Программа «Взгляд». Самые важные выпуски
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:37:50 в коллекцию V2 20.02.2018
Участница конкурса на роль ведущего программы «Взгляд» Татьяна Бурых говорит о социальных проблемах, затронутых ею в прошлой передаче.
Участники конкурса Евгений Харчевников, Лора и Кирилл Цинман говорят о себе и своей работе.
Гости программы актер Александр Филиппенко и его сын Павел («Паштет») – лидер группы IFK. Александр Филиппенко говорит о работе Павла звукорежиссером в театре отца.
Сюжет о семье безработных Мухамедзяновых из Уфы, выигравших в лотерею «Бинго-шоу» миллион долларов.
Фрагменты программы.
Взгляд (2001) 12.02.2001
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:39:20 в коллекцию V2 20.02.2018
Александр Любимов с результатами очередного этапа отбора кандидатов на пост телеведущего, победитель - Александр Попов (Воронеж).
Новые участники кастинга: Татьяна Бурых (Курск), Алексей Еникеев (Петрозаводск).
В гостях у программы режиссер Сергей Соловьев с сыном Дмитрием.
Фрагмент художественного фильма "Нежный возраст" (2000).
С.А.Соловьев о фильме: жизнь молодежи в эпоху перемен.
Беседа о паспортном и психологическом возрасте человека.
Нежный возраст и личностные компромиссы в середине жизни.
Взгляд (2000) 23.10.2000
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:39:12 в коллекцию V2 20.02.2018
Александр Любимов представляет следующий этап кастинга на должность телеведущего.
Участники: Алексей Гончаров (Липецк), Татьяна Погодина и Виталий Ручьев (Нижний Новгород).
Ребята рассказывают о себе и делятся планами на жизнь.
Концерт группы "Чайф" в Госпитале ветеранов всех войн в Екатеринбурге.
Владимир Шахрин о марафоне по сбору средств на нужды госпиталя.
Будни врачей и пациентов, отрывки интервью с солдатами об их планах на будущее.
Взгляд (2000) 20.11.2000
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:38:23 в коллекцию V2 20.02.2018
Александр Любимов с результатами предыдущего тура отбора кандидатов на роль телеведущего.
Новая группа участников: победитель предыдущего этапа Анна Федорова (Челябинск), Екатерина Арнольдова и Денис Берестов (Самара).
Знакомство с участниками из Самары.
В гостях у программы психолог Андрей Ховрачев.
Тема дискуссии - человек и телевидение.
Фрагмент интервью Константина Кинчева: мнение об истинных целях людей, стремящихся обрести известность.
Комментарии участников программы.
Взгляд (2000) 13.11.2000
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:39:11 в коллекцию V2 20.02.2018
Александр Любимов объявляет результаты очередного этапа кастинга на роль телеведущего.
Новые участники: Анна Федорова (Челябинск), Дина (Астрахань), Федор Ключников (Рязань).
Профайл А.Федоровой.
Анна предлагает создать службу помощи и поздравлений с праздниками в Челябинске.
Фрагмент интервью с губернатором Челябинской области: Петр Сумин о развитии области, мечты о счастье для людей, мнение о современной молодежи.
Гость программы Иван Охлобыстин о кастинге и его участниках.
Каким должен быть телеведущий.
Взгляд (1998) 31.07.1998
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:43:31 в коллекцию V2 20.02.2018
Армейский бунт: 27 июля 1998 майор 47-й гвардейской танковой дивизии Игорь Беляев вывел танк на главную площадь города Новосмолино (Новосмолинский) в знак протеста против невыплаты зарплат военнослужащим.
Поддержка со стороны гражданского населения: ночной митинг.
Комментарии ведущих к сюжету.
Съемки в январе 1998, поселок Многовершинный: золотодобытчики спустились в шахту и отказались выходить.
Хабаровские тележурналисты пытаются объяснить причины забастовки.
Ситуация на конец июля 1998: шахта стоит, зарплаты не платят, люди продолжают жить под землей; в репортаж включены фрагменты интервью с шахтерами.
Взгляд (1998) 25.09.1998
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:43:18 в коллекцию V2 20.02.2018
Монолог Чацкого из спектакля "Горе от ума", отрывок (1998, "Театральное товарищество 814", режиссер и исполнитель главной роли Олег Меньшиков).
В гостях у программы Владимир Петров, житель Новгородской области, собирающийся работать в реабилитационном центре для наркоманов.
Новости о героях сюжетов предыдущих программ:
Многодетная семья хочет усыновить еще двух детей и приглашает их в гости для знакомства.
Программисту Сергею Крюкову оказывают помощь в восстановлении документов.
Взгляд (1998) 24.07.1998
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:43:29 в коллекцию V2 20.02.2018
Татьяна рассказывает о звонке неизвестного, представившегося Дедом Морозом.
Денежный перевод на лечение Сергея.
Помощь друзей и незнакомых людей.
Сергея увозят на обследование в Ярославль.
Взгляд (1998) 02.10.1998
Телепередача, 1 часть, Хронометраж: 0:41:36 в коллекцию V2 20.02.2018
В гостях у программы завуч школы № 1927 Андрей Милешин.
Воспоминания о политических событиях 1993-го года.
Самоощущение человека в водовороте перемен.
Кадры хроники: массовые беспорядки и боевые действия на улицах Москвы.
Ведущий обращается к зрителям с просьбой предоставить видеоматериалы для подготовки документального фильма.
А.Любимов и А.Милешин о реакции подрастающего поколения на события времен их детства.
Волны перестройки принесли с собой коренной перелом жизни в стране. Эпоха преобразований делала недозволенное не просто разрешённым, но и безумно популярным. Не могло остаться в стороне и Центральное Телевидение СССР, перестраивающее свою сетку вещания в соответствии с принципами гласности.
В редакцию Останкино стали приходить молодые и амбициозные журналисты, раньше многих других уловившие веяния времени и желавшие воплотить свои идеи в жизнь. Телевидение перестройки, как и 1990-х годов, бесконечно грешило самодеятельностью, но едва ли можно его в этом упрекнуть.
Взгляд. Начало
Самой знаковой передачей перестройки был «Взгляд». Руководство ЦТ СССР задумало его как молодёжную информационно-развлекательную передачу, понимая, как юное поколение устало от чеканного и пресного языка программ Центрального Телевидения.
Пилотный выпуск «Взгляда» вышел 2 октября 1987 года. Называлась передача тогда просто: «Вечерняя программа для молодёжи», а название «Взгляд» появилось несколько позже.
Журналисты обсуждают всевозможные новости со всего мира: от войны в Никарагуа до танкеров из Болгарии, комментируют различные сюжеты и мимоходом рекламируют гужевые повозки, ругают пристрастие к табаку и, конечно же, крутят клипы западной и советской эстрады.
Смотрите сами выпуск программы, которая станет впоследствии «Взглядом»:
А в этом выпуске 1988 года, вышедшем 1 апреля, ведущие Александр Масляков и обозреватель международной политики Ирина Лагунина в стиле культовой передачи нулевых имени Перис Хилтон пытаются представить мировые новости в шутливом ключе. Пожалуй, у них это получается робко и неуверенно, но это первый подобный опыт на советском телевидении. Заканчивается выпуск по-первоапрельски трешово. Александр Политковский ищет снежного человека, осматривает деревья, не подозревая, что его настиг йети:
Спасите нас от ZOG
В весеннем выпуске программы 1989 года в гости зашел режиссёр Говорухин, с которым Влад Листьев обсудил новостные сюжеты. Репортажи радуют нас сочностью и обилием ярких персонажей. Говорухин обсуждает свою роль в «Ассе», которая только вышла, и ответственность актёра за влияние на аудиторию.
Гвоздь программы - репортаж о сионистском митинге в Москве, где откровенно о ZOG и их приспешниках говорят члены общества «Память» и их единомышленники. Говорухин вступает в острую политическую дискуссию, называя антисемитов «Шариковыми» и некультурными личностями.
Матушка-история не забыта ведущими, в эфире на всю страну обсуждают обстоятельства расстрела царской семьи, то, о чём даже шептаться боялись дома. Дипломатично, дабы не получить от начальства за вольность, журналисты заявляют, что программа «Взгляд» не поддерживает монархию.
Особое внимание стоит уделить интервью Бориса Ельцина, которого только избрали депутатом Верховного Совета. Будущий президент ещё бодр и даже трезв, критикует союзный центр за бездарную политику на Кавказе, отсутствие плюрализма и нарушение закона и легко отвечает на вопросы интервью.
Взгляд - место для дискуссий
Ярким и острым стал выпуск 29 сентября 1989 года, посвящённый работе Съезда народных депутатов, где представители московского студенчества задавали свои каверзные вопросы парламентариям СССР. Острота дискуссии едва ли сопоставима с современными политическими ток-шоу.
Депутатов спрашивают о судьбе страны, уроках 1917 года, неправомерности монополии КПСС на власть, цензуре в СМИ. Дискуссия никак не модерировалась, иначе бы неудобные вопросы вырезали.
Взгляд через «Пятое колесо»
26 декабря 1990 года руководство ЦТ не пускает в эфир новогодний выпуск «Взгляда», причиной тому было обсуждение отставки главы МИД Шеварнадзе и общая критика Горбачёва. Позже официальным постановлением Гостелерадио СССР производство программы было приостановлено. Однако 11–13 января 1991 года произошли печальные события в Вильнюсе, после которых руководство трёх прибалтийских республик окончательно отказалось от сотрудничества с союзным центром. Коллектив передачи не мог остаться в стороне и снял выпуск. Осталось только найти возможность выхода в эфир, что было крайне непросто. На помощь пришёл Ленинград, давший время вещания в рамках программы «Пятое колесо».
Кадры демонстрируют реальный ход событий, запечатлены трупы и раненые - гости же программы напрямую обвиняют президента СССР Горбачёва в причастности к пролитой крови. Освещение трагического инцидента несколько однобоко: большинство спикеров единодушны в поддержке Литвы и Ельцина и критике союзного руководства.
Взгляд из подполья
23 и 25 августа 1991 года были сняты специальные выпуски «Взгляда», посвящённые событиям 19–23 августа 1991 года. Эти выпуски распространялись на видеокассетах, так как эфир никто не предоставил.
Из наскоро сделанной студии в «Останкино» Политковский, Листьев и Любимов рассуждают о трёх днях путча, перевернувших страну. Репортажи представляют собой очень яркую и самобытную мозаику событий, где показаны и ГКЧП, и рядовые солдаты, и защитники Белого дома.
Балабанов и Бутусов
Поклонникам «Наутилуса» и Балабанова советуем посмотреть этот выпуск позднего «Взгляда» 1997 года. Герои программы, режиссёр Балабанов и музыкант Бутусов, обсуждают историю своего знакомства и дружбы. Балабанов рассуждает о критериях национальности, а Бутусов рассказывает, как рубил из дерева фигуру Фрекен Бок, какой едой платили за концерты и чем плохи ранние браки. Походя рок-стар попрекает своих коллег по цеху в избыточном эпатаже.
Признаюсь, прежде никогда не смотрел и не читал интервью режиссёра «Брата», это очень увлекательный собеседник. Это, разумеется, ожидаемо, другим автор таких легендарных фильмов быть и не мог.
Музыка
Пожалуй, музыка и правда была очень яркой частью всех выпусков, ведь тот самый «русский рок» стал всенародно популярен в том числе и благодаря «Взгляду». Плеяда молодых исполнителей мечтала попасть в эту передачу, дабы весь Союз их увидел.
Так было с малоизвестной в 1989 году группе из Свердловска «Агата Кристи». Интересно, что именно для «Взгляда» они первый и последний раз в своём творчестве решили петь о политике. Песня «Наша правда» не вошла ни в один из альбомов группы, так как едва ли вписывалась в общую колею коллектива:
Поп-музыка СССР, конечно, не осталась незамеченной. К первому дню рождения «Взгляда» звёзды эстрады Сергей Минаев, Владимир Маркин и их волосатый друг спели электро-поп дифирамб программе «Ох уж этот Взгляд!».
Реферат на тему:
Взгляд (телепрограмма)
План:
-
Введение
- 1 История
- 2 Значение
- 3 Ведущие и режиссёры
- 4
Значимые сюжеты
- 4.1 Социальный рок
- 4.2 Советские военнопленные в Афганистане
- 4.3 АЭС
- 4.4 Захоронение В. И. Ленина
Примечания
Введение
Взгляд - популярная телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ) и Первого канала (ОРТ). Главная передача телекомпании ВИD. Официально выходит в эфир со 2 октября 1987 года. Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов. Наиболее популярная передача в 1987-2001 гг. Производитель - Главная редакция программ для молодёжи ЦТ Гостелерадио СССР (1987-1990) и Телекомпания ВИD (с 5 октября 1990 года). В 1988-1991 годах сюжеты для программы делала телекомпания АТВ, а с 1994 по 1995 год программа выпускалась совместно со студией «Публицист» РГТРК «Останкино».
1. История
В октябре 1987 года в Молодёжной редакции ЦТ (Анатолий Лысенко, Эдуард Сагалаев, Анатолий Малкин, Кира Прошутинская) появилась вечерняя информационно-музыкальная передача для молодежи «Взгляд». Тогда, в конце 80-х, идею такой передачи поддержал Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Передача выходила по пятницам поздно вечером. Первые несколько выпусков она выходила под аббревиатурой АСБ-13. Забавным совпадением было интервью с подводниками на фоне аварийно-спасательного буя, который был маркирован тем же сокращением. Чуть позже в эфире был объявлен конкурс на название программы. Однако, существует версия, что название передачи придумал Эдуард Сагалаев, который тогда возглавлял «молодёжку». Анатолий Лысенко рассказывает :
«Сверху, от Александра Николаевича Яковлева, прилетела идея делать молодежную информационно-развлекательную программу. Он, в свою очередь, получил решение ЦК партии о том, что нужна такая передача. Чтобы она в каком-то смысле отвлекала молодежь от прослушивания зарубежных радиостанций. Сагалаев вытащил старую сценарную заявку, предложил мне попробовать еще раз. Я согласился»
Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе. С 1990 года непосредственно после передачи и под её эгидой начала транслироваться европейская двадцатка «Эм-Ти-Ви».
Вначале ведущих передачи было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, затем Александр Политковский. Чуть позже к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. В качестве ведущих приглашались известные в ту пору журналисты Артем Боровик и Евгений Додолев:
Из газетного мира пришли во «Взгляд» Артём Боровик, проводивший очень нужную тему конверсии и проблем армии, и Евгений Додолев − автор ряда сенсационных сюжетов.
После резкой критики в марте 1988 года на пленуме Союза кинематографистов, посвящённом телевидению, ведущие были отстранены от эфира на 2 месяца.
В 1990 году производство программы "Взгляд" стало осуществляться телекомпанией ВИD, а программа стала представлять собой аналитическое ток-шоу.
Следующий скандал разразился 26 декабря 1990 года, когда руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда». Председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко мотивировал запрет нежелательностью обсуждения отставки министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. 10 января 1991 года первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР подписал приказ о приостановлении производства и выхода в эфир программы, означавший, по сути, запрет на выход в эфир .
18 января 1991 года запрещённый выпуск программы, посвящённый трагическим событиям в Литве, был показан в рамках программы "Пятое колесо". От своего выхода в эфир программа "Пятое колесо" отказалась.
26 февраля 1991 года перед гостиницей «Москва» прошла манифестация в защиту гласности с участием «взглядовцев». В апреле 1991 года вышел первый «Взгляд из подполья», который готовили Александр Любимов и Александр Политковский. 17 мая 1991 года «Взгляд» транслируется из Риги.
23 августа 1991 года вышел специальный выпуск «Взгляда», посвящённый событиям 19-23 августа 1991 года. А 25 августа в последнем выпуске «Взгляда» Президент СССР М. С. Горбачёв передал в эфир кассету с обращением к советскому народу, сделанным на даче в Форосе.
Заставка Программы «Взгляд» с Александром Любимовым (1994-2001)
С 5 октября 1991 года, по инициативе режиссёра программы Ивана Демидова, во «Взгляде» появился «модератор» - Игорь Кириллов. С 1991 года программа стала называться "Красный квадрат". Осенью 1993 года "Красный квадрат" был закрыт.
С 27 мая 1994 года вышел в эфир Взгляд с Александром Любимовым, ставший информационно-аналитической программой. С октября 1996 года до 1999 года соведущим «Взгляда» был Сергей Бодров.
До 1998 года программа выходила поздно вечером по пятницам, с 1998 года поздно вечером по понедельникам.
В 1999 году декорации студии отделали под первоначальные.
В апреле 2001 года, после назначения Александра Любимова заместителем Гендиректора ОРТ, программу пришлось закрыть. Это закрытие было неожиданным, поскольку ещё в начале 2001 года проводился кастинг на соведущего программы.
2. Значение
Программа «Взгляд» стала одним из символов перестройки. Она перевернула представление советских зрителей конца 1980-х о телевизионной журналистике и подаче новостных материалов. Раскованные молодые ведущие в почти домашней одежде, прямой эфир, острые материалы, современные видеоклипы в качестве «музыкальных пауз» - всё это разительно отличалось от строго отрежиссированных и прошедших цензуру новостных программ Центрального Телевидения, таких как, например, программа «Время». Выпуски были в основном посвящены злободневным, социальным темам сегодняшнего дня. В эфир в качестве гостей приглашались политические деятели и популярные в СССР и России люди. Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались общественностью и в СМИ. Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев» . Иван Демидов, говоря о таком явлении как перестройка, замечал :
22 сентября 2007 года весь коллектив был удостоен специальной премии ТЭФИ в честь 20-летия программы, изменившей российское телевидение.
Примечательно, что из 31 награждённого в честь юбилея «Взгляда» - 25 над передачей не работали никогда . Владимир Мукусев отметил :
На очередной тусовке под названием «Вручение ТЭФИ» на сцену во главе с Любимовым поднялись люди, либо вообще никогда не имевшие отношения к «Взгляду», либо ничего, кроме вреда, ему не принесшие. Ему-то и была вручена заветная статуэтка. Зачем это было сделано, стало ясно через год, когда Познер тоже получил ТЭФИ. Коммерческий ларек «ты мне - я тебе» продолжает работать.
Тот же Владимир Мукусев подчеркивал, что передача «была сильна в первую очередь не журналистами, а гостями» . Он же отмечал в одном из интервью :
3. Ведущие и режиссёры
В разное время ведущими были:
В программе также работали:
- Иван Демидов (режиссёр)
- Елена Саркисян (автор сюжетов)
- Дмитрий Дибров (автор сюжетов, 1988-1989)
- Константин Эрнст (сценарист, режиссёр выпусков 1989 года)
- Елена Карпова (музыкальный редактор)
- Марина Лозовая (музыкальный редактор)
- Андрей Разбаш (режиссёр)
- Сергей Морозов (режиссёр)
4. Значимые сюжеты
4.1. Социальный рок
Популярность социального рока в СССР отчасти была обеспечена программой «Взгляд». Сергей Ломакин в газете «Музыкальная правда» вспоминал :
Тот же Сергей Ломакин отмечал:
4.3. АЭС
«Взгляд» открыл тему безопасности атомных электростанций. Репортаж про строящуюся Воронежскую АЭС стал сенсацией. После эфира в Воронеже начались демонстрации.
4.4. Захоронение В. И. Ленина
В эфире программы режиссёр «Ленкома» Марк Захаров впервые сказал о необходимости захоронения Владимира Ильича Ленина.
Примечания
- Телепрограмма «Взгляд» в исторической перспективе - www.mediascope.ru/node/287
- «„Взгляд“ снова не вышел» журнал «Власть» № 1(51) от 31.12.1990 - www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=265791 ссылка проверена 17 марта 2009
- «Телекомпания „ВИД“ вчера и сегодня», газета «Коммерсантъ» № 156(874) от 26.08.1995 - www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=116096 ссылка проверена 17 марта 2009
- «Программа, изменившая российское телевидение». К 20-летию проекта. В студии: Анатолий Лысенко, - www.echo.msk.ru/programs/tv/55185/ Дмитрий Захаров, Александр Политковский 30 сентября 2007: «Эхо Москвы» ссылка проверена 17 марта 2009
- 10 ЛЕТ МЕНЯЯ ВЗГЛЯД НА МИР - ogoniok.com/archive/1997/4522/39-04-07/
- Телевизионный продюсер - text.newlookmedia.ru/?p=3688#more-3688
- Запорожский Криминал " Владимир Мукусев, 15 лет спустя смерти Влада Листьева - criminalzp.com/?p=466
- Мукусев. 20 лет спустя - text.newlookmedia.ru/?p=5750#more-5750
- Владимир Мукусев: "В прямом эфире сегодня редко рождается мысль" - www.internews.kz/newsitem/28-10-2010/13102
- Мосправда - www.mospravda.ru/issue/2011/03/10/article26559/
- Интервью газете «Музыкальная правда» (28 мая 2010) - text.newlookmedia.ru/?p=7488#more-7488
С позиций нынешнего времени советское телевидение представляется чем-то незыблемым и неизменным. Одни и те же передачи шли десятилетиями, изредка смещаясь по сетке, ведущие и дикторы были примером абсолютной стабильности - и не напрасно сейчас именно их образы и встают за непритязательными названиями вроде «Музыкальный киоск», «Утренняя почта» или «Клуб кинопутешествий» даже если в памяти не осталось ни одного выпуска этих передач.
Бунт Молодежной редакции
Заставка передачи «До 16 и старше»
wikimediaПринято считать, что заметные перемены на телевидении в СССР начались с Перестройкой, а полный переход на западные стандарты (в том числе и в оценке популярности той или иной передачи) произошел уже в 90-е. Тогда появилось множество независимых производящих компаний, а количество каналов сделало конкуренцию за внимание зрителей вполне реальным явлением, а не чем-то умозрительным из жизни «загнивающего Запада».
Конечно, телевидение менялось и при СССР.
Перемены эти были медленнее, чем на Западе — но там отбор лучших проектов шел с помощью рейтингов и рекламных доходов, а советское телевидение обходилось передовой идеологией, которая поворачивалась медленно, а реагировала на новации еще медленней. Так что можно посчитать настоящим чудом, что на ЦТ (долгое время единственный канал, который принимался практически по всей стране) прорывались - как сказали бы сейчас - шоу наподобие «Клуба веселых и находчивых» или игры «Что? Где? Когда?».
Но к началу 80-х идеологический прессинг ощутимо ослаб, и зрители, пожалуй, заметили это сразу. Появились, например, «Веселые ребята» Андрея Кнышева - и уже в первом тематическом выпуске («О вкусах», 1982 год, напомним) показали полуподпольный на тот момент «Аквариум». В 1983-м вышла для подростков «До 16 и старше…», через два года появились «Двенадцатый этаж» и - на ставшем общесоюзном Ленинградском ТВ - «Музыкальный ринг», а также прошел знаменитый телемост и американского ведущего Фила Донахью («В СССР секса нет»). А в марте 1987-го провел первый выпуск «До и после полуночи».
За большинством знаковых проектов стояла Молодежная редакция ЦТ. В 1984 году ее возглавил Эдуард Сагалаев.
«Я играл такого молодого комсомольского лидера или функционера. При этом я ненавидел эту систему. Но я любил свою страну и гордился ею — потому что у меня отец воевал и мама прошла трудные годы во время войны, и я понимал, что это могучая большая страна, в которой были Гагарин, Королев, целина. Это были для меня не пустые слова... Но и о репрессиях Сталина мы знали», — приводятся слова в вышедшей к 30-летию «Взгляда» книге Александра а «ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал».
Конечно, все проекты Молодежной редакции были в каком-то смысле прорывными - их смотрели, обсуждали, даже записывали на новомодные видеомагнитофоны. Но стать натуральной «бомбой» было суждено проекту, который действительно родился в результате перестройки.
По одной из версий, «Взгляд» стал «нашим ответом» на то, что в СССР перестали глушить западные радиостанции (постановление от 25 сентября 1986 года, которое было выполнено только в конце 1988-го). По другой - новый проект должен был заменить закрытый в 1987-м «Двенадцатый этаж». Правда, такая замена выглядела несколько несуразно - новая программа должна была выходить примерно около полуночи, что подразумевало совсем другой состав аудитории (на что в то время могли просто не обращать внимания). Насколько все это правда, неизвестно. Авторами проекта были , и телепродюсер и режиссер - разумеется, при полной поддержке Сагалаева.
Рекруты с Иновещания
Редакция новой программы была создана еще в апреле 1987-го, так что до первого выпуска в октябре у нее было время и подготовиться, и найти тех, кто будет в кадре. Сагалаев вспоминал, что нужны были «молодые, неиспорченные телевизионной славой ведущие, молодые новые лица». Концепции же программы не было, как и названия.
Ведущих в итоге нашли в Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР, которая заведовала радиовещанием на зарубежные страны - так называемом «Иновещании».
Анатолий Малкин и Кира Прошутинская были первыми продюсерами программы, утвердили ведущими работавших на Иновещании Гостелерадио журналистов Александра Любимова, и Олега Вакуловского.
Захаров рассказывал, что их четверка казалась намного профессиональнее своего нового окружения.
«На Иновещании всех нас заново учили журналистскому мастерству. Были закрытые курсы на Шаболовке, где специально обученные люди учили нас писать, делать материалы по методикам зарубежных, в частности, американских информационных служб, чтобы мы могли донести до иностранного слушателя, что мы не полные уроды, которых надо бояться с утра до ночи», — вспоминал он. А на телевидении, по его словам, Кашпировские и Чумаки несли в эфир невозможную ахинею, и всех это устраивало.
«Телевидение сразило нас своей беззаботностью и нетребовательностью», — заключает ведущий.
Как сжечь партбилет
Заставка передачи «Взгляд»
wikimediaТелевидению будущие «взглядовцы» тоже не сразу пришлись ко двору - программу собирались закрывать уже после первого выпуска, но все обошлось. Вскоре появилось и название - по самой красивой версии, это сделал Сагалаев, которому не понравились все присланные зрителями на специально объявленный конкурс варианты.
В принципе, то, что делали в эфире трое ведущих (Вакуловский вскоре после старта ушел), давно уже было стандартом американского телевидения. Свободные диалоги, какие-то действия, совершенно недопустимые для дикторов ЦТ, неформальное обращение друг к другу и гостям. И, конечно, популярная музыка, причем не в смысле попа, а действительно популярного тогда социального рока (во «Взгляде» тогда появлялись «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Кино»), который уже запрещен не был, но на телевидение допускался с трудом.
Впрочем, всего это было мало для того, чтобы из еженедельной программы, выходившей практически ночью по пятницам, стать едва ли не рупором эпохи.
Но на запросы зрителей создатели программы (всего их было более 120-и человек) откликались постоянно - а зрители платили своим вниманием. И кучей писем в «Останкино», звонками в прямой эфир, обсуждением горячих тем, поднятых во «Взгляде», которому и так было чем гордиться. Были сюжеты про следователей и , были первые на отечественном телевидении ток-шоу - например, с одним из авторов программы «500 дней» , — было и сожжение режиссером партийного билета. Тоже в прямом эфире, на всю страну.
«Плюс «Взгляда», наверное, был в абсолютной бесхитростности, эклектике, непрофессионализме и изумлении ведущих от того, что им это разрешают говорить, что их вообще выпускают на публику, более того, смотрят, и смотрят в каких-то диких местах, звонят, откликаются», — вспоминает Анатолий Лысенко.
И другие
Константин Эрнст в передаче «Матадор
wikimediaСтартовавший в 1987-м году «Взгляд» несколько раз закрывали, потом открывали снова, те, кто его делал, вспоминают о попытках цензуры, когда снимали с эфира различные сюжеты (а потом их все же выпускали через какое-то время). Окончательно «Вгляд» закончился через четыре года, пройдя со страной через все испытания конца 80-х и начала 90-х, а последнем выпуске разрезали символический торт в виде СССР. Но к тому времени это была совсем не та группа молодых ведущих и режиссеров, которая начинала делать программу.
Еще в 1987-м было создано Творческое объединение «Взгляд», позже превратившееся в «Телекомпанию ВИD» («Взгляд и Другие»), которая начала производство самого разнообразного контента для российского телевидения. Например, один из режиссеров программы начал вести «МузОбоз», другой режиссер - - «Матадор», автор сюжетов стал ведущим «Политбюро».
Александр Любимов (ставший вместе с Политковским и еще одним ведущим программы Владимиром Мукусевым депутатами Верховного Совета РСФСР) в 1994-м перезапустил «Взгляд»; одним из его соведущих в конце 90-х был актер Сергей Бодров-младший.
«Выбор ведущего, его дальнейшая судьба, его звездность — это тайна. Когда мы пригласили молодого малоизвестного артиста стать соведущим «Взгляда с Александром Любимовым», никто в него не верил, я и сам сомневался. Но это сработало, он стал звездой поколения, звездой 90-х. Это чудо, и никто не знает, как его репродуцировать...», — вспоминал Любимов.
Сам «Взгляд» стал легендой - и перестройки, и отечественного телевидения. (был ведущим в 1989-1990 годах) в своей книге, выпущенной к 25-летию программы, назвал его создателей «битлами перестройки».
По словам Любимова, «Взгляд» радикально отличался от всего, что зритель мог в то время увидеть на экране.
«Срабатывал странный эффект. Что ни скажи в эфире — люди домысливают твои слова, дорисовывают твой образ бунтаря и оппозиционера, — вспоминал он. — Правы те, кто называет «Взгляд» антикоммунистической передачей. Таким его и запомнили».
Он добавлял, что для такого серьезного дела, как критика власти, «Взгляд» не годился, он был искренней программой о людских судьбах: «Мы смеялись над дурацкими порядками, мы защищали доброе и хорошее, мы приглашали в студию людей, которые пытались что-то изменить в стране».
«Прав ли Константин Эрнст, который считает программу «Взгляд» величайшей программой телевидения? Не знаю, не задумывался об этом. С социальной точки зрения ее влияние значительно,
но самым великим событием была, на мой взгляд, трансляция заседаний Верховного Совета — когда с этих людей слетел флер.
Никогда больше люди не будут останавливать такси, чтобы послушать, что говорят на сессии, сидеть до трех-четырех ночи...», — Анатолий Лысенко.
В тексте использованы фрагменты из книги Александра Любимова и Камилла Ахметова «ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал» (Москва: Издательство АСТ ).
Когда они выходили в эфир, в стране снижалась преступность! Все жители СССР спешили к экранам, чтобы увидеть Захарова, Листьева, Любимова, и их "Взгляд" на события в стране и мире. На днгях будет 30 лет, как вышел первый выпуск передачи, которая совершила настоящий переворот не только в отечественном телевещании - в самом сознании советского зрителя. Эта передача официально выходила в эфир со 2 октября 1987 года по 23 апреля 2001 года. Благодаря ей потом даже образовалась телекомпания "ВИД" которая так и расшифровывалась: "Взгляд и Другие".
Они расширяли пространство свободы. Правда о Чернобыле и Афганистане, о горячих точках "кипевшей" тогда страны, о привилегиях номенклатуры, о бездомных детях. Гребенщиков и Бутусов в эфире. И взгляд на Запад без привычной враждебности. На их импровизированной кухне, в эпоху дефицита, продуктовых карточек и талонов, английская домохозяйка готовила свой обычный завтрак.
Любовь зрителей и гнев партийного начальства. "Взгляд" не раз закрывали, но он выходил из подполья, на домашних видеокассетах. Впрочем, "Взгляд" - это не только политическая публицистика, это еще и пронзительные истории, человеческие и даже лошадиные. "Сюжет про лошадь, которую мальчик спас с бойни. Она была приготовлена на забой для конины, и он поселил ее просто в московской квартире. И это очень трогательный, душераздирающий сюжет", - рассказывает Евгений Додолев.
Краткая история:
В апреле 1987 года на заседании ЦК КПСС было принято закрытое решение о создании молодёжной вечерней пятничной передачи, а уже в октябре в Молодёжной редакции ЦТ (Анатолий Лысенко, Эдуард Сагалаев, Анатолий Малкин, Кира Прошутинская) появилась вечерняя информационно-музыкальная передача для молодёжи «Взгляд». Тогда, в конце 80-х, идею такой передачи поддержал Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии. Александр Кондрашов в своей рецензии на книгу Евгения Додолева «Битлы перестройки» отметил: «в оборот вернулось много неизвестных или забытых фактов: то, что родителями программы были Анатолий Лысенко и Эдуард Сагалаев, знали все, но то, что первые выпуски „рожали“ Кира Прошутинская и Анатолий Малкин, - нет»). Чуть позже в эфире был объявлен конкурс на название программы. Однако, существует версия, что название передачи придумал Эдуард Сагалаев, который тогда возглавлял «молодёжку».
Анатолий Лысенко рассказывает:
Сверху, от Александра Николаевича Яковлева, прилетела идея делать молодёжную информационно-развлекательную программу. Он, в свою очередь, получил решение ЦК партии о том, что нужна такая передача. Чтобы она в каком-то смысле отвлекала молодёжь от прослушивания зарубежных радиостанций. Сагалаев вытащил старую сценарную заявку, предложил мне попробовать ещё раз. Я согласился
Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе.
Вначале ведущих передачи было четверо: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский. Затем Александр Политковский. Чуть позже к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. В качестве ведущих приглашались известные в ту пору журналисты Артём Боровик и Евгений Додолев:
Из газетного мира пришли во «Взгляд» Артём Боровик, проводивший очень нужную тему конверсии и проблем армии, и Евгений Додолев − автор ряда сенсационных сюжетов.
С 1990 по 1993 год производство программы «Взгляд» стало осуществляться телекомпанией ВИD, а программа стала представлять собой аналитическое ток-шоу.
Скандал разразился 26 декабря 1990 года, когда руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда». Председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко мотивировал запрет нежелательностью обсуждения отставки министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. 10 января 1991 года первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР подписал приказ о приостановлении производства и выхода в эфир программы, означавший, по сути, запрет на выход в эфир.
26 февраля 1991 года перед гостиницей «Москва» прошла манифестация в защиту гласности с участием «взглядовцев», собравшая полмиллиона участников. В апреле 1991 года вышел первый «Взгляд из подполья», который готовили Александр Любимов и Александр Политковский.
23 и 25 августа 1991 года вышли специальные выпуски «Взгляда», посвящённые событиям 19-23 августа 1991 года.
С 1992 по 1993 год функцию программы «Взгляд» фактически выполняли четыре программы телекомпании ВИD: «Тема», «МузОбоз», «Красный квадрат» и «ПолитБюро». Причём в сюжетах последних двух программ использовался всем известный «ромбик». В сентябре 1993 года «Красный квадрат» был закрыт, а уже в октябре было закрыто «ПолитБюро».
В 1993 году вышло два специальных выпуска «Взгляда» в формате ток-шоу. Первый выпуск, посвящённый референдуму «да-да-нет-да», вышел в апреле и его подготовили Александр Любимов, Владислав Листьев и Александр Политковский, а также Иван Демидов в качестве главного режиссёра. Второй выпуск, посвящённый новой политической элите России, вышел в июне.
27 мая 1994 года вышел в эфир «Взгляд с Александром Любимовым» в формате информационно-аналитической программы. Гостем первого выпуска стал Александр Солженицын, который в тот же день прибыл в Москву впервые после длительной эмиграции.
Большое внимание программа уделяет разрастающемуся с ноября 1994-го года конфликту в Чеченской республике. Во время первой и второй чеченской войны Александр Любимов неоднократно вылетает в зону боевых действий.
Обновлённый «Взгляд» неоднократно поднимал проблемы морали, бедности, безработицы, пытался преодолеть «кризис веры», охвативший многих, и показывает незаурядных людей из среды фермеров, учителей, врачей и рабочих. Особое внимание уделяется борьбе с наркоманией. Своё первое интервью федеральному телевидению основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман дал именно в этой программе.
С октября 1996 года по август 1999 года соведущим «Взгляда» был Сергей Бодров (младший).
До 1998 года программа выходила поздно вечером по пятницам, после чего - поздно вечером по понедельникам.
В апреле 2001 года, после назначения Александра Любимова Первым заместителем Генерального директора ОРТ, программу пришлось закрыть. Это закрытие было неожиданным, поскольку ещё с сентября 2000 года в течение нескольких месяцев проводился всероссийский кастинг на соведущего программы.
Та самая первая передача 1987 года:
А теперь несколько архивов хорошего качества, отсортированных по годам:
Взгляд 1994
Взгляд 1995
Взгляд 1996
Взгляд 1997