Виды линий в композиции. Category archives: основы архитектурной композиции

Теперь давайте рассмотрим другие элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке.

Очень мощный инструмент для улучшения композиции в фотографии - это использование линий . Во-первых, они создают настроение, во-вторых, они «ведут» глаза зрителя по фотографии к главному объекту снимка. Фотограф как будто бы берет зрителя за руку и ведет по местности, указывая путь.

Линии в композиции можно разбить на следующие типы:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные;
  • все остальные - ломанные, кривые, дугообразные, “S”- образные и т.д.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Горизонтальные линии - это безмятежность и покой, равновесие и бесконечность. На снимке они дают ощущение, что время остановилось и могут быть использованы для контраста с другой более динамичной частью снимка. Линия водоёма, линия горизонта, поваленные объекты, спящие люди - это все примеры образов, что говорят о постоянстве и безвременье. Чтобы фотографии, состоящие сплошь и рядом из горизонтальных линий, не были скучными, необходимо добавить в кадр какой-нибудь предмет. Красивый камень на берегу моря, которое соприкасается с небом, одинокое дерево в поле и т.д.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

В ертикальные - передают настроение мощи, силы, стабильности (небоскребы) а так же роста и жизни (деревья). Правильное использование вертикальных линий может также придавать чувство мира и спокойствия. Например, дерево в окутанном туманом лесу, старые столбы в воде, или поле, фигура на уединенном пляже рано утром. Если вертикальные линии повторяются, они задают ритм в фотографии и усиливают динамику.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Диагональные линии говорят о движении, придают снимку динамичность. Их сила в способности удерживать внимание зрителя: его взгляд, как правило, движется вдоль диагоналей. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, ручьи, волны, ветви деревьев и т.д. можно расположить несколько объектов по диагонали. Диагональными могут быть и цвета одного объекта. Используя диагональные линии, располагайте их чуть выше или ниже левого угла фото, поскольку наши глаза сканируют изображение слева направо. Это позволит также предотвратить визуальный раздел кадра на две части. Впереди движущегося объекта всегда оставляйте “место для шага” - это придаст ему еще больше динамики.


КРИВЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Кривые линии - изящны, чувственны, динамичны, создают иллюзию живости, разнообразия. Они могут приблизить или удалить объект или создают баланс. “С”- образные кривые линии или дуги наиболее распространенные - поскольку это и - берег моря, озера, округленный камень, скала или изогнутые стебельки травы. Если говорить об архитектуре - то это арки. Очень эффектно смотрятся несколько повторяющихся арок.

S-ОБРАЗНАЯ КРИВАЯ В КОМПОЗИЦИИ

Такие линии ещё называют линиями красоты. Это эстетическое понятие, компонент художественной композиции, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придает изображению особенное изящество. Человеческое тело - наилучший пример, от арки стопы до изгиба шеи.

«S» образной кривая - это устья рек, извивающиеся дороги, тропинки.

В кадре могут сочетаться прямые и кривые линии. Это придает композиции кадра уравновешенность, стабильность. Корпус этой акустической гитары прекрасный примером «S»-образной кривой. Обратите внимание на использование других линий в этом фото - диагональные линии гитарных струн, и горизонтальных линий - ноты на листе на заднем плане.

ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Ломаные линии придают снимкам тревожный, и даже агрессивный характер. Такое впечатление при просмотре фотографий с ломаными линиями возникает из-за того, что взгляду приходится часто «скакать» по линиям и изменять направление.


ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр » или «ведущими линиями ». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка.

Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра - основа успеха!

Теперь, овладев этими навками хотя бы в общих чертах, можно переходить к композиции.

Композиция — как она есть, силовые линии и равновесие — это сложный и достаточно , субЪективный вопрос, ведь взаимное гармоничное расположение предметов на рисунке — это дело вкуса каждого отдельного человека. Однако, несмотря на то, что на вкус и цвет товарища нет, существуют некоторые общие принципы композиции, пользуясь которыми, можно сделать любую кучу предметов гармоничной. По крайней мере, достаточно натренировавшись.

Композиция — это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности.

То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке… Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни.

Итак, первое правило — рисунок не должен касаться краёв листа , если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края.

Второе правило. И, собственно, основное. На рисунке должна присутствовать гармония . Другими словами, равновесие . Или же, наоборот, должно быть отсутсвие гармонии, отсутствие равновесия. Всё зависит от того, что вы хотите показать.

Что это значит?

Давайте, сравним стоящий на поверхности квадрат:

и этот же квадрат, только немного искажённый.

Какое из изображений более равновесное?

Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький — по центру.

И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький — в угол.

Какой из них более гармоничный?

У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие — другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её.

Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях.

Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет — это красный, синий и т.д. Тоны — темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков — жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности.

Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями.

Третье правило. Силовые линии . Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии — это другое.

Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась.

Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи.

И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца.

Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны.

Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны — в складках плаща, а с другой — в его теле, переходит к голове.

Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца.

Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение — это зрительный центр картины, точка пересечения большинства силовых линий.

Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной.

Таким образом,

линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении — это силовые линии.

Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их, расположив предметы по-другому — и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии — это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна.

С другой стороны, силовые линии — это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии — это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини — это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ.

Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу.

Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения — эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины.

Научится пользоваться силовыми линиями просто — нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Тем более что практически всё живое содержит в себе очень много силовых линий.

Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом — рисовать самим.

Как перечисленные правила применяются? Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение — это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение.

В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр.

С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины. Ну, а теперь, собственно, указание по тренировке композиции:

Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью.

По материалам http://wozmoznosti.narod.ru/drow/yegor/step4.html

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.

Точка

Точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.

Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление - пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.


Линия

Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.

Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.


Пятно

Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Использование точек, линий и пятен в композиции


Точка и пятно

Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.


Точка и линия

Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.


Линия и пятно

Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.

Линии являются одним из основных элементов композиции любого фотоснимка. От линий во многом зависит то, куда будет направлен взгляд зрителя, разглядывающего фотографию. Линии в композиционном решении снимка играют огромную роль, в зависимости от своего расположения они выражают динамику движения и придают фотографии то или иное настроение.

Использование линий как мощных элементов композиции восходит еще к архитектуре и большим живописным полотнам древности. При создании композиции кадра фотограф должен продумать расположение линий таким образом, чтобы правильно организовать все элементы фотографии и улучшить их восприятие зрителем. О линиях и их роли в композиции фотографии и пойдет речь в этой статье.

Типы линий и их предназначение в фотографии

Кода речь заходит о линиях в фотографии, то подразумеваются какие-либо природные, рукотворные или умозрительные объекты, которые служат вспомогательным, организующим элементом в построении кадра. Например, такими объектами на фотографии могут быть линии электропередач, трамвайные пути, металлические ограждения, реки, тропинки, изгороди, автомобильные дороги. Они могут иметь какой угодно размер и конфигурацию.

Предназначение подобных линий в композиции фотографии на самом деле может иметь множественный характер. Во-первых, линии нужны для того, чтобы вести взгляд зрителя в правильном направлении к композиционному центру или главному объекту снимка, тем самым, лишний раз подчеркивая его. Во-вторых, предназначение линий в фотографии может заключаться в том, чтобы придать снимку дополнительной динамики, выразить в нем какое-либо движение или даже ощущение бесконечности. В-третьих, линии помогают визуально разделить снимок на отдельные участки, концентрируя внимание зрителя на самом важном. И, наконец, фотография, в которой используются вертикальные, горизонтальные или диагональные линии, а также их сочетание, приобретает очень интересный характер. Линии позволяют фотографу придать снимку необходимую пространственную глубину для наибольшей выразительности.

При создании композиции снимка фотограф может использовать различные типы линий. Их существует несколько и каждый создает то или иное ощущение, в конечном счете, оказывая свое определенное влияние на фотографию:

-Горизонтальные линии

Горизонтальные линии, пожалуй, наиболее часто встречаются в фотографии. В качестве горизонтальной линии может выступать, например, береговая линия моря или дорога. Как и в архитектуре и живописи, горизонтальные линии в фотографии несут в себе ощущение спокойствия, покоя и равновесия. При использовании горизонтальной линии взгляд зрителя на фотографии обычно скользит по ней очень легко, слева направо. Такие линии добавляют в фотоизображение чувство расслабленности и бесконечности.

Однако нужно быть внимательным и не допускать присутствия на фотографии одних только горизонтальных линий, поскольку снимки в этом случае могут получаться слишком спокойными, довольно скучными и не интересными. Лучше всего использовать горизонтальную линию как элемент, подводящий внимание зрителя к центральному объекту съемки. Иногда горизонтальные линии также применяются фотографами для того, чтобы просто разграничить изображение на два и более участка. Главное, чтобы горизонтальная линия не делила кадр на две равные части.

— Вертикальные линии

Вертикальные линии, по сравнению с теми же горизонтальными, выглядят на снимке более мощными, они являются неким столпом всей композиции. Такая линия добавляет снимку впечатление устойчивости, силы и невероятной мощи. Вертикальная линия не вызывает напряжение в кадре и усиливает эффект фотографии, добавляя в нее определенное настроение. Также вертикальные линии помогают придать снимку ощущение высоты или, как и в случае с горизонтальными, разделить пространство изображения на отдельные области. Стоит отметить, что при наличии на фотографии как горизонтальных, так и вертикальных линий, взгляд человека сначала движется по горизонтали, а только потом по вертикальным линиям.

— Изогнутые линии

Изогнутые линии могут оказывать различное влияние на восприятие и характер фотоизображения. Если такая линия оказывается сильно изогнутой, то это придает композиции снимка определенную неустойчивость. Кроме того, при виде слишком изогнутых или ломаных линий у зрителя возникает подсознательное ощущение напряжения, связанное с тем представлением, что эта линия изогнута или рвется под воздействием неких сил. Сильно ломаные линии действуют на зрителя как определенный раздражитель. В то же время линии, которые на снимке не сильно отклоняются по вертикали или горизонтали, воспринимаются как устойчивые и, соответственно, придают изображению чувство расслабления и успокоения. Извилистые линии рек в пейзаже или сильные изгибы тела человека также воспринимаются зрителем как устойчивые, но одновременно он чувствует присутствие на фотографии некоего напряжения.

S -образные линии

S-образные линии — это линии с мягкими, плавными изгибами, которые ассоциируются в нашем сознании с контурами или линиями человеческого тела. Такой композиционный элемент позволяет придать снимку дополнительную привлекательность. Недаром S-образную линию называют «линией красоты». Такая линия может выступать в композиции и в качестве обрамляющего контура снимаемого объекта, и в роли направляющей линии. Принято считать, что S-образная линия, в отличие от простых горизонтальных и вертикальных линий, также добавляет фотографии ощущение естественности.

— Диагональные линии

Диагональные линии в композиции кадра не только придают изображению динамику и, по сути, символизируют движение, но и просто привлекают внимание зрителя. Начальную точку диагональной линии обычно располагают в одном из углов кадра, а затем ведут линию либо из левого верхнего угла в правый нижний («падающая» диагональ), либо из левого нижнего угла в правый верхний угол («восходящая» диагональ). Реализация и того и другого варианта диагональной линии вызывает у зрителя ощущение напряженности движения.

Диагонали можно использовать также для направления взгляда зрителя таким образом, чтобы он, двигаясь по диагональным линиям, воспринимал в полной мере все сюжетно важные детали фотографии. Диагональ может соединять главный объект съемки со второстепенным, тем самым, заставляя человека двигаться взглядом внутрь кадра. Помимо этого, диагональные линии позволяют придать снимку глубину и некое пространственное измерение. В этом плане особенный эффект возникает при наличии в кадре каких-либо сходящихся вдали линий.

Конечно, чтобы научиться правильно и, самое главное, к месту использовать различные типы линий, необходима постоянная практика. При создании композиции снимка нужно всегда находить верное место в кадре линиям. Чтобы они помогали усиливать эффект от изображения или добавляли в него определенное настроение.

Линия горизонта

Наиболее часто при создании композиции снимка, фотографы сталкиваются с линией горизонта, собственно основной линией в фотографии. Нередко при оценке фотографии можно услышать утверждение о том, что «горизонт завален». Что это означает? Под этой фразой подразумевается, что линия горизонта не идет параллельно нижней и верхней границе кадра, то есть буквально заваливается на бок.

Завал горизонта – это дилетантская, простая ошибка, присущая, главным образом, начинающим фотографам-любителям. Заваленный горизонт создает у зрителя лишнее ощущение напряжения. Зритель внутренне чувствует, что в фотографии что-то не так. Правда, в некоторых случаях завал горизонта может быть и сознательным композиционным приемом, используемым фотографами для повышения выразительности кадра. Но все же в классической фотографии принят постулат о том, что линия горизонта должна быть строго горизонтальной.

Для того, чтобы получить такую строго горизонтальную линию, необходимо сравнивать линию горизонта с нижней и верхней границей кадра в видоискателе или на жидкокристаллическом дисплее камеры. Понятно, что нужно следить за тем, чтобы эти линии были параллельны друг другу. Современные фотокамеры часто оснащаются функцией электронного горизонта, либо имеют специальные маркеры в видоискателе или режим, который накладывает на изображение сетку, позволяющую фотографу правильно расположить объект и сориентироваться с горизонтом.

Когда речь идет о пейзажной съемке сложной местности с ломаными изгибами береговой линии или склонов гор, бывает трудно определить, где же располагается та самая линия горизонта. Некоторые фотографы для определения истинной линии горизонта в такой ситуации применяют штатив с пузырьковым уровнем.

Расположение линии горизонта точно по центру кадра является не самым лучшим вариантом по той простой причине, что чаще всего на выходе получаются статичные, неподвижные и безжизненные фотоизображения. Рекомендуется все же помещать линию горизонта на 1/3 от верхней границы кадра, если необходимо акцентировать внимание зрителя на переднем плане, либо на 1/3 от нижней границы, если акцент должен быть сделан на небо. В частности, если небо или облака выглядят в кадре очень интересно, то следует поместить линию горизонта чуть ниже. Если же наиболее интересным в кадре представляется ландшафт или какой-то объект, то горизонт располагают выше.

Впрочем, это правило может иногда и нарушаться. Например, когда речь идет о создании симметричного фотоизображения с отраженным в воде пейзажем, вполне уместно расположить линию горизонта точно посередине кадра. Еще одна практическая рекомендация по расположению линии горизонта в композиции заключается в том, что горизонт не должен пересекаться с линиями фотографируемого объекта. В противном случае, если линии снимаемого объекта сольются с горизонтом, то взгляд зрителя может просто уйти от центра композиции и начнет блуждать по кадру.

В завершении следует сказать, что проблемы с неправильным расположением горизонта можно решить уже в последующей обработке фотографий в графическом редакторе. Неровный горизонт можно исправить при помощи Photoshop и других аналогичных программ. Это не составляет большого труда. Главная сложность заключается только в том, чтобы определить на какой угол нужно повернуть изображение для выравнивания горизонта. Для нахождения этого оптимального угла используют инструмент горизонтальной или вертикальной линейки.

Итак, когда мы пытаемся выстроить композицию кадра в видоискателе или на экране ЖК-дисплея своего фотоаппарата, необходимо обращать пристальное внимание на линии. Именно они могут объединять различные композиционные элементы кадра или разделять их, определять настроение, выразительность и динамику фотографии. Линии могут являться как помощником фотографа, усиливающим тот или иной эффект, так и настоящим разрушителем всего композиционного решения.

Владение фотографом соответствующими знаниями об использовании линий в композиции кадра не только помогает ему создавать яркие, интересные фотоизображения, но и позволяет понимать, как зритель будет рассматривать сделанные им снимки. На чем остановится его взгляд, на какие детали изображения он обратит основное внимание и каким будет его общее восприятие фотографии.

by Zsolt Varanka

Одним из мощных методов влияния на зрительское внимание является использование линий в композиции снимка. Линии воздействуют двумя способами. Во-первых, они создают определенной настроение, настраивая зрителя на нужное восприятие, а во-вторых, "ведут" глаза через фотографию, способствуя таким образом нужному прочтению фотографии зрителем, удерживая акцент на главном.

При работе с линиями фотограф может использовать следующие приемы их расположения:

  • горизонтальные линии
  • вертикальные
  • диагональ в снимке
  • зубчатые и нерегулярные линии

Горизонтальные линии , как правило, вызывают ощущение спокойствия, отсутствие изменений. Горизонтальные линии используются часто для таких изображений, когда фотограф хочет показать безвременье или отсутствие перемен и движения в картинке. Когда есть стремление подчеркнуть, что весь момент или часть его заморожено.

by Ashwanth Kadiyala

Горизонтальные линии должны использоваться, когда необходимо сопоставить контраст с более динамичной частью изображения. Например, такие ненавистные многим фотографам, провода на небе хорошо гармонируют своей четкостью и размеренностью с уличной суетой, бурным течением жизни или просто движением, которое можно запечатлеть в нижней части снимка.

by Ralph Graef

Вертикальные линии создают настроение стабильности и спокойствия в окружающем пространстве. При проецировании настроения неизменности, линии часто действуют так же, как горизонтальные. Направленность вверх передает изображению это ощущение постоянства. Примеры правильного использования вертикальной линии для придания изображениям стабильности можно найти в горах, опорах линий электропередачи и вертикальных линиях зданий.

by Max Live

Правильное использование вертикальной линии также может настраивать зрителя на ощущение мира и спокойствия. Например, деревья в тумане, когда проглядывают вертикальные силуэты, старые столбы ограды или сложенные пляжные зонтики ранним утром у моря.

Диагональные линии передают смысл действий и делают изображение более динамичным. По этой причине диагонали считаются очень мощным инструментом. Их сила заключается в способности захватить внимание зрителя, направить его в нужную сторону и удерживать так долго, как того требуется по сюжету. Взгляд зрителя, как правило, проходит назад и вперед, вдоль диагоналей.

by Stanislav Sav-in

Диагональные линии могут быть сформированы не только объектами, такими как улицы, тротуары или дороги, но и цветом. Например, диагональ разделения цветом может добавить драматизма в изображение. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, тропинки, реки, волны и множество иного, это всего лишь несколько примеров объектов, которые могут быть переведены в диагональную форму.

by Dani Mantis

В зубчатых и нерегулярных линиях заключаются эмоции и чувства. Диагональные нерегулярные линии окунут зрителя в ощущения спешки и динамики, а зубчатые линии наполнят тревогой и страхом при просмотре изображения.

С помощью интенсивности массивов нерегулярных или зубчатых линий можно управлять при просмотре изображений и степенью восприятия зрителей. Для чего, собственно, фотограф и учится правильно использовать визуальные образы.

by Getting There

Примеры зубчатых линий могут быть найдены в корнях деревьев, линии горных вершин или в покореженном металле на месте аварии или заводских складах.

Мощным оружием в руках фотографа становятся те линии, с помощью которых получается помочь зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое хотелось передать.

При использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил. Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

by Miles Morgan

Во-вторых, следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных "точек", которые способны увести взгляд зрителя в сторону тогда, когда он должен четко следовать вдоль направления линии, которую фотохудожник "проложил" для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.

by Joseba Herrero

Никакая самая продвинутая и не может заменить фотографу . Если вы хотите научиться фотографировать и делать интересные для постороннего взгляда фотографии, следует всегда тщательно изучать теорию, и от могут стать хорошим подспорьем в ее освоении.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка