Солнечная страна. Костыря, Иван Сергеевич - Сказка о солнечных братьях: Повести-сказки: Для детей мл
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Цели урока:
Предметные : познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью писателя-земляка И. Костырей, с его произведением «Сказка о солнечных братьях», учить разгадывать замысел автора, углубить знания детей о таком жанре литературы как сказка-повесть, о понятии «научная фантастика», убеждать школьников в том, что литература родного края – неотъемлемая часть общеевропейской и мировой культуры;
Метапредметные: развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, умение задавать вопросы; вырабатывать собственное мнение; вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Личностные : развивать у подрастающего поколения ДНР правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей, формировать морально-этические убеждения, умение делать нравственный выбор, умение адекватно реагировать на трудности и не бояться ошибки, воспитать национальную гордость за Донбасс, уважение к родному краю, его богатствам, к талантливым соотечественникам, осознание своей гражданской идентичности.
Тип урока : Урок комплексного применения знаний
Оборудование : портрет писателя, текст произведения, ученические литературные словарики.
Теория литературы : сказка, повесть, фантастика.
Межпредметные связи: русский язык, география, физика.
Что и говорить, велика притягательная сила и мощь земли
по имени Донбасс!
И все же создали это имя люди, наши земляки
Иван Костыря «Дума о земляках»
Ход урока:
I . Мобилизующий этап .
ІІ . Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Ребята, на урокахлитературы и украинской литературы вы знакомились с произведениями о Донбассе, писателями Донбасса. Назовите их.
Как называется урок литературы, посвящённый родной земле, родному краю? (Литература родного края )
III . Мотивация учебной деятельности. Самоопределение учащихся на основе антиципации(опрделения учениками своих учебных задач) .
Наш сегодняшний урок посвящён писателю Донбасса. А что мы называем Донбассом? Как расшифровывается это сложное существительное?
ДОНБАСС – сокращенное название Донецкого каменноугольного бассейна.
У меня в руках находится кусочек донбасского золота, сердца Донбасса, сердца, которое даёт тепло и свет миллионам людей, даёт энергию заводам, фабрикам. Это наш донецкий уголь. Богатства донецкой земли, труд людей, которые его добывают не раз были воспеты в произведениях литературы нашими талантливыми земляками. Одним из них является Иван Сергеевич Костыря. Сегодня мы познакомимся с этим писателем, рассмотрим его произведение «Сказка о солнечных братьях»
Как вы думаете, что нам принесёт сегодняшний урок? Сформулируйте его цели.
Ученики формулируют цели урока (познакомиться с биографией И.Костыри, проанализировать его произведение, пополнить свои знания о выдающихся людях Донбасса, утвердить мысль о том, что родной край – самая лучшая точка на земном шаре).
Запись даты и темы урока в тетради.
IV . Работа над темой урока.
Работа над эпиграфом урока.
Ребята, запишите в тетрадь эпиграф к нашему занятию. Выскажите своё мнение по поводу этих слов Ивана Костыри. (Ответы учеников )
Да, земля делает нам, жителям Донбасса большой подарок, отдавая из своих недр богатства. Но только ли этим славится наш край? Много талантливых, знаменитых людей подарила нам донецкая земля. И среди них писатель Иван Сергеевич Костыря., который говорил:
Донецкому краю повезло на великих земляков. Не каждая
страна в Европе или на ином каком континенте может
похвастаться таким их числом, целым созвездием мировых
имен, как нынче принято уподоблять людей звездам, дабы
подчеркнуть их высокость.
2. Знакомство с писателем.
- Иван Сергеевич Костыря (1932 – 2003 гг.) - известный писатель, литературная деятельность которого была тесно связана с краеведением, с воспеванием родной земли, местами, где он родился, вырос, жил.
Что же это был за человек? Сегодня он сам расскажет о себе. (Подготовившийся самостоятельно, под руководством учителя ученик в образе писателя и с его портретом рассказывает автобиографию)
Примерный рассказ
Я
родился 13 января 1932 года на хуторе Федоровка Межевского района на Днепропетровщине в семье сельского учителя. Детство и юность прошли в Донбассе.
Учился на Днепропетровщине - окончил Днепропетровскую фельдшерскую школу. Впоследствии учился в Киевском медицинском институте, а по его окончании вернулся в Донбасс.
С 1957 по 1965 гг. я в Горловке Донецкой области детским школьным врачом, врачом скорой помощи, а затем - психиатром.
Первый мой рассказ был напечатан еще во время учебы, в многотиражке института.
В 1967 году я окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького в Москве. Опыт моей врачебной практики отразился в повестях, действие которых разворачивается в Донецком крае:
«Пора новолуний»,
«Ночные дежурства»,
«Детский доктор»,
«Врачебная тайна»,
«Срочный вызов.
За отображение труда шахтеров в литературе я был награжден:
знаком «Шахтерская слава» III и II степени;
был лауреатом литературных премий имени В. Короленко и имени В. Шутова;
в 1999 году получил поощрительную премию и диплом Фонда памяти Алексы Тихого за лучшую публикацию
За свою жизнь я успел написать и издать более чем сорок книг для детей и взрослых. Краеведческая тематика особенно нашла отражение в книгах, вышедших в последние годы жизни.
В 2002 году вышли: «Думы о Донбассе» (легенды, предания, рассказы, байки о Донецкой земле, ее природе, прошлое и настоящее) и «Слово о Донецкой крае» (своеобразная литературная история Донбасса).
А последней моей работой стала книга «Межевская сторона» о родной Днепропетровщине, где я родился и рос.
- Учитель:
Не стало Ивана Сергеевича
в августе 2003 года.
3. Работа над сказкой – повестью «Сказка о солнечных братьях»
Когда-то на территории нашего края не было угля, стоял огромный первобытный лес. Светило солнце, бушевали бури, лили дожди , в торфяных болотах, озерах или лагунах на протяжении 300 миллионов лет различные растительные остатки под влиянием высоких температур и давления постепенно превращались в бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об этом и ведает нам в своей книге Иван Костыря.
1.Проблема-поиск решения
Ранее вам было дано задание прочесть «Сказку о солнечных братьях». Давайте определим жанр этого произведения. Своё мнение нужно обосновать.(примерные ответы учеников – сказка, повесть, фантастическая повесть )
Вы правы, в этом произведении есть признаки сказки, фантастики (нереальные, фантастические герои, события, почти волшебство ). Но и признаки повести мы тоже можем увидеть – средний размер, множество героев, много событий в течении долгого времени, деление на главы . Поэтому такое произведение мы называем повестью-сказкой.
А ещё мы можем назвать эту повесть научно-фантастической. Почему? ( ответы детей )
О процессе образования угля мы могли бы прочесть в научной литературе, в трудах по физике, географии, геологии. Но вам, детям, было бы не очень интересно читать такие книги. Вот тут на помощь и приходит научная фантастика. Вам легко и интересно было читать о сложных физических и химических процессах.
Но призвание любой художественной литературы не только в том, чтобы донести факты. Она воспитывает в нас лучшие человеческие качества.
Коллективное составление плана повести-сказки.
Работа над идейно-художественным содержанием
Работа в группах
Первая группа: определяет композицию «Сказки…» , заполняя таблицу
Вторая группа: определяет тему и идею произведения
Тема : изображение в сказочной, фантастической форме процессов образования угольных пород, борьбы солнечных лучиков с различными стихиями, встающими у них на пути.
Идея : утверждение мысли о том, что человек, который преодолевая трудности, не поддаваясь соблазнам, несёт в себе искру тепла и света, будет жить в сердцах людей и через много лет.
Третья группа: работа над художественными средствами произведения (выписывают несколько эпитетов, метафор, персонификаций и других троп)
Выступление ораторов групп с дальнейшим обсуждением.
Самостоятельная работа над образами сказки-повести
Определить основные черты характеров героев, показывая их схематически
Дети спектра : над каждым лучиком написать черты его характера, под лучиком – его судьбу.
Выступления детей с обоснованием, опорой на текст.
Работа в парах. Составление синквейна. (1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме имени существительного, 2 строка - два прилагательных, 3 строка - три глагола, 4 строка - фраза, которая несет определённый смысл произведения, 5 строка - вывод, одно слово (может быть два), существительное)
Зачитывание и обсуждение работ.
V . Рефлексия .
Ребята, сегодня мы познакомились с удивительным земляком Иваном Костырей и его удивительным произведением. Достигли ли мы целей урока, поставленных в начале урока? (ответы детей).
И в завершение урока наш гость Иван Сергеевич зачитает отрывок из своего произведения «Дума о земляках» (выступление ученика, исполняющего роль писателя)
«Любая пядь земли в подлунном мире, в том числе и твоей
отчины, из которой ты сделал первый шаг в широкий свет,
остается безвестной до тех пор, пока ее не откроет, не обживет, не преобразит не
прославит в ближайшей округе, а то и по всем дальним далям
своими неутомимыми радениями, своими подвижницкими
своими подвижницкими деяниями и талантом человек.
Так случилось и с Донбассом. Его всемирный авторитет
тоже сложился благодаря людям, нашим землякам.
Быть бы ему по прежнему необжитой степью, Диким Полем или, по географическому определению, просто Донецким
кряжем, да и то без собственного имени, если бы не первопоселенцы, не первооткрыватели его подземных кладов и не
перводобытчики горючего камня, соли, железных руд и ртути,
редких глин и камня строительного и если бы не первопроходцы в отечественной науке и литературе, впервые осмыслившие невиданные богатства земли донецкой и рассказавшие об этом крае всему человечеству; если бы не художники,
запечатлевшие на своих полотнах и в скульптуре и явившие
миру его неповторимый облик, и тех, кто этот облик
наравне с природой сотворил, да и преобразил на свой лад,
изо дня в день неусыпно торя новые пути в познании его тайн
и богатств, осваивая их и множа трудовую славу этого преимущественно рабочего края; и если бы не соловьиные певцы, поведавшие по чужим и чужестранным городам и весям о бессмертной душе шахтерской отчин».
- Спасибо. А я дополню словами Константина Кудиевского, работавшего с И. Костырей в редакции журнала «Радуга»
«Писать о книгах трудно - их надо просто читать. Поэтому по-дружески советую читателям познакомиться с книгами Ивана Костыри. Они не найдут в тех книгах экзотики, сногсшибательных сюжетов и феерических героев. Зато узнают признаки подлинной жизни: уловят запах земли и дождей, услышат далекий перестук вагонных колес в ночной степи, встретятся с обычными людскими радостями и страданиями»
VI . Оценивание.
VII . Домашнее задание: подготовить коллаж к «Сказке о солнечных братьях».
Используемые ресурсы:
http://www.tourdnepr.com
Урок литературы родного края
Иван Костыря
Сказка о солнечных братьях
Подготовила: учитель русского языка и литературы Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней №2 Зикеева С.И.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.