Некрасов кому на руси жить хорошо. "Кому на Руси жить хорошо": история создания, жанр и композиция Произведение на руси жить хорошо жанр

«Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?

Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний).

В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

Тест по произведению

Споры о композиции произведения ве­дутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “По­следыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Кре­стьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” по­казана гибель этого мира. В заключительной части “Пир – на весь мир” особенно ощутимы признаки новой жизни, общий тон повест­вования более светлый, радостный, чувствуется устремленность в будущее, связанная прежде всего с образом Гриши Добросклонова. Кроме того, концовка этой части играет роль своеобразной развяз­ки, поскольку именно здесь звучит ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”. Счастливым человеком оказывается народный заступник Гриша Добросклонов, который в своих песнях предсказывал “воплощение счастия народного”. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их поискам, потому что странники не знают о счастье Гриши. Вот по­чему возможно было написать продолжение поэмы, где странники должны были искать счастливого человека и дальше, идя при этом по ложному следу – вплоть до самого царя. Особенностью композиции поэмы является построение, основанное на законах классического эпоса: она состоит из отдельных относитель­но автономных частей и глав, герой ее – не отдельный человек, а весь русский народ, а потому по жанру это – эпопея народной жизни.
Внешняя связь частей поэмы определяется мотивом дороги и поиска счастливого, что также соответствует жанру народно-эпического сказа. Сюжетно-композиционный прием организации повествования – пу­тешествие героев-крестьян – дополняется включением авторских от­ступлений и внесюжетных элементов. Эпичность произведения опре­деляется и величаво-спокойным темпом повествования, основанного на фольклорных элементах. Жизнь пореформенной России показана во всей ее сложности и многогранности, а широта охвата общего взгляда на мир как некую цельность сочетается с лирической взвол­нованностью автора и подробностью внешних описаний. Жанр эпи­ческой поэмы позволил Некрасову отразить жизнь всей страны, всей нации, причем в один из ее самых сложных, переломных моментов.

Сочинение по литературе на тему: Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку” материал для этой книги, а потом 14 лет работал над Read More ......
  2. Заслуживает особого внимания вопрос о первом “Прологе”. В поэме есть несколько прологов: перед главой “Поп”, перед частями “Крестьянка” и “Пир – на весь мир”. Первый “Пролог” резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы “Кому на Read More ......
  3. оды жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Read More ......
  4. Вопрос этот до сих пор остается предметом горячих споров. Некрасов, меняя способ реализации темы, строго подчинил архитектонику поэмы единому идейному замыслу. Композиционная структура произведения призвана подчеркнуть основную идею: неизбежность крестьянской революции, которая станет, возможна на основе роста революционного сознания народа, Read More ......
  5. Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” – широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения. Лиризм поэмы проявляется и в самом Read More ......
  6. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется Read More ......
  7. Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
  8. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развертывания сюжета – это рассказ встречаемого странниками “счастливца”, отвечающего на их вопрос. Так построены главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, Read More ......
Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
  • 4. Преступление и наказание - проблематика и поэтика
  • 5. Образ Раскольникова в идейно-худ концепции романа
  • 6. Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова
  • 7. Образ Сони Мармеладовой
  • 8. Система персонажей романа Преступление и наказание и соотношение с центральной идеей
  • 9. Роман Достоевского Братья Карамазовы - общественно-социальная и философско-этическая проблематика
  • 10. Образ раннего человеколюбца Алеши Карамазова
  • 11. Образ Ивана Карамазова, его роль и место в романе
  • 12. Легенда о Великом Инквизиторе в идейно-художественной концепции романа
  • 13. Автобиографическая трилогия л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: формирование человеческой личности и сознания Николая Иртеньева
  • 14. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Война и мир
  • 15. Образ Анны Карениной. Содержание и смысл трагедии героини. Проблема авторской оценки героини
  • 16. Образ Константина Левина. Проблема героя-дворянина в переворотившемся мире
  • 17. Кризис в мировоззрении и творчестве Толстого 1870-1880 г.Г. Причины и содержание. Теория толстовства
  • 18. Повесть Толстого "Смерть Ивана Ильича" - проблематика, особенности типа героя и конфликта
  • 20. Общая характеристика творчества Гаршина. Проблематика, типы героев и конфликтов. Место писателя в литературном процессе 1880-х г
  • 21. Юмористика Чехова 1880-х годов: проблематика, особенности жанра и мастерства (Хамелеон, Толстый и тонкий, Смерть чиновника и т д)
  • 22. Проза Чехова: проблематика, особенности жанровой системы, поэтики
  • 23. Драматургическое новаторство Чехова: новый характер конфликта и способов его воплощения
  • 24. Проблематика и поэтика драмы "Три сестры"
  • 25. Философская лирика Тютчева
  • 26. Импрессионизм лирики Фета
  • 27. Лирическая система Некрасова
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра
  • 29. Интерпретация обломовщины и образ Ильи Ильича в критике 1860-х (Добролюбов, Дружинин) и современнном литературоведении
  • 30. Записки охотника, Тургенев: постановка и решение проблемы народа, антикрепостнический пафос книги, жанровые особенности
  • 31. Философско-этическая коллизия романа Дворянское гнездо и особенности ее решения
  • 32. Роман "Отцы и дети" - проблематика, система персонажей
  • 33. Трагический нигилист Базаров: сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность героя, конфликт его с мирозданием, нравственно-философский смысл эпилога
  • 34. Драма Островского "Бесприданница" - проблематика, система персонажей, жанровые особенности
  • 35. Драма Островского "Гроза" - специфика конфликта и жанра
  • 36. Проблема народа и власти в гротесковом романе Салтыкова-Щедрина История одного города"
  • 37. Галерея образов градоначальников, ее функции и смысл в "Истории одного города"
  • 38. "Сказки" Салтыкова-Щедрина как итоговый цикл в творчестве писателя. Проблематика и художественная специфика "Сказок"
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.

    В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.

    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”.

    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!

    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

    Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний). В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

    "

    Работу над поэмой Некрасов начал в 1863 году, когда был написан «Мороз, Красный нос», и продолжал до самой смерти. Но если поэму «Мороз...» можно сравнить с трагедией, содержанием которой становится гибель человека в героической борьбе с неподвластными ему стихиями, то «Кому на Руси жить хорошо» — это эпопея, где отдельный человек находит смысл и счастье своего существования в единстве с миром людей и миром как Божьим созданием. Некрасова интересует целостный образ народа, и высвеченные в поэме отдельные образы даны как эпизодические, история их жизни лишь на время всплывает на поверхность эпического потока. Поэтому поэму Некрасова можно назвать «народной эпопеей », а ее стихотворная форма подчеркивает родство с народным эпосом. Некрасовский эпос «слеплен» из разных фольклорных жанров: сказки, байки, загадки, пословицы, духовных стихов, трудовых и обрядовых песен, протяжной лирической песни, притчи и т. д.

    У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры. В это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре: собирается и систематизируется русский фольклор (образ такого собирателя — Павлуши Веретенникова — есть в поэме). Но самым верным средством изучить положение народа была статистика, наука, которая в это время получила самое бурное развитие. Кроме того, эти люди: учителя, врачи, статистики, землемеры, агрономы, ученые-фольклористы — оставили нам серию замечательных очерков о жизни и быте пореформенной России. Социологический срез деревенской жизни делает в своей поэме и Некрасов: перед нами проходят почти все типы русского сельского населения, от нищего до помещика. Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни?

    Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Понятно, что несчастлив, и тогда поэму писать незачем. Но вопрос, ставший заглавием: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?

    Чтобы ответить на главный вопрос, и отправляются в дорогу «странные» люди, т. е. странствующие, — семеро мужиков. Но эти люди странные и в привычном нам значении. Крестьянин — человек оседлый, привязанный к земле, для которого нет отпусков и выходных, жизнь которого подчиняется только ритму природы. А они пускаются странствовать, да еще когда — в самую страдную пору! Но эта их странность — отражение того переворота, который переживает вся крестьянская Русь. Вся она сдвинулась, стронулась с места, вся она в движении, как весенние потоки, то прозрачные, чистые, то мутные, несущие зимний сор, то спокойные и величавые, то бурливые и непредсказуемые.

    Поэтому в основе композиции поэмы лежат мотивы дороги и поиска . Они позволяют пройти по всей Руси и увидеть ее целиком. Но как показать всю Русь? Автор использует прием панорамного изображения, когда образ создастся рядом обобщенных картин, массовых сцен, из которых выхватываются отдельные лица и эпизоды.

    История создания

    Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века . Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года . Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

    Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год . Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

    К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир - на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир - на весь мир».

    В последнем прижизненном издании «Стихотворений» ( -) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

    Сюжет и структура поэмы

    Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

    Часть первая

    Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права ().

    Пролог

    «В каком году - рассчитывай,
    В какой земле - угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков…»

    У них завязался спор:

    Кому живётся весело,
    Вольготно на Руси?

    Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

    • Роман: помещику
    • Демьян: чиновнику
    • братья Губины - Иван и Митродор: купцу ;
    • Пахом (старик): министру

    Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.

    Крестьянка (из третьей части)

    Последыш (из второй части)

    Пир - на весь мир (из второй части)

    Глава “Пир на весь мир” является продолжением “Последыша”. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ “Про холопа примерного - Якова верного” и легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея - пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними

    Список героев

    Временнообязанные крестьяне, отправившиеся искать, кому живется счастливо вольготно на Руси (Основные герои)

    • Роман
    • Демьян
    • Иван и Митродор Губины
    • Старик Пахом

    Крестьяне и холопы

    • Ермил Гирин
    • Яким Нагой
    • Сидор
    • Егорка Шутов
    • Клим Лавин
    • Агап Петров
    • Ипат - холоп чувствительный
    • Яков - холоп верный
    • Прошка
    • Матрена
    • Савелий

    Помещики

    • Утятин
    • Оболт-Оболдуев
    • князь Переметьев
    • Глуховской

    Другие герои

    • Алтынников
    • Фогель
    • Шалашников

    См. также

    Ссылки

    • Николай Алексеевич Некрасов: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова и др.; [авт. ст.] Н. Н. Пайков. - Ярославль: [б. и.], 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)


    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка