Чудь белоглазая. Народ, ушедший под землю

В народе существует мнение, будто бы первых христианских монахов Русского Севера обучали волхвы некой прежней цивилизации. Таинственную историю возможного местонахождения древних знаний согласился рассказать писатель, известный этнограф Карелии Алексей ПОПОВ .

— Алексей, неужели когда-то в Карелии так называемые языческие волхвы не только радушно приняли первых христиан, но и передали им свои сокровенные знания?

— Получается, именно так! Но давайте обо всем по порядку. Меня, как и многих отечественных историков, всегда удивлял факт относительно бескровного крещения Руси. Еще больше поражало, каким образом на одной территории столетиями могло существовать фактически двоеверие. Ответ на свои вопросы я получил этой осенью самым неожиданным образом после закрытия проходившей в Карелии конференции по изучению феномена великанов, действительно когда-то живших на Земле. К сожалению, я не смог присутствовать на конференции, поэтому после ее окончания один из организаторов мероприятия, человек, представившийся как священник отец Михаил, сам приехал ко мне, чтобы поговорить об одной из глав моей книги «Таинственный мир Карелии», в которой я описываю народ великанов, когда-то живший на территории республики.

— Как могут быть связаны священник и великаны?

— Я тоже сначала удивился, но отец Михаил объяснил мне, что духовный сан не мешает ему изучать историю родного края, а все существа, в том числе и те, что считаются мифологическими — это творения божьи. Затем отец Михаил рассказал мне одну удивительную историю. Оказывается, в свое время он имел доступ к библиотеке Соловецкого монастыря. Однажды, работая с фондами библиотеки, он обнаружил странный документ, о существовании которого прежде ходили лишь легенды. Это был дневник, уникальность которого состояла в том, что его непрерывно вели много столетий подряд! Оказывается, среди первых монахов, когда-то пришедших на берег Белого моря, был специальный, говоря современным языком, журналист-хроникер. В его обязанности входило неотступно следовать за монахами-миссионерами и беспристрастно фиксировать все, что с ними происходит в пути. Монах-хроникер не должен был ни днем, ни ночью расставаться с этим дневником, а для сохранности драгоценной летописи к нему были приставлены два охранника.

— Неужели в дневнике говорилось о встрече с великанами?

— Намного интереснее — с прямыми потомками гиперборейцев! Как утверждает отец Михаил, дневник начинался с выбора места для основания Соловецкого монастыря. Передвигаясь между островами Белого моря, монахи пристали к архипелагу, на котором в будущем появилась эта уникальная обитель. На суше монахов встретили агрессивно настроенные местные жители небольшого роста, внешне больше напоминавшие гномов, с пронзительными белыми глазами.

Это была та самая знаменитая чудь белоглазая , или, по местному, сиртя . В случае стычки монахам пришлось бы туго, но в самый последний момент, когда вооруженного столкновения, казалось, было уже не избежать, к острову причалила лодка, в которой находился высокий седовласый старец. Он что-то строго сказал маленьким существам, и они, не тронув монахов, удалились.

Старец объяснил, что он представляет жреческую касту древнего народа, обладающего уникальными знаниями. Волхв помог монахам обустроиться на острове и однажды даже сводил их к горе, оказавшейся пирамидой. Внутри горы монахи обнаружили на стенах, освещенных факелами, письмена на славянской руннице и нескольких других неизвестных им языках. Там же, как говорилось в дневнике, было множество уникальных артефактов.

— Звучит фантастически. Наличие дневника-хроники монахи, разумеется, будут отрицать. В то же время, если рассказанная вам история правдива, то в монастырском документе должно было быть точно указано место расположения каменной пирамиды...


— Совершенно справедливо! И оно известно — это гора Секирная. В 2002 году ученые изучали эту гору и пришли к достаточно сенсационным выводам. Ими было установлено, что основание горы состоит из ледниковых отложений, а ее верхняя часть, внешне напоминающая пирамиду, четко ориентированную по сторонам света, действительно может состоять из насыпей искусственного происхождения.


— Обычно разгадка тайны тех или иных природных объектов кроется в их названии. Известно откуда произошло название этой горы?

— С именем этой горы связан целый пласт удивительных легенд. Современное название Секирная произошло от слова «сечь». Существует легенда, согласно которой когда-то в незапамятные времена два монаха высекли злую жену помора, который ловил на Соловецких островах рыбу и косил сено, но запрещал это делать монахам. Правда, отдельные этнографы трактуют слово «Секирная» не от слова «сечь», а от слова «секира», что, в общем, довольно логично. В этом случае выходит, что монахи не высекли жену помора, а засекли насмерть секирами. Второе, вышедшее из широкого употребления название горы, еще более удивительное — Чудова гора.

Это название говорит само за себя и обозначает либо место, где произошло чудо, либо местность, где обитала легендарная чудь белоглазая. Косвенным подтверждением этой версии могут служить исследования ученых, проведенные в 30-е годы XX века. Они никак не могли понять, откуда на плоском, отполированном ледником Большом Соловецком острове взялась гора высотой около ста метров. В итоге они признали ее пирамидой из валунов, сложенной неким древним народом, обитавшим в этих местах.

— То есть это действительно не гора, а дом чуди?

— В определенном смысле, да. Вы знаете, археологи достаточно точно установили, что Соловецкий архипелаг был заселен людьми за несколько тысяч лет до прихода на него монахов. Новгородцы называли этих людей чудью, а местные материковые народы, в том числе ненцы, — сиртя (скиртя). Упоминание об этом племени есть даже в «Повести временных лет».

Думаю, что второе название более верное, поскольку в переводе с древних языков «скрд» — это искусственная насыпь вытянутой формы. Вспомните, та же скирда — это искусственно насыпанная гора сена вытянутой формы. Однако нужно учитывать, что «скрды» — это насыпные, искусственные жилища, которые могли быть из сена, веток, мха или камня. В этом свете становится логичным утверждение древних новгородцев, что «чудь ушла под землю и сама себя похоронила».


Картина Н.К.Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

Ученые вполне точно установили, что древнее население Соловецкого архипелага обитало в пещерах. Кстати, еще в XIX веке академик Лепехин писал: «Вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

«Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» — повествуют «Северные предания». «Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии. По рассказам поморов из г. Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах»,— писал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 году.

В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а «члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии». Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений. Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками", так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.

Этот рисунок в 1996 году разместил на своих страницах журнал «Наука и Религия». Рисунок изображал «чудского рудокопа» и был выполнен с бронзовой статуэтки, найденной 200 лет назад в Сибири и вылитой, предположительно, в первых веках нашей эры где-то на Урале. Где находится сама статуэтка - неизвестно.

Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.

У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем — землянки.

В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Лишь немногие остались на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.

До сих пор на севере много таких курганов. Иногда в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.

Говорят, чудь иногда выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Происходит это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытые места, жмется к человеческому жилью. Это делают даже волки, поскольку очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов. Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди бесследно исчезали. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение. Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах — в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов. Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу — заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в Вологодской области течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы лежит панский клад. Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули. На Вологодчине есть озеро Красное — небольшое, идеально круглое, словно какой-то гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем ледяная даже жарким летом. По легенде, в озере есть лестница, которая уходит под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном периодически тонут даже хорошие пловцы.


В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу стоит заброшенное селение Перевозное. На этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила когда-то чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он умел добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного до сих пор находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками.

Камням, возможно, тысячи лет. Однако знаки есть и на стволах деревьев: иногда исчезают, иногда появляются вновь. Кто их вырезает, неизвестно.

В 1975 году на берега Мерзавки приехали молодые кладоискатели, студенты-историки из столицы. Они копали землю под валунами, отмеченными знаками. Более того, они даже знали заклинание, с помощью которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки обнаружили в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV веку. Однако они ничего не нашли, кроме двух серебряных медальонов, по-видимому, очень древних с непонятными знаками. А одного из студентов, двадцатидвухлетнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители говорили, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те попытались взять их клады. С тех пор никто не пытался искать сокровища под Перевозным. В 2000 году там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Думали, что он утонул в болоте, так как трупа не нашли. В село вернулся только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Однако нрав пса с тех пор изменился: раньше он играл с ребятней в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, набрасывался на людей. Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина. Сохранились летописи, согласно которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 года общался с неким Паном (Пам, Пама), жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители. По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его Боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение. Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады:

«Слуда и Шудякор — чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: “Мимо этого городища поздно вечером не ходите — кони затопчут!”»

В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано о «чудском кладе» в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» — заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки внезапно оживают, как только кто-нибудь приближается к сокровищам...

Фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, масса бусин от янтаря до горного хрусталя, кресты, серебряные цепочки и даже сберегательная книжка царских времен с внушительными купюрами... Все это лишь небольшая часть коллекции 61-летнего жителя деревеньки Вёски Лихославльского района Тверской области Виктора Булкина , которая сегодня хранится в небольшом закутке местной деревенской библиотеки. Бывший чернобылец, военный химик, после ликвидации аварии принял решение восстанавливать силы именно на селе, тем более и супруга после института по распределению попала в деревню под Лихославлем. Возделывая грядки под картошку, в лопату вместе с землей легла небольшая каменная фигурка. Очистив от грязи, Виктор Васильевич вздрогнул, прямо на него смотрел самый настоящий гномик, правда «травмированный» - без одного бедра и ступни. И надо ж такому случиться, что спустя 20 лет, в итоге многолетних огородных раскопок, нога гномика была найдена по кусочкам. С тех пор скульптурка эта занимает почетное место в коллекции среди замшелых кусков болотной руды, из которой некогда добывали первое железо и среди еще более древних морских окаменелостей. Ведь, как показали раскопки пытливого селянина - на месте Вёсок давным-давно плескался океан, в котором жили древние пресмыкающиеся. - Я не знаю датировку этой фигурки, откуда она, - пожимает плечами Виктор Булкин. - Но даже если она совершенно не ценная с археологической точки зрения, она ценная для меня. Этот гномик словно сказал мне: «Будь внимательнее в земле, на которой ты живешь». Я лишь послушался. Заметил как-то Виктор Васильевич, что на второй части участка особо ничего не растет. Поднял дерн, а под ним какая-то каменная кладка круглая. Даже траве трудно пробиться. А в 1997 году вновь словно почувствовал, что его зовут. Взял лопату, воткнул среди берез и достал черный, тщательно отполированный кусок камня с аккуратным отверстием посередине. Тверские археологи, которые бывали у него всего раз, датировали находку как фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, кстати одной из самых, если не загадочных, то однозначно любопытных культур.- Бывало, как настигнет меня Чернобыль (ухудшается здоровье), я сажусь телевизор смотреть и топор этот в руку беру. И буквально через некоторое время он становится таким горячим, что даже держать трудно.В такие моменты сижу я и думаю, сколько же сил надо было вложить некогда в этот камень, чтобы он так отзывался на руку человеку. Наверное, это и есть для меня чудо, - делится Виктор Булкин.

А что касается каменных насыпных гор, таких как Секирная, то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых, пирамиды, сложенные из камней.

— В других местах Русского Севера существуют аналогичные каменные пирамиды — жилища чуди-скиртя?

— Разумеется. В устье реки Коротаихи расположена гора Сихиртеся, в переводе с ненецкого на русский — «гора народа скиртя». На острове Вайгач существует мыс Сииртесале, в переводе — «мыс скиртя». Причем и там, и там эти места считаются священными. На острове археологами были также обнаружены фигурки крылатых людей, которые они отнесли к эпохе древнего народа, населявшего побережье Северного Ледовитого океана.

— Все сходится! Правда, в этом случае монахи, которые официально основали монастырь, должны были бы быть первооткрывателями и Секирной горы...

— Так и есть. Ведь именно у этой горы в начале XV века впервые высадились на Соловки монахи Герман и Савватий, будущие основатели монастыря. На горе иноки выстроили скит, а уже затем на берегу бухты Благополучия был заложен сам монастырь. По преданию, именно со склонов горы монахи брали сосну и ель для своего строительства. В этом свете название «Секирная гора» может обозначать, выражаясь современным языком, «лесозаготовительная». Кстати, именно из-за Германа с Савватием двое ангелов (белых юношей) высекли жену поселившегося здесь же рыбака-помора, утверждая, что эту землю Господь определил для обители.

— Неужели никто до сих пор так и не нашел вход во внутреннюю часть Секирной горы и не обнаружил удивительные артефакты предыдущей цивилизации Земли?

— Понимаете, если дневник хроникера отражает реальную историю, то в прошлом монахи тщательно оберегали эту гору от посторонних глаз. В советские годы, во времена существования на Соловецком архипелаге концлагеря, на горе находился штрафной изолятор. Существовала даже поговорка: «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы!»

Если заключенные что-то и нашли, то их знания были погребены здесь же, вместе с ними. Сегодня тайну Соловков снова берегут монахи, поэтому не могу даже предположить, когда исследователи наконец-то получат возможность раскрыть тайны Секирной горы, если таковые, конечно, в самом деле существуют.

Беседовал Дмитрий СИВИЦКИЙ

Справка:

В августе 2002 года геолого-геоморфологические исследования российских ученых подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя само возвышение (основа пирамиды) образовано ледниковыми отложениями, есть основания говорить, что сверху это природное образование действительно было дополнено насыпями искусственного происхождения, тысячи лет назад придававшими ему форму абсолютно правильной пирамиды. В 2002 году в очертаниях рельефа Секирки исследователями выявлены геометрически правильные формы, причем строго ориентированные по сторонам света.

Чудь (чудь белоглазая, чудаки, чуцкие) — персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов. Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя. В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабженные прилагательным «чудской», — например, урочище, где прежде стояла крепость, могли называть Чудской городок.

Еще до революции из уст в уста передавалась древняя легенда о том, как погибла чудь. Не в силах защитить свои земли от вторжения новгородцев, это загадочное племя похоронило себя живьем. Согласно легенде, на рассвете весь чудской народ собрался в священной роще и принялся копать ямы. Когда солнце взошло над лесом, страшное пристанище для изгнанников было готово. По краям ям стояли многочисленные столбики, над которыми настелили хлипкое подобие крыши из досок, и сверху засыпали эти доски камнями. А затем народ чудь забрался в ямы со всем своим имуществом и, подрубив столбцы, завалил сам себя. Теперь уже никто не знает, зачем и почему именно таким способом они приняли смерть. О белоглазой чуди сегодня не известно почти ничего: что за народ, во что верил, какими магическими способностями обладал, поддержкой каких сил природы пользовался, а самое главное, почему избрал для себя такую страшную, мучительную смерть — погребение заживо. Часть 1 -
Часть 43 -
Часть 44 -

Попаданец. Чудь белоглазая

Попаданцы разные бывают. Вот ГГ не слишком повезло. Попал в иной мир. Вроде и есть похожие на эльфов, гномов и орков существа, но какие-то они совсем не сказочные и не похожи на тех, которые бывают в различных фэнтези. Непонятное смешение каменного века и космических кораблей. Внеземных технологий и магии. Так не бывает, скажете Вы, и окажетесь правы. Может ли наш современник стать прогрессором? Что мы знаем о магии и примитивных технологиях? Можно ли выжить, если из людей ты оказался один в ином мире?

Небольшое историческое вступление.

Хотя и на сегодняшний день более чем достаточно людей, скептически относящихся к существованию параллельных измерений, но поколения людей, населявших Землю за тысячи лет до нашего рождения, были уверены в том, что небес несколько и лежат они одно над другим. Это же представление распространялось и на земную поверхность, а существование подземных цивилизаций для наших предков были скорее реальностью, чем сказкой.
До сих пор легенды и сказания многих народов упоминают о некоем таинственном и загадочном народе, по – каким-то причинам ушедшем под землю.
Особенно верят в эту легенду жители горных районов Урала, Алтая и Тибета, для которых встречи с подобными подземными жителями далеко не сказочный сюжет.

Наиболее распространено среди славянских народов предание о «чуди белоглазой», древнем народе, некогда обитавших на территории Древней Руси. По одним описаниям, – это были высокие люди с необычайно тёмной кожей, возможно именно поэтому их называли «белоглазыми», так как белки глаз на тёмном лице действительно впечатляли своей белизной. Согласно другим сведениям, народ «чуди» отличался крайне маленьким ростом – не выше 3-х летнего ребёнка. Эти таинственные жители обитали в землянках, но со становлением на Руси христианства они не пожелали покориться власти «Белого царя», вырыли яму с земляной кровлей, спустились туда и обрубили подпорки, похоронив себя таким образом. Однако в ряде случаев легенды говорят, что чудь не погибла, а ушла под землю, где продолжает существовать и развиваться их высокоразвитая цивилизация.

С чудью ассоциируется и название другого народа «дивьих людей», обладающих паранормальными способностями. Ещё в ХХ веке этнографом А.Онучковым был собран материал, относящийся именно к этой теме. Исследователь писал, что дивьи люди живут под землёй на территории современного Урала, и при желании могут выходить на поверхность земли. Первые упоминания о «дивах» упоминаются в «Книге Коляды», где описано противостояние Сварога с его братом Дивом (по сути дела борьба божественных начал земли и неба), после чего дивьи люди и чудь были заточены под Уральскими горами. Но до сих пор из-под земли слышится звон их колоколов.

Знаменита встречами с подземными жителями уральская гора Таганай, неподалёку от которой раз в сто лет земля в одну из ночей раскрывается, и выпускает своих обитателей. Именно здесь, в сакральном месте Таганайской горы существуют Священные Врата, открывающие путь в параллельные миры (раз в 3000лет), где проводили соответствующие обряды древние жрецы легендарного города Аркаима.
Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками- вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.
http://predictions.ucoz.ua/publ/zagadki_istorii/zagadki_proshlogo_i_nastojashhego/chud_beloglazaja/3-1-0-43
В исследованиях В.Демина, А.Асова и других можно найти подтверждение, что Рипейско-Ирийские горы – это горы Южного Урала, Алатырь-камень – гора Иремель, а истоки реки Ра – это истоки реки Белой, берущей свое начало на Иремеле и являющейся притоком Волги.
Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии на Земле, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России.
Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания.


Глава 1

До села Тюлюк от Юрюзани меня довез местный таксист Не слишком хорошая дорога от самой Юрюзани ближе к селу стала ещё хуже, но гравийное покрытие позволяло добираться сюда в любую погоду. Через день я договорился встретиться в селе с двумя моими друзьями, с которыми мы запланировали сплавиться вниз по реке на лодках и порыбачить по пути. Весь поход должен был занять пять-шесть дней. Заранее я выехал, чтобы посетить легендарную гору Иремель, находившуюся в четырнадцати километрах от села. Несмотря на отличную погоду, которая в пору "бабьего лета" в конце сентября бывает на Урале почти всегда, в горах было прохладно. В самом селе я пробыл недолго. Очень удивило большое количество людей, одетых по-походному. Остановив машину у магазина, быстро выяснил, что древним днем Алатырь - камня считался языческий Ирьев день (христианское Воздвиженье) — 27 сентября (14 сентября по старому стилю), по этому поводу со всей России и не только с неё, съехались сотни людей, желавших приобщиться к истокам энергии и силы. Вещей у меня было многовато, чтобы перенести за один раз, я рассчитывал, что после похода на один рюкзак у меня станет меньше, упаковывая туда продукты, разные мелочи, сигареты и спиртное. С таксистом договорились, что он подбросит меня поближе к Ларкиной Мельнице – урочищу в трех километрах выше села, где река пробила в горах живописное ущелье. Изумительной красоты лес, уже начал радовать богатством осенних красок. Начавшие желтеть и краснеть листья и разноцветный ковер на земле, в просветах между деревьями и кустами, всё это великолепие сопровождалось удивительной тишиной и ароматами разнотравья.
Решение переночевать у реки я принял не случайно. Большое количество собравшихся в селе людей были объединены своими интересами, а кроме того, наверняка заняли все места в маленькой гостинице для туристов. Остановившись в селе, я наверняка буду чувствовать себя чужим среди них. Всё необходимое для ночевки в лесу у меня было с собой, заодно и потренируюсь в спокойной обстановке с организацией лагеря, а то во время лодочного похода будут уже другие заботы. Жаль, что на гору уже сходить не удастся. Я рассчитывал оставить вещи в селе и обернуться за день с походом на Иремель, присоединившись к какой-нибудь группе туристов. Поездив по миру, я ещё больше полюбил наши уральские леса. Уникальные по своей красоте, размерам и богатству, наши необъятные просторы тайги кажутся несметным богатством на фоне куцых рощиц Европы и Азии.
Место для лагеря нашлось сразу. Я был далеко не первый, у кого возникла мысль организовать себе лагерь перед походом на гору. Отличная полянка над рекой, с оборудованным костровищем, даже несколько ступенек выкопаны на спуске к реке. Не доходя до воды заметил родничок, с выложенными по краям камушками. Часть каменной кладки была разрушена сползшим с берега пластом земли. Место мне понравилось. Река перед ущельем разливалась в ширину метров на двадцать, образуя у моего берега небольшой омут, в котором кружились старые листья и какой-то лесной мусор. Воткнутые в берег рогульки для удочек были на удобных для рыбалки местах. Я перетащил на поляну все вещи, и отстегнув лопатку, пошёл поправить родничок. Работы было немного, откидать сползшую землю, немного углубить саму ямку, а потом выложить камнями бордюр по краю. Удовлетворенно посмотрел на обновленный родничок, и пошел к реке, сполоснуть руки. Вода в самом роднике пока ещё была мутной. Метнувшаяся от берега рыба заставила поспешить с рыбалкой. Посмеиваясь над собственным нетерпением, собрал легкий спиннинг с маленькой блесной - вертушкой от "Мепс". Попутно распотрошил новенькую сигнализацию "Циклоп", случайно купленную в магазине "Всё для рыбалки" во время подготовки к походу. Собаки у нас собой не будет, а тайга есть тайга, мало ли зверья всякого. Сигнализация состоит из трех блоков. Два небольших датчика и база, размером чуть больше сигаретной пачки. Установил датчик около вещей и включил, чтобы попробовать. Очень громко и противно свистит. Датчик уверенно срабатывал на меня с десяти метров. Ну вот и отлично, а то от берега мне не видно, что на полянке делается. Несмотря на то, что уже немного вспотел, комаров не заметил, может быть их уже проредили ночные похолодания, или тут, в горах, их мало, потому что нет болот. Походил по берегу, делая забросы под противоположный берег. Добычей стали три окунька и небольшая щучка, схватившая блесну почти у самых ног. Прикинул, что для одного на уху хватит, пошел к лагерю. Уже на подъеме услышал свист сигнализации и последние метры преодолел бегом.
На краю поляны стояли туристы. Две пары, с небольшими рюкзаками, к которым прикреплены свернутые туристские коврики, одетые по городскому, в джинсы и ветровки. На самом высоком парне висело два рюкзака, а одна из девушек опиралась на палку.
– День добрый! Не возражаете, если мы тут ненадолго устроимся? – спросила девушка, с рюкзаком за плечами. Парни крутили головами, пытаясь найти источник свиста. Я подошел к датчику и выключил его. Сразу стало очень тихо.
– Конечно проходите, места не жалко, – я внимательно посмотрел на туристов. Судя по виду, уже возвращаются с похода на гору.
– У нас девушка ногу подвернула, решили передохнуть. А эту полянку мы давно приметили, еще во время первого похода, - со мной разговаривала все та же девушка. Вторая, опираясь на палку, подошла к костровищу и парни засуетились, помогая ей устроиться.
– Тут где-то даже родничок был, сейчас воды наберём, – девушка вытаскивала из своего рюкзака две пластиковые бутылки.
– Идите по тропинке, родничок справа увидите, – махнул я рукой в сторону спуска к реке.
– Давайте знакомиться, меня зовут Ирина, – представилась девушка с палкой.
– Алексей, – снимая ветровку, сказал высокий парень, который пришел с двумя рюкзаками.
– Я Михаил, а за водой побежала Ленка-егоза, – отозвался второй молодой человек в яркой ветровке желто-зеленых цветов с надписью "Харлей-Дэвидсон".
– Меня зовут Сергей, если хотите, можем приготовить чай или кофе, у меня есть всё необходимое, – предложил я.
– От кофе я бы не отказалась, – расшнуровывая высокие кроссовки, сказала девушка.
Вся компания оказалась из Челябинска. На гору в сентябре они ездят уже четвертый год подряд, стараясь подгадать к старинному языческому празднику. Михаил, который у них в компании был генератором идей, где-то вычитал, что именно в это время в аномальных зонах Урала могут происходит невероятные события. Пока ничего слишком уж необычного ребята не увидели, но в первой поездке засняли загадочные летающие шары. Михаил с возмущением рассказывал мне, какую битву он выдержал на одном из форумов уфологов, когда "знатоки" стали доказывать, что всё их видео - подделка.
– Мы просто не стали ночью спускаться в Долину Смерти. Там такие камни, что и днем ноги переломать раз плюнуть. Эти шары как раз над долиной летали, а тут ещё туман мешал и снимали мы на телефон, качество плохое было и руки дрожали после бега. В общем наш фильм до сих пор за подделку считают, а мы каждый год теперь в горы с нормальной техникой ходим, чтобы на этот раз все нормально заснять, – роясь в кофре с фотоаппаратами, рассказывал Михаил.
Для того, чтобы развести небольшой костер хватило веток сушняка, который мы набрали вокруг поляны. В чехле с удочками у меня лежат металлические рогульки для костра, кусок арматуры, чтобы вешать над огнем чайник с котелком, и даже пять шампуров, которые не раз уже доказали свою необходимость, когда надо было пожарить над огнем сардельку или приготовить рыбу на углях.
Алексей закончил заниматься ногой Ирины, смазав стопу ноги каким-то гелем и наложив тугую повязку. У ребят тоже оказался небольшой котелок, который они подвесили рядом с моим, чтобы залить себе кофе в термос. Кофе предложил свое, молотое, увидев у ребят пакетики с растворимым. Пока пили кофе, ребята разговорились, и теперь дружно сожалели, что с Ирининой ногой они не смогли дойти до своего любимого места на горе. Особенно переживал Михаил, он был почти уверен, что в этот раз они смогут заснять что-нибудь необычное. Перед самым походом он разорился на какую-то суперсовременную камеру, позволяющую проводить качественную съемку даже ночью.
Оставив ребят заниматься своими делами, пошел еще раз к реке, надеясь, что вечерний клёв окажется получше. Час упражнений со спиннингом принес неплохие результаты. Две килограммовые щучки и десяток средненьких окуней, на которых я тут же у реки проверил свою обновку - специальный финский нож для чистки и филирования рыбы. К лагерю подошел с уже готовой для приготовления ухи добычей.
Ребята кучкой сидели у костра, и просматривали какой-то фильм, заглядывая через плечи Михаила, у которого на коленях стоял ноутбук.
– Вот это снимали примерно со средины подъема в направлении на Тюлюк в позапрошлом году. Если посмотреть на карту, то мы сейчас где-то рядом должны находиться. Аппаратуру можно поставить на скалах над ущельем, пока не стемнело, мы туда успеем залезть, – оказывается, компания дожидалась меня, чтобы узнать, не буду ли я возражать против того, что они разместятся рядом. Поставив в уме ребятам жирный плюс за корректность, согласился, но при одном условии – уху будут готовить они, и потряс рыбой в садке, вызвав радостные возгласы у парней. Впрочем, девушки узнав, что рыба уже почищена, особых возражений не имели. Я с собой вожу три котелка, которые входят один в другой, а крышки очень часто выполняют роль тарелок и кружек. Это позволяет приготовить полноценный обед из первого, второго и заварить чай, кроме того, в самый маленький котелок чудесно влезает газовая горелка с баллончиком, на случай дождя – незаменимая вещь в походе.
Сварили уху, долго не могли решить, что же нам делать с собранными грибами. Ребята, размещая на скале свою аппаратуру, на обратном пути наткнулись на маленький пятачок среди берёз, на котором собрали два десятка красивых боровиков. Посетовав на отсутствие сметаны, грибы решили затушить вместе с картошкой на растительном масле. Спать улеглись уже поздно и утренний клев я едва не проспал. Помогли птицы, устроившие поутру настоящий концерт. На этот раз ходил дольше, чем вчера вечером, но и улов был интереснее. Одна из щук явно тянула килограмма на два с половиной, а среди окуней один красавец был больше полкило. Уху на этот раз пришлось варить в трех котелках, оставив мой маленький котелок под чай. Часть самой мелкой рыбы мы использовали для бульона, чтобы потом в нём сварить уже порционные куски от рыбы покрупнее. Парни сбегали к своей аппаратуре и сменили там карту памяти на новую. Сейчас они просматривали ночные снимки, но судя по их лицам, ничего интересного им заснять не удалось.
После обеда начал собираться в плавание. Завтра утром мне предстоит встретиться с моими друзьями и мы отправимся вниз по реке, никуда не торопясь, занимаясь рыбалкой и дружескими посиделками.



Хотя и на сегодняшний день более чем достаточно людей, скептически относящихся к существованию параллельных измерений, поколения людей, населявших Землю за тысячи лет до нашего рождения, были уверены в том, что небес несколько, и лежат они одно над другим. Это же представление распространялось и на земную поверхность, и существование подземных цивилизаций для наших предков были скорее реальностью, чем сказкой.


До сих пор легенды и сказания многих народов упоминают о некоем таинственном и загадочном народе, по – каким либо причинам ушедшем под землю. Особенно верят в это жители горных районов Урала, Алтая и Тибета, для которых встречи с подобными подземными жителями далеко не сказочный сюжет. Наиболее распространено среди славянских народов предание о «чуди белоглазой», древнем народе, некогда обитавших на территории Древней Руси. По одним описаниям, это были высокие люди с необычайно тёмной кожей, возможно именно поэтому их называли «белоглазыми», так как белки глаз на тёмном лице действительно впечатляли своей белизной. Согласно другим сведениям, народ «чуди» отличался крайне маленьким ростом – не выше 3-х летнего ребёнка. Эти таинственные жители обитали в землянках, но со становлением на Руси христианства они не пожелали покориться власти «Белого царя», вырыли яму с земляной кровлей, спустились туда и обрубили подпорки, похоронив себя таким образом. Однако в ряде случаев легенды говорят, что чудь не погибла, а ушла под землю, где продолжает развиваться их высокоразвитая цивилизация.


С чудью ассоциируется и название другого народа «дивьих людей», обладающих паранормальными способностями. Ещё в ХХ веке этнографом А.Онучковым был собран материал, относящийся именно к этой теме. Исследователь писал, что дивьи люди живут под землёй на территории современного Урала, и при желании могут выходить на поверхность земли. Они очень красивы, обладают высоким ростом и приятным голосом. Видеть их дано не всем, поскольку чуждые к земным грехам жители земных глубин показываются только чистым сердцем людям, которым они могут рассказать о будущем. Первые упоминания о «дивах» упоминаются в «Книге Коляды», где описано противостояние Сварога с его братом Дивом (по сути дела борьба божественных начал земли и неба), после чего дивьи люди и чудь были заточены под Уральскими горами. Но до сих пор из-под земли слышится звон их колоколов, хотя прошло с той поры 27 тысяч лет.


Знаменита встречами с подземными жителями уральская гора Таганай, неподалёку от которой раз в сто лет земля в одну из ночей раскрывается, и выпускает своих обитателей. И именно здесь, в сакральном месте Таганайской горы существуют Священные Врата, открывающие путь в параллельные миры (раз в 3000лет), где проводили соответствующие обряды древние жрецы легендарного города Аркаима. Марина Середа, научный сотрудник, обладает большим запасом историй туристов о встречах с «маленькими человечками» в горах Таганая, и как оказалось, встреча с чудью для человека может окончиться непредсказуемо. К тому же довольно интересным является то обстоятельство, что большинство пациентов, попадающих в психиатрическое отделение из Таганая, обязательно упоминают о каких-то низкорослых существах.


Сообщения о встречах с таинственными обитателями уральских пещер поступают и в наше время. Один из жителей Урала В.Кочетов рассказывал о многокилометровом туннеле в скалах, где слышится непонятный шёпот, шелест, и ощущается непонятная тревога. Опять - таки именно на этом месте люди иногда видят странных существ маленького роста. Сказания о маленьком народце сохранились и у многих народов Севера. Например, коми, проживающие на Печорской низменности, также рассказывают о маленьких людях, умеющих творить чудеса и предсказывать будущее.


По преданиям коми, сначала человечки не понимали их языка, но потом научились понимать людей. Они же и передали людям знание о работе с металлами, а также показали, как ковать железо. Колдовство чуди было настолько сильным, что они даже могли управлять светилами – Солнцем и Луной. Жрецы народа чуди назывались панами. Эти маги были обладателями тайных знаний и несметных сокровищ, которые добывались в рудниках. Сокровища жрецов были надёжно укрыты в священных местах и защищены сильнейшими заклятиями. До сих пор те, кто рискнёт к ним приблизится, либо погибает, либо сходит с ума. Может, именно с запретными зонами кладов и связаны случаи странных умопомешательств в Таганае? Древние предания гласят, что сокровища панов охраняются особыми слугами: огарками. Эти хранители из народа чуди некогда были похоронены заживо вместе с богатствами, и вид оживших слуг пана настолько ужасен, что разум человека просто не выдерживает.


На месте бывшего поселения чуди в Приполярном Урале у реки Мерзавки находят древние камни, с высеченными на них загадочными знаками. В 1975 году группа студентов – историков начала поиски клада под этими старинными валунами. В одной из рукописей XV века молодые люди нашли заклинание, которое надо было употребить в подобном случае. Однако кроме двух древних серебряных медальонов они ничего не нашли, а вскоре одного из студентов - кладоискателей задрал медведь, и местные жители поговаривали, что это проклятие пана настигло осмелившихся посягнуть на его сокровища.


Возможно, что именно таинственные жители гор и подземелий встречаются иногда альпинистам на большой высоте. И хотя многие объясняют подобные видения игрой страдающего от недостатка кислорода разума, всё же прослеживается некая схожесть событий в описанных ситуациях. Так, в 2004 году шерп по имени Пемба Дорже совершал спуск с Эвереста. На высоте 8 км он решил отдохнуть и выпить горячего чаю. Однако вскоре он с удивлением заметил два тёмных силуэта, приближающихся к нему. «Призраки» подошли к мужчине и попросили у него…хлеба. Другой случай на том же Эвересте произошёл с альпинистами на высоте 5000м, когда присевшие отдохнуть люди заметили странную тень. Отвлёкшись всего на несколько мгновений, альпинисты с удивлением обнаружили, что лежавший рядом свитер и перчатки пропали. Живых существ поблизости, конечно же, не было.

Вполне вероятно, что из-за особенностей состава воздуха в горах люди начинают по-другому воспринимать мир, и видеть представителей параллельных измерений. Некоторые же из специалистов придерживаются того мнения, что странные «тени» это призраки погибших в горах альпинистов, которые умерли от холода и голода. Но всё же не исключён тот вариант, что на контакт с людьми выходили представители подземных цивилизаций, хотя бы потомки той же чуди.

Полторы тысячи жертв, более 30 лет в бегах и никакого раскаяния - 40 лет назад, 11 августа 1979-го, по приговору советского суда расстреляли Антонину Макарову, печально известного палача Локотского округа. Тонька-пулеметчица - одна из трех женщин, казненных в СССР в послесталинскую эпоху.

Коллаборационистку, перешедшую на сторону оккупантов, долго не могли найти. О том, как НКВД и КГБ ловили предателей, - в материале РИА Новости.

Антонина Макарова

В созданной нацистами на территории Брянской области так называемой Локотской республике Антонина Макарова, более известная под кличкой Тонька-пулеметчица, была палачом - расстреливала партизан и их родственников. Жертв отправляли к ней по 27 человек. Бывали дни, когда она исполняла смертные приговоры по три раза. После расстрелов снимала с трупов понравившуюся ей одежду. Партизаны объявили на нее охоту. Но поймать Тоньку-пулеметчицу не удавалось.

Антонина Макарова-Гинзбург (Тонька-пулеметчица)

После войны ее след потерялся. Розыском занималась специальная группа сотрудников КГБ - органы госбезопасности начали искать коллаборационистку сразу после того, как Локоть освободили от немцев. Проверяли пленных и раненых, выдвигались версии, что ее убили или же вывезли за рубеж немцы.

А Антонина Макарова тем временем вышла замуж за сержанта Виктора Гинзбурга, взяла его фамилию и спокойно жила в белорусском Лепеле. Работала контролером на местной швейной фабрике, пользовалась всеми льготами ветерана войны.

Однако в 1976-м один из жителей Брянска опознал в случайном прохожем бывшего начальника Локотской тюрьмы Николая Иванина. Изменника задержали. На допросах он вспомнил, что Антонина Макарова до войны жила в Москве. Оперативники проверили всех москвичек с этой фамилией, однако никто не подходил под описание. Следователь КГБ Петр Головачев обратил внимание на анкету одного жителя столицы, заполненную для выезда за границу.

В документе москвич по фамилии Макаров указал, что в Белоруссии у него проживает родная сестра. Оперативники установили негласное наблюдение за подозреваемой. Показали ее нескольким бывшим заключенным Локотской тюрьмы, и те опознали в ней Тоньку-пулеметчицу. Когда все сомнения отпали, Макарову задержали. На допросах Тонька-пулеметчица признавалась, что ее никогда не мучили угрызения совести. Она воспринимала казни как издержки военного времени, не чувствовала вины и до последнего была уверена, что отделается коротким сроком тюремного заключения. Одиннадцатого августа 1979-го ее расстреляли.

Василий Мелешко

Младший лейтенант Василий Мелешко встретил Великую Отечественную в должности командира пулеметного взвода 140-го отдельного пулеметного батальона. В первый же день попал в плен в районе села Пархачи Львовской области Украины. В концлагере для пленных советских офицеров пошел на сотрудничество с немцами. Его назначили командиром взвода 118-го батальона шуцманшафта - подразделения вспомогательной охранной полиции, сформированного в Киеве летом 1942-го. В декабре того же года батальон перевели в оккупированную Белоруссию для карательных операций против местных партизан.


Мемориальный комплекс «Хатынь»

С января 1943-го по июль 1944-го Мелешко в составе карательного батальона участвовал в десятках операций в рамках стратегии «выжженной земли», в ходе которых были уничтожены сотни белорусских сел. Бывший советский младший лейтенант лично расстреливал из автомата горящий сарай в Хатыни, в который нацисты согнали местных жителей.

В 1944-м, предвидя неизбежный крах Третьего рейха, выступил одним из инициаторов перехода карателей на сторону партизан. Сформировали 2-й украинский батальон имени Тараса Шевченко, который позже вошел в состав Французского иностранного легиона.

После войны Мелешко удалось скрыть правду о своем прошлом. Он трудился агрономом на хуторе Киров в Ростовской области. Разоблачили его случайно. В 1970-е фотография главного агронома хутора попала на страницы областной газеты «Молот». По ней его и опознали. Мелешко арестовали в 1974-м. К судебному процессу в качестве свидетелей привлекли выживших жителей Хатыни и окружающих деревень, а также его бывших сослуживцев по полицейскому батальону. Карателя расстреляли в 1975-м.

Григорий Васюра

Материалы судебного процесса над Василием Мелешко помогли выйти на след еще одного военного преступника - начальника штаба батальона, руководившего расправой в Хатыни, Григория Васюры. После войны он жил и работал под Киевом, занимал должность замдиректора совхоза. А в годы Великой Отечественной участвовал в большинстве карательных операций своего батальона, отдавал приказы о казнях.

Лично издевался над людьми, расстреливал, часто на глазах у подчиненных, чтобы подать пример. Выискивал скрывавшихся в лесах евреев, а однажды за какую-то мелкую провинность убил мальчика-подростка на железнодорожной станции Новоельня.


Григорий Никитович Васюра

В 1985-м он, как «ветеран боевых действий», потребовал себе орден Отечественной войны. Подняли архивы, но узнали лишь, что Васюра в июне 1941-го пропал без вести. Расследование и показания других карателей из 118-го батальона вывели на истинное прошлое «ветерана». В ноябре 1986-го его арестовали. Суд доказал, что в ходе карательных операций по его приказу и им лично были убиты как минимум 360 мирных советских граждан. Васюру расстреляли 2 октября 1987-го.

Александр Юхновский

Родился и жил в деревне Зеленая Волынской губернии Украинской ССР. После начала войны и оккупации Украины немцами его отец сформировал из знакомых местную полицию, куда и пристроил 16-летнего сына. С сентября 1941-го по март 1942-го Юхновский-младший служил писарем и переводчиком при немецком штабе, изредка вставая в оцепление во время казней евреев или партизан. Но в марте 1942-го его назначили переводчиком в штаб тайной полевой полиции.

Он активно участвовал в допросах и казнях, отличался особым садизмом. Лично застрелил и забил до смерти свыше сотни задержанных советских граждан.

В августе 1944-го во время отступления вермахта карателю удалось дезертировать. В сентябре он добровольно вступил в Красную армию под фамилией мачехи - Мироненко. Сотрудники военкомата поверили его легенде о том, что отец убит на фронте, мать погибла при бомбежке, а все документы сгорели. Юхновского зачислили в пулеметчики 191-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. Потом он служил писарем при штабе. После войны несколько лет жил в советской зоне оккупации Германии, с 1948 по 1951 год работал в международном отделе редакции газеты «Советская Армия». В 1952-м переехал с семьей в Москву.

В начале 1970-х Юхновскому предложили вступить в КПСС. Его изобличили на допросе в КГБ, когда выяснилось, что он многое скрыл из своей военной биографии. Кроме того, появились свидетели, опознавшие карателя. Юхновского арестовали 2 июня 1975-го. Признали виновным в участии по меньшей мере в 44 карательных операциях и пособничестве убийству более 2000 советских граждан. Расстреляли 23 июня 1977 года.

Статья А.В. Шмидта из "Записок УОЛЕ" 1927 г.

Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.

Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.

Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.

Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского. «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями. Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.

В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.

Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.

С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.

Таким образом только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.

Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне , принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени. Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах. Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии св. Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.

Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень. Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.

С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску . В камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих попадающиеся в земле. Не удивительно, что попав на реку Каму , они также стали называть подобные вещицы чудскими, хотя народа с таким именем на Каме никогда не жило, как нам уже известно. Память о Чуди, бывшая фактическим преданием на берегах Волхова, стала чистой легендой на берегах Камы. Нечто подобное произошло и в Германии, где словом «Hunengraber» «могилы гуннов» - широкие массы называют курганы и в таких местах, где гуннов никогда не было.

Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.

Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.

Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.

Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.

Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи. Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).

Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.

Первая легенда описывает Чудь, как народ малорослый. Чудаки будто бы были ростом намного меньше современных людей. Этот рассказ объясняется очень просто: различные железные и бронзовые доисторические топоры, ножи и др. предметы по своим размерам нередко гораздо меньше соответствующих современным. Одна крестьянка деревни Вакиной б. Тиминской волости б. Соликамского уезда мне определенно сказала, что на пашне возле Вакиной нередко находили чудские топоры, ножи и др. орудия малых размеров. «Видно Чудь была народ мелкий», - заключала она свой рассказ.

Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.

Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов.

Теперь нам остается разобрать самую известную легенду, именно сказание о погибели Чуди. Оно повторяется в совершенно почти одинаковой форме и в Приуралье, и в Зауралье, и записывалось несчетное количество раз. Повторю подробное ее содержание.

Некогда жид в крае народ Чудь. Когда впервые появились русские и раздался звон колоколов, Чудь волновалась. Принять православие, жить под русским владычеством ей не хотелось. Тогда она со всем своим имуществом удалилась в леса и нарыла себе подземные убежища, покрытие которые было укреплено на столбах. Когда русские проникли в глубь лесов, Чудь подрубила столбы. Крыша, сверху покрытая землей, рухнула и схоронила под собой Чудь и все ее добро, тоже унесенное в землянку. По представлению крестьянских масс, различные предметы, попадающиеся в земле, и являются остатками этого добра.

Как создалась эта легенда? Дать этому объяснение, полагаю, не так трудно. Очевидно, рассказ сложился под влиянием каких-то находок, допускавших возможность изложенного толкования. В Камском районе не встречается ничего подходящего. То же самое в частях Зауралья, непосредственно прилегающих к хребту. Более интересны для нас равнины Западной Сибири. Они изобилуют курганами. Начиная с низовьев Исети и Тобола далеко на восток тянутся бесконечные группы курганов. Многие из этих курганов сооружены следующим способом. На поверхности земли укрепляются толстые столбы, поставленные полукругом или четырехугольником. Столбы поддерживают накат из бревен или жердей. В центре иногда стоит такой же столб для лучшей поддержки покрытия. Покойник кладется на поверхность земли. Рядом с ним помещается могильный инвентарь, иногда очень богатый. Сверху все сооружение засыпается землею. Подобного типа курганы обнаружены, например, финляндским ученым Гейкелем в районе Тюмень - Ялуторовск .

Во второй половине XVII века, русские поселенцы начали усиленно раскапывать эти курганы, по-местному «бугры». Бугровщики – так называли копателей – искали в курганах драгоценные металлы, изделия из которых в них встречались довольно часто. Начались эти раскопки с курганов нижней Исети и Тобола, а затем они распространились на район Ишим-Тара-Омск.

Картина костяка с богатыми украшениями, столбов, наката, часто обвалившегося от тяжести набросанной земли, очевидно, и создала известную легенду о самопогребении.

Не понимая необычайного для них погребального обряда, оставляющего целые богатства вместе с покойником, русские копатели и объяснили по своему курганные могилы.

Легенда могла возникнуть только в бассейне Тобола-Иртыша, т.к. погребения такого типа не встречаются ни в бассейне Камы, ни вообще в средней или северной России.

Правда, подобные или сходные погребения известны на Украине, северном Кавказе, в Киргизской степи, но эти области слишком далеки от Урала. К тому же русские поселенцы, по крайней мере, в некоторые из них проникли только в XVIII веке и даже позже. Поэтому неудивительно, если одно из первых упоминаний легенды о самопогребении Чуди мы встречаем как раз в произведении, составленном в Западной Сибири, именно в труде монаха Гр. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в 1715 г. в Тобольске.

Раз создавшись, легенда была, конечно, связана с Чудью, которой приписывались, как нам известно, вообще все находки – изделия рук человеческих, и стала повсеместно распространяться. Она проникла на Урал, на Каму, даже на Двину, следуя тому же Сибирско-Московскому пути, через Верхотурье – Соликамск – Устюг – Вологду, по которому двигались поселенцы и шли вообще все сношения.

Так представляется мне возникновение этой драматической легенды. Несколько слов хочу еще сказать о рассказах тех или иных туземцев, пермяков и вотяков, об их происхождении от Чуди.

Прежде всего, это довольно редкие рассказы. Вероятнее всего, они вовсе и не принадлежат самим туземцам, а просто возникли в результате какого-нибудь недомыслия исследователей, не знавших туземных языков. Допустим, однако, что они записаны со слов туземцев. Но и в таком случае нет оснований считать их исконным туземным преданием. Предания о Чуди проникли к туземцам от русских так же, как отрывки христианских представлений и сказаний, как славянское языческое представление о существе Полезница – Полудница, живущем во ржи, о котором рассказывают, например, зыряне, и как многие другие элементы русской духовной культуры. В этих рассказах мы имеем в лучшем случае такую же переработку русских народных сказаний, как, например, в некоторых вогульских мифах, рассказанных Н.Л. Гондатти.

Резюмирую теперь полученные выводы:

1) Народ Чудь никогда не жил на Урале.

2) Слово Чудь отсутствовало у финнов в момент их соприкосновения со славянами. У последних оно известно давно и заимствовано от готов.

3) Представления о Чуди проникло на Урал вместе с переселенцами из новгородского края.

4) Чудь на Урале – это легендарный народ, которому приписываются древности всех эпох, находимые в земле.

5) Легенда о самопогребении создалась на Тоболе, или вообще в Западной Сибири, во второй половине XVII века.

6) Доисторические древности Урала принадлежат различным народностям, сменявшим друг друга в течение многих тясячелетий.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «naruhog.ru» — Советы по чистоте. Стирка, глажка, уборка