Виды орнамента. Построение геометрического орнамента Что такое орнамент и виды орнамента

Типы орнаментов:

1) Лента или ленточный орнамент

применяется при оформлении зданий, предметов, вещей в качестве бордюра, фриза, каймы, тесьмы, обрамления и др.

Один из самых древних, распространенных и богатых вариантами вид ленточного орнамента - меандр. Он образован в виде ломаных (под прямым углом) непересекающихся или пересекающихся линий. Прямоугольный мендр сторится на сетке квадратов причем ширина полоски меандр равна ширине промежутков между изгибами этой полоски. Разработан в искусстве Древней Греции. Мендр - древнегреческое название реки на юге Турции - Большой Мендерес. Орнамент-лента в виде волны также часто применялся в Древней Греции. При построении ленточного орнамента используются геометрические преобразования: симметрия, параллельный перенос, поворот.

2) Розетка

Общее название замкнутых орнаментов, заключенных в различные фигуры. Иногда под розеткой понимают только орнамент в круге. При построении розеток применяются геометрические построения: деление окружности на равные части, симметрия, поворот.

3) Сетчатый орнамент или сетка

Еще его называют мозаика. Это бесконечно простирающийся орнамент. Как правило заключен в какие-то рамки, являющиеся границами декорируемого предмета. Для построения сетчатых орнаментов применяют два вида сеток - четырех- и треугольную. Треугольная состоит только из правильных треугольников, четырехугольная - из квадратов, прямоугольников, ромбов или параллелограммов.

Одинаковые многоугольники могут покрывать плоскость без промежутков.

Виды орнаментов:

1) Арабеска

Европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран. Арабеска построена по принципу бесконечного развития и ритмического поворота геометрических, растительных или эпиграфических мотивов.

2) Вензель

Буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. Другое название - монограмма .

3) Вязь

Шрифтовой орнамент, переплетение букв в строке.

4) Виньетка (франц. - украшение в книге или рукописи)

Небольшой орнамент в начале или конце текста. Часто применяется сплетенный узор.

5) Вимперг (нем.)

Остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Орнамент в нем - резьа ажурная или рельефная.

6) Буквица (лат.)

Дословно означает - начальный. Украшенная заглавная буква раздела в тексте книги. В рукописных книгах украшалась сложным орнаментом.

7) Картуш

Орнамент, виньетка с пустым пространством в середине для надписи, цифры, эмблемы, вензеля и пр. Обычно изображается в виде не совсем развернутых свитков с завитками по сторонам.

В японском искусстве имеет другое толкование - это окно на сплошном однотонном фоне. Его форма - контур веера, листа, растения и др. В окне изображается пейзаж или бытовой сюжет

8) Филенка

Украшенная рисунком углубленная часть стены, двери. Может иметь различную форму: прямоугольную, круглую, в виде ромба, треугольника и др.

Орнамент от латинского украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организационном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спералей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ орнамент изображает стилизованные листьев, цветов, плодов, веток и т.п. (лотоса, пальмы, папируса). Наиболее часто встречается, распространенный у всех древних народов орнамент «Дерево жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенным, тоже является растительным орнаментом.

ЗООМОРФНЫЙ орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур, реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птий и рыб также относятся к этому виду орнамента.

АНТРОПОМОРФНЫЙ орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части тела и лица человека.

Иногда орнамент сочетает в себе несколько видов сразу, например: геометрический + растительный и т.д.

Не всякий узор можно счетать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиций можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадрате или прямоугольнике, сетчатый.

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает (одежда, мебель, оружие, книга, плакат и т.д.). Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.д.). Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готика, барокко, модерн, и др.)



В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (знаки Солнца, Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние мотивы утратили свое магическое значение, а осталась лишь декоративно выразительная роль узора.

Билет 7

Свет в картине. Отражение света от картины.

Светотень. Моделирование объема на картине.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхности, но и с помощью света . Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов, их объемов и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

На картине может присутствовать разное освещение: естественное освещение (природное) солнце и луна; искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампады. Прожектора и т.д.

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Его картины всегда озарены внутренним светом. Свет высвечивает из темноты лица портретируемых.

Характер освещенности зависит т от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше.

Освещение имеет разные виды:

· ФРОНТАЛЬНОЕ освещение это когда источник света освещает объект прямо перед ним. Такое освещение слабо выделяет детали.

· БОКОВОЕ освещение (слева или справа) хорошо выделяет форму, объем. Фактуру объектов.

· КОНТРАЖУРНОЕ освещение – если источник света находится за объектом. Предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников света. В этом случае художник прибегает для изображения предметов к световой перспективе.

Освещенность предметов зависит от угла падения, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно оно называется – свет . Там где лучи лишь скользят образуется полутень . В тех местах, куда свет не проникает – тень . На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик .

Свет, тень и полутень играют существенную роль на форме предмета, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объекта.

Билет 8

Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.

Nature morte – «мертвая природа» (итальянский). Если вспомнить, что послужило возникновению натюрморта, то можно смело заявить, что толчком для его появления послужил еще обыкновенный обычай средневековых рыцарей избирать себе для турнира короткие девизы, наносившиеся на оружие, одежду и предметы быта. Кроме девизов информация зашифровывалась и в рисунках, в них выражалось личные принципы рыцаря. Появляются простые рисунки, которые сопровождаю девиз. Таким образом появлятся эмблема. Разгадывание эмблем становится традиционным времяпровождением светского общества «галантного века». Сборники эмблем служили так же словарями, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.

Натюрморт изначально появляется как часть картины, ее фон, деталь, украшение интерьера. Окончательную самостоятельность он получил в 17 веке в живописи голландцев, фламандцев и нидерландцев. Особое место натюрморты занимали в живописи Нидерландов. Там в 17 веке создаются целые центры натюрмортов. Например:

картины «завтраки» были популярны в буржуазном городе Харлеме;

· аристократический Утрехт, славился цветоводством, поэтому там были распространены «Цветочные букеты»;

· для портового города были характерны «рыбные композиции;

· «ученые натюрморты» распространены в университетском городке Лейден.

Смысл натюрморта всегда был зашифрован с помощью предметов, извлеченных из привычного человеческого быта. Из них составлялись новый, глубоко символичный мир натюрморта. Натюрморт стал своеобразной « игрой со зрителем», которому предлагается разгадать символический смысл композиции. Натюрморт появился именно в 17 веке, потому что само время располагало к этому. Времена «галантного века» были раскованы, игривы, загадочны и таинственны. Загадка была во всем, даже в повседневности. Обычное общение кавалеров и дам предполагало разгадки всевозможных тайн, аллегорий и символов. Все вокруг люди стремились зашифровать в символы. Поэтому натюрморт – это дитя «галантного века».

Наиболее части в натюрморте появляются символы:

· розы, полевых цветов. Насекомых – говорящих о краткости человеческого существования;

· бабочки и стрекозы – спасение души4

· песочные часы, дымящаяся трубка, мыльные пузыри, карточные домики – быстротечность жизни;

· старые книги – ушедшее время;

· музыкальные инструменты – «звук их так прекрасен и мимолетен»;

· цветы. Колосья, фрукты, лимоны – символы времен года;

Композиции цветочных натюрморты были более сложные, они делились на следующие типы:

· радиальная композиция – где главный цветок тот, который был на скрещении стеблей;

· ковровая композиция – где иерархия цветов выстраивается сверху вниз;

· треугольная композиция – центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него;

Отсюда, исходя из заданных композиций, и формируется и смысловые зоны цветочного натюрморта:

· низ – знаки бремени (сломанные или увядшие листья цветы лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);

· середина – символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);

· верх – венец добродетели (крупный одиночный цветок);

В середине 17 века распространяются натюрморты с пресмыкающимися, земноводными и другими животными. Традиционно были символичны следующие:

· змеи, мыши, лягушки, ежи – дьявольские животные;

· гусеница, куколка, бабочка – человек живет на земле, умирает, дальнейшая жизнь;

· белка – труд;

· попугай – красноречие;

· обезьяна – человеческие пороки;

· кошка и мышь – темные силы, дьявол и человеческая душа;

· собака – охрана разума от темных сил.

Таким образом делая вывод из всего вышесказанного, можно увидеть, что натюрморт = это композиция, постоянно напоминающая обывателю о быстротечности жизни, бренности существования и смысле бытия.

Билет 9

Фреска. Её особенности.

Фреска – это вид монументальной живописи, основой которой, главным образом является стена. Фреска любит большие плоскости, широкие линии и предельно лаконичный язык. Фреске нужна темперная краска – это водяная краска, но ее связующим веществом является известь. Живописец пишет прямо на стене по еще не высохшей штукатурке. Отсюда и название: итальянское «fresco» - «свежий». Основной трудностью является необходимость быстро работать. Художник должен докончить начатое, пока штукатурка не высохла, то есть в этот же день. И если происходит ошибка, то живописец вынужден сбивать весь слой штукатурки на соответствующем участке, накладывать и расписывать ее заново. Ясно, что такая техника требует четкого видения всей композиции и уверенной руки.

Во фреске и грунт, и связующее вещество одно – известь. Такое единство препятствует осыпанию краски. Но зато известь подвержена сильной химической реакции, портящая некоторые краски. К тому же, живописец должен предусмотреть значительное высветление красок при высыхании извести.

Фреска известна уже в античности. Правда, античные мастера полировали до блеска горячим воском поверхность готовой фрески, что придавало ей сходство с энкаустикой. В средние века античная техника забывается, но вырабатывается новая. До 14 века очень популярной был фресковый прием «al secco» (ит. «по сухому», то есть по сухой штукатурке). Постепенно именно этот прием приводит к расцвету фрески в 15 веке, когда в школе Джотто создается смешанная техника, получившая название «buon fresco» (ит. «хорошая фреска»). Современники так описывали эту работу Джотто. Сначала наносился первый слой штукатурки, состоящий из двух частей песка и одной части извести, перемешанной с водой. На этом первом, довольно толстом слое по высыхании рисовали квадратную сетку, по которой наносили углем рисунок. Сверху всё это покрывали вторым слоем штукатурки – тонким и гладким, сквозь который просвечивал угольный рисунок. По нему и выполнялся окончательный вариант фрески. А вскоре, в 1400 году, был окончательно введен способ перенесения рисунка с большого картона выполненного в натуральную величину, путем протыкания контура и присыпки его толченым углем. Теперь фреску можно было заранее тщательно подготовить.

С 15 века фреску вытесняет станковая живопись, мене дорогостоящая, простая в исполнении. Фреска остаётся лишь предметом украшения интерьеров церквей и соборов. Особенно в России.

Билет 10

Керамика. Этапы изготовления керамического изделия.

Керамика - это изделие из глины, закрепленное обжигом. Керамика - очень древний вид искусства. Изображения людей и животных из глины появилось ещё в эпоху палеолита. Позднее их научились обжигать, а также изготавливать сосуды, рельефы и архитектурные детали.

Основные виды керамики обусловлены технологией её изготовления, составом массы: фарфор, фаянс, майолика, терракота и т.д.

В более узком смысле керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин, в отличие от фарфора и фаянса, получаемых из тонких глин. Эта керамика обычно разделяется на два вида: майолику , которая имеет на лицевой поверхности цветную поливку из стекловидной, прозрачной глазури или непрозрачных эмалей, и терракоту, так называют «жжёную землю» красивого красно-коричневого цвета, не имеющую поливы. К терракоте относится и керамика, расписанная красящими составами, основу которых составляют цветные глины.

Изделия из глины - пластичны, а обжиг придаёт им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость. Это позволяет делать разнообразную посуду, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и др.

Керамика встречается и в архитектуре, где важную роль играют изделия из керамики: кирпич, черепица, изразцы (плитка). Из кусочков керамической плитки можно набрать мозаичные картины для наружной облицовки здания, украшения фонтанов, бассейнов, садово-парковой скульптуры, украшения интерьера и т.п.

Особенно популярна керамика в народном искусстве (Гжель, Скопин и др.)

В наши дни продолжает развиваться архитектурная и бытовая керамика, и многие художники создают уникальные авторские работы, продолжаются эксперименты с материалом в поисках новых средств выразительности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры. Такими рисунками люди украшают одежду, предметы быта и свое жилище. Раньше орнамент играл большую роль в жизни человека. А как же он используется сегодня? Об этом читайте ниже.

Определение

Что такое орнамент? Это узор, который состоит из упорядоченных элементов. В основе его лежит ритм, то есть повторяющаяся часть, которая носит название рапорт. Определение орнамента нужно искать в его происхождении.

Ornamentum - латинское слово. Означает оно украшение. Использовался такой декор на предметах быта. Им украшали одежду, посуду, оружие и архитектурные сооружения. Чаще всего орнамент нес определенную смысловую нагрузку. Откуда люди брали вдохновение для творчества? Из окружающей среды. Первые орнаменты были растительные, только потом они стали геометрические. Почему?

С развитием точных наук люди задумались над тем, что все должно строиться не по наитию, а по строгим формулам, которые в искусстве называются канонами. Как проявляется связь орнамента и математики? Это можно увидеть, посмотрев на повторение части орнамента. Рапорт служит своеобразной точкой отсчета. Он упорядочивает орнамент, придает ему строгость и простоту восприятия. Не нужно рассматривать изделие со всех сторон, мозг может самостоятельно дорисовать часть картинки, которая повторяется с равным промежутком.

История

Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Виды орнаментов

  • Технический. Что такое орнамент? Это узор, самым первым декором изделия был тот, который получался сам собой, вне зависимости от желания человека. Например, при ткачестве орнамент получался из переплетения нитей. То есть, переплетая их в одной и той же последовательности, появлялся не хаотичный, а упорядоченный рисунок. То же самое касается и процесса изготовления керамических изделий. При выкручивании, горшки мастеру приходилось ровнять стеками, оттиск от которых отпечатывался на изделии.
  • Символичный. Со временем люди сообразили, что если рисунок получается, то им можно управлять. И поэтому они стали наносить на изделие определенные символы. И сразу же им стали придавать сакральное значение. Например, кругом люди изображали солнце, а волной - греческий меандр.
  • Геометрический. Постепенно, символам стали придавать четкую форму. Так появился геометрический орнамент. Причем на этом этапе развития люди стали уделять внимание не только форме, но и цвету.
  • Растительный. Такой орнамент до сих пор считается самым популярным. Изображать его проще, чем геометрический. В каждой стране были свои мотивы. На древнегреческих вазах можно увидеть изображение виноградной лозы, а на японских - цветка хризантемы.
  • Каллиграфический. С развитием письменности в орнамент стали добавлять не только изображения, но и буквы. Даже неграмотные мастера частенько украшали свои изделия непонятными символами, которые они кропотливо копировали с алфавита. Особенно широко распространился этот вид декора в восточных и арабских странах.
  • Фантастический. Такой орнамент сочетал в себе все предыдущие виды. Нередко в нем можно увидеть фантастических животных птиц и иные проявления человеческого воображения. Расцвета этот вид декора достиг в эпоху средневековья. Тогда мастерам церковь запрещала изображать человека.
  • Астральный. Из названия понятно, что в этом орнаменте главную роль играло небесное светило. В нем также можно было увидеть облака, другие планеты и звезды.
  • Пейзажный. Такой орнамент найти на керамических изделиях практически невозможно. А вот на текстиле такой вид декора встречается часто.
  • Анималистический. Изображения зверей и птиц всегда вдохновляли художников. Поэтому братья наши меньшие часто становились предметами стилизации.
  • Антропоморфный. Человек нередко запечатлел и себя в своем творении. Мужские и женские фигуры во всевозможных позах часто украшали как изделия быта, так и одежду.

Орнамент в одежде

Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. После войны люди стали перебираться в города, у них появилось много забот с нахождением работы, заботой о семье. Поэтому одежда стала нести только одно назначение - защищать тело человека от холода и посторонних взглядов. Конечно, когда мир наладился, дизайнеры и модельеры стали прививать людям желание красиво одеваться. Но в их творчестве орнаменты и узоры несли только декоративное значение.

Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни.

Украшение посуды

Издревле предметы быта обильно декорировались. Орнаменты и узоры украшали тарелки, кружки, чаши и вазы. Но орнамент на них стал играть декоративную роль уже в 1000 годах н. э. С принятием христианской веры, цари пытались искоренить всевозможные напоминания о язычестве. Поэтому предметы утвари стали декорировать растительным, геометрическим или фантастическим орнаментом. И узоры на посуде стали постепенно упрощаться. Сегодня сложно встретить сервиз, по краю которого будет нанесено сложное переплетение линий. Все чаще тарелки декорируются одним печатным изображением.

Орнамент в интерьере

Декору помещений люди всегда уделяли повышенное внимание. Но орнамент как вид декоративной композиции можно было встретить только в домах богатых людей или во дворцах царей. Крестьяне украшали свои избы узорами только с наружной стороны. А вот дворцы обильно декорировались изнутри лепниной. И чаще всего это был растительный орнамент. Его можно найти на потолке и даже на полу. Часто узорами, которые имеют рапорт, декорировались зеркала, люстры и, конечно, мебель.

Где можно найти орнамент сегодня

Несмотря на то что современные европейцы все еще имеют суеверия, они больше не пытаются оградиться от влияния злых духов с помощью узоров на одежде. А вот на тело татуировки с сакральным смыслом наносят часто. Узоры люди берут как и из славянского фольклора, так и из римского или египетского искусства.

А вот жители востока до сих пор отдают дань орнаментам. Как и их предки, они декорируют одежду и предметы быта. Причем делают они это не в угоду доброй памяти, а потому, что считают, что узоры приносят в дом благополучие, здоровье и счастье.

  • Вышивка на одежду наносилась в основном на те места, через которые могла проникнуть нечистая сила. Это были манжеты, ворот и подол.
  • По мнению американских искусствоведов, такой популярный в Греции меандр - это рисунок капкана. Именно его расставляли древние охотники для поимки диких зверей. Сегодня же орнамент с меандром часто украшает декоративные изделия, так полюбившиеся нашим современникам.
  • Кельтский орнамент состоит из завязанных узлов. И эти линии считаются символичными, они обозначают переплетение жизни и судьбы людей.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяются на три вида:

орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм -- с другой.

Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по-существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы. Начнем с точки, которая мало что значит сама по себе, но при ее умелом ритмическом повторении можно добиться интересного декоративного эффекта. Примером могут служить произведения Саса-нидского Ирана или китайские изделия танского периода. Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. И если число абстрактных неизобразительных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой, только три:

прямые -- вертикальные, горизонтальные, наклонные;

кривые -- с постоянным радиусом кривизны -- окружности и их дуги;

кривые -- с переменным радиусом кривизны -- параболы, гиперболы и их отрезки.

Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линий обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую.

Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут «обнаружить» скрытый в них эмоциональный заряд.

Так, прямые и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное, спокойное движение. В природе этих линий лежат постоянство, статика, уравновешенность; при этом считается, что горизонтальные линии в орнаменте символизируют стройность, строгость, определенную стабильность, наклонные же прямые линии создают впечатление постоянного движения.

Линия, или лента, широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

Зигзаг, или ломаная линия, в Древнем Египте служила знаком воды. Она находила применение в орнаментах многих народов в самые разные времена.

Шевроны -- ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Встречается в декоративном искусстве Китая периода Шан и в романском искусстве.

Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве.

Этот мотив в эпоху Возрождения часто использовался на книжных переплетах, фаянсах Сен-Поршера. Даже великий Леонардо да Винчи не оставил его без внимания и создал прославленные образцы этого орнаментального мотива.

Примеры неизобразительного орнамента: Зигзаг; волнообразная линия; разновидности меандра

Меандр -- ломаная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира.

Квадрат и прямоугольник являются основной формой в орнаменте. Они, прежде всего, служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить Родосские греческие вазы; в архитектуре -- кессонированные потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней.

Ромб, так же как и квадрат, служит для ограничения декорируемой поверхности. Особенно широкое применение этот мотив имел в гончарных изделиях доисторического периода.

Шестиугольник и восьмиугольник самостоятельно и в сочетании были очень распространены в декоративном искусстве мусульманских стран.

К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест -- на Западе, свастика -- в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве.

Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например, на кипрской керамике, и для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы, как на японских гербах. Важную роль играли окружности в средневековых орнаментах (так называемые готические «розы»).

Мотив спирали был распространен еще в эпоху неолита (в подтверждение можно привести фриз с рельефом в форме спирали, найденный на острове Мальта, межевой камень с рельефным спиральным орнаментом, найденный в Ирландии). Этот мотив получил впоследствии широкое применение в критской, минойской и микенской цивилизации и стал излюбленным мотивом в древнем искусстве Египта, Ассирии, Греции. Он является символическим изображением истории развития мира.

Линии с переменным радиусом кривизны несут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение (нарастающее и убывающее).

Схемы построения сетчатого орнамента

Особенно остро способны выразить динамичность ломаные линии с острыми углами -- так называемые молниеобразные. Мотивом «бегущая волна» в древности пользовались как символом непостоянства жизни. Истоки этого мотива--в меандровой (ломаной) линии, из которой она постепенно переходит в кривую.

К вышеназванным геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели: «витой шнур» -- линия, спирально закрученная вокруг собственной оси; выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и др.

Любой неизобразительный орнаментальный мотив состоит из комбинации тех или иных линий или замкнутых фигур. В одних случаях это только прямые или кривые линии, в других -- сочетание различных линий или фигурных элементов в одном мотиве. Ритмическая организация элементов в мотиве создает условия, стимулирующие проявление цветопластических свойств этих элементов.

В числе орнаментов изобразительной группы самым распространенным является растительный орнамент. При создании такого рода узора все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из нее относительно немногочисленные мотивы.

Вот наиболее распространенные из них с древнейших времен

Лотос на Древнем Востоке имел культовое значение. Лотос был посвящен богу Осирису и богине Исиде и служил символом плодородия. Его цветение совпадало с разливом Нила. В высшем смысле лотос был символом бессмертия и составлял необходимый атрибут фараона. В египетском стиле лотос являлся самой распространенной формой украшения: разнообразным предметам прикладного искусства придавали форму лотоса, в архитектуре капитель была выполнена в форме почки и цветка лотоса, а база колонны представляла собой корневые листья этого же растения, в то время как ствол (тело) колонны напоминал связку стеблей лотоса. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

Пальмы со своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты. Пальметты редко располагаются рядом, непосредственно одна за другой. Чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями.

Лист и завиток аканта, вслед за пальметтой и лотосом, пользовались особой популярностью у художников, которых привлекала красота зубчатых листьев этого дикорастущего растения юга Европы.

У древних греков мотив аканта стал декоративным основополагающим элементом при образовании коринфского ордера, стилизованные формы листа его украсили капитель. В Древнем Риме аканту отдавалось особое предпочтение как главному мотиву любимых римлянами архитектурных ордеров -- коринфского и композитного.


Акантовый лист и завиток

Орнамент, созданный на основе листьев аканта, достиг наибольшего изящества и разнообразия в эпоху Возрождения. Растительные побеги и завитки аканта с розетками становятся почти неотъемлемой принадлежностью украшения любого предмета декоративного искусства этого времени, будь то мебель, покрытая деревянной резьбой, или мраморный рельеф, украшающий стены помещения; мы видим его на майоликовых блюдах, настенных росписях, шпалерах и тканях.

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах -- главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Хмель -- культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.

Виноградная лоза -- гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан -- в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) -- символ страданий Христа.

Плющ -- вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.

Дуб -- царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.

Розетка -- в собственном смысле этого слова это стилизованная роза. В орнаментике же розеткой называют орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка, преимущественно круглой формы. Розетки являются, главным образом, украшениями растительного характера; иногда геометрического и в исключительных случаях фигурного, т. е. когда они представляют собой комбинацию форм, взятых из животного мира. Розетки находят широкое применение в живописи и скульптуре; в архитектуре для украшения сводов и потолков, а также в декоративно-прикладном искусстве в виде украшения на мебели, воротах, дверях.

В основе розетки лежат многоугольники, делящие ее на разное количество частей. Чаще всего встречаются розетки, имеющие 3, 4, 6, 8, 10, 12 и 16 частей, тогда как деление розетки на 7, 9, 11 частей встречается сравнительно редко, как и деление свыше 16.

Животный орнамент -- наиболее распространенный орнамент среди изобразительной группы, вслед за растительным. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше, чем флора. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее подвергающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.

Чаще других встречались изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и др., которые в большинстве своем имели символическое значение.

Маски -- Ренессанс и более поздние стили употребляли различные маски, несколько видоизменив их античную форму и обогатив ее новыми деталями.

Эмблемы -- это изображение одного или нескольких предметов, имеющих символическое значение: эмблемы искусства и отдельных его видов; архитектуры, скульптуры, живописи, музыки; эмблемы науки и отдельных ее отраслей: математики, астрологии, химии; эмблемы пения, танца, драматического искусства.

Кроме вышеназванных, существует еще множество других форм, используемых в орнаменте, -- это раковины, гротески, трофеи, вазы и др.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка