Выставка «Юрий Купер. Театральный роман

Театральный музей им. А.А. Бахрушина с 21 апреля по 28 мая 2017 года представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стала реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве /2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми /2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове /2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре /2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске /2010, реж. Александра Тихомирова/.

Выставка проходит в Каретном сарае.
Телефон: +7 /495/ 953 44 70, +7 /499/ 238 61 30.

Юрий Купер уехал из России несколько десятилетий назад: умудрился вырваться на двадцать лет раньше, чем большинство, и за десять лет до того, как русские художники бесплатно начали высылать свои работы за границу. Он превосходно вписался в парижскую галерейную жизнь, покорил Лондон и Нью-Йорк. Его работы есть в коллекциях Министерства Культуры Франции и Библиотеки Конгресса. Сейчас кураторы позиционируют его как русско-американского художника, но это скорее заигрывание с отечественным покупателем – ведь с приставкой «американское» всё выглядит и дороже, и моднее. Несмотря на явную любовь к северной столице, картины Купера выставляются в Петербурге всего второй раз – потому в родной Москве он известен куда больше.

На открытии хор Исаакиевского собора и его директор, Николай Буров, не просто так – картины Купера, выставленные в Эрарте, из хранилища собора, которому они достались в дар от художника. Вопрос, зачем дарить картины Исаакиевскому собору, где нет ни помещения для их экспозиции, ни условий для хранения – остаётся без ответа. Возможно, в курсе присутствующий на открытии некий бизнесмен, который прочёл ужасно скучную речь, но так и не представился.

И вот, после хора, шампанского и приветственных слов, трое - Купер, Владимир Назанский (руководитель музея) и собственно таинственный бизнесмен - расчленяют красную ленту, а немногочисленная публика, состоящая в основном из коллег по цеху да журналистов, получает возможность увидеть о чём, собственно речь.

Напротив «горбуновского» пассивно-агрессивного розового – серая мгла работ Купера. Представленные полотна фактически нельзя назвать ни картинами, ни коллажами. Перед зрителями сложное сочетание фотографии, шелкографии и красок, порождающее Питер в его мистическом виде – влажном, дымчатом, потустороннем. Эти photo-based работы представляют Санкт-Петербург в довольно банальном свете, таком, каким его принято считать. Тем не менее, выполнены они тонко и со вкусом, сто оттенков серого растекаются и проникают в горизонтальные композиции, населённые безлюдными домами и каналами.

«Я помню старые работы [Купера, прим. ред.]– замечательная, тонкая живопись», - говорит Николай Сажин, петербургский художник. Зал с его картинами тоже на третьем этаже, но в другой части музея, с постоянной экспозицией. «Неровная поверхность, залессированная акриловыми красками, получалась [у него] тонкой и богатой. Казалось, будто случайно затекло, но на самом деле очень красиво и продумано. Мне кажется, это возрастное – здесь появилась какая-то вялость, несмотря ни на что. Нельзя бесконечно утончать, утончать, это поворачивается против него самого. Где-то есть граница, где надо уметь остановиться, иначе теряется страсть, авторская энергия».

О выставке говорит руководитель музея Эрарта , Владимир Назанский: «Я сразу же среагировал на фамилию. Редко, когда есть возможность нью-йоркско-парижско-лондонского художника заполучить безо всякого бюджета. Я пошел в Исаакиевский собор, где в толще стен узкие коридоры, где нужно проходить боком, нашел нишы, в которых устроили хранилище, и, мучаясь клаустрофобией, смотрел на эти серые композиции и думал, что если их хорошо осветить, они будут [выглядеть] намного эффектней».

В России, к сожалению, работы мастера не представлены в полной мере – их можно увидеть в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Московском музее современного искусства, но не более того. Несколько раз картины Купера были представлены в регионах, в Петербурге это вторая экспозиция художника.

Купер говорит о Санкт-Петербурге с огромной любовью, отмечает отсутствие той «теремковости», которой болеет Москва. Его работы, возможно и делались с расчётом на то, что пойдут в дар – но сохранили особо нежное отношение художника к местам, где и он гулял.

Художник с мировым именем, входящий в число самых известных современных российских художников на Западе, впервые представляет в Москве выставку, полностью посвященную театру.

Это будут работы к шести спектаклям, поставленным в России и Белоруссии за последнее десятилетие в сотрудничестве с ведущими режиссёрами - Никитой Михалковым, Александром Сокуровым, Владимиром Петровым и другими.

Юрий Купер родился в Москве в 1940 году, окончил художественно-графический факультет МГПИ. С 1972 года жил в Израиле, Франции и Великобритании. На его счету свыше 50 выставок в ведущих галереях мира, его работы находятся в собраниях ведущих художественных музеев.

Театральная выставка Юрия Купера впервые показывает вместе материалы к опере «Борис Годунов», поставленной Александром Сокуровым в Большом театре, постановкам Владимира Петрова «Отелло» в Перми и «Евгений Онегин» в Самаре, спектакле «Метаморфозы» - премьере 2016 года режиссёра Никиты Михалкова.

В работах, созданных для театра - эскизах костюмов и декораций - узнаваем художественный почерк Юрия Купера. Художник использует различные материалы и техники, принты, коллажи, создавая удивительно красивые, словно состаренные полотна. К сценическому пространству он относится и как архитектор, чётко понимая, что оно актёров оно должно быть так же удобно, как дом или квартира для жильцов, и как художник, осознавая, насколько важна доля визуальной составляющей в общем впечатлении от спектакля.

Изображение: Юрий Купер. Эскиз для балета Щелкунчик, Минск, Большой театр Беларуси, постановщик А. Тихомирова

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка