Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

Введение

Творчество - это процесс деятельности человека, приводящий к созданию нового и оригинального продукта, новых материальных или духовных ценностей. Творческая деятельность является одним из главных определителей сущности человека, она подчёркивает превосходство и своеобразие его психики. Благодаря этой особенности человек создал города, машины, космические корабли, компьютеры и многое другое.

В наше время творчество становится необходимым инструментом для решения множества задач, как для создания новых предметов, разработки идей, так и для планирования и предвидения ситуаций. Спрос на творческие навыки человека все больше растёт.

Что же, собственно, представляет из себя творческая деятельность? В чем её сущность и структура? Что такое продукт творческой деятельности? Максимально кратким и ёмким ответом, на поставленные вопросы, выступит данная работа.

Творческая деятельность

«Творчество - это духовно-практическая деятельность человека, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых, никогда ранее не существовавших культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых средств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом, когда исследуется процесс, психологический механизм протекания акта творчества как субъективного акта индивида, и философском, рассматривающим вопрос о сущности феномена творчества.»

В общей структуре творческой деятельности, можно выделить несколько основных подсистем:

  • · Процесс творческой деятельности
  • · Продукт творческой деятельности
  • · Личность творца, отражаемая в процессе и продукте
  • · Среда и условия, в которых протекает творчество.

При исследовании творчества рассматривают все эти подсистемы в совокупности. Каждый аспект влияет друг на друга, личность на предмет деятельности, предмет на личность. При взаимодействии личности и действительности в процессе деятельности и рождается продукт творчества. Среда и условия так же накладывают свой отпечаток, творчество отчасти является реакцией личности на среду обитания, благодаря особенностям человеческой психологии.

«Главное в творчестве -- не внешняя активность, а внутренняя -- акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»), Микеланджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы») и т. д.»

Значит, ещё одним из аспектов, влияющих на творческую деятельность, можно выделить и интуитивное начало в личности. Возможно интуиция, бессознательное куда больше влияет на конечный продукт, чем окружение или условия. К примеру, частный эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда автор полностью погружается в работу, не замечая окружающего мира и протекающего времени.

В момент творчества человек становится не способен управлять потоком образов, переживаний. Образы появляются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом (планом работ), более яркие образы вытесняют из сознания менее яркие. Это приводит к проблеме неосознанности способа получения результата, когда автор не может объяснить причину, источник своих фантазий.

Важно так же подчеркнуть, что творчество и креативность могут рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с нормами, принятыми в определённом сообществе людей, но при этом не нарушающие правовые и моральные предписания группы.

При психологическом анализе творчества, можно сказать что это один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости самого понятия творческой деятельности, фактически вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя одинаково повторить простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Каждый миг человека неповторим, как и сам человек, любой человек индивидуален и его деятельность индивидуальна. Однако существует разделение обыденной активности и чисто творческой деятельности. Что же в таком случае можно назвать творческим? Субъективная оценка обществом новизны и оригинальности не слишком конкретизирована, в разных группах по-разному могут оценить одно и тоже произведение. От убеждения авторов произведения мало пользы, так же, как и сами произведения не могут подтвердить свою оригинальность. Здесь может работать даже понятие относительности, и поэтому четкий ответ на поставленный вопрос сложно сформулировать.

Некоторые ученые считают, что творчество: «чрезвычайно многообразное понятие…творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. При таком подходе к творчеству это понятие становится ненужным, так как под ним Я. А. Пономарев понимает любое развитие живой и неживой природы.

Другие что: в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определение А. Г. Спиркина (1972): «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.»

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США считают, что определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

Научно-художественное творчество

Введение

Глава 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

1.3 Концепции художественного творчества

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

Заключение

Список литературы

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях, которые могли бы такие произведения создавать.

В жизни человеческого общества на известном уровне исторического развития появились такие специфические ценности, как произведения искусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей и значимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.

Появление в обществе профессиональных художников связано с разделение труда, которое создало для этого определенные материальные и духовные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этапе развития человечества возникает общественная потребность - в осмыслении окружающей жизни и бытия людей.

Образуется так же потребность в устойчивом запечатлении каких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, для эпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные и письменные произведения.

Появление художника тесно связано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе им сюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем в обществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает в своих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в них более или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальная группа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни он разделяет.

1.3 Концепции художественного творчества

В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или литературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.

Гегель писал в своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того, что он делает... Человек не достигает без размышления сознания того, что в нем живет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям...»

Но несмотря на критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических и антинаучных концепций о психологии творчества художника в философской, эстетической и другой литературе.

Э. Гартман, автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением о невозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе (творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступен самонаблюдению».

Однако если обратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам, этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствам самих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, а следовательно, и поддающийся научному изучению.

Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие; всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, она возникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.

В XX веке концепция о роли бессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так, оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусства теория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногда завуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональными импульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Эти сексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике и характере самого содержания произведений искусства.

Исходя из фрейдистской концепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующим образом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлета объясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывал неосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определяло его поступки.

Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступков человека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.

На самом деле, (именно сознательные устремления художника к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусства как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительной работе над произведением искусства.

Совсем недавно Эрих Нойман,автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождается коллективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида». Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольно характерным для ряда зарубежных мыслителей.

Таковы наиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческого процесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника, условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановый характер психических процессов человека и сводят их к тем или другим проявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работы художника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказывания художников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепции истолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.

Но если мы отвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, что мы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которые послужили толчком к появлению подобных концепций.

Задача научной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразию психических процессов и состояний, которые имеют место при творческой деятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейся разнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и от индивидуальных качеств художника.

Когда мы анализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания, письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (то перед, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношении процесс.

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

В творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек, с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника.

Так, в определенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своими помыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную в целом направленность творческой деятельности, могут проявляться многие неосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознании события его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторые образы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такие моменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапное озарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни в знакомом сюжете и т. д.

Научное рассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многих проблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о роли отдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления и фантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения и психологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношении осознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.

Все эти сложные и порой противоречивые явления психической деятельности во время творческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловно доступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной области психической деятельности, которая принципиально не поддавалась бы научно-психологическому изучению.

Отзывчивость художника на явления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, — это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием на то или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит в нем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения и быть запечатленным в тех или иных образах искусства.

Тяга к творческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни и поиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощено художественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.

Конечно, деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группой мотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе.

Так, девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматься творческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительно свидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «Святой Себастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую он написал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.

Когда в старости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писать картины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет, говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям, которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».

Все это приводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.

Итак, осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует о том, что действительно сформировался человек-художник.. Он готов к творчеству и ради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность, тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности и навыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бы воплотить в произведении искусства.

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта.

Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя.

Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры.

Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже в дошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством. Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточно вспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по форме предметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенком чего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимые формы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формы восприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается. Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится не преходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как это показывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеет разный характер..

В этом отношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.

Так, Чайковский-ребенок воспринимал музыку в первую очередь как источник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкой его первые детские впечатления.

Фанни Дюрбах, жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленького Чайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, он приходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гости и весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла к мальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя».

Что же касается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годы почти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и от своих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своих воспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Таким образом, мы можем встретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинает становиться художником.

Впоследствии же, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны его психической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основе его природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельности формирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками к деятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки в реальные творческие способности.

Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Таким образом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают его художником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностей процесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования его творческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о более раннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальных произведениях искусства.

Мы хорошо знаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление к творческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступени развития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский, Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческой деятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже в зрелые годы жизни.

Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Оно проявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характере толкования жизненных событий, явлений природы, поведения

2.3 Этапы создания произведения искусства

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник не занимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтому воссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете к завершенному произведению искусства, довольно трудно.

Художественное творчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием. Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той области искусства, в которой работает художник, но и особенностями его индивидуальности, а также характером создаваемого произведения.

Одно дело создание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большого романа; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психических процессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можем встретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают в известной одновременности.

Кроме того, в результате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание» отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми и короткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником. Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессов способствуют тому, что художник может в состоянии большой активности и эмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важному творческому решению.

Однако мы знаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучше осознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачам являются для него более плодотворными и успешными и соответственно.

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник не занимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение

Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.

Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психолгии искусства. - М., 1994.
  2. Ароновский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора Методологические проблемы современного искусствознания. М, 1975.
  3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. - Санкт-Петербург, 1992.
  4. Мейлах Б. Психолгия творчества. Вопросы литературы, 1960, № 6.
  5. Михалков -Кончаловский А. Парабола замысла. - М., 1970.
  6. Психолгия процессов художественного творчества. - Ленинград, Наука, 1980.
  7. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - Панкт-Петербург, 1995.
  8. Розет И.М. Психология фантазии - Минск, 1991.
  9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества Художественное творчество: Сборник. - Ленинград, 1982.
  10. Рунин Б.М. О психологии импровизации психология процессов художественного творчества: Сборник. - Ленинград, 1980.
  11. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. - Ленинград, Художник РСФСР, 1983.

НАТА ДМИТРИЕВА
Художественно-творческая деятельность.

У детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство – является одной из областей духовной жизни человека; можно сказать, что искусство важнейшая область способствующая развитию художественного творчества . В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах , создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени. На мой взгляд, именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человека, восстанавливается связь между поколениями.

Художественно – творческая деятельность , или искусство помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствующая при этом осознанию собственной значимости. В дошкольном возрасте искусство становится педагогическим ориентиром для детей дошкольников, так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность через уникальность систем образов выразительно – изобразительных средств. Здесь можно сказать о таких выразительных средствах как : музыка (рассматривается ритм, мелодия, гармония, динамика) ; движение (поза, жесты, мимика) ; речевая деятельность представляет собой (выразительность слова, интонация, звуки, образные представления и. т. д.); продуктивная деятельность (материал, композиция, цвет, штрих и. т. д.) . Образ в искусстве выступает как-бы центром, объединяющим в себе время, слово, цвет, движение, форму. Такое объединение дает возможность целостного развития ребенка. В художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста основной целью является стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия необходимые для его развития.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) . Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 4-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.) . Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности . Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью . Большое значение для художественно -творческого развития дошкольников имеет «интерес» . Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей- дошкольников , которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом : восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно - творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность , особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста.

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества : усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Ребенок 4-5 лет охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность . В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца .

Поэтому, только от взрослых зависит развитие восприятия ребенка. Каждый воспитатель и родитель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.

Работу по восприятию окружающего мира надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. («Какие красивые цветы! Какая замечательная зеленая травка!» .

Детское восприятие должно быть целостно. «Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский – и не требует разъяснения.»

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями выразительно искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как организуется и проводится данная работа зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Поэтому :

В иллюстрации, с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое. грустное) и характеры героев (добрый, злой) .

Формирование у детей интереса к художественному творчеству происходит посредством игры, которая используется для решения двух основных задач. Во–первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во–вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Организация уголка занимательного рисования.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. (Г. Г. Григорьева, 1999г.)

Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей в процессе творчества;

Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и темп рисования;

В любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, различные по жесткости ворсом, полоск картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, непролевайки для воды, салфетки, подставки под инструменты и т. д.)

Все это оборудование удобно храниться в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводиться постепенно, по мере ознакомления с ним детей на занятиях.

Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников , предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациям к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка и образцами рисунков, выполненных с помощью традиционных техник выполнения.

На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения. Поэтому в группе должен быть магнитофон с музыкой различного характера, настроения.

Для самостоятельного занятия в уголке :

Ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;

Ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т. д.) ;

Сюжет рисунка не критикуется;

Рисунку (пусть даже не удачному) должно быть уделено внимание со стороны взрослого.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ» , «НЕПРАВИЛЬНО» , а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе , который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности , становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Использовать техники с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином»

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности , убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности . По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми . Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения : крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и поделками, готовятся подарки взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности . Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми . По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника и соответственно развивает интерес к художественно- творческой деятельности .

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка