Библиотечные проекты по краеведению и экологии. Краеведческие проекты

Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своей области и района.

О библиотеке с любовью!

(Из истории Суземской центральной библиотеки)

Самое первое упоминание о библиотеке на территории нынешнего Суземского района относится к 1905 году. В то далекое и неспокойное время в посёлке Кокоревка, при чайной, а впоследствии, после революции в купеческом доме работала библиотека. Её фонд был небольшой по сегодняшним меркам и составлял около 200 книг, выписывалось 4 газеты.

История Суземской детской центральной библиотеки началась осенью 1956 года, именно тогда детская библиотека гостеприимно распахнула двери для юных читателей посёлка. На улице Вокзальной в небольшом здании разместились абонемент и читальный зал. Библиотечный фонд составлял 3800 экземпляров.

Все это время библиотека оставалась верна своим юным суземчанам. И на сегодняшний день главное её достижение - это читатели: умные, талантливые, любознательные, увлеченные… Ими и для них живет и работает детская библиотека Суземки.

В конце декабря 1943 года комсомолец Николай Осипенков вернулся в родное село с фронта по ранению. Села как такового не было и в помине, всё было уничтожено фашистами. Люди, вернувшиеся в село из леса, жили в подвалах, землянках и полуземлянках. Построена была одна хатка на всё село.

Отправился Николай в Суземку за 10 километров пешком, чтобы стать на комсомольский учёт в райком комсомола. Стали его там уговаривать работать заведующим избой - читальней и одновременно возглавить комсомольскую организацию села. Не уговорили…

Как все начиналось…

История создания Невдольской сельской библиотеки началась в далекие 30-е годы прошлого столетия. В 1931-1933 годах в селе было два колхоза, две конторы и два клуба. Один клуб располагался на месте настоящего, а второй - на месте нынешнего памятника погибшим односельчанам в центре села.

Изба - читальня находилась в здании клуба колхоза «Красный партизан». Первым заведующим избой - читальней стал Бибиков Василий Григорьевич, но вскоре его забрали в армию на действительную службу.

Началась Великая Отечественная война и все село было сожжено фашистами, в том числе сгорел и клуб с избой - читальней.

В 1944 году в п. Холмечи начала работу изба-читальня. Заведовала - Алексейцева Антонина Архиповна. Изба-читальня являлась и клубом и местом, где можно было прочитать книгу, газету. В течение 1944 - 1950 годов сменилось несколько заведующих избой-читальней: это Семенцов Николай Петрович, Волвенкин Иван Петрович, Нероев Алексей Андреевич. С 1951 года заведующей избой-читальней стала Лилеева Ольга Васильевна, учительница начальных классов, бывшая партизанка.

Во время войны в 1944 году в селе Новая Погощь была открыта изба - читальня. Занимала небольшую комнату в здании сельского совета. В то время заведующими избой - читальней были: Москалев Константин Андреевич, Фролков Михаил Иванович, Рябикова Нина Гавриловна.

За очень короткое время библиотека стала настоящим очагом культуры, куда спешили люди за книгой. Книжный фонд был небольшой. Со временем изба - читальня была переименована в библиотеку.

Из воспоминаний старейших жителей села Меркулова Семена Васильевича - 1923 года рождения, ветерана войны, пенсионера и Меркуловой Марии Трофимовны, 1918 года рождения, пенсионерки - первое упоминание о библиотеке относится к 1925 году. В селе Семёновское была открыта изба - читальня, клуб, школа, сельский совет. Располагались все эти объекты соцкультбыта в одном здании, которое построили рядом с церковью. Изба-читальня находилась в выделенном уголке сельского клуба и являлась культурным центром села.

История любой библиотеки примечательна тем, что в ней тесно переплетается история страны, края, города или села, судьбы тех, кто в ней работает. Не стала исключением и Селеченская сельская библиотека.

Развиваясь вместе с поколениями своих читателей, она прошла путь от избы-читальни до современного информационного центра, успешно реализующего собственные творческие проекты. За это время многое изменилось: адрес библиотеки, сменилось не одно поколение библиотекарей, из её стен вышло несколько поколений читателей, значительно увеличился и изменился книжный фонд, расширились методы и формы работы. Но неизменным осталось одно – здесь всегда ждут и взрослых и юных читателей, здесь их учат любить книги, мыслить, мечтать.

Позади - 100 лет. С чего же все начиналось?

Первое упоминание о библиотеке в п. Кокоревка относится к 1905 году. Она была открыта при чайной посёлка. Её фонд составлял около 200 книг, выписывалось 4 газеты.

После революции библиотека находилась в купеческом доме, но в 1934 году библиотеку перевели в новое помещение в здание бывшей церкви. Библиотека уже имела фонд около 1000 экземпляров, выписывалось 4 газеты. Так как не у всех имелась возможность купить книги, то жители поселка очень любили посещать библиотеку.

Уважаемые читатели, вы находитесь в отправной точке для всех краеведческих проектов, создаваемых Национальной библиотекой Республики Коми во взаимодействии с краеведами, учеными, писателями, библиотеками и другими организациями.

Коми - край с богатой и суровой природой, разноязычным народом-тружеником. Это тайга с ее ягодами и грибами, горные вершины Урала, ведущие российские промышленные предприятия, газ и бумага для всей Европы. Но еще ГУЛАГ, ссыльные и заключенные. А также древние обычаи, уникальные произведения искусства и литературы.

Сколько неизвестного из жизни нашего края нам удалось открыть в ходе работы над проектами. А сколько еще предстоит!

Наши ресурсы созданы в виде тематических сайтов, баз данных, публикаций, специально написанных для сайта. Здесь собраны полные тексты особо ценных, достоверных и актуальных книг, журналы и газеты. Представлены знаковые имена и даты для Коми земли, интерактивные игры, виртуальные путешествия. Мы надеемся, что каждый из вас найдет нужную и полезную информацию.

Полнотекстовая электронная библиотека, включает издания об истории, развитии и современном состоянии экономики, науки и культуры Республики Коми, художественные произведения, нотные рукописи, периодические издания с 1920 года по настоящее время. В корпоративном проекте участвуют центры общественного доступа , крупнейшие учреждения-фондодержатели Республики Коми разных ведомств и авторы. Текст на русском, коми и других финно-угорских языках.

В зависимости от того, является ли включенное в НЭБ издание «общественным достоянием» или находится по защитой законодательства в сфере авторских и смежных прав, какие условия оговорены в договоре с правообладателями существует три уровня доступа: удаленно без авторизации, удаленно с авторизацией (нужно ввести фамилию и номер читательского билета НБ РК) и в по проекту.

Сайт для тех, кто интересуется историей, географией и культурой Республики Коми.

Здесь вы прочитаете о социальных учреждениях, туристических маршрутах и особо охраняемых территориях городов и районов Республики. Познакомитесь с художниками, скульпторами, писателями, композиторами Республики Коми, национальными фестивалями и творческими союзами, памятными местами, архитектурными сооружениями и центрами декоративно-прикладного искусства.

Культурная карта Республики Коми переведена на коми язык. Финляндское Общество М. Кастрена выделило грант на реализацию этой идеи в 2011 году.


Интернет-ресурс включает жизнеописания 17 новомучеников, фотографии, посвященные святым и библиографическую информацию для дополнительного изучения темы.

Создан Национальной библиотекой Республики Коми в 2018 году при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».


Легендарные герои коми преданий - Пам, Шыпича, Кöрт-Айка, Йиркап, Яг-Морт, Пера, Вöрса, Васа, Ёма и другие.

Иллюстрации, мультфильмы, видеофильмы, полные тексты и аудиозаписи сказок и произведений Каллистрата Жакова и Ивана Куратова на русском и коми языках.

Справочная информация для учителей, родителей, учащихся и студентов.

Мифологическая карта создана в 2018 году за счёт средств республиканского бюджета в рамках гранта Главы Республики Коми в области библиотечного дела.


На виртуальной карте вы найдете памятники, мемориальные доски, учреждения и улицы, которые носят имена писателей Республики Коми: Ивана Куратова, Виктора Савина, Николая Дьяконова, Каллистрата Жакова, Василия Юхнина и других.

Нажмите на значок на карте и решите литературную задачку, тест, ребус, кроссворд, музыкальную угадайку, соберите пазл. Сразу не получилось - вернитесь к подсказке и прочитайте о литературной достопримечательности. За правильные ответы Вам будут начисляться баллы. Самые успешные игроки получат диплом победителя.

Этот сайт пригодится краеведам и преподавателям, родителям, школьникам и студентам, организаторам конкурсов и литературных турниров для детей и молодежи. Национальная библиотека Республики Коми реализовала проект в 2016 году на средства гранта Главы Республики Коми в области библиотечного дела к 95-летию Республики.


Фотографии и документы из семейных архивов жителей Республики Коми. Статьи из газет, издававшихся в республике в годы Великой отечественной войны.

Сайт создан в 2015 году при поддержке Гранта Главы Республики Коми к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


Интернет-ресурс знакомит с фильмами, которые были сняты в Республике Коми, рассказывает об актерах - наших земляках, а также об известных российских фильмах, снятых по произведениям местных авторов.

Медиаресурс включает в себя фотографии, кадры из фильмов, интересные подробности очевидцев о съемках из старых газетных публикаций. Мы создали этот сайт в 2016 году к Году российского кино и 95-летию Республики Коми.


Мы предлагаем вам прослушать произведения писателей Республики Коми - Елены Габовой, Елены Козловой и Тамары Ломбиной - в авторском исполнении. Здесь вы найдете и народные сказки на русском и коми языках.

С нами вы сможете провести приятный вечер в семейном кругу или организовать познавательное мероприятие для детей.

Национальная библиотека Республики Коми реализовала эту идею в 2015 году в Год литературы. Проект поддержал Союз писателей Республики Коми.

Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края

Задача библиотеки:

Донести литературную ис-торию и произведения литераторов-современ-ников до юного поколения,

воспитать любовь и бережное отношение к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Используя великое наследие писателей-земляков, библиотека старается воспитывать у детей и подростков истинное патриотическое чувство, развивать любовь к своему краю через изучение и анализ краеведческой литературы.

Повышать уровень знания истории, традиций казахского народа, воспитание чувства любви к родине, гордости за свой край.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности сельской библиотеки. Бесспорно, каждому человеку необходимо знать: кто он и откуда родом.

Возрождение библиотечного краеведения в сельской библиотеке сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому.

Степень разработанности данной темы.

В предлагаемой работе рассматриваются краеведческая деятельность сельской библиотеки.

Предметом разработки является краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки.

Миссия: Хранить прошлое, открывать будущее.

Теоретические аспекты краеведческой деятельности сельской библиотеки:

Задачи краеведческой работы сельской библиотеки весьма разнообразны, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление,

в своей повседневной работе сельская библиотека решает множество задач:

Сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений;

Формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.

Одним из традиционных направлений работы библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение»

Распространение и пропаганда краеведческих знаний

Библиотека ведет планомерную работу в данном направлении. Приобщение к изучению прошлого родного края значительно расширило поле деятельности сельских библиотекарей. Сегодня мы выступаем и в качестве краеведов-летописцев, подвижников патрио-тического воспитания молодежи. Особенностью такой деятельности библиотеки является сотрудничество со школой.

Проблемой для сельских библиотек является отсутствие специалистов для работы с информационными ресурсами и необходимого программного обеспечения.

Выводы:

Сегодня даже самая малая сельская библиотека Казахстана старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории, годами накапливает местный материал.

Ожидаемые результаты:

Краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации в нашем районе.

Краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки:

Усовершенствовать и продолжать работу клуба «Краевед». Членами клуба являются учащиеся старших классов - 9 человек. С помощью участников клуба библиотека пополняется свежим материалом о жизни заслуженных тружеников села, первоцелинников, ветеранов. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Сегодня Двуреченской сельской библиотеке отводится роль создателя энцикло-педии родного края. Давно прошло время работы избы-читальни в поселке, но интерес к этому периоду среди жителей поселка большой.

Формирование, организация и хранение фонда краевед-ческих материалов

Основу краеведческой деятельности библиотеки составляет фонд краеведческих документов (по своей территории и региону в целом). В него входят опубликованные документы о родном крае; неопубли-кованные документы, переданные в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или созданные самой библиотекой.

План работы на 2017 г.

Наименование мероприят.

Форма

Присутствующие

Срок

«Юный краевед»

Заседание. План работы

«Мы любим наше село и будем делать его лучше»

Дискуссия

Молодежь

«Мы парни и девушки казахской степи!»

Молодежь

«Чтобы помнили потомки…»

Вечер - встреча с участниками ВОВ

Учащиеся среднего звена. Юношество

Памятники села - «Сохраним культурное наследие»

Юношество

«Своя лепта в историю села родного»

Обсуждение

Взрослая группа читателей

«Прививая любовь к родному краю»

Час истории

Учащиеся среднего школьного звена

« Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Фото-стенд

Широкий круг читателей

Сентябрь

«Учимся быть патриотами»

Экскурсия в школьный краеведческий музей им. Е. Зайчуковой

Учащиеся среднего школьного возраста

«Я люблю село родное!»

Сочинение

Уча-ся разн.возр.

Ко Дню рождения села: «С добрыми воспоминаниями о Целине»

Вечер-встреча

Первоцелинники

«Чтобы лучше нам жилось здесь»

Круглый стол

Акимат, клуб ветеранов.

Библиотекарь Двуреченской сельской библиотеки - Снигур Людмила Николаевна

Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»

в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.

Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:

1.История родного края.

3.Предметы быта

5.Годы коллективизации, образование колхозов.

6.История школы.

7.Великая Отечественная война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся

Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения.

2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается:

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.

6. Работа с архивными документами.

7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Школьный краеведческий проект

«Сохрани историю своего села».

Актуальность и цели проекта :

- формирование основ патриотизма

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

- воспитание уважения к памяти погибших .

Принципы реализации проекта:

    личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

    деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;

    оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.

Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».

Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.

1

План проекта .

Введение Актуальность.

Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы

Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.

^

Задачи программы:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).

^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный (информационный)

Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.

2. Экскурсионная деятельность обучающихся

Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.

    Исследовательская и поисковая деятельность

На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.

Историческая справка. Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.

Образовательное пространство краеведческого музея

сельская

библиотека


районный музей

школьная

библиотека

районный


дом культуры


интернет

Солоновский с/совет

совет ветеранов


Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.

1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:

1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

*«Я родом не из детства – из войны»,

Военное детство моё»,

*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,

*«Награды наших земляков»,

*Фронтовая география наших земляков»,

*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».

2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».

Темы поисковой работы учащихся:

*«Я и мой посёлок»,

* «Усадьбы нашего села»,

*«Целина и труженики села»,

*«История села Павловка: события и люди»,

*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).

* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».

. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).

Темы поисковой работы уч ащихся:

*. История выпуска. (Альбомы)

*. Известные выпускники нашей школы.

*. Старые книги и журналы в семье.

*Они работали директорами и завучами школы.

*Учителя – выпускники школы.

*«Участники конкурсов»

*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».

*«Семейные династии выпускников»

*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)

*Презентации на школьные темы.

2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам

по темам проектной работы, разместить их в сельском

доме культуры.

3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),

«Лучшая презентация », лучший проект,

наши таланты «Я талантлив!».

4. Проводить в музее планомерный систематический сбор

документов, памятников материальной и духовной культуры;

прием даров и случайных поступлений;

* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников

по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

*обобщать изученный материал в рефератах, творческих

исследованиях учащихся;

* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

* создавать фонд мультимедийных презентаций.

2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».


3. Оформительская работа:


*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).

За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования

Заключение

Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России. Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.

Интерес к краеведению - это тенденция современности. Многие учреждения и организации занимаются сегодня изучением истории края и сохранением культурных тенденций. Библиотеки занимают свою, только им свойственную нишу в системе сохранения, изучения и возрождения интереса к историко-культурному наследию.

В «Основах государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808) определена ведущая роль библиотек в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.

Библиотечное краеведение как один из аспектов деятельности библиотек с каждым годом становится многограннее, обогащается инновационными формами, обретает новые черты.

В современных условиях успешно развиваются те библиотеки, которые выбрали перспективный путь профессионального развития, дающий возможность моделирования деятельности – разработку библиотечных проектов и целевых комплексных программ .

Результатом проектной деятельности библиотек является:

- составление летописей населенных пунктов;

- организация музеев и музейных экспозиций

- создание литературных и мемориальных музеев в честь писателей, чье творчество связано с родным краем

- выпуск собственной издательской продукции


Примеры:

- серия изданий «История в лицах» («Почетные граждане…» и др.)

- создание книги, посвященной юбилею деревни (села, поселка)

- создание энциклопедического словаря по названию населенного пункта (например, «Азбука Омска») , включающее информацию об истории, организациях, природе, традициях, о судьбах замечательных земляков и т.д.

Развитию новых форм информационно-просветительской деятельности способствует техническое переоснащение библиотек.

Библиотеки, обладая определенным потенциалом в области информационно-компьютерных технологий, осуществляют формирование локальных баз данных, которые пополняют информационные ресурсы библиотек и расширяют возможности библиотек в удовлетворении запросов пользователей, используются при подготовке краеведческого календаря знаменательных и памятных дат района/города.

Пример: формирование полнотекстовых краеведческих электронных баз данных « N -ский район: Люди. События. Факты», «Органы муниципальной власти N -ского района», «Социальная инфраструктура района», «Почётные граждане г. N », «Участники войны в Афганистане и Чечне».

С каждым годом возрастает роль библиотек в популяризации литературы краеведческого содержания , повышении интереса к краеведческой книге, произведениям местных авторов. Проводятся творческие встречи с местными писателями и поэтами, премьеры и презентации произведений местных авторов.

Для формирования интереса пользователей, а также для дальнейшего изучения жизни и творчества писателей и поэтов Кувандыкского района сотрудниками Центральной межпоселенческой библиотеки им. П. И. Федорова была создана Web-страница « Литературная жизнь Кувандыкского городского округа » на сайте «Библиотечная система Кувандыкского района» (Оренбургская область). Цель создания данного электронного продукта состоит в том, чтобы обеспечить вхождение пользователей в культурную среду региона путем изучения биографических данных и ознакомления с творческой жизнью писателей и поэтов, связанных с Кувандыкским краем. Web-страница предназначена для широкого круга пользователей.

Одним из направлений инновационной деятельности библиотек является внедрение новшеств в организацию массовой работы .

Среди наиболее интересных находок оренбургских библиотекарей:

Библиоспектакль «Дождем, как слезами, омыто победное утро страны»;

Районные акции «Помоги ветерану», «Как живешь ветеран?»;

Электронная презентация видеокниги «Последние свидетели войны»;

Фестиваль военной книги «Война, твой горький след и в книгах, что на полке…»;

Диалог поколений «Отцы и дети», приуроченный ко Дню защитника Отечества, и др.

В последние годы все большее распространение в работе библиотек по продвижению библиотечных услуг получает проведение таких ярких комплексных мероприятий, как акция, которая может включать театрализованные действия, красочные шествия, викторины, конкурсы, флешмобы и др.

Информационным поводом для проведения акции может быть: юбилейная календарная дата (литературная, историческая, политическая в масштабе страны, района, села); ведущая тема года; проблемы, волнующие всех; реализация библиотечного проекта и др.

Примерная программа акции, как правило, включает такие формы мероприятий, как презентации, экскурсии, шествия, дискуссии, конкурсы, театрализованные представления, опросы, анкетирование, встречи с писателями, известными людьми, просмотры литературы, громкие чтения и др.(необязательно все эти формы, всего их может быть 2-4). По завершении акции закономерно проведение анализа мероприятия, где определяются выводы и рекомендации, которые необходимо учитывать при организации последующей работы. Подведение итогов акции освещается в СМИ, на сайте библиотеки или библиотечном портале.

Коллеги создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Примером может служить « комната казачьего быта » библиотеки им. Шолохова г. Волгограда. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).

Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.

Формирование электронных краеведческих ресурсов библиотек осуществляется по трем основным направлениям :

— генерация собственных электронных ресурсов на базе краеведческого фонда библиотеки;

— заимствование внешних ресурсов;

— корпоративное взаимодействие в рамках различных проектов.

Эти направления существуют в тесной взаимосвязи. Основными краеведческими электронными ресурсами библиотек, представляемыми в сети, являются:

— краеведческие электронные каталоги;

— краеведческие БД (библиографические и полнотекстовые);

— краеведческие тематические сайты (порталы);

—краеведческие электронные библиографические и справочные издания;

— электронные версии печатных краеведческих документов;

— электронные фактографические краеведческие сведения (в т. ч. фактографические БД);

На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:

- история региона/района/населенного пункта

- официальные символы: гимн, герб, флаг

- памятники и памятные места

- ветераны ВОВ и горячих точек

- природные памятники,

- аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,

- сценарии краеведческих мероприятий

К примеру, в моем методическом блоге представлены краеведческие страницы «О Муромцевском районе», «Почетные жители Муромцевского района», «Знаменитые земляки», а также публикуются посты краеведческой направленности. Людмила Лоневская, сотрудница библиотеки №4 г. Михайловка Волгоградской области, ведет, наряду с библиотечным блогом, краеведческий блог « Михайловский краевед ».

На сайте Кувандыкской библиотеки размещена виртуальная выставка « Альбом истории открыт …». Вниманию пользователей представлены книги, рассказывающие об истории деревень Кувандыкского района. На этом же сайте очень содержательная рубрика «Краеведение ».

База данных «Почетные граждане города Медногорска » (ЦБС г.Медногорска) была создана с целью сохранения памяти о людях, удостоенных наивысшей награды Медногорска, для приумножения знаний об их жизни и деятельности и раскрытия документов, доступ к которым пользователям библиотеки затруднен или ограничен. Каждому из 47 почетных граждан города Медногорска в базе отведен отдельный блок, в который входят биографическая справка, сведения о достижениях и награждениях, фотография почетного гражданина, а также библиографические списки печатных и электронных материалов, рассказывающих о его трудовом пути. Со всеми печатными источниками – статьями газет, фрагментами книг – можно ознакомиться в базе. Они оцифрованы и сохранены в формате pdf. Некоторые блоки включают также фотоальбомы, содержащие копии наградных документов, грамот, дипломов, фотографии наград. Блоки о почетных гражданах расположены в порядке присвоения им звания. Кроме именных блоков база располагает вводной статьей и полным списком награжденных.

База создается сотрудниками Центральной городской библиотеки МБУК «ЦБС г. Медногорска». Документы из других баз данных в нее не включаются. Все работы по подбору материалов и их оцифровке осуществляются только сотрудниками ЦГБ. База данных адресована широкой аудитории. В первую очередь она интересует краеведов-любителей и профессиональных историков, библиотекарей, преподавателей и учащихся различных учебных заведений, организаторов культурно - досуговых мероприятий. Пользователи могут познакомиться с базой данных на официальном сайте Центральной городской библиотеки, а также во всех библиотеках системы, где установлены компьютеры.

В настоящее время в базе содержится 47 персоналий. В нее включены 268 оцифрованных документов, 13 гиперссылок на Интернет-ресурсы.

Использование интерактивных форм в краеведческой деятельности

Библиотеки оказывают содействие пробуждению познавательных интересов детей, организуя поисково-собирательскую, исследовательскую и творческую деятельность. Библиотеки Саракташского района (Оренбургская обл.) уже много лет являются не только хранителями накопленных краеведческих ценностей, но и отчасти их создателями. Исходя из того, что краеведческий фонд пополняется слабо, появилась необходимость издавать краеведческие тематические сборники, накопительные папки, сборники стихов местных поэтов и многое другое. Сегодня современные технологии позволяют не только выпускать печатную продукцию, использовать в работе медианосители, но и самим создавать тематические электронные ресурсы. На протяжении нескольких лет сотрудники районной библиотеки переводили в электронный вариант материалы из накопительных папок, создавали виртуальные экскурсии, книжные выставки, слайд-филь-мы и многое другое. Накопленный материал способствовал созданию электронного ресурса – краеведческой базы данных «Здесь прописано сердце мое». Ее уникальность заключается в том, что именно сотрудники библиотек занимаются сбором краеведческого материала, оцифровкой краеведческих документов.

Саракташские библиотекари являются и инициаторами, и авторами книг по истории сел. Например, одним из авторов книги «Край родной навек любимый» о селе Надеждинка является Третьякова В. Н. (зав. Надеждинским с/ф). Белова В.Ю. – соавтор книги «Серебряный родник» о селе Черкассы и тд.

1. любые краеведческие издания после выхода в свет сразу становятся библиографической редкостью в силу того, что они издаются малыми тиражами и практически никогда не переиздаются;

2. для максимального раскрытия фонда в виртуальном пространстве Интернета (в надежде, что «виртуальный» читатель станет в конечном итоге «реальным»).

В самой рубрике «Краеведческая книга» размещены привычные для библиотекарей «Тематические обзоры», «Обзоры новых поступлений» и «Виртуальные выставки». Однако, представленный в них материал способен в максимальной степени заинтересовать читателя. Обзоры новых поступлений включают в себя краткие биографии авторов, отрывки из произведений. Виртуальные выставки, выполненные в форме музыкальных видеоклипов, стремятся образно представить творчество орских литераторов. Тематические обзоры не ограничиваются сухой аннотацией, а включают в себя развёрнутое содержание и иллюстративный материал.

Возможности современных технологий широко применяются в проведении массовых мероприятий. Так, в 2013 году знаменитому земляку Игорю Фэдовичу Сахновскому исполнилось 55-лет. Появилась идея не просто провести литературный вечер, посвящённый его творчеству, а попробовать организовать интернет-мост и предоставить возможность читателям библиотеки и орским литераторам напрямую пообщаться со знаменитым земляком. Эту идею удалось успешно реализовать, а в мае 2014 года Игорь Фэдович приезжал в Орск и, конечно же, встречался с почитателями своего таланта.

В методической копилке отдела краеведения за 2012-2013 годы был собран богатый материал по литературному краеведению: виртуальные выставки, видеоклипы, видеозаписи бесед с поэтами и прозаиками, электронные варианты книг, предоставленные авторами, фотоматериалы и т.д. Для того, чтобы все эти материалы были доступны широкому кругу пользователей, разработана библиотечная программа «Литературный Орск в электронном формате». Программа рассчитана на 2 года. Целью программы является популяризация творчества орских писателей и воспитание любви к малой родине посредством создания серии дисков «Орск литературный». В реализации проекта принимают участие сотрудники отдела информационно-библиотечных технологий ЦГБ им. Горького.

Основная целевая аудитория проекта – юношество. Современному молодому поколению интересно получение информации в электронном виде. Информация, размещённая на дисках, в конечном итоге сумеет привлечь внимание молодёжи к книгам. Серия дисков так же будет интересна и любителям литературы, которые смогут больше узнать о творчестве орских авторов. Виртуальные выставки, клипы, интервью с авторами могут быть показаны на уроках литературного краеведения и при проведении мероприятий.

Интересны такие формы работы:

- «День памяти исчезнувших сёл»

- «Где эта улица? Где этот дом?» - проект , целью которого был сбор информации о возникновении улиц поселка. Итогом проекта явился выпуск брошюры по истории этого населенного пункта;

- Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно - краеведческий дилижанс», разработанный библиотекой (Йошкар-Ола, р. Марий Эл.), представлял собой путешествие по улицам города. Его участники подготовили творческие работы по истории названия улицы (11 улиц). Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к марийскому литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена марийских поэтов и писателей. Все проекты участников краеведческого конкурса были размещены на сайте Йошкар – Олинской ЦБС в разделе «Литературно-краеведческий дилижанс».

- Тематические (краеведческие) библионочи . Программы мероприятий библионочи включали в себя различные темы: «Хлеб всему голова», «Занятное дело», «О рыбалке», «Белые узоры» – о знаменитом Оренбургском платке, «Мы сильны, когда едины». Музыкальная часть мероприятий включила в себя диалог о дружбе народов края, музыкальные и поэтические номера на русском, казахском, татарском, чувашском языках, короткие рассказы о традициях, дегустацию национальных блюд, песни, народные танцы. На каждое мероприятие были оформлены выставки с книгами, с фотографиями, предметами народного творчества. По собранным материалам был издан сборник «Родники твор-чества».

· активизация деятельности библиотек по сохранению литературного наследия и дальнейшему развитию национальной самобытности и традиций народов, населяющих район;

· выявление, обобщение и распространение нового, интересного опыта работы библиотек по сохранению и развитию литературного творчества местных писателей и поэтов.

· выставка-диалог книг «Библиотека – территория толерантно-сти», устный журнал «Мир дому твоему»,

· творческая работа «Возрождение и сохранение мордовской культуры», и др. работы.

В библиотеках ведется работа по сбору материалов об участниках войны. Были подготовлены и распространены листовки с обращением к населению села и района с просьбой помочь собрать фотоматериалы с биографиями участников войны для создания фотогалереи «История в лицах». В фойе районной библиотеки «растёт» Дерево памяти. На стене обращение к землякам: «Зеленые ленточки – жизнь после войны, современный мир, память о погибших людях. Завяжите ленточку, и засохшее дерево, благодаря вам, оживет». Посетители библиотеки привязывали ленточки к веткам дерева. А также оставляли краткую информацию об участниках войны в специальной Книге памяти, созданной работниками библиотеки под названием: «Я помню! Я горжусь!».

Библиотекари проводят районный конкурс пробы пера «Мой край задумчивый» (инициирован центральной районной библиотекой). Конкурс призван содействовать продвижению чтения, развитию просветительской деятельности библиотек района, активизации и стимулированию творческой деятельности библиотек, повышению профессионального мастерства работников библиотек. На конкурсе были представлены поэтические и литературные композиции в номинациях:

В связи с юбилейной датой в библиотеках г. Омска осуществлялся целый ряд проектов и программ по краеведению, которые реализуются силами всех или нескольких муниципальных библиотек: интернет-проект «Виртуальный центр литературного краеведения» (2011-2015 гг.); программа по историко-литературному краеведению «Город можно как книгу читать» (2015 г.); проект «Информационный центр краеведения» (2014-2016 гг.); проект «Истоки» (2015 г.); программа мероприятий историко-краеведческого зала «История

моей библиотеки» (2015-2016 гг.); проект «Краеведческие знания – народу»: юбилейные маршруты омского библиомобиля (2013-2016 гг.); целевая комплексная программа «Мир Омска» (2013-2016 гг.); проект «Омская виртуальная справка» (2010-2016 гг.); проект «Омская цифровая библиотека» (2009-2015 гг.); проект "Тобольские ворота" (2014-2016 гг.): организация работы экскурсионного бюро». «Деятельность государственных и муниципальных библиотек Омской области в 2015 году»):

– проект Русско-Полянского района по созданию виртуальной галереи «Библиотека и музей: виртуальное рукопожатие », в которой располагаются 4 демонстрационных зала: «Бессмертный полк», «Почетные граждане Русско-Полянского муниципального района», «Доска Почета» и «Краеведческий зал»;

– Краснознаменская сельская библиотека Москаленского района работала по программе «Моя малая родина», направленной на возрождение и сохранение культурного наследия села. В рамках программы осуществлялся сбор материалов в формате «Устной истории» - воспоминания старожилов по истории сел Красное Знамя, деревень Харловка, Лузино, Ново-Лузино, Ланск, Дубровка;

– в Тарском районе реализован проект «Литературно-исторический марафон "Тара в годы Великой Отечественной войны", получивший субсидию Правительства Омской области;

– в Фирстовской библиотеке Большеуковского района реализуется программа «Библиотека – центр знаний о своей малой Родине». Результатом работы по программе стало открытие комнаты-музея имени писателя-земляка М. И. Рассказова. В рамках данной программы в 2015 году разработан и реализован в жизнь проект «Село Фирстово и Московско-Сибирский тракт»;

– в библиотеках Тюкалинского муниципального района сложилась система работы по краеведению в рамках 13-ти программ, в т.ч. «Мой край – земля Тюкалинская», «Мини-музей «Церковно-приходская школа», где участники интерактивных экскурсий пробуют писать пером, узнают интересные факты о г. Тюкалинске, гадают по Домострою, играют в игры XIX века, решают задачки из решебника «Арифметика» (1897 г.).

выставочные экспозиции в Таврической ЦДБ, они были собраны в сборники работ читателей, стали темой для краеведческих литературно-исторических уроков и экскурсий, информационных буклетов и закладок. 12 июня 2015 года, в день празднования 80-летнего юбилея Таврического муниципального района, сотрудники ЦДБ развернули в «Летнем читальном зале» литературно-интеллектуальную площадку «А я живу в Таврическом!» Посетители площадки с удовольствием приняли участие в мероприятиях, организованных Таврической ЦДБ. Им была предоставлена возможность пройтись по импровизированной фотогалерее «Навечно в памяти народной» и узнать о славном боевом пути тавричанцев – героев Великой Отечественной войны; разгадать увлекательный кроссворд «Родное мое Таврическое» и заодно проверить свои знания о любимом районе; расшифровать занимательные ребусы «Всякому мила улица своя» и познакомиться с интересными фактами о знакомых улицах рабочего поселка; угадать, кому из «Поэтов земли Таврической» принадлежат отрывки из стихотворений, и прочитать их вслух.

Поэтам и писателям, имена которых встречаются в названиях тарских улиц, была посвящена выставка-экскурс «Улица, писатель, библиотека». При её подготовке выяснилось, что в Таре 8 таких улиц: А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Чернышевского, А. Герцена, А. Радищева, М. Горького, М. Ломоносова, пер. М. Лермонтова. На выставке были представлены не только книги этих замечательных авторов, но и коллаж из фотографий тарских улиц, а также большая карта города, на которой ребята с интересом находили улицы с поэтическими названиями.

В Тарской ЦДБ краеведческой работой с читателями занимаются сотрудники центра информации «Школьная академия». В 2015 году они реализовали программу «Культурно-туристический вездеход», в рамках которой состоялись театрализованная обзорная экскурсия «Древний город по имени Тара», квест-игра «Тарская крепость», интерактивная площадка «Город детства», районный фотоконкурс «Читающая Тара», турнир «Знаешь ли ты свой город?», презентация книжки-раскраски «Путешествие во времени. Начало XX века» из серии «Прогулки по Таре», палеонтологический квест «Что хранит тарская земля: результаты раскопок», топонимические загадки «Пройдусь по Александровской, взгляну на Юбилейную», видео-экспресс «Вдохну я запах родины своей» и краеведческая слет-игра «Земли моей минувшие года».

Заключение.

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни местного сообщества.

Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.

Источники, не указанные в тексте:




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка