Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звуки [з] , [з,] и буква З »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты, буква З , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н , а затем те, которые назовут слова со звуком нь .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь .

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах .

2. Работа со звуками .

Произнесение звуков З , Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З , Зь :

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети произносят эти звуки сначала тихо , затем громко.

Дети дают характеристику звукам З , Зь :

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З , Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З , Зь – звонкие? (Во время произнесения

звуков З , Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки ? (Звук З – твердый , звук Зь – мягкий .)

3. Развитие фонематического слуха :

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал , а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки , слоги, слова со звуками З , Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З , сигнал зеленого цвета на звук Зь )

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах .

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах . Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками : в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки :

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з , зь.

9. Обучение грамоте :

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,]. Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З , а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец, чтобы получилось слово таз.

в) Звуко- буквенный анализ слова ТАЗ . (состоит из трех звуков , одного

слога, дают характеристику каждому звуку ). Отмечает, что звук [з] в

конце слова «оглушается» и звучит как [с].

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.

2. С какой буквой мы сегодня познакомились?

3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Е.В. Данилевская, учитель-логопед

г.Барнаул

Звуки [З], [Зь]. Буква З.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о звуках З-Зь, знакомство с буквой З;
  • закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
  • совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
  • учить составлять предложения, используя две картинки;
  • совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;

развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;

воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Образовательная область:

Коммуникация.

Материал:

панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».

Предварительная работа:

развитие звукового анализа и синтеза, упражнение в выделении места звука в слове, развитие лексико-грамматических категорий.

Ход образовательной деятельности

I.Организационный этап

У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением от 1 до 5 домашних животных.

Логопед. Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)

II.Основная часть

1.Объявление темы.

Логопед. Звукоед украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки) . Какие звуки украл Звукоед? (Звуки З, Зь).

Сегодня мы постараемся вернуть звуки З и Зь, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед. Звукоед оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.

В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3.Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

Логопед. Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

4.Формирование звукового анализа (выделение звуков З, Зь из состава слова).

Логопед. Для вас есть еще одно задание от Звукоеда. На ваших столах лежат картинки, под которыми изображены схемы слов. Нужно определить место звука в слове. (Если заданный звук слышится самым первым, то нужно закрасить первый квадратик; если звук слышится последним, то закрасим последний квадратик; если звук слышим в середине слова, то закрасим средний квадрат.)

(Дети выполняют задание. Осуществляется взаимопроверка.)

5.Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.

Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.

6.Составление предложений с помощью двух картинок.

Логопед. Пришло время разгадать последнюю загадку Звукоеда. Мы с вами подружим картинки и составим предложения. Вот предложение, которое составила я по моим картинкам (выставляются картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.

(Дети составляют предложения и озвучивают их.)

Логопед. Мы разгадали все загадки Звукоеда. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!

7.Знакомство с буквой З.

Логопед выставляет на доску букву З, объясняет детям, что звуки З, Зь обозначаются буквой З, читает стихотворение о букве З:

На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три!

(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)

8.Развитие навыков чтения.

Логопед. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)

А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.

III. Итоговая часть

1.Повторение пройденных букв.

Логопед предлагает каждому ребенку по очереди подойти к доске, взять одну из уже знакомых букв, назвать и подарить соседу.

2.Ответы на обобщающие вопросы по теме.

С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.

С какой буквой познакомились?

Что запомнилось больше всего?

А какое задание было самым трудным?


Екатерина Карасева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи :

«Звуковая культура речи : звуки «З» и «Зь» .

Программное содержание :

Освоение действия интонационного выделения звука в слове .

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Развитие умения подбирать слова с заданным звуком .

Материал :

Два комарика (большой -маленький)

Фишки для обозначения твердых и мягких звуков (круги синие-зеленые)

Карточки с изображением предметов со звуком «з» в названии, по количеству детей

Поле для фишек по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми проходят в группу, на полянку (ковер украшенный цветами) .

Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш» - шумит ветер, «ж-ж-ж» - жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.

Ой, смотрите кто же это?

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Очень весело пищит,

Ну а с ним товарищ.

Воспитатель достает две игрушки : комар большой и маленький.

Посмотрите какие комарики к нам прилетели, а чем ребята они отличаются, один комар большой, а второй маленький комарик.

Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» , его песня громкая, твердая.

А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь» .

Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

Давайте еще раз споем песенки комариков.

Воспитатель обращает внимание на артикуляцию.

Что делают губы когда поет твердый звук «з» : улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Теперь произносим мягкий звук «зь» : то делают губы? Тоже улыбаются, только больше напрягаются, и язычок за нижними зубами и тоже больше напрягается.

Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з» , показывает маленького комара-поют звук «зь»

Дидактическая игра «Прятки со звуком »

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Прятки со звуком » . Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь» , должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з» - топните ногой.

Слова : зонт, бант, зуб, дуб, завод, заноза, вопрос, вокзал, замена, зелень, смелость, земля, лиса, зяблик, зима, зернышко, колобок, земляничка.

Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.

На столах у детей разложены карточки с изображением предметов , в названии которых присутствует звук «з» или «зь» .

Дидактическая игра «Домик для звуков » .

Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов . Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» , в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.

Слова : «з» -зонт, замок, забор, ваза, рюкзак, поезд, грузовик, кукуруза, таз, знак.

«зь» - корзина, зеркало, зернышко, зефир, газета, мазь, резинка.

Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.

Ребят, к нашим комарикам приехали друзья. Давайте мы послушаем загадки и отгадаем, кто это!

Отгадывание загадок «Зоопарк»

В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно (Обезъяна)

У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску. (Зебра)

Бородат, гриваст, вынослив,

Иву вмиг согну в дугу.

И рогами пень подбросить

Выше дерева смогу. (Зубр)

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы (Заяц)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел :

Подходи, кто очень смел. (Змея)

Скажите, а где могут жить все эти животные?в Зоопарке. А в слове зоопарк, есть звук «з» ? Он твердый или мягкий?

И я вам ребята предлагаю поиграть в игру «Зоопарк» . Выходите из-за столов.

Физминутка «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад! (Ходьба)

Это - лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища . Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение : стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

(Прыжки с хлопками над головой)

Лапку к лапке приставляя,

Друг за другом поспевая,

Шли пингвины дружно в ряд,

Словно маленький отряд.

(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны , руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он вразвалочку идет ,

Танцевать с собой зовет.

(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)

Вот змея, она пугает

(Волнообразные движения правой рукой)

И к себе не подпускает.

По земле ползет она,

Извивается слегка.

(Волнообразные движения туловищем )

Зебра бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

(Ходьба)

Вот и нашим друзьям пора возвращаться домой, давайте с ними попрощаемся.

А ведь у нас в группе тоже есть животные, давайте для них мы из крупного конструктора построим зоопарк ?

Дети приступают к совместному конструированию «Зоопарк»

Тема: Дифференциация звуков [С], [Сь] - [З], [Зь].

Цель:

  1. Учить диффенцировать и правильно произносить звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
  2. Закрепление навыка составление звуко- слоговых схем.
  3. Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных в конце слова.
  4. Подобрать родственные слова к слову заяц.
  5. Закрепление употребления предлогов за, из-за.
  6. Развивать мелкую моторику и логическое мышление.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы научимся различать звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь].
- Чем похожи звуки [С] , [Сь] - [З] , [Зь]?
- Чем они отличаются?
Ответьте мне ещё раз на вопрос какие звуки мы будем сегодня
различать?

3. а) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в слогах.
Дети встали в круг. В середене круга - логопед. Логопед бросает мяч и произносит слоги со
звуком с или з.

Ребёнок ловит мяч и повторяет слог, изменив в нём звонкий звук на глухой или наоборот.
са - за ста - зда ся - зя и т. д.
со - зо сто - здо
су - зу сту - зду
сы - зы сты - зды
сэ - зэ стэ - здэ
б) Дифференциация звуков [С] , [Сь] - [З] , [Зь] в словах.
Каждый ребёнок получает по 2 картинки.
Посмотрим вокруг - в группе много предметов с изучаемыми
звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог,
первый звук с. (Стол, стул.) В слове первый звук з, последний - а.
(занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине
этого слова? (звук с).

3. Звуко-слоговой анализ.

Слова: замок, санки.

4. Родственные слова.

Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (заяц, зебра,
лось, лиса,)
Подбор родственных слов к слову заяц.
назовите зайца ласково - зайчик, зайка, заинька
волки любят лакомиться - зайчатиной
кого называют трусишкой - зайчишку



5. Закрепление употребления предлогов за, из -за:

добавление предлогов в предложения:

Зайка сидит… кустом.
Зайка выглядывает …куста.
Зоя сидит …сосной.
Дети сидят …столиком.
Дети встают…столика.
Зоя посадит незабудки …беседкой.
Соня вынимает бант …спины.
Лиза сидит на скамейке…домом.
Козлёнок пасётся на поляне…лесом.

6. Физкультминутка -логоритмическое упражнение.

7. Дифференциация С -З на письме.

а) «Какая буква потерялась С или З?»
Дети вписывают в слове недостающие буквы. Я вам принесла таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве: _онт; ва_а, _ом, _ито.
б) Знакомство с написанием парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
Логопед объясняет написание парных согласных в паре слов:
тазы - таз.
- какой звук слышится на конце слове таз? Ответ детей: на конце слова слышится
глухой звук [с]. Это звонкий согласный звук з на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук с. Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук з. Посмотрите, в слове тазы пишется буква з. Значит и в слове таз пишется также буква З.
Логопед делает вывод.



Конспект занятия "звуки"з", "зь". ЗКР — звуковая культура речи дошкольников

Шабалина С.В., учитель-логопед.

Цели: 1)Обогащение представлений о транспорте, развитие моторики, речевых навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. - Зь. в речи, развитие фонематического восприятия.3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие связной речи: составление сказки по плану – схеме.

Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки “З-Зь”, паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего, красного, зеленого цвета); план - схема рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки: изюм, зефир, земляника, роза, буква “З”, пластмассовые пробки синего цвета.

Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.

3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. - Зь.

Давайте ещё раз произнесём вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук вы услышали в слове “земля, земляне”? (Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук “Зь”. Как мы произносим звук “Зь”: губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Расскажем, какой это звук? Звук “Зь” - согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик - звук “З”. Произнесите звук “З”. Расскажите, какой это звук? Звук “З”- согласный, звонкий, твёрдый.

Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звуки “З. - Зь”.

4.Знакомство с буквой “З”. Образование прилагательных.

Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки “З. - Зь”. Как вы думаете, что находиться за зеркалом? Ответы детей. За зеркалом находится страна “Зазеркалье”.Это волшебная,чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит? Узнали? Это буква “З”. Буква “З”-согласная, её мы будем обозначать синим квадратиком (показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая, воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква “З” ?(ответы детей). Выкладывание буквы из синих пробок. Давайте поздороваемся с буквой “З”: здравствуйте, будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.

5.Закрепление звуков “З. – Зь” в словах. Определение позиции звуков в слове.

Самолёт наш снова летит, летит.

В нем мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети совершают воображаемый полёт, произнося звук “З”).

Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в названии которых есть звуки “З-Зь”. Назовите картинки. (На столах разложены предметные картинки): зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень, коза, бизон, змея, фазан. В первом вагоне поедут животные, в названии которых звуки “З-Зь” находятся в начале слова, во втором - “З-Зь” находятся в середине слова, в третьем - звуки “З-Зь” находятся в конце слова.

Дети размещают животных по вагонам. Назовите те слова, в которых звук “З” произносится твёрдо. Назовите слова, в которых звук “З” произносится мягко.

6. Звуковой анализ и синтез слова “Коза”. Деление слова на слоги.

Повторите за мной скороговорку: Идёт коза. Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза: - Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение) Обозначим звуки в слове “коза” квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук: гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове “ коза”? Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове. Сколько слогов?

7.Сочинение сказки с использованием плана - схемы. Жил-был звук “З”. Он отправился в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт прилетел к Звезде, на которой живут звёздные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в звездолёт. Что может произойти? Угостим звёздных детей вкусными подарками: изюмом, зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся домой.

8.Образование сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит- вездеход, к звёздам летает- звездолёт, бензин возит- бензовоз, молоко возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад, воду возит- водовоз.

Итог занятия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка