Исаак Бабель

Миниатюры

I. Линия и цвет.
(Истинное происшествие.)
Александра Федоровича Керенского я увидел впервые двадцатого декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года в обеденной зале санатории Олила. Нас познакомил присяжный поверенный Зацареный из Туркестана. О Зацареном я знал, что он сделал себе обрезание на сороковом году жизни. Великий князь Петр Николаевич, опальный безумец, сосланный в Ташкент, дорожил дружбой Зацареного. Великий князь этот ходил по улицам Ташкента нагишом...


Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XVI-XIX веков.

Исторические миниатюры Валентина Пикуля – уникальное явление в современной отечественной литературе, ярко демонстрирующее непревзойденный талант писателя. Каждая из миниатюр, по словам автора, “то же исторический роман, только спрессованный до малого количества”.

Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XIX – начала XX веков.

Исторические миниатюры Валентина Пикуля – уникальное явление в современной отечественной литературе, ярко демонстрирующее непревзойденный талант писателя. Каждая из миниатюр, по словам автора, “то же исторический роман, только спрессованный до малого количества”.
Миниатюры, включенные в настоящее издание, представляют собой галерею портретов ярких исторических личностей XIX веков.

Разные стихотворения. Помимо лирического цикла сонетов перу Шекспира принадлежат две поэмы "Венера и Адонис" (1592) и "Лукреция" (1593). Кроме того, в ткань пьес, трагедий и комедий им вводились песни - своего рода лирический комментарий к тому, что происходит на сцене или за сценой. Песни эти, веселые и грустные, насмешливые или нарочито-нелепые, как бы откликаются на все события, действия, определяют настроения и оценивают обстановку. Особенно в этом смысле интересны песенки шутов. Как писал...

Цикл стихотворений Гимны к ночи был создан после смерти Софи Кюн, возлюбленной Новалиса, и наполнен воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе, которые необычны по тематике и образной системе. Первый абзац одного из гимнов передает привычное восприятие времени суток: день полон «всеотрадным светом». Но не день, любимый всеми, славит поэт, а ночь, «священную, неизглаголанную», которая «с силой незримой за сердце хватает». Только она дарит возможность увидеть давно ушедших из мира...

После: рабски подражал природе: а потому, что он не овладел предметом своей работы, что, напротив, этот предмет победил его своей эстетической неразрешимостью (л. 13). В автографе часть III начинается: «Позвольте, - скажет мне читатель, я уже и ранее заприметил у вас страсть к аналогиям и метафорам. Но здесь вы увлеклись непростительно» (л. 25).
После: …создания поистине просветленные… в автографе: …маяки нашей словесности, если вы уж так любите описат выраж… (л. 26). После: оживляющим душу...

Граф Алексей Константинович Толстой (1817–1875) остался бы в истории русской поэзии и литературы благодаря одному только лирическому шедевру «Средь шумного бала…». А ведь им создано могучее историческое полотно «Князь Серебряный», знаменитая драматургическая трилогия о русских царях, неувядаемая сатира «История государства Российского…», злободневная и по сей день. Бесценен его вклад в сочинения небезызвестного Козьмы Пруткова. Благородный талант А.К. Толстого, его творчество до сих пор остаются...



Жанр лирической миниатюры с обрубленным пространством. Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины хх века

Большая часть миниатюр В. Астафьева («Хлебозары», «Лунный блик», «Хрустальный звон», «Дождик», «Марьины коренья», «Зеленые звезды» и тд.) довольно четко вписывается в традиционную структурно-жанровую модель стихотворений в прозе, созданную И. Тургеневым и развитую в первую очередь И. Буниным. Это проявляется в господстве лирического начала и соответствующего ему типа повествования от первого лица, в последовательном использовании соразмерных, небольших по объему строф. Эти миниатюры представляют собой бессюжетное, лирически свободное живописание настроений, ощущений, непосредственных впечатлений героя.

Так в миниатюре «Голос из-за моря» (3, 194)герой вспоминает как жил на юге у старого друга и слушал радио, наверное, турецкое, а может, и арабское… «Был тих голос женщины, говорившей за морем; тихая грусть доносилась до меня и была мне понятна, хотя я не знал слов чужого языка. Потом, тоже тихая, словно бы бесконечная, звучала музыка, жаловалась, ныла всю ночь… Чья-то боль становилась моей болью, и чья-то печаль - моей печалью». Завершается миниатюра коротким заключением, выводящим этот «частный» случай на иной, общечеловеческий уровень: «В такие минуты совсем явственно появляется сознание, что все люди едины в этом поднебесном мире». Подобны по построению миниатюры «Печаль веков», «Домский собор», «Раньше здесь звонил колокол», «Ужас» и др., только некоторые из них состоят из одного абзаца-строфы, как в приведенном выше примере, что подчеркивает целостность, моментальность, нечленимость образа (впечатления, воспоминания, ощущения), а в других на одной-двух страницах представлены тончайшие изменения, «переломы и переливы» душевного состояния героя (что так же подчеркивается строфикой).

К числу последних относится миниатюра «Есенина поют» (3, 294). Она особенно музыкальна, несмотря на публицистические вкрапления, тональность и ритм миниатюры задают есенинские строчки: «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…». И далее описывается восприятие героем миниатюры этих строк, которому хочется покаяться перед всем миром и «выреветь всю горечь, какая есть в сердце», а поводов для такой тоски хоть отбавляй. Нет во дворе месяца, ни единого голоса на селе не слышно, в опустевшей деревне живут две старухи - «кричи людей зимней порой - не докличешься». Герой миниатюры описывает их жизнь («двадцать шесть ей было, троих детей имела….»), встречи с их детьми («Я спросил у парня: «Сколько зарабатываешь?»…-»Помогаешь ли матери-то» - «А че ей помогать-то….»), разоренную и брошенную деревню («Лошадь вон старая, единственная на три полупустых села, без интереса ест траву. Пьяный пастух за околицей, по-черному лает заморенных телят...»). Эти публицистические по своему стилю описания постоянно прерываются взволнованными лирическими монологами героя («Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо…»), причитаниями («Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…») Между собой эти фрагменты связаны лишь ассоциативно («…вдвоем с матерью живут в деревне, где прежде было за сорок дворов… кричи людей зимней порой - не докличешься… «Дальний плач тальянки, голос одинокий…» отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то?»), при целостном прочтении эта миниатюра напоминает протяжную народную песню - плачь.

Довольно часто в лирических миниатюрах композиционным центром в повествовании становится пейзаж, его особая значительность и одухотворенность - отличительная черта произведений Астафьева. Каждое явление природы представляется как чудо, как что-то необыкновенное - но не по превосходству над другими, а по природе каждого, и Астафьев стремится описать каждый листик веточки, каждый колосок, каждое дуновение ветра. Так в миниатюре «Сережки» (3, 148) в мельчайших деталях описывается как «лаковая чернота сережек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветви шоколадно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек. Одна, другая треснет почка, обнажит спресованную в себе мякоть зелени и замрет, дожидая своего сроку, пропуская перед собой краткую накипь цвета - листу родиться надолго, на все лето, лист может и должен подождать». Некоторые миниатюры почти полностью представляют собой пейзажные зарисовки («Хлебозары», «Сильный колос», «Лунный блик», «Хрустальный звон»), но и в них присутствует обобщенно-философское заключение автора («И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия» - из миниатюры «Лунный блик» (3, 147).

Желание глубже постичь, по-человечески понять ее пугающие сложности и противоречия чувствуются в каждой миниатюре. Природа является действующим лицом большинства миниатюр. Астафьев соотносит природу с человеком, во многом она оказывается «чище», «благороднее» (в отличие от многих людей, птица не бросает своих птенцов), но он не отрицает ее слепоты, стихийной жестокости (лесное зверье борется за выживание, человеку, оказавшемуся один на один с тайгой, природа покажется не матерью, а мачехой). В целом, миниатюрам Астафьева присущи две особенности восприятия и изображения человека и природы: идущее от народно-поэтической традиции очеловечивание природы («Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом» - из миниатюры «Хлебозары» (3, 138); и отражение природного в человеке («Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку рано или поздно приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете - неважно. Главное, что она приходит» - из миниатюры «Весенний остров» (3, 152). Поэтому, можно сделать вывод, что в лирических миниатюрах В. Астафьева природа «жива» только в присутствии человека, иначе некому оценить ее величие и красоту, но и герой не мыслим без всего, что его окружает, растворяясь в других людях, в природе, и в каждой детали повествования.

Многие критики отмечают в таких миниатюрах стирание грани между субъектом и объектом изображения, причем объектом по сути оказывается вся среда, и субъект тоже в роли объекта. (20) Такой подход к изображению человека и природы во многом определяет художественное своеобразие лирических миниатюр Астафьева, в них «лицо человека» и «лицо природы» предстают в зеркальной взаимоотраженности и взаимообусловленности, а отношения человека с природой рассматриваются как «образ брачных отношений» в едином процессе вечного сотворчества жизни (20, 46).

Литература 8 класс. Занятие от 29.01.2011
«Поэзия Фета – сама природа,
зеркально

Глядящая

Через
человеческую душу…»
(К.Д. Бальмонт)
Ребята, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим стихотворения Фета о
природе.
Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром
лирической миниатюры .
Лирическая миниатюра – это произведение малой формы, в котором
чувства, переживания господствуют над рассудочным началом. (т.е.
поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)
Запишите у себя в тетрадях определение жанра лирическая миниатюра.
Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые
русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность,
в то же время, сохраняя поразительную точность при передаче конкретных
деталей.
В конце ХІХ века во Франции – в живописи - стал популярен импрессионизм.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети ХІХ – начала ХХ
века, представители которого стремились наиболее естественно и
непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передать
свои мимолётные впечатления. Наиболее известны французские
импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Среди русских
живописцев можно назвать К.А. Коровина, И.Э. Грабаря.
Основные черты импрессионизма:
Выражение частного впечатления автора;
Отказ от объективной картины реальности;
Изображение каждого мгновения;
Отсутствие сюжета;
Замена мысли восприятием, а рассудка – инстинктом.
Запишите у себя в тетрадях определение и особенности литературного
направления импрессионизм.

Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда
стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет
1
отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже
самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Пейзажи в его стихотворениях выражают состояние человеческой души.
Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную
душу природы. Это счастье – чувство единства с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Человек
глядится в природу и познает ее законы и возможности. Природа – мудрый
советчик человека и лучший его наставник.
На основе вышеизложенного проанализируйте предложенные стихотворения,
отвечая на вопросы.

«Какая ночь! Как воздух чист…»
* * *
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1840-1892
1. Каким размером написано данное стихотворение?
2. Какая стилистическая фигура используется в первой строфе?
3. Какие слова задают ритм стихотворения?
4. В стихотворении господствует, казалось бы, противопоставление
темноты и света, но это не есть действительное противоречие. Это
соединение и взаимообогащение двух противоположных качеств.
Проиллюстрируйте данную мысль словами из стихотворения.
5. Какое ощущение создает ритмический строй стихотворения?
«Это утро, радость эта…»
2
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1. Какой тип односоставных предложений преобладает в данном
стихотворении?
2. В какое время начинается стихотворение и когда заканчивается? Какой
временной промежуток оно охватывает?
3. Какие явления жизни впитывает в себя поэт, что он видит, слышит.
Ощущает?
4. Что поэт говорит в заключении стихотворения? Какова интонация?
5. Какое ощущение, настроение создает лирическая миниатюра «Это утро,
радость эта…»
«Какая грусть! Конец аллеи…»
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
3
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
4
1. Какая картина представлена в данном стихотворении? Какое явление
природы описано?
2. Кто пытается противостоять ветру?
3. «Опять серебряные змеи/ Через сугробы поползли…» - какой это троп?
4. Каково состояние лирического героя?
5. Как в данном контексте выглядит надежда ? («А все надежда в сердце
тлеет…) В чем она заключается? На что надеется лирический герой?
6. Каким предстает родной край в данном стихотворении? Всем ли
доступен вход в этот край?
Напишите сочинение на тему: «Основные мотивы лирики Фета о природе».
Ответы на представленные задания присылайте по электронному адресу:
[email protected]

Лирические миниатюры





Королевство осени

Недавно было лето. Но сейчас об этом можно только вспоминать. Королева осень расстелила мягкий золотистый ковер листьев. Ветер дул и наклонял деревья. Осень шла и забирала дни и отдавала ночи. Алый бисер рябины краснел, а осень снимала и нанизывала на серебряные нити ягоды. Осень шла, постукивая прозрачными каблучками своих туфелек по хрустальным корочкам замерзших лужиц.


Осень

Осень - это золотая птица. Махнет правым крылом - солнышко выглянет. Махнет левым крылом - похолодает. Полетит золотая птица провожать птичек в теплые края. Села золотая птица на иву, взмахнула своим золотым опереньем, и ива стала волшебная, красивая и яркая. Носится золотая птица, нагоняет тучи, а за ней ветер. Ветер сбивает листья, и они, обессиленные, падают на землю.




Осень

Живут на свете четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень. Все они добрые и красивые, а вот по характеру отличаются друг от друга.

Сестра Осень самая непостоянная. То она радостная, веселая, то грустная, унылая.

Я люблю солнечную Осень. Голубое небо высоко-высоко. На земле лежит бархатная шубка из листьев. Деревья очаровательны. Липа любит одеваться в костюмы лимонного цвета. Береза наряжается в чудесное золотистое платье. Красные, желтые, зеленые листья клена так и притягивают к себе.

Дождливые дни мне не нравятся. У Осени портится настроение. Она надевает серые одежды и о чем-то плачет. Может быть, грустит о том, что скоро придет ее сестрица Зима, а о ней забудут.

Музыкальная зарисовка. П.И. Чайковский «На тройке»

Мы собираемся кататься. Я очень рад, я веселюсь. Вот поехали! Бубенцы звенят, играют! Тройка резвая галопом побежала за ворота. Ветер задорный гонит снег в лицо, мы едем, точно порхаем. Снег блестит. Он серебристый, но от солнца есть снег красный, желтый, а в тенечке - голубой. Снег искрится, от этого устают глаза, но все равно они распахнуты, смотрят вокруг: поля, луга… Тройка весело несется, наезжает на сугробы, скачет по мосту через речку, льдом покрывшуюся давно.

А морозный запах бьет в нос - он свежий, ароматный, обжигает грудь мне! Как здорово прокатились!



Вид из окна, когда у меня хорошее настроение

Скоро прогулка. Все самостоятельные сделаны, поэтому меня заберут рано. На улице вывалил снег. Снег мокрый, можно будет поиграть в снежки. На улице довольно тепло, всего лишь 0 градусов. Около дороги припарковалась какая-то новая интересная машина. На улице царит суета, как перед праздником: кто-то куда-то спешит. Нет яркого солнца, и поэтому больше не придется жмурить глаза. Деревья, припорошенные снегом, напомнили мне про лес, растущий около дачи: тихое перешептывание деревьев и мягкий запах сосны. Я посмотрел в другое окно и увидел наш спокойный, степенный школьный двор, всё на дворе как будто было в ожидании прогулки.


Вид из окна, когда у меня плохое настроение

Я выглянул на улицу. Там суетливо, как муравьи, бегали туда и сюда прохожие. Так надоела их бесконечная суета, что трещит голова, да еще и солнца нет - сразу же хмурое настроение. Если будет продолжаться потепление, то вообще утонешь в грязи. В общем, все казалось противным: вороны, роющиеся в помойке, эта тупая неоправданная тишина, безжизненность и неподвижность школьного двора.

Письма…Эти исписанные листки бумаги в конвертах… Их можно читать и перечитывать, над ними можно смеяться и плакать, их можно скомкать и отдать идущему навстречу ветру, их можно сунуть в томик Чехова и забыть…
А можно просто прижать к сердцу, и тогда в этом безумном мире станет теплее и светлее…
И жёлтый фон на картине художницы-осени не покажется больше цветом уныния, а хмурое серое небо разгладит морщины и скорчит что-то наподобие улыбки…
И капля воды, стекающая по окну, будет не слезой безнадёжности, а всего лишь дождинкой, прилетевшей сверху…
Это я о твоих письмах…
Между нами триста километров. Много это или мало? Это ничто, пока ты мне пишешь такие письма!
сентябрь 1999

Когда наступает время и над городом сгущаются ранние зимние сумерки, приходит Разлука…
И цокот её каблуков совпадает со стуком колёс поезда, увозящего от тебя любимого человека… И ты уже не можешь согреть своим дыханием даже себя: пальцы рук сводит от холода, горло – от слёз.
Медленно темнеет пустое небо.
Бездушно нависают над тобой дома.
Холодным светом горят фонари.
Куда-то идут люди. Но что с того? Ведь ты знаешь, что сейчас и здесь ты ОДНА…
28.01.2000

Белое с жёлтым – странное сочетание, не правда ли?
Когда падает мокрый белый снег на озябшие пожелтевшие листья, иногда кажется, что это безнадёжность покрывает твои мечты до следующих вспышек надежды – до следующей весны. Кажется, что всё пропало и ждать нечего…
Этот человек далёк не в расстоянии – он далёк так… Неизмеримо далёк, потому что я для него случайная прохожая, он же для меня…
И хочется ворваться вихрем в его жизнь, растопить этот холодный белый снег и закружить листья в радостном хороводе. Именно так. Иначе не стоит и врываться!..
сентябрь 1999

Я боюсь нелюбви, но зачем мне любовь?
Она не спасёт от однообразия повседневности, не уведёт в заоблачные дали, не перевернёт мир, не бросит слишком ярких красок на палитру жизни и не склеит осколки розовых очков…
Мир содрогнулся: вчера во мне родился циник… Родился, нахмурил брови и вопросил: « А смысл?»
И вправду: где смысл?
в чём смысл?
чего смысл?
зачем смысл?
а смысл смысла?

В конце концов всё просто:
радуга – не более, чем семь разноцветных полосок
море – это просто большой объём солёной воды
звёзды –это горячая плазма
глаза – да почитайте вы в самом деле анатомию глаза!
дружба – завуалированная форма использования человека человеком
а любовь – это всего лишь ненависть циника к самому себе…

Я боюсь любви, но зачем мне НЕлюбовь?!.
04.11.2001

Зачем мне свобода, если у меня была любовь?
Зачем мне опыт о мире, если у меня был сам мир?
Зачем мне я, если у меня был Ты?
Зачем ты позволил любви раствориться в этой мелочности наших с тобой сознаний? Зачем ты позволил пустоте занять её место? Она теперь забивает время и пространство, сворачивает в жгут мою душу, насилует меня… эта пустота…
Мы с тобой играли в шахматы на красно-чёрной доске моей любви-боли, и ты ставил мне шах за шахом, забирая все мои фигуры… По крайней мере, тогда всё было настоящим. Тогда всё было осязаемым, как солоноватый привкус крови на обкусанных губах, как соль слезы, разъедающая нежную кожу на щеке…
Помнишь, уезжая, ты сказал мне: «Смотри на Марс…»? Где теперь эта маленькая красная планета? Почему же ты позволил ей закатиться за горизонт?

Так скажи же мне, что не любишь меня – пусть эта пустота будет обоюдна… Тогда я буду отомщена…
8.07.2002

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка