Развитие речи тема русские народные сказки. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого).

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения представлять образ, персонаж;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению;

Развивать монологическую и диалогическую речь;

Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;

Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

Формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;

Помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.

Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.

Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация)

словесный: чтение, обсуждение, игра-викторина

игровой: организационный момент, физкультминутка, сюрпризный момент, заключительная часть.

Предварительная работа: украшение платочков, вырезание и раскрашивание яблок детьми; работа над пословицами о труде, добре и зле; разучивание физминуток.

Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», иллюстрации к ней; магнитная доска, макет яблони с яблоками; волшебная шкатулка; выставка книг с русскими народными сказками, портрет А.Н.Толстого и его книги, жетоны (яблочки с улыбкой); раскраски; волшебный клубочек, ноутбук.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.

Методика проведения занятия

Дети сидят полукругом. Звучит песня Е.Птичкина «Сказки гуляют посвету».

Дети встают, проходят вперед к воспитателю, делают хоровод.

Восп: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Улыбнитесь им тоже.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки!

Дети, вы уже обратили внимание на нашу выставку. Какие книги здесь вы

увидели? Правильно, это сказки. А как вы догадались?(по иллюстрациям)

Многие книги мы с вами смотрели, читали. Мы ведь любим книги?

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Этими словами обращается ко всем детский писатель С. Михалков.

Восп: А сейчас, ребята, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки.

Вы видите, что у нас в группе выросла необычная яблоня. Хотите попробовать яблочко? Волшебное? А из какой сказки оно?

Воспитатель отрывает яблоко и читает вопрос. Яблочки складывает в корзину.

Кто катился по дорожке? (Колобок.)

Что били, били - не разбили? (Яйцо.)

Кто разрушил теремок? (Медведь.)

Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

Самое любимое место Иванушки - дурачка? (Печка.)

Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

Какими словами начинаются русские народные сказки?

Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?

Восп: А теперь, ребята, давайте пройдем на стульчики. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.

Восп: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.

Хаврошечка- стариное женское имя Хавронья.

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна делать нить)

ткать - изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова - пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке - пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) - сочное, созревшее. Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

Чтение сказки

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.( как понимаете эти слова)

Что значит, своего брата не стыдятся?

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,

средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.

Восп: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?(печаль, горе, обиду, досаду). Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.

Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная). Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)

А мы можем пожалеть ее? Давайте скажем ей добрые, ласковые слова.

(показываю клубочек) Это волшебный клубочек. Он будет увеличиваться от ваших добрых и ласковых слов.

Игра «Волшебный клубочек»

Сначала я скажу…(дети говорят ласковые слова, восп. наматывает нитку на клубок) Каким он стал большим!

Физкультурная минутка "Сказка"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

Восп: А теперь отгадайте загадку.

На больших кривых ногах,

При больших кривых рогах,

Не рычит и не поёт,

Но зато всегда жуёт.

Стоя зверь жуёт и лёжа.

Не жуя он жить не может,

Очень странно он живёт:

Всё жуёт, жуёт, жуёт.

Вот жуёт он и молчит,

А потом как замычит: «Му-у-у-у»(корова).

Ребята, я вам не зря загадала эту загадку. Ведь у Крошечки-Хаврошечки была коровушка.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого - все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: - Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь - Двуглазку:

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: - Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: - Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. - Режь рябую корову! Старик и так и сяк: - Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! - Режь, да и только!

Восп: Какую песенку пела Хаврошечка дочерям на лугу для того, чтобы они скорее заснули?

Спи глазок, спи другой.

Восп: Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?

Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?

Как называла Хаврошечка свою корову?(коровушка-матушка)

Как относилась коровушка к Хаврошечке?(заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)

Как коровушка называла Хаврошечку?(красная девица)

Упражнение «Скажи какая»

Восп: Мачеха какая?

Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.

Восп: Хаврошечка какая?

Добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная, хорошая, умная.

Восп: Дети, вы приготовили платочки, но вы не знали для кого они. Я предлагаю подарить их Хаврошечке или мачехе. Кому вы их подарите? Падчерице или мачехе? Почему?

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: - Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! - яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается.

Восп: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти?

Нет, это только в сказке.

Восп: Из чего вырастает яблоня?

Физкультурная минутка « Яблоня»

У дороги яблоня стоит (руки вверх, потянулись)

На ветке яблочко висит (покачали вверху руками)

Сильно ветку я потряс (руки в стороны, стряхивая кистями рук)

Вот уж яблочко у нас (хлопки в ладоши над головой)

В сладко яблоко вопьюсь (руки подносят ко рту)

Ах, какой приятный вкус!

Много ли времени прошло, мало ли, - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не могли.

Восп: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки?(зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение…) Какое было их лицо? Изобразите их недовольство.

Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Как вы понимаете - лиха не знать ? Давайте повторим эту строчку и постараемся ее тоже запомнить.(повторяют) Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон- яблочко из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

Восп: Ребята, вам понравилась сказка?

Как она называется?

Какими словами она начинается?

К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"?

Сколько было дочерей и как их звали?

А какими они были?

А что делала Хаврошечка?

Кто помогал Хаврошечке?

Что она помогала ей делать?

Что она при этом говорила?

Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

А что сделала Хаврошечка?

Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?

А почему мачехины дочки не могли угостить барина?

А кто угостил барина?

Чем закончилась сказка?

А какими словами закончилась?

Восп: Молодцы, дети. Вы можете рассказать ее своим родителям. Чему нас учит сказка?(быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто из этой сказки вам понравился? Почему?

Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Хаврошечка с коровушкой вам дарят раскраски за вашу работу. Но вы их должны принести обратно, они посмотрят и оценят вашу работу.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Хаврошечка», узнали новые слова, вспомнили другие сказки, как они начинаются и как заканчиваются. Вам понравилось наше занятие? Если вам понравилось все, то вы берете красное яблоко и вешаете его на яблоню. Если что-то понравилось, то-желтое. Если ничего не понравилось-то зеленое. Пожалуйста, подходите к яблоне.(восп. прикл.яблоки)

Звучит песня В.Шаинского «В мире много сказок»

Вы мне тоже все понравились. А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг друга и скажите «спасибо» друг другу.

Воспитатель Бреднева Е.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога:

  1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
  5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , ; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

Планируемые результаты

Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности.

1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

3. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица» :

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

4. Д/ Игра с мячом

(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы! -

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .

6. Игра: «Узнай сказку по загадке»

Ребята, вы много сказок знаете? (да) . Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит) .

Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок) .

7. Игра: «Узнай сказку по картинке»

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка – сестричка и серый волк» ) .

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)

Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Скажите правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

3) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

8. Игра: «Узнай сказку по героям»

Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

  1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка» )
  2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба» )
  3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка» )
  4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка» )
  5. Физминутка:

«На болоте две лягушки…»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром умывались

Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт привет!!!

10. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»

Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) . (Кошка; Мышка) .

11. Пальчиковая гимнастика:

Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Репка, Колобок, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются» )

12. Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Репка» )

13. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!

Цель:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  2. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  3. Продолжать формировать умение строить работу предложения.
  4. Формирование навыка координации движения.
  5. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , .

  1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Дети:

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

  1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

3.- Ребята, вы любите сказки ?

Вы знаете уже много сказок . И сегодня мы еще раз вспомним любимые сказки , и узнаем, кто из вас знает больше.

Итак, путешествие в страну сказок начинается !

«В мире много сказок грустных и смешных ,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться , наша сказка - впереди .

Сказке в дверь мы постучимся, сказка , в гости ты нас жди»

Звучит музыка, и она приглашает нас в страну сказок .

Повертелись, покружились, в стране сказок очутились.

  1. Д/ Игра с логопедическим кубиком

(Дети становятся в круг. Под музыку передают кубик друг другу, музыка останавливается ребенок, ребенок отвечает из какой сказки герой. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: коза - сказка «волк и семеро козлят» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы! -

  1. Беседа

Скажите, пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .

  1. Игра: «Узнай сказку по картинке»

Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка - сестричка и серый волк» ) .

1) - Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)

Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация, из какой сказки?

«Лисичка - сестричка и серый волк»

Скажите, правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

3)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке - хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

  1. Физминутка: «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка.(дети шагают)

Стоит задом наперед.(дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка . (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

8.. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения».

Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) .

9.- Нам пора возвращаться в свою группу. Вспомним наше волшебство. Повертелись, покружились - в группу мы свою вернулись.

  1. Рефлексия

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?

Воспитатель.

За руки умелые,

За ум и смекалку

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!

Литература

  1. Слюсарь К.Н. Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР. - М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2014. - 271 с.- (Библиотека логопеда)
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период: пособие для логопедов.- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.- 96 с.
  3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., «Просвещение», 1976 г.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика - Синтез, 2015. - 144 с.
  5. Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем: пособие для детей 5 - 6 лет. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 128 с.

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в заданиях на «сказочную» тему.

Образовательные :

  • закрепить знания детейо знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;
  • учить отвечать на вопросы;
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах 5;
  • закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
  • обогащение словарного запаса детей.
Развивающие :
  • развивать речь, мышление, внимание, мелкую моторику;
  • развивать умение анализировать загадки для определения отгадки;
Воспитательные :
  • воспитывать интерес к сказкам;
  • учить выслушивать рассказы товарищей не перебивая, дружно работать в парах.
Словарная работа:Красная шапочка,Буратино, Золотой ключик, сказочный, волшебный, Колобок, Три медведя, Три поросёнка, Айболит, Теремок, Кот в сапогах, Незнайка, Гуси лебеди,Царевна - лягушка, По- щучьему велению, Сивка- бурка, Иван-царевич и серыйволк, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Мальчик-с-пальчик, У страха глаза велики, Петушок- золотой гребешок, Каша из топора.
Предварительная работа:чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.

Материалы и оборудование: картинки сказочных героев, разрезные картинки сказочных героев, посылка, пять писем под номерами с заданиями, медали от Буратино.

1. Организационный момент

Встанем дружно полукругом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Скажем «Здравствуйте!» мы Вам
Уважаемым гостям.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Вот сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам. Итак, путешествие по сказочному острову начинается.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Присаживайтесь на свои места.
Раздается стук в дверь.
Приносят посылку и письмо.
Давайте его прочитаем?

Письмо : Здравствуйте, дорогие ребята! Я не хотел учиться и меня Мальвина закрыла в чулане. Мне нужна ваша помощь! Помогите выполнить задания Мальвины и волшебный замок откроется. Задания находятся в этой посылке. Важно выполнить задания по порядку. Заранее спасибо. Буратино.

Воспитатель: Ребята поможем освободить Буратино? (Ответы детей)
Тогда в путь.

Вот конверт с первым заданием. Задание № 1

2. Основная часть
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...(Айболит).
В этом доме без забот. Жили звери, только вот,Медведь к ним пришел потом,Поломал звериный дом.(Теремок)

Воспитатель: Вы молодцы отгадали все сказки!

Вот конверт со вторым заданием. Задание № 2

Воспитатель:
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!Все картинки перепутал Сказки все он спутал. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать!
(Работа в парах. Дети собирают картинки и называют сказку).

Воспитатель: пока дети собирают
Трудно сказку сложить,Но не надо нам тужить.Дружно, смело и умело. С вами мы взялись за дело!
(Ответы детей)
Ой, какие молодцы, все сказки собрали, все сказки отгадали!

Артикуляционная гимнастика

Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям) .
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать(представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша(хлопают в ладоши) .

Вот конверт с третьим заданием. Задание № 3

Дидактическая игра«Сказочный сундук»
- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна - индюшка» ;
2. «По-собачьему велению» ;
3. «Сивка- будка» ;
4. «Иван-царевич и зелёный волк» ;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» ;
6. «Мальчик-с-кулачок» ;
7. «У страха уши велики» ;
8. «Петушок- золотой пастушок» ;
9. «У смеха глаза велики» ;
10. «Лапша из топора» .
Молодцы!

Вот конверт с четвертым заданием. Задание № 4

Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения »

Воспитатель: Я вам покажу сказочного героя , а вы должны назвать из какой он сказки. Пример: Это Буратино, он из сказки «Золотой ключик», а затем составить о нем предложение из четырёх слов. Пример: Буратино смастерил папа Карло. Выслушать 3-4 ребёнка.
Молодцы справились с заданием!

Физкультминутка

А теперь:
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
а теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

Воспитатель: отдохнули.
Вот конверт с пятым заданием. Задание № 5

Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

Воспитатель: Вот и все задания выполнены!

3.Заключительная часть

Итог : Ребята, сложно было вам выполнять задания Мальвины? Какое задание было самое сложное? А самоё лёгкое?
Воспитатель: (берёт в руки посылку ) Но у нас ещё что-то в посылке?
(Дети смотрят и находят там медали с изображением Буратино. Воспитатель раздаёт детям медали.)

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
  2. закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  3. закрепить навыки детей пересказа сказок.
  4. расширить словарный запас;
  5. закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

  1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  2. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

  1. Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
  2. «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.
  3. Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

  1. Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»
  4. Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  1. сюрпризный момент;
  1. беседа;
  2. ответы на вопросы;
  3. обращение к опыту детей;
  4. загадывание загадок;
  5. педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  1. демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  1. моделирование сказки;
  2. решение проблемной ситуация;
  3. поисковые действия;
  4. драматизация сказки;
  5. дидактические игры;
  6. физминутка;
  7. мимическое упражнение;
  8. дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель : Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения ). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель : Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев). И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок) . Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

  1. «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
  2. «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)
  3. «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
  4. «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  5. «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
  6. «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
  1. «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
  2. «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки "(проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок : Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
2 ребенок : Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
3 ребенок : Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу)

Воспитатель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

(голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

(шапочки: волка и лисы («Лисичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка»); мышка и лягушка («Теремок»); волк и коза («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

  1. удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
  2. лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
  3. весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка) .

Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка