Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой" план-конспект занятия (3 класс) на тему

Познавательный час по рассказам В. Осеевой

Цели:

сформировать умение анализировать художественное произведение на доступном для детей уровне;

способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

дать детям возможность оценить себя и свои поступки.
Оборудование : доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, презентация.
Валентина Александровна ОСЕЕВА

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их - и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

пересказ одним из учеников.

В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»?

(Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)

Работа с пословицами

Соберите пословицы

учит, человек, добрый, и, добру

добрые, дана, на, жизнь, дела

добро, за, платят, и, добром

(Добрый человек добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.)

О ком первая пословица? (О старичке)

Объясните значение второй пословицы

Как понимаете значение третьей пословицы?

Какие « волшебные слова» вы знаете?

(На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо)

дети читают стихи "Волшебные слова"

"Здравствуйте"

"Доброго пути"

"Спасибо"

"Пожалуйста"

"До свидания"

Только ли важно знать «волшебные слова»?

(Нет, еще более важно правильно их произносить)

Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику.

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек - это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.


С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".
Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Определите по рисункам рассказы В.Осеевой

(«Что легче?», «Сыновья»)

Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ)

Сценка «Разговор мальчиков в лесу»

Что произошло с мальчиками дома?

Объясните название рассказа «Что легче?»

(В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.)

А как бы поступили вы на месте мальчиков?

Какие пословицы подобрали к рассказу?

(Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

Что же легче сказать?

(Правду) (Слово правда выносится на доску)

Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану

Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему?

(Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.)

Что проявил сын по отношению к матери?

(помощь, заботу - слова выносятся на доску)

Расскажите, как вы помогаете своим родным. (Рассказы детей)


Я хочу проверить действительно ли вы такие все хорошие и умненькие, Для этого я вам загадаю загадки, а они у меня особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать: «Это я. это я, это все мои друзья».Эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка вредная – надо промолчать. Будьте внимательны!

Кто из вас, проснувшись бодро,

С добрым утром скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке Сумка,

книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго спасибо?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?
- О чем мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?

(О хороших поступках)

О каких делах мечтал Юра?

Как Юра поступал на самом деле?

Что ему посоветовала мама?
- Чему учит произведение?

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

Чтение по ролям

После прочтения

Что хорошо в рассказе, а что – плохо?

(Мысли, желания) (Поступки мальчика)

На доску выносятся слова хорошо, плохо .

Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке?

(Грубость) (Слово выносится на доску)

Назовите антоним к слову грубый (вежливый)


Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.


7.Итог урока

Как бы вы ответили на вопрос:

О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях?

(О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми)

Что хорошего можно сделать по отношению к людям?

(Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…)

Обращение к словам В.А.Осеевой:

В каждом из вас, ребята,

есть волшебная сила –

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьм?мся

И друг другу улыбн?мся (улыбаются друг другу). А теперь назовите «Волшебные слова» (каждый ребёнок называет слова и передаёт мяч по кругу).

  1. Слайд №1, №2,№3, №4. Рассказ учителя о биографии В. А. Осеевой.

Ребята вы узнаёте эту женщину? Как её зовут? Чем она занималась?

Да, это Валентина Александровна Осеева. Она родилась в городе Киеве, в городе герое, в котором есть памятник «Родина мать зовёт.

Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя в трудовую колонию, к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать трудных детей. Это дети, у которых нет родителей. И не кому о них позаботиться. У них нет мамы, которая им расскажет сказку, споёт колыбельную.

Много лет она воспитывала детей - беспризорников, а в свободное время писала, рассказы, сказки, стихи для них.

  1. Со стихотворением «В гости к ягодам» вас познакомит Белов Кирилл.

Стих «В гости к ягодам»

На берёзовой полянке

Земляничка расцвела,

Закраснела, заалела,

В гости Груню зазвала:

«Кушай, Груня, земляничку,

Для тебя созрела я.

А поешь - запей водичкой

Из студёного ручья!»

Съела Груня земляничку,

Запила её водичкой,

Побежала на село.

А на утро всё село

В гости к ягодам пришло.

  1. Назовите ребята рассказы, с которыми вы уже знакомы: Сторож, Плохо, Что легче? и т. д. слайд №6
  2. А вот оживший рассказ «Синие листья» вам покажут Катя и Маша.

Инсценирование рассказа В. А. Осеевой «Синие листья».

6. Упр. «Хорошо - плохо». Учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

Ребята играли все вместе и, и всем было весело. (СТОРОЖ)

Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. (СТОРОЖ)

Володя подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (3ТОВАРИЩА)

А я правду скажу. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ни чего не надо. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

А я совру, скажу будто волк на меня напал в лесу. (ЧТО ЛЕГЧЕ?)

Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли ребята и ждали, что будет. (ПЛОХО)

Дай мне кусочек пирожка ПОЖАЙЛУСТО. (ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО)

Смотри ни чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много. (СИНИЕ ЛИСТЬЯ). (После каждого предложения необходимо спросить детей чему учит каждый рассказ).

7. Слайд №7 Дети должны подобрать к каждому рассказу верное выражение.

8. Слайд №8 «Правила дружбы» (на правильное выражение дети должны говорить «правильно», на не верное выражение «не правильно».

9. Викторина. Слайд №9, №10, №11.

10. Итог классного часа. Учитель раздаёт всем детям конфеты дружбы и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу "Экскурс по творчеству В. А. Осеевой".»

Валентина Александровна

Осеева


Валентина Александровна Осеева родилась в

г. Киеве


Юная Валя мечтала стать актрисой, но её мечта не осуществилась.

Придя к беспризорным детям она поняла, что её призвание воспитывать детей.



Стихотворение В. А. Осеевой

«В гости к ягодам»


Рассказы В. А. Осеевой

«Синие листья»

«Отомстила»

«Плохо»

«3 товарища»

«Волшебное слово»

«Сторож»

«Что легче?»


Чему учат рассказы В. А. Осеевой?

«Отомстила»

«Волшебное слово»

«Что легче?»

«Сторож»

«Три товарища»

Делиться с товарищем.

Просить прощение, если обидел друга.

Не обманывать.

Быть вежливым.

Приходить на помощь товарищу.


«Правила дружбы»

Не ссориться!

Вредничать другу!

Просить прощения, если обидел друга!

Врать другу!

Быть вежливым!

Обижать друга!

Не жадничать!

Помогать друг другу!

Не злиться!

Постоянно ссориться!


викторина

Найди портрет В. А. Осеевой


Какой рассказ написала В. А. Осеева?


К какому рассказу эти картинки?

«Сторож»

МБОУ средняя школа №3 города Рославля

Конспект внеклассного мероприятия

«Уроки доброты»

(по произведениям В.Осеевой)

в 1-«А» классе

Учитель начальных классов:

Щербакова Анна Александровна

2012-2013уч.год


Тема: «Урок доброты» (по произведениям В.Осеевой) Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

    Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой». Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека. Формировать умение определять основную мысль рассказов. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение. Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; карточки для работы по группам, ноутбук, ватман, заготоки для газеты.

Ход урока.

Учитель:
В жизни по-разному можно жить –

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,

И подарить его людям.
(С. Островой)
-О чем это стихотворение? -Что вам показалось необычным? Сегодня у нас с вами урок –урок доброты. Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. Урок доброты… Ребята, что вы ожидаете от урока? Ответы детей. Беседа.
-Итак, что же такое добро? О чем вы думаете, когда слышите слово-добро? Ответы детей.
-Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папы, родные близкие люди….
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто …….продолжите фразу,а я вам помогу….
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. И тд
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Давайте выясним, что такое доброта? (Ответы детей.)

А вот как об этом пишет Сергей Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Готовясь к уроку,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Что посоветовала, автор письма? -А зачем нам думать, ведь мы с вами научились читать и теперь можем самостоятельно прочесть любые книги и это уже достижение для нас? Ответы детей.

Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке.

- И первую заметку я помещу на нашу газету.

Произведения В.Осеевой мы читали в классе и дома, но вот о самом авторе мы ничего не знаем.

Работа по группам.

Первая группа готовила сообщение об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

Портрет

1группа.

Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

2группа.

Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 группа.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5. Мы прочитали много рассказов В.Осеевой,такие как

Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

-Учитель. Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная,так говорили о ней ее друзья.

Газета учащихся 1 –а класса « Уроки доброты »

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:

На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)


- Ну, раз мы уже познакомились с биографией, то переходим к рассказам.

Рассказ «Печенье» показывает первая группа и обсуждаем . Инсценировка рассказа «Печенье» Беседа нравственно-этического содержания:

Какие бы вопросы вы задали ребятам? … маме? … бабушке?

Какими вам показались Вова и Миша? Как мы называем таких людей?

Какие советы,вы, бы дали ребятам? Какие чувства испытывали вы, когда читали рассказ В.Осеевой? Инсценировка «Три товарища» ,2 группа, обсуждение.

Учитель.

Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель

Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики.

Володя и Витя.

Учитель.

Кто не понравился? Почему?

Ученики.

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель.

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель.

Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Ученики.

Есть.

Работа со словарем характеристик.

Фронтальная работа.

Учитель: Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой: Заготовка: - послушный - скромный - внимательный - смелый - заботливый - добрый - гордый - внимательный - заботливый - добрый Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор? Ученики. Жадность и равнодушие.

3группа показывает «Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание) - А что было не очень хорошим в рассказе? (поступки мальчика) - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему? - Что бы вы посоветовали Юре?

Групповая работа.

Сядьте, пожалуйста, по группам.

1 группа- будет работать по произведению «Волшебное слово».

Карточка заготовка.

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

Прочитайте слова. Подумайте,из какого произведения эти слова?

Как звали этого героя?

Обсуждение работы в группе.

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться? - Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? - Как волшебное слово меняет героев? - Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.) - Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Задание второй группы.

Работа с пословицами «Соберите пословицу» Варианты пословиц в конвертах на листочках. - Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

    Где труд, там и радость. Добрый человек добру и учит. Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

    Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит.
Вариант 3
    Вежливость открывает все двери.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Кто скоро помог, тот дважды помог.
3группа. Задание для 1группы –творческое. Состоит из двух частей. 1.Задание. «Мой читательский дневник». Вы проводили исследовательскую работу: читая рассказы, вы выписывали умные мысли, наиболее важные мысли, мудрые замечания писателей, произведения которых мы с вами изучали, и которые вам могут пригодиться в жизни. Задание такое,поработать с дневником « умных мыслей» ,найти пословицы, советы, которые были в рассказах В.Осеевой. 2 задание.
    Ответить на вопросы:Хотел ли я быть героем рассказов В.Осеевой? Почему? «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

Заключительная беседа.
    Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  1. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

    Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой? О каких человеческих качествах заставляют задуматься?(честность, доброта, любовь к ближнему)
  2. В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.)

    Что вам понравилось на уроке?
Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Итог.

Учитель. Для вас,ребята, я еще заготовила задания, которые помещу в нашу газету.

Для газеты:

Заключительная песня. «Добрым быть совсем,совсем не просто…»

Спасибо за урок доброты. Вы все успешные читатели.

Классный час

«МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ»

Художественная литература является одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания. Сегодня проблемы жестокости и равнодушия среди детей становится явной. Необходимость воспитания у подрастающего поколения таких качеств как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие не вызывает сомнения. В связи с этим хочется обратиться к произведениям Валентины Осеевой, которые остаются актуальными и в наше время. В увлекательной форме писательница помогает понять, что такое дружба, честность, уважение и любовь к людям, чуткость к окружающим.

Классный час был проведен с учащимися 3 класса. При выборе данной формы все дети активно вовлечены в деятельность. Подготовительная работа предполагает чтение произведений Валентины Осеевой на уроках и дома.

Цель: развитие нравственных качеств посредством чтения детской художественной литературы.

Задачи:

Личностные: расширять знания детей о важнейших нравственных качествах; воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ произведений; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении.

Метапредметные: развивать умение строить продуктивное речевое высказывание, используя информацию, полученную на занятии и свой жизненный опыт, развивать умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано строить свою; учить работать в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация, 3 листа форматом А3, карточки с биографическими сведениями и фотографиями Валентины Осеевой, карточки с отрывками из произведений Осеевой, кармашки, шаблоны листочков, цветная бумага.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель: У каждого из нас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то удивлен, кто-то заинтересован. Закройте глаза, вытяните руки вперед ладонями вверх, представьте то, что о чем я вам буду рассказывать. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на ладошки. Почувствуйте, как он согревает ваши ладошки, вдохните его удивительный запах, послушайте приятную музыку. Приложите ладошки к сердцу и мысленно поместите в него свой цветок. Постарайтесь запомнить, что вы сейчас чувствуете. Я надеюсь, что теплые чувства и хорошее настроение вы пронесете через все занятие.

Вступительная часть.

Учитель: Писатель Юрий Олеша сказал: «Золотая полка - та, на которую ставят любимые книги». (Слайд 2)

А какая ваша любимая книга? Кто ваш любимый писатель?

Попадалась ли вам такая книга, после которой вам захотелось что-то сделать, изменить себя?

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к известной детской писательнице. Ее рассказы читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Кто же это? Поиграем в игру «Четыре картинки - одно слово». Постарайтесь узнать ее имя по иллюстрациям к произведениям. (Слайд 3)

Вы уютно устроились за тремя столами и готовы к разговору. (Класс делится на группы)

Свои произведения Валентина Осеева написала давно. Сегодня я вам предлагаю вспомнить ее рассказы и поразмышлять, а могут ли они помочь нам в жизни сейчас?

Мы не только вспомним произведения Осеевой, но и в ходе нашего разговора изготовим лэпбук. Что же это такое? Это слово образовано из двух слов: lap и book. Вспомните уроки английского языка. Какое слово вы сможете перевести на русский язык?

Если это слово переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. У каждой группы должна получиться папка с кармашками, мини-книжками, окошками, в которой мы соберем все, что узнаем и вспомним о Валентине Осеевой и ее творчестве.

Основная часть.

Знакомство с биографией.

Учитель: Рассказы Валентины Осеевой вы уже читали, а вот о ее жизни нам известно пока немного. Сейчас вы поработайте с информацией из биографии Осеевой и в ваш лэпбук поместите фотоальбом о жизни и творчестве писательницы. (Дети в группах работают с предоставленной информацией и оформляют мини-книжку, в которой находятся фотографии и биографические сведения о писательнице)

Что вы узнали о биографии Валентины Александровны Осеевой? Что вас заинтересовало? (Слайды 5, 6)

Осеева- писательница.

Учитель: Из выступлений ребят, вы узнали, что Валентине Александровне пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети, лишенные присмотра родителей, бездомные. Некоторые из них иногда проявляли грубость в отношении к товарищам и взрослым. Но писательница очень любила детей, и поэтому для своих воспитанников стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.

К классному часу вы читали рассказы Осеевой. (Слайд 7)

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

Сегодня мы с вами проведем викторину и узнаем лучших знатоков ее рассказов. (Представитель группы вытягивает карточки с вопросами)

1) По началу текста узнайте, как называется рассказ:

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Жила-была девочка. И был у нее петушок. Встанет утром петушок, запоет: - Ку-ка-реку! Доброе утро хозяюшка.

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и прости Лена Катю: - Дай мне зеленый карандаш.

2) Ответьте на вопросы:

Назовите главного героя произведения «Волшебное слово».

Почему в рассказе «Волшебное слово» мальчик был рассержен и хотел даже убежать из дома?

Какое волшебное слово сказал старичок в произведении «Волшебное слово»?

Как нужно произносить «волшебное слово»?

Кого действительно можно назвать товарищем Вити из рассказа В.Осеевой «Три товарища»

Что случилось с собакой в рассказе «Кто хозяин»?

Как вы думаете, какой проступок совершили Вова и Миша в рассказе В.Осеевой «Печенье»?

Почему Лена нарисовала синие листья в одноименном рассказе?

Почему в рассказе В.Осеевой «Сыновья» старичок, встретив женщин и их сыновей у колодца, сказал, что он видит только одного сына?

Подводится итог викторины. Учащиеся в лэпбуке оформляют мини-книжку «Викторина»: приклеивая на страницу карточку вопросом, а с обратной стороны размещают ответ.

Дома вы можете еще составить вопросы для викторины, а затем добавить их в мини-книжку.

Учитель: Как вы думаете, почему Валентина Осеева писала такие короткие рассказы?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Учитель: В 1946 году Валентина Осеева стала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». В ней писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляется их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. В 1952 году эта книга была отмечена государственной наградой - Сталинской премией 3 степени. (Слайд 8)

В 1959 году вышла повесть «Динка». Эта книга имеет автобиографические корни. Повесть посвящена жизни десятилетней девочки после революции 1905 года. Главная героиня так понравилась детям, что они в своих письмах к Осеевой просили написать продолжение этой истории. Так появляется вторая книга «Динка прощается с детством».

Я вам предлагаю создать в лэпбуке кармашек «Советуем прочитать». Каждый из вас может поместить в него карточку с названием произведения Осеевой, которые вы рекомендуете прочитать и другим ребятам. (В кармашек помещаются иллюстрации обложек книг, далее он может пополняться рекомендациями детей)

Осеева-поэт.

Учитель: Мы читали рассказы Валентины Осеевой. Но мало кто знает и другую сторону ее творчества. Валентина Осеева писала не только рассказы и повести, но и стихотворения. Они печатались в журналах «Мурзилка», «Дружные ребята», «Затейник». Ваши мамы и папы, когда им было столько же лет, как вам, с удовольствием читали эти журналы. Давайте познакомимся с некоторыми стихами.

(Ребята получают карточки со стихотворениями, читают их в группах, выбирают одно для чтения классу, оформляют мини-книжку «Стихотворения В.Осеевой»)

Учитель: А что вы почувствовали, читая и слушая произведения Валентины Осеевой?

4. Мудрые уроки Валентины Осеевой

Учитель: Какими бы ни были произведения Осеевой, большими или маленьким, рассказами или стихотворениями, ей очень хотелось, чтобы ребята не просто читали их, а, прочитав рассказ, размышляли над хорошими или плохими поступками ее героев и над своими собственными.

О чем вы задумались, читая дома рассказы Валентины Александровны? Чему они вас научили?

Сейчас каждая группа поработает с отрывками из произведений Осеевой. Ваша задача прочитать его, найти самые важные слова в нем и порассуждать, какой урок дает нам автор. (Группы получают отрывки из произведений, подчеркивают цитаты и размышляют над ними)

1) Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

2) Погладила девочка щенка и говорит:

Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка — никого у неё нет!

3) На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

4) Динка с сочувствием смотрит на худую, щуплую фигурку Никитича, на рубашку, на рваный пиджак. Ей хочется утешить старика.

Так это ведь только вещи. А мама говорит, что из-за вещей стыдно сильно расстраиваться; надо расстраиваться, если с человеком что-нибудь случится, - серьезно говорит она.

5) Сам Павел Васильевич - выдумщик и мастер на все руки.

Квартира Трубачевых была обставлена красивой и замысловатой мебелью его работы. Круглый шкафчик вертелся вокруг своей оси. Посреди комнаты стоял обеденный стол с откидными стульями.

Всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал, - говорил Павел Васильевич.

6) Старик показывает детям будильник и блестящий школьный звонок.

Вот как зазвоню, чтобы мигом собирались! Ну, говори, Динка, что тебе по душе? Скамеечку ли будешь мастерить или выпиливать себе? Одним словом, ставь перед собой цель, а поставишь цель - добивайся. Не так, чтоб какое дело начать, а потом бросить и другое начать. Этого я не позволю. Ну, выбирай, что будешь мастерить?

Учитель: Какие же мудрые уроки дает нам Валентина Осеева?

Выслушиваются высказывания детей.

Давайте мы поместим эти отрывки в отдельный кармашек и заполним ромашку, в которой на лепестках запишем, чему учат нас произведения Валентины Александровны. (В лэпбуке создают кармашек «Мудрые уроки Валентины Осеевой», куда помещают прочитанные отрывки из произведений. Заполняют лепестки ромашки и вклеивают ее в лэпбук. Часть лепестков может остаться свободной и дополняться после чтения произведений дома)

Учитель: При чтении произведений Осеевой дома вы можете выписывать понравившиеся цитаты из рассказов Валентины Осеевой и помещать в этот кармашек.

IV . Заключение. Рефлексия.

Учитель: Вот и подходит к концу классный час. Вернемся к нашему вопросу: могут ли помочь рассказы Валентины Осеевой нам в жизни сейчас?

Выслушиваются ответы детей.

Иногда говорят «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Чтение это не просто занятие, которым мы заполняем свободное время. Под влиянием умных книг мы меняемся: книга делает нас добрее, умнее, опытнее. Книга развивает наш ум и наше сердце.

Мы тоже сегодня создали необычную книгу. А как мы ее можем использовать? (Можем обратиться к ней на уроках при чтении произведений Валентины Осеевой, предложить ребятам другого класса для знакомства с творчеством писательницы, использовать для выставки и т. д.)

Наш классный час хотелось бы завершить словами известного писателя Константина Паустовского «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» и не забывайте совет Валентины Осеевой: читать и думать (Слайд 9)

При подготовке были использованы следующие информационные материалы.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка