Дети зинаиды серебряковой. Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова)

(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) , урождённая Зинаида Евгеньевна Лансере, – одно из самых громких женских имён в российской . Она была яркой представительницей символизма, и ар-деко, участницей объединения «Мир искусства», а также просто женщиной с сильным характером, перенесшей все тяготы двух войн и революций.

В открывшемся в юном возрасте таланте будущей великой художницы не было ничего неожиданного – он достался ей по наследству как представительнице творческой династии Бенуа-Лансере: знаменитый архитектор Николай Бенуа был её дедом, отец, Евгений Лансере - скульптором, а мать - художником-графиком.

В 16 лет Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу княгини Тенишевой. Позднее её образованием занимался талантливый портретист Осип Браз. А в 1905-1906 годы Серебрякова обучалась живописи в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Долгие годы художница провела в эмиграции, однако стиль её сформировался ещё в юности, в Петербурге. Всей душой Зинаида была влюблена в Россию, и тяжкие испытания, выпавшие на долю страны, терзали её гораздо больше, чем разлука с родиной.

К раннему периоду её творчества относятся картины «Крестьянская девочка» (1906) и «Фруктовый сад в цвету. Нескучное» (1908), которые наполнены любовью к простоте и естественной красоте окружающего мира и русской земли. Эти произведения выполнены твердой рукой мастера, что говорит об очень раннем формировании профессиональных художественных навыков девушки - на тот момент ей было немногим больше 20 лет.

Однако мастерство художницы не подталкивало её создавать сложные шедевры, наполненные изощрёнными приёмами и изобилующие деталями. Напротив - картины Зинаиды отличают простота и приятная лёгкость изображения действительности. Практически никогда она не обращалась к холодной гамме цветов, в её работах преобладали светлые пастельные оттенки тёплой палитры.

Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». Именно эта работа стала самой узнаваемой в творчестве художницы. На картине изображена молодая девушка, которая смотрится в зеркало, расчёсывая длинные каштановые волосы.



Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Её образ одновременно сочетает в себе аристократичность представительницы известного рода и простоту обычной русской девушки, в душе которой порой кипят страсти, а в глазах прячутся лукавство и смех. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя. И внешний облик красавицы, изображённой на автопортрете, и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась», изображая саму себя. В этой склонности её нельзя упрекнуть - какая современная девушка упустит шанс сделать собственную фотографию? У Зинаиды же под рукой всегда были все необходимые инструменты для увековечивания своего образа в разные временные промежутки, в разном настроении, в разной одежде, с родными и друзьями. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.

Надо отметить, художница не стеснялась впускать зрителя не только в свою комнату, но и в семью. Ей было свойственно изображать свой быт. Члены семьи очень часто оказывались на холсте.

Ещё одна не менее известная работа Зинаиды, относящаяся к домашним жанровым портретам – «За завтраком» (1914). На ней художница мастерски изобразила теплую атмосферу домашнего уюта и покоя. Зритель невольно попадает в гости к семье Серебряковой во время обеда.



Её дети – Женя, Саша и Таня – сидят за покрытым белой скатертью столом, на котором расставлены тарелки с едой. На их нежных лицах написаны неподдельно искренние эмоции - скука, любопытство, удивление. Мальчики одеты в похожие синие рубашки, а на Тане домашнее платье с приятными кружевами у воротника и на плечах. В углу картины можно также заметить присутствие взрослого человека – бабушки, чьи руки заботливо наливают кому-то из детей суп. Судя по накрытому столу, семья живёт в достатке, но не стремится к излишествам.

Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. В это время её особенно интересуют русские мотивы, темы народной жизни, крестьянского быта и культуры. Любовь к родине переосмысливается художницей - вероятно, из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Революция и последовавшие за ней события обернулись для Серебряковой чередой драматических событий. От тифа умер её муж, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках. Ей пришлось сражаться с голодом и нехваткой самого необходимого для жизни. Остро встал вопрос продажи работ.

В тот период Зинаида написала свою самую трагичную картину - «Карточный домик» (1919). И снова главными героями стали дети художницы. Карточный домик, который под чутким руководством братьев и сестры строит Катя, разумеется - метафора. Она отражает непостоянство и хрупкость жизни России в то время. Даже дети забывают счастливые игры и принимаются со всей серьёзностью строить домик из карт, боясь его крушения в любой момент.



Говоря о творчестве художницы, нужно отметить её любовь к жанру портрета. Пожалуй, ни одно другое направление живописи в творчестве этой художницы не в силах сравниться со страстью к изображению лиц окружающих.

Она писала не только членов своей семьи, но и знакомых, в том числе и достаточно известных и состоятельных людей – среди них, например, поэтесса Анна Ахматова, балерина Александра Данилова, искусствовед Сергей Эрнст и княгиня Юсупова.

Портретам кисти Серебряковой свойственно частичное или полное отсутствие фона - его художница прописывала детально очень редко. Все внимание она акцентировала на персонажах своих работ. Ей удавалось передать индивидуальность каждого и «познакомить» зрителя с их индивидуальными особенностями.

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Удивительно, как женщина способна со столь пылкой страстью изображать прекрасные изгибы девичьих тел. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах - стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы.

В 1924 году Серебрякова отправилась в Париж, оттуда она получила заказ на создание большого декоративного панно. Разлука с семьёй, пусть и временная, сильно тревожила Зинаиду. Но поездка была необходима, так как давала возможность прокормить детей. И тяжелые предчувствия не обманули: вернуться на родину художнице не удалось. Долгие годы она была оторвана от двоих детей и матери. Правда, Сашу и Катю удалось переправить во Францию почти сразу.

За это время художница посетила огромное количество стран - не только европейских, но и африканских. Марокканская серия работы Серебряковой заслуживает отдельного внимания. Часть из них выполнена пастелью, остальные же - масляной краской.

Неизгладимое впечатление на Зинаиду произвели быт местного народа и его обычаи. В своём письме брату Евгению она рассказывает о том, как сильно её поразило, что местные жители ежедневно проводят огромное количество времени, сидя в кругу и наблюдая за танцами, фокусами и укрощением змей.

Однако ни одно самое яркое представление не позволяло Зинаиде забыть стою тоску по родине. Лишь с наступлением оттепели страна опять стала «благосклонна» к Серебряковой. В последние годы жизни она снова обрела популярность на родине и в союзных республиках. Её работы особо ценились, поступали всё новые предложения о выставках, вышла даже серия марок с её картинами, но художница так и не смогла окончательно вернуться. До последних дней она жила в Париже, принявшем её когда-то в трудное время.

С 5 апреля 2017 по 30 июля 2017 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдёт масштабная монографическая .

Зинаида Серебрякова - русская художница, работавшая в портретном жанре. Она происходила из интеллигентной семьи. В творческой манере Серебряковой преобладает склонность к изображению природы, людей, но встречаются и натюрморты. Принадлежа к движению «Мир искусства», сторонилась агитационного направления. Оказавшись во Франции в начале 1930-х годов, Зинаида Серебрякова долгое время не могла вернуться на родину. Она приняла французское гражданство и вновь встретилась с родственниками лишь в 1966-м. Сегодня ее произведения выставляются в самых знаменитых музеях мира.

Детство и юность

Зинаида Лансере родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года. Эта фамилия принадлежала ее отцу. Семья девочки жила в имении Нескучное под Харьковом. Неудивительно, что ее биография оказалась связанной с искусством. Отец будущей художницы работал скульптором, мать в юности занималась графикой, дедом был знаменитый архитектор Николай Бенуа, а большинство родственников посвятили себя искусству.

Картина Зинаиды Серебряковой «Девушка со свечкой. Автопортрет», 1911 год / Виртуальный музей

Хорошее воспитание и творческая одаренность не считались в их среде чем-то необычным. Поэтому желание Зины реализоваться в художественном направлении воспринималось как само собой разумеющееся. Она росла вместе с братьями. Впоследствии младший стал архитектором, а старший - живописцем.

Юношеские годы Зинаиды протекали в Санкт-Петербурге, куда семья перебралась после смерти отца. Судьбой девочки занялся дядя Александр Бенуа. Серебрякова окончила женскую гимназию в 1900 году и стала ученицей художественной школы. Азы изобразительного искусства она постигала под руководством , а также в мастерской, которой руководил Осип Браз. В 1902-1903 годах Зина побывала в путешествии по Италии, которое очень ее вдохновило.

Живопись

Дебютные работы показали индивидуальный стиль художницы и ее авторский почерк. Изучая мировое культурное наследие, Серебрякова интересовалась пластикой форм, склонностью авторов к национальному выражению. Ее увлекали природа, гармония и традиционный русский быт. Среди фаворитов Зинаиды были Никола Пуссен, Алексей Венецианов.


Виртуальный музей

Часто наблюдая в Нескучном сельских девушек за работой, Серебрякова изображала их в сюжетах своих картин. Находясь на лоне природы, она любовалась пейзажами, размеренным течением жизни усадьбы, пластикой движений крестьян за работой. Наблюдая жатву или другой труд местных, художница вдохновлялась на новые произведения.

Среди ранних картин Зинаиды Серебряковой - «Крестьянская девушка», написанная в 1906 году, «Фруктовый сад в цвету» 1908-го. Автор точно чувствовала, что ее тема в живописи - это сочетание красоты родной природы в тесном хитросплетении с судьбами людей.


Виртуальный музей

Картиной, принесшей Зинаиде известность, стал автопортрет под названием «За туалетом», созданный ею в 1909 году. Она была выставлена на вернисаже Союза русских художников в 1910-м. Затем публика увидела работы «Купальщицы», портреты родственников, которые писала художница. Творчество Серебряковой получило признание в 1914-1917 годах, после представления публике серии картин о русской провинции и жизни крестьян. В числе известных работ этого периода - «Крестьяне», «Жатва» и «Спящая крестьянка».

В 1917 году зрители увидели работу под названием «Беление холста», в которой стала очевидна монументальная манера автора. Зинаида изобразила мощные фигуры девушек на фоне небосвода. Композиция сочетает широкие плоскости ярких, насыщенных оттенков. Произведение, восславляющее труд простых людей, прославило и Серебрякову.


Виртуальный музей

Темы, выбираемые автором для работы, резко выделяли ее среди сообщества «Мир искусства», которому принадлежала Серебрякова. В 1916-м она стала помощницей дяди Александра Бенуа при росписи Казанского вокзала и работала в компании Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского.

В числе тем, интересовавших Зинаиду, были восточные страны, особую ментальность которых она передавала через женские портреты. Описывая Японию, Турцию, Индию, она также работала над сюжетами, связанными с античностью. Правда, большинство картин на последнюю тему остались неоконченными. Женское начало имело большое значение в творчестве Серебряковой. Кокетство, радость материнства, светлая грусть, описываемые ее кистью, имели особое настроение.

Судьба художницы была непростой. После пожара, случившегося в Нескучном, фамильное гнездо оказалось разрушенным, как и ее мастерская. Спустя 2 года она осталась вдовой после смерти супруга от тифа. Семья жила в острой нужде, и картина «Карточный домик», созданная в этот период, олицетворяла шаткость ее положения.


Виртуальный музей

Дочь Серебряковой поступила в балетную труппу, и с тех пор в работах женщины появилась театральная тема. Художница писала балерин на репетициях и перед выходом на сцену, но не получала удовлетворения от своей работы. С 1920 года она преподавала в Академии художеств. Зинаида сторонилась агитационной манеры, проникшей в искусство в это время, оставаясь верной собственной теме и традициям «мирискусников».

В 1924-м состоялась благотворительная выставка в США, принесшая художнице успех и доход. Она получила заказ на декоративную роспись в Париже. Завершив работу, собиралась вернуться на родину, но из-за политических пертурбаций пришлось остаться во Франции. Затем последовала Вторая мировая война. Жизнь за границей оказалась для Зинаиды безрадостной, тоска по родине отражена в ее работах, созданных после 1924 года. Ей пришлось отказаться от гражданства, чтобы избежать преследований за границей.


Виртуальный музей

Реализм и народная тема по-прежнему присутствовали в ее картинах. Путешествуя, Серебрякова посещала Бретань, Алжир и даже побывала в Марокко. В картинах постоянно присутствовали образы простых людей. Воспевая природу и человека, художница беспрестанно грустила о родине и прерванной связи с близкими людьми.

В 1966 году в Ленинграде, Москве и Киеве прошли выставки картин Зинаиды Серебряковой, которые получили отличные отзывы от искусствоведов и публики. Вернисаж организовали ее дети и друзья. Многие картины автора были приобретены музеями, а ее имя стало знаменитым в Советском Союзе.

Личная жизнь

Мужем художницы был близкий ей с детства человек Борис Серебряков. Приходясь Зинаиде двоюродным братом, он еще в юном возрасте влюбился в родственницу, и разговоры о свадьбе заходили во время совместного пребывания в Нескучном. Церковь не поощряла близкородственные браки, поэтому согласия на бракосочетание молодые долго не получали. В 1905-м, дав местному батюшке 300 рублей, родные организовали влюбленным венчание.


Виртуальный музей

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и во время Русско-японской войны был в Маньчжурии на практике. Зинаида грезила живописью. Разница в интересах не мешала им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис - в Высшей школе мостов и дорог. Вернувшись домой, каждый из них продолжил развиваться в профессии, а в семье появились четверо детей-погодок: 2 сына и 2 дочери.


Виртуальный музей

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна остались с бабушкой. Они жили в тяготах, и в 1933 году мать Зинаиды скончалась от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать художником в театре. Мечтая вновь встретиться с матерью, они звали ее на родину в 1930-е годы, когда правительство СССР приглашало художницу вернуться домой. Но Зинаида тогда работала в Бельгии и не могла оставить заказ незавершенным.

Смерть

Зинаида Серебрякова скончалась в Париже, когда ей было 82 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Несмотря на то, что художница многие годы прожила за границей, на родине ее имя помнят и хранят воспоминания о творчестве одной из первых женщин-живописцев. Музеи периодически организуют выставки ее работ, в книгах об искусстве опубликованы фото автора. Дочь Серебряковой, Екатерина, после смерти матери создала благотворительный фонд ее имени.

Картины

  • 1909 – «За туалетом. Автопортрет»
  • 1913 – «Баня»
  • 1914 – «За завтраком» («За обедом»)
  • 1915 – «Жатва»
  • 1916 – «Индия»
  • 1924 – «Балетная уборная»
  • 1932 – «Марокканка в розовом платье»
  • 1934 – «Женщина в голубом»
  • 1940 – «Обнаженная с книгой»
  • 1948 – «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом»

Замирая порой у картин великих художников, понимаешь, что ничего не знаешь ни о полотне, ни о самом творце его. А ведь известные в прошлом люди часто проживали настолько интересную жизнь, что при чтении их биографий возникает целая гамма чувств - от восхищения до недоумения и даже неприятия. Сегодняшний рассказ сайт - о великой художнице, которая при жизни была известна и популярна, но отчего-то при этом получала за свою работу жалкие гроши...

«Каждая её работа вызывала восторженный гул», - отзывался о творчестве художницы Зинаиды Серебряковой её собрат по ремеслу С. Маковский.

Картина, ставшая пропуском в мир большого искусства

Рожденная в творческой семье

Серебрякова

Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием.

Да и не могла Зина не стать художником, - её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.

Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере - скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.

В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.

Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.

Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.

Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.

Вдовство - тяжкий крест

Утро, принесшее славу

Серебрякова

Позже 21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью.

Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец.

Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном - писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.

Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.

Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.

В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность - автопортрет «За туалетом».

Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу. Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла.

В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.

«Разноцветные флакончики, булавки, бусы, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник.

И себя в белой, сбившейся с плеча, рубашке, с лёгким детским румянцем на щеках и ясной улыбкой. В общем, такой, какой она и была на самом деле и немножко хотела бы быть»,

Так описывает этот самый известный портрет художницы научный сотрудник Эрмитажа В. Леняшин.

Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины.

Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля.

Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того - работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.

С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.

Талант и деньги - одно исключает другое

Семья и одиночество

Серебрякова

Она работала в археологическом музее при Харьковском университете, когда произошла революция.

Смутное тревожное время, неопределённость, тяжёлый быт наполняли жизнь семьи З. Серебряковой. В 1919 году её постигло большое горе - умер муж.

После продолжительной разлуки они встретились в Москве, и, спустя месяц, Зинаида уговорила Бориса на три дня съездить в Харьков, повидаться с детьми.

После короткой встречи с семьёй он вновь простился с родными - торопился на работу. В дороге вдруг прихватило сердце и пришлось вернуться в Харьков.

Борис пересел на военный поезд, там и заразился сыпным тифом. Болезнь скосила быстро, он умирал на глазах у растерянной жены и плачущих больной матери и детей.

Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей.

В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на её долю, подавленном душевном состоянии.

Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало.

«Я до сих пор не забуду, какое сильное впечатление на меня произвели её прекрасные лучистые глаза, - вспоминала сослуживица художницы Г. И. Тесленко.

- Несмотря на большое горе и непреодолимые трудности житейские - четверо детей и мать! - она выглядела значительно моложе своих лет, и её лицо поражало свежестью красок.

Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому противиться не было никакой возможности».

Галина Тесленко стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».

Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость.

Современники отмечали её поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.

О повторном замужестве Зинаида и не думала, была по натуре однолюбом. Время было тяжёлым, семья Серебряковой едва сводила концы с концами.

Художница, получив разрешение в дни балетных спектаклей бывать за кулисами бывшей Мариинки, три года делала наброски, сеансы продолжались и дома, к ней балерины приходили охотно.

Так возникла серия балетных портретов и композиций. Эта работа была почти единственным источником доходов для большой семьи.

Надежда на улучшение положения появилась после участия Серебряковой в большой американской выставке, устроенной с целью материальной помощи русским художникам.

Две её картины были сразу же проданы. Ободрённая успехом, Зинаида Евгеньевна на вырученные деньги уехала в Париж.

Она предполагала пожить на чужбине несколько месяцев, хотела заработать частными заказами и вернуться в Россию. Но оказалось, что покинула страну навсегда.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении Нескучное, в Курской губернии, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором,отец Евгений Лансере - известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, она и ее сестра - Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из её братьев, Николай, был архитектором, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.



Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве. Рисовать много, забывая обо всем, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, - ее путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды. Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина. Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти ее многому учили. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.


Автопортрет 1900 г.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. Позже 21-летняя Зинаида, уже будучи замужем, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за свое счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.


Автопортрет 1907 г.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила в Нескучном - писала портреты крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.


Портрет Ольги Константиновны Лансере 1910 г.


Автопортрет 1910 г.


Автопортрет в шарфе 1911 г.


Купальщица 1911 г.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.


За туалетом. Автопортрет 1909 г.

Семейный портрет 1914 г.


Автопортрет 1914 г.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.


Крестьяне 1914 г.


Обувающаяся крестьянка 1915 г.


Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках 1916-1917 г.г.


Крестьянка, расстилающая холст 1916-1917 г.г.


Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд 1916-1917 г.г.


Обнаженная. Эскиз: 1916-1917 г.г.



Купание 1917 г.


Диана и Актеон 1916-1917 г.г.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Индия 1916 г.

Япония (Одалиска) 1916 г., Сиам 1916 г.


Tурция (Две одалиски) 1916 г., Турция, 1915-1916 г.г.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей. Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, подавленном душевном состоянии. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха.Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.


Обнаженная 1920 г.


Автопортрет в красном 1921 г.



Портрет Таты в костюме Арлекина 1921 г.



Голубые балерины 1922 г.



Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха 1922 г.

Галина Тесленко, сослуживица художницы, стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади...».
Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость. Современники отмечали ее поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.


Анна Ахматова 1922 г.


Обнаженная 1923 г.



Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. Как оказалось, что покинула страну навсегда. Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах. С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелегкой. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения.Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.


Отдыхающая негритянка. Марракеш 1928 г.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь», - писала художница. В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.



Аллегория лета 1936-1937 г.г.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника - С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

Дети и русские художники звали ее вернуться, но старая художница была уже тяжело больна, и после двух перенесенных операций на переезд не решилась. Да и сына, и дочь, которые тоже стали художниками, она не хотела оставлять за границей. «Вообще, я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», - писала она еще в 1926 году. И с горечью подводила итог прожитому:- «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы.,.». З.Е.
Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года. За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих - не только соотечественников - она стала открытием подлинного русского таланта.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка