Почему мы любим басни Крылова. Что такое логическая пауза

В программе начальных классов большое место за­нимает чтение басен Крылова.

Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность ба­сен, их яркий язык помогают развитию речи детей, фор­мированию их эстетического вкуса.

Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие испол­нители басен не читают, а рассказывают их слушате­лям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.

Простота, естественность и убежденность - непре­менные условия чтения басен. Педагог должен высту­пать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо зна­ет, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно об­щаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.

При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает ос­новной замысел автора и содержит поучение, чтецу не­обходимо четко понимать свою исполнительскую зада­чу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.

Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее ни­когда не следует им навязывать, читать нарочито серь­езно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, под­водить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни правильно переда­вать речь автора и речь персонажей. Речь автора - ве­селого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном слу­чае,- читается просто, дружески, лукаво, с естествен­ными разговорными интонациями.

Автор в басне не просто излагает события. Он пере­дает свое отношение к ним. Чтобы это отношение вос­произвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение ав­тора, его мысли, намерения.

Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица»), ав­тор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды назы­вает ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» я «сыр выпал - с ним была плутовка тако­ва»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой ин­тонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне.

Речь героев читается со строгим учетом их индиви­дуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Чтец как бы цитирует речь персонажей, пе­ресказывает ее, не перевоплощаясь в передаваемый об­раз. «Излишнее оживление речи персонажа может при­вести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на. которой как раз и зиждется основной художествен­ный эффект басни» 1 .

Ясному представлению героев басен Крылова помо­гает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так,

Лиса - хитрая, коварная, льстивая;

Волк - жадный, злой;

Ворона - глупая;

Муравей - трудолюбивый и т. д.

Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных живот­ных, чтец не должен подходить упрощенно к понима­нию и воспроизведению действующих лиц басни. Вер­ность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведе­ния и цель своего чтения.

Так, идея басни Крылова «Ворона и Лисица» - осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. За­дача чтения - заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лисы: хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость, при чтении басни особый упор нужно сделать на те черты, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи басни, а именно лести, так как в басне Лиса лестью добивается наметанной цели и автор басни в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

Басни, как правило, имеют стихотворную форму. По­строение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотвор­ной строки.

В баснях Крылова часто встречаются стихотворные строки различные по длине. Эту особенность построе­ния басен необходимо учитывать при чтении, так как она у писателя всегда обусловлена смыслом стиха. При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее. Так, например, чтобы передать неук­люжесть, неповоротливость, нерасторопность Вороны в баше «Ворона и Лисица», автор строку, передающую эту особенность характера Вороны, делает короче, чем предыдущую, в которой дается констатация определен­ного факта:



Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь...

Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы.

В баснях Крылова иногда наблюдается постановка

ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бро­сили-в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки

ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утра­тит свою поэтическую стройность.

В школьной практике часто встречается чтение басен «по ролям». Такое чтение отличается от обычного. В этом случае чтец является не рассказчикам, а персо­нажем. Он перевоплощается в исполняемого героя, «присваивая» себе его черты. При чтении он обращает­ся не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот чтец, который читает от автора. Он комментирует со­бытия, подает реплики, подводит итог рассказу. Воз­действие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.

Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» - осме­яние безделья и воспитание уважения к труду.

Задача учителя - осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья.

В басне два действующих лица - Стрекоза и Мура­вей. Стрекоза легкомысленна, ленива, не хочет трудить­ся, стремится прожить легко и беззаботно. Она «без ду­ши лето целое все пела», наслаждалась там, что «под каждым ей листком был готов и стол, и дом», не по­мышляя ни о каком труде.

Когда наступила зима, Стрекоза при первом же столкновении с трудностями - голодом и холодом - за­грустила, ей стало не до песен. Удрученная «злой тос­кой», она вспомнила о Муравье и уже не полетела, а «поползла» к нему, всем своим видом, движениями, го­лосом стараясь вызвать у него сострадание.

Характерно, что, обращаюсь к Муравью за помощью, Стрекоза нисколько не раскаивается в своем легкомыс­лии. Она радостно вспоминает о том, как резвилась и «без души лето целое все пела». Прося Муравья прокор­мить и обогреть ее, она и не думает трудиться. Стреко­за просто хочет прожить зиму у Муравья, ничего не де­лая, с тем, чтобы с наступлением «вешних дней» снова начать резвиться и петь.

Характер, поступки и речь Стрекозы определяют осо­бенности ее чтения. Чтение не должно вызывать у детей чувства жалости к Стрекозе. Учителю следует пробудить у детей возмущение бездельем Стрекозы, ее стремлением воспользоваться трудом Муравья. Поэтому, начиная рассказ о Стрекозе, учителю нужно сразу же выделить слово <попрыгунья>, произнести его иронически-шутливо, чтобы дети почувствовали, что речь в басне пойдет не просто о Стрекозе, а о Стрекозе-бездельнице, легкомысленной «попрыгунье». С интонацией насмешки следует прочитать и фразы: «Как под каждым ей лист­ком был готов и стол, и дом», «Стрекоза уж не поет», чтобы вызвать у детей отрицательное отношение к без­делью Стрекозы. Слово «голодный» в последующей фра­зе надо выделить логическим ударением, чтобы пока­зать, что жизнерадостность Стрекозы сразу же исчезла, как только появились трудности.

Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив жи­вые, разговорные интонации.

Обращаясь с просьбой к Муравью, Стрекоза хочет вызвать у него сострадание к своему «тяжелому» поло­жению. Она говорит с ним ласково, называет «кум ми­лой», «голубчик».

При чтении начала разговора Стрекозы с Муравьем надо передать интонацию просьбы, жалобы, выделать логическим ударением слова «не оставь», так как Стре­коза пытается разжалобить Муравья, и слова «прокор­ми и обогрей», потому что именно в ник заключается основная просьба Стрекозы, цель ее прихода к Му­равью. Слова «кум милой», «голубчик» потребуют лас­ковых, заискивающих интонаций. При передаче речи Стрекозы голос должен быть тихим, протащим.

В рассказе Стрекозы о том, как она провела лето, тоскливые, жалобные, просящие интонации постепенно сменяются радостными, оживленными, темп убыстряет­ся, голос повышается. Стрекоза с удовольствием вспо­минает, как она «без души лето целое все пела», как ей было весело и легко. Смену настроения Стрекозы обя­зательно надо подчеркнуть при чтении, так как она осо­бенно ясно показывает легкомыслие Стрекозы и подго­тавливает к правильному восприятию отказа Муравья.

После слов Муравья: «А, так ты...», несмотря на мно­готочие, паузы делать не следует, а сразу же произно­сить слова Стрекозы, так как она, увлеченная воспоминаниями о летних развлечениях, не слушает Муравья, а прерывает его, продолжая свой рассказ.

Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо по­нимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Му­равья, учитель должен стремиться вызвать у детей к не­му симпатию, уважение.

Сообразно характеру и поведению Муравья читать его следует рассудительно, голосом низким, в темпе бо­лее замедленном, передавая насмешку, презрение, воз­мущение. При воспроизведении его вопроса: «Да рабо­тала ль ты в лето?»-логическое ударение надо сделать на слове «работала ль», чтобы показать положительное отношение Муравья к работе, его трудолюбие и оттенить безделье Стрекозы.

Слова «А, так ты...» потребуют насмешливой интона­ции и повышения голоса, так как Муравей возмущается рассказам Стрекозы и издевается над ней.

Чтение заключительных слов Муравья, выражаю­щих его негодование бездельем Стрекозы, презрение к ее беззаботности и праздности, должно передавать иро­нию игнев. Произнести эти слова следует с достоинст­вом, с полным сознанием правоты поступка Муравья, чтобы дети почувствовали справедливость отказа Му­равья в помощи Стрекозе. После слова «дело» надо сделать паузу, чтобы дети ждали результата ответа.

Выразительность чтения басни зависит от того, на­сколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части.

Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.

Часть первая - «Попрыгунья Стрекоза». Басня начи­нается с картины суровой зимы, когда «помертвело чис­то поле», «нет уж дней тех светлых боле» и когда труд­но стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе.

Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это де­лают начинающие учителя. Такое чтение не будет отве­чать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе.

Учитель все время должен помнить о своей исполни­тельской задаче - показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы - объек­тивно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушате­лем суровую картину холодной русской зимы.

Фразу: «К Муравью ползет она», содержащую нача­ло действия, следует выделить, чтобы возбудить интерес детей, насторожить их, заставить ждать продолжения того, что же будет дальше.

Часть вторая - «Расплата за безделье». Эта часть должна передаваться так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многооб­разие ее интонаций. Интерес к развитию событий будет нарастать, тревожить, волновать детей. Взволнован­ность и напряженность достигнут наивысшего предела в фразе: «Ты все пела? это дело», за которой последует благоразумный ответ Муравья: «Так поди же, попляши!»

Примерный план подготовки к выразительному чтению басни

И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание ува­жения к труду.

2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и тру­долюбивый Муравей.

3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем.

4. Построение сюжета:

а) экспозиция - «Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела...»

до слов: «Злой тоской удручена...»,

б) завязка - «Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она…»,

в) развитие действия - «Не оставь меня,

Кум милой!»

до слов: «Ты все пела?»,

г) кульминация - «Ты все пела? это дело...»,

д) развязка - «Так поди же, попляши!»,

5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедли­вость.

Басни требуют особого исполнения. Их выразительно рассказывают, сохраняя темп и интонации разговорной речи.
Исполнение басни в лицах отличается от рассказывания ее одним лицом. Здесь исполнители уже не очевидцы событий, а действующие лица. Они разыгрывают маленькую сценку.
В басне бывает несколько героев, и всегда есть автор, который по-разному их оценивает. Например, мы чувствуем осуждение автором Волка и сочувствие Ягненку в басне “Волк и Ягненок”. Это отношение надо передать в чтении. Неодинаково будут звучать и слова Волка и Ягненка: ведь один – груб и зол, а другой – вежлив, честен, справедлив.
Ваше чтение должно помочь слушателям пережить вместе с вами события басни и понять ее мораль, почувствовать нелепость всей ситуации, а также глупость и самонадеянность “артистов”. Читать басню в лицах очень интересно, но это надо делать умело. Сначала распределите роли, затем сделайте разметку текста (каждый решит, как нужно читать свою роль). Читающему слова автора нужно подумать, как он относится к героям басни – ведь от этого во многом будет зависеть воздействие его чтения на слушателей.

(No Ratings Yet)

  1. Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и...
  2. Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и...
  3. Без слов понятно, что английский язык является одним из самых универсальных в мире. Владея Иностранным языком, человек может не только читать газеты, журналы, книги зарубежных авторов, но и смотреть передачи...
  4. Рассказ про знаменитого и легендарного певца Бояна, который через песню умел передать любую новость и делал это настолько умело, что ему не было равных в этом деле. В своих песнях,...
  5. А. А. ПРОКОФЬЕВ МНЕ О РОССИИ НАДО ГОВОРИТЬ 1 Мне о России надо говорить Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: “Россия!”...
  6. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)...
  8. ОСМЕЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В БАСНЯХ КРЫЛОВА 1 вариант И. А. Крылов – известный русский баснописец. В своих баснях он высмеивает человеческие недостатки и пороки, такие как глупость, злость, коварство, хитрость,...
  9. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Волк и лиса В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка “Волк и лиса”-это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается...
  10. Недавно я закончила читать книгу. Это научная фантастика – “Путешествие Алисы” Кира Булычева. У этого автора есть огромная серия книг об Алисе Селезневой, она главная героиня в каждой из них....
  11. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭЗОП Точная биография великого баснописца неизвестна. Согласно легенде, он, фригиец по происхождению, жил на на острове Самос в IV веке до н. э. и был рабом богатого гражданина....
  12. Спорт это главным образом здоровья человека. Человек с помощью спорта увеличивает способности, становиться сильным и выносливым. Но когда спорт влияет положительно, а в каких случаях отрицательно? Почему спортом можно сгубить...
  13. Яблоки на окне лежали И все вместе о своем болтали: Первое говорило, Что его одна девочка мыла, В золотой ванночке купала, А потом полотном вытирала. Второе болтало, Как волка в...
  14. АКТУАЛЬНОСТЬ БАСЕН И. А. КРЫЛОВА 1 вариант Басни И. А. Крылова известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лично для меня они привлекательны тонким...
  15. Роман “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо” Написал известный английский писатель Даниэль Дефо. В книге рассказывается о приключениях благородного Робинзона Крузо, который бесстрашно боролся за выживание на необитаемом острове! Основными...
  16. Волк является героем многочисленных сказок, мифов, легенд и преданий. И везде его изображают злым, глупым, страшным. И это очень похоже на правду, ведь волк – это хищник. А хищники, как...
  17. В современном мире многое и многие зависят от компьютера. И это в некотором роде печально, конечно хорошо, что мир не стоит на месте и Компьютеры во многом нам помогают, но...
  18. Три варианта рассказа про книгу: “Питер Пэн” Недавно я закончил читать книгу “Питер Пэн”. В ней рассказывается о приключениях трех детей Венди, Джона и Майкла после их знакомства с необычным...
  19. С детства книга была и остается для меня большой тайной и замечательным товарищем. Она открыла мне красоту родного слова, дала возможность посетить другие страны, познакомила с многими героями, которые стали...
  20. Выбор профессии – это одно из важнейших решений, которое делает человек в своей жизни. Но очень часто случается так, что со временем он понимает, что то, чем он занимается –...
  21. Невозможно не отметить, что Перов хорошо владел техникой написания портретов. Каждая деталь картины – это целая тема для обсуждения, каждый персонаж – открытая книга, которую можно прочитать до конца, поняв...
  22. Люди в прошлом привыкли рисковать жизнью, охотясь на животных, участвуя в экспедициях. Нам нужно немного адреналина и экстрима, чтобы почувствовать, что жизнь идет вперед. Экстремальный Спорт становится все более популярным...
  23. Как я помог соседке У нашей соседки тети Паши случилось несчастье: ее кошка Нюрка убегала от собаки и залезла на высокое дерево во дворе, а слезть не может или боится....
  24. Художественные произведения тем интересны, что они раскрывают разные грани человеческой жизни, предоставляют возможность читателю “путешествовать” во времени и пространстве, “знакомят” с разными людьми. Хорошая книга уничтожает границу между реальностью и...
  25. Поэзия занимает важное место в литературе. Порой просто поражает красота сочетания слов и мелодичность Стихотворных форм. На первый взгляд, кажется, что составление слов имеет хаотичный характер. Для качественного стиха или...
  26. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) Члены тела и Желудок (Les Membres et l’Estomac) Басня (1668-1694) В этой басне автор говорит о величии королей и их связи...
  27. Я очень хочу стать фотографом. Когда я начала делать фото с помощью телефона, я поняла, что мне это очень нравится. Я фотографировала людей, животных, природу и даже еду! Именно тогда...
Как надо правильно читать басню

Не могу пока написать вам свои собственные рекомендации, мысли и советы по поводу чтецкой программы, поэтому воспользуемся знаниями других людей) Ибо время все ближе и ближе…

Замечательный человек Вячеслав Терещенко написал познавательную книгу для актера-абитуриента, Где, в том числе, рассказал о чтецкой программе абитуриента-актера, рьяно желающего поступить. Написано очень подробно. надеюсь вам пойдет на пользу. Благодарите Вячеслава Терещенко! (кстати, вы знаете кто это?))!
Далее привожу третью главу его книги.

Ты должен подготовить чтецкую программу, состоящую из:

Басни;
- стихотворения;
- прозы.

Чтецкая программа абитуриента: Басня

Нужно взять несколько сборников книг тех авторов, кто писал басни. Например: Г.Э. Лессинг, А.А. Дж. Рудаки, И.А. Крылов, С.В. Михалков или древнегреческий автор Эзоп. Внимательно перечитать их и выбрать две, три басни, которые понравились тебе больше всего.
В основном авторы басен под видом животных и насекомых показывали и высмеивали людей, их страсти и пороки. Это надо знать.
Ты выбрал басню. Она занимательная, сметная и поучительная. Первым делом ее нужно выучить наизусть.
В конце басни всегда в нескольких словах заключена мораль - самая.главная мысль описанной истории. Эта мысль сквозит через всю басню, и ее нужно донести до слушателей.

Разучивая басню наизусть, ты должен под образом ее героев представить, вспомнить знакомых людей, схожие ситуации, в которых бывал или их видел в жизни.
Если жизненного опыта не хватает, то тогда надо ярко нафантазировать в своем воображении героев.
место действия и ситуацию, в которой происходит история.

Это все нужно для того, чтобы история, происшедшая в басне, стала своей, была присвоена и пропущена через себя. Тебе в ней должно быть все понятно.
Надо обязательно решить: с каким отношением читать басню?

Тут есть два. ОСНОВНЫХ варианта;

Выучив басню наизусть и разобравшись в ней досконально, ты добился многого, молодец! Но теперь запомни главное:

2. Читать все нужно так, чтобы слушатели «видели» в своем внутреннем воображении то, о чем рассказываешь.
Ты должен своим словом, мыслью вызывать в их воображении «киноленту видения» того, о чем и о ком читаешь.
И в этом заключается твой талант: не только уметь заставить себя слушать, но и заразить своими образами, создаваемыми словами, воображение комиссии.
На это члены комиссии обращают большое внимание.

Говоришь о муравье, и я вижу его. Но то, КАК говоришь - от этого я буду смеяться или плакать.

Педагоги, слушая басню, прежде всего проверяют: есть ли у абитуриента чувство юмора, обаяние, заразительность?
Ведь актер играет в комедиях, водевилях, трагикомедиях и просто драмах, и чувство юмора является одним из качеств профессиональной пригодности актера.
Рекомендую для чтения выбирать малоизвестные басни, так как педагоги почти все басни знают наизусть, и незнакомая вызовет у них интерес не только к тебе, но и к сюжету.

Для примера возьмем басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Попрыгунъя Стрекоза Лето красное пропела;

Мы должны понимать; хорошо это или плохо, что наступила зима? И как она «катит» в глаза?

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле.

Ты должен нафантазировать эти светлые дни. Что они такое? Безмятежные школьные годы ИЛИ советские, доперестроечные времена? А может, ре* шишь, что это времена первого президента России, а стрекоза - это современный мошенник Хлестаков? А может быть, стрекоза - это папа, а муравей - мама?
Главное, чтобы эта аналогия тебя очень « заражала» и „грела“.

Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.
То ли это богатые стол и дом, а может быть, очень бедные?
Все прошло: с зимой холодной Нуждаг голод настает;

Мы должны «почувствовать кожей» - так должен прочитать: «Все прошло», - что наступил конец мира для всех с наступлением зимы. Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный.

Да, натуре поэтической тоже есть хочется. Ты можешь вызвать у нас сочувствие к стрекозе, а можешь усмешку: «Так ей и надо, тунеядке!» Злой тоской удручено, К Муравью ползет она.

Мы должны увидеть, как она удручена, как она дрожит, как она не летит, а ползет и Муравью. Мы должны и его увидеть, ведь в басне он появляется впервые!
«Не оставь меня кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» -

Она умоляет Муравья (оказывается он ей кум, родственник) до весны пожить у него дома, ведь она ничего не имеет, кроме своего таланта певицы.
Как она это говорит? То ли в приказном тоне, а, может, просит о пощаде? Тебе решать.«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето ?» - Говорит ей Муравей.
Как он спрашивает ее? Высокомерно или снисходительно, искренне, удивленно?
Все зависит от трактовки, идеи - главной мысли, которую хочешь до нас донести.
- До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,
Так что голову вскружило.»
Развлекалась ли стрекоза «до потери пульса» и не работала, или пела и танцевала для зрители, дц изнеможения и денег не брала, - это тебе решать. «Ах, так ты… Я без души Лето целое все пела!»

Муравей или возмущен таким образом жизни или восхищен, что кума стала «звездой»…
Стрекоза признается то ли в том, ЧТО она виновата, что не подумала о подготовке к зиме, то ли в том, что работы было невпроворот.
- Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши!

Муравей то ли иронизирует и выгоняет куму на верную смерть за дверь, или искренне, по простоте душевной восхищен и впускает ее в дом весело коротать вместе долгие зимние вечера.

Движение мысли через всю басню должно идти к финалу - морали.

Принято считать, что Стрекоза - это олицетворение праздности и лени, а Муравей - умрненький работяга, который по достоинству наказывает лентяйку.
Но можно разбить стереотип и прочитать по-другому. И для этого иметь в виду, и автор нас не опровергает, что Стрекоза талантливая, бескорыстная, уникальная певица, а Муравей - работяга - стяжатель, да к тому же холостой скрягя, который пус-кает родню перезимовать, но не просто, по-родствен- . ному,* а за отработку. Бедной Стрекозе придется всю зиму ублажать за угол и хлебные крошки ограничен ного, практичного кума.

Чтецкая программа абитуриента: Стихотворение

Ты знаком с множеством стихотворений русских и зарубежных поэтов.
В общеобразовательной школе изучал творчество А.С- Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, С.А. Есенина и А.А. Блики, Дж. Г. Байрояа и У. Шекспира и многих других авторов.

Кого же выбрать, чтобы дарование при читке стихотворения проявилось более полно?

Пусть не пугает то, что оно слишком маленькое или слишком длинное. Главнее, что оно каждый раз заставляет волноваться, переполняет чувства, и ощущаешь потребность прочитать его другим людям, заразить их мыслями, заложенными в стихотворении, которые волнуют тебя.

Нужно готовить два-три разноплановых стихотворения и обязательно разных авторов.

Если взял сонет У. Шекспира, то посмотри еще стихи Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, В.В. Маяковского или И. Северянина, а может, К.М. Симонова или М.И. Цветаевой.

Также пусть не пугает, если ты девушка, а хочешь читать «мужское» стихотворение. Имеешь на это полное право.

Обязательно в репертуаре должны быть стихи классических авторов.

Во первых, подлинным, живущим в веках называется произведение, основанное не только на высоком профессионализме, но и на вечных нравствен-ных ценностях. И имя ему - классика. Это относится как к стихотворениям, так и к прозе.

Во-вторых, это говорит о твоем хорошем, вкусе и высоком культурном уровне. Когда стихи выбраны, то, естественно, их надо выучить наизусть.

Если на это уходит немного времени, то с памятью, которая является качеством профессиональной пригодности артиста, все хорошо. Но если учишь одно стихотворение целую неделю и никак не можешь запомнить первую строчку… Тогда прими верное решение и пойми, что лучше тебе подумать о другой профессии.

Выбирать тот материал, который наиболее полно раскроет творческую индивидуальность, помогут следующие рекомендации.

Как известно все люди принадлежат к одному из 4 психологических типов:
- сангвиник- человек, оптимистически мажорно воспринимающий мир;
- холерик - человек очень подвижный, как «юла», непоседа и заводила, быстро принимающий решения;
- флегматик - человек спокойный, любящий размышлять и анализировать мир;
- меланхолик - человек, минорно, печально воспринимающий действительность.

В чистом виде такой тип не встречается, но доминирует в каждом из нас непременно один из 4 типов. Так распорядилась природа.
Нужно внимательно присмотреться к себе и понять: какой тип во мне доминирует?
Это необходимо сделать для того, чтобы выбрать верный чтецкий репертуар среди басен, стихотворений и прозы.
Например, выбрал стихотворение о любви. Оно страстное, бурное, с бешенным ритмом. Ты хорошо его прочитал.

Каждый педагог может задать вопрос:

А у Вас есть еще что-нибудь?

Твой темперамент, страстность, напористость они уже рассмотрели.
Поэтому надо иметь в репертуаре материал другого плана: с иронией или юмором, философский или созерцательный.
И тогда откроешь незамеченные еще педагогами свои прекрасные качества: как иронизируешь и размышляешь, сострадаешь и негодуешь.

Нелишне познакомить тебя, мой юный Друг, с раэбором стихотворений и основными правилами стихосложения.
Это может пригодиться в дальнейшей профессиональной жизни.
Но этим мы займемся чуть позже, а сейчас рассмотрим вопрос, как надо работать над прозаическим материалом?

Чтецкая программа абитуриента: Проза

Выбирать для поступления прозаический отрывок или рассказ - наиболее трудная задача. Литературное наследие зарубежных и русских авторов настолько Обширно, что быстро найти именно тот материал, который «попадет в десятку», очень кропотливая работа.

Но не теряйся, это вполне разрешимый вопрос. Его можно решить несколькими путями в зависимости от твоего воспитания, образования и привычек.

Путь Первый

Прежде всего в спокойной домашней обстановке вспомни, каких авторов вы изучали в школе, и чье творчество тебя наиболее эмоционально затронуло.
Возьми листок бумаги и напиши для себя в столбик этих авторов и их произведения.

Далей, не торопись, поройся в памяти и вспомни по каждому выписанному произведению те места, которые тебе очень понравились, вызывали в воображении яркие образы и эмоционально воздействовали.

Все это также запиши на листке бумаги.

Это нужно для того, чтобы ничего не забыть и не перепутать. Ведь вдруг забытый, не прочтенный материал может являться именно тем одним, который максимально раскрывает твою творческую индивидуальность!

Читать подобранный материал можно по мере появления нужных книг и обязательно в спокойной, тихой обстановке, чтобы никто не мешал.
Это относится и к басням, и к стихотворениям. Отбери два или три наиболее понравившихся отрывка или рассказа. *
Рассказ, в отличие от отрывка, подразумевает собой законченную композицию и сюжетную форму.

Отрывок из повести, эссе, романа или большого рассказа должен быть по форме законченным! ИЛИ это описание бала Наташи Ростовой из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», или лирическое отступление о птице-тройке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Во всем необходимо соблюдать чувство меры.

Отрывок или рассказ не должен быть слишком короткими - на одну минутку, но и не слишком длинными - минут на десять. Самый оптимальный временной период - от трех до пяти минут.

Ведь абитуриентов перед педагогами проходит тысячи и, как правило, они больше 1-2 минут не слушают, а некоторых прерывают и через несколько секунд.
Это потому, что комиссии сразу становится понятно, гений ли ты или просто хороший человек.

Лучше всего выбирать материал из классических произведений. Ведь они отбираются временем, а оно не ошибается, и люди после этого называю эти произведения -: классическими, а авторов - классиками. Но об этом мы с тобой уже беседовали в разделе «Стихотворение».

Путь Второй

Можно подключить к поиску прозы тех людей, которым доверяешь. Они тебя хорошо знают. Знают, на что способен.
Их предложения также надо записать на листок бумаги, а после проделать работу, описанную в Пути Первом.

Возможно, что друзья или педагоги по литературе, а может, знакомый родителей профессор филологии посоветуют такой материал, с которым пройдешь сразу с прослушивания на Конкурс!

Путь Третий

Живешь в городе, где есть театр. Родители согласны с тем, чтобы ты поступал в театральный институт. Если у ник есть знакомый, обязательно хороший актер, то необходимо договориться с ним, чтобы он подготовил с тобой чтецкую программу для поступления.

Заодно он вспомнит свое поступление Б институт и расскажет об этом, а также оценит твои актерские способности и, по-дружески, или благословит, или посоветует выбрать другую дорогу в жизни.

Этот путь подготовки очень ценен тем, кто идет живое общение между человечком, делающим первые робкие шаги к профессии, и Актером с большой буквы, человеком талантливым и высоко про фессиональным.

Путь Четвертый

Тебе очень повезло, если ты очень способный к актерскому делу человек и тебя согласился подготовить к поступлению педагог из института, в который поступаешь. Как правило, он сидит в Приемной комиссии, и его голос влияет на принятие Решения комиссии.

К тому же он точно знает - КАК и ЧТО нужно подготовить, чтобы поступить.

Но это случается очень редко, но метко.

Вернемся к тому моменту, когда отобрал 2-3 прозаических материала.

После этого их надо выучить наизусть. Сначала один, а после второй. Этот процесс не должен проходить механически. Ты знаешь произведение, героев, о которых рассказываешь, место, где происходит действие, и множество деталей, описываемых в материале.
Но просто знать все это недостаточно.

Необходимо очень ярко нафантазировать в своем воображении и героев, которые действуют, и место, где это происходит, так, как будто они самые дорогие и близкие.

А может, ты читаешь от первого лица, и все происходит с тобой?

Тогда должен так присвоить текст автора, чтобы слушатель поверил, что все, о чем рассказываешь, что описываешь, происходило именно с тобой.
Надо не просто говорить, а авторским словом действовать, чтобы слушатель обязательно видел то, о чем рассказываешь. Чтобы он видел картину происходящего.

Необходимо разобраться в прозе. Также это относится ко всему чтецкому материалу. Для этого надо определить тему, то есть ответить на вопрос: о чем я читаю? Далее определить идею, мысль прозы - что хочет сказать автор, а вместе с ним и я?
Также надо сформулировать самое главное: - Ради чего я читаю эту прозу слушателям?

Или я к чему-то их призываю, или предостерегаю, а может, взываю к совести?
Нужно найти конфликт: - Из-за чего и между кем И кем, или чем И чем идет борьба?
Между акулой и рыбаком за жизнь, или клеветой и правдой, чтобы спасти честь человека?

Непременно сверхзадача и конфликт должны быть очень ярко сформулированы, будоражить душу и определяться действенными глаголами.
Читать надо так, чтобы в этом участвовал весь твой психофизический аппарат, а не отдельно «от головы» или «потоком эмоций» захлестывать комиссию. Все должно быть в меру. А это получится, если непременно сверхзадача «жжет» твою душу и решаешь: «Молчать нельзя! Я очень хочу сказать вам о…», - и будешь читать гениально, и вызывать у слушателей сочувствие. А это уже успех.

Также необходимо учитывать, что слушатели - это самые добрые друзья, которым хочется читать.
Ни в коем случае не репетировать и не читать с «холодным носом», равнодушно. Это аксиома,
Через весь твой рассказ должно идти движение и развитие главной мысли - сквозного действия, поэтому делать «жирных» интонационных точек не рекомендую.

Пойми также, что слово - это оружие. И ты воздойитвуешь словом на слушателя, действуешь словом.

Поэтому оно должно быть сильным, упругим, весомым или легким, мажорным или минорным, искрящимся или затаенным, но ни в коем случае ни расхлябанным, непонятным, угасающим, слабым - бездейственным.

Запомни; если говоришь, то тебе это необходимо, жизненно важно. Вспомни: если в жизни нам чего-то очень нужно, мы становимся весьма действенными, энергичными, убедительными и звучащими.

Так и со сценическим словом, ведь оно продолжение и часть нас.

При подготовке прозы запомни следующее:

4. Веди в своем рассказе главную мысль от нача ла до конца.
5. Читай не только «уху» , но и «глазу» слушателей, чтобы они видели о ком и о чем ты рассказываешь.
6. Если материал начинает надоедать, то его нужно на несколько дней отложить {Может ты «зарегестрировался»), или искать новый, так как он не «трогает» душу.
7. Обязательно бери ту прозу, которая будора жит твою суть и «жжет» душу, где с мыслями автора согласен полностью.
8. Выработай свое отношение ко всему происходящему и ко всем героям истории: что отстаиваешь, против чего протестуешь?
9, Установи конфликт: между кем и кем. чем и чем идет борьба?
10. Нафантазируй характеристики героев.

А сейчас будет полезно познакомиться с основными правилами речи и стихосложения, примера ми разбора чтецкого материала.

Глава 4. ЛОГИКА РЕЧИ И ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Логика речи

1. Что такое проза?

Проза в переводе с латинского означает - «речь, которая ведется прямо вперед», «вольный, освобожденный, прямой».

2. Что такое речевой период?

Период в переводе с греческого означает - обход, круговращение.
Пространное сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой развертывания мысли и законченностью интонации. Полнота мысли достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме - Кто7 Что? Где? и т. д.). Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале Периода, замыкается лишь в его конце, а все придаточные предложения и обороты вставляются в нее, как в рамку. Длина Периода не превосходит объема дыхания. Мелодия голоса членит его на восходящую часть (протасис) и нисходящую (аподосис).

Периодическое построение речи обычно разрабатывалось в эпоху становления национального литературного языка:

Греция - 4 век до нашей эры;
- Рим - 1 век до нашей эры;
- Франция - 17 век нашей эры;
- Россия - 18 век нашей эры.

Умение донести содержание и смысл произведения До слушателя находится в зависимости от тех-нического умения передавать ту, или иную интонацию, диктуемую композицией фразы.

Речевой период разбивается на речевые такты логическими и психологическими паузами, выделяются интонационно ударные слова, на которых держится ведение мысли до конца.

Еще в детстве,/ сердобольная моя сестра Галя, /чтобы утешить меня, /придумала шаткую теорию о том, /что почти все невысокие люди/ - талантливые, /она приводила много примеров; /Пушкин, /Наполеон, /Лермонтов, /Диккенс,/Дюма, / Врубель. /Шопенгауэр./

3. Что такое речевой такт?

Целостный по значению и объединенный интонационно отрезок речи между двумя паузами.
Заключенные между логическими паузами отдельные слова или словосочетания принято называть речевыми тактами.

4. Что такое логическая пауза?

Слова, не связанные друг с другом по смыслу, отделяются паузами, которые называются логическими, так как они помогают верной передачи мысли фразы.
Логические паузы группируют слова в предложении по смыслу, иногда совпадают со знаками препинания, а иногда и нарушают их, возникают там, где их нет.
Анекдот о трех картах /сильно подействовал на его воображение /и целую ночь не выходил из его головы.А.С. Пушкин

5. Как «читаются» точка, запятая.

Точка - завершающееся голосовое понижение. Фраза закончена, и продолжения мысли не будет.
Запятая - на последнем слоге слова, стоящего перед запятой, звук загибается кверху.
«Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателя терпеливо ждать продолжения незаконченной фразы», - пишет К.С. Станиславский.

6. Что такое двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки?

Двоеточие и тире служат пояснению. Для двоеточия и тире характерно повышение голоса. Также они ставятся и при прямой речи, а тире и при противопоставлении.

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся в конце предложения. Означают эмоциональность речи и обозначаются повышением голоса.
Может быть и вопрос риторический, тогда он интонационно окрашивается иронией или сарказмом.

7. Что такое инверсия?

Инверсия - перестановки, нарушение обычного порядка слов. Выделяется паузами.
Волнение лошади сообщилось и Вронскому; он чувствовал, что кровь приливала ему к сердцу, и что ему, также как и лошади, хочется двигаться, кусаться, было и странно и весело. Л.Н. Толстой

8. Как читаются противопоставления?

Противопоставляемые части фразы, будут ли это отдельные слова, их сочетания или целые предложения, в звучащей речи передаются контрастностью голосового тона (низкого - высокому и наоборот) с некоторым усилением ударных слов, при этом первая часть фразы с противопоставлением всегда заканчивается интонацией запятой. Это была не пятая, а десятая попытка.

9. Как читаются групповые наименования?

Если наименование выражено несколькими словами, то логически обычно выделяется последнее из этих слов. Когда словами выражается целая мысль, отдельное суждение, ударение может быть не одно.

10. Как читаются вводные слова и вводные части текста?

Выделяются они интонационно. Есть три момента в звучании:

Перерыв в основной нити повествования;
- произнесение вводного слова или фразы;
- возобновление звучания основной фразы.

Он не любил ходить в театр, за исключением премьер, на которых можно встретить «нужных» людей.

11. Как читать сравнения?

То, с чем сравнивается, будет выделено ярче того, что сравнивается.
Тонкая, как голландская сельдь, мамаша, вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула. АЛ. Чехов

12. Как читать повторяющиеся слова?

Если по смыслу в произведении можно говорить об энергии нарастания, о движении вперед, то более ярким среди повторяющихся слов будет последнее. Если же по содержанию как бы снимается необходимость борьбы и можно говорить о спаде энергии, то более ярко выделяется первое из повторяющихся слов.
К.С. Станиславский называл это «приливом энергии» и «отливом энергии». Слова, слова, слова…У. Шекспир

13. Как читается авторская ремарка?

14. Как читается новое понятие?

Непременно выделяется ударением, интонационно, чтобы обратить на него внимание слушателей.
Мы долго ехали по дороге, но вдруг за поворотом я увидел огни Парижа,

Примерный план разбора прозаического произведения:

1. Прочитать об авторе.
2. Прочитать о произведении.
3. Определить сверхзадачу произведения и свою. То есть ответить на вопросы;
- Ради чего написано произведение?
- Ради чего я читаю?
- Что хочу сказать?
4. Установить конфликт в произведении. Между кем и кем, чем и чем идет борьба?
5. Нафантазировать характеристики действующих персонажей.
6. Сделать логический разбор текста
7. Произвести действенный анализ текста. Ответить на вопросы:
- чего хочу?
- для чего?

Основы стихосложения

1. Стихотворная речь

Это упорядоченная, построенная речь. В переводе с греческого языка «стихом» означает строй. Внешняя организация - строки. Каждая называется стихом и начинается, как правило, с большой буквы. Стихотворные строчки представляют собой соизмеримые единицы. Они подчинены определенному размеру, имеют созвучие конечных слов в стихе (рифму), отделяются друг от друга паузой.
Все эти элементы создают особую ритмическую организацию стихотворной речи.
Прощай, немытая, стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь воды голубые
И блещешь гордою красой.
А.С. Пушкин Четверостишие Четырехстопный ямб Перекрестная рифма

2. Стихотворениями называют поэтические произведения разных типов и жанров: элегия, ода. сонет, баллада и т.д.

3. Что такое строфа?

Отрезки стиховой речи, объединенные закономерным чередованием рифм (или окончаний не зарифмованных между собой стихов), называют строфами.
В русской поэзии распространены строфы простые:
Двустишие - где строки рифмуются между собой.
Четверостишие - где четыре строки в одной строфе, объединенные системой рифм и общей интонацией.
В нем могут рифмоваться все стихи между собой - АААА.
Могут быть зарифмованы три стиха, а четвертый оставлен нерифмовайным: АААб.
Могут быть с рифмой смежной: Аабб. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона, И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Могут быть с рифмой Перекрестной! АбАб. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.С.А. Есенин
Могут быть с рифмой кольцевой (опоясывающий): АббА.
Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя.С.А. Есенин
Могут быть такие» где две строки рифмуются, а две не рифмуются: Аабв.
Могут быть белым стихом: Абвг. Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз.А.А. Ахматова
Также есть строфы пятистишные, шестистишные и так далее.
Например, строфа «Бородино» М.Ю. Лермонтова состоит из семистиший: ААбВВВб.
А.С. Пушкин для «Евгения Онегина» придумал четырнадцатистишную строфу, которую использовали в дальнейшем другие поэты: АбАбВВггДееДжж.

4. Что такое рифма?

Рифма в переводе с греческого - соразмерность. Обычно завершает строку (ритмический отрезок). Рифма бывает открытая, когда заканчивается на гласную

Пора - ура. И закрытая, когда на согласный - мал - удал. Рифмы бывают:
- Мужские - когда ударение падает на последний слог: заря - моря;
- Женские - когда ударение падает на предпоследний слог: суровых - сосновых.
- Дактилические - когда рифма падает на третий от конца слог:’ горушка - подгорушка;
- Гипердактилические - когда ударение падает на слог, отстоящий от конца более чем на три слога: улыбающийся - забывающийся;
- усеченные когда не совпадает количество согласных в заударной части созвучных слов: люди - будет
- замещенные - когда в них соответствующие согласные замещаются созвучными или нет согласными: вопросы - розы, пословица - поклонница;
- с перемещением - когда согласные «меняются местами»: выселки - высекли.

Рифмы в стихе располагаются тремя главными способами:
- перекрестная рифма: абаб
- смежная рифма: аабб
- опоясывающая рифма: абб»

5. Что такое метр?

Метр - это строй строки, то есть стиха. Основных метров в силлаботонике Пять.

6. Чем отличаются стихи одного стихотворения от другого?

1) Строением строки - метром: различается ямб, хорей и т.д.
2) Длиной строки - размером: различается трехстопный ямб, четырехстопный ямб и т.д.
3) Наличием или отсутствием Цензуры.
В пятистопном «Борисе Годунове» А.С. Пушкина все стихи имеют цезуру после второй стопы: Еще одно./последнее сказанье…
4) Окончаниями строк - мужскими, когда ударение падает на последний слог, и женскими - последний СЧОГ - безударный, дяктилическими (на 2 безударных), гипердактилическими (на три и более безударных).
5) При одинаковом метре и размере стихи могут иметь разный ритм ударений.
6) Стих существует только во взаимодействии с другими стихами, и его ритм взаимосвязан с ритмом фразыг периода.

Четверостишие
Перекрестная рифма
2 стих - 3 стопа - пиррихий, мужская рифма.
3 стих - женская рифма,
- усеченный ямб
4 стих - мужская рифма

7. Что такое белый стих?

Это стих без рифмы. А.С. Пушкин утвердил пятистопный ямб без рифмы. «Маленькие трагедии», «Борис Годунов» написаны белым стихом. Ранее былины, плачи писались им же. За рекой, на горе, Лес зеленый шумит, Под горой, за рекой, Хуторочек стоит…
А.В. Кольцов

8. Что такое паузный стих?
Когда в рисунке не хватает одного слога.

9. Что такое вольный стих?
Это вольный ямб. «Горе от ума» А.С. Грибоедов написал вольным стихом.

10. Что такое свободный стих?
Когда нет ничего кроме строки.

11. Что такое цезура?
Цезура означает в переводе с латинского - разрез. Цезура делит стих на два полустишия с ОТЧЙТ-ливым ударением в середине строки и на предпоследнем слоге. Введена в России в 18 веке. Употребляется от четверостишия и т.д.

Золотая цезура - в пятистишном ямбе цезура после второй стопы. Обозначается - /.

12. Что такое спондей?

Это двухсложная стопа - // -два ударных слога. Употребляется как замена ямба и хорея. Стих приобретает напряженный ритм.

13. Что такое октава?

Октава - это восьмистишие. Шесть стихов в октаве связаны перекрестной рифмой, а два заключительных - смежной.
А
Б
А
Б
А
Б
В
В

14.Что такое стиховая пауза?

При чтении стихотворения необходимо соблюдать паузу в конце каждой строчки - стиховую паузу.
Ее надо соблюдать и тогда, когда строка является только частью фразы, то есть когда фраза переходит из одной строчки в другую.

15. Что такое стиховой период?

Это стихотворный отрывок, умещающийся в одну или несколько строф, объединенный одной мыслью, составляющей основную мысль стихотворения. Может совпадать со всем стихотворением, а может и с одним стихом.
Прощай, письмо любви,/ прощай/ Она велела.,./ Как долго медлил я,/ как долго не хотела/ Душа предать огню/ все радости мои…/ Но полно, час настал,/ гори письмо любви.» А.С. Пушкин Шестистопный ямб Четверостишие Смежная рифма

16. Что такое пиррихий?

Пиррихий - двухсложная стопа. Два неударных слога. Употребляется как замена ямба и хорея. Он облегчает строку.

Ты подготовил чтецкую программу для поступления и теперь можешь смело начинать восхождение по лестнице под названием поступление.

Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.

Что такое басня?

Басня - это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость - лисе, упрямство - ракам или баранам, мудрость - сове, глупость - обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Форма речи басни - это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня - это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня - это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

Что такое метафора

Басня - это произведение, в котором авторы употребляют метафоры - вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.

Животные басни

Фактически басня - это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство - змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик - упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».

Понятие морали в басне

Басня - это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни - это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Басня «Ворона и лисица» - в чем мораль?

Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей - нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.

Басня «Обоз» - для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня - это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка