Островский, «снегурочка», действие четвертое. почему встреча с мизгирем была так радостна для снегурочки? Исследовательская работа "образ снегурочки на страницах фольклора и литературы" Герои русской народной сказки снегурочка рассказ

Характеристика Снегурочки из пьесы Островского и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]





законов природы.



…будто Солнце


Не знаю как, но умертвит.





Снегурочка уходит к людям.



корыстных целях, не любят её.
Снегурочка красива:

Отбою нет, пороги отоптали.
Но Снегурочка не ведает любви, её сердце холодно:
Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом
Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Покинута и брошена, завяла...
От слов его насмешливых.
Ей много приходится испытать: незаслуженное
обвинение Купавы в том, что она разлучила её с
Мизгирем, который, увидев Снегурочку,
так пленился её красотой, что бросил Купаву.
Укором Мизгирю звучат ее слова:
Любви моей не купишь.
Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.
Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря,
а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.
Желание любить, как любят люди, заставляет её
принять губительное для решение:
...О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны,
который она надевает на Снегурочку.
Снегурочка обретает другой взгляд на
окружающий мир:
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она
любовалась только своей красотой.
Весна-Красна даёт ей великий дар природы – любовь.
Снегурочка погибла.
Не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла
закон жизни берендеев и готова воплотить свою
проснувшуюся любовь в бытовые формы.
Это недоступно ни ей, ни Мизгирю, чья страсть,
незнакомая берендеям, выталкивает их из круга
мирной жизни.
Смерть Снегурочки - искупление грехов берендеев.
Принимая эту жертву, Ярила возвращает берендням
свет и тепло

Ответ от Ёофия Каширина [новичек]
В отличие от народных сказках.
Островский делает Снегурочку главной героиней пьесы
и вносит в её образ много нового.
В пьесе Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
Мороз и Весна – это контрастные образы.
Поэтому появление Снегурочки - нарушение
законов природы.
В ней соединяется роковое противоречие: "родниковое",
беспокойное, творческое начало Весны и холодность,
"стужа чувств",доставшихся от Мороза.
Мороз скрывает её от людей, он боится предсказания:
…будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.
Т. е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть
не просто от солнца, а от огня любви.
Но Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть
свой терем, познать жизнь среди людей.
Решение принимает Снегурочка.
Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем
"жаворонков пенье", Снегурочка не хочет оставаться
в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь
вместе с девушками и водить хороводы.
И Мороз скрепя сердце отдает её в бобыльскую семью.
Снегурочка уходит к людям.
Семья, в которой живет Снегурочка, не способна
оценить ни ее красоту, ни трудолюбие.
Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой
в глазах только "кика рогатая с окатным жемчугом",
они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих
корыстных целях, не любят её.
Снегурочка красива:
Краса твоя девичья то ж богатство.
Из-за ее красоты:от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

29.06.2018

Снегурочка краткая характеристика героев. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность . Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки ? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • прочитай в репликах описание царства берендеев Что в этом описании взято из сказок?
  1. Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени-ях фольклора?
  2. В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На-иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред-ко бывают свитой Весны. Они чаще быва-ют самостоятельными участниками ска-зок, песен.

  3. Опишите царство берендеев. Чем его описа-ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?
  4. Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре-ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су-мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы-тия.

    Припомним первую ремарку.

    «Начало весны. Полночь. Красная гор-ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по-лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе-рендея: дворцы, дома, избы - все дере-вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб-рит всю открытую местность. Вдали кри-чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

    Справка. Декорация - оформле-ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

  5. Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?
  6. То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна-ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер-вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

    А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

  7. Можно ли считать события, происходящие в прологе, завязкой сказки?
  8. Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз-ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

  9. Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?
  10. Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове-дении есть приметы родителей. Имя Сне-гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

  11. Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?
  12. Сказку напоминают такие эпизоды про-лога: Весна опускается на землю, окру-женная своей свитой; встреча Весны с Мо-розом и их спор; появление Лешего; про-щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

    В прологе есть хор птиц, который бли-зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель. Материал с сайта

  13. Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.
  14. Мороз Прощай, Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся. Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

    Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп-ликах?

    Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво-рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

    Можно подчеркнуть в приведенном тек-сте разорванные предложения. Мы ви-дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие признаки сказки есть в пьесе снегурочка
  • снегурочка вопросы
  • вопросы к снегурочке
  • каким вы представляете себе а н островского
  • jgbcfybt cytuehjxrb bp ghjkjuf jcnhjdcrjuj

«Пьеса «Бесприданница»» - Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Фото 1911. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли.

«Островский «Бесприданница»» - Карандышев. Паратов Сергей Сергеевич. Анализ драмы «Бесприданница». Символический смысл имен и фамилий. Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица . А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Конфликт между «темным царством » и новым человеком, живущим по законам совести. Дайте характеристику каждому литературному герою . Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Что является причиной необузданного произвола Дикого? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Приведите примеры. Марфа – от арамейского: госпожа. Почему Катерина остается одна со своим горем?

«Герои «Грозы»» - Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Малый Академический Художественный театр . Речевая характеристика . Национальный театр. Памятник А.Н.Островскому. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Дом-музей Островского в Москве. Занятия Катерины. Понятие о зеркальных образах. Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Любовь. Приём контраста. Драматическая русская литература. Смысл заглавия. Драма «Гроза». Словарь.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями и обрядами?

Пьеса «Снегурочка» имеет подзаголо­вок «весенняя сказка». В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них — Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Мас­леницы — встреча весны, связанные с этим песни, пляски, игры. Это все элемен­ты русских народных обрядов. Так, песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» знакома многим с детства.

Какие приметы Весны и Мороза живут с само­го начала в облике Снегурочки?

В облике Снегурочки много черт, свя­занных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее кра­сота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое укра­шало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Сне­гурочки озарилось счастливой улыбкой.

От матери Весны — стремление к счас­тью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь.

Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала доч­ку, надевая венок из цветов на ее голову?

Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счаст­ливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить».

Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества.

Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди лю­дей?

Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это со­гласилась и Весна.

Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.

Снегурочка была очень красивой и с го­дами расцветала. Но характер ее оставал­ся таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка со­хранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности пере­живать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком.

Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки?

Встреча с Мизгирем разбудила ее серд­це. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит силь­но и отважно.

Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря?

Берендеи поняли, что в Снегурочке на­конец появилось теплое чувство к друго­му человеку. Они увидели, что холодная как снег красавица готова полюбить Миз­гиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не со­здана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому челове­ку. Ее любовь красива и бескорыстна. Лю­бовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку.

Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?

Согласны ли вы со словами царя: «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».

Мы помним, что перед нами — не исто­рия жизни живых людей, а «весенняя сказка». А сказка должна завершаться счастливо, в ней всегда побеждают добрые силы. В царстве Берендея царят ровные и доброжелательные отношения между людьми. И даже яркая страсть у них при­носит радость, а не разрушает ничьей жизни. Такие радостные отношения свя­зали Купаву и Леля. Мизгирь же сначала выбрал своей невестой Купаву, потом страстно добивался любви Снегурочки, которая могла погибнуть, ответив на его чувство. В результате Снегурочка счаст­лива погибнуть ради того, чтобы стать та­кой, как все. Мизгирь не в силах спасти ее. Понимая это, он расстается со своей жизнью. Холодный нрав Снегурочки и яркая страсть Мизгиря ведут к тому, что исчезают из жизни берендеев, потому что им в ней нет места. И пьеса завершается общим радостным хором берендеев, сла­вящих Солнце.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

  • первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
  • второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
  • третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка..мифологические корни

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Персонаж городского новогоднего фольклора. Помощница и спутница , приходится тому внучкой. В устном народном творчестве героиня изображалась чаще в образе маленькой девочки, но в литературе и современной культуре возраст Снегурочки изменили, сделав ту взрослой девушкой. В таком виде Снегурочка обычно и сопровождает Деда Мороза на праздниках, играя роль посредницы между ним и детьми.

История появления

В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.

Снегурочка в культуре


В 2007 году вышел сиквел знаменитой советской мелодрамы «Ирония судьбы, или С легким паром!» - комедия «Ирония судьбы. Продолжение». В фильме есть эпизод, где главный герой Константин Лукашин, роль которого исполняет актер , сталкивается на лестнице с пьяными Снегурочкой и Дедом Морозом.

Новогодние «персонажи» должны попасть на праздник в соседнюю квартиру, но их состояние этому препятствует. Снегурочка просит Константина о помощи, и тот соглашается изобразить Деда Мороза. Сама Снегурка тоже в «нерабочем» состоянии, поэтому Константин находит замену и для нее. Роль Снегурочки соглашается исполнить героиня Надя.


Позже протрезвевшая парочка «новогодних персонажей» находит Константина спящим в аэропорту, чтобы забрать у того реквизитную шубу Деда Мороза. Самого героя персонажи спящим загружают в такси и отвозят назад - в квартиру Нади, откуда его до этого в том же бессознательном состоянии увезли. Роль Снегурочки в этом фильме играет актриса .

Образ Снегурочки фигурирует и во многих мультфильмах. Во одном из выпусков советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!» за 1974 год в костюме Снегурочки предстает Волк, который на пару с Зайцем исполняет знаменитую песню «Расскажи, Снегурочка, где была?»

В 1978 году выходит мультфильм «Дед Мороз и серый волк» по сценарию Владимира Сутеева. Снегурочка появляется там эпизодически. Озвучивает героиню Ольга Громова.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка