться», «Девичья лирическая», «Тихо за околицей» на стихи кубанских авторов. Песни о военных годах: «Гвардейцы миномётчики», «Севастопольская», «По Дону гуляет..». Писал сюиты, баллады, романсы, музыку к кукольным спектаклям.
Полотниченко Григорий Максимович создатель и первый председатель отделения Краснодарского Союза композиторов РСФСР и краевого отделения Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель культуры РСФСР.

Логинов Виктор Николаевич
Логинов Виктор Николаевич, кубанский писатель, родился 7 ноября 1925г. в селе Большие Вески Владимирской области. После окончания Иркутской авиационной школы, он в 1944г. переехал в Краснодарский край.
Сочинять рассказы начал со школьной скамьи. Первый рассказ « Дороги товарищей» был напечатан в газете г. Кропоткин в 1952г. За период творческой деятельности издано более 40 книг. Романы: «Трудные дни в Береговой», «Перед завтрашним днём», «Наследство», «Испания, Испания», «Святые и грешные». Повести и рассказы: «Сказание о первой любви», «Три студеных дня», «Под облака на косогор», «Полюбить хочется» Много пишет для детей и о детях: «Алкино море», «Мир хороший», «Венки для девчонок», «Самая главная тайна», роман «Олег и Ольга».
По повести Виктора Логинова «На то она и любовь» известный режиссер Иван Пырьев снял фильм «Наш общий друг».
Журнал «Огонек» пять раз присуждал Виктору Логинову литературные премии.
В 1956г. Логинов был принят в члены Союза писателей СССР.
За книгу «Краснодар - город счастья» Логинов Виктор Николаевич удостоен городом премии им. А.Д. Знаменского.

В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого земляка Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая - «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже.

Лучший подарок - пуховой платок

«В этот вьюжный, неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…». При звуках этой песни почти у каждого человека начинает щемить сердце. А дальше от любви и нежности и вовсе наворачиваются слезы: «Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать…»

Говорят, Григорий Пономаренко посвятил эту песню своей маме.

«Когда я был еще молодым корреспондентом, довелось брать интервью у недавно приехавшего на Кубань Григория Пономаренко (позже мы встречались часто), - рассказывает писатель Владимир Рунов. - И мне, конечно, было любопытно, как он написал эту песню. Григорий Федорович рассказывал: пошел он как-то покупать матери подарок на день рождения, но не знал, что именно выбрать. Решил посоветоваться с продавщицей в галантерейном отделе. Та посоветовала: лучший подарок - оренбургский платок. Пономаренко отправился на базар. У одной из торговок весь прилавок был устлан этими платками. Она не просто предлагала купить красивую вещицу - сняла с пальца обручальное колечко и пропустила изделие сквозь него. Мол, именно таким тонким и изящным должен быть этот платок. Подарок был куплен. Но увиденное произвело на Григория Федоровича такое впечатление, что потом он вместе с поэтом Виктором Боковым написал одноименную песню….»

Позже, когда Людмила Зыкина своим мелодичным голосом спела про оренбургский платок, песня завоевала все страну. И наверняка сыграла на руку производителям кружевных изделий. Наверное, во всем Советском Союзе не осталось ни одной женщины, которая бы тут же не захотела получить такую вещь в подарок.

На Кубань Григорий Пономаренко приехал, уже будучи известным человеком. Научившись играть на баяне в раннем детстве, любовь к музыке он сделал своей профессией. В середине 50-х годов его песни, вместе с известными артистами, уже пела вся страна.

Григорий Пономаренко на заводе по производству оренбургских пуховых платков. Фото: Из личного архива

«Жил в другом измерении»

Рассказывает Татьяна Василевская, журналист, издатель, лауреат премии Григория Пономаренко:

«Григорий Федорович не раз делился: его песни быстро завоевывали популярность - их пели на концертах, на праздниках, за столом, на улицах. Это ли не самая высокая похвала! Но при этом завистники хулили его творчество, издатели не хотели печатать, называя его деревенским баянистом. Но признание никогда не зависело от воли чиновников. Слава шагала за ним не только по нашей стране. В те годы ни один праздничный концерт, «Огонек» не обходился без песен Пономаренко в исполнении Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной.

Лирическое начало музыки Пономаренко и таланта певиц сливались гармонично, становились образами России. В песнях все было истинно, правдиво, искренне: и печаль, и удаль, и верность, и сердечность. А потом были другие песни, становившиеся популярными мгновенно: «Растет в Волгограде березка», «Тополя». Их вскоре запоют Нани Брегвадзе, грузинский квартет «Орэра», югославская певица Лили Петрович, японский квартет, польский ансамбль, канадская группа. Да как!

Людмила Зыкина как-то рассказывала, что однажды в Канаде ей показали сборник псалмов, в котором был опубликован текст песни «Оренбургский пуховый платок». Каково же было их удивление, когда они узнали, что у этих стихов есть автор - Виктор Боков. В Болгарии в эти же годы был создан коллектив, в репертуаре которого были песни одного композитора - Григория Пономаренко.

Григорий Пономаренко и Вероника Журавлева со строителями БАМа. Фото: Из личного архива

Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок - ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было - баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении».

Кубань вас поет…

В Союз композиторов Григория Пономаренко приняли только в 1974 году. Не торопились коллеги с признанием. Но он не расстраивался. В творчестве все складывалось более чем неплохо. Десять лет он прожил в Волгограде, где его по-настоящему любили.

Однажды Григорий Федорович получил письмо от первого секретаря краснодарского крайкома партии Г.С. Золотухина: «Кубань Вас поет, любит, приезжайте к нам». А вскоре в Волгоград приехала начальник управления культуры крайисполкома Марина Шапиро, встретилась с известным композитором и пригласила на Кубань. Казачий хор тогда остался без художественного руководителя. И ей казалось, что лучшего руководителя не найти.

Григорий Пономаренко посещает виноградную плантацию. Фото: Из личного архива

«Однако уехать из Волгограда было не так просто, - продолжает Татьяна Василевская. - Тракторный завод, с народным хором которого работал Пономаренко, был категорически против. Гаишникам была дана команда не выпускать композитора из города. Стражи порядка, к их чести будет сказано, этой команды выполнять не стали. Отличника советской милиции (такое звание было присвоено композитору) волгоградские стражи порядка встретили радушно и пожелали удачи».

Кубань встретила Пономаренко восторженно. Первые песни Григорий Федорович написал на стихи Ивана Вараввы. Очень плодотворным было сотрудничество с Сергеем Хохловым. Словом, работал на одном дыхании. С хором, правда, не заладилось.

Настороженно встретили знаменитость только в Союзе композиторов. Вот как об этом вспоминал сам Пономаренко:

«Собрались композиторы, сидят хмурые, невеселые. Я проиграл и пропел тринадцать песен. Выступали зло, все свели к тому, что я не знаю фольклора Кубани. На следующий день меня пригласили в организацию СК. Там был секретарь крайкома партии И.П. Кикило. Он и собрал всех композиторов. Разговор был коротким. «Товарищи, вы знаете этого человека? - спросил Иван Павлович и, не дожидаясь ответа, представил меня: - Это заслуженный артист РСФСР, известный композитор Григорий Пономаренко. А знаете его песни?» И пропел «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», потом «Оренбургский пуховый платок». «Узнали хотя бы эти две песни? А их у Пономаренко множество, - продолжил Кикило, - и народ поет их, любит. Вы нехорошо поступили. Вам бы за советом к Григорию Федоровичу обратиться».

За что судьбу благодарил

Лариса Новосельская, председатель краевого отделения «Союза писателей России»:

«Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Едет агитбригада в поле чествовать колхозников? Пономаренко с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Вы представляете, как его там ждали, как встречали?! Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала? Власть его тоже любила. Но он никогда не относился к ней подобострастно. Не терпел этого и в отношении себя».

На Кубани Григорий Пономаренко нашел свою любовь - Веронику Журавлеву. Фото: Из личного архива

Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал:

«Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню - Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми».

Место и роль Плотниченко в музыкальной культуре Кубани Григорий Максимович Плотниченко известный на Кубани композитор, фольклорист, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог, просветитель, создатель Краснодарской краевой композиторской организации, внесший выдающийся вклад в развитие культуры, профессионального музыкального искусства, становление вокально-хоровой школы Кубани.


Произведения Талантливый композитор, фольклорист, хоровой дирижер, педагог и общественный деятель, Г.М. Плотниченко был беспокойным человеком и ярким художником. Его талант был лирическим, поэтому именно ему принадлежит лирический гимн Кубани – «Кубанские синие ночи». Одухотворенностью, благородством и мудростью отмечены его хоровой реквием «Маки на Малой земле», баллада «У старого кургана», его хоровые фрески («Дуб», «Облака»), романс «В седых морях», песни, обработки фольклора.


Просветительская работа Композитор стоял у истоков открытия в крае отделения Всероссийского хорового общества. В течение ряда лет он возглавлял общество, и под его руководством нащупывались новые формы просветительской работы: детские хоровые студии, фестивали, конференции и семинары хормейстеров и многое другое – общественно важное и нужное.


Организаторская деятельность Г.М. Плотниченко приложил много усилий для открытия музыкально- педагогического факультета при Краснодарском педагогическом институте (1960) и многие годы был деканом факультета. Это целиком его детище. Можно сказать, что высшее музыкальное образование на Кубани начиналось с Г.М. Плотниченко.


Результаты деятельности Открытие музыкально-педагогического факультета, стремительное оживление и развитие музыкальной культуры Кубани обусловило приток в Краснодар высокопрофессиональных музыкантов- педагогов (композиторов Н.М. Хлопкова, В.А. Лаптева, Г.А. Селезнева), музыковеда В.М. Щеглова, а также способствовало консолидации музыкантов, уже работавших в крае. Г.М. Плотниченко сумел сплотить вокруг себя группу композиторов и музыковедов, стремился помогать им творчески и материально, закрепить в крае талантливых музыкантов-исполнителей.


Создание композиторской организации на Кубани В июне 1966 года в Краснодаре была создана краевая композиторская организация, и композиторское творчество, музыкальная наука и образование, художественное осмысление фольклора, музыкальное исполнительство – вся профессиональная музыкальная культура Кубани получила мощный стимул развития.


Либерализации общественной жизни в 60-е годы XX в. и деятельность Г.М.Плотниченко Именно в эти годы достигло расцвета своих творческих сил и социальной активности поколение деятелей, прошедших и переживших войну, свято веривших в светлое будущее своей страны, наделенных доброй волей и созидательными устремлениями.


Композиторская организация Просветительская деятельность нового творческого союза обрела большую общественную значимость. Именно композиторская организация стала инициатором и организатором ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна», творческих пленумов, авторских концертов, шефских выступлений, широкомасштабной и планомерной пропаганды серьезного искусства.


Премия имени Г.М. Плотниченко В июле 1999 года учреждена премия администрации края в области вокально- хорового искусства имени Г.М.Плотниченко, которая присуждается деятелям музыкального искусства, внесшим значительный вклад в развитие культуры Кубани: профессиональным композиторам, создавшим крупные вокально- хоровые произведения, вокалистам- исполнителям, хоровым коллективам, ансамблям, а также музыковедам - за значительные исследования в области фольклора, хоровой и вокальной музыки.


Лауреаты премии им. Г.М.Плотниченко В 2003 году лауреатом премии имени Г.М. Плотниченко стал известный в крае хормейстер, руководитель хора молодежи и студентов ТО «Премьера» Генрих Ковалев. В 2005 году лауреатом премии стал известный кубанский композитор, доктор педагогических наук, профессор член союза композиторов России Борис Целковников.


Слава хоровых коллективов Кубани известна далеко за ее пределами: в России продолжателем хоровых традиций знаменитого хора В. Минина считают Камерный хор Краснодарской филармонии. В 2007 году именно этот коллектив под управлением народного артиста России Вячеслава Яковлева стал лауреатом премии администрации края в области вокально-хорового искусства имени Г.М. Плотниченко.





КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка