Продолжение истории сказки пастух и скрипка. Викторина по сказке евгения пермяка "пастух и скрипка"
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.
В датском говорящем лесу росли датские говорящие деревья. Они разговаривали только по-датски.
Главные герои сказки Евгения Пермяка «Пастух и Скрипка» встретились не сразу. Скрипка была создана руками деревенского столяра. Он вложил в неё свою душу, и звучание этого музыкального инструмента было поистине необыкновенным. И люди, и звери, и птицы были очарованы голосом Скрипки.
Но после смерти мастера скрипка досталась Ослу, который не оценил ее достоинств. Он грубо обращался с нежным музыкальным инструментом, и со временем Скрипка пришла в плачевное состояние. Ослу она надоела, и он забросил Скрипку на чердак.
Лежа на чердаке, Скрипка слушала пение птиц и игру Пастуха на простенькой дудке. Игра Пастуха с каждым днем становилась все совершеннее, и однажды Скрипка осмелилась ответить ему звучанием своих струн.
Пастух услышал Скрипку, и они подружились. Пастух сумел вызволить Скрипку с чердака и отвез ее в город, к скрипичному доктору. Скрипка вновь обрела прежний облик и звучание. Но теперь она уже не верила никому, кроме Пастуха, и никто, кроме него, не мог играть на ней. Со временем Пастуха и Скрипку узнала вся страна, и уже было неважно, что Скрипке пришлось долгое время провести в забвении на чердаке у Осла.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Пермяка «Пастух и Скрипка» заключается в том, что возможности и способности в полной мере раскрываются лишь при надлежащей заботе и бережном отношении. Осел не ценил Скрипку, и довел ее до плачевного состояния. А Пастух сумел увидеть истинную красоту Скрипки и возродил музыкальный инструмент к жизни.
Сказка учит бережно относиться к таланту и красоте, и дарить эту красоту людям.
В сказке мне понравился Пастух, который спас Скрипку от прозябания на чердаке и подарил ей вторую жизнь.
Какие пословицы подходят к сказке Пермяка «Пастух и Скрипка»?
Каков мастер, такова и работа.
Горько, когда о тебе забывают.
Мир без музыки, что птица без крыльев.
Забота и уход чудеса творят.
Пастух и скрипка
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.
Пастух и скрипка
Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.
Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.
Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.
- Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.
- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:
- Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:
- Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.
Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.
Разделы: Начальная школа
Класс: 2
Цели:
1. Наблюдение за изменением образа скрипки (внешности, чувств, настроения, поступков).
2. Формировка идей произведения.
3. Раскрыть идею взаимоотношений между героями.
4. Учить выразительному чтению.
5. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с людьми и выслушать и понять других.
Оборудование:
1. Учебно-методический комплект по системе Эльконина – Давыдова.
2. Сочинения и рисунки учащихся.
3. Запись симфонического оркестра.
4. Карточки с именами героев, с названиями частей скрипки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
- Творчество какого автора изучали на прошлом уроке?
- Назовите произведение? Жанр? Тема? (История скрипки). Героев сказки?
Тема сегодняшнего урока: образ скрипки в сказке Е. Пермяка “Пастух и Скрипка”.
3. Мотивация: для чего? Цели урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, передавать чувства, настроение автора, героев)
- Для чего это вам надо? (Чтобы правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чтобы с нами было приятно общаться другим людям).
Цели урока (на доске):
4. Образ Скрипки в мастерской Столяра
- Прочитать описание Скрипки.
- Почему получилась такая прекрасная Скрипка? (Большой любитель музыки, вдунул в нее “свою душу”).
- Как понимаете “вдунул свою душу”?
- Как относятся к Скрипке герои? (Столяр, люди, птицы, автор).
- Расскажите о своих впечатлениях, чувствах.
- Какие цвета вы выбрали, чтобы изобразить внешность данной Скрипки, ее чувства, настроение? Почему?
- Попробуйте стать Скрипкой и выразить словами, что она чувствует сейчас.
- Сочинение: “Я Скрипка”.
- Звучит симфонический оркестр. Звуки смычковых инструментов.
Скрипка у Осла
- Почему оказалась у Осла?
- Отношение (Осла, автора) к Скрипке. (Притворился, ужасно, нельзя без слез и обиды, несчастная).
- Как изменилась внешность?
- Выбор цвета. Рисунки. Обоснование выбора цвета.
- Чувства Скрипки. Сочинения “Я скрипка”.
Скрипка на чердаке
- Жива ли еще душа? Докажи. (Переживает каждый звук, вырвались звуки из души, разбудил желание звучать).
- Отношение Пастуха к Скрипке. Скрипки к пастуху. (Чтение отрывков из текста).
- Какой цвет выбрали, чтобы описать чувства Скрипки (цвет надежды).
Выздоровление Скрипки
- Кто помог? (мать, доктор, Пастух).
- Прочитайте, как они к ней относились.
- Поступок Скрипки, отказалась звучать в других руках. Почему? (перестала быть наивной, доверчивой).
5. Формирование идей произведения.
- Почему так меняется образ Скрипки на протяжении сказки (ее внешность, чувства, поступки, звучание).
- Зависит от того, кто рядом, как поступят с тобой, что говорит, какие чувства к тебе испытывают.
- Помощь друзей необходима каждому.
- Понимание других, ценить искусство, красоту души.
- Талантливые люди или грубые, невежи, ленивые могут влиять на формирование личности.
- Мог ли Осел стать музыкантом и ценить искусство? В каком случае?
- Могла ли погибнуть Скрипка? В каком случае?
- Надо ли было бороться за свою жизнь?
- Прочитайте, как сказал об этом автор?
- Что вы хотели бы сказать от имени Скрипки людям? Какими она хочет нас видеть?
“Не будьте грубыми. Трудитесь, чтобы стать мастером своего дела и приносить людям радость. Развивайте свои способности, таланты. Внимательно относитесь друг к другу. Любите друг друга. Будьте добрыми. Уважайте чужой труд….”
Это и есть идеи произведения. Я думаю, мы поняли, что хотел сказать автор, когда сочинял такую сказку.
6. Подведение итогов
- Что нового узнали для себя?
- Чему учились на уроке?
- Что вы хотите сказать людям от имени скрипки?
Выбери модель скрипки того цвета, который соответствует твоему настроению в данный момент (жёлтый, белый, оранжевый, красный, синий, зелёный, сиреневый, коричневый, голубой, малиновый, чёрный)